УДК/UDC 377:004 М. В. Никитин
DOI 10.54509/22203036_2021_4_30
M. Nikitin
СЕГМЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА СУБЪЕКТОВ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ1
SEGMENTATION OF THE SOCIAL PORTRAIT OF SUBJECTS OF NETWORK FORM OF LEARNING IN VOCATIONAL EDUCATION
Введение. Возрастание спроса на программы СПО у российских семей, имеющих различное социально-экономическое положение в обществе, востребует необходимость сегментации их социального портрета. Сегментация предполагает более точное, гибкое перенацеливание ресурсов колледжа на обеспечение как требований российской многоукладной экономики в российских специалистах (в том числе квалифицированных рабочих), так и потребностей семей, обучающихся в необходимости трудоустройства по специальности и соответствующей квалифицированному труду оплаты труда. Адекватным инструментом сегментации, как показали промежуточные результаты нашего исследования, становится сетевая форма обучения, где уже появилась неформальная категория локализованных акторов, формирующих новую образовательную среду СПО. Цель исследования - на основе сетевого подхода разработать характеристики сегментации социального портрета обучающихся СПО, определить задачи сетевого обучения и структуру локализованных акторов.
Методология. Настоящая статья основана на теоретико-методологических конструктах, характерных для современного этапа развития сетевого подхода к российской системе среднего профессионального образования, который востребует переориентацию потенциала колледжа для решения кадрового обеспечения российской многоукладной экономики, в том числе Российской армии, российского общества, в квалифицированных специалистах. При этом особый акцент делается на неформальной категории локализированных групп акторов, социальный статус которых обеспечивает динамику сетевой и горизон-
тально-профессиональной мобильности различных субъектов СПО.
Методы исследования - теоретические: анализ актуальных научных исследований по проблеме сетевого обучения разновозрастных групп граждан, понятийно-терминологический анализ понятийного аппарата исследования, синтез и моделирование пилотной практики сетевого обучения в СПО; эмпирические -изучение актуальных нормативных документов, регулирующих сетевые отношения субъектов, моделирование структуры социального портрета обучающихся, обработка статистических результатов исследования.
Результаты. Крупный региональный колледж -образовательный комплекс, в структуру которого уже вошли образовательные организации общего, коррек-ционного и дополнительного образования, должен продолжить педагогическую традицию резильент-ности для различных социальных групп граждан. Управление образовательно-трудовыми траекториями школьников в пользу обучения в ПОО носит устойчивый характер. К сожалению, в современной социологии профессионального образования отсутствуют согласованные теоретико-методологических основания анализа сегментации социальных групп граждан, условий формирования их учебных потоков и сетевых цепочек взаимодействия в русле следующей логики: сегмент социальной группы граждан ^ управление изменениями образовательных траекторий обучающихся ^ образовательные ресурсы крупного регионального колледжа-ОК ^ трудоустройство на российские предприятия ^ призыв в Российскую армию по профилю специальности СПО ^ сетевая форма повышения профессиональной квалификации.
1 Практико-ориентированные результаты междисциплинарного научного исследования получены в лаборатории профессионального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва, Минпросвещения РФ по госзаданию «Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования (среднего профессионального образования) и механизмы его реализации», проект № 073-00086-1901 на плановый период 2020-2021 гг.
Заключение. Актуальные междисциплинарные исследования российских ученых показывают устойчивое перераспределение социальных потоков обучающихся 9-11-х классов в пользу среднего профессионального образования. Востребованными стали их образовательно-трудовые траектории, где трудовая ориентация обучающихся из различных семей связана с мотивацией к профессиональной деятельности с адекватной оплатой труда. Формат сетевого обучения в ПОО, в том числе раскрытие потенциала сетевых практик на основе симуляторов и тренажерных комплексов, пока не получил необходимого методического обеспечения. Для сравнения подчеркнем, что выпускники СПО, проходящие военную службу в рядах Российской армии, регулярно обучаются на электронных тренажерах, что снижает временные затраты на обучение личного состава военным специальностям.
Проведенное исследование позволило выявить два целевых сегмента акторов сетевого обучения. Первый сегмент - структура неформальных групп акторов из числа студентов СПО. Второй сегмент -структура неформальных групп акторов из числа персонала ПОО.
Introduction. Increasing demand for vocational education and training programms among Russian families with different socio-economic backgrounds requires segmentation of their social portrait. Segmentation implies a more accurate, flexible redirection of college resources to meet both the requirements of the Russian multiform economy for Russian specialists (including skilled workers), and the needs of families and students, whose main aim of study is to get a job in their major with an appropriate for skilled labor wage. As the intermediate results of the study have shown, the network form of education becomes an adequate segmentation tool, where an informal category of localized actors that form a new educational environment of VET has already appeared. The purpose of the study is to develop the characteristics of segmentation of social portrait of learners VET programs on the basis of the network approach, to determine the tasks of network learning and the structure of localized actors.
