ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ BASED ON THE EXPERIENCE OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
УДК/UDC 377
А. Г. Апухтина, О. И. Малороссиянова A. Apukhtina, O. Malorossiyanova
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
NETWORK INTERACTION OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL SYSTEM
Введение. Серьезные задачи перед системой профессионального образования поставили федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) нового поколения, которые были утверждены в декабре 2016 года по профессиям и специальностям, входящим в список наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минтруда России от 02.11.2015 № 831. Структура, содержание, философия этих стандартов существенно отличались от реализуемых ФГОС СПО. С целью оперативного и качественного внедрения стандартов была организована работа таких сетевых структур, как ведущие профессиональные образовательные организации (ПОО).
Методология. Профессиональные образовательные организации с введением новых ФГОС СПО получили еще большую самостоятельность в определении
содержания профессионального образования. Таким образом, на ПОО возлагалась полная ответственность за принимаемые решения в процессе оперативной (за несколько месяцев) разработки образовательных программ в соответствии с новыми стандартами и прохождения процедуры их лицензирования. При этом действующие нормативные документы предполагают применение реверсивного метода разработки образовательных программ.
Результаты. Деятельность ведущих ПОО была направлена на совершенствование собственных ресурсов, организацию трансфера опыта разработки и реализации образовательных программ по новым ФГОС СПО в региональную систему профессионального образования. По состоянию на 2020/21 учебный год реализуется 35 основных профессиональных образовательных программ по профессиям и специальностям, входящим в список наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий (ТОП-50), к каждой разработан учебно-
методический комплекс, в том числе с электронными образовательными ресурсами.
Заключение. Система среднего профессионального образования Кузбасса успешно перешла к реализации программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по ТОП-50 благодаря эффективно организованному горизонтальному сетевому взаимодействию профильных ПОО, в том числе по развитию чемпионатного движения Ворлдскиллс, внедрению стандартов Ворлдскиллс в образовательный процесс, организации промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся в форме демонстрационного экзамена. Это позволило выйти на новый уровень реализации инновационных проектов в области подготовки рабочих кадров для приоритетных отраслевых направлений.
Introduction. The federal state educational standards of secondary vocational education (hereinafter FGOS SPE) of the new generation set serious tasks for the vocational education system, which were approved in December 2016 for professions and specialties included in the list of new and prospective professions in demand on the labor market that require secondary vocational education, approved by order of the Ministry of Labor of Russia No. 831 dated 02.11.2015. The structure, content, philosophy of these standards differed significantly from those implemented by the FSES SPO. With the aim of the prompt and high-quality implementation of standards, the work of such network structures as leading professional educational organizations (hereinafter VET) was organized.
Materials and Methods. With the introduction of the new Federal State Educational Standard, vocational educational organizations have gained even greater independence in determining the content of vocational education. Thus, they were entrusted with full responsibility for the decisions made in the process of operational (within several months) development of educational programs in accordance with the new standards and passing the licensing procedure. At the same time, the current regulatory documents imply the use of a reverse method of developing educational programs.
Results. The activities of leading VET were aimed at improving their own resources, organizing the transfer of experience in the development and implementation of educational programs for the new FSES SPE to the regional system of vocational education. In 2020-2021 academic year, 35 basic professional educational programs are being implemented in professions and specialties included in the list of new and prospective professions in demand on the
labor market (TOP-50), for each educational and methodological complex has been developed, including ones with electronic educational resources.
Conclusion. The system of secondary vocational education in Kuzbass has successfully moved to the implementation of training programs for qualified workers and mid-level specialists in accordance with the Federal State Educational Standard of the VET in T0P-50 thanks to the effectively organized horizontal network interaction of specialized VET, including the development of the WorldSkills championship movement, the introduction of Worldskills standards in the educational process, organization of intermediate and state final certification of students in the form of a demonstration exam. This allowed us to reach a new level of implementation of innovative projects in the field of training workers for priority industry areas.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, ведущие профессиональные образовательные организации, образовательный результат, сетевое взаимодействие.
