Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВА РОССИЙСКОГО КОЛЛЕДЖА:ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КОМАНДЫ СЕТЕВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ПЕРСПЕКТИВА РОССИЙСКОГО КОЛЛЕДЖА:ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КОМАНДЫ СЕТЕВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ-ТРАНСФЕССИОНАЛЫ / АСПИРАНТСКИЙ КОЛЛЕДЖ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОМАНДА СЕТЕВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА "СФЕРУМ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович

Введение. В статье представлены для критического обсуждения промежуточные результаты практико-ориентированного, междисциплинарного научного исследования, выполненного лабораторией профессионального образования в рамках госзадания ФБГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Министерства просвещения РФ по теме «Исследование научного потенциала педагогических работников профессиональных образовательных организаций СПО и механизмы его повышения», № проекта ГЗ 073-00007-20-01». Первый этап - 2020-2021 гг. Было представлено научное обоснование подготовки трансфессионалов как сетевых специалистов на базе крупных региональных колледжей - образовательных комплексов (ОК), анализ практики сетевого взаимодействия университетов Германии и аспирантских колледжей, а также управленческая модель подготовки сетевых специалистов-трансфессионалов на базе российской образовательной видеоплатформы «СФЕРУМ». Методология. Практико-ориентированное междисциплинарное научное исследование проводится в русле научной школы академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, профессора Т. Ю. Ломакиной; профессора, члена-корреспондента РАО И. П. Смирнова. Исследование выполнено на основе сетевого подхода и включает результаты научного поиска российских исследователей Е. М. Дорожкина, Р. А. Заякиной, Э. Ф. Зеера, М. В. Ромм, Э. Э. Сыманюка и др. Результаты. Необходимость поиска новых результатов определена федеральным законом «О стратегическом планировании в РФ» (ФЗ № 172), в котором заложены новые нормативно-методологические требования развития стратегической культуры у всех субъектов, в том числе субъектов системы профессионального образования, путем развития их профессионального потенциала и подготовки сетевых специалистов-трансфессионалов на базе крупных колледжей-ОК, мотивированных к трудоустройству в условиях российской многоукладной экономики. Представлен анализ сетевого взаимодействия университета и аспирантских колледжей на опыте Германии. Разработана управленческая модель подготовки сетевых специалистов-трансфессионалов в русле российской образовательной видеоплатформы «СФЕРУМ». Заключение. Научно-методическое обеспечение и пилотная практика подготовки сетевых специалистов-трансфессионалов на базе крупных 7 российских колледжей-ОК находятся в стадии становления. Сетевой подход позволяет «стирать» уровни образования и ориентировать его на удовлетворение персонализированных образовательных потребностей разновозрастных групп граждан. Управленческая модель подготовки команды сетевых специалистов-трансфессионалов позволяет реализовать образовательные возможности российской образовательной видеоплатформы «СФЕРУМ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE OF THE RUSSIAN COLLEGE:EDUCATIONAL TASKS OF A TEAM OF NETWORK SPECIALISTS