Methodology. The present paper is based on theoretical and methodological constructs that are typical for the modern stage of network approach development to the Russian system of vocational education, which demands reorientation of colleges' capacities to solve the problem of the personnel supply of Russian multiform economy, including Russian army, Russian society, in qualified specialists. In this case a special emphasis is made on the informal cat-
egory of localized groups of actors, whose social status provides dynamics of network and horizontal-professional mobility of various subjects of VET. Methods of research are theoretical: analysis of actual scientific researches on the problem of network education of different-age groups of citizens, conceptual-terminological analysis of conceptual research framework, synthesis and modeling of experimental practice of network education in VET. Empirical methods are also used: study of actual normative documents, regulating network relations of subjects, modeling of structure of social portrait of students, processing of statistical results of research.
Results. A large regional college is an educational complex, the structure of which has already included educational organizations of general, correctional and supplementary education, should continue the pedagogical tradition of resiliency for different social groups of citizens. The management of students' educational and occupational trajectories in favour of vocational education and training is persistent. Unfortunately, modern sociology of vocational education lacks a coherent theoretical and methodological basis for analyzing the segmentation of social groups of citizens, conditions for the formation of their educational streams and network chains of interaction along the following logic: the segment of the social group of citizens ^ management of changes in the educational trajectories of students ^ educational resources of a large regional college ^ employment at Russian enterprises ^ conscription into the Russian army in the profile of vocational training ^ network form of professional development.
Conclusion. Current interdisciplinary studies of Russian scientists show a steady redistribution of social flows of students-schoolchildren of grades 9-11 in favor of vocational education. Educational and labor trajectories of VET have become in demand, where the labor orientation of students from different families is associated with motivation for professional activity with adequate wages. The format of network training in VET, including the disclosure of the potential of network practices on the basis of simulators and simulator complexes, has not yet received the necessary methodological support. For comparison, it should be emphasized that VTE graduates serving in the Russian army are regularly trained on electronic simulators, which reduces the time spent on training personnel in military specialties.
The study allowed us to identify two target segments of network training actors. The first segment is the structure of informal groups of actors from among VET students. The second segment is the structure of informal groups of actors among VET personnel.
Ключевые слова: крупный региональный колледж - образовательный комплекс (ОК), государственная программа «Профессионалитет СПО», управление изменениями, сегментация социального портрета, сетевая форма обучения, резильентность, локализованная структура акторов как лидеров сетевого обучения.
Keywords: large regional college - educational complex, the state program "Professionalitet SPO", changes management, segmentation of the social portrait, network form of education, resiliency, localized structure of actors as leaders of network learning.
Введение
С середины 2010 г. в РФ, как показывают междисциплинарные исследования, происходит устойчивое перераспределение социальных потоков обучающихся после 9-11-х классов [12] в пользу среднего профессионального образования (СПО). Исследования большой группы российских авторов [2; 5; 10; 11; 14-18 и др.] показывают устойчивость изменений традиционных образовательных траекторий: «девять классов ^ колледж ^ вуз»; «колледж ^ вуз» - на актуальные образовательно-трудовые траектории: «девять классов ^ колледж ^ служба в Российской армии по профилю гражданской технической специальности СПО ^ трудоустройство (самозанятость) в условиях многоукладной российской экономики».
С 2015 г. в практике наиболее продвинутых российских ПОО начали формироваться новые образовательно-трудовые траектории у выпускников 9-11-х классов. Управление изменениями образовательных траекторий обучающихся 9-11-х классов и ПОО в целом не означает, что их целевая ориентация и ориентация российских семей на вуз уходит. В колледжах, в структуре вузов она имела и имеет устойчи-
вый приоритет у обучающихся. Тем не менее 4 627 российских колледжей (против 1 264 вузов) уже начали откликаться на возрастающие сигналы таких возрастных групп (табл.).
Спрос на программы СПО, востребованность новых специальностей для развития цифровой (сетевой) экономики, приоритет трудоустройства (самозанятости) и оплаты за квалифицированный труд - это устойчивый тренд у российских семей, имеющих разное социально-экономическое положение. Разработка научного обеспечения качества образовательно-трудовых траекторий обучающихся в СПО, в русле целевой государственной программы Минпросвещения РФ «Профессионалитет в СПО», потребует не только «„иной структуры государственного управления подготовкой квалифицированных рабочих кадров в СПО» [19, с. 1], но и развития сетевых форматов обучения, сетевых форматов практики и трудоустройства. Правовую базу обеспечения качества сетевого обучения в СПО дополняет Ф3-403 «О внесении изменений в закон «Об образовании в РФ», в часть о практической подготовке обучающихся», где в ч. 7. ст. 13 уточняется, что «практическая подготовка может быть организована посредством использования сетевой образовательной программы». Подчеркнем в этой связи два дефицита по организации практик в условиях сетевого обучения по техническим специальностям СПО. Первый. Дефицит нормативно-правового, финансового и методического обеспечения организации практик в условиях сетевого обучения по техническим специальностям в СПО. Без таких оснований практическое обучение в ПОО, особенно в условиях ковидных ограничений, нельзя признать эффективным. Второй. Дефицит материально-технической базы ПОО, где используются, в основном, неплатфор-
Таблица 1
Управление изменениями образовательных траекторий школьников 9-11-х классов в пользу СПО
Образовательные траектории выпускников 9-11-х классов
2010-2015 гг. 2015-2021/22 уч. г.
