Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие педагогического колледжа по продвижению образовательного анскулинга: понятийный аппарат, правовая база, результаты'

Сетевое взаимодействие педагогического колледжа по продвижению образовательного анскулинга: понятийный аппарат, правовая база, результаты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / АНСКУЛИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНСКУЛИНГ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ-АНСКУЛЕРОВ / ОТДЕЛЕНИЕ БЫСТРОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ / ПОЛИСУБЪЕКТНАЯ СХЕМА СЕТЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ / NETWORK EDUCATIONAL COMMUNITIES / UNSCHOOLING / EDUCATIONAL UNSCHOOLING / ONLINE COMMUNITY OF UNSCHOOLERS' PARENTS / THE DEPARTMENT OF RAPID PEDAGOGICAL RESPONSE / MANAGEMENT OF SOCIAL EVENTS / POLYSUBJECTIVE DIAGRAM OF ONLINE COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Михаил Валентинович

Введение. В статье представлены промежуточные результаты междисциплинарного научного исследования, выполненного по госзаданию Минобрнауки РФ для Института стратегии развития образования РАО по проекту «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений», № 27.8472.2018/БЧ. Материалы статьи уточняют, конкретизируют понятийный аппарат, субъектность, функции колледжей образовательных комплексов (ОК), выдвинутые в ходе предыдущих публикаций в журналах (2016-2017 гг.). Цель статьи разработка механизмов сетевых коммуникаций разноуровневых субъектов сетевых образовательных сообществ на примере педагогического колледжа образовательного комплекса (ОК) с сетевыми сообществами родителей-анскулеров по обеспечению качества образовательной, воспитательной и развивающей деятельности. Практика включения педагогических колледжей ОК в сетевые коммуникации с родителями-анскулерами находится в стадии становления. Методология. Исследование проводится в русле научной школы академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, профессора Т. Ю. Ломакиной по становлению и развитию на локальном уровне сетевых форм взаимодействия, сетевых образовательных программ и технологий сетевого обучения и воспитания разновозрастных субъектов сетевых коммуникаций. Результаты междисциплинарного исследования заключаются в продвижении ресурсов педагогического колледжа ОК для обеспечения качества сетевого взаимодействия с родителями-анскулерами как с активными субъектами регионального рынка образовательных услуг. Осуществлен анализ правовой базы, предложена полисубъектная схема сетевых коммуникаций. Заключение. Практика сетевого взаимодействия педагогического колледжа с сетевыми сообществами родителей-анскулеров находится в стадии становления. Научно-методическое, организационное, кадровое и технологическое обеспечение этого взаимодействия является предметом исследований представителей разных специальностей. Эффективность такого сетевого взаимодействия будет оценена посредством анализа пилотных практик в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING OF TEACHERS COLLEGE TO PROMOTE EDUCATIONAL UNSCHOOLING: CONCEPTUAL FRAMEWORK, LEGAL FRAMEWORK, RESULTS

Introduction. The article shows the intermediate results of cross-disciplinaty research conducted within the governmental task of the Ministry of Education and Science for “Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education” upon the project “Methodological Framework of Education Succession and Continuity in the Conditions of its Structural Changes”, № 27.8472.2018/ND. The materials of this article clarify and concretize conceptual framework, subjectivity and functions of colleges, the educational complexes put forward in previous publications in the magazines (2016-2017). The goal of the article is to develop mechanisms of online communications of multi-level subjects of network educational communities based on the example of teachers’ college, the educational complex with online community of unschoolers’ parents to provide the quality of learning, educational and developing activity. The practice of teachers’ colleges inclusion in online communications of unschoolers’ parents is in its infancy. Materials and Methods. The research is conducted in line with the scientific school of members of the RAE such as S. Ya. Batysheva, A. M. Novikov, D. A. Novikova, professor T. Yu. Lomakina to develop network forms of interaction, online educational programmes and technologies of online learning at the local level and to raise age subjects of online communications. Results. The results of cross-disciplinaty research are in the promotion of teachers’ college resources, the educational complex for quality assurance of networking with unschoolers’ parents as the active subjects of regional market of educational services. The analysis of legal framework was carried out, a polysubjective diagram of online communications was proposed. Conclusion. The practice of networking between teachers’ college and online communities of unschoolers’ parents is in its infancy. Scientific and methodological, organizational, personnel and technological support of this interaction is the subject of research of the representatives of different professions. The effectiveness of such networking will be evaluated with the help of pilot practices’ analysis in the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие педагогического колледжа по продвижению образовательного анскулинга: понятийный аппарат, правовая база, результаты»

