ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ И ФОРМИРОВАНИЕСТРАТЕГИИ ПЕРЕХОДА К ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ЧУВАШСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
В. В. СМИРНОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики
E-mail: [email protected] Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова
Рассмотрена возможность и определены задачи по оптимизации структурно-функциональной формы региона, выделена многоуровневая система целевых показателей, установлен вектор социально-экономического развития региона и раскрыты принципы его построения, показан комплекс конвергентных мер и мероприятий по повышению эффективности развития региона, выделены особенности процесса разработки и реализации стратегии перехода к эффективному социально-экономическому развитию.
Ключевые слова: исследование, приоритет, развитие, регион, стратегия, структура, формирование, функция, эффективность.
В процессе выбора стратегических приоритетов социально-экономического развития Чувашской Республики (ЧР) необходимо определиться с возможностью оптимизации структурно-функциональной формы региона, способностью его структурных элементов создавать новые функциональные взаимосвязи, продуцируя дальнейшее развитие региональной социально-экономической структуры.
Естественным условием для эффективного развития ЧР является определение полюсов роста (кластеров), способных динамично развивать региональную экономику, обеспечивая расширение структурно-функциональных связей и гарантированный рост социально-экономических показателей.
В целях качественного формирования приоритетных направлений социально-экономического развития ЧР в условиях неустойчивой экономики необходимо решить следующие задачи:
1) усилить процесс межрегиональной интеграции и повысить качество формируемого экономического пространства;
2) снизить уровень дифференциации социально-экономического развития относительно соседних регионов;
3) обеспечить свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы по всей территории межрегионального пространства;
4) создать равные условия для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов;
5) обеспечить равные конкурентные условия в хозяйственной деятельности и определить критерии предоставления государственной помощи;
6) организовать условия для развития экономико-правовой среды местного самоуправления.
В методологическом аспекте при обосновании приоритетов необходимы [2, с. 10]:
• выбор приоритетов с позиции социально-экономических конечных результатов, интересов всех форм хозяйствования и форм собственности (в принципе речь идет об эмерджентнос-ти, связанной с наличием в сложных системах свойства ценности, которое присуще системе в целом, а не ее отдельным элементам);
• достижение эффекта взаимодействия всех элементов экономической системы с целью получения положительного синергетического эффекта (речь идет об обеспечении более высокой общей эффективности по сравнению с суммарной эффективностью частей, взятых отдельно);
• получение мультипликативного эффекта, определяющего умножение эффекта в динамике,
за счет включения в сферу производства все большего числа отраслей. Стратегия эффективного социально-экономического развития ЧР должна опираться на лидирующую роль региональной власти, способной управлять в рамках механизма государственного регулирования экономики путем создания как новых и эффективных региональных структур, так и функциональных взаимосвязей.
В научном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.) Дж. М. Кейнс (1883— 1946), как сторонник вмешательства государства в экономику, указал на то, что действие рыночных сил может оказаться недостаточным для обеспечения полной занятости и сбалансированности экономики [3]. И государственное регулирование, по его мнению, — единственное и действенное средство, которое дает возможность не только избежать полного разрушения существующих экономических норм, но и является одним из главных условий взаимоувязывания экономических и социальных факторов, для успешной реализации личной инициативы.
Основной формой влияния государства на ход и меру социально-экономического развития регионов является региональная экономическая политика.
Региональная политика — это системная деятельность органов законодательной и исполнительной власти в конкретных исторических условиях, направленная на удовлетворение экономических и социальных требований общества, вызванных интересами классов и социальных групп населения (прежде всего в экономическом развитии и, как следствие, в социальной сфере) в целях обеспечения устойчивого развития и сохранения социальной стабильности в стране [7, с. 3]. При этом глобальной целью региональной экономической политики является достижение более эффективного и равномерного распределения экономической активности на территории страны.
