МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
2/2018 | 11
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Становление образовательной платформы сетевого колледжа - образовательного комплекса: понятийный аппарат, дорожная карта, задачи*
НИКИТИН
Михаил Валентинович,
доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований непрерывного образования Института стратегии развития образования РАО МОН РФ, Москва
Аннотация
В статье представлен перечень внешних условий и инструментальные компоненты становления образовательной платформы крупного колледжа — межведомственного образовательного комплекса (ОК) для повышения доступности различных групп граждан к образовательным ресурсам
Ключевые слова:
образовательный комплекс, образовательная платформа, региональный колледж, сетевой колледж, сетевое взаимодействие, профессиональное образование, профессиональное обучение, персонализированное образование
* Статья подготовлена в рамках госзадания Министерства образования и науки РФ ФБГНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по проекту «Методологические основы преемственности инепре-рывности образования в условиях его структурных изменений» № 27.8472.2018/БЧ.
В рамках второго этапа (2018) выполнения государственного задания минобрнауки РФ для ИСРО РАО по проекту «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений» был проведен критический анализ научных публикаций, посвященных формированию механизмов сетевых взаимодействий [2; 5; 6; 7; 13] и первой практики становления образовательных платформ крупных межведомственных колледжей — ОК для продвижения форматов сетевого взаимодействия с различными субъектами — партнерами профессионального образования.
Цель данной статьи — представить внешние компоненты-условия и методологическое обоснование дорожной карты для становления образовательной платформы крупного межведомственного сетевого колледжа — ОК.
Критический анализ научных публикаций по проблеме позволил определить следующий понятийный аппарат.
- Сетевое персонализированное профессиональное образование/обучение — новая методологическая платформа продвижения прикладных ценностей, где результаты профессионального образования/обучения определяют динамику развития сетевой экономики, сетевого общества на основе наращивания мотивационного потенциала личности. Ее основополагающий постулат — необходимость развития прикладных ценностей личности не только с опорой на сферу рационального сознания и персонализированную учебную деятельность, но и на сферу бессознательного. Это предполагает необходимость формирования не только сферы знаний, компетенций, механизмов мышления, креативного потенциала личности в процессе рациональной деятельности, но и продуктивных поведенческих, коммуникативных, ценностных стереотипов психической активности. Принципиально новая методология развития системы персонализированного профессионального образования должна базироваться на новой методологии развития прикладных ценностей личности: переходе от исследования процессов развития личности постфактум к моделированию и проектированию заданного развития прикладных ценностей личности.
Никитин М. В. Становление образовательной платформы сетевого колледжа — образовательного комплекса: понятийный аппарат, дорожная карта, задачи // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 2. — С. 11-20.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
- Образовательная платформа (в широком контексте) — комплексный образовательный продукт для системы российского образования, представляющий собой совокупность программного контента, образовательных сервисов и интерактивных технологий онлайн- и офлайн-обучения.
- Образовательная платформа крупного колледжа — ОК — инструмент повышения выбора и доступности образовательных программ общего, начального профессионального, среднего профессионального, коррекционного, дополнительного профессионального обучения, в том числе сетевых программ и технологий комбинированного обучения и воспитания работников квалифицированного (интеллектуального) труда. На этой основе проектируется персонифицированная образовательная среда для воспитания прикладных ценностей и достижения лич-ностно-профессиональных результатов. Финансирование образовательной платформы должно основываться как на нормативном подушевом бюджетном финансировании, так и на многоканальной основе.
- Персонализированная учебная платформа — инструмент оптимизации учебного времени обучающихся колледжа — ОК для оперативного доступа к различным модулям образовательных программ, курсам онлайн-обучения, взаимодействию с преподавателями, репетиторами и другими субъектами сетевого образовательного сообщества. Интерактивность учебной платформы — главное конкурентное преимущество обучающегося перед аудиторным обучением.
- Дорожная карта становления образовательной платформы — механизм продвижения ресурсов сетевого (цифрового) профессионального образования, внедрения комбинированных форм и интеллект-карт обучения сетевых образовательных сообществ, воспитания прикладных ценностей как этических норм профессиональной деятельности, внедрения локальных процедур конкурсов профессионального мастерства и учебно-тренажерного оборудования. Дорожное картирование, осуществленное на основе методологии научной школы академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, профессора Т. Ю. Ломакиной, позволило нам определить идею, цели, задачи, принципы, результаты становления образовательной платформы крупного колледжа — ОК с участием базовых субъектов: абитуриентов, обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ, родителей, управленцев, преподавателей, работодателей, репетиторов, сетевых сообществ, СМИ, НКО и др.
