Научная статья на тему 'Параметры перехода к эффективному социально-экономическому развитию Чувашской Республики'

Параметры перехода к эффективному социально-экономическому развитию Чувашской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДСИСТЕМ / РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов В. В.

В условиях мирового финансового кризиса основной задачей Правительства Российской Федерации является определение параметров эффективного развития социально-экономической системы. При этом необходимо учитывать федеративное устройство страны и, следовательно, необходимость повышения эффективности развития её подсистем. Определение параметров развития региональных систем повысит эффективность управления экономикой региона и, что особенно важно в современных условиях, увеличит инвестиционную привлекательность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Параметры перехода к эффективному социально-экономическому развитию Чувашской Республики»

ПАРАМЕТРЫ ПЕРЕХОДА К ЭФФЕКТИВНОМУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

в. в. Смирнов,

кандидат экономических наук, доцент Чувашский государственный университет им. И. н. Ульянова

В условиях мирового финансового кризиса основной задачей Правительства Российской Федерации является определение параметров эффективного развития социально-экономической системы. При этом необходимо учитывать федеративное устройство страны и, следовательно, необходимость повышения эффективности развития ее подсистем.

Определение параметров развития региональных систем повысит эффективность управления экономикой региона и, что особенно важно в современных условиях, увеличит инвестиционную привлекательность.

Ключевые слова: кризис, эффективность, развитие, система, регион.

В современных условиях можно выделить следующие предпосылки для организации эффективного управления развитием регионов Российской Федерации:

• переход от планово-директивных методов управления региональным хозяйством к рыночным;

• субъекты Российской Федерации имеют существенные отличия в уровне социально-экономического развития, отраслевой специализации, природно-климатических условиях;

• формирование региональной собственности и в связи с этим разграничение полномочий;

• создание партнерских отношений во взаимодействии между федеральными, региональными и муниципальными уровнями управления;

• изменение условий регулирования и стимулирования функций субъектов регионального управления.

Рассматривая Чувашскую Республику как открытую организацию, необходимо структурировать подход к управлению регионом намного шире,

чем просто на основе процесса прогнозирования, планирования, организации, стимулирования, координации и контроля.

В общем случае Чувашская Республика должна рассматриваться как большая и сложная система, которая включает в себя как простые формы управления (на уровне элементов подсистем региона), так и достаточно сложные с большим спектром управляющих связей. Следовательно, к простым методам управления добавляется управление, основанное на принципах системного подхода, учитывающее специфические условия организации управления Чувашской Республики.

В процессе формирования федеральных и региональных инструментов реализации стратегии развития Чувашской Республики необходимо учитывать следующие принципы:

• самодостаточности — способность региона полностью удовлетворять внутрирегиональный спрос за счет собственных возможностей (предложений);

• самореферентности и автопоэзисности — самосохранение (региональная индивидуальность) и саморазвитие региона за счет внутренних ресурсов;

• региональной специализации — выступает в форме внутренней и внешней функции. Внутренняя функция выражается в приоритетном развитии доминирующих отраслей, с целью удовлетворения собственных потребностей. Внешняя функция специализации региона определяется возможностями реализации продукции и услуг, произведенных в данном административно-территориальном образовании, в другие регионы страны;

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

7

• регионального управления — осуществляется посредством функций управлений: планирования, организации, учета, контроля и регулирования;

• регионального хозяйствования — обеспечение эффективного управления устойчивым развитием инфраструктуры региона;

• экологичности — согласование естественных воспроизводственных циклов биосферы и экономических циклов регионального воспроизводства.

Основные задачи, которые необходимо решить Правительству Чувашской Республики в среднесрочной перспективе, должны сводиться к следующему:

1) предложить перечень мероприятий, реализуемых через отраслевые, функциональные и региональные программы разного уровня и сконцентрировать финансовые средства всех программ на решение ключевых региональных проблем;

2) определить по всей системе разрабатываемых программ наиболее существенные финансовые источники регионального развития;

3) координировать реализацию всех программ как единую систему мероприятий на конкретной территории;

4) обосновать формирование необходимой дополнительной нормативной базы развития региона на конкретный временной период;

5) спрогнозировать рынки сбыта продукции, производимой в регионе;

6) координировать действия федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

7) выделить этапы развития регионов, определить методы и способы решения тех или иных задач на каждом из этапов.

С целью формирования адекватной стратегии перехода к эффективному социально-экономическому развитию Чувашской Республики в условиях нестабильной экономики проведем анализ особенностей развития производственной инфраструктуры, социальной сферы, инвестиционного и инновационного потенциалов.