Keywords: federal state educational standards of secondary vocational education, leading professional educational organizations, educational result, networking.
Введение
В целях повышения эффективности деятельности региональной системы профессионального образования по подготовке кадров по приоритетным, востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования в Кемеровской области департаментом образования и науки было принято решение о присвоении статуса ведущей пяти ПОО сроком на один год. Под ведущей ПОО понимается ПОО, владеющая образовательными ресурсами (материально-техническими, кадровыми, методическими, информационными и социальными (система связей с партнерами), необходимыми для подготовки кадров по новым стандартам в соответствии со спецификой региона. Деятельность ведущих ПОО была направлена на разработку, апробацию и внедрение новых элементов содержания подготовки кадров, учебно-методических комплексов, методов и средств обучения; механизмов саморегулирования объединений образовательных организаций, работников образования, сетевого взаимодействия профильных ПОО. К сервисно-сетевым функциям ведущих ПОО относятся управляющие (координирующие) функции «узлового элемента» сети профильных ПОО, ресурсные функции (концентрация образо-
Знание 1
Вид
профессиональной деятельности
-
пк 1 с
Практический опыт 1
ПК 2
Практический опыт ...
Умение 1 Знание 2
V
\\
Умение 2 VI Знание 3
\
Умение ... \ Знание ...
ПК ...
Рис. Процесс декомпозиции образовательного результата
вательных ресурсов, создание общей ресурсной базы, предоставление коллективного доступа профильных ПОО к ресурсам), информационно-методические функции (осуществление методической и консультативной поддержки руководящих и педагогических работников профильных ПОО.
Методология
Научно-методическое и консалтинговое сопровождение деятельности ведущих ПОО было поручено ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (далее -институт).
На первом этапе сопровождения деятельности ведущих ПОО институтом была организована серия практических семинаров для работников, обеспечивающих заявленный статус. На семинарах были выработаны единые подходы к разработке образовательных программ в соответствии с новыми ФГОС СПО. Для разработки каждой образовательной программы по профессии, специальности в ведущей ПОО была создана рабочая группа из педагогов, которым предстояло реализовывать данную программу. В состав группы могли входить специалисты профильных предприятий. Руководство работой группы осуществлял заместитель директора ПОО или методист.
Разработчики программ должны были начинать работу с декомпозиции образовательного результата, заявленного в приложении № 2 к новым ФГОС СПО. Далее проводился анализ соответствия каждому образовательному результату из группы «иметь практический опыт» результатов из группы «уметь». В ситуации, когда было определено, что приведенных в приложении № 2 результатов группы «уметь» недо-
статочно для достижения образовательного результата из группы «иметь практический опыт», разработчики программы определяли целесообразность дополнения группы «уметь» необходимыми результатами. После проводился анализ соответствия каждому результату из группы «уметь» образовательных результатов из группы «знать». В случае, когда приведенных в приложении № 2 к актуализированным ФГОС результатов группы «знать» было недостаточно для достижения определенного результата из группы «уметь», целесообразным являлось дополнительное включение в программу необходимых результатов группы «знать». Процесс декомпозиции образовательного результата представлен на рисунке.
В соответствии с ФГОС СПО перечень, содержание, объем и порядок реализации учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практик образовательной программы образовательная организация определяла самостоятельно. Вместе с тем ФГОС СПО содержат прямые указания на обязательное включение в учебные планы некоторых дисциплин: в программы по подготовке квалифицированных рабочих - «Физическая культура» в объеме не менее 40 часов и «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 36 часов; в программы по подготовке специалистов среднего звена - «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Физическая культура». Для формирования у обучающихся некоторых общих компетенций необходимо включить в программу отдельную дисциплину или модуль «Деловое общение» или «Деловой русский язык» для ОК 05 «Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с уче-
том особенностей социального и культурного контекста»; «Основы экологии» для ОК 07 «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях»; «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для ОК 09 «Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности»; «Основы предпринимательства» для ОК 11 «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере».
