вида деятельности сферы услуг, на наш взгляд, может менеджментом формироваться по таким направлениям влияния, как политические, нормативноправовые, социально-культурные, экономические, инновационные.
Так, например, влияние нормативно-правовых положений федеральных, региональных и муниципальных органов власти на текущую деятельность и долгосрочное развитие локальных и отраслевых социально-экономических систем сферы услуг проявляется в постоянных и нередко существенных изменениях правового регламентирования деятельности, обеспечения экономических интересов участников рынка услуг. При этом обобщающее воздействие нормативноправового регулирования на деятельность организационно-правовых структур и отраслевых составляющих сферы услуг в различные периоды времени проявляется не только в отдельных правовых актах, но и в постоянно изменяющихся регламентациях налогового, бюджетного, таможенного, гражданского кодексов, антимонопольного, патентного законодательства, нормативно-правового регулирования денежно-кредитных отношений участников рынков услуг, товаров.
Литература
1. Стратегический менеджмент / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008. 495 с.
2. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. М.: Велби; Проспект, 2008. 415 с.
3. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации: учебник для вузов. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.576 с.
САЖНЕВА ЛЮБОВЬ ПАВЛОВНА - старший преподаватель кафедры прикладной экономики и маркетинга, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
SAZHNEVA LYUBOV PAVLOVNA - senior teacher, St. Petersburg State University Information Technology, Mechanics and Optics, Russia, St. Petersburg.
УДК 322 (075)
В.В. СМИРНОВ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ключевые слова: индексы взаимообусловленности, региональная политика, результативное воздействие, селективная государственная поддержка, спектр возможностей, стратегические приоритеты, энтропия региональных процессов, эффективное социально-экономическое развитие.
Проведён анализ взаимообусловленности произвольного множества показателей экономической деятельности по Чувашской Республики; выявлены наибольшие индексы взаимообусловленности, определяющие уровень энтропии региональных процессов; выделен спектр первостепенных задач и обозначены принципы их решения; отражены основные направления по повышению эффективности социально-экономического развития региона.
V.V. SMIRNOV
STRATEGIC PRIORITIES IN MAINTENANCE EFFECTIVE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT THE CHUVASH REPUBLIC
Key words: interconditionality indexes, the regional policy, productive influence, selective state support, a spectrum of possibilities, strategic priorities, entropy of regional processes, effective social and economic development.
The analysis of Interconditionality of any set of Indicators of economic activities on the Chuvash Republics Is carried out; the greatest Indexes of interconditionality defining level of entropy of regional processes are revealed; the spectrum of paramount problems Is allocated and principles of their decision are designated; the basic directions on Increase of efficiency of social and economic development of region are reflected.
С целью определения и возможной корректировки стратегических приоритетов в обеспечении эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики проведём анализ взаимообусловленности произволь-
ного множества показателей экономической деятельности по ЧР, неоднократно применяемых в качестве обобщающих Федеральной службой государственной статистики РФ, используя авторскую многократно изложенную в научных трудах [3-9] методику оценки эффективности социально-экономического развития (ЭСЭР) региона. Результаты оценки сведены в таблицу, в которой выделены наибольшие индексы взаимообусловленности />10, далее определяемые как стратегические приоритеты.
Матрица стратегических приоритетов ЭСЭР ЧР 2000-2008 гг. / 2000-2007 гг.