Особенности развития производственной инфраструктуры в Чувашской Республике. Эффективность развития производственного потенциала Чувашской Республики и его инфраструктуры определяется эффективностью формирования процессов регионального воспроизводства производственных ресурсов (факторов).

В пределах Чувашской Республики существует относительное обособление части хозяйственных

и социальных связей по воспроизводству факторов производства, его фаз и результатов, что позволяет говорить не только о существовании единого регионального воспроизводственного цикла, но и о функционировании в его составе ряда локальных воспроизводственных циклов.

С целью эффективного перехода производственных ресурсов от одной стадии движения к другой необходимо сохранить положительную тенденцию увеличения масштабов производства, объемов продаж и восстановить позиции региональных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. При этом региональными нормативными актами должны определяться приоритетные виды экономической деятельности на территории Чувашской Республики.

Производственная инфраструктура занимает особое место в социально-экономической системе Чувашской Республики, поскольку она исторически и логически образовалась в процессе труда на основе разделения функций на основные и вспомогательные, а в дальнейшем приобрела более широкие масштабы — вплоть до возникновения инфраструктурных отраслей.

Необходимо отметить, что развитие производственной инфраструктуры зависит от специфики отраслей и регионов и формируется в соответствии с изменениями в сфере материального производства. При этом производственная инфраструктура оказывает существенное влияние на эффективность функционирования предприятий в силу участия производственных услуг в создании потребительной стоимости и стоимости продукта основного производства.

Процесс эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики характеризуется не только уровнем развития и степенью согласованности работы отраслей материального производства, но и полнотой удовлетворения их потребностей во вспомогательном производстве, тенденцией развития и воздействия различных факторов.

При выборе ведущей отрасли материального производства Чувашской Республики необходимо определить коэффициент специализации региона:

К СП -

где

Vрегион — объем

регион

платных услуг на душу населе-

ния в регионе; V — объем платных услуг на душу

населения в Российской Федерации; В — ва-

регион

ловой региональный продукт на душу населения в регионе; ВРФ — валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость) на душу населения по субъектам Российской Федерации.

Оценка динамики коэффициента специализации Приволжского федерального округа и Чувашской Республики проведена на основе данных Росстата [13] (табл. 1).

В результате оценки выявлено, что значение коэффициента специализации Чувашской Республики в 1997—1998 гг. меньше единицы, а в 1999— 2005 гг. больше единицы. Данный коэффициент показывает, что деятельность предприятий сферы услуг, в том числе и производственной инфраструктуры после 1998 г. для Чувашской Республики является ее рыночной специализацией.

В то же время значение коэффициента специализации Приволжского федерального округа в 1997—2004 гг. меньше единицы. Следовательно, деятельность предприятий сферы услуг, в том числе и производственной инфраструктуры, для Приволжского федерального округа не является ее рыночной специализацией. При этом незначительное повышение данного показателя в 2005—2006 гг. свидетельствует об увеличении объема платных услуг на душу населения.

Производственная инфраструктура Чувашской Республики — это многоотраслевой комплекс со сложными вертикальными и горизонтальными связями, и поэтому нуждается в координации и поддержке со стороны региональных и федеральных органов власти. Вследствие этого состояние производственной инфраструктуры тесно связано с состоянием институциональной инфраструктуры, определяющим границы развития региона.

Основными институциональными причинами неэффективного функционирования производственной инфраструктуры Чувашской Республики являются:

1) отсутствие ясных нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы прав собственности на приватизированные предприятия;

2) отсутствие региональных институтов по эффективному управлению производственной инфраструктурой.

Анализ системы факторов, влияющих на формирование и развитие производственной инфраструктуры Чувашской Республики, обусловливает необходимость разработки механизма ее совершенствования.

По существу механизм должен представлять собой совокупность обязательных условий и мероприятий, необходимых для формирования адекватной системы производственной инфраструктуры региона рыночным условиям хозяйствования и располагать возможностью оценки ее соответствия потребностям материального производства с целью выработки направления дальнейшего развития.

В условиях нестабильной экономики под влиянием совокупности региональных факторов сформировался современный уровень производительных сил Чувашской Республики, который преимущественно востребован в электроэнергетике, химической промышленности, строительной индустрии, сельском хозяйстве, легкой промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, пищевой промышленности, сфере транспортных услуг региона.

