УДК 330.342
ИМПЕРАТИВЫ СТРАТЕГИИ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В. В. СМИРНОВ,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры отраслевой экономики
E-mail: [email protected]
Чувашский государственный университет
имени И. Н. Ульянова
Установлены первостепенные задачи и основополагающие принципы воздействия на взаимообусловленность элементной базы подсистем региона, абстрагированы и материализованы в форме многоуровневой таксономии целевые ориентиры региональной политики, определены основные направления повышения эффективности социально-экономического развития региона, отражены особенности процесса разработки и реализации стратегии перехода к эффективному социально-экономическому развитию.
Ключевые слова: воздействие, оптимальность, политика, потенциал, приоритет, развитие, регион, результативность, стратегия, эффективность.
Оптимальное воздействие на детерминанты, устанавливающие меру взаимообусловленности элементной базы подсистем региона, является неотъемлемой частью управления по снижению уровня энтропии региональных процессов и как следствие создания условий для эффективного социально-экономического развития (ЭСЭР) в формате неустойчивой экономики. В целях результативного воздействия на данную взаимообусловленность возникает необходимость решения следующих первостепенных задач:
1) усилить процесс межрегиональной интеграции, что позволит расширить возможности увеличения объема товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за счет диффузии преимуществ межрегионального экономического пространства;
2) оптимизировать систему льготного налогообложения по отношению к субъектам хо-
зяйственной деятельности, увеличивающих валовое накопление основного капитала и долю технологических инноваций в процессе производства, способствующих более полному удовлетворению потребностей населения внутри региона и расширяющих свое влияние за его пределы;
3) обеспечить целенаправленную государственную поддержку в различных его формах для предприятий, инвестирующих в основной капитал, а также установить систему государственных гарантий для юридических и физических лиц, участвующих в инвестиционном процессе;
4) сформировать разумное и оптимальное правовое поле для межрегиональной конкуренции и как следствие создать условия для привлечения инвестиций в основной капитал и стимулировать производителей увеличивать затраты на технологические инновации;
5) организовать свободное перемещение товаров и услуг по всей территории межрегионального пространства, способствуя повышению темпов роста оборота оптовой и розничной торговли;
6) установить спектр индикативных методов управленческого воздействия на факторы, определяющие темпы воспроизводственных процессов и эволюции социально-трудовых отношений в контексте формирования приоритета повышения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций и как следствие увеличения среднедушевых денежных доходов населения региона;
7) определить законодательные рамки регулирования взаимоотношений региональных органов власти и хозяйствующих субъектов в целях достижения оптимальных показателей производства, распределения, обмена и потребления в формате эффективного воспроизводства региональных социально-экономических процессов;
8) создать оптимальные условия экономической и хозяйственной деятельности домашних хозяйств, а также определить критерии предоставления им государственной помощи. Для достижения эффективного сочетания
спектра управленческих воздействий наибольшую взаимообусловленность в контексте изложенных ранее первостепенных задач необходимо в методологическом аспекте учесть следующие принципы [2, с. 10]:
• выбор приоритетов с позиции конечных социально-экономических результатов, интересов всех форм хозяйствования и собственности (в принципе речь идет об эмерджентности, связанной с наличием в сложных системах свойства ценности, которое присуще системе в целом, а не ее отдельным элементам);
• достижение эффекта от взаимодействия всех элементов экономической системы и получение положительного синергетического эффекта (речь идет об обеспечении более высокой общей эффективности по сравнению с суммарной эффективностью частей, взятых отдельно);
• получение мультипликативного эффекта, обусловливающего умножение эффекта в динамике, за счет включения в сферу производства все большего числа отраслей.
Стратегия ЭСЭР региона должна опираться на лидирующую роль региональной власти и отражать спектр возможностей в управлении процессом морфогенеза эффективных региональных структур и функциональных взаимосвязей в рамках механизма государственного регулирования экономики.
