ПРИОРИТЕТЫ России
УДК 332.021
ПАРАДИГМА И КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ*
В. В. СМИРНОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики E-mail: walera71200G@mail. ru Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, Чебоксары
Для Российской Федерации с ее огромной территорией, разнообразием природных и социально-экономических условий, многонациональным населением и многоконфессиональным обществом, уникальной по своей сложности территориальной организацией государства обеспечение экономической безопасности является одним из необходимых условий преодоления социальной, экономической, институциональной и политической нестабильности, сохранения территориальной целостности и федеративного устройства. Экономика России на современном этапе развития испытывает системные потрясения и структурные изменения, которые выражаются в смене целей и приоритетов, что обусловливает волатильность системообразующих процессов и неустойчивость национальной экономики.
Неустойчивость экономики необходимо рассматривать как процесс, обладающий широким разбросом и непостоянством параметров хозяйственной деятельности (производства, распределения, обмена и потребления). Данный процесс обусловлен неуправляемыми изменениями факторов производства, при которых эксплуатация экономических ресурсов, направление инвестиций, ориентация
* Статья подготовлена по материалам журнала «Национальные интересы: приоритеты и безопасность». 2013. №№ 46 (235).
научно-технического развития, формирование личности и институциональные изменения не согласованы друг с другом и не укрепляют настоящий и будущий социально-экономический потенциал, способствующий удовлетворению человеческих потребностей и устремлений.
Формирование методологических подходов к обеспечению экономической безопасности России в целях оптимального ограничения межрегиональной асимметрии по уровню экономического развития и поддержания изоморфизма экономического пространства страны является основной задачей в условиях неустойчивой национальной экономики, не имеющей стабильного тренда развития. Требования рыночных отношений к повышению эффективности развития сопряженных сфер хозяйственной деятельности порождают необходимость определения методологических подходов к решению проблемы коэволюции региональных экономических систем через осмысление единства процессов агломерации и управления, поиска разумного компромисса между государственным управлением и социальной самоорганизацией. Все это делает актуальной потребность в формировании и реализации оптимальной и адекватной государственной экономической политики.
В настоящее время государственная экономическая политика включает в себя многочисленные
факты отклонений функций и задач от целенаправленного обеспечения экономической безопасности России. В частности, отсутствует адекватная методика определения приоритетности экономических проблем, требующих оперативного решения, и вопросов, которые могут быть рассмотрены в рамках текущей деятельности или среднесрочного периода.
Императивом государственной экономической политики должна стать концепция преобразования Российской Федерации в динамично развивающееся государство, обеспечивающее на основе модернизации и ориентации производства на инновации, повышения производительности труда и деловой инициативы, разумной и последовательной экономической политики среднеевропейские стандарты качества жизни.
В современных условиях следует выделить следующие предпосылки для формирования парадигмы и концепции экономической безопасности России:
• завершен переход от планово-директивных методов управления производственно-хозяйственной деятельностью к рыночным условиям;
• экономика субъектов РФ в период модернизации приобрела существенные различия по признакам отраслевой специализации;
• процесс формирования федеральной, региональной и муниципальной собственности оказал существенное влияние на возможности освоения инновационных технологий и выпуска инновационной продукции предприятиями;
• развиваются партнерские отношения во взаимодействии между федеральными, региональными и муниципальными уровнями управления;
• изменяются условия регулирования и стимулирования субъектов производственно-хозяйственной деятельности, ориентированных на инновационные технологии и продукцию. Рассматривая экономику России как открытую
организацию, необходимо структурировать элементы национальной экономики с учетом принципов функционирования больших систем, которые включают в себя как простые методы управления, так и достаточно сложные с широким спектром управляющих связей. В последнем случае к простым методам управления добавляется управление, основанное на принципах системного подхода и учитывающее специфические условия организации инновационного процесса.
Особое внимание в процессе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации необходимо уделять вопросам рационального использования и развития природно-ресурсного
потенциала страны. При этом следует учитывать проблемы укрепления финансовой самостоятельности и самодостаточности в формате принципов бюджетного федерализма.
В процессе формирования федеральных, региональных и муниципальных инструментов обеспечения экономической безопасности страны необходимо учитывать следующие принципы:
• самодостаточность — способность национальной экономики полностью удовлетворять внутренний спрос на инновационные технологии и товары (продукцию) за счет собственных возможностей (предложений);
• самореферентност ь и автопоэзисност ь — самосохранение и саморазвитие экономики России за счет внутренних ресурсов;
• специализация (внутренняя и внешняя). Внутренняя специализация экономики страны выражается в приоритетном развитии доминирующих направлений в целях удовлетворения собственных потребностей. Внешняя специализация определяется возможностями реализации товаров (продукции) и услуг, произведенных для экспорта в другие страны;
• управление — осуществляется посредством планирования, организации, учета, контроля и регулирования;
• экологичность — согласование естественных воспроизводственных циклов биосферы и экономических циклов.