Производственная инфраструктура Чувашской Республики характеризуется ориентацией на обслуживание промышленных предприятий указанных отраслей. Технологии этих предприятий относятся, как правило, к энергоемким, поэтому в регионе высокая потребность в электроэнергетике и топливной промышленности.

В целом для успешного развития отраслей материального производства Чувашской Республики необходимо иметь развитый энергетический комплекс, систему транспорта, преимущественно автомобильного и железнодорожного, развитую систему сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции, налаженную систему складского хозяйства.

В современных условиях поступательное социально-экономическое развитие страны возможно только при проведении действенных преобразований в промышленности. Одним из направлений в данном плане в рамках рыночных отношений является регионализация промышленного производства с установлением действенных межрегио-

Таблица 1

Коэффициент специализации Приволжского федерального округа и Чувашской Республики

Регион Год

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Приволжский федеральный округ 0,708 0,743 0,739 0,778 0,815 0,862 0,866 0,920 1,013 1,011

Чувашская Республика 0,958 0,976 1,144 1,298 1,251 1,304 1,347 1,361 1,428 1,351

нальных связей. Причем важнейшая цель экономики — повышение благосостояния и качества жизни населения — успешнее всего реализуется именно на уровне региона. Это делает крайне актуальным формирование не только федеральной, но и региональной промышленной политики [3, с. 53].

Необходимость формирования и эффективной реализации промышленной политики в Чувашской Республике не вызывает сомнений, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях национальной экономической системы.

Федеральная промышленная политика как комплекс экономических, политических и организационных мер индустриального развития как страны в целом, так и ее регионов в частности, должна определить необходимую структуру и масштабы производства, обеспечивающие эффективное действие его перспективных факторов, а также положений , влияющих на принятие решений в отношении наиболее важных стратегических объектов.

Региональная промышленная политика как комплекс экономических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней среде региона, должна повысить эффективность факторов производства, снизить политические и социальные издержки структурной адаптации социально-экономического комплекса региона.

В Чувашской Республике существует необходимость государственного участия в реконструкции изношенного производственного потенциала, его структурной адаптации, стабилизации воспроизводственных систем как в народнохозяйственном, так и в региональном масштабе. По утверждению А. Татар-кина: «... государство должно не только поддерживать хозяйствующих субъектов, но и формировать приоритеты реализации промышленного потенциала и структурных преобразований» [107, с. 12].

Поскольку режим рыночного саморегулирования сам по себе не способен обеспечить вывод из кризиса производственной сферы, необходимость участия федеральных, региональных и муниципальных органов власти является условием эффективного развития как отдельной отрасли, так и в целом промышленной инфраструктуры региона.

В. В. Путин, будучи Президентом Российской Федерации в 2000—2008 гг., утверждал, что «Необходимо предпринимать активные целенаправленные действия по выработке эффективной промышленной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это важно, в том числе для преодоления сложившихся и усиливающихся диспропорций в развитии регионов» [4].

Реализация региональной промышленной политики предполагает выделение трех уровней стимулирования к развитию промышленного производства.

Первый уровень — взаимодействие предприятий с региональными органами государственного управления через стимулирующую бюджетно-налоговую систему, процентно-ссудную политику и другие инструменты, и формирование на этой основе бюджетных и внебюджетных фондов промышленного развития региона.

Второй уровень — региональное воздействие на производство посредством формирования и реализации региональных программ промышленного развития и их финансирование из имеющихся бюджетных и внебюджетных фондов.

Третий уровень — взаимодействие предприятий региона с федеральными органами государственного управления посредством координации региональной программы промышленного развития с федеральными приоритетами и внесения на этой основе корректив в систему платежей, преференций и стимулов для промышленности региона.

В общем виде экономическая цель развития региональной промышленности формулируется как стремление к повышению эффективности производства за счет улучшения его организации и управления, а также внедрения новых технологий, оборудования, информационных систем [3, с. 56].

Управление развитием социальной сферы в Чувашской Республике. Современная социальная сфера жизни общества, как правило, включает в себя условия труда, здравоохранение, образование, науку, культуру и иные социальные отношения. Их сложно отделить от экономических и политических отношений.

В условиях нестабильной экономики эффективное развитие социальной сферы возможно лишь на основе эффективной системы власти. В то же время обеспечение благополучия и достойной жизни граждан не может быть делом только власти, тем более лишь одного из ее уровней. Эта стратегическая цель требует согласованных действий федерального центра, регионов и бизнеса. Создание правового и организационного механизмов, обеспечивающих такое согласование, — основа стратегии развития государства. Темпы этого развития должны определяться с учетом возможностей и условий согласования и сбалансированности интересов основных субъектов процесса — федерального центра, региональных властей и частного бизнеса.