Известный экономист Дж. М. Кейнс как сторонник вмешательства государства в экономику указывал на то, что действие рыночных сил может оказаться недостаточным для обеспечения полной занятости и сбалансированности экономики [3]. И государственное регулирование, по его мнению, единственное и действенное средство, которое дает возможность не только избежать полного разрушения существующих экономических норм, но и является одним из главных условий взаимоувязывания экономических и социальных факторов для успешной реализации личной инициативы.
В современных условиях основной формой влияния государства на ход и меру социально-экономического развития регионов РФ является комплекс мероприятий, обоснованный и систематизированный в государственной региональной политике.
Региональная политика — это такой механизм, в результате действия которого реализуются интересы государства в отношении регионов, интересы самих регионов методами и способами, учитывающими специфику региональных систем [9, с. 79]. Под региональной политикой понимают системную деятельность органов законодательной и исполнительной власти в конкретных исторических условиях, направленную на удовлетворение экономических и социальных требований общества, вызванных интересами классов и социальных групп населения (прежде всего в экономическом развитии и как следствие в социальной сфере) в целях обеспечения устойчивого развития и сохранения социальной стабильности в стране [7, с. 3]. При этом глобальной целью региональной экономической политики является достижение более эффективного и равномерного распределения экономической активности на территории страны [1, с. 66].
Для оптимизации процесса достижения целевых ориентиров региональной политики необходимо ее рационально абстрагировать и материализовать в форме многоуровневой таксономии, вбирающей в себя как минимум:
первый уровень — максимизация формы представления сопряженных экономических индикаторов (ВРП, среднедушевые доходы и т. д.);
второй уровень — оценка региональной эффективности развития, межрегиональной конвергенции среднедушевых доходов, обеспечение минимальных стандартов общественных и социальных услуг всем гражданам;
третий уровень — целевая ориентация региональной политики в направлении с целями общенациональной политики, такими как рост, эффективность, равенство, стабильность, качество жизни.
Реализация региональной социально-экономической политики по повышению ЭСЭР регионов региональными и муниципальными органами власти осуществляется в зависимости от собственных возможностей (доходов), а также дотаций, субсидий из вышестоящих бюджетов. Помимо расходов федерального и регионального бюджетов в РФ действует спектр целевых программ, например Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии
- 25
регионов Российской Федерации (2002—2010 годы и до 2015 года)» [8]. Основными целями программы являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2015 г. в 2 раза [4, с. 28].
Системное представление процесса организационного развития административно-территориальных образований РФ позволяет связать разные уровни подсистем региона в единую иерархическую систему управления и определить приоритеты на уровне стратегического управления процессом на его самых первых этапах. При этом вектором социально-экономического развития региона, определяющим спектр стратегических приоритетов в процессе обеспечения ЭСЭР региона, должна стать эффективная промышленная политика, направленная на достижение макроэкономической и политической стабильности, экспортной ориентации, эффективного развития и применения трудовых ресурсов. Выбор того, на что могут быть направлены эти меры, обусловливается общей ориентацией экономики региона, спецификой моделей экономического роста и взаимосвязанными общими принципами промышленной политики.
Необходимо фокусирование инвестиционных потоков на высокотехнологичные производства, что является единственной возможностью создать постоянные рабочие места и адекватные источники доходов, хотя бы для того, чтобы предупредить массовую нищету и социальные взрывы. Одновременно необходим начальный толчок со стороны правительства, чтобы запустить процесс, т. е. сдвинуть экономику, основанную на извлечении рентной прибыли с точки «неудовлетворительного равновесия» [9, р. 412].
По мнению Д. С. Львова, «сегодня наиболее актуальными становятся задачи определения новых стратегических приоритетов промышленной политики» [5, с. 65—66]. Главная стратегия — эффективное использование имеющегося научно-технического потенциала, как в интересах регионов, так и в интересах страны.
