Научная статья на тему 'Потенциал сетевого подхода в СПО: принципы, программа, трудовые функции преподавателя'

Потенциал сетевого подхода в СПО: принципы, программа, трудовые функции преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ ПОДХОД / СЕТЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПО / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ СЕТЕВОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО / NETWORK APPROACH / NETWORK PRINCIPLES / NETWORK EDUCATIONAL PROGRAM OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / LABOR FUNCTIONS OF THE NETWORK TEACHER OF THE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин М. В., Шишов В. Е.

Критический анализ форс-мажорного опыта дистанционного обучения (март-май 2020 г.) в профессиональных образовательных организациях (ПОО) среднего профессионального образования (СПО) показал актуальность разработки научно-методического, кадрового и программного обеспечения новых форм обучения. Научными сотрудниками лаборатории профессионального образования Института стратегии развития образования РАО (ИСРО РАО) в соответствии с госзаданием № 073-00086-19-01 на 2019 год были разработаны научно-методические основы развития сетевой формы обучения в крупных образовательных организациях комплексах СПО. Цель статьи. Потенциал сетевого подхода создает возможность конструирования сетевых коммуникаций между различными субъектами образовательной деятельности в соответствии с принципами сетевых профессионально-педагогических отношений; полисубъектным механизмом разработки структуры и содержания сетевых образовательных программ; базовым макетом обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя в крупном колледже. Эти инструменты конструирования сетевых коммуникаций должны отвечать на вопросы, кто и как будет учить и воспитывать в условиях сетевого образовательного процесса в российских СПО. Промежуточные результаты исследования. Принципиальная новизна и востребованность сетевого подхода в СПО заключается в констатации ограниченности ресурсов одной образовательной организации для обеспечения качества воспитания и качества профессиональных квалификаций выпускников. Отраслевая стратегия российского СПО обеспечивает концентрацию ресурсов для решения стратегических задач развития территорий на основе подготовки работников квалифицированного труда. Такие работники становятся массовой группой налогоплательщиков в региональные бюджеты. Сетевой подход, как инструмент «мягкой силы», позволяет обеспечить переход от традиционного понимания образовательного уровня СПО к пониманию стратегической культуры качества сетевого персонализированного профессионального образования и воспитания этических норм профессиональной деятельности с полисубъектным участием заказчиков кадров. Заключение. Сетевой подход является не только междисциплинарным основанием становления нового феномена сетевого профессионального образования с использованием ресурсов крупных образовательных организаций СПО-комплексов, но и механизмом продвижения прикладных ценностей как этических норм сетевой профессионально-педагогической деятельности, сетевой социализации, сетевого поведения и социального взаимодействия различных субъектов в сети. Принципы моделирования сетевых образовательных программ СПО, макет обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя колледжа были разработаны в русле международной научной школы академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, Т. Ю. Ломакиной [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF NETWORK APPROACH IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: PRINCIPLES, PROGRAM, JOB FUNCTIONS OF TEACHER

Critical analysis of force majeure experience in distance education (March-May, 2020) in vocational educational institutions (VEI) of secondary vocational education (VET) showed the need for timely development of scientific, methodological, HR and software for new forms of education. In accordance with state assignment No. 073-00086-19-01 for 2019, the scientific staff of the laboratory of vocational education of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education developed the scientific and methodological foundations for the development of a network form of education in large educational institutions complexes of secondary vocational education. Purpose of article. The potential of network approach creates the possibility of designing network communications between various subjects of educational activity in accordance with the principles of network professional and pedagogical relations, multi-subject mechanism to develop the structure and content of online educational programs, basic layout of the generalized labor functions of a network teacher in a large college. These tools for designing network communications should answer the question “who will teach and educate in the conditions of the network educational process in Russian secondary vocational education?”. Interim findings. The principal novelty and relevance of the network approach in secondary vocational education is to state limited resources of one educational organization to ensure quality of education and quality of professional qualifications of graduates. The development strategy of the Russian secondary vocational education ensures the concentration of resources to solve strategic tasks of territorial development based on training of skilled workers. These workers become a massive group of taxpayers in regional budgets. The network approach, as an instrument of “soft power”, allows for transition from traditional understanding of “educational level of secondary vocational education” to understanding of strategic culture of personalized professional education network culture and upbringing of professional activity ethical standards with the multi-subjective participation of HR customers. Conclusion. The network approach is not only an interdisciplinary basis for the formation of a new phenomenon of network professional education using the resources of large educational organizations of secondary VE-complexes, but also a mechanism for promoting applied values as ethical norms of network professional and pedagogical activity, network socialization, network behavior and social interaction of various subjects in the network. The principles of modeling of secondary VE network educational programs, the layout of generalized labor functions of the College network teacher was developed in line with the international scientific school of RAE academicians S. Yak. Batyshev, A. M. Novikov, D. A. Novikov, T. Yu. Lomakina.