Управление процессом обеспечения экономической безопасности страны должно осуществляться с учетом закономерностей образования филотехногенетической спирали, проходящей в своем развитии три этапа: первый — зарождение процесса, второй — развитие процесса и третий — преобразование процесса. При этом основные задачи, которые необходимо решить Правительству РФ, должны сводиться к следующему:
1) предложить перечень мероприятий, реализуемых через отраслевые, функциональные и региональные программы социально-экономического развития, и направить финансовые средства на решение ключевых проблем национальной экономики;
2) определить по всей системе программ социально-экономического развития России наиболее существенные финансовые источники;
3) координировать реализацию программы социально-экономического развития как единую систему мероприятий;
4) обосновать формирование необходимой дополнительной нормативной базы развития национальной экономики на конкретный период;
5) спрогнозировать рынки сбыта товара (продукции), производимой в России;
6) координировать действия федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством стимулирования производителей, использовать инновационные технологии и производить инновационную продукцию;
7) выделить этапы социально-экономического развития экономики страны, определить методы и способы решения задач на каждом из этих этапов.
В контексте решения изложенных выше задач необходимо регулярно отслеживать и прогнозировать степень влияния изменений на характер социально-экономических процессов в Российской Федерации. Такой мониторинг даст возможность заблаговременно принимать адекватные управленческие решения, способствующие развитию национальной экономики. При этом следует создать такую систему мониторинга, которая позволила бы оценить динамику реализации федеральных целевых программ, ориентированных на решение проблемы экономической безопасности страны.
Мониторинг реализации мероприятий, предпринимаемых Правительством РФ в области обеспечения экономической безопасности, должен показать степень их влияния на изменение социально-экономической ситуации как в целом по стране, так и в отдельных ее субъектах. Данный мониторинг позволит уточнить место национальной экономики в новой формирующейся системе межстраново-го разделения труда в мировом экономическом пространстве, более полно отразить особенности общеэкономической политики государства, выявить величину отклонений, обосновать параметры корректировки и координации программ социально-экономического развития России.
При решении задачи обеспечения экономической безопасности должны учитываться ресурсы не только федеральных целевых программ, но и региональных и муниципальных. Как правило, эффективная реализация совокупности федеральных, региональных и муниципальных программ позволяет обеспечить динамичный прирост инвестиций в стратегические секторы экономики, ориентированные на обеспечение экономической безопасности государства.
В то же время для привлечения крупных инвестиций необходимо создать соответствующие условия. Например, на данный момент в России реализуется политика сдерживания инфляции за счет регулирования цен на те виды продукции и услуг, которые определены правовыми актами
Правительства РФ по ценообразованию, а также повышение насыщенности товарных рынков страны импортозамещающей продукцией.
Органы федеральной, региональной и местной власти регулируют цены на товары в пределах своих полномочий и привлекают к административной ответственности виновных в нарушении государственной ценовой дисциплины, а также обеспечивают проведение единой политики цен, организацию контроля за правильностью установления тарифов, наценок и скидок.
Наряду с федеральными целевыми программами и региональными инвестиционными проектами важным инструментом, обеспечивающим экономическую безопасность, должна стать политика эффективного использования государственной собственности. Для эффективного ведения хозяйства страны вся существующая и приобретаемая собственность должна подлежать жесткому учету и включаться в единый реестр собственности. Главное требование в отношении продажи или сдачи в аренду государственной собственности — ее эффективное использование и модернизация в соответствии с рыночными условиями.
Предприятия, находящиеся в государственной собственности, должны использоваться федеральными, региональными и муниципальными органами власти в качестве эффективных инструментов для развития национальной экономики. В некоторых случаях монополия под контролем органов власти на разных уровнях позволяет минимизировать издержки производства за счет эффекта масштаба, уменьшить коммерческие риски, создать условия для стабильного и устойчивого развития. При этом органы власти могут самостоятельно устанавливать принципы формирования цен на услуги, предоставляемые предприятиями. Так, например, Правительство РФ оперативно реагирует на конъюнктурные изменения в промышленном производстве, устанавливая предельные надбавки на тарифы на электрическую энергию, горячее и холодное водоснабжение.
Для России с ее огромной территорией, разнообразием природных и социально-экономических условий, многонациональным населением, уникальной по своей сложности территориальной организацией государства политика обеспечения экономической безопасности создаст условия для преодоления социальной, экономической, институциональной и политической нестабильности, сохранения территориальной целостности страны. Современная парадигма экономической безопасности должна быть ориентирована на эффективную
организацию совокупности процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимовыгодных эндогенных и экзогенных связей, взаимосвязей между хозяйствующими элементами национальной экономики, а также их внутренней упорядоченности.
Процесс обеспечения экономической безопасности должен проводиться с учетом структурно-функционального подхода к административно-территориальному образованию в контексте систематизации процесса интеграции территориальных хозяйствующих субъектов на основе развития структурных составляющих и наиболее весомых функциональных взаимосвязей. Структурно-функциональная взаимосвязь, ориентированная на развитие подсистем национальной экономики, должна рассматриваться как эффективная «горизонтальная» и «вертикальная» систематизация процесса интеграции территориальных хозяйствующих субъектов в контексте развития наиболее весомых кластеров, имеющих множество экзогенных и эндогенных функций.