- Девять классов ^ колледж ^ вуз; - одиннадцать классов ^ колледж ^ вуз; - колледж ^ вуз; - вуз ^ трудоустройство по специальности - Девять классов ^ колледж ^ трудоустройство в региональную экономику, в том числе для лиц с ОВЗ; - целевая госпрограмма «Профессионалитет СПО» по подготовке квалифицированных рабочих; - девять классов ^ колледж ^ служба в РА по профилю гражданской специальности СПО ^ трудоустройство (самозанятость) в условиях региональной многоукладной экономики; - сетевая самозанятость, в том числе интеллектуальное предпринимательство, как инструмент личностного, семейного и профессионального роста в русле специальности СПО
менные, локальные инструменты как в преподавании общепрофессионального и профессионального циклов, так и в ограниченном использовании виртуальных/практических симуляторов и тренажеров. К сожалению, в ежегодном статистическом сборнике «Образование в РФ» такие статистические данные отсутствуют. Подчеркнем, что решение проблемы практического обучения уже активно развивается в Российской армии (РА) при обучении военных высокотехнологическим специальностям. Боевая подготовка солдат РА, призванных по профилю технической специальности СПО, ведется преимущественно с использованием военных симуляторов и тренажерных комплексов.
Сетевой подход позволяет рассматривать симуля-торы и тренажеры как эффективный инструмент, который помогает мастеру/инструктору/наставнику организовывать производственное обучение как самостоятельное решение производственных задач обучающимися ПОО. Такой подход уже активно осваивается профессиональным обучением в США, Западной Европе и Китае [4].
С 2012 г. государственные органы управления профессиональным образованием ориентировали российские организации СПО на включение в международное движение профессионального мастерства (Ворлдскиллс, Абилимпикс, Юниорскиллс), что позволило повысить престиж рабочих профессий у различных социальных групп граждан и акцентировать внимание родителей школьников, работодателей на оперативное преодоление следующих барьеров: а) требования работодателей к приоритету опыта профессиональной деятельности обучающихся по специальностям СПО, а не наличие только госдиплома уровня СПО; б) требования выпускников ПОО к российским работодателям по соблюдению адекватной оплаты квалифицированного труда в условиях многоукладной региональной экономики. Финансовый фактор оплаты труда становится ключевым для семей при выборе образовательно-трудовой траектории и преимущественно регионального трудоустройства; в) развитие потенциала сетевой формы академического и профессионального обучения в СПО как интегратора требований работодателей к качеству профессиональных квалификаций. Подчеркнем, что, по статистическим данным В. А. Мальцевой, А. И. Шабалина [12]), только число заявлений на ИТ-специальности СПО выросло в рекордные 2,8 раза, а прием на обучение - только в 1,6 раза. Разница между количеством поданных заявлений на обучение в СПО и принятых на бюджетное и платное обу-
чение, по нашему мнению, указывает на новое пространство спроса различных социальных, возрастных и гендерных групп граждан на включение в различные форматы сетевого обучения в ПОО.
В России спрос экономики на уровень образования и тип образованности имеет сложную структуру. В постиндустриальном обществе индустрия не исчезает, фабрики и заводы продолжают работать, и им нужен персонал молодых квалифицированных рабочих преимущественно из системы СПО. В то же время произошел переход к индустриально-рассредоточенному производству, где единицей производства стала коммерческая компания, которая владеет технологией, организует производство, распределяя его технологические стадии между разными фабриками и заводами. Таким образом, производство в постиндустриальном мире разделилось на два уровня: первый уровень - поддерживает работу российских фабрик и заводов, которым всегда нужны молодые квалифицированные рабочие (бригадиры, мастера, прорабы); второй уровень - поддерживает российские коммерческие компании, где на одном полюсе индивидуальные предприниматели, малые и средние предприятия; а на другом - крупные промышленные компании, в том числе с международным участием. Такие компании востребуют разный тип образованности и в меньшей степени ориентируются на статус государственного диплома, а в большей степени на опыт, связи и функции специалиста [6].
Методология
Новизна сетевого профессионального образования/обучения и воспитания в том, что оно существует не только для работодателей. Российскому работодателю, как правило, не нужны высококвалифицированные и образованные сотрудники, ибо они всегда ценностно ориентированы на более высокую (и адекватную своей квалификации) оплату труда. Такие работники могут перейти и к другому работодателю, если размер оплаты квалифицированного труда окажется низким. Традиционно российские работодатели к персоналу относятся как к фактору затрат, но не как к источнику конкурентных преимуществ для своей фирмы. Пока работодатели плохо стимулируют инновационное поведение штатных работников.
Сетевое персонализированное профессиональное образование/обучение и воспитание, в том числе взаимообучение и самообучение, ключевой инструмент, который нужен самому человеку в любом возрасте, ибо помогает ему объективно оценивать каче-
ство своих знаний/компетенций, этических норм профессиональной деятельности. Необходимо констатировать, что профессиональное образование не заканчивается, когда человеку исполняется 18-22 года. С внедрением искусственного интеллекта и ведущейся роботизацией производственных процессов компаниям требуется «адекватный» персонал - это те, кто владеет гибкими навыками (softskills); кто умеет учиться новому; умеет критически мыслить; умеет работать в команде; умеет эффективно строить профессиональные и личностные коммуникации.