Реализация социальных целей развития государства предполагает практически работающий правовой, политический и хозяйственный механизмы ответственности власти и основных субъектов экономики за достижение согласованных параметров уровня жизни. Это позволит строго разграничить обязательства и сферы ответственности федерального центра, регионов, органов местного самоуправления, бизнеса и домохозяйств за повышение благосостояния и решение социальных задач.

Реализация социальных целей должна осуществляться в соответствии с концепцией государственной региональной политики, а именно ее составляющей — государственной региональной социальной политики.

При формировании государственной региональной социальной политики на федеральном уровне, как правило, определяются стратегия и идеология развития социальной сферы, разрабатываются задачи и основной механизм ее законодательного регулирования. При этом формы и методы решения региональных задач находятся в компетенции регионов, т. е. четко разграничены функции управления развитием социальной сферы региона, осуществляемые Российской Федерацией и административно-территориальным образованием. Приоритетные направления федерального и регионального финансирования разрабатываются исходя из общей стратегии развития социальной сферы, но учитывая специфические проблемы отдельного региона.

Следовательно, региональная социальная политика должна базироваться на следующих принципах:

• создание условий для сохранения и рационального использования социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;

• определение приоритетных направлений, требующих значительных вложений;

• поиск некапиталоемких или малокапиталоемких вариантов поддержания социальной сферы.

Следует отметить, что современная модель федеральной социальной политики по крайне мере некорректно сориентирована на экономически неподкрепленную передачу все большего числа социальных функций регионам, на перераспределение финансирования социальных расходов из федерального бюджета на региональные бюджеты, а также на доходы и сбережения граждан.

В таком огромном государстве, как Российская Федерация, достижение стабильности и соци-

альной ориентации возможно лишь при условии определенной однородности социального и экономического пространств. Ни о какой устойчивости, сбалансированности и социальном прогрессе в масштабах страны не может быть и речи, если социально-экономические параметры отдельных регионов в несколько раз хуже средних по стране, если относительно стабильные административно-территориальные образования соседствуют с абсолютно депрессивными.

Главная задача государственного регулирования социальных отношений в регионе должна состоять в содействии социальной солидарности и социальной справедливости.

Управление развитием социальной сферы региона следует рассматривать как разрабатываемую и осуществляемую органами власти различного уровня систему мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования контролируемой этими органами власти системы общественных отношений.

Для того чтобы система управления развитием социальной сферы Чувашской Республики могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с объемами реальных ресурсов, иметь адекватный набор мер контролирующего и регулирующего воздействия в соответствии с конкретной ситуацией (условиями). Поэтому система управления развитием социальной сферы Чувашской Республики должна, как минимум, включать следующие блоки: планирования, организации, координации, контроля.

Совокупность элементов блока планирования должна вводить в правовое русло прогнозируемые показатели развития социальной сферы, а также допустимые формы и методы, направления и объекты регионального регулирования. К числу таких элементов относятся Конституция Чувашской Республики и региональные законы, определяющие отношения на уровне региона и их устройство, распределение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и соответствующие социальные обязательства региона, бюджетный процесс и налоговую систему, отношения собственности и ее распределение.

Организационный блок должен определить ту часть финансовых, имущественных, природных и иных ресурсов региона, которые можно выделить на целевое решение социальных проблем, а также

негосударственных ресурсов (средств частных лиц, внешних займов и др.), которые на законном основании могут быть направлены на указанные цели.

Блок координации должен быть по возможности многообразным, структурно неоднородным и включающим в себя десятки конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных блоком планирования и обеспеченных в той или иной степени организационным блоком. Сюда могут быть отнесены различные меры. Прежде всего, это политические решения постоянного или долгосрочного характера, в частности: придание региону особого статуса; установление особых организационно-правовых режимов; предоставление хозяйствующим субъектам временных налоговых льгот и приоритетное предоставление им государственных заказов.

Блок контроля должен включать нормативно-правовые меры всестороннего и постоянного отслеживания хода реализации мероприятий государственного управления социальной сферой, будь то масштабная целевая программа, трансферт или ситуативное решение о поддержке какого-либо градообразующего объекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегия управления инвестиционным процессом в Чувашской Республике. Одной из основных проблем реформирования отечественной экономики и ее развития является недостаток инвестиций в реальный сектор, 60 % основных фондов которого физически и морально устарели. Отсутствие в регионах организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения инвестиционного потенциала субъектов предпринимательской деятельности на мезоуровне и создания благоприят-

11 10

9

° 8 --

7 --

2 --

к

8 Л

2-4 ^4.6 ) /

1.6

О

& = 0,8395

5000 10000 15000 20000 25000

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс.руб.

