Научная статья на тему 'Стратегический анализ ОАО «Красноярский машиностроительный завод»'

Стратегический анализ ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Есиков И. В., Лазарев Е. А., Мишина Т. В., Данильченко Ю. В.

Рассматриваются основные моменты стратегического анализа и дается оценка текущего положения на рынке ОАО «Красмаш». Раскрываются причины совершенствования бизнес-процессов, формулируются рекомендации по изменению организационной структуры предприятия и модернизации процессов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic analysis OF JSC «Krasnoyarsk machine-building plant»

The strategic analysis of the company and assessment of the current situation of the JSC «Krasnoyarsk machine-building plant» given in the market are highlighted. The reasons for the improvement of business processes in the organization are considered, recommendations to change the organizational structure and modernization of management processes are formulated.

Текст научной работы на тему «Стратегический анализ ОАО «Красноярский машиностроительный завод»»

Решетневскце чтения

УДК 629.78:338

И. В. Есиков, Е. А. Лазарев, Т. В. Мишина, ОАО «Красноярский машиностроительный завод», Россия, Красноярск

Ю. В. Данильченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОАО «КРАСНОЯРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»

Рассматриваются основные моменты стратегического анализа и дается оценка текущего положения на рынке ОАО «Красмаш». Раскрываются причины совершенствования бизнес-процессов, формулируются рекомендации по изменению организационной структуры предприятия и модернизации процессов управления.

Стратегической целью развития космической отрасли является обеспечение мирового уровня российской космонавтики и закрепление лидирующей роли России в области космической деятельности (http://www.federalspace.ru/main.php?id=402). Выход на мировые рынки, характеризующиеся высокой глобальной конкуренцией, высокой неопределенностью и нестабильностью среды, требует новых стратегических подходов к управлению предприятиями.

Открытое акционерное общество «Красноярский машиностроительный завод», основанное в 1932 г., является одним из крупнейших промышленных предприятий космической отрасли в Сибири. В настоящее время ОАО «Красмаш» находится на этапе пересмотра стратегии своего развития. Разработка стратегии развития в первую очередь требует проведения стратегического анализа среды функционирования.

Важнейшими составляющими стратегического анализа среды функционирования ОАО «Красмаш» являются исследования внешней (рыночной) и внутренней среды предприятия.

При оценке нестабильности среды использовался экспертный метод анализа макрофакторов, при котором исследовались наиболее значимые сферы влияния на организацию, такие как экономическая, технологическая и политическая сферы.

Наибольшая нестабильность наблюдается в экономической и технологической сферах. В связи с этим необходимо уделять особое внимание следующим факторам: увеличение объемов заказов на производство продукции, технологическое отставание, потребность в молодых квалифицированных кадрах. Необходимо проводить техническое перевооружение и развивать параллельно с производством ракетно-космической техники производство продукции производственно-технического назначения.

Анализ конкурентной среды ОАО «Красмаш» проводился с использованием модели Портера [1]: поставщики, потребители, потенциальные конкуренты, товары-заменители и существующие конкуренты.

Анализ показал, что уровень конкуренции в отрасли по производству ракетно-космической техники недостаточно высокий, но в будущем имеет тенденции к повышению. Ввиду того, что конкурентов на рынке представлено мало, существует реальная воз-

можность расширения доли рынка в данном направлении.

В результате проведения SWOT-анализа, исследовав сильные и слабые стороны предприятия, оценив возможности и угрозы, были определены ключевые бизнес-процессы, требующие развития и усовершенствования.

Основными ключевыми бизнес-процессами, необходимыми для реализации политики и стратегии предприятия, являются:

- маркетинг и стратегическое планирование;

- разработка конструкторско-технологической документации;

- внедрение средств автоматизации;

- техническое перевооружение производства;

- серийное изготовление качественной продукции;

- контроль и проведение испытаний;

- сбыт и гарантийное обслуживание продукции;

- управление персоналом.

Анализ организационной структуры предприятия показал, что предприятию необходимо внедрение системы «бережливого» производства с целью минимизации издержек, а также создание структурного подразделения для внедрения в кратчайшие сроки в серийное производство новой продукции производственно-технического назначения.

