УДК 338.2
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОУ «КРАСНОЯРСКИЙ АВИАЦИОННО-СПОРТИВНЫЙ КЛУБ ДОСААФ РОССИИ»
В. А. Косенкова, Ю. В. Данильченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: krsk_94@mail.ru
Формулируются цели и задачи анализа, отображается характеристика ПОУ Красноярского АСК «ДОСААФ» России, приводится анализ среды методом SWOT-анализа. По окончанию анализа разрабатываются мероприятия по развития организации в парадигме конкурентной среды.
Ключевые слова: стратегический анализ, SWOT-анализ, парадигма конкурентной среды, целевая программа, модернизация, ключевая стратегия, маркетинговая политика.
STRATEGIC ANALYSIS OF THE ENVIRONMENT OF THE OPERATION OF THE POU "KRASNOYARSK AVIATION-SPORTS CLUB DOSAAF OF RUSSIA"
V. A. Kosenkova, Yu.V. Danilchenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: krsk_94@mail.ru
The aims and tasks of the analysis are formulated, the characteristics of the POC of the Krasnoyarsk ASK «DOSAAF» of Russia are displayed, and the analysis of the environment is performed using the SWOT-analysis method. At the end of the analysis, measures are developed to develop the organization in the paradigm of the competitive environment.
Keywords: strategic analysis, SWOT-analysis, paradigm of competitive environment, target program, modernization, key strategy, marketing policy.
Малая авиация Российской Федерации - самостоятельный вид авиации (отрасль), предназначенный для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации в авиационных работах, развития промышленности и инфраструктуры в регионах, удовлетворения интересов и решения задач физических и юридических лиц, выполнения региональных и межрегиональных перевозок на территориях субъектов Российской Федерации, первоначальной подготовки и переподготовки авиационного персонала, а также для развития авиационного спорта и туризма в России [1].
Одной из организаций, работающих на данном рынке, является ПОУ «Красноярский Авиа-ционно-спортивный Клуб ДОСААФ России». Красноярский АСК «ДОСААФ» России выступает региональным представителем российской организации «ДОСААФ» России и охватывает весь рынок предоставления услуг по первоначальной подготовке и переподготовки авиационного персонала, а также для развития авиационного спорта и туризма в Красноярском крае.
Целью работы является проведение стратегического анализа среды функционирования ПОУ «Красноярский Авиационно-спортивный Клуб ДОСААФ России».
Для проведения анализа среды функционирования используются различные методы: SWOT-анализ, SNW - анализ, PEST - анализ, метод составления профиля среды, метод взвеши-
Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
вания фактора и др. Наиболее распространенным является метод SWOT-анализа. Основные этапы которого включают:
1. Сбор аналитической информации о тенденциях рынка, динамике контрагентов.
2. Анализ внутренней и внешней среды, выявление сильных и слабых сторон.
3. Формирование матрицы сопоставления сторон, возможностей и угроз.
4. Разработка эффективных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности организации [2].
В соответствии с поставленной целью решаются задачи: 1) провести оценку нестабильности среды; 2) провести стратегический анализ внешней и внутренней среды организации Красноярского АСК «ДОСААФ» России; 3) сформировать стратегию развития организации; 4) разработать план мероприятий по совершенствованию деятельности организации.
Объект исследования - Красноярский АСК «ДОСААФ» России.
Предмет исследования - стратегический анализ организации.
По итогам проделанной работы были выявлены основные сферы и факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на деятельность организации. В процессе анализа сфер внешней среды выявлено, что наибольшее влияние на организацию оказывает: экономическая, социальная и технологическая сферы. В составе ключевых факторов внешней среды исследуемой фирмы оказались: в экономической сфере - курс валют, уровень инфляции, налоговые ставки; в социальной сфере - потребительский спрос и платежеспособность населения; в технологической сфере - появление новых технологий, техническая оснащенность самолетов [3].
В результате оценки внутренней среды было установлено, что в группе Конкуренты наибольшую угрозу имеет мощность конкурирующих компаний. В группе Покупатели - слабая покупательская способность. В группе Поставщики - нарушение в каналах закупки и поставки. В группе Потенциальные конкуренты - возможность появления барьеров для входа на рынок новых компаний. Анализ внутренней среды предприятия позволил выявить его слабые стороны: наличие текучести кадров, недостаточное количество персонала, слабая инвестиционная политика и отсутствие рекламы; и сильные стороны: высокий уровень квалификации персонала, развитая система контроля качества, высокая репутация компании, относительно высокий уровень производительности труда.
По результатам анализа угроз, возможностей, сильных и слабых сторон была составлена SWOT-матрица, увязывающая функциональные связи, ставшие фундаментом для формирования, совершенствования и разработки вектора движения компании.
Стратегическим направлением развития компании выбрано сохранение существующих лидерских позиций среди анализируемых конкурентов. Формирование политики экспансии, в том числе развитие степени влияния компании на рынке, расширения предоставляемого пакета новых услуг. Выбор этой стратегии обусловлен необходимостью дальнейшего развития компании, удержания существующих позиций на рынке и максимизации результатов деятельности. Стоит отметить, что конкуренция на рынке малой авиации не станет снижаться и поэтому необходимо постоянно наращивать позиции [4].
Далее был разработан ряд мероприятий, способствующих достижению долгосрочной стратегии организации:
• разработка программы повышения эффективности работы персонала технического отдела и отдела маркетинга;
• развитие новых сфер услуг, позволит создать уникальный товар и расширить круг потребителей;
• разработка превентивных мероприятий снижения затрат по закупкам новых запчастей и оборудования;
• поиск новых инвестиционных партнеров;
• формирование новой маркетинговой политики организации.
Предложенный комплекс мероприятий благоприятно отразится на финансовом состоянии компании, позволит оптимизировать расходы по каждому проекту, позволит оставаться лидером среди конкурентов.
Библиографические ссылки
1. Никитин И.В., Доклад о стратегическом развитии малой авиации в России // Материалы заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения, 11 октября 2016 г., г. Ульяновск, 2016. С. 43.
2. Фомичев А. Н. Стратегический менеджмент/А.Н. Фомичев: учебник для вузов. Москва.: Дашков и К, 2014. - 468 с.
3. Справочная правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 (дата обращения: 12.04.2017).
4. Проект федерального закона «О развитии малой авиации в российской федерации». Опубликован не был, доступ через сайт Сайт Memoid. URL: http://www.memoid.ru/node/ Razvitie_maloj_aviacii_v_sovremennoj_Rossii (дата обращения: 10.04.2017).
© Косенкова В. А., Данильченко Ю. В., 2017