Для оптимизации процесса достижения целевых ориентиров региональной экономической политики ее необходимо абстрагировать в многоуровневую систему целевых показателей:
• первый уровень — максимизация определенных экономических индикаторов (ВРП, среднедушевые доходы ит. д.);
• второй уровень — региональная эффективность, межрегиональная конвергенция среднедушевых доходов, обеспечение минимальных
стандартов общественных и социальных услуг всем гражданам; • третий уровень — цели региональной политики должны совпадать с целями общенациональной политики, такими как рост, эффективность, равенство, стабильность, качество жизни. Реализация региональной социально-экономической политики по повышению эффективности развития регионов региональными и муниципальными органами власти осуществляется в зависимости от собственных возможностей (доходов) и дотаций, субсидий из вышестоящих бюджетов.
В то же время следует отметить, что помимо расходов федерального и регионального бюджетов, действует ряд целевых программ, например Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002—2010 гг. и до 2015 г.)». Основными целями программы являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 г. в 1,5 раза, а к 2015г. — в2 раза [5].
В Чувашской Республике разработана и действует Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г. [6].
Стратегия базируется на реализации совокупности взаимоувязанных стратегических целей и задач (рис. 1).
Системное представление процесса организационного развития ЧР позволяет связать разные уровни подсистем региона в единую, иерархическую систему управления и определить приоритеты на уровне стратегического управления процессом, на его самых первых этапах.
Вектором социально-экономического развития ЧР, определяющим спектр стратегических приоритетов в процессе обеспечения эффективного развития региона, должна стать эффективная промышленная политика, направленная надости-жение макроэкономической и политической стабильности, экспортной ориентации, эффективного развития человеческих ресурсов. При этом выбор того, на что могут быть направлены эти меры, обусловливается общей ориентацией экономики региона, спецификой моделей экономического роста и взаимосвязанными общими принципами промышленной политики.
Необходимо фокусирование инвестиционных потоков в высокотехнологичные производства,
Повышение уровня и качества жизни населения
I
Повышение материального благосостояния на-
Повышение обеспеченности населения основными видами качественных и безопасных услуг
что является единственной возможностью создать постоянные рабочие места и адекватные источники доходов, хотя бы для того, чтобы предупредить массовую нищету и социальные взрывы. Одновременно необходим начальный «толчок» со стороны правительства, чтобы запустить процесс, т. е. сдвинуть экономику, основанную на извлечении рентной прибыли, с точки «неудовлетворительного равновесия» [9, с. 412].
По мнению Д. С. Львова: «...сегодня наиболее актуальными становятся задачи определения новых стратегических приоритетов промышленной политики» [4, с. 65—66]. Главная стратегия — эффективное использование имеющегося научно-технического потенциала как в интересах регионов, так и в интересах страны.
На основании изложенных аспектов региональной промышленной политики, с целью оптимальной реализации стратегических приоритетов обеспечения эффективного социально-экономического развития ЧР следует рассмотреть возможность исполнения комплекса конвергентных мер:
Главный стратегический приоритет - достижение мировых стандартов жизни населения на основе формирования модели конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста
Обеспечение высоких темпов экономического роста
Повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами
Развитие интеллектуального потенциала и обеспечение доступности качественного образования
Развитие культурного и духовно-нравственного потенциала
Повышение инновационной восприимчивости предприятий
Развитие инвестиционной деятельности
Повышение эффективности агропромышленного комплекса
Формирование делового климата для развития предпринимательства
Формирование благоприятных условий жизнедеятельности
I-
Развитие потенциала транспортной инфраструктуры
Развитие информатизации и телекоммуникационной инфраструктуры
Повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды
Улучшение состояния здоровья населения и развитие здорового образа жизни
Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления
1) для сокращения потребности в дотационных вливаниях (по ЧР данное значение превышает 60 %), организации системы заинтересованности в самостоятельном зарабатывании бюджетных средств и тем самым повышения эффективности социально-экономического развития региона необходимо определить меру структурно-функциональной взаимосвязи элементов, обеспечивающую наибольшее увеличение собственных доходов территориальных бюджетов. При этом региональная политика должна быть направлена на насыщение внутреннего рынка, вследствие чего будет формироваться конкурентная среда, что приведет к повышению активности деятельности хозяйствующих субъектов региона и повышению конвергенции в межрегиональных отношениях;
Рис. 1. Система стратегических целей
2) в целях повышения эффективности управления социально-экономическим развитием регионов и сохранения целостности российского экономического пространства следует разграничить регуляторы и перераспределить нагрузку по выполнению регулирующих функций, сглаживанию региональныхдиспропор-ций с уровня субъектов РФ на федеральный уровень;
3) рост объемов промышленного производства в ЧР должен происходить исключительно за счет повышения производительности труда и при относительном сокращении потребления ресурсов топлива, электроэнергии, сырья и воды;
4) критерием эффективности производственных систем на всех уровнях региональной экономики должна стать рациональная концентрация ресурсов в производствах, ориентированных на новый технологический уклад;
5) государственная инновационная политика должна быть сориентирована на новый уровень ресурсосбережения, рост производительности
12 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ГПбОриЯ 11 Практик?!
труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличения вклада обрабатывающих отраслей;
6) с помощью ресурсосберегающих технологий необходимо сократить производство и потребление невозобновляемых ресурсов (без ущерба для уровня и качества жизни населения), дабы стало возможно повысить долю восполняющихся ресурсов (энергия Солнца, Земли, воды, ветра, интеллектуального потенциала человека) [1];
7) в целях привлечения иностранных капитальных вложений в ЧР необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, повысить эффективность использования трудового и природно-ресурсного потенциалов, повысить уровень экономической развитости региона, а также качественно пересмотреть законодательную базу, обеспечивающую условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов.
Следовательно, для решения задачи повышения эффективности социально-экономического развития ЧР целесообразно проведение мероприятий по следующим основным направлениям:
1) переориентация промышленных предприятий на применение инновационных технологий, разработанных региональными инновационными центрами;
2) повышение научного уровня и практической эффективности управления региональных органов власти в сфере промышленного производства в целях формирования единого экономического пространства и обеспечения промышленной безопасности региона;
3) селективная государственная поддержка деятельности промышленности и активизация роли региональных органов власти в сфере развития промышленной инфраструктуры;
4) оптимальное приведение производственных мощностей, численности работающих в соответствие с требованиями рынка, реструктуризация промышленности, улучшение инвестиционного климата;
5) стимулирование деятельности по созданию в регионе новых, эффективных рабочих мест, снижение налоговой нагрузки на производителя;
6) формирование единой технологической базы региона, стимулирование процессов создания инновационных технологий;
7) совершенствование процессов и процедур дальнейшей приватизации и санации, управления государственной собственностью в регионе, интеллектуальной собственностью на уровне предприятий и организаций;
8) решение вопроса по эффективному поддержанию и развитию мобилизационных мощностей региона, нормализация объемов оборотных средств;
9) реорганизация банковской деятельности в интересах развития промышленности региона;
10) развитие аналитических и маркетинговых исследований в регионе;
11) уточнение состава базовых отраслей промышленности в регионе, выделение новых, прогрессивных и депрессивных отраслей (подотраслей);
12) формирование уточненной базы данных предприятий и организаций различных форм собственности в сфере материального производства;
13) сертификация производств, повышение уровня конкурентоспособности промышленной продукции;
14) разработка механизмов поддержки регионального товаропроизводителя, которые дали бы ему возможность расширить свое присутствие на внутрирегиональном рынке;
15) дальнейшее развитие и совершенствование правового поля, в рамках которого функционирует промышленность региона.
