УДК 332.14 (470)
В.В. СМИРНОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ)
Ключевые слова: инвестиции, инновации, организация, производственная инфраструктура, процесс, регион, социальная сфера, стратегия, эффективность.
Основными предпосылками для организации эффективного управления социальноэкономическим развитием регионов Российской Федерации являются существенные отличия в уровне социально-экономического развития, отраслевой специализации, природно-климатических условиях, формировании региональной собственности и в связи с этим разграничении полномочий, изменении условий регулирования и стимулирования функций субъектов регионального управления. С целью формирования адекватной стратегии перехода к эффективному социально-экономическому развитию Чувашской Республики необходимо провести анализ особенностей развития донорной подсистемы, а именно системной составляющей производственной инфраструктуры и возможностей повышения эффективности развития акцепторной подсистемы -социальной сферы, инвестиционного и инновационного потенциала.
V.V. SMIRNOV
THE ORGANIZATION OF EFFECTIVE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CHUVASH REPUBLIC (NECESSARY CONDITION)
Key words: investments, innovations, the organisation, an industrial infrastructure, process, region, social sphere, strategy, efficiency.
The basic preconditions for the efficient control organisation social and economic development of regions of the Russian Federation are essential differences in level of social and economic development, branch specialisation, prirodno-climatic conditions, formation of the regional property and in this connection differentiation of powers, change of conditions of regulation and stimulation of functions of subjects of a regional government. For the purpose of formation of adequate strategy of transition to effective social and economic development of the Chuvash Republic it is necessary to carry out the analysis of features of development the donor of a subsystem, namely its system making industrial infrastructure and possibilities of increase of efficiency of development a subsystem acceptor - social sphere, investment and innovative potential.
Рассматривая Чувашскую Республику как открытую организацию, необходимо структурировать подход к управлению регионом, т.е. подойти к этой проблеме намного шире, чем просто на основе процесса прогнозирования, планирования, организации, стимулирования, координации и контроля. В принципе это возможно, но только для достаточно малых административнотерриториальных образований (малых систем).
В общем случае Чувашская Республика должна рассматриваться как большая и сложная система, которая включает в себя как простые формы управления (на уровне элементов подсистем региона), так и достаточно сложные с большим спектром управляющих связей. Следовательно, к простым методам управления добавляется управление, основанное на принципах системного подхода, учитывающее специфические условия организации управления Чувашской Республики.
В процессе формирования федеральных и региональных инструментов реализации стратегии эффективного развития Чувашской Республикой необходимо учитывать следующие принципы:
- самодостаточности - способности региона полностью удовлетворять внутрирегиональный спрос за счёт собственных возможностей (предложений);
- самореферентности и автопоэзисности - самосохранения (региональной индивидуальности) и саморазвития региона за счёт внутренних ресурсов;
- региональной специализации - выступает в форме внутренней и внешней функции. Внутренняя функция выражается в приоритетном развитии до-
минирующих отраслей с целью удовлетворения собственных потребностей. Внешняя функция специализации региона определяется возможностями реализации продукции и услуг, произведённых в данном административно-территориальном образовании, в другие регионы страны;
- регионального управления - осуществляется посредством функций управлений: планирования, организации, учёта, контроля и регулирования;
- регионального хозяйствования - обеспечения эффективного управления устойчивым развитием инфраструктуры региона;
- экологичности - согласования естественных воспроизводственных циклов биосферы и экономических циклов регионального воспроизводства.
Основные задачи, которые необходимо решить Правительству Чувашской Республики в среднесрочной перспективе, должны сводиться к следующему:
1) предложить перечень мероприятий, реализуемых через отраслевые, функциональные и региональные программы разного уровня и сконцентрировать финансовые средства всех программ на решение ключевых региональных проблем;
2) определить по всей системе разрабатываемых программ наиболее существенные финансовые источники регионального развития;
3) координировать реализацию всех программ как единой системы мероприятий на конкретной территории;
4) обосновать формирование необходимой дополнительной нормативной базы развития региона на конкретный временной период;
5) спрогнозировать рынки сбыта продукции, производимой в регионе;
6) координировать действия федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
7) выделить этапы развития регионов, определить методы и способы решения тех или иных задач на каждом из этапов.