Следовательно, для решения задачи повышения ЭСЭР регионов РФ целесообразно проведение мероприятий по следующим основным направлениям:
1) переориентация промышленных предприятий на применение и развитие инновационных технологий, разработанных региональными инновационными центрами;
26 -
2) повышение научного уровня и практической эффективности управления региональных органов власти в сфере промышленного производства в целях формирования единого экономического пространства и обеспечения промышленной безопасности региона;
3) селективная государственная поддержка деятельности промышленности и активизация роли региональных органов власти в сфере развития промышленной инфраструктуры;
4) оптимальное приведение производственных мощностей к численности работающих в соответствии с требованиями рынка, реструктуризация промышленности, улучшение инвестиционной привлекательности предприятий;
5) стимулирование деятельности по созданию в регионе новых и эффективных рабочих мест, снижению налоговой нагрузки на производителя;
6) формирование единой технологической базы региона в контексте стимулирования процессов создания инновационных технологий;
7) совершенствование процессов и процедур дальнейшей приватизации и санации, управления государственной собственностью в регионе, интеллектуальной собственностью на уровне предприятий и организаций;
8) решение вопроса по эффективному поддержанию и развитию мобилизационных мощностей региона, нормализации объемов оборотного капитала;
9) реорганизация банковской деятельности в интересах развития промышленности региона;
10) развитие аналитических и маркетинговых исследований в регионе;
11) уточнение состава базовых отраслей промышленности в регионе, выделение новых, прогрессивных и депрессивных отраслей (подотраслей);
12) формирование уточненной базы данных предприятий и организаций различных форм собственности в сфере материального производства;
13) сертификация производств, повышение уровня конкурентоспособности промышленной продукции;
14) разработка механизмов поддержки регионального товаропроизводителя, которые дали бы ему возможность расширить свое присутствие на внутрирегиональном рынке;
15) дальнейшее развитие и совершенствование правового поля, в формате которого функционирует промышленность региона.
В рамках задачи повышения ЭСЭР регионов РФ необходимо принять дополнительные меры по решению проблемы неэффективного собственника. Требуется разработать и внедрить нормативно-правовые акты смены неэффективного собственника, учитывающие рыночные механизмы.
Права собственности на средства производства в условиях рыночной экономики должны не только быть защищены законом, но и подтверждаться адекватностью (состоятельностью, квалификацией, уровнем социальной ответственности и т. д.) владеющим данной собственностью субъектом. Собственность является структурной частью экономики, обладающей естественным свойством в процессе взаимодействия образовывать некое количество функций, которые в свою очередь ведут к образованию новых структур и, стало быть, новых функций. Следовательно, при эффективном собственнике в полной мере формируется и развивается целостная структура экономики.
Стратегия перехода к ЭСЭР регионов РФ должна обеспечить:
1) достижение научно обоснованных показателей качества жизни населения, развитие социальной активности граждан, рациональное планирование семьи, увеличение масштабов и оптимизацию структуры личного потребления, доступность и паритетность возможностей населения в получении образования и медицинской помощи, социальную защиту престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения;
2) сохранение и восстановление естественных экосистем, стабилизацию и улучшение качества окружающей среды, снижение сбросов и выбросов вредных веществ в водные объекты и атмосферу, сокращение образуемой массы отходов, особенно токсичных, организация их переработки и утилизации;
3) формирование новой этики путем выработки сознательного отношения к биосфере как фундаменту жизни, соблюдения законов ее развития, а также вытекающих из них ограничений и запретов;
4) создание социально и экологически эффективной экономики, обеспечивающей достойный уровень жизни людей, конкурентоспособность продукции, гибкость и быструю адаптацию к изменениям рыночной конъюнктуры и экологической ситуации;
5) формирование этики эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни.
