НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
РЕСУРСНАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО КОЛЛЕДЖА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
Статья посвящена анализу ведущих теоретических компонентов становления ресурсной модели крупного сетевого колледжа — образовательного комплекса (ОК). Междисциплинарное исследование выполнено в русле методологии научной школы академиков РАО — С. Я. Батышева, А. М. Новикова [4], проф. Т. Ю. Ломакиной. Этой научной школой определен принцип общественного развития — непрерывного профессионального образования/обучения и воспитания конкурентоспособного профессионала и гражданина.
Ключевые слова: крупный сетевой колледж — образовательный комплекс, сетевое персонализированное образовательное сообщество, кластеры сетевых образовательных программ, преемственность и непрерывность сетевого профессионального образования/обучения, прикладные ценности как этические нормы профессиональной деятельности рабочих и специалистов.
Цель статьи. Теоретическое обоснование становления ресурсной модели крупного сетевого колледжа — образовательного комплекса (ОК) как институционального субъекта, реализующего сетевые образовательные программы, ориентированные на оперативное удовлетворение персонализированных потребностей разноуровневых субъектов сетевых образовательных сообществ, в т.ч. обучающихся.
М. В. Никитин
доктор пед. наук, профессор, ведущий науч. сотрудник центра исследований непрерывного образования, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва E-mail: [email protected] Mihail V. Nikitin Dr.Sc. (Education), Professor, Leading Researcher, Research Centre of Continuing Education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Как цитировать статью: Никитин М. В. Ресурсная модель сетевого колледжа в системе непрерывного профессионального образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 1 (46). С. 117-123.
Методология и методы исследования. Концептуальное понимание сетевой модели непрерывного профессионального образования/обучения на основе продвижения инструментальных практик персонализированных образовательных сообществ как тренинг-моделей, адекватных сетевым экономическим отношениям. Определен адекватный понятийный аппарат, цели и поликомпонентная структура ресурсной модели.
В ходе практикоориентированного исследования была разработана ресурсная модель крупного сетевого колледжа-ОК, структура которой представлена четырьмя компонентами, ориентированными на удовлетворение персонализированных потребностей разноуровневых субъектов сетевых образовательных сообществ. В этой ресурсной модели содержание профессионального образования принципиально понимается как незавершенное, а качество профессиональных квалификаций определяется разнообразной практикой решения профессиональных задач. Рассмотрим их:
• первый компонент модели — институализация крупного колледжа — образовательного комплекса как ведущего субъекта реализации Национальной технологической инициативы В. В. Путина в развитии отраслей новой цифровой (сетевой) экономики и наращивания критической массы креативных работников квалифицированного труда — носителей этических норм профессиональной деятельности. Ведущим субъектом, обладающим достаточным ресурсом для обеспечения качества персонализированного профессионального образования/обучения, становится крупный региональный колледж-ОК, где созданы необходимые условия доступности, преодолевается «цифровой разрыв» между преподавателями и обучающимися и предоставляется больший выбор персонализированных образовательных программ. По своим целям, функциям, программам, технологиям и формам обучения — это сетевой колледж-ОК, который обладает конкурентными преимуществами [3];
• второй компонент модели — определение содержательных характеристик понятийного аппарата, логики проектирования комбинированных форматов образовательного процесса колледжа на основе сетевых горизонтально-вертикально ориентированных программ и теоретических оснований классификации базовых групп сетевых сообществ как новых коллективных субъектов обучения;
• третий компонент модели — технологизация качества профессио-
нального образования/обучения на основе прикладных ценностей и продвижения полисубъектных механизмов разработки этических норм профессиональной деятельности для повышения шансов выпускников СПО на трудоустройство (в т.ч. призыв в РА по профилю гражданских специальностей/профессий СПО);
• четвертый компонент модели — внедрение инструментальных требований к субъектам сетевого партнерства на основе современного правового потенциала и потенциала учебно-тренажерного оборудования с базовыми техническими характеристиками.
Результаты исследования. Как промежуточный результат исследования нами был определен актуальный понятийный аппарат:
• крупный сетевой колледж — образовательный комплекс (кол-ледж-ОК) — институционализация крупной, открытой региональной образовательной организации среднего профессионального образования, как правило в правовом статусе автономного учреждения (АУ СПО), интегрирующая и концентрирующая в целях выравнивания условий обеспечения качества программно-содержательный, кадровый, управленческий и имущественный потенциал образовательных организаций дошкольного, общего, коррекционного, ремесленного профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования/обучения (в т.ч. по военно-учетным техническим специальностям/профессиям).
