СИСТЕМНЫЕ УСЛОВИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
ТЕБОЕВА Ф.Т.,
соискатель,
Кисловодский институт экономики и права, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы регионального развития в пореформенное время. Обосновывается важность ускоренного создания предпосылок формирования региональной системы малого предпринимательства. Определены основные проблемы региональной экономической политики.
Ключевые слова: региональная экономика; модернизация экономического развития; предпосылки регионального развития; система регионального развития; сбалансированность региональной экономики.
Problems of regional development during after-reform time were discussed. Importance of the accelerated creation of preconditions for small business regional system formation is justified. Main problems of regional economic policy are determined.
Keywords: regional economy; modernization of economic development; assumptions of regional development; system of regional development; regional economy balance.
Коды классификатора JEL: O16, O18.
Региональное экономическое пространство России находится в постоянном изменении и совершенствовании. Происходит все более активная трансформация заложенных в нем исторически плановых структур и адаптация к формам рыночного развития. В этом контексте создание Северо-Кавказского федерального округа ориентировано на подъем хозяйственного развития самых отстающих по основным макроэкономическим параметрам субъектов Федерации.
При этом поставлены такие масштабные задачи, как выйти на среднероссийский уровень по главным показателям и в краткие сроки реализовать пять основных приоритетов социально-экономического развития Северного Кавказа, среди которых, во-первых, ускоренная разработка и начало реализации объединенной и интегрированной комплексной стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа. Во-вторых, создание особых экономических зон на территории федерального округа, которые позволят улучшить инвестиционный климат и расширить финансовые возможности. В-третьих, формирование специальных инвестиционных программ по развитию инфраструктуры Северо-Кавказского округа и его субъектов на уровне федеральных ведомств и естественных монополий. В-четвертых, разработка и реализация планов благоустройства северокавказских городов и других населенных пунктов в целях улучшения качества жизни населения. В-пятых, наведение порядка в государственном аппарате, начиная, прежде всего, с территориальных органов федеральных ведомств.
© Тебоева Ф.Т., 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
Все эти вышеуказанные цели являются отражением насущных проблем региона и в силу разномасштабности своего содержания требуют, прежде всего, системного подхода. Поэтому объективно необходимым становится включение в комплексную стратегию развития Северо-Кавказского федерального округа совокупности различных по срокам действия и эффективности организационно-экономических инструментов. Но, наряду с проблемами догоняющего развития, целесообразно учитывать и вопросы эффективной интеграции региона в более широкие процессы модернизации российской экономики и глобализации мирового хозяйственного развития.
Как известно, цели модернизации страны и ее регионов, поставленные российским руководством в настоящее время, как отмечают специалисты, по своему содержанию практически не отличаются от целей кардинальных реформ начала девяностых годов прошлого столетия по причинам неисполнения последних. Соответственно, приоритетными являются проблемы создания гражданского общества, существенного повышения уровня благосостояния населения, трансформации государства и его экономической политики в условиях рыночной глобализации.
Модернизации подлежат все институты взаимодействия трех основных социальноэкономических сил — гражданского общества, бизнеса и государства. При этом первой позицией общественного согласия представляется единое, территориально целостное государство. Однако решение этой задачи осложняется двумя устойчивыми тенденциями социально-экономического развития последних лет. Во-первых — это ухудшение демографической и миграционной ситуации, в связи с чем депопуляция российского населения ставит под вопрос возможность заселения и освоения восточных территорий страны. В определенной мере это реальная угроза целостности страны, особенно если учитывать демографическое давление со стороны мигрантов. Во-вторых — усиливающаяся региональная дифференциация, переходящая в категорию регионального неравенства при нарастании существенных разрывов в уровне жизни ресурсообеспеченных и депрессивных регионов.
В данном контексте становится очевидным наличие двух основных территориальных направлений регионального развития — восточного и южного, которые требуют соответствующих корректив в процессах осуществления современной модернизации организационно-экономических отношений.