В рамках задачи повышения эффективности социально-экономического развития ЧР необходимо принять дополнительные меры по решению проблемы неэффективного собственника. Требуется разработать и внедрить нормативно-правовые акты смены неэффективного собственника, учитывающие рыночные механизмы.
Права собственности на средства производства в условиях рыночной экономики должны быть не только защищены законом, но и подтверждаться адекватностью (состоятельностью, квалификацией, уровнем социальной ответственности и т.д.) владеющего данной собственностью субъекта.
Собственность — структурная часть экономики, обладающая естественным свойством в процессе взаимодействия образовывать некое количество функций, которые в свою очередь ведут к образованию новых структур и, следовательно, новых функций. Следовательно, при эффективном
собственнике в полной мере формируется и развивается целостная структура экономики.
Таким образом, для оптимальной реализации стратегических приоритетов обеспечения эффективного развития ЧР необходимо в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г. раскрыть сущность развития данного региона в виде системной последовательности взаимообусловленных предложений и мероприятий, изложенныхранее.
С целью оптимизации процесса использования региональных ресурсов для достижения показателей, определенных в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г. [6], необходимо определить стратегические направления перехода к эффективному развитию региона.
Стратегия перехода к эффективному социально-экономическому развитию ЧР должна обеспечить:
1) достижение научно обоснованных показателей качества жизни людей, увеличение средней продолжительности жизни населения, развитие социальной активности граждан, планирование семьи и рационализацию масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей в получении образования и медицинской помощи, социальную защиту престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения;
2) сохранение и восстановление естественных экосистем, стабилизацию и улучшение качества окружающей среды, снижение сбросов и выбросов вредных веществ в водные объекты и атмосферу, сокращение образуемой массы отходов, особенно токсичных, организацию их переработки и утилизации;
3) формирование новой этики путем выработки сознательного отношения к биосфере как фундаменту жизни, соблюдения законов ее развития, а также вытекающих из них ограничений и запретов;
4) создание социально и экологически эффективной экономики, обеспечивающей достойный уровень жизни людей, конкурентоспособность продукции, гибкость и быструю адаптацию к изменениям рыночной конъюнктуры и экологической ситуации;
5) формирование этики эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образажизни.
Особенности процесса разработки и реализации стратегии перехода к эффективному социаль-
но-экономическому развитию ЧР определяются глубиной исследования проблемы, следовательно, должны рассматриваться с учетом взаимообусловленности всех этапов на следующих уровнях:
• общероссийский — обеспечение оптимальной специализации регионов в интересах национальной экономики, сохранение экономической целостности страны, сглаживание противоречий между Центром и регионами и между группами регионов;
• межрегиональный — выделение приоритетных проблем территориального развития и определение возможных последствий для различных групп субъектов Федерации при выбранных вариантах решения межрегиональных проблем, а также наиболее целесообразных коллективных действий, направленных либо на снижение потерь в результате воздействия процессов природного характера, либо на получение дополнительного эффекта;
• региональный — разработка мер по стабилизации социально-экономического положения и усилению комплексного развития хозяйства регионов на базе рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов и предпосылок, создание полюсов роста и формирование собственной дееспособной экономической базы;
• муниципальный — важнейшим направлением является обеспечение финансово-экономической базы городов и муниципальных образований, достаточной для поддержания и развития социальной инфраструктуры и бюджетного обеспечения сферы обслуживания и неработающего населения.
Генеральным направлением эффективного развития ЧР должно стать рациональное использование собственного социально-экономического потенциала.
В стратегии перехода к эффективному социально-экономическому развитию ЧР следует выделить приоритетные направления социальной политики:
1) демографическая политика и семья;
2) образование и права человека;
3) борьба с преступностью;
4) качество жизни и социальная справедливость;
5) интересы молодежи, женщин, семьи, пенсионеров, инвалидов;
6) рынок труда и трудовые отношения;
7) социальное страхование и пенсионное обеспечение;
8) здравоохранение и здоровый образ жизни;
9) культура.