Текст научной работы на тему «Потенциал сетевого подхода в СПО: принципы, программа, трудовые функции преподавателя»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377.1

ПОТЕНЦИАЛ СЕТЕВОГО ПОДХОДА В СПО: ПРИНЦИПЫ, ПРОГРАММА, ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Критический анализ форс-мажорного опыта дистанционного обучения (март-май 2020 г.) в профессиональных образовательных организациях (ПОО) среднего профессионального образования (СПО) показал актуальность разработки научно-методического, кадрового и программного обеспечения новых форм обучения. Научными сотрудниками лаборатории профессионального образования Института стратегии развития образования РАО (ИСРО РАО) в соответствии с госзаданием № 073-00086-19-01 на 2019 год были разработаны научно-методические основы развития сетевой формы обучения в крупных образовательных организациях — комплексах СПО.

Цель статьи. Потенциал сетевого подхода создает возможность конструирования сетевых коммуникаций между различными субъектами образовательной деятельности в соответствии с принципами сетевых профессионально-педагогических отношений; полисубъектным механизмом разработки структуры и содержания сетевых образовательных программ; базовым макетом обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя в крупном колледже. Эти инструменты конструирования сетевых коммуникаций должны отвечать на вопросы, кто и как будет учить и воспитывать в условиях сетевого образовательного процесса в российских СПО.

Промежуточные результаты исследования. Принципиальная новизна и востребованность се-

Как цитировать статью: Никитин М. В., Ши-

шов В. Е. Потенциал сетевого подхода в СПО: принципы, программа, трудовые функции преподавателя // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 3 (68). С. 119-132.

М. В. Никитин

Доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российская академия образования», г. Москва E-mail: [email protected]

Mikhail V. Nikitin Dr.Sc. (Education), Professor, Leading Researcher, Centre of Professional Development, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

В. Е. Шишов

Аспирант, научный сотрудник лаборатории профессионального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российская академия образования», г. Москва E-mail: [email protected]

Vitaliy E. Shishov

Postgraduate Student, Research Fellow, Centre of Professional Development, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

тевого подхода в СПО заключается в констатации ограниченности ресурсов одной образовательной организации для обеспечения качества воспитания и качества профессиональных квалификаций выпускников. Отраслевая стратегия российского СПО обеспечивает концентрацию ресурсов для решения стратегических задач развития территорий на основе подготовки работников квалифицированного труда. Такие работники становятся массовой группой налогоплательщиков в региональные бюджеты. Сетевой подход, как инструмент «мягкой силы», позволяет обеспечить переход от традиционного понимания образовательного уровня СПО к пониманию стратегической культуры качества сетевого персонализированного профессионального образования и воспитания этических норм профессиональной деятельности с полисубъектным участием заказчиков кадров.

Заключение. Сетевой подход является не только междисциплинарным основанием становления нового феномена сетевого профессионального образования с использованием ресурсов крупных образовательных организаций СПО-комплексов, но и механизмом продвижения прикладных ценностей как этических норм сетевой профессионально-педагогической деятельности, сетевой социализации, сетевого поведения и социального взаимодействия различных субъектов в сети. Принципы моделирования сетевых образовательных программ СПО, макет обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя колледжа были разработаны в русле международной научной школы академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, Т. Ю. Ломакиной [3].

Ключевые слова: сетевой подход, сетевые принципы, сетевая образовательная программа СПО, трудовые функции сетевого преподавателя СПО.

Статья публикуется в авторской редакции.

