Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
- отсутствие «культуры инноваций» на предприятии;
- недостаточный спрос на инновационную продукцию;
- нехватка квалифицированных специалистов в сфере высоких технологий;
- нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты;
- недостаточная защищенность интеллектуальной собственности;
- сложность привлечения финансирования для внедрения инновационных технологий;
- проблемы коммерциализации инновационной продукции.
В связи с этим необходимо совершенствование мер государственной политики, направленных на устранение указанных препятствий, которые могли бы способствовать росту инновационной активности
промышленных предприятий. Рационально построенная стратегия стимулирования инновационной деятельности на государственном уровне позволит наращивать конкурентные преимущества, связанные с образовательным и научно-техническим потенциалом страны для обеспечения конкурентоспособности российской экономики.
Библиографические ссылки
1. Индикаторы инновационной деятельности 2012 : стат. сб. М. : Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2012.
2. Российский инновационный индекс / под ред. Л. М. Гохберга. М. : Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2011.
3. Инновационная активность крупного бизнеса в России: механизмы, барьеры, перспективы. М., 2010.
V. A. Gorlova, O. V. Yankovets Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
ESTIMATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES
Modern condition of innovative activity of Russian industrial enterprises, characteristics of enterprises realizing innovations, problems of innovative activity rising are disputed.
© Горлова В. А., Янковец О. В., 2012
УДК 629.78:338
Ю. В. Данильченко, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
А. С. Картамышев ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», Россия, Железногорск
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - ОСНОВА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ
УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ИСС»
Рассматриваются основные моменты стратегического анализа предприятия, дается оценка текущего положения ОАО «ИСС» на рынке. Раскрываются причины совершенствования бизнес-процессов в организации, формулируются рекомендации по изменению организационной структуры предприятия, модернизации процессов управления.
Космическая отрасль в России в настоящее время переживает переломный момент в своем развитии. Взят курс на воссоздание и эффективное развитие отрасли до уровня мировых лидеров. Стратегической целью развития является обеспечение мирового уровня российской космонавтики и закрепление лидирующей роли России в области космической деятельности (http://www.federalspace.ru). В рамках поставленной цели, предприятиям аэрокосмической отрасли необходимо формировать собственные стратегии развития, находить способы и инструменты их реализации. Каждая фирма, исходя из чисто практических
соображений, нуждается в оценке того, какого рода перемены ожидают ее в будущем [1]. Новизна, сложность и темп появления новых задач повышают вероятность стратегических неожиданностей, что создает возрастающую нагрузку на руководителей предприятий.
В процессе стратегического анализа среды функционирования ОАО «ИСС» исследовались внешняя (рыночная) и внутренняя среды предприятия. При оценке нестабильности среды предприятия использовался экспертный метод анализа макрофакторов, при котором рассматривались наиболее значимые сферы
Решетневские чтения
влияния на организацию, такие как экономическая, технологическая и политическая сферы. Экспертный анализ показал, что наибольшая нестабильность для ОАО «ИСС» наблюдается в технологической сфере. В связи с этим необходимо уделять особое внимание таким факторам, как общее технологическое отставание, отсутствие элементной базы качества мировых производителей, потребность в высококвалифицированных кадрах и низкая производительность труда. Необходимо в первую очередь проводить техническое перевооружение и интеграцию науки в производство для усиления службы НИОКР.
Анализ конкурентной среды ОАО «ИСС» проводился с использованием модели пяти сил конкуренции Портера: сила поставщиков, сила потребителей, давление потенциальных конкурентов, давление товаров-заменителей, давление существующих конкурентов. В результате расчета получена оценка каждой составляющей и сделан вывод, что уровень конкуренции в отрасли достаточно высокий и в будущем может повышаться.
Анализ непосредственных конкурентов показывает, что целесообразно объединить рассматриваемые предприятия по геополитическому признаку, это США, Европа, страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Россия, в лице ОАО «ИСС». В результате ранжирования основных конкурентов определяем для России ближайшего из них - предприятия Европы. По итогам сравнительного анализа преимуществ и недостатков делаем вывод о том, что ОАО «ИСС» в производстве космических аппаратов является конкурентоспособным и определяем первоочередные задачи по сокращению конкурентного преимущества.
В результате проведения SWOT-анализа, исследовав сильные и слабые стороны, оценив возможности и угрозы, определено, что в первую очередь необходимо заняться бизнес-процессами сбытового блока, так как они задают ритм и правила работы всей организации. В совершенствовании нуждаются процессы работ с заказчиками, такие как маркетинг, планирование продаж, финансовое планирование, ценообразование. С увеличением объемов государственных заказов и выходом на зарубежный рынок, на предприятии должны быть возможности быстрого и точного моделирования производства на перспективу. Необходимо
реально оценивать имеющийся потенциал, заранее подготавливать производственно-технологическую базу и средства производства, просчитывать рентабельность заказов.
Описание бизнес-процессов и моделирование на их основании производства, с учетом имеющихся ресурсов, позволит сокращать временные рамки операций, устранять потери и оперативно контролировать весь процесс работы организации. Эффективные бизнес-процессы повышают динамические способности компании, качественно повышают экономическую эффективность и безопасность бизнеса.
Анализ организационной структуры предприятия показал, что предприятию необходимо внедрение системы бережливого производства с целью уменьшения и эффективного управления издержками, переход от функциональной системы управления к матричной системе с применением процессного подхода, используя стандарты и принципы ИСО9000. Изменения бизнес-процессов в компании должны стать частью ее повседневной жизни - реакцией на постоянные изменения во внешнем окружении.
Культура непрерывного совершенствования должна практиковаться изо дня в день упорно и последовательно, без авралов и спешки [2]. Это позволит фирме быть конкурентоспособной. Инициатором и организатором новаций должен быть топ-менеджмент компании, но если линейные руководители не будут проявлять к этому должного интереса и не захотят менять сложившийся уклад в своей деятельности, то потраченные усилия не принесут желаемого результата. Приоритетными задачами для ОАО «ИСС» являются внедрение инструментария управления проектами, совершенствование системы информационной поддержки процессов управления совместимой с действующей на предприятии программой бухгалтерского учета.
Библиографические ссылки
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М. : Экономика, 1989. 519 с.
2. Кочетов А. Г. Новационные бизнес-процессы. Пошаговая технология разработки, внедрения и контроля выполнения. М. : Эксмо, 2009. 144 с.
Yu. V. Danilchenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
A. S. Kartamyshev
JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems», Russia, Zheleznogorsk
STRATEGIC ANALYSIS - THE BASIS FOR PROCESS IMPROVEMENT OF MANAGEMENT OF THE JSC «ISS»
The highlights of the strategic analysis of the company and assessment of the current situation of the JSC «Academician M.F. Reshetnev «Information Satellite Systems» in the market are presented. The reasons for the improvement of business processes in the organization are considered, recommendations to change the organizational structure of the company and modernization of management processes are formulated.
© flaHHJiLHeHKO ro. B., KapTaMtimeB A. C., 2012