УДК 37.022:504
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»
Лариса Викторовна Бобрович
доктор сельскохозяйственных наук, профессор
bobrovich63 @mail. т Нина Васильевна Андреева
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
89158708767@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы выбора и применения к отбору содержания образования современных методических подходов для подготовки бакалавров по направлению «Экология и природопользование», а также показана их роль в организации образовательного процесса.
Ключевые слова: методические подходы, экологическое образование, образовательный процесс
Экологическое образование в Мичуринском агроуниверситете направлено на воспитание нового поколения с природосообразным мышлением и пониманием себя как неотъемлемой части биосферы, а также того, что каждый может ежедневно менять не только свою жизнь, но и будущее каждого из нас.
В программе развития Мичуринска как единственного города-наукограда в сфере АПК страны в качестве основной поставлена задача на основе создания системы экологического мониторинга качества окружающей среды обеспечить здоровье населения и его экологическую безопасность. Решить такую глобальную задачу должны профессионалы, получившие экологическое образование современного уровня, знания которых позволят внедрять в ежедневную практическую деятельность экологически обоснованные технологии, основанные на ресурсосбережении, сохранении природной среды, обеспечении экологической безопасности сырья и продуктов питания.
Аграрное производство как никакое другое непосредственно связано с природой, так как по сути воспроизводит растительные и животные ресурсы, используя силы и ресурсы окружающей природной среды. При этом технологические процессы в аграрном секторе экономики практически напрямую связаны с воздействием природных факторов, их интенсивности и направленности. Таким образом, агросфера при всей своей технической вооруженности в соответствии с потребностями интенсификации производства и природная среда фактически неразделимы.
В этой связи невозможно переоценить необходимость целенаправленной подготовки современных кадров для сферы АПК с природосообразным мировоззрением, способных к обеспечению экологизации различных производственных процессов.
Мичуринский агроуниверсит для выполнения этой задачи особую роль отводит обеспечению современной учебно-методической базы для подготовки грамотных кадров с компетенциями, отвечающими требованиям не только аграрной сферы, но и самых разных отраслей народного хозяйства страны, и прежде всего в области экологии и природопользования [1, 2, 4, 5].
Поэтому подготовка таких кадров является важнейшей задачей профессорско-преподавательского состава Плодоовощного института им. И.В. Мичурина, и конечно же профильной кафедры агрохимии, почвоведения и агроэкологии, где проводится подготовка бакалавров по направлению обучения «Экология и природопользование».
Современные требования к подготовке кадров регламентируются требованиями соответствующих профессиональных стандартов для конкретной сферы деятельности. Необходимые для работы квалификационные характеристики, требования к знаниям и умениям будущих работников закладываются уже на стадии разработки образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В сфере экологии и природопользования требования к формируемым компетенциям, знаниям и умениям должны учитывать высокий уровень практических умений и навыков, профессионализма кадров, глубокое понимание избранного вида деятельности, формирование у них активной профессиональной и жизненной позиции, профессионально-личностное развитие, творческий подход к решению возникающих профильных задач, коммуникативные способности, уравновешенность и выдержку в стрессовых производственных ситуациях, владение методами самоанализа, самоконтроля и самооценки [1, 3, 6-8].
Поэтому необходимо уметь подбирать и сочетать именно те мероприятия, которые направлены на повышение профессионального мастерства преподавателя и совершенствования учебного процесса.
Особенно важен правильный выбор методических подходов для осуществления образовательной деятельности конкретной, в данном случае экологической, направленности.
В целом в сфере образования методические подходы представляют собой определенный взгляд на выбор определенных методов и закономерностей
реализации образовательного процесса для конкретных уровней и этапов обучения.
Причем не следует отождествлять методические подходы и методы образования. Методические подходы формируются при рассмотрении конкретной образовательной задачи, если методы ее решения не выработаны.
Методические подходы предлагают альтернативные варианты решения поставленных проблем, задач в сфере образования - от теоретического обоснования до методов и средств их решения, включая как теоретическую базу, составляющую основу реализации образовательной деятельности, так и технологию ее реализации, т.е. фактически модель практического её воплощения [9, 10].
Роль методических подходов заключается в реализации таких функций
как:
- гносеологическая - направленная на познание образовательного процесса, его особенностей и закономерностей реализации;
- прогностическая - то есть прогнозирующая вектор и особенности развития образовательной деятельности, базируясь на основе имеющихся педагогических знаний;
- научно-мировоззренческая - отражающая научные основы образовательного процесса и позволяющая реализовывать современные научные подходы к его организации и осуществлению;
- технологическая - позволяет сформировать технологию (т.е. методы и средства) реализации образовательной деятельности для достижения целей и задач конкретных образовательных направлений;
- праксеологическая - нацеленная на практическое изучение основ организации и реализации образовательного процесса;
- концептуальная - призвана обеспечить комплексное использование таких методик образования, которые позволят сформировать целостное представление о процессе образования и направлениях его развития.
В современной образовательной деятельности выделяют следующие методические подходы:
- формирующий - позволяющий реализовать целенаправленное воспитательное воздействие на каждого обучающегося с помощью демонстрации способа действия, его объяснения и отработки умений и навыков с помощью соответствующих упражнений;
- антропологический - предполагающий выявление природных задатков обучающегося для соответствующей им организации обучения с учетом психических особенностей развития организма, с применением подходящих для каждого возрастного этапа методов и средств;
- культурологический - основан на свободе творчества и самовыражения каждого обучающегося, оставляя за ним право выбора индивидуального образовательного маршрута в ходе социального и коллективного общения и взаимодействия;
- биогенетический - раскрывающий природные задатки обучающихся, с помощью специальных методов обучения и воспитания;
- герменевтический - учитывающий переживания обучающихся; развивающий у них навыки осознания своих потребностей и способностей с целью саморазвития, самопознания и самореализации в образовательном процессе.