Для освоения обучающимися каждого вида трудовой деятельности, предусмотренного соответствующим ФГОС СПО, в образовательную программу целесообразно включать самостоятельный профессиональный модуль. Анализ перечня профессиональных компетенций, соответствующих определенному виду трудовой деятельности, может позволить объединить их в две или несколько групп, и таким образом выделить в профессиональном модуле два или несколько междисциплинарных курсов.
На основании анализа результатов, входящих в группу «знать» и указанных в приложении № 2 к ФГОС СПО, может также быть сформирован перечень общепрофессиональных учебных дисциплин. Общепрофессиональная дисциплина включается в образовательную программу для освоения объемного результата «знать» (например, «Правила дорожного движения») или результата «знать», который повторяется для нескольких видов трудовой деятельности (например, «Устройство автомобиля»).
После определения перечня дисциплин, профессиональных модулей и практик, которые необходимо включить в образовательную программу, разработчики распределяли между ними результаты обучения, полученные при декомпозиции. При этом был возможен такой вариант, что некоторые результаты «знать», «уметь» или «иметь практический опыт» не вошли в определенные ранее дисциплины, модули или практики. Тогда возникала необходимость включить в программу дополнительные дидактические единицы.
Действующие нормативные документы предполагают применение реверсивного метода разработки образовательных программ, то есть разработчики программ должны самостоятельно определить содержание образования на основе результата, которого необходимо достичь.
Первое правило реверсивного метода разработки образовательных программ: знания формируются на теоретических занятиях. В связи с этим темы теоретических занятий формулируются на основе фор-
мулировок результата обучения «знать». Например, ФГОС СПО по профессии «продавец» содержит требование к результату освоения программы профессионального модуля «Розничная торговля непродовольственными товарами» - «знать закон о защите прав потребителей». Это означает, что в программу модуля должна быть включена тема теоретического занятия «Содержание и применение закона о защите прав потребителей».
Рассмотрим еще примеры. ФГОС СПО по профессии «мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» содержит требование к результату освоения программы «знать технические параметры исправного состояния автомобилей». Соответственно, в программу должна быть включена тема теоретического занятия «Технические параметры исправного состояния автомобилей».
Результат освоения программы «знать классификацию и ассортимент различных товарных групп непродовольственных товаров» является достаточно объемным, поэтому для его достижения потребуется освоение нескольких тем, которые могут быть объединены в раздел «Ассортимент непродовольственных товаров». Первая тема в разделе - это «Классификация непродовольственных товаров», следующие темы «Ассортимент товаров...» по каждой из групп.
Достаточно часто в стандартах встречаются более сложные варианты. В качестве примера рассмотрим такой результат освоения программы, как «знать компьютерные программы по диагностике систем автомобилей». Существует несколько программ и несколько систем автомобиля. Каждая из компьютерных программ может быть использована при диагностике одной, нескольких или всех систем автомобилей. Поэтому темы теоретических занятий могут формулироваться следующим образом: использование программы 1 для диагностики части 1; использование программы 2 для диагностики части 1 и т. д.
Второе правило реверсивного метода разработки образовательных программ: умения формируются на практических занятиях. В связи с этим темы практических работ формулируются на основе результата обучения «уметь». Например, ФГОС СПО по профессии «продавец» содержит требование к результату освоения программы дисциплины «Организация и технология розничной торговли» - «уметь определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса». Таким образом в программе дисциплины должна быть представлена тема практической работы «Определение критериев конкурентоспособности на основе покупательского спроса».
Заявленный во ФГОС СПО результат освоения программы «уметь расшифровывать маркировку, клеймение и символы по уходу» также требует включения в программу нескольких тем практических работ «Расшифровка... » маркировки, клеймения, символов по уходу для каждой группы товаров.
Третье правило реверсивного метода разработки образовательных программ: практический опыт приобретается на учебной и производственной практиках. В связи с этим перечень учебно-производственных работ составляется на основе формулировок результата обучения «иметь практический опыт».
