Научная статья на тему 'Разработка сетевой образовательной программы СПО: модели и механизмы'

Разработка сетевой образовательной программы СПО: модели и механизмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ МОДУЛЬ / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СЕТЕВОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / NETWORK MODULE / NETWORK EDUCATIONAL PROGRAM / ONLINE TEACHER / PROFESSIONAL FUNCTIONS / NETWORK EDUCATIONAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин М.В., Фильчаков Ю.А.

Введение. В статье представлены промежуточные результаты практико-ориентированного, междисциплинарного научного исследования, выполненного Лабораторией профессионального образования в рамках госзадания ФБГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Министерства просвещения РФ по теме «Научнометодические основы создания отраслевой стратегии развития образования (среднего профес сионального образования) и механизмов ее реализации» , проект № 073-00086-19-01 на 2019 г. и на плановый период 2020-го и 2021-го. На первом этапе исследования были разработаны цели, понятийный аппарат, правовая база, базовая структура практико-ориентированной модели сетевой образовательной программы СПО, макет обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя. Исследование проводилось в крупных региональных колледжах-комплексах (пилотная практика колледжа ГАПОУ Владимирской области «Гусь-Хрустальный технологиче ский колледж» имени Г. Ф. Чехлова). Методология. Практико-ориентированное, междисциплинарное научное исследование строится на принципах научной школы академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, профессора Т. Ю. Ломакиной по разработке сетевого подхода, сетевой теории становления профессионального образования. Результаты. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» и планами реализации государственной политики в сфере профессионального образования/обучения численность обучающихся по образовательным программам СПО должна достигнуть 3,46 млн человек к 2024 г. Предложены для критического обсужденияи апробации в субъектах Федерации базовая структура практико-ориентированной модели сетевой образовательной программы СПО, макет обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя. Модель реализуется в крупных региональных образовательных организациях колледжах-комплексах. Заключение. Проектирование сетевого образовательного процесса, разработка модулей сетевых образовательных программ с участием различных субъектов, в том числе пилотная практика деятельности сетевых преподавателей, находятся в стадии становления. Научнометодическое обеспечение этого направления позволит не только увеличить число обучаемых в ПОО, но и обеспечить качество сетевого профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NETWORK EDUCATIONAL PROGRAM IVE: MODELS AND MECHANISMS

Introduction. The article presents the interim results of practice-oriented, interdisciplinary scientific research performed by the Laboratory of professional education in the framework of the state assignment FGBI ««Institute of education development strategy of the Russian Academy of education» of Ministry of education of the Russian Federation on «Scientific-methodical bases of creation of sectoral strategies for the development of education (secondary vocational education) and mechanisms of its implementation», project No. 073-00086-19-01 in 2019 and the planning period of 2020 and 2021-th. At the first stage of the study, the objectives, conceptual framework, legal framework, the basic structure of the practice-oriented model of the network educational program, the layout of generalized labor functions of the network teacher were developed. The study was conducted in a large regional colleges-complexes (pilot practice of College in Vladimir region «Gus-Khrustalny technology College» named after of G.F. Chekchlova). Methodology. Practice-oriented, interdisciplinary research is based on the principles of the scientific school of Russian Academy of education of academicians S. Y. Batyshev, A. M. Novikov, D. A. Novikov, Professor T. Yu.Lomakina on the development of network approach, network theory of formation of professional education. Results. In accordance with the decree of the President of the Russian Federation from 07.05.2018 No. 204 «On the national goals and strategic objectives development of the Russian Federation for the period up to 2024» and plans implementation of state policy in the sphere of professional education/training number of students according to educational programs of the SVEshould reach 3.46 million people by 2024. The basic structure of the practice-oriented model of the network educational program of the SVE, the layout of the generalized labor functions of the network teacher are offered for critical discussion and approbation in subjects of the Federation. The model is implemented in large regional educational organizations-colleges-complexes. Conclusion. Design of network educational process, development of modules of network educational programs with participation of various subjects, including pilot practice of activity of network teachers, are in a stage of formation. Scientific and methodological support of this direction will not only increase the number of students in the PEO (Professional Educational Organization), but also to ensure the quality of network vocational education.