Introduction. The article presents for critical discussion the interim results of a practice-oriented, interdisciplinary scientific research carried out by the laboratory of professional education within the framework of the state task of the Federal State Budgetary Institution “Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education” of the Ministry of Education of the Russian Federation on the topic “Research of the scientific potential of teachers of professional educational organizations of secondary vocational education and mechanisms for its improvement”, project No. GZ 073-00007-20-01”. The first stage - 2020-2021. The scientific justification of the training of transfessionals as network specialists on the basis of large regional colleges-educational complexes (EC), the analysis of the practice of networking between German universities and postgraduate colleges, as well as the management model of training network specialists-transfessionals on the basis of the Russian educational video platform “SFERUM” were presented. Methodology. Practice-oriented, interdisciplinary scientific research is carried out in line with the scientific school of academicians of the Russian Academy of Sciences S. Ya. Batyshev, A. M. Novikov, D. A. Novikov, prof. T. Yu. Lomakina; prof., corresponding member. RAO I. P. Smirnova. The study is based on a network approach and includes the results of a scientific search by Russian researchers Dorozhkin E. M., Zayakina R. A., Zeer E. F., Romm M. V., Simanyuk E. E. and others. Results. The need to search for new results is defined by the Federal Law “On Strategic Planning in the Russian Federation “(Federal Law No. 172), which lays down new regulatory and methodological requirements for the development of a strategic culture in all subjects, including subjects of the professional education system, based on the development of their professional potential and the training of network specialists-transfessionals on the basis of large colleges-OK and motivated to find employment in the Russian multicultural economy. The analysis of the network interaction of the university and postgraduate colleges based on the experience of Germany is presented. The management model of training of network specialists-transfessionals in line with the Russian educational video platform “SPHERUM” is developed. Conclusion. Scientific and methodological support and pilot practice of training network specialists-transfessionals on the basis of large Russian colleges-OK is in the process of formation. The network approach allows you to “erase” the levels of education and focus it on meeting the personalized educational needs of different age groups of citizens. The management model of training a team of network specialists-transfessionals allows you to implement the educational opportunities of the Russian educational video platform “SPHERUM”.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВА РОССИЙСКОГО КОЛЛЕДЖА:ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КОМАНДЫ СЕТЕВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

УДК/UDC 377 М. В. Никитин

M. Nikitin

ПЕРСПЕКТИВА РОССИЙСКОГО КОЛЛЕДЖА: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КОМАНДЫ СЕТЕВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

PERSPECTIVE OF THE RUSSIAN COLLEGE: EDUCATIONAL TASKS OF A TEAM OF NETWORK SPECIALISTS

Введение. В статье представлены для критического обсуждения промежуточные результаты практико-ориентированного, междисциплинарного научного исследования, выполненного лабораторией профессионального образования в рамках госзадания ФБГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Министерства просвещения РФ по теме «Исследование научного потенциала педагогических работников профессиональных образовательных организаций СПО и механизмы его повышения», № проекта ГЗ 073-00007-20-01». Первый этап - 2020-2021 гг.

Было представлено научное обоснование подготовки трансфессионалов как сетевых специалистов на базе крупных региональных колледжей - образовательных комплексов (ОК), анализ практики сетевого взаимодействия университетов Германии и аспирантских колледжей, а также управленческая модель подготовки сетевых специалистов-трансфессионалов на базе российской образовательной видеоплатформы «СФЕРУМ».

Методология. Практико-ориентированное междисциплинарное научное исследование проводится в русле научной школы академиков РАО С. Я. Баты-шева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, профессора Т. Ю. Ломакиной; профессора, члена-корреспондента РАО И. П. Смирнова. Исследование выполнено на основе сетевого подхода и включает результаты научного поиска российских исследователей Е. М. Дорожкина, Р. А. Заякиной, Э. Ф. Зеера, М. В. Ромм, Э. Э. Сыманюка и др.

Результаты. Необходимость поиска новых результатов определена федеральным законом «О стратегическом планировании в РФ» (ФЗ № 172), в котором заложены новые нормативно-методологические требования развития стратегической культуры у всех субъектов, в том числе субъектов системы профессионального образования, путем развития их профессионального потенциала и подготовки сетевых специалистов-трансфессионалов на базе крупных

колледжей-ОК, мотивированных к трудоустройству в условиях российской многоукладной экономики. Представлен анализ сетевого взаимодействия университета и аспирантских колледжей на опыте Германии. Разработана управленческая модель подготовки сетевых специалистов-трансфессионалов в русле российской образовательной видеоплатформы «СФЕРУМ».