Особенности процесса разработки и реализации стратегии перехода к ЭСЭР регионов РФ определяются глубиной исследования проблемы и, следовательно, должны рассматриваться как минимум на следующих уровнях:
> общероссийский — предусматривается обеспечение оптимальной специализации регионов в интересах национальной экономики, сохранение экономической целостности страны, сглаживание противоречий между федеральным центром и регионами и между группами регионов;
> межрегиональный — выделяются приоритетные проблемы территориального (локального) развития, и определяются возможные последствия для различных групп субъектов Федерации при выбранных вариантах решения, а также наиболее целесообразные коллективные действия, направленные либо на снижение потерь в результате воздействия процессов природного характера, либо на получение дополнительного эффекта;
> региональный — разрабатываются меры по стабилизации социально-экономического положения, усилению комплексного развития хозяйства региона на базе рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов, формированию собственной дееспособной экономической базы, созданию и развитию полюсов роста;
> муниципальный — важнейшим направлением является формирование финансово-экономической базы муниципальных образований, достаточной для поддержания и развития социальной инфраструктуры, а также бюджетного обеспечения сферы обслуживания и неработающего населения. Генеральным направлением ЭСЭР регионов
РФ должно стать эффективное использование социально-экономического потенциала. Рассмотрим основные детерминанты, обеспечивающие возможность реализации генерального направления ЭСЭР регионов РФ.
В стратегии перехода к ЭСЭР регионов РФ следует выделить приоритетные направления социальной политики:
1) демографическая политика и семья;
2) образование и права человека;
3) борьба с преступностью;
4) качество жизни и социальная справедливость;
5) интересы молодежи, женщин, семьи, пенсионеров, инвалидов;
- 27
6) рынок труда и трудовые отношения;
7) социальное страхование и пенсионное обеспечение;
8) здравоохранение и здоровый образ жизни;
9) культура.
Существует необходимость создания целесообразной и эффективной региональной системы социального страхования на принципах партнерства в целях обеспечения:
• ответственности государства и общества за бережное отношение к человеку и его социальным правам;
• государственных гарантий, связанных с социальным страхованием;
• ответственности страхователя и страховщика за обеспечение прав застрахованных лиц;
• личной ответственности работников за их материальное благополучие, сохранение своего здоровья и трудоспособности.
В экономике Чувашской Республики назрела острая необходимость активизировать процесс обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантирующее возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им своих обязанностей по трудовому договору (контракту), обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Содержанием деятельности по преобразованию системы социального страхования является восстановление принципов, изначально присущих страховой форме социального обслуживания населения:
• социальная доступность страхования всем слоям населения;
• фондовая организация средств;
• создание регионального фонда социального страхования;
• эквивалентность поступающих страховых взносов и платежей и расходов, связанных с выполнением обязательств перед застрахованными;
• целевое использование средств страховых фондов;
• самоуправляемость фондов;
• возможность капитализации средств.
В целях стабилизации социальных процессов и расширения границ социальной политики необходима активизация мер в области занятости трудоспособного населения, включающая:
• региональную политику целенаправленного создания новых рабочих мест во всех секто-
28 -
рах экономики, на предприятиях всех форм собственности с помощью индикативного регулирования;
• обучение и переобучение работников в соответствии с быстро меняющимися потребностями рынка, профессиональная ориентация молодежи, впервые вступающей на рынок труда, и прочие формы обучения;
• создание эффективных механизмов содействия высвобождаемым работникам и безработным в трудоустройстве, непосредственного и активного взаимодействия служб занятости с работодателями;
• расширение видов общественных работ с учетом качественного состава безработных граждан и социально-экономических потребностей регионов;
• развитие малого и среднего бизнеса с помощью системы налоговых льгот и кредитной поддержки, предоставления государственных гарантий, системы обучения предпринимателей, предоставления информационных услуг. В стратегии перехода к ЭСЭР регионов России
следует выделить пенсионную систему как конвергентную сферу социально ориентированной экономики. Необходимо обеспечить координацию федеральных, региональных органов власти пенсионного фонда и институциональных структур, обеспечивающих страхование пенсионных накоплений для создания условий эффективного функционирования пенсионной системы.
В условиях неустойчивой экономики назрела необходимость обозначить спектр основных проблем здравоохранения и наметить пути решения задачи обеспечения его эффективного развития, используя механизм:
1) предоставления населению качественной бесплатной помощи для восстановления и поддержания здоровья в более короткие сроки;
2) увеличений объема и улучшения качества медицинской профилактики и помощи, в том числе первичной медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
3) повышения эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
4) участия населения в решении вопросов охраны здоровья;
5) повышения уровня квалификации медицинских работников.