Колледж-ОК — это феномен самообучающейся, саморазвивающейся, самоизменяющейся образовательной организации [2];
• публичные цели ресурсной модели крупного сетевого кол-леджа-образовательного комплекса (ОК):
1. Обеспечение потребности личности, разновозрастных, гендерных и социально-профессиональных групп граждан, домохозяйств в профессиональном самоопределении, в выборе персонализированных образовательных траекторий, в обеспечении качества жизни на основе качества профессионального образования/обучения.
Личность — ведущий субъект (партнер) в различных видах образовательной деятельности.
2. Удовлетворение спроса со стороны частно-государственно-корпоративных партнеров на образовательные программы и уровни квалификаций выпускников. Трансфер видов заказов от различных партнеров в виды образовательных программ является базовой внутренней функ-
цией крупного колледжа-ОК, которая представлена характеристиками конкурентоспособности;
• сетевые персонализированные профессиональные сообщества
организационная форма временного добровольного объединения полисубъектных групп обучающихся крупного колледжа-ОК СПО в проектные группы, междисциплинарные команды на основе управления внутренней мотивацией, продвижения прикладных ценностей и социального капитала.
Такие сетевые персонализированные профессиональные сообщества есть точки роста социального капитала, ценностей сетевой (цифровой) образовательной среды, сетевого общества и сетевой (цифровой) экономики;
• предметы преемственности сетевых персонализированных сообществ — становление и развитие на локальном уровне — уровне крупного колледжа-ОК — следующих предметов преемственности, обеспечивающих качество непрерывного профессионального образования и воспитания:
а) понятийно-терминологического аппарата;
б) субъектности, правового и технологического потенциала сетевого колледжа-ОК;
в) прикладных ценностей как этических норм профессиональной деятельности;
г) сетевых форм, образовательных программ и технологий профессионального обучения.
Целями функционирования персонифицированных образовательных сетевых сообществ на локальном уровне являются:
— удовлетворение потребности всех членов сообщества в развитии индивидуальных компетенций на основе работы с внутренними и внешними источниками знаний;
— освоение прикладных ценностей и этических норм профессиональной деятельности в условиях развития сетевой экономики;
— практическое применение дидактического принципа междисци-плинарности в профессиональном образовании/обучении. Новые теории базируются на интуитивной аксиоматике и подтверждаются опытом, природа которого также интуитивна.
Заключение. Методология научной школы академиков РАО — С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, проф. Т. Ю. Ломакиной —
позволила выявить сущность сетевых образовательных отношений и приступить к исследованию базовых категорий инновационных коллективных субъектов обучения, где прикладная, деловая направленность программ обучения служит не только задачам развития персональной профессиональной карьеры, но и продвижению требований новых укладов цифровой (сетевой) экономики как групповых результатов:
1) сетевые образовательные (отраслевые, кластерные, профессиональные) сообщества;
2) междисциплинарные проектные группы;
3) обучающие организации (обучающие территории);
4) сообщества практиков;
5) управленческие команды.
Совокупность сетевых образовательных сообществ как коллективных субъектов, реализующих межведомственные модули программ профессионального обучения (сетевые образовательные модули) для разновозрастных групп обучающихся, есть не только актуальный формат непрерывного образования, но и организационная единица под патронатом крупного сетевого колледжа-ОК. Дополняя и кооперируя свои ресурсы, они уменьшают роль посредников и формируют условия для проявления креативных способностей у участников сетевого обучения.
Достижение коллективных результатов обучения сообществ, групп, команд, организаций, сетей ставит задачу не только их теоретического обоснования, но и отбора обучающих технологий при проектировании образовательного процесса для коллективных субъектов непрерывного профессионального образования/обучения. Российский исследователь М. В. Кларин [1] считает, что сущностной чертой проектирования таких обучающих технологий должна стать опора на диагностично заданные образовательные цели-результаты.