Перспективность такого подхода в процессе обеспечения экономической безопасности страны связана с тем, что в современных условиях наблюдается рост неопределенности и вариативности развития национальной и региональных экономик. При этом в рамках одного территориального образования сосуществуют хозяйствующие субъекты, кардинально различающиеся между собой как по реальным показателям, так и по стратегическим перспективам. Таким образом, эвристические возможности структурно-функционального подхода для анализа возможностей обеспечения экономической безопасности применительно к условиям современной структуры национальной экономики гораздо шире.
Наиболее актуальной практической проблемой, которая вскрывается при попытке применить структурно-функциональную модель в условиях неустойчивой экономики, является поиск релевантных подходов и способов описания структур территориального образования, в частности тех показателей, по которым можно было бы адекватно установить уровень развития хозяйствующих субъектов, суть и масштабы различий и неравенств между ними. Следствием этого является сложность вычленения конкретных индикаторов уровня экономической безопасности страны, а также выявление причин неравенств субъектов Российской Федерации применительно к условиям неустойчивой экономики.
Отсутствие системного подхода к согласованию целей и возможностей развития структуры нацио-
нальной экономики, низкий уровень универсализации и оптимизации процессов развития в системе управления государством приводят к конфликтам и неуправляемым ситуациям. Процесс согласования целевых ориентиров различных структурных элементов, функционально объединяющихся в относительно стабильное административно-территориальное образование (страна, регион, предприятие), должен осуществляться посредством целенаправленного воздействия федеральных, региональных, муниципальных органов власти на функционально дополняющие их подсистемы государства.
Данное воздействие должно снизить конфликтность в отношениях территориально обособленных хозяйствующих субъектов, создать условия для их взаимовыгодного включения в страновой воспроизводственный цикл. Развитие системы взаимосвязей структурных составляющих элементов национальной экономики происходит в соответствии с универсальными закономерностями. В этом случае модель странового развития, построенная на основе универсальных закономерностей, формирует качественно новые свойства отношений хозяйствующих субъектов, ориентированных на обеспечение экономической безопасности государства.
В данном контексте можно предположить, что структурно-функциональная модель обеспечения экономической безопасности в методологическом контексте выступает как следствие ее функциональной целостности. Функциональная целостность экономики обусловливает относительную самостоятельность, автономность отдельных административно-территориальных единиц государства в рамках структурно-функциональной обособленности. Эта автономность в известном смысле неизбежна, как неизбежно то, что всякий объект, если он существует, обладает целостными характеристиками, некоторым собственным поведением.
Автономность, целостность и поведенческие характеристики национальной экономики невозможно понять, изучая только структуру и не рассматривая функциональные взаимосвязи, которые определяют ее свойства. Функциональные взаимосвязи порождаются в результате целевой организации национальной экономики, имеющей «горизонтальные» и «вертикальные» связи и, как следствие, необходимость их координации. Эти связи, выступая как структурные свойства всей страновой системы, представляют собой основу для проведения корректного анализа и рационального синтеза.
Обеспечение экономической безопасности России является системным процессом, который должен рассматриваться с точки зрения совокуп-
ности как минимум факторов конкурентоспособного производства и потребления товаров (услуг). Таким образом, системный процесс обеспечения экономической безопасности можно описать как последовательную смену явлений, состояний, совокупности действий для достижения определенного результата.
Решение проблемы реализации структурно-функционального подхода в концепции экономической безопасности в качестве самостоятельного исследовательского направления обусловлено общей тенденцией модернизации социально-экономической системы страны. При этом социально-экономическая система рассматривается как функциональная и в то же время развивающаяся совокупность глубоко интегрированных подсистем национальной экономики, ориентированных на обеспечение экономической безопасности.
Методологические аспекты реализации структурно-функционального подхода в концепции экономической безопасности Российской Федерации сводятся к исследованию возможностей снижения эмерджентных свойств и развития синергетических качеств, выявлению многообразных связей и механизмов, обеспечивающих данную возможность. По сути, параметры концепции экономической безопасности определяются ее целью — созданием эффективного механизма, способного повысить экономический, социальный, политический потенциал страны и обеспечить возможность ее саморазвития.
Для достижения достаточной степени экономической безопасности необходимо как минимум решить следующие задачи:
- обеспечить условия для развития национальной экономики;
- достичь высокого уровня конкурентоспособности отечественной продукции;
- создать оптимальное сочетание методов государственного регулирования, учитывающих потенциальные возможности национальной экономики;
- сформировать условия для благоприятного инвестиционного климата и инновационного предпринимательства;
- сформировать эффективную систему межрегиональных коммуникаций;
- обеспечить условия для развития интеллектуального потенциала, способного продуктивно осуществлять свою деятельность в условиях неустойчивой экономики;
- законодательно поддержать развитие субъектов предпринимательства, ориентированных на повышение экономической безопасности.