Постановка проблемы, понятийный аппарат, научная новизна

Первый этап нашего междисциплинарного научного исследования позволил определить следующий понятийный аппарат:

• девиз сетевого партнерства — «от качества профессионального образования к качеству жизни»;

• сетевая персонализированная образовательная программа СПО — инструмент проектирования содержания сетевых модулей образовательных программ. Ядро содержания сетевого модуля — опыт успешной деятельности;

• команда сетевых специалистов колледжа-ОК — форма кооперации ресурсов профессиональной образовательной организации

СПО, заказчиков кадров и сетевого профессионального сообщества. Миссия команды сетевых специалистов — быстрое реагирование на потребности многоукладной экономики и регионального рынка труда в гибких навыках у выпускников; • сетевая образовательная среда колледжа-ОК — локальный образовательный стандарт качества образовательной деятельности при реализации образовательных программ [4]. Сетевая образовательная среда не только проектирует разделение педагогического труда на новые специализации, но и позволяет педагогу СПО выстраивать новые междисциплинарные и межкультурные связи. Такая среда позволяет концентрировать и координировать ресурсы для обеспечения качества профессиональных квалификаций обучающихся.

В Российской Федерации активно формируется критическая инфраструктура для организации эффективной системы квалификаций. Она становится критичной, так как не только удаляются большие группы устаревших профессий и специальностей из государственных классификаторов профессий, но формируется «национальная рамка квалификаций» как стратегическая модель [1]. Как повысить качество организационных механизмов взаимодействия образовательных организаций СПО, кластерных групп работодателей, рынка профессиональных квалификаций, который пришел на смену рынку труда, для обеспечения доступа граждан к квалификациям? Такие организационные механизмы действуют на четырех уровнях:

первый — научно-теоретический, представлен результатами междисциплинарных (трансдисциплинарных) исследований российских и зарубежных ученых [2; 6,; 7]. Они не только обосновали новое понимание трудовой деятельности, новое понимание квалификаций, но и требования к результатам профессионального образования, обучения и воспитания. Результаты этих исследований представлены в монографиях, кандидатских и докторских исследованиях на стыке научных специальностей — 13.00.01; 13.00.08;

второй — нормативно-правовой, представлен текстами нормативно-правовых, государственно-правовых, корпоративно-правовых документов: ФГОС СПО; + профессиональные стандарты (ПС); + требования национальной рамки квалификаций РФ (НРК РФ) и др. [10];

третий — локальный, на котором требования ФГОС СПО реализуются персоналом СПО и предприятий в ходе трех-четырехлетней учеб-

но-производственной деятельности (в том числе практики) в крупных образовательных организациях-колледжах [5];

четвертый — персональный, на котором устанавливается качество реально освоенной каждым обучающимся профессиональной квалификации по специальности СПО. Полученный уровень квалификации обучающихся должен найти подтверждение в конкурсных, открытых олимпиадных процедурах, в том числе в ходе демонстрационных экзаменов. Как повысить качество этих механизмов, сократить дистанцию между этими уровнями и связать результаты обучения с квалификациями и выбором формы трудоустройства? Начнем с уточнения характеристик научной новизны [8; 9].

Научная новизна сетевого подхода создает возможность конструирования сетевых коммуникаций между различными субъектами образовательной деятельности в соответствии с принципами сетевых профессионально-педагогических отношений; полисубъектным механизмом разработки структуры и содержания сетевых образовательных программ; базовым макетом обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя в крупном колледже. Эти инструменты конструирования сетевых коммуникаций должны отвечать на вопрос, кто и как будет учить и воспитывать в условиях сетевого образовательного процесса в российских СПО.

Методология и методы исследования. Содержание статьи основано на теоретико-методологических конструктах, характерных для сетевого подхода, реализуемого в полисубъектной деятельности в условиях крупного регионального образовательного комплекса-колледжа. Потенциал сетевого подхода и сетевой теории создает возможность конструирования таких новых инструментов, как принципы сетевых отношений, инструменты управления рисками перехода СПО к сетевым коммуникациям с участием бизнес-сообществ, классификатор комбинирования форм сетевого профессионального образования / обучения и воспитания. Эти инструменты должны отвечать на вопрос, кто и как будет учить и воспитывать в условиях сетевого образовательного процесса в российских СПО.