Среднеду- шевые денежные доходы населения Среднемесячная номинальная нчисленная заработная плата работников организаций Средний размер назначенных пенсий Потребительские расходы в среднем на душу населения Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения Валовое накопление основного капитала на душу населения Затраты на технологические инновации надушу населения Инвестиции в основной капитал надушу населения
Объем платных услуг надушу населения 0,122/0,24 / = 0,51 1,163/0,066 / = 17,62 0,246/0,07 /=3,51 0,094/0,403 / = 0,23 0,128/0,008 /=16 0,426/0,008 / = 53,25 11,621/0,055 /=211,29 0,262/0,008 /=32,75
Стоимость основных фондов надушу населения 0,001/0,0002 1 = 5 0,003/0,004 / = 0,75 0,005/0,005 /= 1 0,001/0,002 /=0,5 0,038/0,039 / = 0,97 0,03/0,042 / = 0,76 0,005/0,005 /= 1 0,045/0,047 /=0,96
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами надушу населения 0,25/0,005 1 = 50 4,326/0,134 /=32,38 0,181/0,101 /= 1,79 0,25/0,033 / = 7,58 0,039/0,25 / = 0,16 0,065/ ^ ОО 1=0 0,721/0,169 /=4,27 0,046/ ^ ОО 1 = 0
Продукция сельского хозяйства на душу населения 0,015/0,003 1 = 5 0,042/0,059 / = 0,71 0,064/0,056 /= 1,14 0,011/0,017 / = 0,65 0,23/0,224 /=1,03 1,152/1,638 /=0,7 0,082/0,072 /= 1,14 2,835/ —> оо /= 0
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» надушу населения 0,026/0,005 1 = 5,2 0,053/0,092 / = 0,58 0,164/0,176 /=0,93 0,018/0,039 /= 0,46 —> оо 1 ^ ОО /= 1 0,237/0,245 /=0,97 0,089/0,103 /=0,86 0,249/0,25 /=0,99
Оборот розничной торговли надушу населения 0,227/0,02 1= 11,35 —> ОО/0,488/ ^ ОО 0,222/0,183 /= 1,21 0,199/0,074 / = 2,69 0,059/0,206 / = 0,29 0,112/1,471 / = 0,08 2,295/0,682 /=3,37 0,077/1,13 1=0,07
Оборот оптовой торговли надушу населения 0,014/0,003 / = 4,67 0,032/0,058 / = 0,55 0,075/0,094 /=0,8 0,01/0,023 / = 0,43 1,929/ —> оо /= 0 0,194/0,233 /=0,83 0,055/0,068 /=0,81 0,221/0,239 /=0,92
Внутренние затраты на исследования и разработки на душу населения 0,034/0,65 /=0,05 0,012/0,201 / = 0,06 0,006/0,095 /=0,06 0,049/0,215 /=0,23 0,001/0,015 /=0,07 0,001/0,017 /=0,06 0,006/0,153 /=0,04 0,001/0,015 1=0,07
Объем инновационных товаров, работ, услуг на душу населения 0,106/0,014 1=7,57 0,147/0,186 /=0,79 1,231/1,079 /=1,14 0,071/0,136 /=0,52 0,72/0,698 /=1,03 0,213/0,192 /=1,11 0,204/0,203 /=1 0,185/0,182 /=1
1. Объём платных услуг на душу населения относительно:
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций;
- фактического конечного потребления домашних хозяйств на душу населения;
- валового накопления основного капитала на душу населения;
- затрат на технологические инновации на душу населения;
- инвестиций в основной капитал на душу населения.
2. Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения относительно:
- среднедушевых денежных доходов населения;
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций.
3. Оборот розничной торговли на душу населения относительно:
- среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций;
- среднедушевых денежных доходов населения.
Изложенные выше наибольшие индексы взаимообусловленности являются определяющими в показателе энтропии региональных процессов.
Структурирование по наибольшей взаимообусловленности показателей деятельности в регионе и выбор оптимального сочетания управленческих воздействий на данную структуру позволят оптимизировать процесс развития региональной системы и воспроизводства элементной базы её подсистем.
Таким образом, оптимальное и результативное воздействие на формирование меры взаимообусловленности элементной базы подсистем ЧР является неотъемлемой частью управления по снижению уровня энтропии региональных процессов и, как следствие, создания условий для ЭСЭР ЧР в формате неустойчивой экономики.
С целью оптимального и результативного воздействия на выявленную наибольшую взаимообусловленность необходимо осознать потребность в решении следующих первостепенных задач:
1) усилить процесс межрегиональной интеграции, что позволит расширить возможности увеличения объёма товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за счёт диффузии преимуществ межрегионального экономического пространства;
2) оптимизировать систему льготного налогообложения по отношению к субъектам хозяйственной деятельности, увеличивающих валовое накопление основного капитала и долю технологических инноваций в процессе производства, способствующих более полному удовлетворению потребностей населения внутри региона и расширяющих своё влияние за его пределы;
3) обеспечить целенаправленную государственную поддержку в различных его формах для предприятий, инвестирующих в основной капитал, а также установить систему государственных гарантий для юридических и физических лиц, участвующих в инвестиционном процессе;
4) сформировать разумное и оптимальное правовое поле для межрегиональной конкуренции и, как следствие, создать условия для привлечения инвестиций в основной капитал и стимулировать производителей увеличивать затраты на технологические инновации;
5) организовать свободное перемещение товаров и услуг по всей территории межрегионального пространства, способствуя повышению темпов роста оборота оптовой и розничной торговли;
6) установить спектр индикативных методов управленческого воздействия на факторы, определяющие темпы воспроизводственных процессов и эволюции трудовых отношений, в контексте формирования приоритета повышения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций и, как следствие, увеличения среднедушевых денежных доходов населения региона;
7) определить законодательные рамки регулирования взаимоотношений региональных органов власти и хозяйствующих субъектов с целью достижения оптимальных показателей производства, распределения, обмена и потребления в контексте воспроизводства регионального сообщества;
8) создать оптимальные условия экономической и хозяйственной деятельности домашних хозяйств, а также определить критерии предоставления им государственной помощи.