Де-факто и де-юре в условиях структурных изменений в сфере СПО сложились два кластера преемственности программ:
а) первый кластер — это преемственные (сопряженные, сокращенные, интегрированные) вертикально интегрированные образовательные программы прикладного бакалавриата, ориентированные на вуз. Они ориентированы на реализацию преемственности специальностей СПО — ВО и реализуют выбор индивидуальной траектории развития личностного и профессионального капитала обучающегося, в том числе при доминирующей поддержке этой траектории со стороны семьи;
б) второй кластер — это также преемственные (сопряженные, сокращенные, интегрированные) горизонтально интегрированные сетевые, отраслевые программы профессионального обучения. Они ориентированы на потребности региональной экономики и могут не совпадать с базовой специальностью/профессией СПО. Инструментом персонификации горизонтально интегрированных программ СПО определены:
• отраслевые программы дополнительного профессионального обучения; программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки;
• программы профессионального обучения по рабочим профессиям, особенно для решения задач снижения как молодежной безработицы, так и безработицы работников сельской местности;
• программы обучения военным специализациям, сопряженным с гражданской технической специальностью/профессией СПО;
• консультации по трудоустройству и созданию семьи [3].
Наша исследовательская гипотеза предполагает установление корреляционных связей между участием субъектов образовательного процесса в сетевых сообществах, продвижением этических норм профессиональной (в том числе учебной) деятельности в различных секторах российской многоукладной экономики. Участие в сетевых сообществах не только позволяет достичь эффекта масштаба за счет взаимо- и сообучения, но и снизить риски перехода из сферы обучения в сферу цифровой (сетевой) экономики.
Определены базовые группы сетевых образовательных сообществ как ведущих участников образовательного процесса колледжа-ОК:
— первая группа — «школьники»; «студенты»; «лидеры студенческого самоуправления»;
— вторая группа — «преподаватели»; «мастера»; «методисты»; «библиотекари»;
— третья группа — «руководители структурных подразделений»;
— четвертая группа — «родители-домохозяйства»;
— пятая группа — «предприятия-партнеры»; «СМИ», в т.ч. «блогеры»; «социально ориентированные НКО»; «профсоюзы».
Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность развития личностных знаний путем создания сетевых сообществ и использования концепции социальных сетей для формирования социальных связей и организации обмена опытом
и выводят на новый уровень возможности академической мобильности и интеграции СПО.
1 Статья подготовлена по промежуточным результатам междисциплинарного научного исследования, выполненного Центром исследований непрерывного образования ИСРО РАО в рамках госзадания по проекту «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений», № проекта: 27.8472.2017/ БЧ. Первый этап — 2017 год. Науч. рук. проекта — Т. Ю. Ломакина, проф., д.п.н.
Литература
1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта: монография. М.: Луч, 2016. 632 с.
2. Ломакина Т. Ю., Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Структурные изменения в системе профессионального образования. СПб.: Алетейя, 2014. 168 с.
3. Никитин М. В. Полиструктурная модель колледжа — образовательного комплекса: характеристики конкурентоспособности // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 2. С. 10-16.
4. Новиков А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей / изд. 2-е, стер. М.: Эгвес, 2011. 208с.
RESOURCE MODEL OF NETWORK-COLLEGE IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION The article is devoted to the analysis of the leading theoretical components of the formation of the resource model of a large network college, which is an educational complex. The interdisciplinary research was carried out in line with the methodology of the scientific school of academicians of the Russian Academy of Education S.Ya. Batyshev, A.M. Novikov, and the professor T.Yu. Lomakina. This scientific school determines the principle of social development, namely continuous professional education and education of a competitive professional and citizen.
Keywords: Largest network-college - an educational complex, network of personalized educational community, clusters of network educational programmes, consistency and continuity of network vocational education, applied values as ethical standards of vocational activity of workers and specialists.
References
• Klarin M. V. Innovatsionnye modeli obucheniya: issledovanie mirovogo opyta: monografiya. M.: Luch, 2016. 632 s. [In Rus].
• Lomakina T. Yu., Korzhuev A. V., Sergeyeeva M. G. Strukturnye izmeneniya v sisteme professionalnogo obrazovaniya. SPb.: Aletheya, 2014. 168 s. [In Rus].
• Nikitin M. V. Polistrukturnaya model kolledzha — obrazovatelnogo kompleksa: kharasteristiki konkurentosposobnosti // Professionalnoye obrazovanie I rynok truda. 2017. No.2. S. 10-16. [In Rus].
• Novikov A. M. Osnovaniya pedagogiki: posobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavateley / izd. 2-e, ster. M.: Egves, 2011. 208 s. [In Rus]..