Приоритетным направлением развития здравоохранения должно стать создание оптимальной и результативной структуры института семейной врачебной практики, а также расширение соци-
альной базы здравоохранения и популяризация здорового образа жизни.
Основой образовательного процесса должна стать концепция о развитии мира в контексте единого целого представления о развитии человечества как части процесса взаимодействия общества и природы. При этом национальная доктрина образования должна укрепить в общественном сознании представление об образовании и науке как об определяющих факторах развития современного российского общества.
Реализация стратегии перехода к ЭСЭР регионов РФ должна базироваться на адекватных научных подходах. При этом высокий уровень научно-технического потенциала является необходимым требованием формирования среды для эффективного социально-экономического развития региона.
В настоящее время претворяются в жизнь три последовательных этапа научно-технического развития на уровне регионов РФ.
Первый этап — переориентация научно-технического потенциала региона на решение задач по сокращению технологического отставания от среднероссийского показателя, ликвидация прямых угроз научно-техническому потенциалу.
Второй этап — ликвидация технологического разрыва между отсталыми и промышленно развитыми регионами.
Третий этап — обеспечение перехода на траекторию эффективного технологического развития при последовательном повышении удельного веса критериев сохранения и восстановления природной среды, улучшения качества жизни. Основу третьего этапа составляют два основных принципа.
1. Гармонизация человеческой жизни — социо-логизация технологий и экологизация производства.
2. Придание особой значимости процессам разработки и реализации высоких технологий (нанотехнологий), направленных на управление природными ресурсами, сбережение и восстановление окружающей природной среды.
В данном контексте на уровне регионов РФ необходимо обеспечить оптимальность процесса интеграции науки и высшей школы, для чего необходимо принять следующие меры:
1) развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых в вузах, НИИ, РАН;
2) взаимодействие академической науки с образовательным процессом в вузах;
3) формирование информационной основы фундаментальных исследований и развитие опытно-экспериментальной базы;
4) создание престижных условий для проведения фундаментальных исследований в вузах. На региональном уровне должны быть разработаны и реализованы новые формы финансирования науки, а также обеспечены объемом финансовых и материальных ресурсов не менее 10 % ВРП.
Важнейшими целями культурной политики регионов РФ должны стать:
• сохранение и развитие культурного потенциала общества, национальных традиций, культурного разнообразия этносов регионов;
• сохранение единого многонационального культурного пространства страны и создание условий для интеграции культуры РФ в мировое культурное пространство;
• обеспечение разнообразия культурной жизни и доступности услуг учреждений культуры для всех социальных слоев населения.
В современных условиях актуализируется проблема экологизации производственной деятельности. Экологизация — процесс, ориентированный на сохранение и улучшение качества природной среды посредством последовательного внедрения технологических, управленческих, юридических и других систем, позволяющих повысить эффективность использования естественных ресурсов и снизить антропогенную нагрузку на природную среду.
Наиболее важным принципом стратегии перехода к ЭСЭР регионов РФ является сбалансированный паритет экономических и экологических интересов общества — «экологизация» общественного сознания.
Обозначим спектр действий для решения проблемы экологизации:
1) экологизация структурной перестройки экономики — максимальное исключение из сферы производства и потребления вредных продуктов;
2) формирование оптимальной и результативной системы экономических воздействий на процесс экологизации производства:
• экологизация налогообложения — переход от косвенного налогообложения к прямому природно-ресурсному (рентные платежи);
• кредитная политика — введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности предприятия;
3) использование негосударственных источников финансирования охраны природной среды (квоты на выбросы и экологическое страхование);
4) развитие рынков экологических услуг, экологически чистой продукции, технологий, оборудования;
- 29
5) экологизация законодательства и правовой базы. Необходимо выделить природные ресурсы в особую правовую категорию;
6) экологизация образования и воспитания населения.
В условиях неустойчивой экономики межрегиональное разделение труда прямо предъявляет к региону требование о специализации на наиболее эффективных производствах (промышленная политика).
