Научная статья на тему 'Методы анализа среды функционирования инновационной организации'

Методы анализа среды функционирования инновационной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2175
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / SNW-АНАЛИЗ / SPACE-АНАЛИЗ / INNOVATIVE ORGANIZATION / SWOT-ANALYSIS / SNW-ANALYSIS / SPACE-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скороход О. В., Мишуткина Н. А.

Приведены методы анализа внутренней и внешней среды организации и рассмотрены их достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ANALYSIS OF THE ENVIRONMENT OF FUNCTIONING OF INNOVATION ORGANIZATION

This article describes methods for the analysis of internal and external environment of the organization and consider their advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «Методы анализа среды функционирования инновационной организации»

УДК 65.012.23

МЕТОДЫ АНАЛИЗА СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

О. В. Скороход, Н. А. Мишуткина Научный руководитель - Ю. В. Данильченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Приведены методы анализа внутренней и внешней среды организации и рассмотрены их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: инновационная организация, SWOT-анализ, SNW-анализ, SPACE-анализ.

METHODS OF ANALYSIS OF THE ENVIRONMENT OF FUNCTIONING OF INNOVATION ORGANIZATION

O. V. Scorohod, N. A. Mishtkina Scientific Supervisor - Y. V. Danilchenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

This article describes methods for the analysis of internal and external environment of the organization and consider their advantages and disadvantages.

Keywords: innovative organization, SWOT-analysis, SNW-analysis, SPACE-analysis.

Деятельность и существование любой организации зависит от внешней и внутренней среды. В современных условиях внешняя и внутренняя среда любой организации очень сильно меняются. Изменение сред, и отсутствие их отслеживания может привести к гибели организации. Особенно это характерно для инновационных предприятий. Инновации - это новые технологии. Появление новой технологии ведёт к увеличению спроса в одной фирме, в которой эта технология была открыта или использована, и к уменьшению спроса в другой, где используется устаревшая технология и техника. Таким образом, деятельность инновационной организации вносит нестабильность в окружающую среду. В таких условиях необходимо анализировать внешнюю среду, а именно исследовать технологический фактор, так как наибольшее влияние на то или иное предприятие оказывает используемые техника и технологии [5].

Существует различные методы по способам отслеживания среды инновационной организации.

Наиболее известным и часто используемым является SWOT-анализ, который предполагает возможность оценки фактического положения и стратегических перспектив компании, получаемых в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и факторов риска. SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и 'rhreats (угрозы) [1].

Алгоритм проведения SWOT-анализа представлен на рисунке.

SWOT-анализ эффективен при осуществлении начальной оценки текущей ситуации, однако он не может заменить выработку стратегии или качественный анализ динамики.

Еще один из методов - это SNW-анализ. SNW-анализ - это анализ внутренней среды предприятия, представляет собой совокупную оценку предприятия или организации, которая в полной мере отражает ее сильные, слабые и нейтральные стороны. В сфере маркетинга определение «SNW-анализ» несколько схоже с определением SWOT-анализа, однако в первом существует еще нулевой аспект исследования (нейтральная позиция). SNW - это общепринятая аббревиатура, состоящая из трех слов английского происхождения (S - сильная сторона, N - нейтральная позиция и W - слабая).

Алгоритм SWOT-анализа

Обычно SNW-анализ дополняет SWOT-анализ для более глубокого изучения инновационных перспектив развития организации на основе показателей ее внутренней среды [3].

SPACE-анализ - аббревиатура от англ. Strategic Position and Action Evaluation - оценка стратегического положения и действий. Метод SPACE представляет собой многокритериальный метод, где каждая из представленных двух групп факторов состоит из большого количества переменных. Данный метод предполагает выбор статистически достоверного подмножества характеристик, упорядочение их в группы и присвоение им весовых коэффициентов в рамках условно принятой оценочной шкалы. SPACE-анализ дает возможность выявить сильные и слабые стороны предприятия на данном рынке, а также возможные угрозы со стороны конкурентов, наметить меры их упреждения.

В данном методе выделяют четыре группы критериев оценки, которые рассматриваются отдельно:

• финансовая сила предприятия;

• конкурентоспособность предприятия и его положение на рынке;

• привлекательность сектора, где действует данное предприятие;

• стабильность отрасли, в которой функционирует данное предприятие.