- Координатор образовательной онлайн-платформы — специалист крупного колледжа — ОК, прошедший специальное обучение и выполняющий следующие функциональные обязанности: а) модерация общения преподавателей, студентов, слушателей курсов повышения квалификации; б) взаимодействие с профильными блогерами по продвижению новых потребностей и спроса на новые виды деятельности; в) встраивание онлайн-курсов в качестве домашних заданий по учебным дисциплинам; г) совершенствование требований по доработке функционала образовательной платформы.
По результатам второго этапа междисциплинарного исследования (2017-2018) нами были определены пять внешних компонентов-условий
и разработан вариант дорожной карты становления образовательной платформы крупного межведомственного колледжа — ОК. Рассмотрим их подробнее.
Первый внешний компонент-условие. Послание Президента РФ Федеральному Собранию (01.03.2018) предполагает существенную модернизацию системы профессионального образования в целях повышения ее привлекательности для всех субъектов и повышения ее конкурентоспособности. Необходимо запустить в РФ программу создания крупных региональных образовательно-культурных комплексов с концентрацией в них межведомственных ресурсов (театральных, музыкальных, хореографических, спортивных, музейных и др.) [1].
Ядром такого крупного регионального образовательно-культурного комплекса, как показывают наши исследования, должен стать крупный региональный колледж — образовательно-культурный комплекс, который обладает семью базовыми характеристиками конкурентных преимуществ. Наличие таких преимуществ есть научное обоснование развития различных форматов и схем сетевых взаимодействий [7; 10; 11]. Интегрированные образовательные программы общего и среднего профессионального образования должны быть ориентированы на профильные программы прикладного бакалавриата. Кроме того, на решение этой задачи должны быть направлены современные аппаратные комплексы-симуляторы, сетевые формы обучения и учебные тренажеры по специальности, а также соответствующие образовательные платформы с программным, методическим и технологическим обеспечением. Тем самым реализуется новый трек для обучающихся: колледж — межведомственный образовательный комплекс как преемственный уровень прикладного бакалавриата. Согласно экспертным оценкам, «зарплатная премия» выпускников по программам прикладного бакалавриата должна вырасти с нынешних 10% до 30%, а для выпускников колледжа — ОК должна повыситься до 20% [3].
Второй внешний компонент-условие. Данные Росстата 2017 года свидетельствуют, что молодежная безработица (15-19 лет) увеличилась на 28,4% и составляет 98 тыс. человек. Вообще не ищут работу (15-24 года) 219 тыс. человек. Численность молодых безработных инвалидов составляет 110 тыс. человек. В сельской местности уровень безработицы среди молодежи самый высокий. Появилась и растет новая социальная молодежная группа, которая получила определение «ни-ни» — это молодые люди, которые не работают и не учатся. Данная категория составляет в РФ 1,95 млн человек, из них: 292 тыс. человек имеют дипломы вузов; 321 тыс. человек имеют дипломы СПО; 213 тыс. человек — с дипломы НПО; 799 тыс. человек — среднее образование, 71 тыс. человек — не имеют никакого образования. Ежегодно 263 тыс. выпускников после 9 класса нигде не учатся и не работают, что увеличивает число подростков, поставленных на учет в ИДН [16]. Это не просто печальная статистика проблемы. Отсутствие внятных перспектив для значительной части молодого поколения — мина замедленного действия, способная спровоцировать межэтнические конфликты, рост преступности, распространение экстремистских исламских организаций.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Третий внешний компонент-условие. Комитет по профессиональному образованию и подготовке кадров «Деловой России» при участии Правительства РФ, Министерства образования и науки, научных экспертов рассмотрел на Круглом столе предложения по изменению российского законодательства:
- в части создания и лицензирования электронных (цифровых) образовательных организаций, работающих в режиме онлайн. По нашему мнению, учредителями таких организаций должны становиться крупные колледжи — ОК. Уточним, что де-факто обучающихся в этих организациях не будет, так как они будут обучаться онлайн, либо это будут обучающиеся колледжа по программам дополнительного профессионального образования. Вести образовательную деятельность будут только штатные работники колледжа и серверы;