Рис. 1. Зависимость рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) организаций, всего, в экономике Чувашской Республики от инвестиций в основной капитал в 1998—2006 гг.

ного инвестиционного климата в каждом регионе [11, с. 5].

Развитие экономики невозможно без поглощения финансовых ресурсов, т. е. без притока капитала. Инвестиционный процесс обеспечивает поглощение (приток) инвестиций и компетенций («строительного материала» и «строителей») и потому является системообразующим фактором развития экономики [1].

Управление инвестиционным процессом в условиях нестабильной экономики должно состоять из следующих этапов:

• 1-й этап — анализ текущего состояния инвестиционного процесса, включающий анализ инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска;

• 2-й этап — анализ потребности в инвестициях;

• 3-й этап — определение структуры инвестиций относительно инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска;

• 4-й этап — разработка, выбор и реализация мероприятий, позволяющих повысить инвестиционную привлекательность;

• 5-й этап — контроллинг инвестиций;

• 6-й этап — формирование условий, способствующих изменению параметров социально-экономической системы. Необходимо отметить, что невозможно

достичь высоких темпов развития социально-экономической системы, используя только рыночные механизмы, поэтому возникает необходимость дополнительных регулирующих воздействий со стороны органов управления социально-экономической системой (страной, регионом, отраслью) посредством следующих друг за другом циклов усовершенствования системы управления инвестиционным процессом.

Рассмотрим специфику Чувашской Республики в области освоения инвестиций (рис. 1) [8, с. 17—22, 275], [9, с. 21—25, 373].

Анализ особенности региона в области освоения инвестиций выявил, что зависимость рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) организаций в экономике Чувашской Республики от инвестиций в основной капитал является полиномиальной. Данное явление связано с неспособностью эффективно освоить соответству-

6

5

4

0

0

ющий объем инвестиций и возможностью его нецелевого использования.

Обосновывая изложенную гипотезу, мы утверждаем, что можно определить границы эффективности инвестиций в основной капитал на душу населения в Чувашской Республике — 2,4—4,6 тыс. руб. и в пределах 20,6 тыс. руб. (неясность данного интервала обусловлена ограниченностью объема инвестиций).

Следовательно, сущностью процесса инвестирования должны стать эффективные вложения всех возможных ресурсов в реальный сектор экономики.

Основополагающим условием управления инвестиционным процессом в Чувашской Республике должен стать принцип создания централизованной и иерархической системы, целями которой являются [12, с. 114—116]:

• стимулирование инвестиционной деятельности в регионе;

• повышение инвестиционной привлекательности региона.

На первом уровне рассматривается инвестиционная привлекательность отдельной организации, которая зависит:

• от показателей эффективности деятельности, ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости;

• перспективы развития и возможности сбыта продукции;

• репутации (имиджа) на внутреннем и внешнем рынках;

• рыночного курса акций;

• величины чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.

На втором уровне рассматривается инвестиционная привлекательность отрасли экономики, характеризующая:

• качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции;

• доходность продажи, уровень прибыльности используемых активов, доходность собственных средств и инвестированного капитала;

• технико-экономический уровень производства;

• возможность дальнейшего саморазвития;

• эффективность инвестиций;

• резервы повышения производственного, финансового, инвестиционного, трудового потенциалов.

Третий уровень — развитие региона как самостоятельного звена в экономическом комплексе государства и повышение эффективности реги-

ональной экономики, которое возможно на базе мощного инвестиционного комплекса, обеспечивающего формирование и развитие портфеля результативных бизнес-проектов.

Основная задача инвестиционной политики региона заключается в создании условий для эффективных вложений в его экономику на принципах:

• доброжелательности во взаимоотношениях инвесторов;

• презумпции добросовестности инвесторов;

• сбалансированности публичных и частных интересов;

• открытости и доступности информации для всех инвесторов;

• ясности и простоты инвестиционного процесса;

• равноправия инвесторов;

• объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях;

• неизменности принимаемых решений, поддержки и стимулирования инвесторов [13, с. 183]. Стратегия управления инновационным процессом

в Чувашской Республике. Эффективный экономический рост на основе обеспечения устойчивости развития производительных сил и повышения уровня жизни народа в условиях нестабильной экономики являются для современной России системной, наиважнейшей по значимости задачей.