Например, ФГОС СПО по профессии «продавец» содержит требование к результату освоения программы профессионального модуля «Розничная торговля непродовольственными товарами» - «иметь практический опыт обслуживания покупателей, продажи различных групп непродовольственных товаров». Значит в перечень учебно-производственных работ на практике необходимо включить следующие позиции: продажа обувных товаров, продажа пушно-меховых товаров и прочее по всем группам товаров.
Таким образом, при разработке образовательных программ в соответствии с действующими ФГОС СПО необходимо руководствоваться правилом: каждому результату «знать» соответствует одна или несколько тем теоретических занятий; каждому результату «уметь» соответствует тема одной или нескольких практических работ; каждому результату «иметь практический опыт» соответствует позиция в перечне учебно-производственных работ на практике.
Количество часов на освоение каждой дисциплины, модуля, практики определяется на основе того, сколько необходимо учебного времени для достижения заявленного результата, сколько необходимо и достаточно теоретических занятий, практических работ, отработки трудовых приемов на учебной и производственной практиках.
Результаты
Организованное сетевое взаимодействие института, ведущих ПОО и других профильных ПОО позволило каждой второй образовательной организации региона к началу 2017/18 учебного года разработать, получить лицензию и начать реализацию программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по новым ФГОС СПО. Опыт работы ведущих ПОО по внедрению в систему профессионального образования новых ФГОС СПО показал положительный эффект. Приказом департамента образования и науки Кемеровской области
от 29.12.2017 № 2433 статус ведущей присвоен 11 ПОО сроком на три года.
В период работы ПОО в статусе ведущих координирующую роль в их деятельности выполнял институт. Были проведены тематические консультации для работников, обеспечивающих статус, по актуальным вопросам, большое количество индивидуальных консультаций. Каждая ведущая ПОО стала центром сетевого взаимодействия профильных образовательных организаций. Деятельность ведущих ПОО была направлена на совершенствование собственных ресурсов, организацию трансфера опыта разработки и реализации образовательных программ по новым ФГОС СПО в региональную систему профессионального образования, внедрение стандартов Ворлдскиллс в образовательный процесс, предоставление собственной учебно-производственной базы для проведения различных мероприятий с участием обучающихся и педагогов профильных учреждений. Приведем несколько фактов, характеризующих общий результат деятельности ведущих ПОО. В 2020/21 учебном году реализуется 35 образовательных программ по ТОП-50, к каждой разработан учебно-методический комплекс, в том числе с электронными образовательными ресурсами. Каждая ведущая ПОО принимала участие в федеральных и региональных конкурсах на получение грантов на оснащение и модернизацию учебных мастерских. Полученные средства позволили создать заново или модернизировать 63 мастерские, которые соответствуют современному международному уровню. В 2020 году на базе каждой ведущей ПОО были аккредитованы Союзом «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия» один или несколько центров проведения демонстрационного экзамена по методике Ворлдскиллс. Всего 38 центров. Ведущие ПОО стали площадками для проведения региональных чемпионатов Ворлдскиллс по 45 компетенциям.
В 2018-2020 годы ведущие ПОО проводили мероприятия, направленные на трансляцию опыта подготовки кадров по закрепленному направлению в региональную систему профессионального образования (тренировочные семинары, мастер-классы, обучающие онлайн-курсы, круглые столы), в которых приняли участие педагогические работники профессиональных образовательных организаций региона. Большой популярностью пользовались обучающие семинары, тренинги, мастер-классы и тренировочные сборы, посвященные подготовке к региональным и национальным чемпионатам «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) или анализу опыта участия в национальных чемпионатах. В программу меропри-
ятий входили следующие вопросы: требования к подготовке конкурсантов, к конкурсной документации, спецификации компетенций, принципы составления конкурсных заданий, схемы оценки, регламент проведения чемпионатов, основные трудности при участии ПОО в региональных и национальных чемпионатах «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia), проблемные точки при выполнении участниками наиболее сложных модулей компетенций, разрешение спорных вопросов при оценке, мотивация экспертов и участников, стандарты проведения соревнований, особенности судейства, принципы формирования сборной команды, софт скиллс для успешного выступления, эффективное планирование тренировочного процесса и др. В рамках обучающих семинаров проводились мастер-классы, на которых осуществлялась демонстрация выполнения заданий экспертами компетенций с осуществлением технических измерений и использованием необходимого оборудования, самостоятельное выполнение заданий участниками мастер-классов. Большое внимание уделялось вопросам внедрения стандартов Ворлдскиллс в образовательный процесс и использование демонстрационного экзамена для оценки образовательных результатов. На обучающих семинарах были рассмотрены вопросы актуализации образовательных программ в соответствии со стандартами Ворлдскиллс, учебно-методической документации в соответствии с документацией Союза, опыт проведения демонстрационного экзамена, разработка локальных нормативных документов для его проведения.