Текст научной работы на тему «Разработка сетевой образовательной программы СПО: модели и механизмы»

16. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Эйдос. 2002. 23 апреля. URL: http://eidos.nu/jounnal/2002/0423.htm.

17. Шубкина О. Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технических направлений подготовки : дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2016. 212 с.

References

1. Assessing Emotional Intelligence Competencies. Washington, 2004, 168 p.

2. White R. W. Motivation reconsidered: the concept of competition. Psychological Review, 1959, no. 66, pp. 297-333.

3. Vonobyova V. A. Fonminovanie social'noj kompetencii budushchih magistnov pedagogicheskogo obnazovaniya v pnocesse obucheniya inoyazychnomu obshcheniyu [Fonmation of social competence of futune mastens of pedagogical education in the pnocess of teaching foneign language communication]. Abstnact of Ph. D. thesis. Kunsk, 2015, 23 p. (In Russian).

4. Gonchanov S. Z. Social'naya kompetentnost' lichnosti: sushchnost', stnuktuna, knitenii i znachenie [Social competence of pensonality: essence, stnuctune, cnitenia and meaning]. The Education and Science Journal, 2004, no. 2, pp. 3-19. (In Russian).

5. Delons J. Obnazovanie: soknytoe soknovishche. Osnovnye polozheniya doklada Mezhdunanodnoj komissii po obnazovaniyu dlya XXI veka [Leanning: The Tneasune Within. Key Points of the Report of the International Commission on Education fon the 21st Centuny]. Panis, 1996, pp. 35-37.

6. Zakhanevich V. A. Pedagogicheskie usloviya fonminovaniya social'nyh kompetencij studentov bakalavniata v pnocesse pedagogicheskoj pnaktiki [Pedagogical conditions of fonmation of social competences of undengnaduate students in the pnocess of pedagogical pnactice]. Abstnact of Ph. D. thesis. Vladikavkaz, 2015, 21 p. (In Russian).

7. Zeen E. F. Psihologiya pnofessional'nogo obnazovaniya [Psychology of vocational education]. Moscow, Vononezh, 2003, 480 p. (In Russian).

8. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetencii - novaya panadigma nezul'tata obnazovaniya [Key competence - a new panadigm of the nesult of education]. Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 12-14. (In Russian).

9. Kolesnikova E. V. Fonminovanie mezhkul'tunnoj kommunikativnoj kompetencii stansheklassnikov v usloviyah dopolnitel'nogo obnazovaniya [Fonminovanie intencultunal communicative competence of senion pupils in the conditions of additional education]. Abstnact of Ph. D. thesis. Smolensk, 2015, 27 p. (In Russian).

10. Lukyanova N. A. Pnofessional'naya podgotovka budushchih ekonomistov v usloviyah kompetentnostnogo podhoda v obnazovanii [Pnofessional tnaining of futune economists in tenms of competence appnoach in education]. Bannaul, 2015, 216 p. (In Russian).

11. O Koncepcii dolgosnochnogo social'no-ekonomicheskogo nazvitiya RF na peniod do 2020 goda [About the Concept of long-tenm social and economic development of the Russian Fedenation fon the peniod till 2020]. Onden of the Government of the Russian Fedenation of Novemben 17, 2008 N 1662-p. Available at: https://base.ganant.nu/194365/. (In Russian).

12. Slovani i enciklopedii na Akademike [Dictionanies and encyclopedias on the Academician]. Available at: https://dic.academic.nu/. (In Russian).

13. Stnelkova A. V. Fonminovanie social'nyh kompetencij stanshih podnostkov metodom kejsov [The Fonmation of social competencies of olden adolescents by the method of cases]. Abstnact of Ph. D. thesis. Moscow, 2016, 23 p. (In Russian).

