Научная статья на тему 'Общеобразовательный цикл в учебном плане основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО'

Общеобразовательный цикл в учебном плане основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1837
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ОПОП) / УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОПОП / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ ОПОП / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR SECONDARY (COMPLETE) GENERAL EDUCATION / BASIC VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMME (BVEP) / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR PRIMARY VOCATIONAL AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / BVEP CURRICULA / BVEP GENERAL EDUCATIONAL CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березина Лариса Юрьевна, Рыкова Елена Анатольевна

Внедрение в образовательную практику ФГОС начального профессионального и среднего профессионального образования третьего поколения требует от образовательных учреждений разработки новых учебных планов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), в том числе с реализацией ФГОС среднего (полного) общего образования. В статье раскрываются механизмы формирования общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП по профессиям НПО и специальностям СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Березина Лариса Юрьевна, Рыкова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical application of the third-generation Federal State Educational Standard (FSES) for primary vocational and secondary vocational education requires that educational institutions should develop new curricula as a part of the Basic Vocational Education Programme (BVEP) subject to compliance with the FSES for secondary (complete) general education. The article discloses the mechanism of forming BVEP general educational curriculum with respect to professions and specialties of primary vocational and secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «Общеобразовательный цикл в учебном плане основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НПО/СПО

БЕРЕЗИНА Л.Ю., РЫКОВА Е.А.

Внедрение в образовательную практику ФГОС начального профессионального и среднего профессионального образования третьего поколения требует от образовательных учреждений разработки новых учебных планов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), в том числе с реализацией ФГОС среднего (полного) общего образования. В статье раскрываются механизмы формирования общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП по профессиям НПО и специальностям СПО.

Practical application of the third-generation Federal State Educational Standard (FSES) for primary vocational and secondary vocational education requires that educational institutions should develop new curricula as a part of the Basic Vocational Education Programme (BVEP) subject to compliance with the FSES for secondary (complete) general education. The article discloses the mechanism of forming BVEP general educational curriculum with respect to professions and specialties of primary vocational and secondary vocational education.

В соответствии п. 2. ст. 20 Закона РФ «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального образования или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. В настоящее время документом, регламентирующим реализацию федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования в системе НПО/СПО, является «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) (далее - Рекомендации Минобрнауки России, 2007).

Комментарии

В Рекомендациях Минобрнауки России, 2007 зафиксированы базовые и профильные общеобразовательные учебные дисциплины по профилям получаемого профессионального образования в образовательных учреждениях НПО/СПО, часы на их изучение, а также представлено примерное распределение профессий НПО/специальностей СПО по профилям профессионального образования (с учетом действующих на тот момент перечней профессий НПО, специальностей СПО).

На основании этих рекомендаций подготовлены примерные программы общеобразовательных учебных дисциплин для профессий/специальностей начального/среднего профессионального образования, одобренные и рекомендованные к использованию на практике Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Однако Рекомендации Минобрнауки России, 2007 и новые примерные программы общеобразовательных учебных дисциплин для профессий НПО/специальностей СПО широкого распространения в работе образовательных учреждений НПО/СПО не получили, т.к. в сопроводительном письме к выше названным рекомендациям подчеркивалось, что их реализация «... может осуществляться образовательными учреждениями по мере их готовности к переходу на профильное обучение» и «Рекомендации действуют наравне с Рекомендациями по реали-

зации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 19.03.2002 № 18-52857 ин/18-28».

Необходимость использования Рекомендаций Минобрнауки России, 2007 г. образовательными учреждениями НПО/СПО актуализировалось при разработке учебных планов ОПОП по профессиям НПО и специальностям СПО на базе основного общего образования при введении ФГОС начального профессионального и среднего профессионального образования третьего поколения.

