УДК 65.012.23
МЕТОДЫ АНАЛИЗА СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
О. В. Скороход, Н. А. Мишуткина Научный руководитель - Ю. В. Данильченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: s-olga_95@mail.ru
Приведены методы анализа внутренней и внешней среды организации и рассмотрены их достоинства и недостатки.
Ключевые слова: инновационная организация, SWOT-анализ, SNW-анализ, SPACE-анализ.
METHODS OF ANALYSIS OF THE ENVIRONMENT OF FUNCTIONING OF INNOVATION ORGANIZATION
O. V. Scorohod, N. A. Mishtkina Scientific Supervisor - Y. V. Danilchenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: s-olga_95@mail.ru
This article describes methods for the analysis of internal and external environment of the organization and consider their advantages and disadvantages.
Keywords: innovative organization, SWOT-analysis, SNW-analysis, SPACE-analysis.
Деятельность и существование любой организации зависит от внешней и внутренней среды. В современных условиях внешняя и внутренняя среда любой организации очень сильно меняются. Изменение сред, и отсутствие их отслеживания может привести к гибели организации. Особенно это характерно для инновационных предприятий. Инновации - это новые технологии. Появление новой технологии ведёт к увеличению спроса в одной фирме, в которой эта технология была открыта или использована, и к уменьшению спроса в другой, где используется устаревшая технология и техника. Таким образом, деятельность инновационной организации вносит нестабильность в окружающую среду. В таких условиях необходимо анализировать внешнюю среду, а именно исследовать технологический фактор, так как наибольшее влияние на то или иное предприятие оказывает используемые техника и технологии [5].
Существует различные методы по способам отслеживания среды инновационной организации.
Наиболее известным и часто используемым является SWOT-анализ, который предполагает возможность оценки фактического положения и стратегических перспектив компании, получаемых в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и факторов риска. SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и 'rhreats (угрозы) [1].
Алгоритм проведения SWOT-анализа представлен на рисунке.
SWOT-анализ эффективен при осуществлении начальной оценки текущей ситуации, однако он не может заменить выработку стратегии или качественный анализ динамики.
Еще один из методов - это SNW-анализ. SNW-анализ - это анализ внутренней среды предприятия, представляет собой совокупную оценку предприятия или организации, которая в полной мере отражает ее сильные, слабые и нейтральные стороны. В сфере маркетинга определение «SNW-анализ» несколько схоже с определением SWOT-анализа, однако в первом существует еще нулевой аспект исследования (нейтральная позиция). SNW - это общепринятая аббревиатура, состоящая из трех слов английского происхождения (S - сильная сторона, N - нейтральная позиция и W - слабая).
Алгоритм SWOT-анализа
Обычно SNW-анализ дополняет SWOT-анализ для более глубокого изучения инновационных перспектив развития организации на основе показателей ее внутренней среды [3].
SPACE-анализ - аббревиатура от англ. Strategic Position and Action Evaluation - оценка стратегического положения и действий. Метод SPACE представляет собой многокритериальный метод, где каждая из представленных двух групп факторов состоит из большого количества переменных. Данный метод предполагает выбор статистически достоверного подмножества характеристик, упорядочение их в группы и присвоение им весовых коэффициентов в рамках условно принятой оценочной шкалы. SPACE-анализ дает возможность выявить сильные и слабые стороны предприятия на данном рынке, а также возможные угрозы со стороны конкурентов, наметить меры их упреждения.
В данном методе выделяют четыре группы критериев оценки, которые рассматриваются отдельно:
• финансовая сила предприятия;
• конкурентоспособность предприятия и его положение на рынке;
• привлекательность сектора, где действует данное предприятие;
• стабильность отрасли, в которой функционирует данное предприятие.
Каждая группа критериев формируется на основе специфических особенностей конкретного предприятия, поставленных перед ним задач, имеющихся у предприятия производственных возможностей, знаний и умений персонала. Данная проблема решается группой экспертов на основе их практического опыта в каждом случае по-своему.