14. Chomsky N. Yazyk i myshlenie [Language and thinking]. Moscow, 1972, 122 p. (In Russian).

15. Khonoshko L. V. Fonminovanie social'nyh kompetencij u vospitannikov obnazovatel'nyh uchnezhdenij intennatnogo tipa [Fonmation of social competences in pupils of educational institutions of nesidential type]. Abstnact of Ph. D. thesis. Kanachayevsk, 2015, 24 p. (In Russian).

16. Hutonskoy A. V. Klyuchevye kompetencii i obnazovatel'nye standanty [Key competencies and educational standands]. Eidos, 2002, Apnil 23. Available at: http://eidos.nu/jounnal/2002/0423.htm. (In Russian).

17. Shubkina O. Yu. Fonminovanie kommunikativnoj kompetentnosti studentov tekhnicheskih napnavlenij podgotovki [Fonmation of communicative competence of students of technical dinections of tnaining]. Ph. D. thesis. Knasnoyansk, 2016, 212 p. (In Russian).

УДК/UDC 377.1 М. В. Никитин, Ю. А. Фильчаков

M. Nikitin, Yu. Filchakov

РАЗРАБОТКА СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММы СПО:

модели и механизмы

DEVELOPMENT OF NETWORK EDUCATIONAL PROGRAM IVE: MODELS AND MECHANISMS

Введение. В статье представлены промежуточные результаты практико-ориентирован-ного, междисциплинарного научного исследования, выполненного Лабораторией профессионального образования в рамках госзадания ФБГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Министерства просвещения РФ по теме «Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования (среднего профессионального образования) и механизмов ее реализации», проект № 073-00086-19-01 на

2019 г. и на плановый период 2020-го и 2021-го. На первом этапе исследования были разработаны цели, понятийный аппарат, правовая база, базовая структура практико-ориентированной модели сетевой образовательной программы СПО, макет обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя. Исследование проводилось в крупных региональных колледжах-комплексах (пилотная практика колледжа ГАПОУ Владимирской области «Гусь-Хрустальный технологический колледж» имени Г Ф. Чехлова).

Методология. Практико-ориентированное, междисциплинарное научное исследование строится на принципах научной школы академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, профессора Т. Ю. Ломакиной по разработке сетевого подхода, сетевой теории становления профессионального образования.

Результаты. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» и планами реализации государственной политики в сфере профессионального образования/обучения численность обучающихся по образовательным программам СПО должна достигнуть 3,46 млн человек к 2024 г. Предложены для критического обсужденияи апробации в субъектах Федерации базовая структура практико-ориентированной модели сетевой образовательной программы СПО, макет обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя. Модель реализуется в крупных региональных образовательных организациях — колледжах-комплексах.

Заключение. Проектирование сетевого образовательного процесса, разработка модулей сетевых образовательных программ с участием различных субъектов, в том числе пилотная практика деятельности сетевых преподавателей, находятся в стадии становления. Научно-методическое обеспечение этого направления позволит не только увеличить число обучаемых в ПОО, но и обеспечить качество сетевого профессионального образования.

Introduction. The article presents the interim results of practice-oriented, interdisciplinary scientific research performed by the Laboratory of professional education in the framework of the state assignment FGBI ««Institute of education development strategy of the Russian Academy of education» of Ministry of education of the Russian Federation on «Scientific-methodical bases of creation of sectoral strategies for the development of education (secondary vocational education] and mechanisms of its implementation», project No. 073-00086-19-01 in 2019 and the planning period of 2020 and 2021-th. At the first stage of the study, the objectives, conceptual framework, legal framework, the basic structure of the practice-oriented model of the network educational program, the layout of generalized labor functions of the network teacher were developed. The study was conducted in a large regional colleges-complexes (pilot practice of College in Vladimir region «Gus-Khrustalny technology College» named after of G. F. Chekchlova).

Methodology. Practice-oriented, interdisciplinary research is based on the principles of the scientific school of Russian Academy of education of academicians S. Y. Batyshev, A. M. Novikov, D. A. Novikov, Professor T. Yu.Lomakina on the development of network approach, network theory of formation of professional education.