Заключение. Научно-методическое обеспечение и пилотная практика подготовки сетевых специа-листов-трансфессионалов на базе крупных 7 российских колледжей-ОК находятся в стадии становления. Сетевой подход позволяет «стирать» уровни образования и ориентировать его на удовлетворение персонализированных образовательных потребностей разновозрастных групп граждан. Управленческая модель подготовки команды сетевых специалистов-трансфессионалов позволяет реализовать образовательные возможности российской образовательной видеоплатформы «СФЕРУМ».

Introduction. The article presents for critical discussion the interim results of a practice-oriented, interdisciplinary scientific research carried out by the laboratory of professional education within the framework of the state task of the Federal State Budgetary Institution "Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education" of the Ministry of Education of the Russian Federation on the topic "Research of the scientific potential of teachers of professional educational organizations of secondary vocational education and mechanisms for its improvement", project No. GZ 073-00007-20-01". The first stage - 2020-2021.

The scientific justification of the training of transfes-sionals as network specialists on the basis of large regional colleges-educational complexes (EC), the analysis of the practice of networking between German universities and postgraduate colleges, as well as the management model of training network specialists-transfessionals on the basis of the Russian educational video platform "SFERUM" were presented.

Methodology. Practice-oriented, interdisciplinary scientific research is carried out in line with the scientific school of academicians of the Russian Academy of Sciences S. Ya. Batyshev, A. M. Novikov, D. A. Novikov, prof. T. Yu. Lomakina; prof., corresponding member. RAO I. P. Smirnova. The study is based on a network approach and includes the results of a scientific search by Russian researchers Dorozhkin E. M., Zayakina R. A., Zeer E. F., Romm M. V., Simanyuk E. E. and others.

Results. The need to search for new results is defined by the Federal Law "On Strategic Planning in the Russian Federation "(Federal Law No. 172), which lays down new regulatory and methodological requirements for the development of a strategic culture in all subjects, including subjects of the professional education system, based on the development of their professional potential and the training of network specialists-transfessionals on the basis of large colleges-OK and motivated to find employment in the Russian multicultural economy. The analysis of the network interaction of the university and postgraduate colleges based on the experience of Germany is presented. The management model of training of network specialists-transfessionals in line with the Russian educational video platform "SPHERUM" is developed.

Conclusion. Scientific and methodological support and pilot practice of training network specialists-transfessionals on the basis of large Russian colleges-OK is in the process of formation. The network approach allows you to "erase" the levels of education and focus it on meeting the personalized educational needs of different age groups of citizens. The management model of training a team of network specialists-transfessionals allows you to implement the educational opportunities of the Russian educational video platform "SPHERUM".

Ключевые слова: сетевые специалисты-трансфессионалы, аспирантский колледж, сетевое взаимодействие, команда сетевых специалистов, образовательная платформа «СФЕРУМ».

Keywords: network specialists-transfessionals, postgraduate college, network interaction, team of network specialists, educational platform "SFERUM".

Введение

Теоретический анализ научных публикаций по проблеме транспрофессионализма (трансфессионализма, трансквалификаций) и анализ пилотной практики сетевого взаимодействия СПО позволили выявить следующие инструментальные компоненты.

Российскими исследователями профессиоведе-ния (Г. А. Берулава, М. Н. Берулава, Е. М. Дорожкин,

Е. Ю. Есенина, Э. Ф. Зеер, Г. И. Ибрагимов, А. Г. Кислов, П. В. Малиновский, М. В. Никитин, О. Н. Олейникова, И. П. Смирнов, Э. Э. Сыманюк, Ф. Г. Ялалов и др.) констатируется необходимость пересмотра содержательного наполнения таких категорий, как: «профессия», «специальность», «компетенция», «профессиональная квалификация», «сетевое профессиональное сообщество», «сетевое профессиональное образование», «сетевой преподаватель», «транспрофессионализм», «трансквалификации», «трансфессия» и др.

