Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД РАЗВИВАЮЩЕЙ КООПЕРАЦИИ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазина Надежда Александровна

В статье рассматриваются некоторые виды педагогических технологий, которые в соответствии с ФГОС СПО могут быть использованы при организации образовательного процесса по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Автором раскрываются основные принципы, обеспечивающие эффективность педагогического процесса, анализируются инновационные технологии, указываются их особенности и влияние на результат учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазина Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE FSES SVE IN THE SPECIALTY 44.02.01 PRESCHOOL EDUCATION

The article discusses some types of pedagogical technologies that, in accordance with the Federal State Educational Standards of secondary vocational education, can be used in the organization of the educational process in the specialty 44.02.01 Preschool education. The author reveals the basic principles that ensure the effectiveness of the pedagogical process, analyzes innovative technologies, indicates their features and influence on the result of educational activity.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

УДК 377.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Надежда Александровна Лазина

преподаватель lasina.n@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые виды педагогических технологий, которые в соответствии с ФГОС СПО могут быть использованы при организации образовательного процесса по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Автором раскрываются основные принципы, обеспечивающие эффективность педагогического процесса, анализируются инновационные технологии, указываются их особенности и влияние на результат учебной деятельности.

Ключевые слова: инновационные технологии, кейс - технологии, метод развивающей кооперации, модульное обучение, личностно - ориентированная образовательная среда.

Введение новых образовательных стандартов в СПО привело к пересмотру содержания всего учебного процесса. Особое внимание при этом уделяется инновационным методам и технологиям, которые играют определенную роль при формировании как профессиональных, так и общих компетенций. Наряду с профессиональными качествами теперь предпочтение отдается формированию таких качеств личности, как коммуникативность, умение вести диалог, гибко и системно мыслить, принимать ответственные решения и работать с информацией [1].

В настоящее время вопрос реорганизации дошкольного образования волнует многих. С целью создания личностно - ориентированной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении все больше используются новые психолого-педагогические подходы и технологии, которые направлены на развитие познавательной активности ребенка. При подготовке будущих воспитателей ДОУ важно учитывать все эти изменения.

В СПО при изучении специальности 44.02.01 Дошкольное образование организации образовательного процесса уделяется особое внимание. От его качества зависят приобретаемые знания и умения, составляющие основу педагогического мастерства.

Основными принципами, обеспечивающими эффективность педагогического процесса, являются:

- комплексный подход к его содержанию и организации;

- систематичность, непрерывность и преемственность в его проведении;

- реализация обучающей, развивающей и воспитательной функций;

- учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Реализация всех этих принципов возможна только при умелом

использовании новых технологий в образовательном процессе.

Инновационные технологии представляют собой систему методов и приемов обучения, которые направлены на получение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии обучающегося.

При изучении специальности 44.02.01 Дошкольное образование целесообразно использование кейс - технологий. Это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Кейс - это изложение конкретного случая в практике работы педагога. В нем описывается определенная система или конфликт, представлены детали произошедших событий, дана характеристика участников, раскрыта суть проблемы и представлены эффективные действия по ее разрешению.

Существуют различные виды кейсов:

- практические кейсы - это реальные жизненные ситуации, которые могут быть использованы для тренинга обучаемых, закрепления знаний, умений и навыков поведения в той или иной ситуации;

- обучающие кейсы, отражающие типовые ситуации, часто встречающиеся в жизни;

- научно-исследовательские кейсы, которые выступают моделями для получения новых знаний о ситуации и поведении в ней [4,6].

Чаще всего кейсы состоят из трех частей и содержат общую информацию, которая помогает проанализировать кейс, ситуацию и задания. Они могут быть печатными и содержать графики и таблицы; мультимедийными, но это зависит от технического оснащения учебного заведения; видео кейсы, которые содержат аудио и видео материалы. При использовании кейс - технологии обучающимся необходимо первоначально выявить, что и почему происходит, что может произойти и почему. Далее они комментируют ситуацию, обсуждают возможные действия и определяют их эффективность. Работа с кейсом позволяет им научиться выявлять суть проблемной ситуации, анализировать факторы, которые повлияли на ее возникновение, выявлять последствия возможных действий [3, 5].