Промежуточные результаты нашего исследования позволяют утверждать, что сегментация становится базовым регулятором бюджетных ресурсов государства для достижения показателей трилеммы.
Заявленная научная проблема служит для нашего исследования поиском оптимальных рекомендаций по разработке и продвижению результатов целевой государственной программы «Профессионалитет СПО». Необходимо получить новые знания о взаимосвязи сегментаций социальных групп обучающихся, сроков и результатов обучения в СПО и требований программы профессионалитета. Решение заявленной проблемы невозможно, по нашему мнению, вне сетевого подхода.
Уточним следующий понятийный аппарат:
- сегментация социального портрета субъектов сетевой формы обучения - совокупность социально-профессиональных, гендерных, возрастных сегментов групп граждан, обеспечивающих продвижение сетевого способа развития профессионального образования цифровой (сетевой) экономики и сетевых коммуникаций граждан. Для субъектов сетевой формы обучения не существенны «границы» колледжа, но фактор времени, темпов обучения и адекватной оплаты квалифицированного труда становится ведущим мотивом формирования их потоков и цепочек взаимодействия. Поддержка сегмента обучающихся, продолжающих семейные профессиональные традиции, позволит актуализировать семейный капитал, в том числе возрождение ценностей российского семейного бизнеса;
- акторы как сегмент сетевого обучения - индивиды, добившиеся значимых социально-профессиональных и академических результатов, что обеспечивает оперативную трансляцию результатов этой деятельности в средах различных социальных групп. Акторы де-факто формируют новые обучающие среды, которые стимулируют мотивацию обучающихся на оперативное, самостоятельное освоение профессиональных компетенций как результатов
деятельности. Относительно короткие программы (модули) сетевого обучения для квалифицированных рабочих и специалистов-техников станут российскими аналогами международных программ профес-сионалитета СПО;
- организационно-методические основания для структурирования акторов как сегментов сетевого обучения: а) наличие сетевой программы (модулей); б) наличие сетевой формы обучения; в) наличие акторов и технологий сетевого обучения.
Результаты
Ведущим субъектом, обладающим достаточным ресурсом для обеспечения качества персонализированного профессионального образования/обучения, становится крупный региональный колледж-ОК, где созданы необходимые условия доступности и предоставляется больший выбор персонализированных образовательных программ. По своим целям, функциям, программам, технологиям и формам обучения - это сетевой колледж-ОК, который обладает конкурентными преимуществами.
Колледж-ОК - адекватный формат современной психолого- и социально-педагогической поддержки разновозрастных обучаемых как условие их успешного трудоустройства, финансовой самостоятельности и службы в РА по профилю (и не по профилю) полученной гражданской специальности/профессии. Подчеркнем, что современная трактовка резильентности в СПО - это традиционная воспитательно-трудовая функция советских ПТУ и техникумов, где подавляющая часть контингента - это те школьники, кто по разным основаниям был отчислен из школы не только за академическую неуспеваемость, но и за поведение [14]. Развитие сетевого подхода в условиях современного СПО мы связываем с продолжением советско-российской педагогической традиции, которая актуализирует наше понимание связи между российской культурой, появлением сетевых структур/отношений и деятельностью акторов [13, с. 101]. Сетевой подход рассматривает крупный колледж-ОК как инструмент, формирующий сетевые отношения/структуры (с родителями, работодателями, общественными и государственными организациями) и представляющий сети как каналы социального влияния. На основе анализа социальных паспортов семей обучающихся в ПОО как обязательных документов взаимодействия педагогического коллектива с различными социальными организациями и родителями были сегментированы девять традиционных социальных групп:
1) подростки-сироты и подростки, чьи родители были лишены родительских прав; 2) подростки из неполных семей (одна мать или один отец); 3) подростки из многодетных семей (3-6 детей); 4) подростки из семей инвалидов/лица с ОВЗ; 5) подростки из семей трудовых мигрантов; 6) подростки из национальных семей;
7) подростки из семей с приемными родителями;
8) подростки из малообеспеченных семей (родители - безработные, пенсионеры); 9) подростки из полных семей.
Как показали промежуточные результаты нашего исследования, в фокусе перспективных прикладных научных исследований должны оказаться сетевые измерения качества отношений колледжа-ОК, родительских сообществ, различных социальных групп обучающихся и потребностей региональной цифровой (сетевой) экономики в квалифицированных работниках.
Важным фактором трудоустройства выпускников ПОО на родной территории мы считаем не только возможность трудоустройства и получение адекватной заработной платы, но и возможность создания молодой семьи. На смену принципу «человек для семьи» приходит новый - «семья для человека», когда активизируются все внутренние ресурсы семьи [7, с. 403-404]. Рассмотрим подробнее социальный паспорт такого колледжа-ОК (рис. 1).