3. Mikhailova V. K, Maltseva T. V. The use of active methods of training in the professional-psychological training of personnel of police units [Ispol>zovanie aktivnyh metodov obuchenija v professional>no-psihologicheskoj podgotovke lichnogo sostava podrazdelenij policii]. Ruza : Moscow Department of the Interior Ministry of Russia, 2015. P. 26-28. (In Russian).

4. Maltseva T. V., Sepiashvili E. N. Portfolio-process and method of projects in the educational environment of the departmental higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Portfolio-process i metod proektov v obrazovatel'noj srede vedomstvennogo vuza MVD Rossii]. Psychopedagogy in law enforcement [Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah]. 2015. № 3. P. 83-87. In Russian).

5. Maltseva T. V., Avdeeva E. V. Game technologies in the educational process of the high school of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Igrovye tekhnologii v obrazovatel'nom processe vuza MVD Rossii]. Applied psychology and pedagogy [Prikladnaya psihologiya i pedagogika]. 2007. Vol. 2, № 4. P. 22-33. In Russian).

6. Livingstone C. Role play in language learning. London: Longman Group Limited, 1983. (In English).

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНСКУЛИНГА: ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, ПРАВОВАЯ БАЗА, РЕЗУЛЬТАТЫ

NETWORKING OF TEACHERS COLLEGE TO PROMOTE EDUCATIONAL UNSCHOOLING: CONCEPTUAL FRAMEWORK, LEGAL FRAMEWORK, RESULTS

Введение. В статье представлены промежуточные результаты междисциплинарного научного исследования, выполненного по госзаданию Минобрнауки РФ для Института стратегии развития образования РАО по проекту «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений», № 27.8472.2018/БЧ. Материалы статьи уточняют, конкретизируют понятийный аппарат, субъектность, функции колледжей — образовательных комплексов (ОК), выдвинутые в ходе предыдущих публикаций в журналах (2016-2017 гг.).

Цель статьи — разработка механизмов сетевых коммуникаций разноуровневых субъектов сетевых образовательных сообществ на примере педагогического колледжа — образовательного комплекса (ОК) с сетевыми сообществами родителей-анскулеров по обеспечению качества образовательной, воспитательной и развивающей деятельности. Практика включения педагогических колледжей — ОК в сетевые коммуникации с родителями-анскулерами находится в стадии становления.

Методология. Исследование проводится в русле научной школы академиков РАО С. Я. Ба-тышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, профессора Т. Ю. Ломакиной по становлению и развитию на локальном уровне сетевых форм взаимодействия, сетевых образовательных программ и технологий сетевого обучения и воспитания разновозрастных субъектов сетевых коммуникаций.

Результаты междисциплинарного исследования заключаются в продвижении ресурсов педагогического колледжа — ОК для обеспечения качества сетевого взаимодействия с родителями-анску-лерами как с активными субъектами регионального рынка образовательных услуг. Осуществлен анализ правовой базы, предложена полисубъектная схема сетевых коммуникаций.

Заключение. Практика сетевого взаимодействия педагогического колледжа с сетевыми сообществами родителей-анскулеров находится в стадии становления. Научно-методическое, организационное, кадровое и технологическое обеспечение этого взаимодействия является предметом исследований представителей разных специальностей. Эффективность такого сетевого взаимодействия будет оценена посредством анализа пилотных практик в субъектах Российской Федерации.

Introduction. The article shows the intermediate results of cross-disciplinaty research conducted within the governmental task of the Ministry of Education and Science for "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education" upon the project "Methodological Framework of Education Succession and Continuity in the Conditions of its Structural Changes",

УДК/UDC 377.1

М. В. Никитин

M. Nikitin

№ 27.8472.2018/ND. The materials of this article clarify and concretize conceptual framework, subjectivity and functions of colleges, the educational complexes put forward in previous publications in the magazines (2016-2017).

