Научная статья на тему 'Региональная экономическая политика и ее роль в процессе устойчивого развития территориальных систем'

Региональная экономическая политика и ее роль в процессе устойчивого развития территориальных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хутыз Фатима Нальбиевна

Статья посвящена проблемам изучения взаимообусловленности процессов экономического развития региона и динамики изменения его потенциала при адекватной экономической политике, обеспечивающей перспективное устойчивое развитие реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная экономическая политика и ее роль в процессе устойчивого развития территориальных систем»

Хутыз Ф. Я, МГТУ, г. Майкоп

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Статья посвящена проблемам изучения взаимообусловленности прогрссов экономического развития региона ы динамики изменения его потенциала при адекватной экономической полит ике, обеспечиваюгце и персп ективное ус то йчивое развитие ре форм.

Теория и практика регионе ведения являются новыми для России, до сих пор не создано академического курса, посвяшеиного ее связному, полному изложению, хотя основы закладывались еще в конце XIX века. Существует мнение, разделяемое многими отечественными экономистами, что необходимо провести распредмечивание сложившихся научных конструкции и взять наиболее ценные положения, выводы, содержащиеся в рамках отдельных направлений, которые затем с га ну г составляющими элементами новой системы.

По нашему мнению, совершенствование региональной экономической политики представляет собой сознательную деятельность по формированию совокупности интеграционных императивов модернизации региональной экономики в условиях парадигм ал ьных изменений ситуации в форме перехода от модели конкуренции в рыночном пространстве к концепции ак-тивно-рыночного поведения экономических субъектов, в основе которого приоритетом является удовлетворение потреби остей всех участников экономической деятельности с целью повышения благосостояния, уровня и качества жизни человека.

Опыт рыночной трансформации экономики России показал, что развитие современных форм корпоративной экономики, малого и среднего предпринимательства в условиях исторически сложившейся приоритетной роли государства в экономике,-с одной стороны, и углубляющейся в процессе реформ неоднородности экономического пространства России, с другой, блокируется слабой социальной ориентированностью экономики, неразвитостью в регионах демократических форм организации экономической жизни, тенденцией к вытеснению массы работников и предпринимателей из сферы непосредственного управления производством, монополизацией управления реальным сектором экономики небольшой группой новых собственников и менеджеров.

Мощный институциональный ресурс развитой рыночной экономики, ее социальная направленность и демократические институты воспроизводства собственности и доходов оказался невостребованным в переходной экономике России, что замедляет темпы реформ, провоцирует стагнационные процессы.

Процессы реструктуризации региональной экономики б 1990-е гг, приняли характер пассивного приспособления сложившейся в советские годы территориально-отраслевой структу ры к запросам рынка. В результате сложилась новая региональная иерархия, основанная на доминировании столичного торговойанковского капитала над местным, а также районов добычи экспортного топлива и сырья над районами обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Анализ внутри- и внешнеэкономического контекста регионального развития приводит к выводу о том, что в перспективе исследуемые процессы будут проходить в более сложных институциональных и финансовых условиях. Поэтому расчет значение тех ценностей и приоритетов, которые отстаиваются представителями региональных и местных администраций, усиливается необходимость организованного выражения их интересов.

Представляется, что ири решении задач трансформационно-адаптационного развития экономики России следует конструктивно учитывать национально-хозяйственную специфику, транзитивный характер экономики и этапность трансформационного процесса.

В сфере материального базиса труда это может быть реализовано в виде научно-технического переворота в технико-экономическом строе производства и его укладах, без чего невозможен переход к шестому длинноволновому кондратьевскому циклу макродинамики. Это предполагает инновационный тип инвестиционного процесса в период перехода экономики от фазы посткризисного оживления через этап восстановительного роста к режиму усюйчивого макро вое производст венного развития. При этом в сфере производственно-хозяйственных связей императив конкурентности предполагает реализацию принципа сравнительных преимуществ в связях рыночного обмена.

Эта позиция состоятельна с точки зрения идеологии гомоцентризма, не допускающей таких деформаций мышления* когда средство обеспечения достойной жизни людей: конкурентоспособность экономики и экономическая эффективность получает приоритетно-самодовлеюшее значение

перед стратегической миссией - улучшить условия жизнедеятельности человека и прежде всего его материальное благосостояние, которое в значительной мере зависит от оплаты пруда. Широта реформы и структурные изменения поддержат долговременную поддержку населения только в том случае, если этот процесс окажет быстрое позитивное воздействие на уровень жизни.

В последние годы особую роль приобрел фактор децентрализации корпоративной деятельности, связанный с дсдиверсификацией (специализацией) компаний.