Решая задачу реализации инновационных проектов в области обеспечения подготовки кадров в регионе, имеющих значение для реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере среднего профессионального образования, ведущие ПОО достигли серьезных успехов.
На базе Сибирского политехнического техникума в октябре 2019 года был открыт центр опережающей профессиональной подготовки, что вывело сетевое взаимодействие техникума не только с профильными ПОО на более высокий уровень.
Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства является базовым ресурсным центром Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). На площадках техникума состоялся финал межрегионального турнира «Труд-Знания-Безо-пасность - 2020» организованный Министерством труда и занятости населения Кузбасса. В профессиональной битве сразились 556 сварщиков из Кузбасса, Омской, Томской, Новосибирской, Курганской, Иркут-
ской областей, Красноярского и Алтайского краев, Хакасии и Татарстана.
Деятельность по обновлению содержания образования, в том числе с помощью внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных программ, учитывающих потребности рынка труда осуществляется Кузнецким индустриальным техникумом в рамках базовой экспериментальной площадки по теме «Разработка и реализация модели образовательно-технологического кластера, интегрирующего возможности образовательных учреждений и профильных предприятий» (приказ от 08.05.2019 № 10 Регионального научного центра РАО при ФГОАУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»).
Опыт работы по кластерному взаимодействию представлялся в рамках областной форсайт-сессии «Образовательно-технологический кластер: опыт работы, проблемы, перспективы» (по плану НО «Союз директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области», 29.05.2020). Рассматривался опыт социального партнерства, реализуемого в рамках работы кластера, представлялись сетевые проекты: виртуальный образовательный кампус, дуальная модель наставничества, формирование индивидуальных образовательных траекторий на основе модульных программ опережающего обучения.
С 2018 года Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг работал в статусе региональной сетевой площадки, осуществляющей взаимодействие по координации и ресурсной поддержке профильных ПОО области в подготовке специалистов для предприятий гостиничной индустрии и ресторанного бизнеса. За отчетный период техникумом заключены 31 соглашение о сотрудничестве; 11 договоров о предоставлении рабочих мест для прохождения учебной и производственной практики; 19 договоров о сетевой форме реализации образовательных программ; 25 договоров о целевом обучении студентов, 3 договора о структурных подразделениях на базе предприятий-партнеров. В техникуме создан и поддерживается портал сетевого взаимодействия, предоставляющий участникам сети возможность общения посредством форума, пользования учебно-программной и методической документацией депозитария, проведения мастер-классов.
Кемеровским горнотехническим техникумом было организовано и проведено три межрегиональных олимпиады по направлению «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых». Кроме
профильных профессиональных образовательных организаций Кузбасса, в олимпиаде принимали участие представители Забайкальского, Пермского и Хабаровского краев, республик Башкортостан, Коми и Бурятии, Мурманской области. В августе 2019 г. техникуму на конкурсной основе присвоен статус экспериментальной площадки Федерального института развития образования РАНХиГС при Президенте РФ по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования». Тема экспериментальной работы «Разработка и апробация методик внедрения онлайн-обучения в учебный процесс профессиональных образовательных организаций Кемеровской области».