Results. In accordance with the decree of the President of the Russian Federation from 07.05.2018 No. 204 «On the national goals and strategic objectives development of the Russian Federation for the period up to 2024» and plans implementation of state policy in the sphere of professional education/training number of students according to educational programs of the SVEshould reach 3.46 million people by 2024. The basic structure of the practice-oriented model of the network educational program of the SVE, the layout of the generalized labor functions of the network teacher are offered for critical discussion and approbation in subjects of the Federation. The model is implemented in large regional educational organizations-colleges-complexes.

Conclusion. Design of network educational process, development of modules of network educational programs with participation of various subjects, including pilot practice of activity of network teachers, are in a stage of formation. Scientific and methodological support of this direction will not only increase the number of students in the PEO (Professional Educational Organization], but also to ensure the quality of network vocational education.

Ключевые слова: сетевой модуль, сетевая образовательная программа, сетевой преподаватель, трудовые функции, сетевое образовательное сообщество.

Keywords: network module, network educational program, online teacher, professional functions, network educational community.

Введение

Становление теории сетевого образования требует перехода к сетевым механизмам познания окружающей действительности, приходящим на смену системному подходу к вооружению знаниями на всю жизнь. Необходимо учитывать, что информационные сети перестали быть только техническим средством, но приобрели статус новой культуры, обладающей собственной семиосферой. Представляемые сетью возможности достижения целей и удовлетворения потребностей определяют прикладные ценности как этические нормы профессиональной деятельности, поведения и социального взаимодействия. Виртуальное пространство активно превращается в новую реальность, где уже проектируются сетевые коммуникации между органами государственного управления, субъектами экономической деятельности, домохозяйствами и физическими лицами [2].

Коммуникационные стратегии, используемые в виртуальном взаимодействии студентов, направлены на удовлетворение потребностей, которые не реализуются в необходимой степени в процессе реального общения:

— потребности в интересующей в данный момент информации (как временного, так и длительного пользования);

— в профессиональной компетенции (потребность в компенсации дефицита общения по конкретным профессиональным темам);

— в повышении своей компетенции в реальной жизнедеятельности, не связанной с профессиональной;

— в компенсации отсутствия тепла и любви;

— в компенсации отсутствия возможностей для творческой деятельности;

— в повышении своего социального статуса, в самопрезентации;

— потребности в более широкой коммуникации;

— потребности в игровой деятельности и др.

Сетевая методология обеспечивает переход в производстве знания: от знания того, что было, к знанию того, чего еще никогда не было. Новая теория позиционирует свой предмет впереди, а не позади себя и обеспечивает системное функционирование теоретической практики [7].

Задача современной системы профессионального образования — объединить эти две реальности, создать условия для максимально эффективного развития человека в ее условиях. Сделать так, чтобы переход из одной реальности в другую был максимально комфортным и для человека, и для общества, которое с ним взаимодействует [3].

Первый этап нашего научного междисциплинарного исследования позволил определить следующий понятийный аппарат:

• сетевая персонализированная образовательная программа СПО — инструмент горизонтального моделирования междисциплинарного содержания персонализированного профессионального обучения в организациях, включенных в сетевое взаимодействие, на основе «обучения на успешном опыте» — от описания результатов на каждом этапе обучения (опыт, компетенции, ценностные установки) к способам успешной профессиональной деятельности в условиях развития сетевой (цифровой) экономики;

• сетевая образовательная среда колледжа-ОК—условие проектирования нового качества педагогической деятельности, протекающей в расширенных пространственно-временных рамках. Педагогический дизайн сетевой образовательной среды должен основываться на следующих научных концептах: а) управления (в том числе самоуправления, кооперации, самоорганизации) самостоятельной учебно-профессиональной деятельностью для решения профессиональных задач; б) коммуникаций (в том числе сетевых коммуникаций с тьюторами, сетевыми преподавателями, коучами как победителями профессиональных конкурсов и предметных олимпиад, блогерами—лидерами мнений и т. п.) для обмена явными и скрытыми знаниями; в) взаимного обучения: «Когда нужные люди смогут получать нужную информацию и знания в нужное время для выполнения нужных задач» (Б. Гейтс).