The goal of the article is to develop mechanisms of online communications of multi-level subjects of network educational communities based on the example of teachers' college, the educational complex with online community of unschoolers' parents to provide the quality of learning, educational and developing activity. The practice of teachers' colleges inclusion in online communications of unschoolers' parents is in its infancy.

Materials and Methods. The research is conducted in line with the scientific school of members of the RAE such as S. Ya. Batysheva, A. M. Novikov, D. A. Novikova, professor T. Yu. Lomakina to develop network forms of interaction, online educational programmes and technologies of online learning at the local level and to raise age subjects of online communications.

Results. The results of cross-disciplinaty research are in the promotion of teachers' college resources, the educational complex for quality assurance of networking with unschoolers' parents as the active subjects of regional market of educational services. The analysis of legal framework was carried out, a polysubjective diagram of online communications was proposed.

Conclusion. The practice of networking between teachers' college and online communities of unschoolers' parents is in its infancy. Scientific and methodological, organizational, personnel and technological support of this interaction is the subject of research of the representatives of different professions. The effectiveness of such networking will be evaluated with the help of pilot practices' analysis in the constituent entities of the Russian Federation.

Ключевые слова: сетевые образовательные сообщества, анскулинг, образовательный анску-линг, сетевое сообщество родителей-анскулеров, отделение быстрого педагогического реагирования, менеджмент специальных событий, полисубъектная схема сетевых коммуникаций.

Keywords: network educational communities, unschooling, educational unschooling, online community of unschoolers' parents, the department of rapid pedagogical response, management of social events, polysubjective diagram of online communications.

Введение

Практика российского образовательного анскулинга находится в стадии становления, но уже насчитывает более 100 тысяч семей-участников. Проведенный критический анализ актуальных электронных публикаций по проблеме формирования партнерских отношений крупных педагогических колледжей — ОК [1 ] и сетевых сообществ родителей-анскулеров позволил определить актуальный понятийный аппарат и разработать полисубъектную схему поддержки российского образовательного анскулинга ресурсами педагогических колледжей СПО.

Актуальный понятийный аппарат:

* образовательный анскулинг (un — не; schooling — школьное обучение) — инновационная практика российского внешкольного, неформального, домашнего образования/обучения детей и подростков на основе трансляции семейно-фамильных традиций, развития любознательности детей в игровых ситуациях и социальном взаимодействии.

Анскулинг не является юридической формой получения образования или формой обучения. Анскулинг предполагает свободное, неограниченное школьной программой обучение без аттестации. Возможна реализация анскулинга в рамках семейного обучения без промежуточной аттестации до 9-го класса, когда обязательно прохождение итоговой аттестации (ГИА).

Главная задача — научить тому, как учиться, а не изучить какой-то учебный предмет. Сообщества семей-анскулеров, где возрастная группа детей и подростков обучается дома по медицинским, семейным, территориально-географическим основаниям, нуждаются в функциях сетевого посредника между родителями, школой, другими образовательными организациями, социальными группами и территориальным рынком труда.

Современные ресурсы крупного педагогического колледжа — ОК [2] позволяют ему выполнить функции сетевого посредника;

* сетевое сообщество родителей-анскулеров — обозначение структуры связей между родителями-анскулерами как новыми субъектами социально-образовательной системы и определение полисубъектного принципа взаимодействия с колледжем — ОК.

Сетевое сообщество родителей-анскулеров концентрирует потоки ресурсов и устанавливает доверительные связи-отношения с заинтересованными организациями как коллективный субъект сетевых коммуникаций.

Доверие сетевого сообщества родителей-анскулеров к персоналу педагогического (спортивного, музыкального, колледжа культуры и пр.) колледжа — ОК обеспечивает оперативность и качество решения социальных проблем на конкретной территории;

* отделение быстрого педагогического реагирования — полисубъектная команда специалистов и студентов-фрилансеров педагогического колледжа — ОК, которая обладает психолого-педагогической квалификацией и достаточным опытом предупреждения семейных конфликтов.