В то же время для достижения эффективного сочетания спектра управленческих воздействий на выявленную наибольшую взаимообусловленность, в контексте изложенных выше первостепенных задач, необходимо в методологическом аспекте учесть следующие принципы [1. С. 10]:
- выбор приоритетов с позиции конечных социально-экономических результатов, интересов всех форм хозяйствования и форм собственности (в принципе речь идёт об эмерджентности, связанной с наличием в сложных системах свойства ценности, которое присуще системе в целом, а не её отдельным элементам);
- достижение эффекта от взаимодействия всех элементов экономической системы и получение положительного синергетического эффекта (речь идёт об обеспечении более высокой общей эффективности по сравнению с суммарной эффективностью частей, взятых отдельно);
- получение мультипликативного эффекта, определяющего умножение эффекта в динамике, за счёт включения в сферу производства всё большего и большего числа отраслей.
Стратегия ЭСЭР ЧР должна опираться на лидирующую роль региональной власти и отражать спектр возможностей в управлении процессом морфогенеза эффективных региональных структур и функциональных взаимосвязей в рамках механизма государственного регулирования экономики.
Дж.М. Кейнс (1883-1946), как сторонник вмешательства государства в экономику, в научном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) указал на то, что действие рыночных сил может оказаться недостаточным для обеспечения полной занятости и сбалансированности экономики [2]. И государственное регулирование, по его мнению, - единственное и действенное средство, которое не только даёт возможность избежать полного разрушения существующих экономических норм, но и является одним из главных условий взаимоувязывания экономических и социальных факторов для успешной реализации личной инициативы.
В современных условиях основной формой влияния государства на ход и меру социально-экономического развития регионов является региональная экономическая политика. Региональная политика - это такой механизм, в результате действия которого реализуются интересы государства в отношении регионов, интересы самих регионов методами и способами, учитывающими специфику региональных систем [10. С. 79].
Для оптимизации процесса достижения целевых ориентиров региональной экономической политики необходимо её рационально абстрагировать и материализовать в многоуровневую систему целевых показателей:
первый уровень - максимизация определённых экономических индикаторов (ВРП, среднедушевые доходы и т.д.);
второй уровень - региональная эффективность, межрегиональная конвергенция среднедушевых доходов, обеспечение минимальных стандартов общественных и социальных услуг всем гражданам;
третий уровень - цели региональной политики должны совпадать с такими целями общенациональной политики, как рост, эффективность, равенство, стабильность, качество жизни.
Вектором социально-экономического развития ЧР, определяющим спектр стратегических приоритетов в процессе обеспечения ЭСЭР региона, должна стать эффективная промышленная политика, направленная на достижение макроэкономической и политической стабильности, экспортной ориентации, эффективного развития человеческих ресурсов. Выбор того, на что могут быть направлены эти меры, обусловливается общей ориентацией экономики региона, спецификой моделей экономического роста и взаимосвязанными общими принципами промышленной политики.
Необходимо фокусирование инвестиционных потоков на высокотехнологичные производства, что является единственной возможностью создать постоянные рабочие места и адекватные источники доходов, хотя бы для того, чтобы предупредить массовую нищету и социальные взрывы. Одновременно «необходим начальный толчок со стороны правительства, чтобы запустить процесс, то есть сдвинуть экономику, основанную на извлечении рентной прибыли, сточки "неудовлетворительного равновесия"» [11. Р. 412].