Обсуждение результатов исследования. Подчеркнем отличительную особенность этих инструментов. Они должны опираться на национальные исторические корни, в том числе на российскую традицию профессионального образования. Носителями таких традиций выступают

научные школы академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова и Т. Ю. Ломакиной. Нельзя слепо копировать элементы чужих культур, ибо результативность российской системы персонализированного профессионального образования будет определяться не отдельными педагогами и образовательными организациями, а качеством партнерства государственных и негосударственных субъектов. Качество партнерства в системе образования, как показывают результаты междисциплинарных исследований М. В. Ромм, Т. А. Ромм, И. В. Фроловой, Д. В. Мальцевой и др., развивается на основе согласования принципов и схем с различными субъектами.

Приоритет сетевых форм, сетевых методов и технологий профессионального образования / обучения и воспитания реализуется на основе следующих принципов:

а) принцип сетевого сотрудничества между различными субъектами — акторами образовательного процесса реализуется с целью трансформации традиционных профессиональных функций квалифицированного рабочего (специалиста) в персонализированный набор профессиональных компетенций. Принцип сетевого сотрудничества управляет потоками обучающихся, повышает доступность и открывает новые возможности для выбора профессиональной карьеры обучающимися. Примеры успешной карьеры студентов старших курсов колледжа повышают мотивацию у других обучающихся к выбору специальности и вида профессиональной деятельности;

б) принцип персонализации профессионального обучения / воспитания предполагает эволюционный переход от единых (стандартизированных) учебных планов и программ к проектированию сетевых персонализированных модулей обучения. Их комбинирование осуществляется:

• по практико-ориентированности модуля сетевой программы и содержания программно-методического обеспечения;

• по темпу освоения модуля сетевой образовательной программы;

• по составу сетевой группы;

• по образовательным потребностям и психолого-медицинским особенностям (для взрослых, лиц с ОВЗ, трудовых мигрантов и др.);

в) принцип многообразия сетевых форм, сетевых методов и их комбинирования для динамичного перехода от групповой к персонализированной учебно-профессиональной деятельности и обратно. На рынке труда уже востребованы неформальные квалификации, т.е. квалификации,

не входящие в систему НРК. Сетевые формы обучения обеспечивают актуальность индивидуальных квалификаций и способствуют их включению в квалификационные уровни НРК.

С помощью решения профессиональных задач происходит формирование профессиональных квалификаций обучающегося;

г) принцип полисубъектности оценивания результатов профессионального образования / обучения и воспитания, при котором традиционный преподаватель образовательной организации уже не обладает монополией на оценку образовательных результатов обучающегося. Результаты одного обучающегося уже не сравниваются с результатами другого обучающегося. Стандартом оценивания обучения в сети становятся результаты, а не показатели. Оценивание — это процесс проверки того, смог ли обучающийся добиться определенных результатов для принятия решения о присвоении квалификации. Подчеркнем, что это итоговое оценивание. Оно должно быть независимым и объективным, что достигается участием многих субъектов.

Принцип реализуется с участием следующих субъектов:

- экспертная оценка специалистов определенной квалификации;

- компьютеризированная форма «цифрового следа» персональных учебных и профессиональных результатов обучения;

- квалиметрический мониторинг оценки качества процесса и качества результатов профессионального обучения и воспитания со стороны различных партнеров региональной системы СПО;

д) принцип сетевой конкуренции, который развивает ценности профессиональной карьеры, в соответствии с которым качество жизни специалиста и его семьи есть показатель успешности профессиональной деятельности в условиях многоукладной, в том числе цифровой (сетевой), российской экономики. Постоянное усовершенствование набора компетенций связано с изучением требований рынка труда. Принцип сетевой конкуренции обеспечивает непрерывное улучшение цикла культуры качества результатов обучения: планирование (1 этап); внедрение (2 этап); оценка (3 этап); анализ (4 этап). Конечным результатом обеспечения качества является квалификация, которая вызывает доверие. Для того чтобы создать такое доверие, необходимо время. В ходе исследования нами была разработана модель сетевой образовательной программы ПОО СПО, которая представлена на Рисунке 1.

Цель сетевой образовательной программы СПО - внедрение инструментальных требований по обеспечению качества профессиональных компетенций/ квалификаций для всех субъектов сетевого партнерства

Сетевой

подход система структурирования социально-профессиональных отношений между

эазличными коллективными и индивидуальными субъектами для обеспечения качеств

воспитания этических норм профессиональной

деятельности и качеств профессиональных квалификаций эаботников цифровой (сетевой экономики и сетевого общества.