- в части источников образовательного контента: их множественность приводит к тому, что востребованными у молодежи и работодателей цифрового (сетевого) бизнеса все чаще становятся не государственные дипломы и не длительность обучения в образовательной организации (вуз, колледж, школа), а наличие форм комбинированного обучения, мест практик, стажировок для обучающихся, наличие современного учебно-тренажерного оборудования и персональный опыт преподавателей;
- в части инструментов сетевого взаимодействия: использование инструментов взаимодействия сетевых сообществ приводит к тому, что колледж — ОК становится посредником и ответственность за качество обучения и трудоустройства переходит от образовательной организации к обучающимся — субъектам сетевых сообществ [9];
- в части преемственности и интеграции разноуровневых образовательных программ в колледже — ОК для обеспечения профессионального успеха обучающихся. На Московском международном салоне образования (20.04.2018) была представлена профориентационная платформа Та1епЮате, представляющая собой игру по карьерному ко-учингу для школьников, обучающихся в крупном колледже — ОК [14]. Согласно актуальным исследованиям, 65-85% российских школьников будут работать по специальностям, которых пока не существует в экономике. На ранних этапах обучения (6-7 класс), развивая креативность обучаемых, мы помогаем школьникам выбрать сферу будущей профессиональной деятельности. Прикладным инструментом решения этой задачи в крупной образовательной организации колледже — ОК стало участие подростков в техническом моделировании и понимание того, зачем нужны эти технические модели. Этому обучающихся в колледже — ОК, по нашему мнению, стоит учить уже сейчас: как генерировать оригинальный и востребованный контент; как превратить свой проект в бренд; как использовать обучение в колледже — ОК для профессионального успеха.
Четвертый внешний компонент-условие. Родители, работодатели, репетиторы, СМИ, блогеры как лидеры мнений критично оценивают реальное качество процесса и качество результата российского образования. Активно развиваются схемы образовательного анскулинга,
в которых образовательная организация, например педагогический колледж, является посредником при взаимодействии с сетевым родительским сообществом [12]. Недостаточно эффективно работает схема взаимодействия СПО с военкоматами по призыву в РА выпускников СПО по профилю полученной ими гражданской технической специальности. По мнению экспертного сообщества, служба в РА для этой категории молодежи должна рассматриваться как форма профессиональной стажировки (1 год = 1000 часов).
Пятый внешний компонент-условие. Без эффективной практики на учебно-тренажерном оборудовании, без участия каждого обучающегося в техническом моделировании, в том числе в технических видах спорта, сложно оценить реальный опыт и реальное качество профессиональных квалификаций выпускников СПО. Ядром такой сетевой межведомственной инфраструктуры, в том числе в сельской местности и в первую очередь для лиц с ОВЗ, сирот, многодетных, пенсионеров, инвалидов, трудовых мигрантов, должен стать крупный колледж — ОК с многофункциональными и ресурсными центрами.
На схеме приведен вариант дорожной карты для становления образовательной платформы крупного колледжа — ОК. Уточним, что контекст дорожной карты носит в большей степени теоретический характер и позволяет проектировать схемы сетевого взаимодействия с различными субъектами. Прикладная направленность образовательной платформы позволяет учитывать мнения и потребности каждого субъекта, даже если педагогическое сообщество относится к ним критически.
Инструментальные компоненты сетевой образовательной платформы представлены следующими задачами.
1. Формирование инновационной открытой сетевой образовательной среды на основе внедрения комбинированных форм обучения и ресурсов сетевых образовательных и профессиональных сообществ.
2. Создание открытого контента командами преподавателей, отделениями, отдельными авторами — штатными работниками колледжа (электронные образовательные ресурсы, интеллект-карты, электронные словари, практико-ориентированные учебные пособия по специальностям/профессиям, цифровой контент по лабораторным работам, учебные планы, авторские курсы по спецдисциплинам и т. п.).
3. Внедрение новых комбинированных форм профессионального обучения и способов коммуникации между субъектами сетевого профессионального образования/обучения (порталы, сайты, блоги, сетевые сообщества, презентации, веб-страницы, «живые» журналы, чаты, вики, планшеты, нетбуки, мобильные телефоны «smart-media» и т. п.).
