Научная статья на тему 'Современная модель интегрированной подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов'

Современная модель интегрированной подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / DUAL TRAINING / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титов О. А., Малиновская Е. А.

Решение задач, определенных в стратегических документах, принятых на государственном уровне в последние годы, предопределяет необходимость активного развития кадрового потенциала организаций высокотехнологичных отраслей, и в первую очередь это относится к отраслям оборонно-промышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN MODEL OF INTEGRATED TRAINING OF SKILLED WORKERS AND PROFESSIONALS

Solving the tasks stated in the policy documents issued by the government over the last few years creates the need for the development of human resources potential in high-technology organizations in general and military-industrial companies in particular.

Текст научной работы на тему «Современная модель интегрированной подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов»

- обучение и развитие работников;

- поддержание системы внутренних коммуникаций и работа по сплочению коллектива;

- построение многофакторных систем оплаты труда, учитывающих влияние таких факторов, как степень влияния работников на бизнес-процессы предприятия, уровень развития их компетенций, результативность, уровень заработной платы на рынке труда [1].

В перспективе планируется усилить сотрудничество с крупными мировыми концернами, с которыми подписаны соглашения о сотрудничестве, поставщиками оборудования и систем для совместной подготовки специалистов, в том числе преподавателей НОЦ РКТ. Например, заключены соглашения с концернами БМв и НЕГОЕМНАШ на обучение преподавателей, четверо уже успешно прошли базовую сертификацию.

В будущем развитие НОЦ РКТ позволит решать самые сложные задачи подготовки квалифицированных специалистов по большинству критических технологий производства ракетно-космической отрасли на новом, современном уровне.

Библиографические ссылки

1. Положение о научно-образовательном центре «Ракетно-космические технологии» / СибГАУ. Красноярск, 2012. 7 с.

2. Колмыков В. А., Ковалев И. В. Научно -образовательный центр «Ракетно-космические технологии» // Агентство деловой информации «СЛАВИЦА» [Электронный ресурс]. URL: http ://www.slaviza.ru/941 -obrazovatelnyy-centr-raketno-kosmicheskie-tehnologii.html.

References

1. The position of the scientific-educational center "Rocket and space technology" // Siberian State Aerospace University, Krasnoyarsk, 2012. 7 p.

2. Kalmykov V. A., Kovalev I. V. Scientific-educational center "Rocket and space technology / Agency business information "SLA VIC A" [Electronic resouese]. URL: http://www.slaviza.ru/941-obrazovatelnyy-centr-raketno-kosmicheskie-tehnologii.html.

© Титов О. А., Литвинчук А. Ю., Терехин Н. А., 2014

УДК 621:331

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ

О. А. Титов, Е. А. Малиновская

ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29

E-mail: [email protected]

Решение задач, определенных в стратегических документах, принятых на государственном уровне в последние годы, предопределяет необходимость активного развития кадрового потенциала организаций высокотехнологичных отраслей, и в первую очередь это относится к отраслям оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: дуальное обучение, практико-ориентированный подход, подготовка кадров.

THE MODERN MODEL OF INTEGRATED TRAINING OF SKILLED WORKERS AND PROFESSIONALS

O. A. Titov, Е. А. Маlinovskaya

JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant» 29, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation Е-mail [email protected]

Solving the tasks stated in the policy documents issued by the government over the last few years creates the need for the development of human resources potential in high-technology organizations in general and military-industrial companies in particular.

Keywords: dual training, practice-oriented approach, personnel training.

В настоящее время в период модернизации и технического перевооружения машиностроительных производств, для сохранения конкурентоспособности в условиях рыночной конкуренции требуются высококвалифицированные кадры.

Для реализации задач, поставленных перед оборонно-промышленным комплексом, ОАО «Красмаш», ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева» и ОАО «НПП «Радиосвязь» совместно с учебными заведениями края участвуют в краевом «пилотном»

Решетневскуе чтения. 2014

проекте по разработке и апробации системы современной дуальной подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий машиностроительного комплекса Красноярского края. Кураторами выступают ведомства: Министерство образования и науки и Министерство промышленности и торговли Красноярского края. Участниками от учебных заведений являются Сибирский федеральный университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет, Сосновоборский автомеханический техникум и Красноярский техникум промышленного сервиса.

Дуальное образование - углубленное практико-ориентированное обучение, основанное на совмещение в учебном процессе теоретической и практической подготовки. Подобная система обучения высококвалифицированных рабочих и специалистов уже давно и успешно внедрена в Германии. По этой схеме проводится интегрированная подготовка по всем квалификационным ступеням «рабочий-техник-инженер».

Для России это система неновая. ОАО «Красмаш» реализует интегрированную подготовку в системе «завод-втуз» с 1960 года, когда филиал Красноярского политехнического института начал работу как база подготовки инженеров для освоения и производства ракетно-космической техники.

Для освоения новых заказов, организации высокотехнологического производства, выпуска конкурентоспособной продукции необходимо обеспечить массовую и качественную подготовку специалистов путем совершенствования учебных программ, повышения квалификации педагогического и мастерского состава.

Для реализации проекта дуального образования были созданы рабочие и творческие группы из числа высококвалифицированных преподавателей, методистов, руководителей и специалистов. Для совершенствования образовательного процесса участниками проекта совместно проведен анализ требуемых компетенций в условиях современного производства. Проведя сравнительную характеристику требований профессиональных стандартов и единого тарифно-квалификационного справочника, выявлены недостающие компетенции. Следующим этапом стало совершенствование учебных планов и образовательных программ с учетом требований производства путем введения углубленной практики на рабочих местах с прогрессивным технологическим оборудованием за счет вариативной части.