Получаемые в результате анализа рекомендации можно использовать для выработки стратегических ориентиров стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) компании. SPACE-матрица может быть использована самостоятельно (для первичной оценки позиции СЗХ фирмы на рынке) или как основа для дополнительного анализа, требующего применения других методов анализа и прогнозирования [2].
Каждый из рассматриваемых анализов имеет как плюсы, так и минусы. В таблице представлены основные достоинства и недостатки.
Как говорилось ранее, на любое предприятие, в том числе и инновационное, оказывают влияние две среды: внутренняя и внешняя. Внутренняя среда - это производство, персонал, финансы, НИОКР и т. д. Внешняя среда, в свою очередь, делится на микросреду и макросреду, где микросреда состоит из потребителей продукции предприятия, поставщиков, конкурентов и трудовых ресурсов, а макросреда включает в себя политические факторы, экономические факторы, социальные и технологические.
Для анализа влияния макросреды на организацию используется PEST-анализ. Методика PEST-анализа часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST-анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении
SWOT-анализа компании. РБ8Т-анализ является аббревиатурой следующих показателей отрасли: политические (Р), экономические (Е), социально-культурные и технологические (Т).
Достоинства и недостатки анализов
Метод Среда Достоинства Недостатки
SWOT Внутренняя и внешняя • это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна); • это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей; • может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период; • использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования • SWOT-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно; • зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними; • анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике; • результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры; • SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит
SNW Внутренняя • простота в исполнении; • учет наибольшего количества факторов; • учет специфических особенности деятельности организации; • добавление нейтральной позиции • субъективность метода; • требует хорошего знания всех особенностей деятельности организации
SPACE Внутренняя и внешняя • наглядный для представления результатов; • понятная логика проведения анализа • для малого бизнеса в частности для микро и мини предприятий эта методика слишком громоздка; • метод показывает текущее состояние предприятия, не позволяет создать стратегию развития
Более подробно рассмотрим технологический фактор, так как основой инновационного предприятия являются технологии, а точнее технологические инновации.
В PEST-анализе под технологическим фактором понимаются факторы, характеризующие технологический прогресс в отрасли. Данная группа факторов требует детального анализа, так как в эпоху технологического процесса именно изменение в технологии может кардинально изменить устоявшееся состояние рынка. В ходе анализа технологических факторов необходимо обратить внимание на 4 параметра:
• Возможные изменения в ключевых технологиях, используемых на рынке (инновации в оборудовании, материалах, в бизнес-моделях и методах ведения бизнеса);
• Влияние Интернета на развитие рынка;
• Влияние мобильных технологий на развитие рынка;
• Инновации в информационных технологиях, позволяющих более эффективно конкурировать на рынке [4].
Рассмотренные выше методы анализа среды функционирования инновационной организации схожи между собой. Несомненными плюсами этих методов являются простота и малозатратность в применении, это особенно благоприятно для инновационных организаций, в силу особенностей их внешних и внутренних сред, а именно технологической составляющей. С помощью этих методов можно получить общую информацию о положении предприятия на данный момент и сформировать стратегию дальнейшего развития.
Библиографические ссылки
1. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент : учеб. пособие. Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
2. Стратегия диверсификационной компании. SPACE-матрица : учеб. пособие [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m205/12_3.htm (дата обращения: 16.03.2016).
3. Миша Ю. SNW-анализ - ключевые особенности и характеристики // Статья. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/146331/snw-analiz—klyuchevyie-osobennosti-i-harakteristiki (дата обращения: 16.03.2016).
4. PEST-анализ: разбираем подробно [Электронный ресурс]. URL: http://powerbranding.ru/ biznes-analiz/pest/ (дата обращения: 12.04.2016).
5. Модели инновационного процесса в современной экономике / А. Е. Маслов, Ю. В. Даниль-ченко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Т. 2. № 11. С. 350-351.
© Скороход О. В., Мишуткина Н. А., 2016