Для решения вышеизложенных задач необходимо обеспечить стабилизацию и закрепление положительных тенденций роста, преодолеть системные диспропорции, совершенствовать процесс развития рыночного механизма, повысить качество структурных преобразований, создать благоприятный инвестиционный климат. Следует преодолеть высокую затратность и неэффективность российской экономики за счет политики инновационного реформирования ее секторов и предприятий, сбалансированности финансовой системы, ресурсосбережения, эффективного освоения имеющихся мощностей и активной поддержки всех форм хозяйственной деятельности.
Кроме того необходимо провести мероприятия по существенному преобразованию социальной сферы, техническому перевооружению, технологической реконструкции и эффективному использованию производственных мощностей страны, создать эффективную систему управления государственными финансами и государственным долгом, усовершенствовать систему межбюджетных отношений. Решение поставленных задач требует совершенствования структуры управления на основе эффективного распределения функций и ответственности, разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными, республиканскими и местными органами власти.
Реализация основных положений парадигмы экономической безопасности Российской Федерации должна проходить в четыре этапа:
1) проведение анализа экономических проблем страны;
2) формулировка цели и возможных направлений стратегии экономической безопасности;
3) проведение оценки возможных последствий от материализации парадигмы экономической безопасности;
4) выбор оптимальной стратегии экономической безопасности.
В парадигме экономической безопасности Российской Федерации, а именно в стратегии, должны быть определены сроки реализации ее этапов и основные показатели, которых необходимо достичь на каждом этапе. В целом уровень обеспечения экономической безопасности необходимо рассматривать как показатель, отражающий способ достижения цели, вариант правильности, точности направления к ней. При этом уровень экономической безопасности России необходимо определять как векторное поле, обозначающее направление развития всех форм хозяйственной деятельности на экономическом пространстве страны в каждой точке относи-
тельно системообразующих факторов. Показателем экономической безопасности является поверхность как отражение векторного поля, которая позволяет количественно отобразить функциональное развитие подсистем национальной экономики. Главным критерием экономической безопасности является степень приближения к цели.
Оптимальное воздействие на детерминанты структурно-функциональных связей, устанавливающее меру взаимообусловленности элементной базы экономического, социального, политического и других потенциалов национальной экономики, является неотъемлемой частью управления по снижению уровня энтропии экономических, социальных, политических и иных процессов и, как следствие, создания условий для эффективного обеспечения экономической безопасности государства. В целях результативного воздействия на данную взаимообусловленность необходимо осознать потребность в решении следующих первостепенных задач:
1) усилить процесс межрегиональной интеграции, что позволит расширить возможности увеличения объема конкурентоспособной и импортозамещающей продукции, выполненных работ и услуг собственными силами за счет диффузии преимуществ межрегионального экономического пространства;
2) оптимизировать систему льготного налогообложения по отношению к субъектам хозяйственной деятельности, увеличивающих валовое накопление основного капитала и долю технологических инноваций в процессе производства, способствующих более полному удовлетворению потребностей населения внутри страны и расширяющих свое влияние за его пределы;
3) обеспечить целенаправленную государственную поддержку предприятий, инвестирующих в инновационные технологии и продукцию, а также установить систему государственных гарантий для юридических и физических лиц, участвующих в данном процессе;
4) сформировать разумное и оптимальное правовое поле для межрегиональной конкуренции и, как следствие, создать условия для привлечения инвестиций в основной капитал, стимулировать производителей увеличивать затраты на технологические инновации;
5) организовать свободное перемещение импортозамещающей продукции по всей территории межрегионального пространства;
6) определить законодательные рамки регулирования взаимоотношений региональных органов власти и хозяйствующих субъектов в целях достижения оптимальных показателей производства,
распределения, обмена и потребления импортозамещающей продукции;
7) создать оптимальные условия экономической и хозяйственной деятельности домашних хозяйств, ориентированных на выпуск импортозамещающей продукции, а также определить критерии предоставления им государственной помощи.
Для достижения эффективного сочетания спектра управленческих воздействий на выявленную наибольшую взаимообусловленность (в контексте изложенных выше первостепенных задач) необходимо в методологическом аспекте учесть следующие принципы [2]:
- выбор приоритетов должен осуществляться с позиции конечных социально-экономических результатов, интересов всех форм хозяйствования и собственности (здесь речь идет об эмерджентности, связанной с наличием в сложных системах свойства ценности, которое присуще всей системе в целом, а не ее отдельным элементам);
- следует добиваться достижения эффекта от взаимодействия всех элементов экономической системы и получения положительного синергети-ческого эффекта (имеется в виду обеспечение более высокой общей эффективности по сравнению с суммарной эффективностью отдельно взятых частей);
- необходимо получение мультипликативного эффекта, обусловливающего умножение эффекта в динамике, за счет включения в сферу производства все большего числа секторов экономики.