Существует необходимость создания эффективной региональной системы социального страхования на принципах партнерства с целью обеспечения:
• ответственности государства и общества за бережное отношение к человеку;
• государственных гарантий, связанных с социальным страхованием;
• ответственности страхователя и страховщика за обеспечение прав застрахованных лиц;
• личной ответственности работников за их материальное благополучие, сохранение своего здоровья и трудоспособности.
Назрела необходимость активизации процесса обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантирующего возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и обеспечивающего предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Содержанием деятельности по преобразованию системы социального страхования является восстановление принципов, изначально присущих страховой форме социального обслуживания населения:
• социальная доступность страхования всем слоям населения;
• фондовая организация средств;
• создание регионального фонда социального страхования;
• эквивалентность поступающих страховых взносов и платежей и расходов, связанных с выполнением обязательств перед застрахованными;
• целевое использование средств страховых фондов;
• самоуправляемость фондов;
• возможность капитализации средств.
С целью стабилизации социальных процессов и расширения границ социальной политики необходима активизация следующих мер в области занятости трудоспособного населения:
• целенаправленное создание новых рабочих мест во всех секторах экономики региона, на предприятиях всех форм собственности с помощью рычагов кредитной и налоговой политики;
• обучение и переобучение работников в соответствии с быстро меняющимися потребностями рынка, профессиональная ориентация молодежи, впервые вступающей на рынок труда, и прочие формы обучения;
• создание эффективных механизмов содействия высвобождаемым работникам и безработным в трудоустройстве, непосредственного и активного взаимодействия служб занятости с работодателями;
• расширение видов общественных работ с учетом качественного состава безработных граждан и социально-экономических потребностей регионов;
• развитие малого и среднего бизнеса с помощью системы налоговых льгот и кредитной поддержки, предоставления экспертных гарантий, системы обучения предпринимателей, предоставления информационных услуг.
В стратегии перехода к эффективному социально-экономическому развитию ЧР следует выделить пенсионную систему как конвергентную сферу социально ориентированной экономики. Необходимо обеспечить координацию федеральных, региональных органов власти, пенсионного фонда и институциональных структур, обеспечивающих страхование пенсионных накоплений с целью создания условий для эффективного функционирования пенсионной системы.
В условиях неустойчивой экономики назрела необходимость обозначить спектр основных проблем здравоохранения и наметить пути решения задачи обеспечения его эффективного развития в ЧР, используя механизмы:
• предоставления населению качественной бесплатной помощи для восстановления и поддержания здоровья в более короткие сроки;
• увеличения объема и улучшения качества медицинской профилактики и помощи, в том числе первичной медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
• повышения эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
• участия населения в решении вопросов охраны здоровья;
• повышения уровня квалификации медицинских работников.
Приоритетным направлением развития здравоохранения в ЧР должно стать создание оптимальной структуры института семейной врачебной практики, расширение социальной базы здравоохранения и популяризация здорового образа жизни.
Основой образовательного процесса в ЧР должна стать концепция о развитии мира в контексте единого целого представления о развитии человечества как части процесса взаимодействия общества и природы. При этом национальная доктрина образования должна укрепить в общественном сознании представление об образовании и науке как об определяющих факторах развития современного российского общества.
Реализация стратегии перехода к эффективному социально-экономическому развитию ЧР должна базироваться на адекватных научных подходах. При этом высокий уровень научно-технического потенциала является необходимым требованием формирования среды для эффективного социально-экономического развития региона.
В настоящее время претворяются в жизнь три последовательных этапа научно-технического развития на уровне ЧР.
Первый этап — переориентация научно-технического потенциала региона на решение задач по сокращению технологического отставания от среднероссийского показателя, ликвидация прямых угроз научно-техническому потенциалу.
Второй этап — ликвидация технологического разрыва между ЧР и промышленно развитыми регионами РФ.