К сожалению, следует отметить, что по отношению к последней тенденции, характерной для стран с развитой рыночной экономикой и особенно наглядно проявившейся в 1980— 1990 гг. прошлого века. Россия находится в противофазе эволюционной динамики. Действительно, в своем отставании экономика страны идет тем маршрутом, потенциал которого уже исчерпан развитыми странами. Последние, преодолев его, отказались от сдерживавших их нынешнее развитие крупномасштабных конгломератных структур - ФПГ и холдингов - в пользу специализированного производства с собственным брендом. Мы ищем преимущества в диверсификации хозяйственных формирований, а они, избавляясь от обремененности сопутствующими и смежными, непрофильными видами деятельности на пути специализации {focusing), используя ее конкурентные преимущества, реализуют кооперативные связи. В этой связи кластерные объединения - группы связанных между собой предприятий и сопутствующих им организаций, заинтере со ванных друг в друге и дополняющих друг друга в своем виде деятельности - зто эффективный инструмент экономического развития и повышения конкурентоспособности страны и региона.

Однако, при вышеуказанном подходе в настоящее время недостаточно учтены все известные основные свойства систем (их как минимум тринадцать) относительно региона как социотехнической системы, не говоря уже о недостаточном исследовании взаимосвязей и взаимообусловленности выявленных факторов влияния, формирующих как условия, так и результат деятельности региональной экономической системы. Это имеет значение не только как абстрактное теоретическое обобщение, а представляет основу для разработки различных вариантов региональной экономической политики, направленной на достижение главной цели - снижение уровня бедности (во взаимосвязи • повышение занятости, доходов, доступности экономических (ограниченных) благ для всех участников), т.е. достижение разумного компромисса между' экономической эффективностью и сот шальной справедливостью в регионе, при безусловно равнодоступном уровне благ общефедерального спектра.

Речь не идет о переосмыслении приоритетов, а лишь о том, чтобы достичь разумного компромисса, консенсуса интересов при определенном суверенитете участников общественноэкономических процессов на субрегиональном и микро- уровне, допустимой степени вовлеченности государства и его властных территориальных или местных структур в ходе функционирования этих процессов.

Актуализируются эти задачи в связи с проводимой в стране реформой управления, организационными формами реконструкций местного самоуправления, бюджетной и налоговой сфер, политическими дефинициями и т.д.

Политическая составляющая определяег общую политику функционирования региона. Именно политическая система в регионе организует все общественно-властные отношения, формирует общественные установки, систему ценностных ориентиров, институтов в форме общепринятых норм и правил: политических, социальных, юридических, идеологических, культурных, исторических традиций и установок политического режима, тем самым проявляя свое влияние на характер и организацию воспроизводственного процесса.

На основании вышеизложенного регион определяется как целостная социально-экономическая система, обладающая всеми характеристиками социума. Эта система имеет единую структуру, включающую в себя физико-географическую, экономическую, политикоадминистративную, этническую, социо-культурную, правовую, политическую подструктуры, соответствующие им социальные и политические институты при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона и, наконец, основным субъектом и объектом управления регионом является человек, характеризуемый состоянием здоровья, уровнем образования, профессиональными навыками и компетенцией, объединенный в социальные общности и вступающий в социально-экономические отношения с другими людьми (группами).

Вопрос о сформированной или будущей модели региональной политики, которая в конце концов утвердится в России, по-прежнему остается открытым. При этом преобладает точка

зрения, что регион - это часть, элемент, подсистема единого экономического пространства страны а политика - совокупность мероприятий, инструмент достижения целей государства, общества в целом, Во многом при этом игнорируются достижения регионов еден и я как науки» хотя акценты постепенно меняются.

Успех региональной экономической политики зависит от качественной разработки и реализации механизма согласования и обеспечения достижения интересов различных сдоев общества и имеющихся у региона объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних, порой даже и противоречащих друг другу факторов воздействия на ход реализации экономической политики с учетом изменений в социально-экономической структуре общества, в состоянии общественного сознания и психологии, а также конфликте интересов и множественности целей.

Современная региональная политика - это совокупность мер, направленных на достижение целей устойчивого развития территории. Законодательно уточнено понятие региональной политики. Под региональной политикой следует понимать «целенаправленную деятельность федеральных и региональных органов власти по разработке и реализации приоритетных направлений развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях комплексного, сбалансированного и ресурсного обеспечения решения задач геополитического, демографического* социального, национально-этнического, экономического, инфраструктурного характера на территории субъектов Российской Федерации».

Объективная необходимость в реализации региональной экономической политики связана с усилением народно-хозяйственных территориальных диспропорций, сопровождающихся возникновением депрессивных регионов и зон с массовой безработицей. Неравно мер кость экономического развития субъектов федерации нарушает сложившееся структурное равновесие, ведет к несовместимости между отдельными, привязанными к определенной территории отраслями и сферами производства. В этих условиях региональная политика должна рационализировать территориальное размещение производительных сил, способствовать индустриализации экономически отсталых регионов и содействовать развитию на их территориях необходимой производственной и социальной инфраструктуры, которая обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса и рост общественного богатства.