Для оптимального достижения целевых ориентиров в процессе обеспечения экономической безопасности необходимо рационально абстрагировать и материализовать этот процесс в форме многоуровневой таксономии, вбирающей в себя как минимум три уровня:
1) максимизация формы представления сопряженных индикаторов, отражающих степень применения инновационных технологий и объем выпуска конкурентоспособной продукции на предприятии;
2) оценка эффективности коммерциализации инновационных технологий и реализации импортозамещающей продукции в контексте межрегиональной конвергенции среднедушевых доходов, обеспечения минимальных стандартов общественных и социальных услуг;
3) целевая ориентация политики обеспечения экономической безопасности параллельно основным направлениям общенациональной политики: росту, эффективности, равенству, стабильности, качеству жизни.
Системное представление процесса обеспечения экономической безопасности России позволяет
связать разные уровни подсистем страны в единую иерархическую систему управления и определить приоритеты на уровне стратегического управления процессом на его самых первых этапах. При этом вектором процесса обеспечения экономической безопасности, определяющим спектр стратегических приоритетов в процессе обеспечения устойчивого роста, должна стать эффективная промышленная политика, направленная на достижение макроэкономической и политической стабильности, экспортной ориентации, эффективного развития и применения трудовых ресурсов. Выбор направления данных мер обусловливается общей ориентацией экономики страны, спецификой моделей экономического роста и взаимосвязанными общими принципами промышленной политики.
Необходимо фокусирование инвестиционных потоков на импортозамещающие производства, что является единственной возможностью создать постоянные рабочие места и адекватные источники доходов хотя бы для того, чтобы предупредить массовую нищету и социальные взрывы. Одновременно нужен начальный толчок со стороны правительства, чтобы запустить этот процесс, т. е. сдвинуть экономику, основанную на извлечении рентной прибыли, с точки «неудовлетворительного равновесия» [3].
Таким образом, при анализе экономической безопасности России как характеристики системы, где качество внутренних связей между подсистемами является основным системообразующим фактором, более точным будет определение процесса обеспечения экономической безопасности как «векторного поля», означающего множество возможных вариантов развития рассматриваемых смежных взаимосвязанных подсистем. В понятие «экономическая безопасность» входит также оценка уровня конкурентоспособности национальной экономики как отношение результата к целям. Этот уровень может быть отражен вектором «конкурентоспособности национальной экономики», определяемым отношением достигнутого уровня конкурентоспособности к поставленным целям. Следовательно, в процессе реализации концепции экономической безопасности государства необходимо наметить основные направления, по которым можно будет судить об уровне конкурентоспособности страны, и выяснить, в каком целесообразном для общества направлении он повышается и за счет каких факторов.
В процессе формирования рыночных отношений в Российской Федерации импортозамещающая деятельность велась в небольших масштабах. Причинами слабой импортозамещающей деятельности
являлись инфляция, плохое финансирование, высокие кредитные ставки банков, неплатежеспособность заказчиков и широкий спектр экономических рисков. На современном этапе развития отечественной экономики структура работы с экспортоори-ентированными компаниями включает в себя следующие учреждения: инвестиционные институты (страховые компании, пенсионные фонды, фонды компаний, университетов), инвестиционные фонды, акционерный капитал, индивидуальных инвесторов и венчурные фонды.
Под импортозамещающей деятельностью понимается выполнение работ, оказание услуг по созданию, освоению и практическому применению импортозамещающей продукции, а также нового или усовершенствованного технологического процесса, востребованных и территориально обособленных страновым рынком. Импортозамещающая деятельность — это процесс создания и потребления импортозамещающей продукции на территории страны, способная полностью исключить импорт товаров-аналогов.
Импортозамещающая деятельность включает весь период от зарождения идеи, определения ее назначения, создания (освоения производства, выпуска, реализации и получения экономического эффекта) и потребления продукции. Характеризуется эта деятельность результативностью вложений в развитие конкурентоспособности национальной экономики и повышением экономической безопасности, обеспечивает смену поколений техники и технологии производства более производительными, экологически чистыми, ресурсосберегающими средствами производства. Определяющими факторами, характеризующими уровень импортозамещающей деятельности, являются развитие изобретательства, рационализаторства, появление крупных изобретений и открытий. Экономические результаты, кроме того, выражаются в экономии материальных ресурсов, сокращении трудовых затрат, снижении вредных выбросов в окружающую среду, в улучшении социально-бытовых условий работников.
Процесс импортозамещающей деятельности, как правило, включает три основные стадии:
1) исследование — первое производственное освоение;
2) полное освоение — развертывание выпуска в масштабах, достаточных для удовлетворения конкретных потребностей пользователей;
3) расширенное производство — использование импортозамещающей продукции в национальных масштабах.
Система инвестирования в импортозамещающую деятельность включает следующие составные части:
- источники поступления финансовых ресурсов для инвестирования в импортозамещающую продукцию;
- механизм аккумуляции инвестиционных средств, поступающих из различных источников;
- разработанную процедуру вложения мобилизационного капитала;
- механизм, контролирующий инвестирование;
- механизм возвратности ассигнований.