Подчеркнем специфику преодоления академической резильентности в условиях СПО такой социальной группы, как подростки-сироты (15-18 лет). После выпуска из общеобразовательной школы-интерната эта социальная группа продолжала свое обучение, как правило в учреждениях НПО/СПО. Сложилась
советско-российская педагогическая традиция преемственности и непрерывности профессионального образования и воспитания этой социальной группы в соответствии со следующими характеристиками:
- преемственность качества социального обеспечения подростков-сирот как обучающихся крупного колледжа-ОК (трехразовое питание, предоставление общежития, спецодежды, денежной компенсации, льготного проезда, а по завершении обучения - предоставление квартиры или места жительства от предприятия);
- преемственность выбора профессии (специальности) когортами подростков-сирот из определенных школ-интернатов, в том числе преемственность педагогического взаимодействия преподавателей школы-интерната и преподавателей (мастеров) кол-леджа-ОК;
- устойчивость социально-психологических мотиваций подростков-сирот на ускоренную монетизацию полученных теоретических знаний в профессиональные квалификации. По оценкам фокус-групп мастеров производственного обучения: «...обучающиеся-сироты лучше работают руками на практике, чем учатся «на теории». Но за два-три года те, кто хорошо работают по про -фессии, начинают лучше учиться ...»;
- нормирование нахождения подростков-сирот (2-3 чел.) в составе одной учебной группы (25 чел.) положительно влияет на повышение качества их жизни, так как появляется практика общения с другими социальными группами молодежи.
К сожалению, разработка прикладного инструментария обеспечения качества обучения и воспитания в колледже-ОК подростков-сирот в условиях дистан-
Сегментация социального портрета семей обучающихся колледжа-ОК (чел.)
Всего студентов -2564 чел.
CD (W ¿¿¿-~—.....
1. Многодетные семьи (3-6 детей) 249
2. Неполные семьи 497
3. Дети-сироты 76
4. Инвалиды/лица с ОВЗ 50
5. Иностранные граждане 82
6. Малообеспеченные 37
7. Семьи с приемными детьми 7
8. Национальные семьи 222
9. Полные семьи 1500
Рис. 1. Социальный паспорт колледжа - образовательного комплекса
ционного и сетевого обучения еще не получила достаточных научно-мониторинговых исследований.Ждет своего исследователя и технология рестарта для поколения NEET.
Росстат уже выявил новое поколение - №ЕТ, т. е. большую группу российской молодежи от 15 до 24 лет, которые не работают, не учатся и не мотивированы на вхождение в любые форматы трудовой деятельности. По данным Росстата, 263 тыс. подростков ежегодно после 9-го класса нигде не работают и не учатся, что приводит к постановке их на учет в ИДН; 71 тыс. молодых людей остаются вообще без образования, в том числе находящиеся в местах лишения свободы УФСИН; 799 тыс. молодых людей со средним общим образованием нигде не работают и не учатся; 110 тыс. - молодые инвалиды-безработные; 219 тыс. молодых людей даже не ищут работу, а в сельской местности доля молодежной безработицы самая большая (//Огонек. 2018. № 11, С. 16-18).
Уточним еще одно проявление резильентности для несовершеннолетних подростков (14-18 лет), находящихся в местах лишения свободы сроком до 5 лет. Нормами федеральных законов «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ-120 от 24.06.1999), «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ФЗ-5473-1 от 21.07.1993) установлено обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в т. ч. в заочной форме в профессиональных образовательных организациях. Таким образом, администрация и педколлектив колледжа-ОК имеют право в своем регионе организовать для данной категории осужденных несовершеннолетних подростков комбинированное обучение (дистанционное, заочно-сетевое и др.) по профессиям рабочих и служащих. К сожалению, данное направление реализации резильентной функции в СПО не получило адекватного программно-методического, управленческого, технологического и воспитательного обеспечения. Но потребность в воспитательном партнерстве УФСИН и СПО давно назрела.
Отличительная особенность прагматичности методов воспитания в сетевом колледже-ОК в обеспечении раскрытия потенциала обучающихся из различных социально-возрастных групп, в том числе лиц с ОВЗ и взрослых. Прагматичность методов воспитания предполагает необходимость пересмотра позиции обучающихся «на кого учишься?» и «для чего
учишься?». Как перейти от освоения системы знаний к освоению новых практик деятельности? Как преодолеть разрыв между логикой реализации способностей обучающихся и логикой знаний системы профессионального образования?
Традиционные образовательные траектории обучения в СПО (в основном по образовательным программам очного обучения в учебной группе) являются, безусловно, важными, но тем не менее ограниченными, негибкими образовательными траекториями по двум образовательным маршрутам: а) три года очного обучения по ППКРС (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих); б) четыре года очного обучения по ППССЗ (программа подготовки специалистов среднего звена, или подготовка специалистов-техников). По такому «образцу» могут вписаться в реалии цифровой (сетевой) экономики сетевых социальных отношений далеко не большинство обучающихся, выпускников и штатных педагогических работников ПОО.