Поэтому общая трактовка модернизации, как общественно-исторического процесса трансформации традиционного общества в прогрессивное, логично дополняется необходимым распространением принципов рационализации в хозяйственной деятельности и в социальной сфере на региональном уровне. Таким образом, модернизация представляет собой создание новой социально-экономической системы страны, в которой одну из важнейших системных функций должны сыграть региональные компоненты. Соответственно необходимо выделять системные условия на региональном уровне, которые будут соответствовать требованиям глобализации.
Вообще надо подчеркнуть, что процессы глобализации мировой экономики в последние десятилетия тесно переплелись с регионализацией хозяйственной жизни. Сформировалась содержательная дихотомия глобализации-регионализации, во многом предопределяющая пути дальнейшего развития мирового хозяйства и мировой политики, особенно с учетом усложняющейся многоуровневой системы хозяйственных связей.
Регионализация, с одной стороны, стала в настоящее время и, по всей видимости, будет в дальнейшем воплощением глобализации, ее активным структурным компонентом, постоянно воспроизводящим многочисленные кумулятивные эффекты для совершенствования воспроизводства территориальных социально-экономических подсистем. С другой стороны, региональные организационно-экономические формы внутренних
хозяйственных связей во многих случаях превращаются в реальных оппонентов международных экономических организаций и создают свои особые локальные центры глобальных процессов. При этом в соотношении процессов глобализации и модернизации применительно к условиям российской экономики, в том числе и на ее региональных уровнях, безусловным приоритетом является именно глобализация. Поэтому процесс модернизации должен быть сориентирован на эффективную адаптацию производственных структур региональных экономик к требованиям углубляющейся глобализации.
Особенно это касается, на наш взгляд, проблем с инвестированием и инвестиционным климатом. Так, в выводах и рекомендациях состоявшегося в октябре прошлого года VIII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» было особо подчеркнуто, что для преодоления кризиса, создания новых точек роста, прежде всего в регионах страны, нужно максимально способствовать расширению внутреннего спроса, последовательному улучшению инвестиционного климата, сокращению барьеров для прямых инвестиций.
Таким образом, важным фактором, определяющим возможность и темп перехода России от положения страны со средним уровнем доходов к положению страны с высоким уровнем доходов населения, является региональная организация экономической деятельности. Это происходит потому, что для успешного развития необходима не только структурная перестройка экономики, но и территориальная трансформация.
Государственная политика может способствовать рыночным процессам изменения регионального распределения экономической деятельности в России, обеспечивая при этом доступ к базовым благам и социальным услугам на всей ее огромной территории. Необходимо добиться повышения территориальной эффективности, которая, как правило, связана с усилением процессов агломерации, миграции и специализации, и, главное, без усиления территориальных диспропорций в социальной сфере.
Используя факторы экономии от масштаба и выгоды от экономической концентрации для повышения производительности и глобальной конкурентоспособности, государство может реализовывать социальную политику, направленную на выравнивание территорий по уровню жизни и социальным стандартам. Выравнивание условий предоставления базовых благ и социальных услуг, наличие устойчивых, разнообразных и гибких мер регулирования рынков земли и недвижимости, а также рынков труда являются институциональной и системной основой политики, которая может привести к более равномерному распределению доходов и социальных услуг.
В то же время требуется активная экономическая политика на региональном уровне, позволяющая использовать преимущества глобализации и модернизации для повышения уровня жизни населения в регионах. Основы такой политики должны исходить из потенциальных возможностей самих регионов, что позволяется выработать стратегию устойчивого и сбалансированного развития. Рассмотрим такой подход на примере Республики Ингушетия, которая в настоящее время отличается самым низким уровнем производства валового регионального продукта среди субъектов Федерации.
Ингушетия — аграрно-индустриальная, преимущественно сельская республика. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 60% территории, из них почти половина угодий — пашня. Значительное разнообразие почвенно-климатических условий позволяет выращивать в республике широкий ассортимент сельскохозяйственных культур.