Научное понимание транспрофессионализма работника базируется на личностной мотивации и внешнем стимулировании готовности работника выходить как за рамки полученной профессии, так и за рамки сформировавшегося опыта. Стимулирование готовности работника выходить за рамки базовой профессии как реакция на внешний вызов нового уклада экономики позволяет ему решать профессиональные задачи на основе трансдисциплинарного синтеза знаний и межпрофессиональных сетевых коммуникаций. По оценкам российских исследователей Э. Ф. Зеера, Э. Э. Сыманюка, «„транспрофессионализм - это одновременное сосуществование и сочетание нескольких видов профессиональных квалификаций, приобретаемых по индивидуальным образовательным траекториям в основном и дополнительном профессиональном образовании, а также на протяжении всей профессиональной жизни субъекта» [2]. Теоретический анализ научных публикаций по проблеме транспрофессионализма (трансфессионализма, трансквалификаций), анализ пилотной практики сетевого взаимодействия ПОО и рынка труда позволил определить понятийный аппарат и инструментальные компоненты включения ресурсов СПО в подготовку сетевых специалистов-трансфессионалов.

Новый термин «трансфессия» (Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, 2018) исследователями определяется как новый вид трудовой активности, реализующий профессиональные компетенции, принадлежащие к разным специализированным областям. Теоретической основой трансфессий выступает многомерность, предполагающая трансдисциплинарный синтез знаний из разных наук: естественных, технических, социально-гуманитарных и философских.

Сетевой подход убедительно доказывает, что традиционное деление на теоретическую, фундаментальную науку и прикладные исследования подвергается принципиальному пересмотру, ибо целостное знание о сущности профессиональной деятельности, о ее смысле, пользе всегда и теоретическое, и прикладное. Потенциал сетевого подхода трансформи-

рует и наше традиционное отношение к приоритетности форм обучения студентов: очные формы традиционно выступали как приоритетные перед заочными, вечерними, комбинированными, сетевыми, гибридными и другими формами.

В период постпандемии в РФ начался поэтапный переход к персонализированному профессиональному обучению, продвижению ценностей трансфес-сий, что позволило расширить спектр образовательно-коммуникативных инструментов преподавателей крупных региональных колледжей-образовательных комплексов (ОК) и вузов:

а) формы обучения становятся более гибкими, комбинированными, сетевыми и настроенными на обеспечение качества модулей персонализированных программ профессионального обучения с мотивацией студентов на трудоустройство в условиях региональной российской цифровой (сетевой) экономики;

б) методики оценивания образовательных результатов с использованием технологий ИИ будут поддерживать достижение результатов в самостоятельной работе студентов, в том числе при выполнении домашних заданий каждым студентом;

в) включение преподавателей ПОО и вузов в сетевые профессиональные сообщества, в том числе с международным участием [6, с. 113];

г) трансформация содержательных компонентов дипломных проектов выпускников СПО в спектр инновационных документов о дополнительных профессиональных квалификациях, в том числе подготовка стартапов, например для выпускников из семей семейных предпринимателей.

Трансфессии имеют сетевую структуру, обладают универсальной квалификационной характеристикой путем использования конвергентных технологий из разных областей профессиональной деятельности.

Трансфессионал (термин предложен О. И. Гени-саретским) - это компетентный работник, имеющий государственный диплом об образовании и обладающий пакетом гибких компетенций/специальностей. Среди трансфессионалов распространена практика само- и взаимообучения, что обеспечивает накопление новых компетенций/специальностей в своих «карьерных портфолио». Такие портфолио предъявляются ими в сети Интернет для включения в состав сетевого профессионального сообщества [8, с. 37].