Мотивы обучающихся различных социально-экономических групп связаны с ускорением трудоустройства, получением заработной платы и престижем профессии в настоящее время и являются ведущими. По данным российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, каждый четвертый работник в РФ имеет избыточное образование, а штраф для работников с высшим образованием доходит до трети заработной платы. Заняв рабочее место ниже уровня полученной квалификации, специалист либо получает «штраф» на зарплату, т. е. зарабатывает меньше, либо вынужден переучиваться [3].
По актуальным данным американских исследователей рынка труда (2017), 47 % занятых квалифицированных работников США находятся в зоне высокого риска: искусственный интеллект уже может выполнять их профессиональные задачи лучше и дешевле, а 702 профессии подлежат оптимизации (//ЭКСПЕРТ. 2021. № 29 (1215), с. 44). Все более востребованными для экономики, общества и семейных отношений становятся навыки сетевого само- и взаимообучения, навыки сетевого повышения квалификации, навыки сетевой (удаленной) работы. Причем такие навыки должны быть освоены в процессе обучения в ПОО. Имеются основания предполагать, что обучающиеся будут становиться роботовладельцами, и у них должны появиться навыки управления роботами при решении профессиональных задач. Например, активно развиваются исследования по применению экзоскелетов для повышения качества и эффек-
тивности профессиональной деятельности рабочих-асфальтоукладчиков.
Современные цифровые (сетевые) ресурсы предлагают различным социально-возрастным группам обучающихся такое количество модулей сетевых программ, адаптивных курсов, что игнорировать этот ресурс уже неэффективно. В ходе нашего исследования были определены следующие практико-ориентированные задачи сетевого обучения в ПОО:
- освоение разновозрастными субъектами обучения сетевого подхода как регулятора сопряжения требований ФГОС СПО, требований ПС по специальности и возможностями личности обучающегося по выполнению перечня профессиональных задач по специальности;
- преодоление неравенства в академической успеваемости, в том числе отчислений (выбытия) обучающихся;
- ускоренное получение трудового стажа, опыта профессиональной деятельности, продвижение форматов трудоустройства на основе взаимодействия с профильными сетевыми сообществами;
- мобилизация ресурсов профессиональных тренажеров, в том числе ресурсов различных рабочих мест как на базе РЦ СПО, так и на базе мастерских, лабораторий;
- включение ресурсов семей российских предпринимателей для возрождения российского малого семейного бизнеса и индивидуального предпринимательства.
Локальные структуры акторов как инструмент качества профессиональных квалификаций и личностного роста педагогического персонала и обучающихся ПОО
Целевые социальные группы граждан как сегменты социального портрета обучающихся в СПО не только не должны увеличивать неравенство их возможностей в получении образования уровня СПО, но и способствовать ускорению перехода из «сферы СПО» в «сферу цифровой (сетевой) экономики» и сетевых общественных отношений. Развитие информационно-сетевых ресурсов СПО расширяет доступ к программам СПО, преодолевает барьеры и способствует выравниванию образовательных возможностей социальных групп, в том числе лиц с ОВЗ.
Эмпирическую базу нашего исследования составили данные из открытых источников - сайты колледжей; материалы сборников региональных научно-практических конференций организаций СПО, публикации в журналах ВАК «СПО», «Профессиональное образование и рынок труда» за 2019-2021 гг.
На основе анализа пилотной практики демонстрационного экзамена и локальных конкурсов профессионального мастерства в СПО нами констатировано появление неформальных коллективных субъектов (акторов) профессионального обучения. Они демонстрируют результаты обучения на основе инструмен-тализации профессиональных знаний, их прикладной направленности и, в целом, демонстрируют успешное освоение нового опыта профессиональной деятельности.
Практико-ориентированные задачи крупного колледжа-ОК - освоить коллективный результат неформальных групп локальных акторов в профессиональной деятельности и обеспечить его доступность для различных социальных гендерных групп граждан.
Появление и развитие в РФ акторно-сетевой теории позволило обнаружить и структурно выделить феномен акторов. По оценкам российского социолога Д. В. Мальцевой, „социология из науки о социальном превращается в «социологию как прослеживание связей», где уже существуют особые социальные связи и появление акторов предлагает другой порядок сборки общего мира, то есть это - «пересборка социального» [13, с. 136]. Как появляются (или не появляются) сетевые структуры на базе крупного колледжа и почему анализ социальных сетей, в том числе появление акторов, затрагивает пересмотр социологии в фокусе интереса к отношениям с различными социальными группами обучающихся?
На основе промежуточных результатов нашего исследования были предложены к критическому обсуждению два локальных сегмента неформальных групп акторов из числа студентов (первый сегмент) и сегмент акторов из числа штатного персонала СПО (второй сегмент).
Актор всегда продвигает результаты собственных академических и профессиональных достижений и действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей. Появление таких структур неформальных групп локальных акторов на базе колледжа-ОК конкретизирует множественность профессиональных мотивов по выполнению учебных и производственных задач. Успешность выполнения таких задач стимулирует коэволюцию и обучающихся, и педагогического персонала колледжа-ОК к повышению качества трудовой деятельности.
Подробнее структуры неформальных групп локальных акторов этих двух сегментов представлены на рисунках 2, 3.