4. Разработка и продвижение в сетевом сообществе, в том числе в территориально-образовательном пространстве колледжа, добровольных стандартов медиатворчества (сетевого электронного журнала колледжа — ОК, продвижение сайта для иноязычной аудитории, лучших видеофильмов студентов с мобильных телефонов, селфи по профессии, текстов учебных радиопрограмм и других видов медиатворчества).
5. В целях обеспечения безопасности в интернет-пространстве для сетевых субъектов образовательной деятельности дается обширный пе-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ДОРОЖНАЯ КАРТА СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ КРУПНОГО СЕТЕВОГО КОЛЛЕДЖА-ОК
Ф
Методологические основания:
- теория новой культуры профессионального образования, основанная на подходе «learning outcomes» (результатов обучения) и поэтапный переход от поточно-групповой формы образовательного процесса к персонифицированно-сетевой [Есенина Е. Ю., 2013];
- сетевая парадигма профессионального образования/обучения и воспитания прикладных ценностей у работников квалифицированного (интеллектуального) труда [Монахова Г. А., Монахов Д. Н., 2014; Пригожин А. И., 2010];
- Национальная технологическая инициатива (НТИ) В. В. Путина как концептуальная стратегия формирования нового цифрового (сетевого) экономического уклада
Ф
Идея образовательной платформы:
- разработка и постоянное совершенствование научно-образовательного обеспечения развития профессионализма субъектов образовательной деятельности. Технологии проектного обучения и межпрофессиональные технологии непрерывного профессионального образования, ресурсы которых концентрируются на платформе, позволяют всем субъектам обучения прагматично (поэтапно) прогнозировать персональную профессиональную карьеру: студент колледжа ^ квалифицированный рабочий ^ военный специалист ^ социальный предприниматель» ^ студент-фрилансер Института прикладного бакалавриата
Ф
Цель образовательной платформы:
- расширение форматов сетевого взаимодействия с локальными и внешними субъектами для тиражирования успешных практик профессиональной деятельности, обмена опытом, достижениями, проектами, наблюдениями
Ф
Задачи-функции образовательной платформы:
- персонификация образовательной среды для расширения доступности контента образовательных программ, комбинирования форм обучения, расширения возможностей сетевого сотрудничества и развития цифровой грамотности
Ф
Принципы организации деятельности образовательной платформы колледжа — ОК:
- модульности образовательного контента;
- междисциплинарности онлайн- и офлайн-курсов;
- непрерывности профессиональных квалификаций;
- многоканальности и воспитания прикладных ценностей как этических норм;
- профессиональной деятельности;
- многоисточникового финансирования
Ф
Результаты деятельности образовательной платформы
- становление инструментального обеспечения педагогики непрерывного персонифицированного профессионального образования/ обучения, которая понимает результат своей деятельности как готовность выпускника применять знания, компетенции и опыт для успешного решения задач в социально-профессиональной деятельности
речень информации, закрытой для определенных возрастных групп обучающихся.
Сеть может быть опасна, и чтобы молодежь меньше тянулась ко всему запретному, необходимо использовать потенциал диалога с преподавателями, психологами колледжа — ОК как квалифицированными пользователями.
6. Продвижение электронного документооборота и образовательной статистики на основе потенциала технологии блокчейн. Размещение в локальной сети колледжа — ОК «электронного портфолио» обучающихся для поэтапной сравнительной самооценки результатов образования на разных уровнях:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Профильный Профессиональный Армейский Карьерный
Е-портфолио Е-портфолио Е-портфолио Е-портфолио
самозанятость, оборонно-про- предпринима-
Карьерный специальность СПО, мышленный тельство, ремес-Е-портфолио колледж-ОК комплекс/рос- ленничество,
сийская армия фермерство,
блогерство
7. Продвижение экономических механизмов стоимостных параметров сетевого образовательного процесса, комбинированных форм обучения, авторских курсов, дистанционного обучения и других продуктов сетевой образовательной платформы.
Прозрачность стоимостных параметров сетевого непрерывного персонализированного образовательного процесса повышает заинтересованность всех субъектов в достижении его эффективности и качества.