Инновационная стратегия России требует констатации существующих и разработки новых форм взаимодействия всех субъектов инновационного процесса. В связи с тем, что инновационная политика неотделима от научно-технической, построение иерархической пирамиды должно включать в себя обе составляющих. Но прежде чем обращаться к субъектам научно-технической и инновационной политики, необходимо полное понимание существующих связей научно-технического и инновационного процессов [2, с. 310—312].

Для повышения эффективности инновационной политики необходимо интегрировать составляющие экономического роста, его инновационный механизм, способный не только обеспечивать освоение значительных ресурсов, но и серийно ре-ализовывать проекты высоких технологий. Поэтому финансирование фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ должно быть поставлено в зависимость от результатов их использования. Поскольку внедрение новшеств связано с их значимостью и возможностями предприятий, то целесообразно усилить контроль за использованием новейших научных достижений в инновационных

I

§ &

о

проектах. Необходимо выявить научные разработки, которые способны реально повысить фондовооруженность, обеспечивающую конкурентоспособность исследованиям на мировом уровне [7, с. 38].

В Чувашской Республике качество инновационных процессов, в основном, определяется инвестиционной составляющей (рис. 2) [8, с. 17—22, 258; 9, с. 21—25, 291].

Проведенный анализ доли затрат организаций Чувашской Республики на технологические инновации от инвестиций в основной капитал выявил недостаточный их уровень, как правило, необходимый для воспроизводства востребованной (инновационной) техники и технологий (не менее 25 %), и в конечном итоге производства конкурентоспособной продукции.

Зависимость затрат организаций на технологические инновации от инвестиций в основной капитал Чувашской Республики отражает естественную динамику предприятий депрессивного региона, направленную, в первую очередь, на «простое» обновление основных фондов, используя морально устаревшую технику и технологии.

В данном контексте мы хотели бы выделить мнение Ю. В. Яковца: «...инвестиции и инновации неразрывно связаны, выступают в хозяйственной жизни как близнецы. Возможны инвестиции без инноваций, воспроизводящие без изменений существующую (и, следовательно, стареющую) технологическую базу, но это неизбежно ведет к потере конкурентоспособности продукции. Технологические инновации без инвестиций вообще не осуществимы. Инвестиции без инноваций бессмысленны и опасны, поскольку означают вложение средств в воспроизводство устаревших продуктов и технологий, заведомо обрекая на неконкурентоспособность производимые товары и услуги» [14, с. 107—109].

На основе изложенного мы считаем, что для решения проблемы финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок необходимо реализовать следующие мероприятия: • использовать принцип разделения финансирования. Бюджетные ассигнования на науку должны структурироваться по двум основным направлениям. В отличие от фундаментальных исследований, которые должны полностью финансироваться государством, прикладные

5000

10000

15000

20000

25000

30000

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

Доля затрат организаций на технологические инновации в общем объёме инвестиций в основной капитал, %

Рис. 2. Зависимость затрат организаций на технологические инновации от инвестиций в основной капитал в Чувашской Республике 1998—2006 гг.

разработки должны стимулироваться путем размещения государственных заказов при обязательном привлечении средств, долевом участии непосредственных потребителей конечного научного продукта;

• активизировать работу по привлечению альтернативных финансовых источников, в том числе из средств фондов, промышленных предприятий, банков, международных научных, общественных и гуманитарных организаций, частных лиц;

• ввести налоговые и иные финансовые льготы для предприятий и организаций, вкладывающих средства в НИОКР и инновационные проекты, в том числе путем внесения соответствующих поправок в региональную нормативно-правовую и законодательную базу;

• создать условия для конкурсного распределения средств на научные программы и проекты. Стратегия перехода к эффективному развитию

Чувашской Республики. Стратегия перехода к эффективному развитию Чувашской Республики должна

обеспечить достижение следующих целей:

• достижение научно обоснованных параметров качества жизни людей, увеличение средней продолжительности жизни населения, развитие социальной активности граждан, планирование семьи и рационализацию масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей в получении образования и медицинской помощи, социальную защиту престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения;

• сохранение и восстановление естественных экосистем, стабилизацию и улучшение качества окружающей среды, снижение сбросов и

выбросов вредных веществ в водные объекты и атмосферу, сокращение образуемой массы отходов, особенно токсичных, организация их переработки и утилизации;