Методология

Постиндустриальная экономика уже сформировала более сложный запрос к системе СПО на тип образованности выпускников: а) постоянно востре-

бованы и квалифицированные рабочие, техники, специалисты, бригадиры, мастера для традиционных отраслей городской и сельской экономики; б) становятся востребованными и трансфессионалы для развития предпринимательских сетей, в том числе сетей семейных предпринимателей, в инновационном секторе экономики. На этой основе формируется сетевая образовательная среда, где акторы-партнеры сетевой экономики включают различные категории субъектов СПО, как кадровый ресурс, в свои формальные и неформальные сетевые проекты. Без наличия такой сетевой среды не формируются механизмы сетевых коммуникаций между различными группами студентов СПО и сетевыми межрегиональными профессиональными сообществами (Никитин М. В., 2021). Изучение проблемы коэволюции сетевых коммуникаций колледжа-ОК и переход к подготовке трансфессио-налов еще не стал предметом междисциплинарных научных и научно-методических исследований.

Российские исследователи процесса трансфес-сионализации (О. И. Генисаретский, Е. М. Дорожкин, В. С. Ефимов, Э. Ф. Зеер, А. Г. Кислов, М. В. Никитин, Э. Э. Сыманюк, А. И. Чучалин и др.) как междисциплинарного сетевого профессионального образования подчеркивают отличительную мотивацию транс-фпрофессионала: он аккумулирует опыт профессиональной деятельности, предъявляет участие в инновационных проектах и уточняет выполняемые функции. «„Мотивации субъектов образования, связанные с распространением творческих, проектных типов профессиональной деятельности, реализуются вне системы учреждений образования. Воспроизводство креативности происходит внутри профессиональных сообществ, команд проектов и т. д. без формирования заказа институтом образования...» (Ефимов В. С., 2014).

Опыт подготовки трансфессионалов уже активно развивается в университетах Германии, где на базе «аспирантских колледжей» начинается поиск и профессиональная подготовка молодых, талантливых специалистов. Между университетом и колледжем проектируются сетевые разновозрастные профессиональные сообщества, у субъектов которых формируются сетевые ценности. Стимулируются формальные и неформальные сетевые коммуникации трансфессионалов [7, с. 321].

Немецким обществом по международному сотрудничеству (Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit - GIZ) был разработан метод оценки такого эффективного взаимодействия между университетом и аспирантским колледжем. Он представлен схемой, состоящей из трех основных аспектов.

Аспект 1. Назначение сети:

- система целей (что должно быть достигнуто в сетевом взаимодействии «университет - научная школа - аспирантский колледж»?);

- устойчивость развития (что должно остаться в измеряемом результате сетевого взаимодействия?).

Аспект 2. Структура сети:

- акторы (насколько значимые акторы университета, научной школы и колледжа включены в сеть?);

- управление сетевым взаимодействием (имеет ли сеть соответствующую систему сетевого, полисубъектного управления?).

Аспект 3. Процессы в сети:

- интеракции (каков анализ интеракций - сетевой культуры общения в сети?);

- эффективность (каковы полученные результаты - количественный и качественный прирост для всех субъектов сети, в том числе определение специфики сетевого взаимодействия в межкультурных сетях?).

Уточним, что продвижение новых форматов транс-фессиональной деятельности университеты Германии начинают с привлечения кадровых, образовательных, сетевых ресурсов колледжей. Практически каждый университет Германии выпускает сетевой журнал для выпускников, а все члены сетевого объединения выпускников (Absolventcnnetzwerkes) регулярно получают интернет-рассылку о событиях, «семестровых проектах», мероприятиях, соответствующих их профессиональному профилю [7, с. 94; с. 360].

Ядром трансфессий является трансфессионализм, т. е. способность выполнять широкий спектр специализированных действий в экономике и обществе. На смену специалистам (рабочим) массовых профессий приходят работники, готовые и способные работать в межпрофессиональной среде. Такие работники относятся к разным возрастным и гендерным группам, но мотивированы к динамичному освоению новых форматов профессиональной деятельности.

Перспективной управленческой моделью для крупных колледжей-ОК, по нашим оценкам, должна стать модель управления сетевыми образовательными программами, которая осуществляется командами сетевых специалистов («дизайнер образовательной программы», «тьютор», «сетевой консультант по выбору профессиональной карьеры», «сетевой методист», «сетевой юрист»). На основе функциональной структуры их деятельности необходимо уточнить содержание профессиональных компетенций каждого сетевого специалиста и определить набор условий, обеспечивающих эффективность процесса

управления сетевыми образовательными программами, формами обучения и методами воспитания.