Создание таких отделений при крупных, в том числе педагогических, колледжах — ОК находится в процессе обсуждения экспертным и научным сообществами. По нашему мнению, создание таких отделений — давно назревшая необходимость, и анализ актуальных преступлений подростков в образовательных организациях подтверждает эту оценку;

* менеджмент специальных событий — технология продвижения новой социально-педагогической практики проведения специальных событий (special events) на разных уровнях, в том числе на уровне семьи: проведение семейных праздников, дней рождения и других событий.

Это новая сфера профессиональной деятельности на стыке разных специальностей СПО, где востребованы практикой такие виды новой профессиональной деятельности, как радиоведущий, клубный ведущий, спортивный комментатор, тамада, конферансье, менеджер конкурсов профессионального мастерства, режиссер молодежного театра и т. п.

Методология и правовые основания образовательного анскулинга

В статье 44 ФЗ «Об образовании в РФ» гарантируется право родителей «выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность...». В той же статье закрепляется обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования. То есть родители должны обеспечить получение ребенком образования, но они имеют право выбрать форму обучения самостоятельно. При этом родители должны учесть мнение ребенка (учет мнения ребенка с 10 лет является обязательным — Семейный кодекс, ст. 57), рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (заключение ПМПК, если есть, но такое заключение носит для родителей рекомендательный характер).

Выбор семейного образования не связан с состоянием здоровья ребенка, для перехода на эту форму не нужно представлять медицинские документы, проходить ПМПК. Заключение ПМПК нужно в случае, если ребенку в связи с его особенностями требуются специальные условия (в том числе специальные условия прохождения аттестации), адаптированная программа. Если нет заключения ПМПК, то ребенок должен проходить аттестацию по освоению обычной образовательной программы. Основным критерием для выбора формы образования должны быть, конечно, интересы ребенка.

В той же статье прямо сформулировано право родителей «дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье» (п. 2, ч. 3, ст. 44, ФЗ «Об образовании в РФ»).

Получению образования вне организации посвящено Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 NНТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме», в котором подробно описан порядок получения семейного образования. В письме указано, что при выборе такой формы у родителей возникают «обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни». Ребенок, который находится на семейном обучении, имеет право бесплатно получить учебники и учебные пособия, например в той школе, в которой он будет проходить аттестацию. Но сам процесс получения образования родители должны организовать самостоятельно. С 2013 г экстернат не является формой обучения, но остается формой аттестации для обучающихся в формах получения образования вне организаций (то есть со- и самообразование).

Результаты

Проведенное исследование позволило спроектировать следующую полисубъектную схему развития российского образовательного анскулинга с использованием ресурсов крупного колледжа — ОК. В русле международной научной школы академика РАО А. М. Новикова нами были определены четыре базовых принципа сетевых коммуникаций: 1) полисубъектности; 2) непрерывности; 3) преемственности; 4) модульности.

Разработаны и предложены к апробации базовые характеристики пяти групп практико-ори-ентированных задач по продвижению российского образовательного анскулинга:

1) образовательная — разработка совместно с родителями-анскулерами содержания персонифицированных модульных программ обучения, воспитания, развития креативных способностей разновозрастных групп детей;

2) финансовая — монетизация модулей образовательных программ, методического обеспечения, оплаты труда команд квалифицированных специалистов;

3) управленческая — создание родительского комитета (из числа родителей-анскулеров] образовательного анскулинга и отделения быстрого педагогического реагирования;

4) трудовой мобильности — организация различных форматов образовательных практик, стажировок студентов в семьях родителей-анскулеров; создание молодежной биржи студентов-бебиситтеров [3];

5) воспитательная — оказание профильной и оперативной помощи родителям-анскулерам по предупреждению семейных конфликтов и проведение специальных событий в семье (дни рождения, праздники и т. п.) (рис.).

Полисубъектная схема развития российского образовательного анскулинга с использованием ресурсов педагогического колледжа - ОК

*

Принципы сетевых коммуникаций

* * * *

полисубъектности непрерывности преемственности модульности

Практико-ориентированные задачи

Разработка совместно с родителями-анскулерами содержания персонифицированных, модульных, междисциплинарных программ обучения, воспитания и развития креативных способностей разновозрастных групп детей

О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я

Монетизация модулей образовательных программ, методического обеспечения, оплаты труда команд квалифицированных специалистов

Ф И Н А Н С О В А Я

Создание родительского комитета образовательного анскулинга и отделения быстрого педагогического реагирования

У П Р А В Л Е Н Ч Е С К А Я

Организация различных форматов образовательных практик, стажировок студентов в семьях родителей-анскулеров; создание молодежной биржи студентов-бебиситтеров

Т Р У Д О В О Й М О Б И Л Ь Н О С Т И

L Оказание профильной и оперативной помощи родителям-анскулерам по предупреждению семейных конфликтов и проведение специальных событий в семье (дней рождения, праздников и т. п.)