~1 Г

Концептуальный блок сетевой образовательной программы

Принципы сетевой образовательной программы СПО: а) сетевого сотрудничества; б) персонализация модулей обучения; в) многообразие сетевых форм и их комбинирование; г) полисубъектного оценивания

результатов; д) сетевой конкуренции.

Сущность сетевой образовательной программы СПО: сетевая образовательная программа как полисубъектный механизм сетевого партнерства; сетевая образовательная программа как совокупность преемственных модулей

образовательной программы; сетевая

образовательная программа как особый комплект документов; сетевая образовательная программа -проект сетевого образовательного процесса и вида профессиональной деятельности команды междисциплинарньгх специалистов

Модуль сетевой образовательной программы СПО -

опыт решения одной профессиональной задачи

Содержательный блок сетевой образовательной программы

Классификация сетевой образовательной программы СПО:

а) вертикально ориентированные сетевые образовательные программы;

б) горизонтально - ориентированные сетевые образовательные программы.

Функции сетевой образовательной программы СПО:

а) компенсирующая;

б) развивающая.

Сетевая форма

профессионального обучения на основе комбинировния форм обучения

Полисубъектность сетевой образовательной программы представлена

различными субъектами

профессиональной деятельности: научные, медицинские,

организации культуры,

физкультурно- спортивные и иные организации

Организационно -педагогический блок

Трудовые функции профессионально-сетевой деятельности преподавателя, методиста, психолога, управленца

Институализация в

колледже депозитария модулей сетевых

программ в открытом доступе для различных субъектов

Институ ализация

формата сетевых групп

обучающихся. Они

создаются на основе

общих

профессиональных

интересов

мотивационный

критерий -этические нормы профессиональной деятельности

Критериально - оценочный блок модели

деятельностный критерий -участие в конкурсах профессионального мастерства

критерий сетевой

активности -владение сетевыми компетенциями для оптимизации сроков

решения профессиональных задач

когнитивный критерий -освоение инновационных видов профессиональной

деятельности для продвижения цифровой (сетевой) экономики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инструменты измерения результатов сетевой образовательной программы СПО

Разработка и апробация обобщённых трудовыых функций сетевого преподавателя СПО_

Измерения дефицитов сетевым компетенций обучающихся и других субъектов сетевой образовательной программы СПО

Разработка диагностических анкет для субъектов сетевого образовательного процесса СПО

Спектр видов профессиональной деятельности выпускников СПО в условиях цифровой (сетевой) экономики: "специальность + сетевая компетенция"

Рисунок 1. Модель сетевой образовательной программы СПО

Базовый макет обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя колледжа. Общая численность штатных педагогических работников профессиональных образовательных организаций СПО РФ составляет 137 107 человек, в том числе 112 914 преподавателей и методистов; 24 193 мастеров производственного обучения. Кроме того, в подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена задействованы 27 216 преподавателей и мастеров производственного обучения, работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей), что составляет около 20%. Подчеркнем, что только 6,6% из них обладают достаточной квалификацией для работы на профильных предприятиях и в профильных организациях. Требования профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минтруда РФ от 06.09.2015 г., № 608н) предполагает установление новых трудовых функций таких работников для соответствия требований российского рынка труда.

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования / обучения / воспитания отвечает требованиям роста технологизации всех видов деятельности. Научные рекомендации все больше переключаются на технологическое совершенствование практики педагогической деятельности в условиях нового экономического уклада. Тренд роста востребованности различных технологий не только диверсифицирует традиционные педагогические функции, но и представляет их в виде феномена ценностей профессиональной квалификации. В новых условиях социальных и экономических отношений педагог без междисциплинарных профессиональных квалификаций — это священник.

Профессиональный стандарт позволяет субъектам проектировать горизонтальную профессиональную карьеру на основе ценностей профессиональных квалификаций:

• педагог-методист — ценностной характеристикой которого является методическая деятельность, понятная для всех субъектов;

• педагог-практик (сетевой педагог) — ценностной характеристикой которого является развитие различных форматов преподавательской деятельности в условиях сетевого обучения;

• педагог — сетевой психолог — ценностной характеристикой которого является психологическая деятельность по развитию сетевого партнерства;

• педагог-эксперт — специалист по разработке контрольно-измерительных материалов, который совместно с техником по образовательной статистике проводит корпоративный мониторинг качества образовательных достижений разновозрастных групп обучающихся. Имеются основания предполагать, что штатное расписание сетевого колледжа можно сократить на 20-30% за счет перераспределения профессиональных функций педагогического и вспомогательного персонала.