Необходимо подчеркнуть приоритет воспитательных задач команды сетевых специалистов-трансфес-сионалов колледжа-ОК:

а) преодоление неравенства образовательных возможностей студентов СПО из семей с низким социально-экономическим статусом (подростки из неполных, многодетных семей; дети-сироты; подростки из семей трудовых мигрантов и др.), ибо такие семьи не в состоянии обеспечить своих детей компьютерами, смартфонами и другими гаджетами для включения в дистанционные форматы обучения [8, с. 37];

б) социально-профессиональная поддержка подростков-инвалидов, и лиц с ОВЗ в том числе, их профессиональная, правовая и социальная реабилитация. Привлечение этой категории обучающихся к инновационным форматам профессиональной деятельности в условиях цифровой (сетевой) экономики.

Актуальность нашей управленческой модели коррелирует с появлением в 2021 г. в образовательных организациях РФ отечественной видеоплатформы «СФЕРУМ» вместо Zoom. Разработчики этой платформы - «Ростелеком», Mail.ru Group и Минпросве-щения РФ. На базе этой платформы планируется в 2021-2022 гг. создание локальных сетей WI-FI, создание своих закрытых страниц, доступ к которым будут иметь только обучающиеся, преподаватели и родители на бесплатной основе. Через СФЕРУМ будет открыт доступ к образовательному контенту - электронным учебникам и заданиям - каждому обучающемуся через мобильное приложение к смартфону.

Платформа позволяет проводить групповые видеоконференции до 100 участников, а также обмен файлами в чатах и группах, в том числе проведение комбинированных (гибридных) онлайн- и офлайн-уроков.

Структура нашей управленческой модели предполагает развитие государственно-корпоративно-частного, в том числе сетевого, партнерства заказчиков кадров и СПО и пока не имеет известных аналогов. Подчеркнем, что актуальность нашей управленческой модели связана с констатацией недостаточности ресурсов одной образовательной организации для обеспечения эффективности и качества профессионального обучения, воспитания и трудоустройства выпускников в региональных экономиках.

Подготовка команд по управлению образовательными программами в сфере СПО пока не развернута, и функции специалистов по управлению сетевыми образовательными программами, формами обучения и продвижения этических норм профессиональной

Образовательная

видеоплатформа

«СФЕРУМ»

Сетевая

образовательная

среда

Дизайнер образовательной (сетевой) программы

Тьютор, сетевой преподаватель

Сетевой методист

Сетевой консультант по выбору профессии

Сетевой юрист

Рис. 1. Базовая структура команды сетевых специалистов (трансфессионалов) крупного регионального колледжа - образовательного комплекса (ОК)

деятельности пока не стали предметами прикладных научно-методических исследований.

Для апробации управленческой модели предложена следующая базовая структура команды сетевых специалистов (транфессионалов) крупного колледжа-ОК (рис. 1).

Некоторые категории трансфессионалов уже представлены в «Атласе новых профессий 2.0», подготовленном АСИ в 2016 г. и дополненном ВШЭ в 2020 г., где предполагается развернуть подготовку до 2024 г. следующих квалифицированных междисциплинарных специалистов для системы образования:

- дизайнер образовательной программы - специалист, закончивший обучение по магистерским программам «Экономика впечатлений», «Компьютерные системы и сети» ВШЭ. Он занимается проектной, исследовательской и экспериментальной деятельностью по проектированию инновационных моделей образовательных программ и сетевых (цифровых) средств. Способствует созданию доказательной базы для эффективных решений в образовательной политике, развивает модели смешанного, сетевого обучения на основе открытых образовательных платформ. Необходимые компетенции: владение методами педагогического дизайна и моделирования модулей образовательных программ для непрерывного образования личности; понимание потенциала цифровых (сетевых) технологий в системе непрерывного образования; навыки анализа образовательных потребностей разновозрастных и социальных групп населения; понимание мотивационных аспектов обучения; знание законодательной базы в образовательной политике; владение методами оценки эффективности реализации образовательных программ; умение составлять проектные и аналитические документы в соответствии с запросами полисубъектных потребителей;