Растениеводство специализируется на выращивании зерновых культур, подсолнечника, овощей, картофеля. Имеются хорошие условия для выращивания фруктов и винограда. Традиционными направлениями сельскохозяйственного производства являются разведение крупного рогатого скота молочного, мясного и мясо-молочного направлений, овцеводство, козоводство.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
В агропромышленном комплексе сформирована многоукладная экономика на основе развития разных форм собственности. Доля государственного сектора составляет не более 25%. В республике функционируют около 900 крестьянско-фермерских хозяйств.
Несмотря на то что Ингушетия является преимущественно аграрной республикой, в ней активными темпами развиваются различные отрасли промышленности.
Нефтепромышленный комплекс является основой экономического потенциала республики, на его долю приходится более 60% объема промышленного производства. Добыча нефти на территории Республики Ингушетия ведется с 1915 года, когда были открыты нефтяные залежи в Малгобекском районе. В 50-60-х годах добыча нефти резко увеличилась в связи с открытием высокопродуктивных залежей. Возможности увеличения объемов производства в настоящее время связано с ростом физических объемов и устойчивой ценовой конъюнктурой на нефть на мировом рынке.
Вторая по значению отрасль — пищевая, базирующаяся на местных сельскохозяйственных ресурсах. Одно из самых успешно работающих предприятий отрасли — кондитерская фабрика «Россия», построенная шотландскими специалистами и оснащенная по последним требованиям техники. Продукция предприятия пользуется спросом не только в республике, но и за ее пределами. Другой пример — розлив минеральной воды «Ачалуки», уникальные лечебные свойства которой являются основной причиной ее популярности в регионе и за его пределами.
Перспективы промышленного развития Республики Ингушетия связаны с созданием современной индустрии производства строительных материалов, обеспечивающей потребность в них строительного комплекса. Постоянно растущие объемы строительства объектов жилищного, производственного и непроизводственного назначения, утвержденные объемы запасов полезных ископаемых для производства строительных материалов являются основной причиной принятия Программы развития стройиндустрии и строительных материалов.
Наряду с перечисленными отраслями промышленности в республике успешно развиваются и новые отрасли производства. Легкая промышленность заняла достойную нишу в общем промышленном комплексе республики. Продукция объединения неоднократно представлялась на региональных выставках-ярмарках и вызвала живой интерес у российских предпринимателей.
Республика Ингушетия была образована из трех аграрных районов, в которых практически отсутствовала производственная и социальная инфраструктура, а сельское хозяйство пришло в упадок, поэтому строительство в республике начиналось с нуля. Сегодня в Ингушетии строятся жилые дома, промышленные предприятия, учреждения здравоохранения, образования, культуры, коммунальной и инженерной инфраструктуры. По состоянию на конец 2008 года введено в эксплуатацию более 55 крупных объектов и ведется строительство более 70 объектов. Проведена огромная работа по реанимированию агропромышленного комплекса, стабилизации и дальнейшему развитию нефтяной промышленности как бюджетообразующей отрасли. Кроме того, создаются новые отрасли и производства.
В Республике Ингушетия богатая сырьевая база. Она представлена месторождениями нефти, мраморовидных известняков, доломитов, нерудных строительных материалов и кирпичных глин, минеральных и родниковых вод. Кроме того, Ингушетия располагает ценными породами древесины, общий запас которой составляет 7 млн кубометров.
Горная часть республики богата уникальными памятниками архитектуры и истории — древние святилища, культовые храмы, мощные башенные комплексы, некрополи и склепы. Издавна здесь пересекались политические и коммерческие интересы Персии, Турции, России, Британской Империи. По территории Ингушетии проходил
Великий Шелковый Путь, соединяющий цивилизации Европы и Азии. Уникальное сочетание прекрасных природных ландшафтов, исторических памятников и уникальных рекреационных условий открывает широкие возможности для развития на территории Ингушетии международного туризма, вложений иностранного капитала в курортный бизнес.