Третий этап — обеспечение перехода на траекторию эффективного технологического развития при последовательном повышении критериев сохранения и восстановления природной среды, улучшения качества жизни. Основу третьего этапа составляют два основных принципа:
1) гармонизация человеческой жизни — социоло-гизация технологий, экологизация производства;
2) придание особой значимости процессам разработки и реализации высоких технологий, направленных на управление природными ресурсами, их сбережение и восстановление окружающей природной среды.
В данном контексте на уровне ЧР необходимо обеспечить процесс интеграции науки и высшей школы. Для этого необходимо:
1) развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых в вузах и НИИ;
2) взаимодействие академической науки с образовательным процессом в вузах;
3) формирование информационной базы фундаментальных исследований, развитие опытно-экспериментальной базы;
4) создание престижных условий для проведения фундаментальных исследований в вузах.
На региональном уровне должны быть разработаны, предложены и реализованы новые формы финансирования науки — его объем в целом должен быть не менее 8 % ВРП.
Важнейшими целями культурной политики в регионе должны стать:
• сохранение и развитие культурного потенциала общества, национальных традиций, культурного разнообразия этносов республики;
• сохранение единого многонационального культурного пространства страны и создание условий для интеграции культуры ЧР в культурное пространство РФ и мирового пространства;
• обеспечение разнообразия культурной жизни и доступности услуг учреждений культуры для всех социальных слоев населения.
В современных условиях в ЧР существует проблема экологизации производственной деятельности. Экологизации как ориентированного на сохранение и улучшение качества природной среды процесса последовательного внедрения систем технологических, управленческих, юридических и других решений, позволяющих повысить эффективность использования естественных ресурсов и снизить антропогенную нагрузку на природную среду.
Наиболее важным принципом стратегии перехода к эффективному социально-экономическому развитию ЧР является сбалансированный паритет экономических и экологических интересов общества — «экологизация» общественного сознания.
Необходимо выделить следующие этапы экологизации:
1) экологизация структурной перестройки экономики — максимальное исключение из производства и потребления вредных продуктов;
2) формирование системы экономических воздействий на экологизацию производства:
• экологизация налогообложения — переход от косвенного налогообложения к прямому природно-ресурсному — рентные платежи;
• кредитная политика — введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности предприятия;
3) использование негосударственных источников финансирования охраны природной среды (квоты на выбросы и экологическое страхование);
4) развитие рынков экологических услуг, экологически чистой продукции, технологий, оборудования;
5) экологизация законодательства и правовой базы. Необходимо выделить природные ресурсы в особую правовую категорию;
6) экологизация образования и воспитания населения.
В условиях неустойчивой экономики межрегиональное разделение труда прямо предъявляет к региону требование специализироваться на наиболее эффективных производствах (промышленная политика).
Развитие оптимальных региональных инфраструктурных систем повысит эффективность экономики региона и, что особенно важно в современных условиях, увеличит инвестиционную привлекательность. Приток инвестиций в свою очередь позволит успешно решить региональную проблему эффективного социально-экономического развития.
Для повышения результативности стратегии перехода к эффективному социально-экономическому развитию ЧР необходимо придерживаться
требований (технического стандарта) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ (см. таблицу) [8].
Размещение объектов приоритетных направлений развития на территории ЧР в соответствии с преимуществами зон инвестиционного потенциала приведено в Законе ЧР «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020г.» [6] (рис. 2).
Исходя из изложенного, стратегия перехода к эффективному социально-экономическому развитию ЧР должна стать базисом для формирования целевых программ развития как отдельных подсистем региональной инфраструктуры, так и региона в целом.