- тьютор - специалист, закончивший обучение по магистерской программе «Доказательная образовательная политика» ВШЭ и осуществляющий консультационную и экспертную поддержку организаций, граждан и семьи по вопросам проектирования эффективных траекторий образования. Востребованность специалиста-тьютора обоснована статистическими данными о том, что более 30 % родителей недовольны качеством среднего общего образования, востребованы модели интеграции общего среднего и среднего профессионального образования в условиях РФ;

- сетевой консультант по выбору профессиональной карьеры - специалист, закончивший обучение по магистерским программам «Управление в сфере науки, технологий и инноваций», «Компьютерные системы и сети», «Доказательная образовательная политика». Повышение конкуренции на рынке профессиональных квалификаций и востребованность новых видов профессиональной деятельности и квалификаций востребует специалистов с «навыками будущего». Он занимается консультированием разновозрастных авторов сетевого сообщества по продвижению ими своих способностей, талантов в области профессиональной деятельности, где они могут быть востребованы. Специалист - сетевой консультант реализует механизм краудсорсинга по поиску талантов для развития новых виртуальных производств и продвижения новых форматов профессиональной деятельности в сетевом пространстве. Необходимые компетенции сетевого консультанта: владение методами психологической диагностики профессиональных интересов, личностных склонностей и особенностей мышления; разработка, апробация и внедрение профориента-ционных компьютерных игр и тестов; членство в сетевом сообществе специалистов по профориентации; знание законодательной базы по профориентации, пла-

нированию профессиональной карьеры, оплаты квалифицированного труда; умения решать нестандартные задачи по поиску разновозрастного персонала для различных сетевых сообществ, в том числе подготовка сетевых наставников, коучей, менторов стартапов;

- сетевой методист - специалист, закончивший обучение по образовательным программам бакалавриата 44.03.04 и магистратуры 44.04.04 по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)». В целях обеспечения качества методического обеспечения модулей сетевых программ, сетевых форм и технологий сетевого обучения необходимо дополнительные годичные профессионально-методическая стажировка или интернатура. Востребованным становится новый, трансфессиональный уровень качества методического обеспечения сетевых образовательных программ, методических пособий, в том числе для лиц с ОВЗ с различными нозологиями. Компетенции сетевого методиста: разработка методического обеспечения модулей сетевых программ профессионального обучения по профессиям/специальностям НПО/СПО, в том числе по коротким программам СПО; разработка методического обеспечения комбинированных форм обучения разновозрастных групп обучающихся, в том числе сетевых программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- сетевой юрист - специалист, завершивший обучение по магистерской программе юридической подготовки, занимающийся правоприменительной практикой между субъектами сетевых сообществ. Консультирует субъектов сетевого сообщества по предупреждению, противодействию буллингу в сетевых отношениях, разрабатывает рекомендации по правовой защите интеллектуальной собственности, в том числе патентованию.

Литература

1. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование - 2030 / В. С. Ефимов, А. В. Лаптева, М. В. Руманцев и др. М. ; Красноярск, 2014. 294 с.

2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Социально-гуманитарная образовательная платформа развития транспрофессионализма субъектов профессиональной деятельности // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. М., 2018. С. 227.

3. Никитин М. В. Становление сетевого профессионального образования: ресурсы организаций и сообществ. М., 2018. 260 с.

4. Никитин М. В., Фильчаков Ю. А. Разработка сетевой образовательной программы СПО: модели и механизмы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 3 (35). С. 26.