Развитие оптимальной региональной промышленной системы и ее инфраструктуры повысит эффективность экономики региона и увеличит его инвестиционную привлекательность. Приток инвестиций, в свою очередь, позволит успешно решить региональную проблему эффективного социально-экономического развития.
В целях повышения результативности стратегии перехода к ЭСЭР регионов РФ необходимо придерживаться требований (технического стандарта) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ (см. таблицу) [6].
Исходя из ранее изложенных положений, стратегия перехода к ЭСЭР регионов РФ должна стать базисом для формирования целевых программ развития как отдельных элементов регионального хозяйства, так и региона в целом. В процессе выбора стратегических приоритетов обеспечения ЭСЭР регионов РФ необходимо определиться с возможностью оптимизации структурно-функциональной формы региона, способностью его структурных элементов создавать новые функциональные взаимосвязи, продуцируя дальнейшее развитие региональной социально-экономической системы. Следовательно, естественным условием ЭСЭР региона является определение полюсов роста (кластеров), способных динамично развивать региональную экономику, обеспечивая расширение структурно-функциональных связей и гарантированный рост социально-экономических показателей.
При определении приоритетов в процессе развития региона необходимо учитывать стратегию промышленной политики РФ и ее конечную цель — обеспечение благосостояния членов общества.
Требования (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ (утверждены приказом Министерства регионального развития РФ от 27.02.2007 № 14)
Этап Положения
1. Сущность стратегии социально-экономического развития Стратегия социально-экономического развития представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти. Стратегия направлена на обеспечение социально-экономического развития региона с учетом государственной политики РФ. Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала региона
2. Цели разработки стратегии Определение приоритетных направлений и целей развития региона на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет). Оценка потенциала социально-экономического развития региона. Согласование и установление взаимосвязи между краткосрочной политикой и долгосрочными стратегическими приоритетами развития региона. Обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей бизнеса и общественных организаций. Обеспечение согласованности действий федеральных и региональных органов государственной власти
3. Терминология Внешние факторы развития — не зависящие от действий региональных властей и бизнеса условия, оказывающие существенное влияние на развитие региона. Внутренние факторы развития — ресурсы и потенциал, на базе которых регион строит свою стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов. Риски — направления и факторы, из-за которых прогнозируется существенное ухудшение социально-экономической ситуации в регионе. Ресурсы — материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы региона. Территориальный отраслевой кластер — сеть поставщиков и потребителей, связанная цепочкой формирования добавленной стоимости и локализованная на определенной территории. Сценарии — различные варианты развития региона, которые зависят от сочетания внешних факторов, действующих на регион. Приоритетные направления развития региона — направления деятельности органов управления региона, на реализацию которых должны быть сфокусированы основные усилия администрации, финансовые ресурсы и для осуществления которых необходимы совместные усилия органов власти федерального, регионального и местного уровней
Окончание таблицы
Этап Положения
4. Содержание стратегии и методические требования к ее разработке Стратегия должна отражать: 1. Проблемы и приоритеты развития региона. В стратегии должны быть представлены существующее состояние, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития региона как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления. Процесс разработки стратегии должен включать: а) выявление и анализ основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом региона в средне- и долгосрочной перспективе; б) комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона. в) разработку двух-трех наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу — сценарный анализ должен осуществляться с использованием многофакторной модели, обязательно должен быть рассмотрен инерционный сценарий; г) выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей региона; д) выбор целевого сценария развития региона на основании оценки рисков и ресурсных возможностей региона; е) разработку системы приоритетных направлений развития региона в рамках выбранного целевого сценария. 