В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы. Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются высшим учебным заведением.
СибГАУ и базовые предприятия полностью соответствуют требованиям ФГОС ВПО в части кадрового и научно-технического потенциала. Это дает возможность создания полноценной интегрированной системы подготовки магистров в рамках ФГОС ВПО.
Профессиональный цикл ООП магистратуры предоставляет руководителю магистерской программы возможность по созданию авторских дисциплин, формирующих профессиональные компетенции выпускников с учетом специфики конкретной организации оборонно-промышленного комплекса. Это в сочетании с интегрированной системой обучения магистров дает возможность специалистам базовых предприятий в большем объеме участвовать в подготовке инженерных кадров для своих организаций.
Библиографические ссылки
1. Назаров В. П. Формирование профессиональных компетенций в интегрированной системе аэрокосми-
ческого образования // Интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : материалы Всерос. науч.-метод. конф. 2012. С. 22-24.
2. Терехин Н. А. Кризис интегрированной системы образования в России // Интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : материалы Всерос. науч.-метод. конф. 2012. С. 29-30.
3. О государственном плане подготовки научных работников и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011-2015 годы : Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 421.
References
1. Nazarov V. P. The formation of professional competence in the integrated system of aerospace education // An integrated system of professional education: problems and ways of development. 2012, рр. 22-24.
2. Terehin N. A. The crisis of the integrated system of education in Russia // An integrated system of professional education: problems and ways of development. 2012, рр. 29-30.
3. About the state plan training of scientists and experts for the organizations of the defense industrial complex on 2011-2015 years : Regulation of the Government of the Russian Federation № 421.
© Левко В. А., 2013
УДК 621:658.310.8
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «КРАСНОЯРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
Е. А. Малиновская
ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29
Е-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы организации непрерывной подготовки инженерных кадров на примере предприятия ОАО «Красмаш».
Ключевые слова: система подготовки, инженерные кадры, образование.
THE ENGINEERING PERSONNEL TRAINING SYSTEM FOR THE JOINT STOCK COMPANY «KRASNOYARSK МACHINE-ВUILDING PLANT»
E. A. Malinovskaya
JSC "Krasnoyarsk Machine-Building Plant" 29, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]
The continuous engineer training on the example of JSC «Krasmash» is analysed. Keywords: training system, engineering personnel, education.
В настоящее время в условиях технического перевооружения, проведения реконструкции и модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса вопросы подготовки инженерных кадров приобре-
тают все большую актуальность. Для обеспечения конкурентоспособности на рынке изделий ракетно-технической техники необходимо внедрять современные технологии, что обеспечит быструю, качествен-
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
ную разработку и изготовление изделий. Новейшие технологии и современное оборудование предъявляют высокие требования к качеству и системе подготовки специалистов.
В ОАО «Красмаш» (далее - Общество) реализуется система подготовки инженерных кадров. В рамках этой системы проводится комплекс мероприятий по работе со школьниками, студентами, выпускниками, молодыми специалистами и работниками Общества.
1. Профориентационная работа. Для актуализации и повышения престижа инженерно-технических профессий службой управления персоналом проводится профориентационная работа с учащимися и выпускниками средних образовательных учреждений города Красноярска и Красноярского края. На встречах предоставляется информация о перспективах развития Общества, выпускаемой продукции, условиях работы для молодежи. С целью ознакомления с историей завода организовываются экскурсии в Музей истории и подразделения Общества.
Совместно с Центром занятости населения Красноярского края, межшкольными учебными комбинатами, базовыми учебными учреждениями проводятся профориентационные квесты, конкурсы, выставки, дни специальностей. В 2013 г. в этих мероприятиях приняло участие более 2000 школьников и абитуриентов.
2. Сотрудничество с базовыми учебными заведениями. Базовыми образовательными учреждениями для ОАО «Красмаш» являются ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева», Аэрокосмический колледж СибГАУ, КГБОУ НПО «Машиностроительный профессиональный лицей». С этими учреждениями заключены договоры о сотрудничестве в сфере подготовки кадров.
Руководители и главные специалисты ОАО «Красмаш» принимают участие в работе государственных аттестационных комиссий (ГАК) по аттестации выпускников СибГАУ, Сибирского федерального университета, Аэрокосмического колледжа СибГАУ и Машиностроительного профессионального лицея (МПА). По результатам ГАК принимается решение о трудоустройстве выпускников в ОАО «Красмаш».
3. Организация целевого приема. Для решения проблемы обеспечения квалифицированными, перспективными кадрами ОАО «Красмаш» участвует в реализации государственного плана подготовки специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса. С 2008 г. организован целевой приём выпускников школ, начальных и средних профессиональных образовательных учреждений для обучения в СибГАУ и Аэрокосмическом колледже СибГАУ. При этом студентам выделяются бюджетные места, обеспечивается прохождение практик, тем самым сохраняется система непрерывного образования. Всего по целевому приему среднего и высшего профессионального образования обучается более 450 студентов.