5. Никитин М. В. Разработка механизма наращивания профессионального потенциала мастера производственного обучения СПО: подходы и показатели // Среднее профессиональное образование. 2020. № 11 (303). С. 3.

6. Олейникова О. Н., Редина Ю. Н., Маркелова Ю. В. Тенденции развития профессионального образования и обучения: контекст ЕС // Профессиональное образование и рынок труда. Екатеринбург, 2019. С. 113.

7. Ромм М. В., Заякина Р. А. Инновационный вуз: сетевая перспектива в партнерских сообществах. Новосибирск, 2018. 431 с.

8. Смирнов И. П. Дистанционные технологии - путь к самообразованию // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 37.

9. Kunst des Netzwerkens. Europäische Netzwerke im Bildungsbereich / H. Bienzle, E. Gelabert, W. Jütte und andere. Wien, 2007. 128 s.

10. Powell J., Pickard A. Professionalism, multi-professionalism, inter-professionalism and transprofessionalism [Электронный ресурс]. URL: http://www.atee2005.nl.download/papers/08_ pp.pdf (дата обращения: 05.03.2020).

References

1. Efimov V. S., Lapteva A. V., Rumantsev M. V., Dadasheva V. A., Efimov A. V. Budushchee vysshej shkoly v Rossii: ekspertnyj vzglyad. Forsajt-issledovanie - 2030 [The future of higher education in Russia: expert view. Foresight-research -2030: analytical report]. Moscow, Krasnoyarsk, 2014, 294 p. (In Russian).

2. Zeer E. F., Simanyuk E. E. Social'no-gumanitarnaya obrazovatel'naya platforma razvitiya transprofessionalizma sub"ektov professional'nojdeyatel'nosti [Socio-humanitarian educational platform for the development of transprofessionalism of subjects of professional activity]. Professional and higher education: challenges and prospects for development. Moscow, 2018, pp. 227. (In Russian).

3. Nikitin M. V. Stanovlenie setevogo professional'nogo obrazovaniya: resursy organizacij i soobshchestv [Formation of network professional education: resources of organizations and communities]. Moscow, 2018, 260 p. (In Russian).

4. Nikitin M. V., Filchakov Yu. A. Stanovlenie setevogo professional'nogo obrazovaniya: resursy organizacij i Razrabotka setevoj obrazovatel'noj programmy SPO: modeli i mekhanizmy soobshchestv [Development of network educational program IVE: models and mechanisms]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 3 (35), pp. 26. (In Russian).

5. Nikitin M. V. Razrabotka mekhanizma narashchivaniya professional'nogo potenciala mastera proizvodstvennogo obucheniya SPO: podhody i pokazateli [Development of a mechanism for building industrial training masters' professional potential: approaches and indicators]. Secondary Vocational Education, 2020, no. 11 (303), pp. 3. (In Russian).

6. Oleynikova O. N., Redina Yu. N., Markelov Yu. V. [Tendencies of development of vocational education and training: the context of the EU]. Professional education and the labour market, Ekaterinburg, 2019, pp. 113. (In Russian).

7. Romm M. V., Zayakina R. A. Innovacionnyj vuz: setevaya perspektiva v partnerskih soobshchestvah [Innovative University: the network perspective in partner communities]. Novosibirsk, 2018, 431 p. (In Russian).

8. Smirnov I. P. Distancionnye tekhnologii - put' k samoobrazovaniyu [Distance technologies-the way to self-education]. Professional education and the labor market, 2020, no. 2, pp. 37. (In Russian).

9. Bienzle H., Gelabert E., Jütte W., Kolyva K., Meyer N., Tilkin G. Kunst des Netzwerkens. Europäische Netzwerke im Bildungsbereich. Wien, 2007, 128 s. (In German).

10. Powell J., Pickard A. Professionalism, multi-professionalism, inter-professionalism and transprofessionalism. Available at: http://www.atee2005.nl.download/papers/08_pp.pdf (accessed 05.03.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.