Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 338.2
М. В. Атавина Научный руководитель - Ю. В. Данильченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КРАСНОЯРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»
Рассмотрены проблемы разработки стратегии завода, влияния факторов на его деятельность, что позволит немедленно реагировать на угрозы изменения таможенных правил и обеспечит успех в конкурентной борьбе.
Стратегия управления современными формами предприятия охватывает огромное количество функций и подразделений: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки [1]. Принятие стратегического выбора означает связывание бизнес-решений и конкурентоспособных действий, собранных в единый узел. Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию предприятия. ОАО «Красмаш» основано в 1932 году и является основным изготовителем в России баллистических ракет для подводных лодок, а также базового модуля разгонного блока для ракет-носителей «ЗЕНИТ», «ПРОТОН» [3]. Для разработки стратегического планирования взята модель Гарвардской школы бизнеса, «модель школы проектирования». Согласно этой модели процесс стратегического планирования представляет собой некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой среды, которые выражаются в форме ключевых факторов успеха, и сильных и слабых сторон ресурсного потенциала предприятия, выраженных в отличительных способностях к развитию.
Влияние факторов внешней среды косвенного воздействия носит в целом довольно благоприятный характер. Наибольшую угрозу для предприятия ОАО «Красмаш» представляют экономические факторы и технологические. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои сильные стороны. Технологические, политические и социальные факторы дают предприятию умеренные возможности, которые оно в силах реализовать.
С ростом нестабильности среды и неопределенности в управленческих решениях возросла потребность в стратегическом управлении, как комплексного инструмента в анализе и выборе решений [2]. Крайне негативно нестабильность сказывается на деятельности ракетно-космических предприятий, для которых характерна высокая чувствительность к среде, связанная с большой длительностью и стоимостью проектов отраслевой продукции. По временному горизонту для предприятий, производящих ракетно-космическую продукцию, характерна приоритетность долгосрочных целей (до 30-40 лет), что обусловлено жизненным циклом изделий. По значимости среди целей доминируют стратегические, по показателям управляемых объектов -как финансовые, так и рыночные.
Анализ внутренней среды ОАО «Красмаш» позволяет выделить следующие сильные стороны предпри-
ятия: опыт и квалификация персонала; использование высоких технологий; собственные исследования и разработки; контроль качества; имидж и репутация на рынке; постоянное развитие новых продуктов, услуг и рынков.
При этом предприятие имеет ряд слабых сторон это: состояние производственной базы требует обновления; офисы и представительства находится на территории закрытой зоны; предприятие слишком зависимо от госзаказов.
Основными угрозами являются замещающие и конкурирующие технологии, а также конкуренты -ОАО «Пермский завод «Машиностроитель» (ОАО «ПЗ «Маш»), ОАО «Миасский машиностроительный завод» (ОАО «ММЗ»), ОАО «Воткинский завод», ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» (ОАО «Златмаш») и экономическая ситуация в стране и мире, которая оказывает прямое влияние на платежеспособный спрос основных потребителей продукции. В поле немедленного реагирования попадают угрозы изменения таможенных правил и привлекательность рынка для новых конкурентов. Угрозу прихода в отрасль новых конкурентов предприятие может уменьшить путем увеличения своей доли рынка и развития бренда. Угроза повышения таможенных пошлин и изменения правил ввоза товаров может быть частично снижена путем применения стратегии диверсификации и введения в ассортиментный ряд товаров.