В О С П И Т А Т Е Л Ь Н А Я

Уточним сложившуюся ситуацию. При семейной форме образования ребенок учится дома, за его учебу отвечают родители, а в школу он ходит только сдавать экзамены. При домашней форме — учителя приходят домой, так как ученик по медицинским основаниям не обучается в классе.

Сообщества российских семей-анскулеров уже активно высказываются в СМИ о необходимости решения своих проблем с привлечением ресурсов не только педагогических колледжей, но и в целом региональных образовательных сетей:

а) родители-анскулеры нуждаются в психолого-педагогическом, правовом, воспитательном, методическом консультировании со стороны всех участников образовательной сети. Они должны входить в состав родительского комитета или наблюдательного совета педагогического колледжа — ОК;

б) необходимо разработать и апробировать систему сетевых профессионально-педагогических и воспитательных практик, стажировок студентов педагогических, социальных и других специальностей СПО в сфере культуры в семьях родителей-анскулеров [4];

в) с участием родителей-анскулеров необходимо разработать модули персонифицированных воспитательных программ не только для обучения, но и развития креативных способностей ребенка;

г) в связи с частыми конфликтами между школой и родителями-анскулерами необходимо, чтобы посреднические функции взял на себя крупный педагогический колледж — ОК, в структуре которого есть социальные, педагогические и специальности СПО в сфере культуры;

д) преподаватели, практические психологи, социальные педагоги, преподаватели ОБЖ совместно со студентами-фрилансерами, родителями-анскулерами должны создать отделение быстрого педагогического реагирования как для предупреждения семейных конфликтов, так и для продвижения в практику семейных отношений культуры специальных событий в семье.

Такие мероприятия в семье должны профессионально организовывать выпускники колледжа — ОК — интеллектуальные предприниматели.

Заключение

Педагогический колледж — ОК при партнерстве с образовательными некоммерческими организациями (НКО) и профильными сетевыми сообществами мультиплицирует локальную практику образовательного анскулинга в качество профессиональных квалификаций молодых специалистов — педагогов. У них появляется новая сфера приложения квалифицированного труда, что способствует развитию новых социальных отношений на родной территории.

Литература

1. Никитин М. В. Сетевые образовательные сообщества СПО как инновационный субъект непрерывного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3 (27). С. 25-29.

2. Никитин М. В. Колледж - образовательный комплекс как полиструктурная модель образования в течение всей жизни // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 12-15.

3. Своротова Ю. В. Социокультурная среда колледжа как средство подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 3 (39). С. 127-140.

4. Тиунова Н. Н. Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 103-108.

References

1. Nikitin M. V. Network learning communities, act as an innovative subject of continuous education [Setevye obrazovatel'nye soobshhestva SPO kak innovacionnyj subject nepreryvnogo obrazovanija]. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie vRossii iza rubezhom]. 2017. № 3 (27). P. 25-29.

2. Nikitin M. V. College-educational complex polystructural as a model of education throughout life [Kolledzh-obrazovatel'nyj kompleks kak polistrukturnaja model' obrazovanija v techenie vsej zhizni]. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie vRossii iza rubezhom]. 2016. № 2 (22). P. 12-15.

3. Svorotova Y. V. Social and cultural environment of the College as a means of training future teachers to professional activity [Sociokul'turnaja sreda kolledzha kak sredstvo podgotovki budushhih pedagogov k professional'noj dejatel'nosti]. Russian and foreign pedagogy [Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika]. 2017. Vol. 1, № 3 (39). P. 127-140.

4. Tiunova N. N. Educational platforms as a means of intensification of professional training of College students [Obrazovatel'nye platformy kak sredstvo intensifikacii professional'noj podgotovki studentov kolledzha]. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 2 (22). P. 103-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.