Первый этап исследования на основе критического анализа пилотной практики позволил определить для апробации в СПО базовый макет обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя в крупной образовательной организации. В макете представлены шесть видов профессионально-сетевой деятельности:

1. управление качеством сетевой образовательной программы;

2. собственно преподавательская деятельность сетевого преподавателя;

3. воспитательная деятельность по «сетевой социализации» субъектов и сетевому партнерству;

4. психолого-педагогическая деятельность в сетевом образовательном процессе;

5. технологическая деятельность по освоению, продвижению цифровых (сетевых) технологий для разновозрастных групп граждан. Технические регламенты, по нашему мнению, должны регулировать оснащение учебных кабинетов по естественнонаучному циклу и, в том числе, требования к проведению лабораторных и учебно-практических работ с участием обучающихся СПО;

6. методическая деятельность по преемственности образовательного и сетевого учебного процессов.

Обобщенные трудовые функции сетевого преподавателя СПО были определены через решение профессионально значимых задач. Такие задачи будут проектировать и реализовывать уже проектные команды преподавателей СПО.

Квалификация современных преподавателей СПО позволяет им выполнять, как правило, несколько видов деятельности одновременно, в том числе на основе совмещения. Педагогическая деятельность не пропадает, но балансы функций меняются. Моделирование деятельности сетевого преподавателя в русле сетевого подхода позволяет преодолевать

его профессиональное одиночество за счет потенциала вертикальных и горизонтальных, формальных и неформальных связей и отношений. Второй аспект — преподавательская деятельность в сети становится интеллектуально более простой за счет ее технологизации (2.1-2.6) [4]. Однако только практика СПО покажет, как динамично и с каким качеством процесс диверсификации функций профессионально-сетевой деятельности будет осуществляться в дальнейшем (Таблица № 1).

Базовый макет обобщенных трудовых функций сетевого преподавателя в крупной образовательной организации

№ ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНО СЕТЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБОБЩЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ

1. 1.1.Управление развитием сетевой образовательной деятельности в СПО как механизма интеллектуального предпринимательства: 1.2. механизм финансирования сетевой программы; 1.3. механизм финансирования семейного предпринимательства; 1.4.финансовый абонемент (семестр, полугодие, год) на освоение модулей сетевых образовательных программ по специальностям СПО. Разработка нормативов затрат на обеспечение модуля сетевой образовательной программы.

2. Образовательная деятельность сетевого преподавателя СПО в соответствии с моделью горизонтальной педагогической карьеры: 2.1. преподаватель — координатор образовательной онлайн-платфор-мы; 2.2. сетевой преподаватель — организатор проектного обучения; 2.3. сетевой преподаватель — разработчик образовательной траектории; 2.4. преподаватель по киберспорту; 2.5. преподаватель — член сетевого педагогического сообщества. Преподавание модулей сетевой образовательной программы соотнесено с требованиями профессиональных стандартов специалистов профессионального образования. Специфика трудовой функции внесена в письменный трудовой договор штатного работника. Членство в профессиональном сообществе. Сертификат преподавателя от Федерации по киберспорту РФ

3. Воспитательная деятельность сетевого преподавателя по сетевой социализации субъектов и сетевому партнерству: 3.1. сетевой преподаватель — интегратор проектов «Ворлдскиллс Россия», «Абилимпикс», «Юниорскиллс»; Членство в профессиональных сообществах WSR, AbШmpics, USR. Устойчивое владение од-ним-двумя иностранными языками. Изучение феномена сетевой

3.2. сетевой преподаватель — менеджер билингвального процесса (двуязычной образовательной среды); 3.3. сетевой преподаватель — куратор семейного предпринимательства и сетевого партнерства; 3.4. преподаватель — библиотекарь открытых сетевых образовательных ресурсов. социализации. Освоение сетевых (ИКТ) компетенций.