Сетевая образовательная среда не только проектирует разделение педагогического труда на новые специализации, но и дает возможность педагогам выстраивать новые междисциплинарные и межкультурные связи. Такая среда позволяет концентрировать и координировать ресурсы для обеспечения качества профессиональных квалификаций обучающихся [4; 5].

Методология и правовые основания регулирования сетевых форм и сетевых программ обучения

Потенциал Федерального закона «Об образовании в РФ» определил следующие требования при реализации сетевой формы обучения:

— п. 1 ст. 13 «Общие требования к реализации образовательных программ» установил возможность их реализации в сетевых формах;

— ст. 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» определила базовый перечень субъектов-партнеров при разработке и реализации отдельных компонентов (модулей) сетевых образовательных программ: а) научные организации;б) медицинские организации;в) организации культуры; г) физкультурно-спортивные организации; д) иные организации, обладающие ресурсами для обучения, проведения учебной и производственной практик;

— п. 3 ст. 15 определяет требования к содержанию договора при реализации сетевой образовательной программы (сетевой формы обучения);

— п. 4 ст. 17 «Формы получения образования и формы обучения» устанавливает правовую норму сочетания (комбинирования) различных форм получения образования и форм обучения;

— п. 11 ст. 76 «Дополнительное профессиональное образование» уточняет специфику реализации дополнительных профессиональных программ в сетевой форме обучения;

— пп. 7, 9 ст. 80 «Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей», допускают возможность профессионального обучения рабочих по программам среднего профессионального образования в заочной форме обучения;

— пп. 3, 15 ст. 91 устанавливают необходимость учитывать особенности сетевой формы реализации образовательных программ при лицензировании образовательной деятельности;

— п. 4 ст. 105 «Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования» предоставляет право российским образовательным организациям участвовать в сетевой форме реализации образовательных программ с различными иностранными и неправительственными организациями.

Федеральным законом «Об образовании в РФ» (версия 2019 г.) определен следующий правовой статус образовательных программ:

— п. 9 ст. 2 — «образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов»;

— п. 10 ст. 2 — «примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы»;

— п. 28 ст. 2 — «адаптированная образовательная программа — образованная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

Промежуточные результаты междисциплинарного исследования

В последние годы традиционное понимание программы в образовании как документа, фиксирующего учебное содержание в виде набора дидактических единиц, который предстоит усвоить, принципиально изменилось. Достижение качества образовательных программ профессионального образования является одним из ведущих приоритетов образовательной политики РФ [1].

Разработчики программ профессионального обучения, даже тех программ, которые проектируются на основе модульного принципа, наследуют устаревший контентный подход, тогда как работодатель требует от результатов обучения оперативного выполнения видов профессиональной деятельности на реальном производстве. Пока известен один способ правильного построения

образовательных программ — их модульное проектирование в соответствии с результатами обучения, которые требуются рынком труда [Ю].

Первый этап исследования позволил определить для апробации в крупной образовательной организации СПО макет обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя. В макете представлены пять видов профессионально-сетевой деятельности: а] управление качеством сетевой образовательной программы; б] собственно преподавательская деятельность сетевого преподавателя; в] психолого-педагогическая деятельность в сетевом образовательном процессе; г] технологическая деятельность по освоению, продвижению цифровых (сетевых] технологий для разновозрастных групп граждан. Технические регламенты, по нашему мнению, должны регулировать оснащение учебных кабинетов по естественно-научному циклу, в том числе требования по проведению лабораторных и учебно-практических работ с обучающимися; д] методическая деятельность по преемственности образовательного и сетевого, учебного процессов.

Квалификация современных преподавателей СПО позволяет им выполнять несколько видов деятельности одновременно [6]. Однако, как динамично этот процесс будет осуществляться, покажет только практика СПО (табл. 1].