Проектирование сетевой образовательной платформы колледжа — ОК позволяет решать новые профессиональные задачи. Возникают новые виды профессиональной деятельности, формируются новые специальности. Использование потенциала образовательной платформы требует существенного трансформирования традиционной деятельности педагога профессиональной образовательной организации.
Выпускникам колледжа «...уже придется трудиться с опорой на человеко-машинный интеллект, работать с большими данными, осуществлять высокопроизводительные вычисления, компьютерное моделирование, прогнозируя возможные последствия сложных технических, промышленных, социальных процессов. Работать в распределенных коллективах в сетевых взаимодействиях, решая сложные профессиональные задачи ...» [6, с. 3].
Наш мониторинг сетевых коммуникаций между различными группами обучающихся студентов, проведенный в 2016 году, позволил выявить эффект «паутинок сетевых коммуникаций». «Паутинки» — это дискретные цепочки создания персональных ценностей с различным количеством участников; разветвленная сеть личных сетевых контактов обучающихся, способ наращивания их сетевого капитала. Такие связи открывают доступ к самым разнообразным ресурсам. Однако образова-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
тельный потенциал «паутинок» персональных сетевых коммуникаций, как и других форматов Интернет-обучения, крайне слабо представлен как в деятельности педагогов, так и в деятельности студентов.
Мониторинг вовлеченности групп обучающихся крупного колледжа — ОК в различные форматы Интернет-обучения, например по архитектурно-строительным специальностям/профессиям СПО, позволил получить следующие статистические данные: «...практически все студенты используют сеть Интернет, находят удобной онлайн-связь с участниками образовательного процесса и структурными подразделениями колледжа, но адекватно оценить возможности учебного процесса онлайн не могут. Только 30% опрошенных выразили желание «посещать» большинство теоретических занятий посредством онлайн-связи. Причиной отказа от онлайн-конференций в основном было желание студентов пребывать в колледже, вживую общаться с одногруппниками, а также предположение о низком уровне усвоения учебного материала. 38% респондентов выразили желание изучать все или некоторые теоретические курсы самостоятельно с предоставлением учебных кейсов, 11% не смогли представить такой тип обучения. Основной причиной отказа студентов от е-1еагшп§ является новизна данного способа обучения, а также предположение, что материал без объяснения преподавателя не будет восприниматься. Чтобы предоставить студентам возможность осознанного выбора, необходимо постепенно знакомить их с доступными формами обучения — предоставлять некоторые темы на самостоятельное изучение в Интернете, а результаты закреплять на аудиторных семинарских занятиях...» [15, с. 104].
Стратегическим персоналом колледжа — ОК, несущим ответственность за становление и развитие сетевой образовательной платформы, должна стать, по нашему мнению, управленческая команда в составе: заместителя директора по научно-экспериментальной деятельности, заведующего отделением, заведующего кафедрой информационных технологий, руководителя учебного центра профессиональных квалификаций, студента-коуча по информационным технологиям.
Основной экономико-правовой смысл позиционирования категории стратегического персонала колледжа заключается в том, что он должен стать объектом бюджетно-внебюджетных инвестиций. Персонал самостоятельно переформатирует свою традиционную деятельность по штатному расписанию из сугубо должностной в инновационно-управленческую, проектируя сетевую образовательную платформу колледжа и сетевой образовательный процесс с участием сетевых сообществ — стейкхолдеров.
Инструментом переформатирования становятся новые профессиональные стандарты для субъектов образовательной деятельности, так как ПС — это рекомендательные документы. Уточним, что профессиональные стандарты — это не стандарты должностных обязанностей. Механизм внедрения этих рекомендательных документов в практику сетевых профессиональных образовательных организаций-комплексов заключается в следующем:
- должностные обязанности, например «преподавателя-технолога
опыта», «координатора образовательной онлайн-платформы», будут «набираться» из трудовых функций, описанных в разных профессиональных стандартах;
- штатное расписание проектируется «снизу», и перечень должностей, с помощью которых реализуются инновационные функции, ориентирован как на обслуживание имущественного комплекса ПОО, так и на обеспечение качества процесса и качества результата обучения и воспитания, в том числе с использованием сетевых образовательных программ и сетевых форм обучения.