4. Развитие психолого-педагогических компетенций для продвижения сетевого образовательного процесса: 4.1. преподаватель — сетевой психолог; 4.2. преподаватель — блогер профессионального образования; 4.3. преподаватель-тьютор; 4.4. преподаватель — психолог сетевой идентичности. Задача — освоение сетевых ресурсов для совмещения работы и учебы. Персонализация профессиональной карьеры студента СПО на основе личного электронного портфолио компетенций.

5. Освоение цифровых образовательных технологий для разновозрастных групп граждан, в т.ч. для лиц с ОВЗ, пенсионеров: 5.1. техник по образовательной статистике; 5.2. цифровой депозитарий модулей сетевых образовательных программ для открытого доступа; 5.3. образовательная платформа для развития сетевого образовательного процесса в сети Интернет; 5.4. команда обеспечения качества технологических коммуникаций между обучающимися, преподавателями и рынком сетевых (цифровых) профессиональных квалификаций. Цифровые (сетевые) компетенции, в т.ч. адаптация цифровых (сетевых)ресурсов под потребности сетевых отношений и сетевой экономики.

6. Методическая деятельность по интеграции модулей образовательных программ СПО. Разработка методико-правового обеспечения модулей сетевых образовательных программ СПО как формы интеллектуальной собственности. Изучение научно-методических публикаций в профильных журналах: 6.1. правовая защита авторских прав разработчиков сетевого программно- Рекомендации по разработке сетевых программ и инструментов оценивания качества компетенций. Членство в сетевом сообществе методистов. Государственная регистрация авторских прав и получение патента на программно-методическую разработку.

методического обеспечения;

6.2. методист-конструктор цифровых

образовательных продуктов.

Исследование осуществляется при финансовой поддержке гранта 2019 Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) № 19-313-90072.

Литература

1. Атлас новых профессий 2.0 / под ред. Лукши П. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимп-Бизнес, 2016. 288 с.

2. Берулава М. Н., Берулава Г. А. Теория сетевого образования // Наука и профессиональное образование. К 70-летию РАО: коллективная монография / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. М.: Экон-Информ, 2013. С. 160-178.

3. Ломакина Т. Ю., Бычков А. В., Аксенова М. А. и др. Становление персонифицированного непрерывного профессионального образования: подходы, механизмы, результаты // Среднее профессиональное образование. 2019. № 2. С. 5-11.

4. Никитин М. В. Становление сетевого профессионального образования: ресурсы организаций и сообществ: практико-ориентированная монография. М.: Руслайн, 2018. 260 с.

5. Олейникова О. Н., Редина Ю. Н., Маркелова Ю. В. Тенденция развития профессионального образования и обучения: контекст ЕС // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 113-121.

6. Ромм М. В., Заякина Р. А. Инновационный вуз: сетевая перспектива в партнерских сообществах: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. 431 с.

7. Ромм Т. А., Ромм М. В. Сетевые горизонты теории воспитательных систем // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 4 (52). С. 54-66.

8. Сорина Г. В. Субъекты принятия решений в современном образовательном процессе // Проблемы современного образования. 2017. № 2. С. 22-29.

9. Фролова И. В. Сетевая идентичность современного человека: философская рефлексия // Ценности и смыслы. 2018. № 2 (54). С. 40-52.

10. Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций: учеб. пособие. М.: ВШЭ, 2010. С. 339.

11. Шишов В. Е. Формирование понятийного аппарата сетевого профессионального образования // Методология профессионального образования: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. науч. вкладу академика РАО А. М. Новикова (30.01.2018) / сост.: Аксенова М. А., Гудилина С. И., Яковлева М. Б.; под науч. ред. Никитина М. В., Ломакиной Т. Ю. М.: ФГБУ РАО, 2018. С. 382-386.

POTENTIAL OF NETWORK APPROACH IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: PRINCIPLES, PROGRAM, JOB FUNCTIONS OF TEACHER

Critical analysis of force majeure experience in distance education (March-May, 2020) in vocational educational institutions (VEI) of secondary vocational education (VET) showed the need for timely development of scientific, methodological, HR and software for new forms of education. In accordance with state assignment No. 073-00086-19-01 for 2019, the scientific staff of the laboratory of vocational education of the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education developed the scientific and methodological foundations for the development of a network form of education in large educational institutions — complexes of secondary vocational education.