Образовательные учреждения НПО/СПО опираются на эти рекомендации в процессе формирования общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП по профессиям НПО и специальностям СПО, фиксируя составы базовых и профильных общеобразовательных дисциплин по профилям получаемого профессионального образования, определяя в часах учебную нагрузку обучающихся. При этом разработчики учебного плана должны принять во внимание следующее:

— в соответствии с приказом Минобрнауки России от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (вступает в силу с 1 сентября 2011 г.) в образовательных учреждениях НПО/СПО увеличивается количество часов на изучение дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» - до 70 часов и «Физическая культура» - до 3 часов в неделю;

— в соответствии со спецификой ОПОП по профессии НПО и специальности СПО образовательные учреждения НПО/СПО профиль обучения выбирают самостоятельно, уточняя распределение профессий НПО/ специальностей СПО по профилям получаемого профессионального образования по Перечню профессий НПО (приказ Минобрнауки России от 28.09.2009 г. № 354) и Перечню специальностей СПО (приказ Минобрнауки России от 28.09.2009 г. № 355).

Определенные трудности возникают при формировании общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП НПО в связи с тем, что в соответствии с ФГОС НПО нормативный срок освоения ОПОП по профессии НПО с получением среднего (полного) общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) - 57 нед., промежуточная аттестация - 3 нед., каникулярное время - 13 нед.

В связи с этим у разработчиков учебных планов образовательных учреждений и учебнометодических служб НПО возникает вопрос: «Как наиболее целесообразно использовать часы теоретического обучения (2052 час.) при реализации ОПОП НПО по профессиям НПО с получением среднего (полного) общего образования?».

Комментарии

Опираясь на опыт реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО, возрастные и социально-психологические особенности обучающихся, образовательные учреждения НПО учебное время, отведенное на теоретическое обучение, вправе распределить на изучение базовых и профильных учебных дисциплин общеобразовательного цикла, в том числе на увеличение профессиональной составляющей ОПОП НПО с целью повышения качества подготовки обучающихся по профессии, учитывая потребности работодателей и специфику будущей профессиональной деятельности выпускников.

Следует заметить, что решение о выделении определенного количества часов теоретиче-

ского обучения на усиление профессиональной составляющей ОПОП и о их распределении на увеличение объема учебного времени по отдельным учебным дисциплинам профессионального цикла или на введение новых учебных дисциплин этого цикла принимается на расширенном методическом совете образовательного учреждения НПО с участием работодателей, основных заказчиков квалифицированных рабочих кадров, представителей региональных (муниципальных) органов управления профессиональным образованием. Это решение фиксируется локальным актом либо протоколом (соглашением о намерениях), либо приказом руководителя образовательного учреждения. При этом в пояснительной записке к учебному плану указывается, на какие составляющие ОПОП НПО и в каком объеме использованы выделенные часы теоретического обучения, ссылаясь на соответствующие основания (приказ руководителя образовательного учреждения, решение методического совета и т.п.).

Новым аспектом для разработчиков учебных планов ОПОП НПО является требование зафиксировать часы на самостоятельную учебную нагрузку и определить максимальную учебную нагрузку обучающихся по каждой учебной дисциплине.

Комментарии

Учебная нагрузка обучающихся в часах складывается из количества часов, выделяемых на обязательную учебную нагрузку и самостоятельную учебную работу обучающихся. Их суммарное количество определяет максимальную учебную нагрузку обучающихся.

Самостоятельная учебная работа обучающих в часах составляет примерно 30% -50% от обязательной учебной нагрузки обучающихся по каждой общеобразовательной дисциплине, учитывая ее значимость для освоения конкретной профессии / специальности НПО / СПО.

Образовательные учреждения СПО при разработке учебного плана ОПОП СПО исходят из того, что в соответствии с ФГОС СПО нормативный срок освоения ОПОП по специальности СПО с получением среднего (полного) общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) -39 нед., промежуточная аттестация - 2 нед., каникулярное время - 11 нед.

Учебное время, отведенное на теоретическое обучение образовательные учреждения СПО распределяют на изучение базовых и профильных учебных дисциплин общеобразовательного цикла. При этом допускается изучение отдельных общеобразовательных дисциплин переносить на второй курс. Такое построение учебного плана ОПОП СПО позволяет повысить мотивацию студентов к обучению и будущей профессиональной деятельности, т.к. они получают возможность уже на первом курсе одновременно с освоением программы среднего (полного) общего образования приступить к изучению элементов профессионального цикла ОПОП СПО.