В последние годы сформировалась положительная динамика экономического развития республики, что просматривается по данным табл. 1.
Таблица 1
Основные экономические показатели экономического развития Республики Ингушетия, млн руб.
Показатели 2004 2005 2006 2007 2008 2008 к 2004, %
Валовой региональный продукт 4822,0 6022,2 6215,1 6709,5 7712,1 159,9
Ввод основных фондов 742,0 654,0 678,2 780,5 843,1 113,6
Инвестиции в основной капитал 849,1 1015,3 1109,3 1261,2 1305,7 153,8
Однако этих тенденций явно недостаточно, что показывают сравнительные рейтинговые показатели различных регионов Северо-Кавказского федерального округа на основе методики определения инвестиционного рейтинга регионов, предлагаемой рейтинговым агентством «Эксперт». Рейтинговая оценка присваивается субъекту Российской Федерации на основании соотношения инвестиционного потенциала и уровня риска, позволяя оценить не только его текущее состояние, но и место, занимаемое среди других регионов. Присваиваемые рейтинги рассчитываются на основе оценки преимуществ (факторы, снижающие риски) и недостатков (факторы, повышающие риски) исследуемых регионов. Анализ и группировка сильных и слабых сторон субъектов СКФО приведены в табл. 2.
Как видно из таблицы 2, каждый из субъектов округа обладает как преимуществами, так и недостатками. Кроме того, на инвестиционный рейтинг влияет «весомость» этих характеристик. Некоторые субъекты Северо-Кавказского федерального округа обладают схожими характеристиками, однако их инвестиционный рейтинг может существенно отличаться. Проблема заключается в том, как каждый регион использует свои преимущества и борется с недостатками в региональном управлении.
В соответствии с составленной матрицей инвестиционных рейтингов Республика Ингушетия находится в тройке наименее благоприятных субъектов СКФО, имея рейтинговую оценку 3D с характеристиками «низкий потенциал — экстремальный риск». Соответственно, современное состояние предпринимательства в республике явно указывает на необходимость привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику республики. Руководство Ингушетии сконцентрировалось на формировании благоприятного инвестиционного климата, в том числе посредством поддержки разработанных инвестиционных проектов в таких отраслях как пищевая и перерабатывающая промышленность; производство строительных материалов; нефтепереработка; сельское хозяйство; электроэнергетика; машиностроение и металлопереработка; рекреационная сфера.
Совокупность разработанных инвестиционных проектов, предлагаемых к рассмотрению, позволяют определить совокупный объем дополнительных внебюджетных потенциальных инвестиций в республиканскую экономику (табл. 3).
Данные таблицы 3 говорят о преимущественном развитии предпринимательства в семи отраслях республиканской экономики. Итоговый объем привлекаемых инвестиций в экономику составляет 4, 644 млрд руб., что подтверждает достаточно мощный инвестиционный потенциал Ингушетии.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
Таблица 2
Группировка факторов риска субъектов СКФО на мезоуровне
Регион Факторы, снижающие риски Факторы, повышающие риски
Ставропольский край благоприятные условия для ведения сельского хозяйства; существенные запасы природного газа, минеральных вод, нерудных строительных материалов; благоприятные природно-климатические условия и бальнеологические ресурсы дефицит водных и энергетических ресурсов; наличие границы с политически нестабильной Чеченской республикой и всеми остальными республиками Северного Кавказа
Карачаево- Черкесия химическая и нефтехимическая, пищевая и легкая промышленность, курортнотуристское хозяйство; туристический и рекреационный потенциал нестабильная политическая ситуация; проблемы межнациональных отношений низкий уровень жизни населения
Кабардино- Балкария пищевая, горнодобывающая промышленность; туризм, горнолыжный спорт и санаторнокурортный отдых; свободная экономическая зона нестабильная политическая ситуация; проблемы межнациональных отношений; низкий уровень жизни населения
Дагестан наиболее благоприятный климат; плодородные почвы; запасы нефти, газа, каменного угля; гидроэнергетические ресурсы перенаселенность республики и повышение уровня Каспийского моря; низкий уровень жизни населения
Ингушетия запасы нефти и газа, стройматериалов; наличие гидроресурсов; магистральные газо- и нефтепроводы из Грозного нестабильная политическая ситуация; проблемы межнациональных отношений; низкий уровень жизни населения
Северная Осетия — Алания транспортно-географическое положение; месторождения полиметаллических руд; источники минеральных вод близость к конфликтной зоне; перенаселенность территории; приток беженцев
Чечня запасы нефти и газа, возможность переработки; благоприятный климат; наличие равнинной территории нестабильная политическая ситуация; криминогенная обстановка; низкий уровень жизни населения
Структура инвестиционного поля республики представлена следующим образом:
1 — Электроэнергетика, 33 %.