Таблица 1

Макет обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя в крупной образовательной организации

Вид профессионально-сетевой деятельности Обобщенные трудовые функции

Управление качеством сетевой образовательной программы, в том числе как модулем сетевой образовательной программы, так и деятельностью команды сетевых специалистов Организационно-управленческое сопровождение сетевого взаимодействия сетевых специальностей как между собой, так и с обучающимися

Преподавательская деятельность сетевого преподавателя в соответствии с профильными профессиональными функциями: 1] сетевой преподаватель — конструктор модулей сетевой образовательной программы; 2] сетевой преподаватель — тьютор; 3] сетевой преподаватель — брейн-тренер; 4] сетевой преподаватель — консультант сетевого обучения для разновозрастных групп обучаемых; 5] сетевой преподаватель — преподаватель дистанционного обучения Преподавание модулей сетевой образовательной программы соотнесено с требованиями профессиональных стандартов специалистов профессионального образования

Психолого-педагогическая деятельность в сетевом образовательном процессе: 1] сетевой преподаватель — психолог; 2] сетевой психолог-блогер; 3] психолог сетевой идентичности. Регулирование качества коммуникаций, сетевой безопасности личности Решение профессиональных задач по продвижению социальных и ценностных норм профессиональной деятельности

Технологическая деятельность по освоению, продвижению цифровых (сетевых] технологий для разновозрастных групп граждан, в том числе для лиц с ОВЗ, пенсионеров Цифровые (сетевые] компетенции, в том числе адаптация технологии под потребности культуры и рынка труда

Методическая деятельность по преемственности образовательного и сетевого, учебного процессов. Разработка методического обеспечения для оперативного оценивания качества образовательных результатов. Изучение научно-методических публикаций в профильных журналах, членство в профессиональном сообществе Научно-методическое обеспечение сетевых программ, технологий и инструментов оценивания качества результатов

Практическая значимость нашего исследования связана с возможностью использования в системах среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, в том числе профессионального обучения лиц с ОВЗ, пенсионеров, базовой структуры практико-ориентированной модели сетевой образовательной программы. В ней представлен комплекс организационно-педагогических условий: а) концептуальный блок; б) содержательный блок; в) блок организационно-педагогических условий; г) критериально-оценочный блок.

Необходимо подчеркнуть, что базовая структура практико-ориентированной модели сетевой образовательной программы не имеет известных аналогов. Следовательно, сопоставить ее результативность с другими моделями затруднительно. Переход к практике управления сетевыми

образовательными программами предполагает подготовку команд разнопрофильных специалистов и введение новой штатной должности — руководитель сетевой образовательной программы СПО (табл. 2).

Таблица 2

Базовая структура практико-ориентированной модели сетевой образовательной программы в крупных образовательных организациях

Определение базовых характеристик модели

1. Концептуальный блок 1.1. Цель сетевой образовательной программы — внедрение инструментальных требований по обеспечению качества профессиональных компетенций/квалификаций для всех субъектов сетевого партнерства. 1.2. Задачи сетевой образовательной программы 1.2.1. Продвижение этических норм профессиональной деятельности на основе прикладных ценностей. 1.2.2. Сокращение неконкурентоспособных образовательных программ. 1.2.3. Развитие потенциала учебно-тренажерного оборудования и освоение его новых технических характеристик. 1.3. Предмет сетевого партнерства — модуль сетевой образовательной программы, в том числе его финансовые параметры. 1.4. Обоснование сущности сетевой образовательной программы 1.4.1. Сетевая образовательная программа как полисубъектный механизм сетевого партнерства. 1.4.2. Сетевая образовательная программа как совокупность преемственных модулей образовательной программы. 1.4.3. Сетевая образовательная программа как особый комплект документов. 1.4.4. Сетевая образовательная программа — проект сетевого образовательного процесса и вида профессиональной деятельности команды междисциплинарных специалистов