При формировании общеобразовательного цикла учебных планов ОПОП НПО/СПО образовательные учреждения, в отдельных случаях, вправе самостоятельно уточнить либо дополнить составы базовых и профильных общеобразовательных дисциплин, скорректировать объемы учебного времени на их изучение с учетом значимости той или иной учебной дисциплины для овладения профессией/специальностью.

Комментарии

Образовательные учреждения НПО/СПО вправе дополнить перечень базовых или профильных общеобразовательных дисциплин по профилям получаемого профессионального образования, предложенный Рекомендациями Минобрнауки России, 2007, учебными предметами федерального компонента Базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312). По вновь вводимым

общеобразовательным дисциплинам обязательная учебная нагрузка обучающихся должна составлять: по базовым - не менее 34 час., по профильным - не менее 68 час.

Некоторые коррективы при составлении учебных планов образовательные учреждения могут внести в состав интегрированной базовой учебной дисциплины «Естествознание», которая изучается при освоении профессий/специальностей НПО/СПО социально-экономического профиля и при овладении специальностями гуманитарного профиля в учреждениях СПО, и распределение учебных часов на освоение ее компонентов (физика, химия, биология). Например, образовательные учреждения НПО вправе выделить из трех дисциплин одну, имеющую профессиональную значимость для овладения конкретной профессией, и включить ее в состав профильных общеобразовательных дисциплин с обязательной учебной нагрузкой обучающихся не менее 68 час., а две другие учебные дисциплины изучать в составе учебной дисциплины «Естествознание» на базовом уровне. Образовательные учреждения СПО вправе внутри интегрированной базовой учебной дисциплины «Естествознание» перераспределить учебные часы, предложенные в тематическом плане примерной программы, с учетом профессиональной значимости ее составляющих для овладения конкретной специальностью.

При всех вносимых изменениях в учебные планы суммарная обязательная учебная нагрузка обучающихся по дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП НПО должна быть не менее 1656 час., по дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП СПО не менее 1404 час.

У разработчиков учебных планов ОПОП НПО/СПО нередко возникает вопрос: «Какое количество учебных часов следует выделить по общеобразовательным учебным дисциплинам на лабораторные и практические занятия?»

Комментарии

В учебном плане ОПОП НПО/СПО часы, выделяемые на изучение каждой общеобразовательной дисциплины, в т.ч. на лабораторные и практические работы, должны согласовываться с тематическими планами рабочих программ общеобразовательных дисциплин для профессий НПО/специальностей СПО. При этом по каждой общеобразовательной дисциплине должно иметь место оптимальное сочетание теоретических, лабораторных и практических занятий.

Внимание разработчиков учебных планов ОПОП НПО/СПО следует обратить на выбор форм промежуточной аттестации.

Комментарии

Основными формами промежуточной аттестации, в рамках которой определяются результаты освоения дисциплин общеобразовательного цикла, являются экзамены и дифференцированные зачеты. Обязательных - три экзамена: по русскому языку и математике - в письменной форме и по профильной дисциплине - в устной или письменной форме по усмотрению образовательного учреждения. По остальным дисциплинам общеобразовательного цикла после завершения их освоения проводят дифференцированные зачеты (зачет с оценкой).

Экзамены проводят за счет времени, выделяемого ФГОС НПО/СПО на промежуточную аттестацию, дифференцированные зачеты - за счет учебного времени, выделяемого на изучение соответствующей общеобразовательной дисциплины.

Все особенности формирования общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП НПО/СПО по профессиям НПО/ специальностям СПО с получением среднего (полного) общего образования раскрываются в пояснительной записке к учебному плану образовательного учреждения.

Библиографический список:

1. Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180).

2. Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования (www.firo.ru).

3. Рыкова Е.А., Березина Л.Ю. Готовясь к новому учебному году. Научно-публицистическая газета «Горизонты современного образования». Февраль 2011, №2 (41). - С. 4.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального и среднего профессионального образования, федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, основная профессиональная образовательная программа (ОПОП), учебный план ОПОП, общеобразовательный цикл ОПОП.

Keywords: federal state educational standard for primary vocational and secondary vocational education, federal state educational standard for secondary (complete) general education, basic vocational education programme (BVEP), BVEP curricula, BVEP general educational curriculum.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.