Наше исследование, проводимое с участием аспирантов и колледжей — ЭП Центра исследований непрерывного образования ИСРО РАО Минобрнауки РФ, предполагает апробацию и доработку по результатам апробации следующих схем сетевого взаимодействия с различными субъектами:
- схема сетевого взаимодействия с сообществами родителей по продвижению образовательного анскулинга, в том числе для создания условий для самостоятельного творчества, обмена видео- и фотоматериалами как результатами цифровых квалификаций;
- схема сетевого взаимодействия с различными субъектами экономической деятельности по подготовке блогеров профессионального образования, в том числе сетевых школ повышения квалификации блогеров;
- схема сетевого взаимодействия с субъектами рынка патриотического воспитания (РОСТО, ДОСААФ и др.) и региональными военкоматами по проектированию РЦ на базе колледжа по военно-учетным техническим специальностям;
- схема сетевого взаимодействия обучающихся СПО с бизнес-сообществами, в том числе лидерами профессиональных групп (актерами, спортсменами, журналистами, писателями, музыкантами, художниками, специалистами по техническому моделированию).
На одной из конференций меня поразил результат такого сетевого взаимодействия: преподаватель — носитель иностранного языка из зарубежного колледжа совместно со своим коллегой из российского колледжа и российскими студентами организовали школу обучения английскому языку для детей технического персонала колледжа (!). Студенты сами определили методику обучения этих детей, получив эффективную практику приложения своих знаний.
В качестве заключения приведем такой пример. Недавно Джек Ма, основатель «Алибаба-групп», крупнейшей мировой компании в сфере Интернет-торговли, в своем публичном выступлении заявил о необходимости сместить акцент с обучения, основанного на знаниевой базе, на работу с так называемыми soft skills, «гибкими навыками», а именно с такими ценностями, как доверие, креативное мышление, работа в команде, забота о других. Педагогике российского непрерывного персонализированного профессионального образования эта задача тоже по плечу.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Литература
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (01.03.2018.) [Электронный ресурс] // Президент России. Офи-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
циальный сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/copy/56957.
2. Берулава М. Н., Берулава Г. А. Теория сетевого образования / Наука и профессиональное образование: к 70-летию Российской академии образования: коллективная монография. — М.: Экон-информ, 2013. — С. 160-178.
3. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. Проект № 5. «Новое технологическое образование в школе и СПО» — 2018. С. 6. [Электронный ресурс] // Центр стратегических разработок. Официальный сайт. URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/04/Doklad_obrazovanie_ Web.pdf.
4. Есенина Е. Ю. Развитие и формирование современной понятийно-терминологической системы профессионального образования в России: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. — М.: ФИРО. — 41 с.
5. Зеер Э. Ф. Психолого-педагогическая платформа формирования транспрофессионализма педагога профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. — 2017. — № 6. — С. 5-10.
6. Лаптев В. В., Носкова Т. Н. Педагогическая деятельность в электронной среде: перспективы нового качества // Педагогика. — 2016. — № 1. — С. 3-13.
7. Ломакина Т. Ю. Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях: Сб. материалов 10-й Межд. науч.-практ. конф. «Инновационная деятельность в образовании» (19.04.2016). — Ярославль — Москва: Изд-во «Канцлер», 2016. — С. 23-25.
8. Монахова Г. А., Монахов Д. Н. Сетевая парадигма образования: инструментарий обучения // Профессиональное образование. Столица. — 2014. — № 4. — С. 22-23.
9. Молчанов А. Блокчейн в образовании // EDexpert. — 2018. — № 1. — С. 60-61.
10. Никитин М. В. Подготовка блогеров сетевого профессионального образования в СПО: миссия, ценности, программы // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 4. — С. 52.
11. Никитин М. В. Сетевые образовательные сообщества СПО: концептуальная рамка исследования // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 2. — С. 14-21.
12. Никитин М. В. Сетевое взаимодействие педагогического колледжа по продвижению образовательного анскулинга // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2018. — № 1. — С. 58-63.
13. Пригожин А. И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. — М.: Изд-во «Дело», АНХ. — 2010. — С. 37-43.
14. Деловая программа ММСО 2018 [Электронный ресурс] // Московский международный салон образования 2018. URL: http://2017.mmco-expo.ru/images/mmco18_program.pdf.
15. Тиунова Н. Н. Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2016. — № 2. — С. 103-108.
16. Трушин А. Полная незанятость // Огонек. — 2018. — № 11. — С. 16-18.