Инвестирование в импортозамещающую деятельность является частью общего инвестиционного процесса. В рыночных условиях эта деятельность должна обеспечиваться несколькими источниками финансирования в зависимости от целевых задач и назначения. Главным источником финансирования импортозамещающей деятельности должны стать бюджетные ассигнования. По приоритетным направлениям такое финансирование должно осуществляться на основе солидарности заинтересованных заказчиков с привлечением федеральных, региональных бюджетов, а также средств предприятий.
Прикладные исследования обеспечиваются за счет средств заинтересованных организаций при поддержке государства. При этом, чем шире исследования, направленные на разработку и создание импортозамещающей продукции, тем меньше должно быть участие государства в их финансировании. В этих условиях особая роль отводится коммерческим банкам, специализирующимся на кредитовании разработок, внедрении и эксплуатации такой продукции.
Способность страны производить и потреблять импортозамещающую продукцию отражает уровень ее экономической безопасности. В любом государстве импортозамещающий потенциал относят к категории экономической безопасности страны. Во многих странах существуют законы, стимулирующие импортозамещающую деятельность. Наиболее действенным методом ее активизации должно стать введение налоговых льгот для предприятий, инвестирующих свои средства в развитие сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание импортозамещающей продукции.
В целях повышения эффективности управления процессом импортозамещающей деятельности, а также соответствия ее федеральному законодательству почти всеми регионами Российской Федерации
были приняты законы о поддержке импортозамещающей деятельности и повышению доли импортозамещающей продукции в общей структуре ВРП. Поддержка этой деятельности осуществляется в следующих видах:
• создание и развитие рыночной инфраструктуры;
• разработка и принятие законодательной базы, направленной на стимулирование импортозамещающей деятельности;
• развитие транспортной инфраструктуры;
• обеспечение безопасности импортозамещающей деятельности;
• определение приоритетов развития, а также методов и механизмов их поддержки;
• снижение бюрократических препятствий на пути развития импортозамещающей деятельности;
• установление для инвесторов налоговых льгот в форме полного или частичного освобождения от уплаты налогов и сборов, зачисляемых в областной бюджет, а также изменение сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;
• предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
• предоставление на льготных условиях в аренду помещений и иного имущества, находящегося в государственной собственности;
• реструктуризация задолженности по платежам в федеральный и республиканский бюджеты, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам;
• обеспечение информационного сопровождения импортозамещающей деятельности;
• государственное участие в разработке импортозамещающей продукции;
• финансирование импортозамещающей деятельности из средств федерального и республиканского бюджетов в соответствии с действующим законодательством;
• предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет объектов федерального и республиканского залогового фонда;
• предоставление бюджетных субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами хозяйствующим субъектам, реализующим инвестиционные проекты в рамках федеральных и республиканских программ импортозамещающей деятельности;
• предоставление бюджетных кредитов и займов
в соответствии с действующим законодательством.
Следует отметить, что наиболее используемым инструментом финансовой поддержки импортозамещающей деятельности является субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам. В этом случае федеральные и региональные органы власти берут на себя сравнительно небольшую долю рисков и могут оказывать поддержку множеству проектов, особо значимых для обеспечения экономической безопасности России.
Предприятия и организации, представляющие свою импортозамещающую продукцию на конкурс для получения финансовой поддержки, должны пройти три этапа.
1-й этап связан с определением общественной значимости и общественной полезности импортозамещающей продукции. Ее общественная значимость выражается в социально-экономических последствиях материализации импортозамещающей продукции для общества в целом, в том числе определяемых долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации данной продукции. Оценка общественной значимости импортозамещающей продукции осуществляется экспертным путем.
Общественная полезность импортозамещающей продукции — это способность принести выгоды обществу от ее реализации, которая выражается в создании новой продукции (услуг), снижении себестоимости, повышении качества, улучшении экологической обстановки и т. д. Общественная полезность импортозамещающей продукции оценивается в количественных показателях. При неудовлетворительной общественной значимости и полезности такая продукция не рекомендуется к реализации и не может претендовать на государственную поддержку. Если же ее общественная значимость и полезность оказываются достаточными, оценивается их экономическая эффективность.
На 2-м этапе определяется экономическая эффективность импортозамещающей продукции, которая рассчитывается из отношения полученного экономического эффекта (результата) от материализации продукции к затратам, обусловившим получение этого эффекта. Действие импортозамещающей продукции оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала реализации до ее прекращения. Начало расчетного периода рекомендуется определять как дату начала вложения средств в импортозамещающую продукцию.
План реализации импортозамещающей продукции должен содержать расчеты денежных потоков от отдельных видов деятельности: операционной, инвестиционной, финансовой. В качестве основных критериев, используемых для расчетов экономической эффективности реализации импортозамещающей продукции, могут применяться стандартные показатели: рентабельность, чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости, потребность в дополнительном финансировании, индексы доходности затрат и инвестиций, а также группа показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, представившего свою импортозамещающую продукцию.