Студ ак сетевог ен то о о о о ты -ы бучения
Члены студенческого сетевого сообщества
Победители (призеры) конкурсов профессионального мастерства
Победители (призеры) предметных олимпиад
Отличники по учебным дисциплинам
Члены сетевой ассоциации выпускников колледжа
Рис. 2. Структура неформальных групп локальных акторов из числа студентов ПОО
Рис. 3. Структура неформальных групп локальных акторов персонала ПОО
Заключение
Актуальные междисциплинарные исследования российских ученых показывают устойчивое перераспределение социальных потоков обучающихся школьников 9-11-х классов в пользу среднего профессионального образования. Востребованными стали их образовательно-трудовые траектории, где трудовая ориентация обучающихся из различных семей связана с мотивацией к профессиональной деятельности с адекватной оплатой труда.
Необходимо поддержать предложения Общего собрания РАО от 28.05.2021 «О приоритетных направлениях развития исследований в сфере наук об образовании», где «... 4. Ресурсы перехода профессионального образования на инновационный путь развития, в том числе становление профессиональной карьеры в условиях сетевого взаимодействия».
Сегменты акторов СПО как лидеров профессионального образования начинают реализовывать свои модули сетевой программы, что улучшает профессиональную социализацию обучающихся на основе освоения ими прикладных ценностей профессиональной деятельности.
Промежуточные результаты исследования позволяют утверждать, что именно выпускники ПОО из различных социальных групп граждан будут мотивированы не только к работе по специальности с адекватной оплатой труда на своей родной территории, но и к созданию семьи.
Сегментация социального портрета групп обучающихся - это поиск механизмов равновесия и адекватности ресурсов между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы.
Литература
1. Александров Д. А., Тенищева К. А., Савельева С. С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66.
2. Беляков С. А., Клячко Т. Л., Полушкина Е. А. Среднее профессиональное образование. Состояние и прогноз развития. М., 2018.
3. Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И. Российский работник: образование, профессия, квалификация. М., 2011. С. 574.
4. Дудырев Ф. Ф., Максименкова О. В. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 255.
5. Молодые профессионалы для новой экономики: СПО в России / Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина. М., 2019.
6. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование - 2030: аналитический доклад / под ред. В. С. Ефимова. М.; Красноярск, 2014. 294 с.
7. Зборовский Г Е. Общая социология. Курс лекций. Екатеринбург, 1997. С. 403-404.
8. Трудоустройство молодежи. Выбор в пользу СПО / Т. Л. Клячко, Е. М. Авраамова, Д. М. Логинов, Е. А. Полуш-кина и др. М., 2019.
9. Среднее профессиональное образование. Образовательные эксклюзии и вопросы трудоустройства выпускников: социологический аспект / Т. Л. Клячко, Е. А. Полушкина, Л. Ю. Бедарева, Д. М. Логинов, Е. В. Ломтева. М., 2021. 26 с.
10. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Российское СПО: востребованность и специфика выбора // Социологическое исследование. 2018. № 3. С. 34.
11. Выпускники СПО и высшего образования на российском рынке труда / М. В. Лопатина, Л. А. Леонова, П. В. Травкин, С. Ю. Рощин, Р. Н. Рудаков. М., 2020.
12. Мальцева В. А., Шабалин А. И. Не-обходной маневр или бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10.
13. Мальцева Д. В. Сетевой подход в социологии: генезис идей и применение. Новосибирск, 2017. 220 с.
14. Никитин М. В. Резильентные функции российского колледжа-ОК: стратегия, задачи, механизмы // Среднее профессиональное образование. 2019. № 3. С. 32. (Диплом первой степени на конкурсе научных статей журнала ВАК «СПО»).
15. Никитин М. В. Становление сетевого профессионального образования: ресурсы организаций и сообществ. М., 2018. 260 с.
16. Никитин М. В. Сетевой потенциал колледжа-образовательного комплекса: сетевые программы, прикладные ценности, структуры, результаты. М., 2021. 168 с.
17. Никитин М. В. Сетевое взаимодействие педагогического колледжа по продвижению образовательного анскулинга: понятийный аппарат, правовая база, результаты // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 1 (29). С. 58.
18. Никитин М. В. Перспектива российского колледжа: воспитательные задачи команды сетевых специалистов // Профессиональное в России и за рубежом. 2021. № 2. С. 178.
19. Смирнов И. П. Старт после финиша. ПТУ упразднили. Да здравствует ПТУ! // Учительская газета. 2021. 24 августа (№ 34).
20. Смирнов И. П. Делайте ставки, господа // Учительская газета. 2021. 12 октября (№ 41).
References
1. Alexandrov D. A., Tenisheva K. A., Savelyeva S. S. Mobil'nost' bez riskov: obrazovatel'nyj put' «v universitet cherez kolledzh» [No-risk mobility: through college to university]. Educational Studies Moscow, 2015, no. 3, pp. 66. (In Russian).
2. Belyakov S. A., Klyachko T. L., Polushkina E. A. Srednee professional'noe obrazovanie. Sostoyanie i prognoz razvitiya [Secondary vocational education. State and forecast of development]. Moscow, 2018. (In Russian).
