Научная статья на тему 'Оценка инновационной активности промышленных предприятий России'

Оценка инновационной активности промышленных предприятий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горлова В.А., Янковец О.В.

Рассматривается современное состояние инновационной активности промышленных предприятий России, характеристики предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, проблемы повышения инновационной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горлова В.А., Янковец О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES

Modern condition of innovative activity of Russian industrial enterprises, characteristics of enterprises realizing innovations, problems of innovative activity rising are disputed.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационной активности промышленных предприятий России»

Решетневскце чтения

УДК 338

В. А. Горлова, О. В. Янковец

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

Рассматривается современное состояние инновационной активности промышленных предприятий России, характеристики предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, проблемы повышения инновационной активности.

В настоящее время важнейшим фактором конкурентоспособности экономики развитых стран является использование высоких технологий. В масштабе мирового производства постоянно увеличивается доля затрат на НИОКР, ускоряется инновационный процесс. Перед Россией стоит задача скорейшей интеграции национальной экономики в мировое хозяйство на новых принципах, что возможно лишь при условии формирования эффективной национальной инновационной системы, интенсивном использовании и воспроизводстве научно-технического потенциала. Государственная экономическая промышленная политика России в настоящее время направлена на переход экономики на инновационный путь развития, а также реализацию национальных конкурентных преимуществ и потенциала производственного сектора экономики.

По уровню инновационной активности российская экономика заметно уступает не только ведущим индустриальным странам (Германия - 79,9 %, Япония -69 %, Канада - 65 %, Китай - 33 %, США - 22 %), но и большинству государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 30-50 %. Для России данный показатель в 2010 г. составил всего 9,5 %. [1, с. 446]

Уровень инновационной активности национальной экономики обычно определяется как отношение числа организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации, к общему числу обследованных за определенный период времени организаций в стране, отрасли, регионе и т. д. Инновационная активность организации (предприятия) характеризует степень участия организации (предприятия) в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени. В состав видов инновационной деятельности предприятия входят научные исследования и разработки; приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретение новых технологий; приобретение программных средств; производственное проектирование; обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями; маркетинговые исследования и пр. [2, с. 10].

По данным статистики в 2010 г. наибольшую долю в затратах на технологические инновации среди российских промышленных предприятий составило приобретение машин и оборудования - 54,5 %, затраты на исследования и разработки - 20,6 %, в то время как

на приобретение новых технологий, прав на патенты и патентных лицензий расходуется не более 2 % всех средств, затраченных на инновации. При этом велика доля закупок иностранного устаревшего оборудования - такая тенденция усугубляет проблемы конкурентоспособности отечественной промышленности. Практически отсутствуют затраты на приобретение программного обеспечения, маркетинговые исследования, обучение и подготовку персонала, что также негативно сказывается на деятельности предприятий, снижая уровень их кадрового и маркетингового потенциала.

Статистические данные позволяют сделать вывод, что склонность к инновационной деятельности сильно зависит от характеристик самих предприятий. Очевидно, что более высокая инновационная активность характерна для крупных промышленных компаний с численностью занятых свыше 5000 человек, где более 60 % предприятий осуществляют нововведения. Предприятия этой группы лучше обеспечены собственными финансовыми средствами, обладают высоким научно-техническим потенциалом, зачастую имеют собственную исследовательскую базу и высококвалифицированный персонал.

Также необходимо отметить, что наиболее активными с точки зрения осуществления технологических, организационных и маркетинговых инноваций являются предприятия, относящиеся к частной форме собственности - в 2010 г. 51 %. За последние несколько лет доля компаний, внедрявших новые продукты, среди частных предприятий была в 4 раза выше, чем на предприятиях с государственным участием и полностью государственных предприятиях, что частично может объясняться различиями в размере и отраслевой принадлежности.

Необходимо учесть, что инновационно активные предприятия в России существенно отличаются от зарубежных, работающих в условиях высокой конкуренции на рынке, насыщенном качественной продукцией. Россия же заметно отстает от стандартов качества, существующих в развитых странах. Зачастую новая продукция отечественных предприятий является новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а ее доведение до мировых стандартов требует значительных затрат и усилий.

В качестве возможных препятствий для инновационной активности российских промышленных предприятий можно выделить следующие основные факторы [3, с. 20]:

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

- отсутствие «культуры инноваций» на предприятии;

- недостаточный спрос на инновационную продукцию;

- нехватка квалифицированных специалистов в сфере высоких технологий;

- нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты;

- недостаточная защищенность интеллектуальной собственности;

- сложность привлечения финансирования для внедрения инновационных технологий;

- проблемы коммерциализации инновационной продукции.

В связи с этим необходимо совершенствование мер государственной политики, направленных на устранение указанных препятствий, которые могли бы способствовать росту инновационной активности

промышленных предприятий. Рационально построенная стратегия стимулирования инновационной деятельности на государственном уровне позволит наращивать конкурентные преимущества, связанные с образовательным и научно-техническим потенциалом страны для обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Библиографические ссылки

1. Индикаторы инновационной деятельности 2012 : стат. сб. М. : Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2012.

2. Российский инновационный индекс / под ред. Л. М. Гохберга. М. : Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2011.

3. Инновационная активность крупного бизнеса в России: механизмы, барьеры, перспективы. М., 2010.

V. A. Gorlova, O. V. Yankovets Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

ESTIMATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF RUSSIAN INDUSTRIAL ENTERPRISES

Modern condition of innovative activity of Russian industrial enterprises, characteristics of enterprises realizing innovations, problems of innovative activity rising are disputed.

© Горлова В. А., Янковец О. В., 2012

УДК 629.78:338

Ю. В. Данильченко, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

А. С. Картамышев ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», Россия, Железногорск

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - ОСНОВА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ

УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ИСС»

Рассматриваются основные моменты стратегического анализа предприятия, дается оценка текущего положения ОАО «ИСС» на рынке. Раскрываются причины совершенствования бизнес-процессов в организации, формулируются рекомендации по изменению организационной структуры предприятия, модернизации процессов управления.

Космическая отрасль в России в настоящее время переживает переломный момент в своем развитии. Взят курс на воссоздание и эффективное развитие отрасли до уровня мировых лидеров. Стратегической целью развития является обеспечение мирового уровня российской космонавтики и закрепление лидирующей роли России в области космической деятельности (http://www.federalspace.ru). В рамках поставленной цели, предприятиям аэрокосмической отрасли необходимо формировать собственные стратегии развития, находить способы и инструменты их реализации. Каждая фирма, исходя из чисто практических

соображений, нуждается в оценке того, какого рода перемены ожидают ее в будущем [1]. Новизна, сложность и темп появления новых задач повышают вероятность стратегических неожиданностей, что создает возрастающую нагрузку на руководителей предприятий.

В процессе стратегического анализа среды функционирования ОАО «ИСС» исследовались внешняя (рыночная) и внутренняя среды предприятия. При оценке нестабильности среды предприятия использовался экспертный метод анализа макрофакторов, при котором рассматривались наиболее значимые сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.