• формирование новой этики путем выработки сознательного отношения к биосфере как фундаменту жизни, соблюдение законов ее развития, а также вытекающих из них ограничений и запретов;

• создание социально и экологически эффективной экономики, обеспечивающей достойный уровень жизни людей, конкурентоспособность продукции, гибкость и быструю адаптацию к изменениям рыночной конъюнктуры и экологической ситуации;

• формирование этики эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни. Разработка и реализация стратегии перехода к

эффективному социально-экономическому развитию

Чувашской Республики зависит от глубины исследования проблемы эффективного развития региона и

может осуществляться на следующих уровнях:

• общероссийском — предусматривается обеспечение оптимальной специализации регионов в интересах национальной экономики, сохранение экономической целостности страны, сглаживание противоречий между Центром и регионами и между группами регионов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• межрегиональном — выделяются приоритетные проблемы территориального развития и определяются возможные последствия для различных групп субъектов Федерации при выбранных вариантах решения межрегиональных проблем, а также наиболее целесообразные коллективные действия, направленные либо на снижение потерь в результате воздействия процессов природного характера, либо на получение дополнительного эффекта;

• региональном — разрабатываются меры по стабилизации социально-экономического

положения и усилению комплексного развития хозяйства регионов на базе рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов и предпосылок, создания полюсов роста и формирования собственной дееспособной экономической базы; • муниципальном — важнейшим направлением является обеспечение финансово-экономической базы городов и муниципальных образований, достаточной для поддержания и развития социальной инфраструктуры и бюджетного обеспечения сферы обслуживания и неработающего населения.

Генеральным направлением эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики должно стать максимально эффективное использование собственной социально-экономической базы.

В стратегии перехода к эффективному социально-экономическому развитию Чувашской Республики следует выделить приоритетные направления социальной политики, такие как: демографическая политика и семья; образование и права человека; борьба с преступностью; качество жизни и социальная справедливость; интересы молодежи, женщин, семьи, пенсионеров, инвалидов; рынок труда и трудовые отношения; социальное страхование и пенсионное обеспечение;

здравоохранение и здоровый образ жизни; культура.

Для того чтобы стратегия перехода к эффективному социально-экономическому развитию Чувашской Республики была наиболее результативной, необходимо придерживаться технических стандартов разработки стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» (табл. 2) [6].

Таблица 2

Технические стандарты разработки стратегии социально-экономического развития

субъекта Российской Федерации

№ п/п Технический стандарт Положения

1. Сущность стратегии социально-экономического развития Стратегия социально-экономического развития представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти. Стратегия направлена на обеспечение социально-экономического развития региона с учетом государственной политики Российской Федерации. Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала региона

№ п/п Технический стандарт Положения

2. Цели разработки стратегии Определение приоритетных направлений и целей развития региона на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет). Оценка потенциала социально-экономического развития региона. Согласование и установление взаимосвязи между краткосрочной политикой и долгосрочными стратегическими приоритетами развития региона. Обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей бизнеса и общественных организаций. Обеспечение согласованности действий федеральных и региональных органов государственной власти

3. Терминология Внешние факторы развития — не зависящие от действий региональных властей и бизнеса условия, оказывающие существенное влияние на развитие региона. Внутренние факторы развития — ресурсы и потенциал, на базе которых регион строит свою стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов. Риски — направления и факторы, из-за которых прогнозируется существенное ухудшение социально-экономической ситуации в регионе. Ресурсы — материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы региона. Территориальный отраслевой кластер — сеть поставщиков и потребителей, связанная цепочкой формирования добавленной стоимости и локализованная на определенной территории. Сценарии — различные варианты развития региона, которые зависят от сочетания внешних факторов, действующих на регион. Приоритетные направления развития региона — направления деятельности органов управления региона, на реализацию которых должны быть сфокусированы основные усилия администрации, финансовые ресурсы и для осуществления которых необходимы совместные усилия органов власти федерального, регионального и местного уровней