Другой педагогической технологией, используемой в образовательном процессе СПО, является метод развивающей кооперации. Его основными приемами являются: выдвижение цели (индивидуально, в паре, группе и

коллективе), коллективное планирование учебной работы и реализация плана, самостоятельный подбор информации. При использовании этого метода необходимо объединение обучающихся в группы с последующим распределением в ней ролей. Обычно группа состоит из 6-8 человек, среди которых определяют «лидера», «генератора идей», «функционера», «оппонента» и «исследователя». Чтобы развивать организаторские способности обучающихся, необходимо через два - три занятия менять лидера. В процессе работы обучающиеся могут общаться с другими группами, переходить из одной группы в другую. Основным этапом работы является дискуссия, в ходе которой представители групп доказывают правильность своего решения, проявляя при этом эрудицию, логические и риторические навыки [2].

Еще одной технологией, широко применяемой в современном образовательном процессе, является модуль. Он представляет собой часть образовательной программы, в которой изучается несколько дисциплин и курсов. Модуль - это вспомогательное средство при формировании заданных в ФГОС компетенций. Он позволяет преподавателю во время образовательного процесса координировать и контролировать деятельность обучающихся. Преподаватель преподносит информацию в виде блоков, при изучении которых достигается конкретная педагогическая цель. При этом студенты имеют индивидуальную траекторию. Выполняя задания по определенному алгоритму, они учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Цель модульного обучения - это организация и осуществление учебного процесса, построенного по принципу самостоятельной работы обучающихся, повышение эффективности и качества обучения, формирование профессиональных компетенций [2]. Учебные модули построены так, чтобы помочь каждому студенту разобраться со всеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал и применить его в практической деятельности. Преимуществом модульного обучения является то, что оно базируется на многих теориях:

- теория развивающего обучения;

- программированное обучение;

- проблемное обучение (систематическое включение обучающихся в проблемные ситуации и решение проблем);

- интенсивное обучение (более быстрое усвоение материала на основе практической работы).

Применение в образовательном процессе инновационных технологий позволяет иначе представить содержание обучения. Новые подходы направлены на достижение четко поставленных целей и обеспечивают системную организацию взаимодействия преподавателя и обучающегося на всех этапах учебной деятельности. Их применение - самая перспективная потребность развития среднего профессионального образования, способствующая интенсификации обучения, формированию и самоактуализации личности будущего специалиста. Именно поэтому инновационные и динамичные методы работы перенимает всё большее количество образовательных учреждений.

Список литературы:

1. Безверхая Е.А. Использование технологий обучения для реализации стандартов третьего поколения: [Знаковоконтекстная технология обучения] // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. №1. С.27-29.

2. Гериш В.А. Современные инновационные технологии как основа улучшения качества образовательного процесса // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. №6. С.26-30.

3. Иванова О.А., Цегелльная Н.В., Дементьева О.М. Использование кейс-метода в образовательном процессе [Метод конкретных ситуаций] // Школа и производство. 2011. №8. С.3-7.

4. Кирина И. Б., Третьякова Е.Н. Особенности применения технологий электронного обучения в образовательном процессе бакалавров-биотехнологов // Аграрная экономика и образование в современных условиях развития общества : материалы международной научно-практической конференции,

посвященной 180-летию ФГБОУ ВО «Донского государственного аграрного университета», пос. Персиановский, 21-22 сентября 2020 года. пос. Персиановский: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Донской государственный аграрный университет", 2020. С. 202-207.

5. Кузнецова Р. В. Инновационная и традиционная деятельность в сфере образования// Актуальные проблемы науки и образования: Сборник статей по итогам научно-исследовательской и инновационной работы Социально-педагогического института ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ за 2017 год / Под общей редакцией В.Я. Никульшина. Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет, 2017. С. 136-140.

6. Практика использования электронных образовательных ресурсов на занятиях, проводимых в аграрном вузе / Е. Н. Третьякова, А. Г. Нечепорук, И. Б. Кирина, Я. А. Третьякова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

УДК 377.3

THE USE OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE FSES SVE IN THE SPECIALTY 44.02.01 PRESCHOOL EDUCATION

Nadezhda A. Lazina

teacher lasina.n@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Annotation. The article discusses some types of pedagogical technologies that, in accordance with the Federal State Educational Standards of secondary vocational education, can be used in the organization of the educational process in the

specialty 44.02.01 Preschool education. The author reveals the basic principles that ensure the effectiveness of the pedagogical process, analyzes innovative technologies, indicates their features and influence on the result of educational activity.

Key words: innovative technologies, case-technologies, developmental cooperation method, modular training, student-oriented educational environment.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.