На 3-м этапе определяется эффективность участия федерального и (или) республиканского бюджетов. Бюджетная эффективность реализации импортозамещающей продукции рассматривается как влияние результатов на доходы и расходы федерального и (или) регионального бюджетов.
В процессе обеспечения экономической безопасности России ясно обозначена потребность в эффективном распределении функций управления на всех уровнях власти не только в тактическом, но и стратегическом плане. При этом целью государства не является непосредственная организация экономической безопасности. Государство должно создавать условия для свободного функционирования и совершенствования импортозамещающей деятельности в структуре рыночного механизма, т. е. «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства.
Государство вовлекается в рыночную экономику в целях поддержания экономической безопасности страны в контексте социально-экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики, эффективной деятельности всех предпринимателей и конкуренции среди них, ограничения монополизированного производства. Таким образом, государство должно активно участвовать в формировании макро- и микроэкономических процессов, способствовать умеренному росту цен и доходов путем расширения границ рынка, увеличивая производство и сокращая безработицу, вкладывать средства в экономику для ее стимулирования, т. е. его задачей является корректировка тех недостатков, которые присущи рыночному механизму.
Социально-экономические преобразования, проводимые в России и направленные на становление и развитие рыночных отношений, вызывают
необходимость пересмотра основополагающих принципов формирования системы государственного регулирования экономики. Сегодняшнее положение экономики страны и ее отдельных регионов является в определенной степени следствием кризиса системы государственного управления, который привел к утрате таких динамических характеристик экономики, как устойчивость и сбалансированность [1].
Проблемы государственного регулирования импортозамещающей деятельности в Российской Федерации дополнительно осложняются наложением друг на друга нечетких норм конституционного, административного и гражданского права. Это вызывает необходимость разработки и принятия специального закона об основах государственного регулирования импортозамещающей деятельности как России в целом, так и в ее субъектах (включая города, районы и т. п.).
Государственное регулирование импортозамещающей деятельности в нашей стране должно ориентироваться на следующие цели [1]:
1) обеспечение условий для социальной безопасности и достойного уровня жизни населения страны. В среднесрочном периоде — достижение докризисного уровня жизни и стандартов потребления. В долговременной перспективе (ближе к окончанию переходного периода) — приближение уровня и качества жизни граждан страны к стандартам постиндустриального общества;
2) построение собственного российского варианта общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни населения и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной рыночной экономики;
3) проведение целенаправленной структурной инвестиционной и научно-технической политики, стимулирование деловой активности реального сектора экономики, решение социальных проблем экономического реформирования;
4) обеспечение экономической безопасности страны. Под экономической безопасностью страны (государства) понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития национальной экономики.
В данном контексте процесс стимулирования импортозамещающей деятельности в России необходимо рассматривать как управленческую деятельность, направленную на достижение поставленной цели в условиях нестабильной, конкурентной ры-
ночной среды, включающую анализ состояния инфраструктуры страны, тактическое и стратегическое планирование, а также методологию реализации стратегии обеспечения экономической безопасности. При этом под стратегией следует понимать обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев и эффективного распределения ресурсов.
Стратегия обеспечения экономической безопасности Российской Федерации реализуема только при условии совместного воздействия всей совокупности управленческих решений, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Пересмотр стратегического плана, определение концепции, парадигмы, изменение политики, реорганизация, кадровые изменения — все эти и другие действия являются типичными управленческими инструментами, используемыми для реализации стратегии обеспечения экономической безопасности. Цель разработки стратегии ее обеспечения заключается в поиске внутристрановых источников для повышения уровня материального и духовного благосостояния граждан.
Стратегия обеспечения экономической безопасности страны должна базироваться на структурно-функциональном подходе и предусматривать постановку стратегических и тактических целей, а также критериев их достижения — количественных показателей, определяющих степень достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами развития. Определение стратегических целей должно происходить внутри системы. При этом содержание цели, как правило, зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей и применяемых средств.
Таким образом, стратегия обеспечения экономической безопасности есть способ использования средств и ресурсов, направленный на рост благосостояния, уровня и качества жизни населения страны. При этом выбор и обоснование процесса обеспечения экономической безопасности России должны укладывается в общую стратегию модернизации национальной экономики. В целом разработка стратегии обеспечения экономической безопасности означает изучение стратегических альтернатив развития национальной экономики на определенную перспективу в формате международных хозяйственных связей.
Рассматривая экономику Российской Федерации как систему, определяемую государственными и общественными институтами, можно обозначить ее основной целью обеспечение экономической
безопасности, а главными задачами — обеспечение устойчивости и развития. Под устойчивостью экономики понимается ее способность противостоять внешним и внутренним возмущениям, сохраняя равновесное или гомеостатическое состояние, а также структуру, характер функционирования и траекторию движения в течение относительно продолжительного времени. В свою очередь, развитие экономики — это целенаправленные изменения некоторой траектории движения, ведущие к удалению состояния или структуры системы от ее исходных параметров.