2 — Прочие отрасли, 25 %.
3 — Нефтепереработка, 17 %.
4 — Производство строительных материалов, 12 %.
5 — Сельское хозяйство, 7 %.
6 — Пищевая и перерабатывающая промышленность, 5 %.
7 — Машиностроение и металлопереработка, 1 %.
Таблица 3
Потенциальные объемы инвестирования по отраслям экономики Республики Ингушетия
Отрасль инвестирования Количество проектов Сумма инвестиций, млн руб.
Пищевая и перерабатывающая промышленность 7 236,9
Производство строительных материалов 12 550,1
Нефтепереработка 3 781,7
Сельское хозяйство 5 336,8
Электроэнергетика 3 1513,4
Машиностроение и металлопереработка 4 47,25
Прочие отрасли 10 1177,85
Итого 44 4644,00
Эти данные говорят о том, что приоритетными направлениями инвестирования являются электроэнергетика, нефтепереработка, производство строительных материалов. Также важное значение имеет развитие предпринимательства в сельском хозяйстве республики, которое отличается высокими показателями занятости населения.
Таким образом, высокая эффективность инвестиционных проектов, в том числе за счет стимулирующих мер региональной экономической политики, является первым и основным системным требованием модернизации Республики Ингушетия. Без выполнения данного требования для экономического развития республики просто не будет требуемых финансовых ресурсов.
Кроме того, наряду с указанным императивом, очень важно сформировать систему подготовки квалифицированных работников, специалистов и управленцев непосредственно под разрабатываемые и реализуемые инвестиционные проекты. В совокупности эти два императива составят системную основу модернизации региональной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аузан, А. и др. Коалиции за модернизацию: анализ возможности возникновения / А. Аузан, А. Золотов // Вопросы экономики. — 2008. — № 1.
2. Григорьев, Л.М. и др. Коалиции для будущего. Стратегия развития России в 20082016 гг. / Л.М. Григорьев, А.А. Аузан, С.А. Афонцев, Е.Ш. Гонтмахер, Е.Т. Гурвич, Б.В. Кузнецов, С.М. Плаксин, В.Л. Тамбовцев, А.Е. Шаститко и др. — М., 2007.
3. Липина, С.А. Приоритеты развития республик Северного Кавказа / С.А. Липина // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — № 17 (74).
4. Понеделков, А.В. и др. Уколов В.Ф. Философия управления устойчивым развитием юга России [Электронный ресурс] / А.В. Понеделков, В.Ф. Уколов. — Режим доступа: Шр://шш^ко1зт.гадз.т/риЬ1Дошп1оа^рЬр, свободный.
5. Скатерщикова, Е.Е. и др. Основные проблемы и направления социально-экономического развития Южного федерального округа / Е.Е. Скатерщикова, С.В. Макар // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. —№ 21 (78).
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)