Важным условием успеха предприятия является надежная система слежения за конкурентами и анализ их деятельности (объем и качество выпускаемой продукции, величина производственного и экономического потенциала, обеспеченность ресурсами, действия на рынке, тип поведения, отношение к риску, качество и уровень конкурентоспособности продукции, организация сбыта, способность оперативно реагировать на изменение рыночной конъектуры, политики цен и т. д.). Жизненный цикл любого товара от рождения до спада проходит в своем развитии несколько фаз. Прохождение отрасли через эти фазы меняет доходность бизнеса, заставляет менять стратегию работы в отрасли. Для этого ОАО «Красмаш» необходимо разработать комплекс мероприятий по развитию предприятия, а именно: разработка и внедрение новых технологий для телекоммуникационных спутников, оптимизация производства; разработка технологических параметров процессов промышленного комплекса утилизации некондиционных окислителей ра-
Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
кетного топлива и получения активных комплексных нитратных солей для растворов бурения нефтегазовых скважин; разработка технологии и опытного образца установки по нанесению перспективных износостойких и упрочняющих покрытий ионно-плазменным методом с применением сепаратора плазменного потока динамического действия; продвижение координатометрических спутников на новые рынки, участие в проекте Galileo, а также возможное участие в проектах IRNSS, Compass, QZSS; формирование спроса на малые космические аппараты на территории РФ, проникновение на международный рынок; обновление существующей производственно-экспериментальной базы, закупка современного оборудования, реконструкция инженерных сетей; участие в выставках, ярмарках, тендерах; заключение долгосрочных контрактов; проведение НИОКР, сотрудничество с вузами и НИИ. Возможны также направления развития ОАО «Красмаш» с учетом тенденций развития рынка и потенциала общества:
1. Государственный оборонный заказ.
2. Коммерческий заказ.
3. Гражданская продукция.
Участие отдела маркетинга на всех этапах реализации стратегии обеспечит ее целостность и ориентацию на рынок.
Основные возможности ОАО «Красмаш» - это техническое перевооружение производства, появление новых технологий и «ноу-хау», рост потребностей в информационных технологиях, а также политика правительства в ракетно-космической области.
Библиографические ссылки
1. Ефремов В. С., Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2.
2. Стратегическое планирование : учеб. пособие / под ред. А. Н. Петрова; 2-е изд. - СПб. : Знание, ГУ-ЭФ, 2004. 200 с.
3. Завод «Красмаш». Красноярск [Электронный ресурс]. URL: http://krasnoyarck.ru/organizacii-Krasno-yarska/zavod-krasmash.html (дата обращния: 28.03.2014).
© Атавина М. В., 2014
УДК 330.5
А. А. Белякова Научный руководитель - А. А. Бойко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Представлен анализ состояния технологического потенциала предприятий промышленности России. Выделены проблемы и предложены пути их решения.
Важнейшим сектором экономики ведущих развитых стран является промышленность. Именно высокоразвитая и глубокоспециализированная промышленность является толчком для экономического роста ведущих стран и обеспечивает им лидирующие позиции в мировой экономике.
Касаемо промышленности России, следует отметить, что на сегодняшнем этапе очевидна ее потребность в модернизации. В настоящее время удельный вес России в мировой промышленности не превышает 1,5 %. Предприятия промышленности России не способны производить конкурентно способную на мировом рынке продукцию в связи с крайне высокой степенью износа технологического оборудования.
По данным государственной статистики средняя степень износа машин и оборудования в структуре основных фондов предприятий составляет 50,3 %, а в некоторых отраслях экономики, таких как авиастроение до 70 %, из которых 64 % оборудования не соответствует современным требованиям [2].
Применение оборудования, находящегося за сроками эксплуатации, использование неэффективных технологий производства ощутимо снижают конкурентные позиции предприятий машиностроительной
отрасли, а зачастую приводят к убыткам и банкротству. Амортизационные фонды предприятий зачастую носят формальный характер, без каких либо выделенных на модернизацию денежных средств. Таким образом, предприятия промышленности России ликвидируют оборудование только при практической невозможности его дальнейшего использования и эксплуатации вследствие физической изношенности. По данным федеральной службы статистики средний возраст машин и оборудования - 14 лет. Доля машин, оборудования в возрасте свыше 20 лет - 16 %, 68 % машин и оборудования ликвидировалось вследствие физической изношенности и лишь 10 % из-за экономической неэффективности эксплуатации [3].
«Последние 20 лет для России стали годами упущенных возможностей. Высокие мировые цены на природные ресурсы, благодаря экспорту которых доходная часть бюджета Российской экономики увеличилась с 2369,2 в 1992 году до 7455,7 млрд рублей в 2011, могли бы стать для нашей страны хорошим шанцем провести необходимую для устойчивого развития экономики диверсификацию» [1]. Однако этого сделано не было. При том, что предприятия промышленности России крайне нуждаются в современном оборудовании.