3. Gimpelson V. E., Kapelyushnikov R. I. Rossijskij rabotnik: obrazovanie, professiya, kvalifikaciya [Russian worker: education, profession, qualification]. Moscow, 2011, pp. 574. (In Russian).
4. Dudyrev F. F., Maksimenkova O. V. Simulyatory i trenazhyory v professional'nom obrazovanii: pedagogicheskie i tekhnologich-eskie aspekty [Training simulators in vocational education: pedagogical and technological aspects]. Educational Studies Moscow, 2020, no. 3, pp. 255. (In Russian).
5. Dudyrev F. F., Romanova O. A., Shabalin A. I., Abankina I. V. Molo-dye professionaly dlya novoj ekonomiki: SPO v Rossii [Young pro-
fessionals for the New Economy: SPO in Russia]. Moscow, 2019. (In Russian).
6. Budushchee vysshej shkoly v Rossii: ekspertnyj vzglyad. Forsat-issledovanie - 2030: analiticheskij doklad [The future of higher education in Russia: expert view. Forsat-research - 2030: Analytical report]. Ed. V. S. Efimov. Moscow, Krasnoyarsk, 2014, 294 p. (In Russian).
7. Zborovsky G. E. Obshchaya sociologiya. Kurs lekcij[General sociology. Course of lectures]. Ekaterinburg, 1997, pp. 403-404. (In Russian).
8. Klyachko T. L., Avraamova E. M., Loginov D. M., Polushkina E. A. et al. Trudoustrojstvo molodezhi. Vybor v pol'zu SPO [Youth employment. The choice in favor of SPO]. Moscow, 2019. (In Russian).
9. Klyachko T. L., Polushkina E. A., Bedareva L. Yu., Loginov D. M., Lomteva E. V. Srednee professional'noe obrazovanie. Obrazovatel'nye eksklyuzii i voprosy trudoustrojstva vypusknikov: sociologicheskij aspekt [Secondary vocational education. Educational exclusions and issues of employment of graduates: a sociological aspect]. Moscow, 2021, 26 p. (In Russian).
10. Konstantinovsky D. L., Popova E. S. Rossijskoe SPO: vostrebo-vannost' i specifika vybora [Russian Secondary Professional Education: demand and specificity of choice]. Sociological Studies, 2018, no. 3, pp. 34. (In Russian).
11. Lopatina M. V., Leonova L. A., Travkin P. V., Roshchin S. Yu., Ruda-kov R. N. Vypuskniki SPO i vysshego obrazovaniya na rossijskom rynke truda [Graduates of vocational education and higher education in the Russian labor market]. Moscow, 2020. (In Russian).
12. Maltseva V. A., Shabalin, A. I. Ne-obhodnoj manevr ili bum sprosa na srednee professional'noe obrazovanie v Rossii [The non-bypass trajectory, or the boom in demand for TVET in Russia]. Educational Studies Moscow, 2021, no. 2, p. 10. (In Russian).
13. Maltseva D. V. Сетевой подход в социологии: генезис идей и применение [Network approach in sociology: the Genesis of the ideas and application]. Novosibirsk, 2017, 220 p. (In Russian).
14. Nikitin M. V. Rezil'entnye funkcii rossijskogo kolledzha-OK: strate-giya, zadachi, mekhanizmy [Resilient functions of the Russian college-OK: strategy, tasks, mechanisms]. Secondary Vocational Education, 2019, no. 3, pp. 32. (Diploma of the first degree at the competition of scientific articles of the journal of the Higher Attestation Commission "SPO"). (In Russian).
15. Nikitin M. V. Stanovlenie setevogo professional'nogo obrazo-vaniya: resursy organizacij i soobshchestv [Formation of network professional education: resources of organizations and communities]. Moscow, 2018, 260 p. (In Russian).
16. Nikitin M. V. Setevoj potencial kolledzha-obrazovatel'nogo kom-pleksa: setevye programmy, prikladnye cennosti, struktury, rezul'taty [The network potential of the college-educational complex: network programs, applied values, structures, results: educational and methodical manual]. Moscow, 2021, 168 p. (In Russian).
17. Nikitin M. V. Setevoe vzaimodejstvie pedagogicheskogo kolledzha po prodvizheniyu obrazovatel'nogo anskulinga: pony-atijnyj apparat, pravovaya baza, rezul'taty [Networking of teachers college to promote educational unschooling: conceptual framework, legal framework, results]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 1 (29), pp. 58. (In Russian).
18. Nikitin M. V. Perspektiva rossijskogo kolledzha: vospitatel'nye zadachi komandy setevyh specialistov [Perspective of the Russian college: educational tasks of a team of network specialists]. Professional Education in Russia and Abroad, 2021, no. 2, pp. 178. (In Russian).
19. Smirnov I. P. Start posle finisha. PTU uprazdnili. Da zdravstvuet PTU! [Start after finish. Vocational schools were abolished. Long live the vocational school!]. Teacher's Paper, 2021, August 24 (no. 34). (In Russian).
20. Smirnov I. P. Delajte stavki, gospoda [Place bets, gentlemen]. Teacher's Paper, 2021, October 12 (no. 41). (In Russian).