2. Содержательный блок 2.1. Модуль (профессиональный модуль) сетевой образовательной программы должен представлять опыт решения одной профессиональной задачи. Преемственные модули должны обеспечивать освоение одной компетенции и/или профессиональной квалификации обучающимися. 2.2. Требования качества сетевой образовательной программы — соблюдение норм педагогического закона преемственности и последовательности, когда новый опыт профессиональной деятельности должен быть подготовлен предшествующим опытом деятельности обучающихся. Определились следующие инструменты качества сетевой образовательной программы — персонализация, преемственность, сопряжение, сокращение, интеграция, дифференциация. 2.3. Классификация сетевых образовательных программ на основе логики проектирования содержания модулей 2.3.1. Вертикально ориентированные сетевые образовательные программы на основе внедрения инструментов качества, например: преемственность программы СпО и программ прикладного бакалавриата высшего образования. 2.3.2. Горизонтально ориентированные сетевые программы отраслевого (внутрикластерного, корпоративного) профессионального обучения, в том числе обучения на рабочем месте, обучения лиц с ОВЗ, обучения пенсионеров и других субъектов. 2.4. Документационное обеспечение результатов сетевой образовательной программы: результаты обучения по каждому модулю подтверждаются квалификационными сертификатами, выданными отраслевыми советами по профессиональным квалификациям

3. Блок организационно- педагогических условий 3.1. Полисубъектность сетевой образовательной программы представлена различными сферами профессиональной деятельности, которая востребована на конкретной территории: научные организации, медицинские, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации. 3.2. Освоение новых видов профессионально-сетевой деятельности различными субъектами, реализующими сетевую образовательную программу: сетевой преподаватель — конструктор модулей сетевой образовательной программы; сетевой преподаватель — тьютор; сетевой преподаватель — брейн-тренер; сетевой преподаватель — консультант сетевого обучения для разновозрастных групп обучаемых; сетевой преподаватель — преподаватель дистанционного обучения; сетевой преподаватель — психолог; сетевой психолог-блогер; психолог сетевой идентичности и др.

4. Критериально-оценочный блок 4.1. Сформированность у обучающихся компетенций / профессиональных квалификаций и освоение ими этических норм профессиональной деятельности определяются на основе следующих субъектных критериев: 4.1.1. Субъекты обучения соблюдают сроки решения профессиональных задач и оперативно корректирует свои планы. 4.1.2. Субъекты обучения согласовывают свои действия с другими субъектами сетевого партнерства, не допуская конфликта интересов. 4.1.3. Субъекты обучения предлагают креативное решение профессиональной задачи

Заключение

Первое. Крупный региональный колледж-ОК уже позиционирует себя как сетевой концентратор, призванный концентрировать и координировать ресурсы межведомственных организаций для обеспечения качества общего и профессионального образования. Такая позиция колледжа особенно актуальна для сельской местности, ибо, например, малокомплектные сельские школы должны становиться филиалами (структурными подразделениями) таких региональных колледжей-ОК [8].

Второе. Сетевой подход позволяет «стирать» уровни образования на основе развития потенциалов вертикальных, горизонтальных, формальных и неформальных связей между субъектами сетевых партнерств [9].

Третье. Конструкты макета и модели позволили определить как новые функции сетевой педагогической деятельности, так и ключевые характеристики, которые влияют на сроки, качество обучения и статус итогового документа. В Google и других крупных IT-компаниях уже давно дипломы об образовании не спрашивают, а спрашивают — где работал и что умеешь делать.

Литература

1. Баранова Н. В. Подготовка преподавателей вузов к управлению образовательными программами высшего образования : автореф. ... дис. канд. пед. наук. М., 2016. 24 с.

2. Берулава М. Н., Берулава Г. А. Теория сетевого образования // Наука и профессиональное образование: к 70-летию Российской академии образования / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. М., 2013. С. 160-178.

3. Становление персонифицированного непрерывного профессионального образования: подходы, механизмы, результаты / Т. Ю. Ломакина, А. В. Бычков, М. А. Аксенова, М. В. Никитин // Среднее профессиональное образование. 2019. № 2. С. 5-11.