Успешно обучающимся студентам назначается специальная стипендия ОАО «Красмаш». В первом полугодии 2013 г. за успехи в учебе стипендия была
назначена 132 студентам СибГАУ, 38 студентам Аэрокосмического колледжа СибГАУ и 9 учащимся МПЛ.
С целью поощрения наиболее одаренных студентов СибГАУ, поддержки студенческой молодежи, имеющей выдающиеся успехи в учебе и научно-исследовательской деятельности по актуальным научно-техническим, опытно-конструкторским, технологическим, производственным и социально-экономическим направлениям, учреждены именные стипендии ОАО «Красмаш».
По окончании обучения студентам гарантировано трудоустройство в Обществе согласно присвоенной квалификации и уровню полученных знаний.
4. Организация и проведение практики студентов. Студенты, обучающиеся по целевому приему, проходят ознакомительную, производственную, преддипломную практики и дипломное проектирование в ОАО «Красмаш» по профилю получаемой специальности с назначением руководителей практик и ди-пломирования из числа высококвалифицированных специалистов. За 2013 г. трудоустроены на период практики более 250 студентов.
5. Адаптация и закрепление молодых работников. В целях адаптации вновь принятых работников, ознакомления их с историей, стратегией, задачами и структурой Общества ежемесячно проводится ориента-ционная программа. В обществе работают программы по стажировке и закреплению молодых работников.
6. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации. В Обществе уделяется большое внимание профессиональному обучению, развитию молодых работников, повышению квалификации, формированию и подготовке кадрового резерва на руководящие должности.
С целью повышения квалификации инженерных кадров для создания нового поколения ракетно-технических систем и развития новых методов и форм образовательной деятельности, в том числе на основе проектно-ориентированной и интегрированной технологии обучения, совместно с СибГАУ создан Научно-образовательный центр «Ракетно-космические технологии».
Для развития научно-технического потенциала работников, повышения престижа научной и научно-практической деятельности организовано обучение в магистратуре и аспирантуре по техническим направлениям. Обеспечивается участие молодых ученых в научно-технических конференциях, семинарах и публикации их работ в научно-технических журналах и изданиях.
Для содействия профессиональному и карьерному росту молодых руководителей, ОАО «Красмаш» участвует в реализации Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
Для повышения квалификации специалистов инженерно-технического профиля ОАО «Красмаш» участвует в реализации Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы. Работники Общества проходят обучение в СибГАУ по программам «Проектирование
изделий ракетно-космической техники в САПР Creo», «Разработка программ ЧПУ для технологического оборудования в производстве РКТ», «Основы управления жизненным циклом изделий РКТ в Windchill» с дальнейшей стажировкой на ведущих предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Таким образом, комплексный подход к формированию системы подготовки инженерных кадров в ОАО «Красмаш» позволяет обеспечить подготовку, обучение, адаптацию, закрепление, профессиональное развитие инженерного персонала, ориентированного на решение текущих и новых задач Общества.
© Малиновская Е. А., 2013
УДК 378.1
ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
М. Г. Мелкозеров, В. А. Левко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected]
Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ в области техники и технологий - это результат признания качества образования и подготовки специалистов со стороны профессионального сообщества и, что не менее важно, это процесс, направленный на повышение качества российского инженерного образования.
Ключевые слова: общественно-профессиональная аккредитация, качество высшего образования.
PROFESSIONAL ACCREDITATION AS A TOOL TO EVALUATE THE QUALITY OF EDUCATION AT THE TECHNICAL UNIVERSITY
M. G. Melkozerov, V. A. Levko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]
Professional accreditation of educational programs in engineering and technology is the result of the recognition of the quality of education and training on the part of the professional community. Moreover, it is a process aimed at improving the quality of Russian engineering education.
Keywords: рrofessional accreditation, the quality of higher education.
Общественно-профессиональная аккредитация учебного заведения представляет собой признание уровня учебного заведения или его заслуг любыми общественными или профессиональными организациями, союзами, ассоциациями. Общественная аккредитация очень важна для престижа учебного заведения, но не может заменять государственную аккредитацию и не влечет за собой каких-либо гарантий со стороны государства. Общественная аккредитация, в отличие от государственной, выполняющей в большей степени функцию контроля, имеет своей целью способствовать совершенствованию образования и его дальнейшему развитию. По соглашению между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Ассоциацией инженерного образования России, АИОР ведет работу по развитию национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий. Аккредитация образовательных про-
грамм позволяет высшему учебному заведению продемонстрировать приверженность качеству образовательных услуг и подготовки специалистов, получить независимую оценку качества образовательных программ и подготовки специалистов, получить рекомендации по совершенствованию образовательных программ, публично заявить о высоком уровне качества подготовки специалистов, повысить конкурентоспособность на российском рынке образовательных услуг, завоевать и укрепить свои позиции на международном рынке образовательных услуг, обеспечить и улучшить трудоустройство выпускников.
Критерии и процедура аккредитации АИОР разработаны с учетом мирового опыта оценки качества инженерного образования с тем, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству подготовки специалистов системами аккредитации стран -участниц Вашингтонского соглашения, требованиям Европейской ассоциации гарантии качества высшего