Каждая группа критериев формируется на основе специфических особенностей конкретного предприятия, поставленных перед ним задач, имеющихся у предприятия производственных возможностей, знаний и умений персонала. Данная проблема решается группой экспертов на основе их практического опыта в каждом случае по-своему.

Получаемые в результате анализа рекомендации можно использовать для выработки стратегических ориентиров стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) компании. SPACE-матрица может быть использована самостоятельно (для первичной оценки позиции СЗХ фирмы на рынке) или как основа для дополнительного анализа, требующего применения других методов анализа и прогнозирования [2].

Каждый из рассматриваемых анализов имеет как плюсы, так и минусы. В таблице представлены основные достоинства и недостатки.

Как говорилось ранее, на любое предприятие, в том числе и инновационное, оказывают влияние две среды: внутренняя и внешняя. Внутренняя среда - это производство, персонал, финансы, НИОКР и т. д. Внешняя среда, в свою очередь, делится на микросреду и макросреду, где микросреда состоит из потребителей продукции предприятия, поставщиков, конкурентов и трудовых ресурсов, а макросреда включает в себя политические факторы, экономические факторы, социальные и технологические.

Для анализа влияния макросреды на организацию используется PEST-анализ. Методика PEST-анализа часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST-анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении

SWOT-анализа компании. РБ8Т-анализ является аббревиатурой следующих показателей отрасли: политические (Р), экономические (Е), социально-культурные и технологические (Т).

Достоинства и недостатки анализов

Метод Среда Достоинства Недостатки

SWOT Внутренняя и внешняя • это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна); • это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей; • может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период; • использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования • SWOT-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно; • зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними; • анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике; • результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры; • SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит

SNW Внутренняя • простота в исполнении; • учет наибольшего количества факторов; • учет специфических особенности деятельности организации; • добавление нейтральной позиции • субъективность метода; • требует хорошего знания всех особенностей деятельности организации

SPACE Внутренняя и внешняя • наглядный для представления результатов; • понятная логика проведения анализа • для малого бизнеса в частности для микро и мини предприятий эта методика слишком громоздка; • метод показывает текущее состояние предприятия, не позволяет создать стратегию развития

Более подробно рассмотрим технологический фактор, так как основой инновационного предприятия являются технологии, а точнее технологические инновации.

В PEST-анализе под технологическим фактором понимаются факторы, характеризующие технологический прогресс в отрасли. Данная группа факторов требует детального анализа, так как в эпоху технологического процесса именно изменение в технологии может кардинально изменить устоявшееся состояние рынка. В ходе анализа технологических факторов необходимо обратить внимание на 4 параметра:

• Возможные изменения в ключевых технологиях, используемых на рынке (инновации в оборудовании, материалах, в бизнес-моделях и методах ведения бизнеса);

• Влияние Интернета на развитие рынка;

• Влияние мобильных технологий на развитие рынка;

• Инновации в информационных технологиях, позволяющих более эффективно конкурировать на рынке [4].

Рассмотренные выше методы анализа среды функционирования инновационной организации схожи между собой. Несомненными плюсами этих методов являются простота и малозатратность в применении, это особенно благоприятно для инновационных организаций, в силу особенностей их внешних и внутренних сред, а именно технологической составляющей. С помощью этих методов можно получить общую информацию о положении предприятия на данный момент и сформировать стратегию дальнейшего развития.

Библиографические ссылки

1. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент : учеб. пособие. Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.

2. Стратегия диверсификационной компании. SPACE-матрица : учеб. пособие [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m205/12_3.htm (дата обращения: 16.03.2016).

3. Миша Ю. SNW-анализ - ключевые особенности и характеристики // Статья. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/146331/snw-analiz—klyuchevyie-osobennosti-i-harakteristiki (дата обращения: 16.03.2016).

4. PEST-анализ: разбираем подробно [Электронный ресурс]. URL: http://powerbranding.ru/ biznes-analiz/pest/ (дата обращения: 12.04.2016).

5. Модели инновационного процесса в современной экономике / А. Е. Маслов, Ю. В. Даниль-ченко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Т. 2. № 11. С. 350-351.

© Скороход О. В., Мишуткина Н. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.