К отбору содержания образования применяют два подхода:
- теорию материального образования - формирует систему научных знаний, основанную на освоении обучающимися большого объема информации из разных областей и сфер деятельности с высокими требованиями к фактически энциклопедическим научным знаниям при завершении каждого очередного этапа обучения;
- теорию формального образования - предполагает развитие интеллекта обучающегося, логического мышления за счет формирования навыков учебной деятельности, способности к анализу и синтезу информации.
Как правило, современный образовательный процесс строится на теории формального образования, не исключая при этом возможности формирования энциклопедических знаний обучающихся, но с упором на развитие познавательных потребностей и способностей к обучению на основе получения знаний из различных областей науки.
В этой связи ключевым моментом постоянного совершенствования качественной подготовки экологов на перспективу становится вовлечение студентов в научные исследования профессорско-преподавательского состава, направленные на потребности рынка труда в соответствующей сфере [8, 9, 10].
Результаты таких исследований позволяют обеспечить постоянный профессионально-квалификационный рост преподавателей и постоянное обновление учебного материала, повышая качество подготовки обучающихся.
Важнейшую роль для формирования практических компетенций, в закреплении теоретических знаний обучающихся играют учебная и производственная практики, для прохождения которых институт располагает соответствующей базой. Причем при переходе от стандарта 3+ к стандарту 3++ набор практик был изменен именно в сторону усиления научно-исследовательской составляющей и включает:
- учебную ознакомительную практику;
- учебную практику научно-исследовательскую работу (получение первичных навыков научно-исследовательской работы);
- производственную практику научно-исследовательскую работу, в то время как прежде навыкам научно-исследовательской деятельности при формировании профессиональных умений и навыков в процессе прохождения практик уделялось значительно меньшее внимание и набор практик включал:
- учебную практику по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;
- производственную практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
- производственную преддипломную практику.
Таким образом, в течение всего периода обучения научное творчество обучающихся находится в приоритете.
На кафедрах Плодоовощного института им. И.В. Мичурина, которые обеспечивают подготовку бакалавров экологии и природопользования созданы и активно работают научные студенческие кружки, которые базируясь на направлениях научных исследований кафедр учитывают и интересы самих студентов, прежде всего в плане исследований в рамках выпускных квалификационных работ. По результатам исследовательской работы обучающихся университет каждый год проводит научные студенческие конференции.
Кроме того обучающихся привлекают к участию в различного уровня научных проектах и конкурсах.
На кафедре агрохимии, почвоведения и агроэкологии создана педагогическая школа по направлению подготовки «Экология и природопользование», которая активно работает и видит своей основной задачей именно обеспечение качества подготовки выпускников.
Таким образом, университет, институт и выпускающая кафедра создают все условия воспитания и предметной подготовки кадров для сферы экологии и природопользования современного, востребованного на рынке труда уровня.
Список литературы:
1. Высшее образование и современные требования работодателей АПК / Л.В. Григорьева, Л.В. Бобрович, Е.Н. Третьякова, Я.А. Третьякова // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2020. № 1 (60). С. 811.
2. Завражнов А.И., Бобрович Л.В. Экологическое образование в агроуниверситете // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2013. № 3 (47). С. 51-57.
3. Капустина Л.В. Попова Е.В. Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен // Концепт [Электронный ресурс]. 2014. № 06 (июнь). ART 14143. Режим доступа: http://e-koncept.ru/ 2014/14143.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
4. Короткова Г.В. Формирование профессионально-культурной компетентности студентов аграрного ВУЗа: дис. ... канд. пед. наук // Пенза: Пензенский педагогический университет им. В.Г. Белинского. 2018. 178 с.
5. Кирина И. Б. Выявление здоровьесберегающей деятельности обучающихся аграрного вуза // Наука и Образование. 2018. Т. 1. № 3-4. С. 32.
6. Практика использования электронных образовательных ресурсов на занятиях, проводимых в аграрном вузе / Е. Н. Третьякова, А. Г. Нечепорук, И. Б. Кирина, Я. А. Третьякова // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.11.2015 г. №1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования».
8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
9. Шиковец Т.А., Петрищева Л.П., Попова Е.Е. Организация проектной деятельности в непрерывном естественнонаучном образовании // Сб.: Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона: материалы Областной научно-практической конференции. Мичуринск: ООО «БИС», 2018. С. 188-193.
10. Rudneva N.I., G.V. Korotkova, O.S. Sinepupova and S.V. Belyakova. Balint technology in pedagogy: innovations or transfer of psychological experience. International Journal of Engineering and Advanced Technology, 2019, Т. 9, no. 1, pp. 4506-4510.
UDC 37.022:504
METHODOLOGICAL APPROACHES IN TRAINING BACHELOR
IN THE DIRECTION "ECOLOGY AND NATURE MANAGEMENT"
Larisa V. Bobrovich
Doctor of Agricultural Sciences, professor
bobrovich63@mail .ru Nina V. Andreeva, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor
89158708767@mail.ru Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russian Federation
Annotation. The article deals with the issues of choosing and applying modern methodological approaches to the selection of the content of education for the preparation of bachelors in the direction of "Ecology and nature management", and also shows their role in the organization of the educational process.
Keywords: methodological approaches, environmental education, educational process
Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.
The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.