4. Содержание стратегии и методические требования к ее разработке Стратегия должна отражать: 1. Проблемы и приоритеты развития региона. В Стратегии должны быть представлены существующее состояние, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития региона как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления. Процесс разработки Стратегии должен включать: а) выявление и анализ основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом региона в средне- и долгосрочной перспективе; б) комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона; в) разработку 2—3 наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу — сценарный анализ должен осуществляться с использованием многофакторной модели, обязательно должен быть рассмотрен инерционный сценарий; г) выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей региона; д) выбор целевого сценария развития региона на основании оценки рисков и ресурсных возможностей региона; ж) разработку системы приоритетных направлений развития региона в рамках выбранного целевого сценария. 2. Приоритетные направления деятельности, цели и задачи органов государственной власти региона. В рамках Стратегии разрабатываются приоритетные направления, цели и задачи деятельности органов государственной власти региона на долгосрочную перспективу. На основании анализа ограничений и ресурсной обеспеченности органов государственной власти разрабатывается система мер государственного управления, нацеленного на обеспечение социально-экономического развития региона в соответствии с определенным в рамках Стратегии целевым сценарием и приоритетными направлениями деятельности органов управления. Стратегия должна включать: а) разработку системы приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти региона, которые должны быть взаимоувязаны с целевым сценарием и приоритетными направлениями развития и должны согласовываться с основными положениями и направлениями политики социально-экономического развития, проводимой и декларируемой Правительством Российской Федерации;

№ п/п Технический стандарт Положения

б) анализ и оценку ограничений, связанных с реализацией поставленных целей и задач и ресурсных возможностей органов государственной власти региона; в) разработку системы мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач, осуществляемых на уровне органов государственного управления региона; г) установление общих параметров бюджетного финансирования мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач. 3. Механизмы реализации Стратегии. В Стратегии должны содержаться указания на основные механизмы реализации, такие как: • экономическая политика органов власти региона; • бюджет региона; • механизм частно-государственного партнерства; • региональные целевые программы; • система инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета. Стратегия должна содержать систему индикативных показателей оценки деятельности органов государственной власти региона с установленными целевыми показателями; Система индикативных показателей разрабатывается как инструмент контроля, количественной оценки и управления деятельностью органов государственной власти региона по реализации мер государственного управления. Система показателей должна согласовываться с целями и задачами, реализуемыми органами государственной власти региона

5. Согласование Стратегии и механизмы контроля В рамках Стратегии должны устанавливаться лимиты финансирования, которые следует разделять по приоритетным направлениям и отдельным мерам государственного управления. Лимиты финансирования утверждаются региональными органами законодательной власти и согласуются с органами федеральной власти. Их нарушение в процессе реализации Стратегии должно вести к корректировке Стратегии. Процедура корректировки предполагает анализ причин и факторов, действие которых привело бы к нарушению установленных лимитов, и согласование и утверждение скорректированных содержательных частей и лимитов с региональными и федеральными органами власти. По итогам согласования документа с органами федеральной власти Стратегия может являться основанием для заявок региональных органов власти на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из средств федерального бюджета

Исходя из изложенного стратегия перехода к эффективному социально-экономическому развитию Чувашской Республики должна стать базисом для формирования целевых программ развития как отдельных подсистем региональной инфраструктуры, так и региона в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Идрисов А. Стратегия, основанная на ключевых компетенциях и динамических способностях компании. // Контроллинг в России. 2002. №1.

2. Механизмы управления развитием региона. / В. Я. Афанасьев, И. К. Быстряков, В. И. Видяпин и др. Под ред. В. Ф. Уколова. — М.: Изд-во «Луч». 2001. — 336 с.

3. Попович А. Формирование и реализация стратегии развития промышленности региона / Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4. С. 53—59.

4. Сайт Президента Российской Федерации. /URL: www kremlin. го.

5. Сайт Федеральной службы государственной статистики. / URL: www. gks. ru.

6. Сайт Центра стратегических разработок «Северо-Запад». / URL: www csr-nw. ru.

7. Спицын А. Ориентиры экономического роста / Экономист. 2004. № 10.

8. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2006: Стат сборник. / Чувашстат — Чебоксары.

2006. 346 с.

9. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2007: Стат сборник. / Чувашстат — Чебоксары.

2007. 430 с.

10. Татаркин А. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России. / Проблемы теории и практики управления. 2008. №1. С. 8—21.

11. Чуб Б. А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне. / Под ред. В. В. Бандурина. — М.: Изд-во «БУКВИЦА». 2001. 227 с.

12. Чуб Б. А. Система инвестиционных взаимоотношений в регионе на примере Республики Татарстан. Издание 2-е, испр. и доп. / Б. А. Чуб, А. В. Бандурин.

— М.: «ТДДС — Столица-8». 1999. 272 с.

13. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе. / — М.: Изд-во «БУКВИЦА». 1999. 186 с.

14. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века.

— М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 444 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.