На сегодняшний момент для участия в проекте дуального обучения ОАО «Красмаш» совместно с учебными заведениями отобрали наиболее успешных студентов из числа обучающихся в рамках государственного плана подготовки высококвалифицированных работников для предприятий оборонно-промышленного комплекса и целевого обучения. С ними заключаются договоры, организуется подготовка по совершенствованным учебным планам и образовательным программам с проведением производственных практик на рабочих местах, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием.

Для реализации внедрения системы дуальной подготовки создан научно-образовательный центр «Ракетно-космические технологии». НОЦ «РКТ» сформирован на базе сложившейся во взаимодействии с СибГАУ интегрированной системы подготовки специалистов в области ракетно-космической техники и технологии.

Теоретическое обучение студентов проводится в классе, оборудованном автоматизированными рабочими местами и симуляторами для фрезерных и токарных станков, что помогает в изучении основ и принципов работы оборудования, оснащённого программным управлением. Закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков осуществляется на лабораторно-производственном участке путем организации практических работ на современном токарном и фрезерном станках с программным управлением.

При организации практико-ориентированного подхода в рамках дуального обучения часть студентов направляются учениками по рабочим профессиям в основные производственные цехи. Для успешной и эффективной организации практик наставниками назначаются высококвалифицированные рабочие и специалисты.

С учетом модернизации, радикальных смен технологий и оборудования для подготовки высококвалифицированных специалистов нам необходимо в рамках проекта дуального образования развитие и совершенствование программ как среднего профессионального, так и высшего образования.

С этой целью ОАО «Красмаш» совместно с Сиб-ГАУ и ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетне-ва» подготовило документы для участия в конкурсе на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации [1]. Целью конкурса является совершенствование содержания и технологий целевого обучения студентов в интересах по специальностям и направлениям подготовки высшего образования.

Участие в конкурсе позволит улучшить проф-ориентационную работу, совершенствовать производственно-лабораторную базу, обеспечить разработку методических пособий, провести детализацию программ проведения практик и переработку образовательных программ с учетом современного производства по модулям:

- проектирование и производство специальной технологической оснастки, штампов и пресс-форм для деталей и сборочных единиц ракетно-космической техники;

- управление жизненным циклом современных изделий РКТ в системах WindChill (ОАО «Красмаш») и БМОУ1Л (ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Ре-шетнева»);

- проектирование и производство специального осевого режущего инструмента;

- высокопроизводительные и высокоточные методы физико-технической обработки традиционных и специальных материалов РКТ;

- имитационное моделирование, цифровое производство с использованием 3Б-сканеров и 3Б-принтеров при проектировании и изготовлении сложных деталей современной ракетно-космической техники и т. д.

В рамках реализации системы дуальной подготовки большое внимание необходимо уделить подготовке наставников, преподавателей и мастеров производственного обучения путем обмена опытом, организации стажировок и курсов повышения квалификации.

Для успешной реализации дуальной системы в целях подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов считаем необходимым:

- развитие региональных центров компетенций (например по механической обработке) для приобретения студентами базовых знаний и навыков в учебном профессиональном заведении, закреплении этих умений на практике в условиях реального производства;

- создание независимой системы сертификации квалификации выпускников.

Таким образом, при комплексном подходе к модели подготовки кадров путем совершенствования образовательного процесса, методического сопровождения реализации профессиональных образовательных программ, повышения квалификации преподавателей

и мастеров производственного обучения, организации практик можно сказать, что система дуального обучения - будущее машиностроительной отрасли.

Реализация данного проекта позволит устранить разрыв между теорией и практикой, сформировать новую психологию молодого работника, уменьшить срок адаптации выпускников на предприятии, обеспечить подготовку специалистов с учетом требований высокотехнологичных производств.

Библиографическая ссылка

1. Положение о проведении в 2014 году открытого публичного конкурса на предоставление поддержки программ развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 01.09.2014).

References

1. Terms and condition of the 2014 open public competition for the provision of support programs for the development of training for industrial complex. Available at: http://минобрнауки.рф/ (date of visit: 01.09.2014).

© Титов О. А., Малиновская Е. А., 2014

УДК 378.02

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ПРОИЗВОДСТВА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

О. П. Якубович, А. Ю. Литвинчук, С. А. Максимов

ОАО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29

Дана оценка перспективы развития мирового рынка РКТ и место России на этом рынке. Обозначена актуальность работ, проводимых ОАО «Красмаш» с предприятиями отрасли по постановке на производство двигателя нового поколения.

Ключевые слова: производство РКТ, мировой рынок РКТ, перспективы развития рынка РКТ.

PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF THE WORLD MARKET OF MANUFACTURE OF SPACE-ROCKET TECHNICS

О. P. Yakubovich, A. Yu. Litvinchuk, S. A. Maksimov

JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant» 29, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation

The estimation of development perspective of SRT world market and place of Russia in this market are given. The urgency of operations performed by JSC "Krasmash" with the enterprises of the branch for setting on manufacture of the new generation engines is designated.

Keywords: production of RCT, the global market for RCT, market development, RCT.

В настоящее время объем мирового космического рынка (МКР) оценивается в 120-150 млрд долл. США в год и к 2020 году достигнет уровня, превышающего

700 млрд долл. США в год [1; 2]. В структуре общего объема МКР 75 % занимает сектор производства космических аппаратов (КА) и аппаратуры, оказания ус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.