Анализ внутренних возможностей показал, что производственная база требует модернизации существующих технологий для создания серийного производства новых видов изделий. Поэтому необходимо разработать программу технологического перевооружения как основного, так и вспомогательного произ-водства.

Также важным аспектом технической политики предприятия должно являться внедрение средств автоматизации в условиях единого информационного пространства Роскосмоса для следующих взаимосвязанных сфер деятельности:

- организационно-управленческой;

- проектно-конструкторской;

- производственно-технологической;

- эксплуатационно-технической.

В целях реализации политики и стратегии на предприятии необходимо постоянно вести работу по определению возможностей для улучшений и других

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

изменений (как в небольших масштабах, так и в целях Библиографическая ссылка

осУществления «прорыва»^ Для этого необходимо 1 Портер М. Конкурентная стратегия: методика

определять возможности для улучшений (или/и изме- анализа отраслей и конкурентов : пер. с англ. М. :

нений) и расставлять приоритеты развития. Альпина 2007

I. V. Esikov, E. A. Lazarev, Т. V. Mishina JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant», Russia, Krasnoyarsk

Yu. V. Danilchenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, STRATEGIC ANALYSIS OF JSC «KRASNOYARSK MACHINE-BUILDING PLANT»

The strategic analysis of the company and assessment of the current situation of the JSC «Krasnoyarsk machinebuilding plant» given in the market are highlighted. The reasons for the improvement of business processes in the organization are considered, recommendations to change the organizational structure and modernization of management processes are formulated.

© Есиков И. В., Лазарев Е. А., Мишина Т. В., Данильченко Ю. В., 2012

УДК 657.6

Г. И. Золотарева, Е. А. Трегубов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ: ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА

Рассматриваются проблемы организации внешнего и внутреннего документооборота в условиях интеграции предприятий аэрокосмической отрасли, составляющих консолидированную бухгалтерскую отчетность.

В условиях глобализации и усиливающейся конкуренции предприятия аэрокосмической отрасли вынуждены объединяться и укрупнять свой бизнес. Как правило, инициатором таких укрупнений выступает государство. Консолидация бизнеса в таких случаях чаще всего происходит в форме создания горизонтально- или вертикально-интегрированных структур, причем предприятия, входящие в такие структуры, могут находиться на разных уровнях соподчиненности.

Одной из таких крупных интегрированных корпоративных структур является ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» и ряд предприятий космической отрасли России: ОАО «Научно-производственное предприятие «Квант» (Москва), ОАО «Научно-производственное предприятие «Геофизика-Космос» (Москва), ОАО «Научно-производственное предприятие космического приборостроения «Квант» (Ростов-на-Дону), ОАО «Научно-производственный центр «Полюс» (Томск), ОАО «Сибирские приборы и системы» (Омск), ОАО «Сибпромпроект» (Железногорск), ОАО «НПО ПМ - Развитие» (Железногорск), ОАО «ИТЦ-НПО ПМ» (Железногорск), ОАО «НПО ПМ - Малое КБ» (Железногорск).

Данная структура призвана решить многочисленные проблемы, накопившиеся в отрасли, в том числе

проблемы, связанные с последовательным инновационным развитием предприятий, входящих в интегрированную структуру, используемых ими технологий, технических решений, в том числе в целях создания конкурентоспособных спутниковых систем телекоммуникации, навигации, геодезии, связи и телевещания. Помимо этого необходимо решить вопросы финансирования входящих в нее предприятий, использования временно свободных производственных мощностей, испытательного оборудования, вовлечения имеющихся разработок в области науки, техники и высоких технологий, углубления специализации и кооперации.

Однако такая интегрированная структура, решая одни технические и хозяйственные проблемы, создает новые проблемы, но уже в другой области - области управления этой структурой, организации бухгалтерского учета и формирования консолидированной отчетности, так как каждое из входящих в интегрированную структуру предприятий сохраняет статус самостоятельного юридического лица. Возникают сложности и в процессе сбора, унификации, агрегирования информации, и в отражении данных по формированию уставного капитала, деловой репутации обществ, доли меньшинства и нераспределенной прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.