Таким образом, при определении приоритетов в процессе развития региона необходимо учитывать стратегию промышленной политики ЧР и ее конечную цель — обеспечение благосостояния членов общества. Промышленная политика ЧР должна стать частью структурной политики, ко-
Требования (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (утверждены приказом Министерства регионального развития РФ от 27.02.2007 № 14)
Раздел, этап Положения
1. Сущность стратегии социально-экономического развития Стратегия социально-экономического развития представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти. Стратегия направлена на обеспечение социально-экономического развития региона с учетом государственной политики Российской Федерации. Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала региона
2. Цели разработки стратегии Определение приоритетных направлений и целей развития региона на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет). Оценка потенциала социально-экономического развития региона. Согласование и установление взаимосвязи между краткосрочной политикой и долгосрочными стратегическими приоритетами развития региона. Обеспечение совместныхдействий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей бизнеса и общественных организаций. Обеспечение согласованности действий федеральных и региональных органов государственной власти
3. Терминология Внешние факторы развития — не зависящие отдействий региональных властей и бизнеса условия, оказывающие существенное влияние на развитие региона. Внутренние факторы развития — ресурсы и потенциал, на базе которых регион строит свою стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов. Риски — направления и факторы, из-за которых прогнозируется существенное ухудшение социально-экономической ситуации в регионе. Ресурсы — материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы региона. Территориальный отраслевой кластер — сеть поставщиков и потребителей, связанная цепочкой формирования добавленной стоимости и локализованная на определенной территории. Сценарии — различные варианты развития региона, которые зависят от сочетания внешних факторов, действующих на регион. Приоритетные направления развития региона — направления деятельности органов управления региона, на реализацию которыхдолжны быть сфокусированы основные усилия администрации, финансовые ресурсы и для осуществления которых необходимы совместные усилия органов власти федерального, регионального и местного уровня
Окончание таблицы
Раздел, этап Положения
4. Содержание стратегии и методические требования к ее разработке Стратегия должна отражать: 1) проблемы и приоритеты развития региона — должны быть представлены существующее состояние, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития региона как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления. Процесс разработки Стратегии должен включать: а) выявление и анализ основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом региона в средне- и долгосрочной перспективе; б) комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона; в) разработку 2—3 наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу — сценарный анализ должен осуществляться с использованием многофакторной модели, обязательно должен быть рассмотрен инерционный сценарий; г) выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей региона; д) выбор целевого сценария развития региона на основании оценки рисков и ресурсных возможностей региона; ж) разработку системы приоритетных направлений развития региона в рамках выбранного целевого сценария; 2) приоритетные направления деятельности, цели и задачи органов государственной власти региона на долгосрочную перспективу. На основании анализа ограничений и ресурсной обеспеченности органов государственной власти разрабатывается система мер государственного управления, нацеленного на обеспечение социально-экономического развития региона в соответствии с определенным в рамках Стратегии целевым сценарием и приоритетными направлениями деятельности органов управления. Стратегия должна включать: а) разработку системы приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти региона, которые должны быть взаимоувязаны с целевым сценарием и приоритетными направлениями развития и должны согласовываться с основными положениями и направлениями политики социально-экономического развития, проводимой и декларируемой Правительством РФ; б) анализ и оценку ограничений, связанных с реализацией поставленных целей и задач и ресурсных возможностей органов государственной власти региона; в) разработку системы мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач, осуществляемых на уровне органов государственного управления региона; г) установление общих параметров бюджетного финансирования мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач; 3) механизмы реализации Стратегии: а) экономическая политика органов власти региона; б) бюджет региона; в) механизм частно-государственного партнерства; г) региональные целевые программы; д) система инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета. Стратегия должна содержать систему индикативных показателей оценки деятельности органов государственной власти региона с установленными целевыми показателями. Система индикативных показателей разрабатывается как инструмент контроля, количественной оценки и управления деятельностью органов государственной власти региона по реализации мер государственного управления. Система показателей должна согласовываться с целями и задачами, реализуемыми органами государственной власти региона
5. Согласование Стратегии и механизмы контроля В рамках Стратегии должны устанавливаться лимиты финансирования, которые следует разделять по приоритетным направлениям и отдельным мерам государственного управления. Лимиты финансирования утверждаются региональными органами законодательной власти и согласуются с органами федеральной власти. Их нарушение в процессе реализации Стратегии должно вести к корректировке Стратегии. Процедура корректировки предполагает анализ причин и факторов, действие которых привело бы к нарушению установленных лимитов, и согласование и утверждение скорректированных содержательных частей и лимитов с региональными и федеральными органами власти. По итогам согласования документа с органами федеральной власти Стратегия можетявляться основанием для заявок региональных органов власти на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из средств федерального бюджета
Машиностроение
Лщдоао СА-тс*Г
с nci автомобили)
...............в ■
от аш itR^WpöeHne (вагоностроение)
Порецкий район--
Порешил
fltafei иЯеяшя
ангидритов!