В целом управление процессом обеспечения экономической безопасности — это целенаправленное изменение состояния и структуры национальной экономики с целью достижения определенного уровня саморазвития и самоорганизации страны за счет повышения эффективности процесса управления. При этом стратегическая цель определяет будущее качественное состояние системы на длительную перспективу, к достижению которого стремится общество. Тактические же цели определяют будущее состояние отдельных подсистем и имеют качественное измерение, но время их достижения ограничено текущим периодом (как правило, до одного года). Критерием достижения цели служит количественный показатель, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами.
Процесс классификации целей должен рассматриваться как сложная задача, поскольку имеет качественную форму измерения. При этом практическое значение придается декомпозиции целей управления процессом обеспечения экономической безопасности по уровням управления. Исходными данными для исследования целей являются социально-экономическое положение, общая схема декомпозиции целей развития, схема классификации стратегических целей развития национальной экономики, схема взаимосвязи макроподсистем страны, классификация целей, схема декомпозиции целей и классификация критериев эффективности по макроподсистемам.
Основными задачами по реализации стратегии обеспечения экономической безопасности России являются:
- создание структуры управления, способной реализовать данную стратегию;
- разработка регламентов управления развитием;
- выявление обеспечивающих подсистем национальной экономики, которые создадут возможности для успешной реализации стратегического плана;
- проведение мониторинга процесса реали-
зации стратегического плана и внесение в него изменений.
В данном контексте следует отметить, что стратегия обеспечения экономической безопасности — это система концептуальных положений о наиболее эффективных направлениях развития производственно-хозяйственных систем страны, способствующих решению проблемы модернизации экономики России. При этом стратегическое управление процессом обеспечения экономической безопасности необходимо рассматривать как порядок реализации стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития.
Сильное российское государство — это эффективно функционирующая система, элементами которой являются экономика, ориентированная на инновации, эффективное государственное управление и власть. Одним из главных приоритетов в деле построения такого государства является достижение консенсуса по основным вопросам между президентскими и правительственными структурами, с одной стороны, и ключевыми экономическими и политическими субъектами — с другой.
Качественные условия функционирования законодательной, исполнительной, судебной власти и распределенных между ними полномочий как на федеральном, так и на региональном уровнях должны создаваться эффективной системой управления. Система управления процессом обеспечения экономической безопасности должна адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия (изменения), а процесс управленческой деятельности следует осуществлять с использованием системного подхода, учитывая все существующие взаимосвязи и влияние этих взаимосвязей на поведение всей системы.
Эффективность реализации политики экономической безопасности в условиях неустойчивости мировых экономических процессов во многом определяет судьбу российской экономики и является важнейшим условием на пути успешного перехода страны к новому этапу — периоду устойчивого экономического роста. Политика государства, направленная на модернизацию экономики, — это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых для активизации импортозамещающей деятельности в реальных секторах экономики.
Для организации эффективного управления процессом обеспечения экономической безопасности страны необходимо регулярно отслеживать
и прогнозировать влияние изменений на функционирование и развитие структуры национальной экономики. Следовательно, следует создать систему мониторинга, которая должна повысить эффективность управления ходом реализации федеральных и региональных целевых программ, направленных на обеспечение экономической безопасности.
Процесс модернизации экономики Российской Федерации должен быть направлен на обеспечение условий реструктуризации производства в целях концентрации инвестиционных ресурсов в производстве, ориентированном на импортозамещающую деятельность. Для эффективного развития такой деятельности в нашей стране необходимо определиться с основными методами реализации политики экономической безопасности. Кроме того, следует
предусмотреть меры по разработке адекватных с точки зрения адаптации России к условиям ВТО правовых актов, влияющих на экономическую безопасность страны.
Список литературы
1. Афанасьев В. Я., Быстряков И. К., Видя-пин В. И. и др. Приоритеты управления региональным развитием / под ред. В. Ф. Уколова. М. : Изд-во «Луч», 2001.
2. Зельднер А. Г. Приоритеты в стратегии экономического роста России // Экономические науки. 2005. № 1. С. 7-18.
3. Murphy K. Why Is the Rent-Seeking Sо ^stly to Growth? // American Есопошю Review. 1993. Уо1. 83, № 2. P. 409-414.
Вниманиюменеджеров высшего и среднего звена!, экономистов, финансистов, преподавателей высших и средних учебных заведений, аспирантов и студентов!
Журнал «Дайдже ст-Финансы»
ISSN 2073-8005
Выпускается с 1996 года. Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Формат A4, о бьем 60 - 68 с. Периодичность - 1 раз в 3 месяца.
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта! России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
33384 71221 40787
Задополнительной информациейобращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail: [email protected]
Возможна подписка наэлектронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электроннаябиблиотека: eLibrary.ru Электроннаябиблиотека: dilib.ru
www.fin-izdat. ru