Исходя из изложенного выше для оптимального решения задачи повышения ЭСЭР ЧР целесообразно проведение следующих мероприятий:
1) переориентация промышленных предприятий на применение и развитие инновационных технологий, разработанных региональными инновационными центрами;
2) повышение научного уровня и практической эффективности управления региональных органов власти в сфере промышленного производства в целях формирования единого экономического пространства и обеспечения промышленной безопасности региона;
3) селективная государственная поддержка деятельности промышленности и активизация роли региональных органов власти в сфере развития промышленной инфраструктуры;
4) оптимальное приведение производственных мощностей численности работающих в соответствии требованиями рынка, реструктуризация промышленности, улучшение инвестиционной привлекательности предприятий;
5) стимулирование деятельности по созданию в регионе новых и эффективных рабочих мест, снижению налоговой нагрузки на производителя;
6) формирование единой технологической базы региона в контексте стимулирования процессов создания инновационных технологий;
7) совершенствование процессов и процедур дальнейшей приватизации и санации, управления государственной собственностью в регионе, интеллектуальной собственностью на уровне предприятий и организаций;
8) решение вопроса по эффективному поддержанию и развитию мобилизационных мощностей региона, нормализации объёмов оборотного капитала;
9) реорганизация банковской деятельности в интересах развития промышленности региона;
10) развитие аналитических и маркетинговых исследований в регионе;
11) уточнение состава базовых отраслей промышленности в регионе, выделение новых, прогрессивных и депрессивных отраслей (подотраслей);
12) формирование уточнённой базы данных предприятий и организаций различных форм собственности в сфере материального производства;
13) сертификация производств, повышение уровня конкурентоспособности промышленной продукции;
14) разработка механизмов поддержки регионального товаропроизводителя, которые дали бы ему возможность расширить своё присутствие на внутрирегиональном рынке;
15) дальнейшее развитие и совершенствование правового поля, в формате которого функционирует промышленность региона.
В рамках задачи повышения ЭСЭР 4P необходимо принять дополнительные меры по решению проблемы неэффективного собственника. Требуется разработать и внедрить нормативно-правовые акты смены неэффективного собственника, учитывающие рыночные механизмы.
Права собственности на средства производства в условиях рыночной экономики не только должны быть защищены законом, но и подтверждаться адекватностью (состоятельностью, квалификацией, уровнем социальной ответственности и т.д.) владеющего данной собственностью субъекта. Собственность является структурной частью экономики, обладает естественным свойством в процессе взаимодействия образовывать некое количество функций, которые, в свою очередь, ведут к образованию новых структур и, стало быть, новых функций. Следовательно, при эффективном собственнике в полной мере формируется и развивается целостная структура экономики.
Таким образом, для оптимальной реализации стратегических приоритетов обеспечения ЭСЭР 4P необходимо и целесообразно раскрыть сущность развития данного процесса в виде системной последовательности взаимообусловленных предложений, изложенных выше.
Литература
1. Зельднер А.Г. Приоритеты в стратегии экономического роста России // Экономические науки. 2005. № 1. С. 7-18.
2. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. H.H. Любимова. М.: Гелиос АРВ, 2002.
352 с.
3. Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://elibrary.ru/authors.asp.
4. Смирнов В.В. Исследование методологических аспектов эффективного развития Чувашской Республики (методика, принципы, анализ и синтез) И Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 27. С. 51-62.
5. Смирнов В.В. Концепция, методика и процесс эффективного социально-экономического развития региона П Аудит и финансовый анализ. 2009. № 6. С. 424-441.
6. Смирнов В.В. Организация эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики (необходимое условие) П Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 483-492.
7. Смирнов В.В. Параметры перехода к эффективному социально-экономическому развитию Чувашской Республики П Региональная экономика: теория и практика. 2009. N° 22. С. 7-17.
8. Смирнов В.В. Теоретико-методологические аспекты системы эффективного управления развитием региона П Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 30. С. 31-42.
9. Смирнов В.В. Эффективное социально-экономическое развитие региона: парадигма и концепция П Проблемы теории и практики управления. 2009. № 9. С. 55-64.
10.Юрина Е.А. Уровни и приоритеты региональной политики и управления в регионе П Экономические науки. 2007. №2. С. 79-81.
U.Murphy K., Shleifer A., Vishny R. Why Is the Rent-Seeking So Costly to Growth? П American Economic Review, 1993. Vol. 83, №2. P. 409-414.
СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SMIRNOV VALERIY VLADISLAVOVICH - candidate of economics sciences, assistant professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.