4. Никитин М. В. Становление сетевого профессионального образования: ресурсы организаций и сообществ. М., 2018. 260 с.

5. Никитин М. В. Сетевые образовательные программы. Механизм формирования их структуры и содержания в межрегиональном РЦ СПО // Качество образования. 2012. № 11. С. 28-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Никитин М. В. Потенциал комбинированных форм обучения в сетевом колледже - образовательном комплексе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 19-23.

7. Ромм Т. А., Ромм М. В. Сетевые горизонты теории воспитательных систем // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 4 (52). С. 54-66.

8. Смирнов И. П. Сетевая перспектива профессионального образования: взгляд на практикоориенитрованную монографию профессора М. В. Никитина // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 4. С. 55-57.

9. Фильчаков Ю. А. Разработка модели сетевых образовательных отношений в довузовском профессиональном образовании : автореф. ... дис. канд. пед. наук. М., 2007. 24 с.

10. Шмурыгина О. В., Копнов В. А. Применение функционального анализа для разработки образовательной программы профессионального образования в контексте ECVET // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 1. С. 16-24.

References

1. Baranova N. B. Podgotovka prepodavatelej vuzov k upravleniyu obnazovatel'nymi programmami vysshego obrazovaniya [Training of University teachers for the management of educational programs of higher education]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2016, 24 p. (In Russian).

2. Berulava M. N., Berulava G. A. Teoriya setevogo obrazovaniya [Theory of network education]. Science and professional education: on the 70th anniversary of the Russian Academy of Education. Eds. I. P. Smirnov, E. V. Tkachenko, S. N. Chistyakova. Moscow, 2013, pp. 160-178. (In Russian).

3. Lomakina, T. Yu., Bychkov A. V., Aksenov M. A., Nikitin M. V. Stanovlenie personificirovannogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: podhody, mekhanizmy, rezul'taty [Formation of Personalized Continuing Vocational Education: Approaches, Mechanisms, Results]. Secondary Vocational Education, 2019, no. 2, pp. 5-11. (In Russian).

4. Nikitin M. V. Stanovlenie setevogo professional'nogo obrazovaniya: resursy organizacij i soobshchestv [Formation of network professional education: resources of organizations and communities]. Moscow, 2018, 260 p. (In Russian).

5. Nikitin M. V. Setevye obrazovatel'nye programmy. Mekhanizm formirovaniya ih struktury i soderzhaniya v mezhregional'nom RC SPO [Network educational programs. The mechanism of formation of their structure and content in the interregional RC SPO]. Quality of education, 2012, no. 11, pp. 28-31. (In Russian).

6. Nikitin M. V. Potencial kombinirovannyh form obucheniya v setevom kolledzhe - obrazovatel'nom komplekse [The potential for combined forms of study in the network educational complex]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp.19-23. (In Russian).

7. Romm T. A., Romm M. V. Setevye gorizonty teorii vospitatel'nyh sistem [Network horizons o the upbringing systems theory]. Domestic and Foreign Pedagogy, 2018, vol. 1, no. 4 (52), pp. 54 - 66. (In Russian).

8. Smirnov I. P. Setevaya perspektiva professional'nogo obrazovaniya: vzglyad na praktikoorienitrovannuyu monografiyu professora M. V. Nikitina [Network perspective of professional education: a look at the practice-oriented monograph of professor M. V. Nikitin]. Vocational Education and the Labor Market, 2018, no. 4, pp. 55-57. (In Russian).

9. Filchakov Y. A. Razrabotka modeli setevyh obrazovatel'nyh otnoshenij v dovuzovskom professional'nom obrazovanii [Development of a model network of educational relations in pre-University vocational education]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2007, 24 p. (In Russian).

10. Shmurygina O. V., Kopnov V. A. Primenenie funkcional'nogo analiza dlya razrabotki obrazovatel'noj programmy professional'nogo obrazovaniya v kontekste ECVET [Functional analysis in development of vocational study programme in the context of ECVET]. Vocational Education and the Labor Market, 2019, no. 1, pp. 16-24. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.