Различные регионы России существенно различаются между собой как по экономическому поведению, так и по социальным характеристикам и политическим предпочтениям населения, что, безусловно, должно учитываться при проведении ре^ иональных исследований. Так, например, в 2000 году гго объемам промышленного производства на душу населения различие между самыми благополучными и самыми неблагополучными регионами составляло 64 раза, а в 2005 год}- это различие возросло уже до 281 раза. Похожие цифры и по другим показателям. Разница в доходах региональных бюджетов надушу населения возросла за 5 лет с 50 раз до 194 раз. Объем инвестиций на душу населения - с 30 до 44 раз, уровень безработицы - с 29 до 33 раз. Эти цифры свидетельствуют о крайне низкой эффективности реализуемой сегодня региональной политики и необходимости коренным образом менять существующие подходы.

В связи с этим первым этапом научного исследования, проводимого в региональном разрезе, должна быть классификация регионов по различным наборам изучаемых показателей и сравнение полученных группировок между собой е целью выявления однородных в том или ином смысле групп регионов, т.е. определение типологии регионов.

Под типологией субъектов РФ понимается установление качественных взаимосвязей между' группами регионов с близкими значениями экономических показателей, характеризующих три наиболее принципиальных, на наш взгляд, момента экономического развития региона: уровень жизни населения, инвестиционную активность и экономический потенциал.

Эти три аспекта экономического положения в регионе позволяют выделить группы субъектов РФ, которые можно рассматривать в достаточной степени однородными при проведении региональных экономических исследований, а также при анализе последствий экономических мер, принимаемых на федератьном уровне. В частности, межрегиональные различия в уровне жизни населения (набор показателей уровня жизни в регионе) позволяют охарактеризовать не только уровень бедности населения субъекга РФ, но и внутренний и внешний {со стороны жителей других рег ионов) спрос на товары и услуги в регионе, межрегиональные потоки денежных средств и трудовых ресурсов, социальную ситуацию, межрегиональные различия в уровне цен и т. д.

Анализ инвестиционной деятельности отражает, в том числе, характер межвременных предпочтений экономических агентов в регионе, в частности, соотношение объема инвестиций и текущего пспребления. Распределение по источникам инвестиций (внутретшие, иностранные) является показателем инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона* В свою очередь, последнее в значительной степени зависит от характера экономической политику проводимой региональными властями, регионального законодательства, институциональных преобразований.

Политика охватывает все направления деятельности государства, В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.

В зависимости от цели политики и уровня воздействия различают общую или селективную политику.

Политика, политическое воздействие, политическое руководство сводится к трем основ» п.тм элементам:

- определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных (стратегических) и ближайших (тактических) залач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

- разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, адекватного инструментария, с помощью которых данные цели достигаются в оптимальные сроки наиболее эффективно;

- эффективное и разумное использование существующих ограниченных ресурсов при приоритете человеческого фактора, способного решить поставленные задачи и организовать их выполнение.

Результативность экономической политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретноисторические условия и особенности жизни, так называемую региональную ситуацию - факторы внутренней и внешней среды в их совокупности и взаимообусловленности.

Региональная ситуация - общее состояние природного (климатического, ресурсного), пространственного, социально-демографического, экономического, экологического, общественно-политического, культурно-истори^хеского, национально-этнического потенциалов территории. Региональная ситу ация характеризуется: совокупностью количественных и качественных показателей, определяющих состояние и динамику функционирования каждого потенциала территории; внутрирегиональными пропорциями; нормативно-правовыми регуляторами территориального развития.

Таким образом, региональная экономическая политика - основополагающий элемент в системе управления устойчивым развитием территории. Содержание экономической политики зависит от уровня развития общественно-экономических отношений и роли государства и его территориальных органов власти в развитии общества на субрегиональном уровне, а также соответствующих теоретических концепций, определяющих степень и характер участия последних в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации экономической политики, т.е. конкретных способов организации экономических отношений.

Изучение взаимообусловленности процессов экономического развития региона и динамики изменения его потенциала при адекватной экономической политике, обеспечивающей перспективное устойчивое развитие реформ, представляется своевременным и актуальным. Выявление особенност ей социально-экономического развития субъектов РФ, разработка научно-методических основ классификации региональных социально-экономических систем послужит выработке эффективной региональной экономической политики.

Литература:

1. Авдеева Т. Т. Экономическое развитие местного сообщества: методология и технология. - Краснодар: «Экоинвест», 2001, е. 1.

2. Кетова Н. П.. Овчинников В, Н. Интеграционные императивы модернизации и конкурентоспособности экономики России в глобализирующемся пространстве // Окон, вестник Рос. гос. унивср.. 2004, т. 2, № 2, с. 12.

3.Кондратьев В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России /V Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 3, с. 27

4. Материалы заседания Государственного совета «О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов». 21.07. 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.