комоинат
у am. ■.
] Электроника, электро- и I оптическое обору лова-i ние, машиностроение.
ство и внедрение в ма лых агрофирмах се, скохомйственц биолобавол,
торая предполагает выделение приоритетных направлений промышленной деятельности, секторов или отраслей, развитие которых необходимо в первую очередь в силу их влияния на экономическую ситуацию в целом.
С целью оптимизации процесса использования ограниченных региональных ресурсов и обеспечения наибольшей социальной ориентированности ЧР необходимо корректно определить стратегические направления перехода к эффективному развитию региона. При этом стратегия перехода к эффективному социально-экономическому развитию ЧР должна обеспечить достижение научно обоснованных показателей качества жизни людей, сохранение и восстановление естественных экосистем, создание социально и экологически эффективной экономики, формирование этики эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни.
Сформулированные предложения по повышению эффективности социально-экономического развития ЧР, с учетом системы программно-целевых мероприятий по сферам общественного производства, должны оптимизировать процесс эффективного развития региона.
Список литературы
1. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. 204 с.
2. Зелъднер А. Г. Приоритеты в стратегии экономического роста России // Экономические науки, 2005. № 1 (10). С. 7-18.
3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. Н. Н. Любимова; под ред. Л. П. Куракова. М.: Гелиос АРВ, 2002. 352 с.
4. Львов Д. Управление научно-техническим развитием // Проблемы теории и практики управления, 2004. № 3. С. 63-67.
Химический кластео
Кластер «БиоПарк», * объединяющий науч-
но-нселедовательские [ у- ш 11СКИЙ ч |
разработки, производи | t пяйпи т
Научно-¡одственный и ео-иентирован-мгцгскс вокруг <ЖОг«Нурпарекий завод смееевых препаратов»
Эле ктротех 11 и КЕЦнр! строение, производ< лических конструкции
лей, промышленных хоЛо-
7 1 ■ ■ : | , .. -..... ...........^
д ил ь [ I и ков, б ыстро возводи мы х У1 аты р ь" малоэтажных домов по соввсч менмым технологиям, автомат ■ тичсских ремней безопасности, строительство горнообогатительного комбината, \ центр православ1гой культуры/
Рис. 2. Размещение объектов приоритетных направлений развития 4P по инвестиционным зонам
5. О внесении изменений в федеральную целевую программу «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002—2010 годы и до 2015 года)»: постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 737 // Собрание законодательства Российской Федерации, 13.12.2004, № 50, ст. 5072.
6. Официальный портал органов власти Чувашской Республики: официальный сайт. URL: http://www. cap. ru.
7. Росляк Ю. В. Становление новой системы прогнозов и программ социально-экономического развития регионов // Региональная экономика: теория и практика, 2007. № 7 (46). С. 3—6.
8. Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»»: официальный сайт. URL: http://www.csr-nw.ru.
9. Murphy К., Shleifer A., Vishny R. Why Is the RentSeeking So Costly to Growth? // American Economic Review, 1993. Vol. 83, No. 2. pp. 409-414.