Заключение
Задачи, которые были поставлены перед ведущими ПОО, решены успешно. Система профессионального образования региона перешла к реализации программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по ТОП-50; организовано сетевое взаимодействие профильных ПОО по развитию чемпио-натного движения Ворлдскиллс, внедрению стандартов Ворлдскиллс в образовательный процесс, организации промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся в форме демонстрационного экзамена. Сетевое взаимодействие профильных ПОО позволило региональной системе профессионального образования выйти на новый уровень реализации инновационных проектов в области обеспечения подготовки кадров, имеющих существенное значение для реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере среднего профессионального образования (деятельность профильных кластеров, региональных учебно-методических объединений).
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.01.2021).
2. Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 08.09.2016 г. № 1558 [Электронный ресурс]. URL: http://www.krirpo.ru (дата обращения: 28.01.2021).
3. Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 01.12.2016 г. № 2100 [Электронный ресурс]. URL: http://www.krirpo.ru (дата обращения: 28.01.2021).
4. Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 29.12.2017 г. № 2433 [Электронный ресурс]. URL: http://www.krirpo.ru (дата обращения 28.01.2021).
5. Положение о ведущей региональной профессиональной образовательной организации, обеспечивающей подготовку кадров по наиболее востребованным и перспективным
специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями (приложение 1 к приказу департамента образования и науки Кемеровской области № 1588 от 08.09.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.krirpo.ru (дата обращения: 28.01.2021).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей [Электронный ресурс]. URL: https://cdnimg.rg.ru/ pril/134/79/04/44800.pdf (дата обращения: 28.01.2021).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/fgos/100701.01-prodavetc-kontroler-kassir.html (дата обращения: 28.01.2021).
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On Education in the Russian Federation]. Federal Law of December 29, 2012 no. 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 28.01.2021). (In Russian).
2. Prikaz departamenta obrazovaniya i nauki Kemerovskoj oblasti ot 08.09.2016 g. № 1558 [Order of the Department of Education and Science of the Kemerovo region from 08.09.2016 no. 1558]. Available at: http://www.krirpo.ru (accessed 28.01.2021). (In Russian).
3. Prikaz departamenta obrazovaniya i nauki Kemerovskoj oblasti ot 01.12.2016 g. № 2100 [Order of the Department of Education and Science of the Kemerovo region from 01.12.2016 no. 2100]. Available at: http://www.krirpo.ru (accessed 28.01.2021). (In Russian).
4. Prikaz departamenta obrazovaniya i nauki Kemerovskoj oblasti ot 29.12.2017 g. № 2433 [Order of the Department of Education and Science of the Kemerovo region from 29.12.2017 no. 2433]. Available at: http://www.krirpo.ru (accessed 28.01.2021). (In Russian).
5. Polozhenie o vedushchej regional'noj professional'noj obrazovatel'nojorganizacii, obespechivayushchej podgotovku kadrov po naibolee vostrebovannym i perspektivnym special'nostyam i rabochim professiyam v sootvetstvii s mezhdunarodnymi standartami i peredovymi tekhnologiyami (prilozhenie 1 k prikazu departamenta obrazovaniya i nauki Kemerovskoj oblasti № 1588 ot 08.09.2016) [Regulations on the leading regional professional educational organization that provides training in the most demanded and promising specialties and working professions in accordance with international standards and advanced technologies (Annex 1 to the order of the Department of Education and Science of the Kemerovo region № 1588 from 08.09.2016g.)]. Available at: http://www.krirpo.ru (accessed 28.01.2021). (In Russian).
6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po professii 23.01.17 Master po remontu i obsluzhivaniyu avtomobilej [Federal state educational standard of secondary vocational education for the profession 23.01.17 Master in repair and maintenance of automobiles]. Available at: https://cdnimg.rg.ru/pril/134/79/04/44800.pdf (accessed 28.01.2021). (In Russian).
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po professii 100701.01 Prodavec, kontroler-kassir [Federal State Educational Standard of Secondary Vocational Education for the Profession 100701.01 Vendor, Controller-Cashier]. Available at: https://classinform. ru/fgos/100701.01-prodavetc-kontroler-kassir.html (accessed 28.01.2021). (In Russian).