Purpose of article. The potential of network approach creates the possibility of designing network communications between various subjects of educational activity in accordance with the principles of network professional and pedagogical relations, multi-subject mechanism to develop the structure and content of online educational programs, basic layout of the generalized labor functions of a network teacher in a large college. These tools for designing network communications should answer the question "who will teach and educate in the conditions of the network educational process in Russian secondary vocational education?".

Interim findings. The principal novelty and relevance of the network approach in secondary vocational education is to state limited resources of one educational organization to ensure quality of education and quality of professional qualifications of graduates. The development strategy of the Russian secondary vocational education ensures the concentration of resources to solve strategic tasks of territorial development based on training of skilled workers. These workers become a massive group of taxpayers in regional budgets. The network approach, as an instrument of "soft power", allows for transition from traditional understanding of "educational level of secondary vocational education" to understanding of strategic culture of personalized professional education network culture and upbringing of professional activity ethical standards with the multi-subjective participation of HR customers.

Conclusion. The network approach is not only an interdisciplinary basis for the formation of a new phenomenon of network professional education using the resources of large educational organizations of secondary VE-complexes, but also a mechanism for promoting applied values as ethical norms of network professional and pedagogical activity, network socialization, network behavior and social interaction of various subjects in the network. The principles of modeling of secondary VE network educational programs, the layout of generalized labor functions of the College network teacher were developed in line with the international scientific school of RAE academicians — S. Ya. Batyshev, A. M. Novikov, D. A. Novikov, T. Yu. Lomakina.

Keywords: network approach, network principles, network educational program of the secondary vocational education, labor functions of the network teacher of the secondary vocational education.

References

• Atlas novyh professij 2.0 / pod red. Lukshi P. Izd. 2-e, ispr. i dop. M.: Olimp-Biznes, 2016. 288 s. [In Rus].

• Berulava M. N., Berulava G. A. Teoriya setevogo obrazovaniya // Nauka i professional'noe obra-zovanie. K 70-letiyu RAO: kollektivnaya monografiya / pod red. I. P. Smirnova, E. V. Tkachenko, S. N. Chistyakovoj. M.: Ekon-Inform, 2013. S. 160-178. [In Rus].

• Frolova I. V. Setevaya identichnost' sovremennogo cheloveka: filosofskaya refleksiya // Cennosti i smysly. 2018. № 2 (54). S. 40-52. [In Rus].

• Lomakina T. Yu., Bychkov A. V., Aksenova M. A. i dr. Stanovlenie personificirovannogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: podhody, mekhanizmy, rezul'taty // Srednee professional'noe obra-zovanie. 2019. № 2. S. 5-11. [In Rus].

• Nikitin M. V. Stanovlenie setevogo professional'nogo obrazovaniya: resursy organizacij i soobshchestv: praktiko-orientirovannaya monografiya. M.: Ruslajn, 2018. 260 s. [In Rus].

• Olejnikova O. N., Redina Yu. N., Markelova Yu. V. Tendenciya razvitiya professional'nogo obrazovaniya i obucheniya: kontekst ES // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2019. № 3. S. 113-121. [In Rus].

• Romm M. V., Zayakina R. A. Innovacionnyj vuz: setevaya perspektiva v partnerskih soobshchestvah: monografiya. Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 2018. 431 s. [In Rus].

• Romm T. A., Romm M. V. Setevye gorizonty teorii vospitatel'nyh sistem // Otechestvennaya i zarubezh-naya pedagogika. 2018. T. 1, № 4 (52). S. 54-66. [In Rus].

• Sheresheva M. Yu. Formy setevogo vzaimodejstviya kompanij. Kurs lekcij: ucheb. posobie. M.: VShE, 2010. S. 339. [In Rus].

• Shishov V. E. Formirovanie ponyatijnogo apparata setevogo professional'nogo obrazovaniya // Metodologiya professional'nogo obrazovaniya: sb. nauch. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., pos-vyashch. nauch. vkladu akademika RAO A. M. Novikova (30.01.2018) / sost.: Aksenova M. A., Gudilina S. I., Yakovleva M. B.; pod nauch. red. Nikitina M. V., Lomakinoj T. Yu. M.: FGBU RAO, 2018. S. 382-386. [In Rus].

• Sorina G. V. Sub"ekty prinyatiya reshenij v sovremennom obrazovatel'nom processe // Problemy sovre-mennogo obrazovaniya. 2017. № 2. S. 22-29. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.