2. Приоритетные направления деятельности, цели и задачи органов государственной власти региона. В рамках стратегии разрабатываются приоритетные направления, цели и задачи деятельности органов государственной власти региона на долгосрочную перспективу. На основании анализа ограничений и ресурсной обеспеченности органов государственной власти разрабатывается система мер государственного управления, нацеленная на обеспечение социально-экономического развития региона в соответствии с определенным в рамках стратегии целевым сценарием и приоритетными направлениями деятельности органов управления. Стратегия должна включать: а) разработку системы приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти региона, которые должны быть взаимоувязаны с целевым сценарием и приоритетными направлениями развития и должны согласовываться с основными положениями и направлениями политики социально-экономического развития, проводимой и декларируемой Правительством РФ; б) анализ и оценку ограничений, связанных с реализацией поставленных целей и задач и ресурсных возможностей органов государственной власти региона; в) разработку системы мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач, осуществляемых на уровне органов государственного управления региона; г) установление общих параметров бюджетного финансирования мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач. 3. Механизмы реализации стратегии. В стратегии должны содержаться указания на основные механизмы реализации, такие как: а) экономическая политика органов власти региона; б) бюджет региона; в) механизм государственно-частного партнерства; г) региональные целевые программы; д) система инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета. Стратегия должна содержать систему индикативных показателей оценки деятельности органов государственной власти региона с установленными целевыми показателями. Система индикативных показателей разрабатывается как инструмент контроля, количественной оценки и управления деятельностью органов государственной власти региона по реализации мер государственного управления. Система показателей должна согласовываться с целями и задачами, реализуемыми органами государственной власти региона В рамках стратегии должны устанавливаться лимиты финансирования, которые следует разделять по приоритетным направлениям и отдельным мерам государственного управления. Лимиты финансирования утверждаются региональными органами законодательной власти и согласуются с органами федеральной власти. Их нарушение в процессе реализации стратегии должно вести к корректировке стратегии. Процедура корректировки предполагает анализ причин и факторов, действие которых привело бы к нарушению установленных лимитов, и согласование и утверждение скорректированных содержательных частей и лимитов с региональными и федеральными органами власти. По итогам согласования документа с органами федеральной власти стратегия может являться основанием для заявок региональных органов власти на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из средств федерального бюджета
5. Согласование стратегии и механизмы контроля
Промышленная политика РФ должна стать частью структурной политики, которая предполагает выделение приоритетных направлений промышленной деятельности, секторов или отраслей, развитие которых необходимо в первую очередь в силу их влияния на экономическую ситуацию в целом.
В целях оптимизации процесса использования ограниченных региональных ресурсов и обеспечения наибольшей социальной ориентированности экономики РФ необходимо корректно определить стратегические направления перехода к эффективному развитию региона. При этом стратегия перехода к ЭСЭР регионов РФ должна обеспечить достижение научно обоснованных показателей качества жизни населения, сохранение и восстановление естественных экосистем, создание социально и экологически эффективной экономики, формирование этики эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни.
Список литературы
1. Доничев О., Москвичев П. Тенденции региональной экономики (на примере Ульяновской области) // Экономист. 2006. № 5. С. 66—72.
2. Зельднер А. Г. Приоритеты в стратегии экономического роста России // Экономические науки. 2005. № 1. С. 7-18.
3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. Н. Н. Любимова, под ред. Л. П. Куракова. М.: Гелиос АРВ. 2002.
4. Кузнецов А., Кузнецова О. Федеральные инвестиции в регионах: актуальные проблемы и подходы к их решению // Российский экономический журнал. 2006. № 9-10. С. 28-39.
5. Львов Д. Управление научно-техническим развитием // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 3. С. 63-67.
6. Министерство регионального развития РФ: официальный сайт. URL: http://www.minregion. га.
7. Росляк Ю. В. Становление новой системы прогнозов и программ социально-экономического развития регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 7. С. 3-6.
8. Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)»: постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 (с изменениями от 03.12.2004, 22.06.2006).
9. Юрина Е. А. Уровни и приоритеты региональной политики и управления в регионе // Экономические науки. 2007. № 2. С. 79-81.
10. Murphy K, Shleifer A., Vishny R. Why Is the RentSeeking So Costly to Growth? // American Economic Review. 1993. Vol. 83, No. 2. P. 409-414.
Нужны статьи
в электронном виде?
На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.
Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.
Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru
дЕньги@так.гиЕ II msm
V/SA
ilndex
money-yandex-ru