В процессе решения изложенных выше задач необходимо регулярно отслеживать и прогнозировать степень влияния изменений в функционировании и развитии отраслей на социально-экономическое положение в Чувашской Республике, что, в свою очередь, даст возможность заблаговременно принимать необходимые управленческие решения как в экономической, так и социальной сферах.
С целью проведения адекватного анализа эффективности региональных процессов воспользуемся методикой [3], основанной на оценке функции полезности двух взаимодополняемых благ - комплементарности.
Эффективность развития производственного потенциала Чувашской Республики и его инфраструктуры определяется эффективностью формирования процессов регионального воспроизводства производственных ресурсов (факторов).
При оценке эффективности развития производственной инфраструктуры Чувашской Республики воспользуемся следующими показателями: X - объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами [1, с. 429; 2, с. 435] на среднегодовую численность населения [1, с. 59; 2, с. 59]; Y - валовое накопление основного капитала [1, с. 369; 2, с. 369] на среднегодовую численность населения [1, с. 59; 2, с. 59]; Z - валовой региональный продукт на душу населения [1, с. 353; 2, с. 353].
Результаты трёхмерного визуального и регрессионного анализа вышеизложенной структуры показателей отражены на рис. 1 и в табл. 1.
В результате оценки показателей за период 2000-2006 гг. выявлена низкая эффективность развития производственной инфраструктуры max P=0,225 за счёт негативного влияния низкой эффективности использования производственного потенциала max PX=0,327, при этом эффективность развития производственного потенциала выше среднего max PY=0,688.
Следовательно, для повышения эффективности производственной инфраструктуры необходимо существенно повысить эффективность использования производственного потенциала при сохранении или увеличении эффективности развития производственного потенциала.
Рис. 1. 3D Surface Plot производственная инфраструктура Z=5124,1938+0,6996X+1,2497- Y
Таблица 1
Множественная регрессия Predicted & Residual Values производственная инфраструктура. Dependent variable: Z
Case No Observed Predicted Residual
2000 18853,90 19878,13 -1024,23
2001 25181,60 25136,96 44,64
2002 30937,20 29825,30 1111,90
2003 37967,80 37162,68 805,12
2004 47591,90 47141,47 450,43
2005 53634,70 55883,29 -2248,59
2006 71241,60 70380,87 860,73
Minimum 18853,90 19878,13 -2248,59
Maximum 71241,60 70380,87 1111,90
Mean 40772,67 40772,67 0,00
Median 37967,80 37162,68 450,43
Для реализации вышеизложенного необходимо рационально структурировать производственную инфраструктуру Чувашской Республики в виде эффективного многоотраслевого комплекса со сложными вертикальными и горизонтальными связями в рамках сложившейся региональной системы экономической деятельности (ОКВЭД) при соответствующей координации и поддержке со стороны региональных и федеральных органов власти.
Реализация региональной промышленной политики с учётом обозначенных общесистемных функций предполагает выделение трёх уровней стимулирования развития промышленного производства.
Первый уровень - взаимодействие предприятий с региональными органами государственного управления через стимулирующую бюджетно-налоговую систе-
му, процентно-ссудную политику и другие инструменты и формирование на этой основе бюджетных и внебюджетных фондов промышленного развития региона.
Второй уровень - региональное воздействие на производство посредством формирования и реализации региональных программ промышленного развития и их финансирования из имеющихся бюджетных и внебюджетных фондов.
Третий уровень - взаимодействие предприятий региона с федеральными органами государственного управления посредством координации региональной программы промышленного развития с федеральными приоритетами и внесения на этой основе корректив в систему платежей, преференций и стимулов для промышленности региона.
Региональная социальная политика должна базироваться на следующих принципах: создании условий для сохранения и рационального использования социальных ресурсов каждого региона и страны в целом; определении приоритетных направлений, требующих значительных вложений; поиске некапиталоёмких или малокапиталоёмких вариантов поддержания социальной сферы.
В общем виде ведущая функция органов управления в социальной сфере заключается в обеспечении социальной справедливости, которая не может полностью осуществляться исключительно через рыночные отношения. Применительно к услугам отраслей социальной сферы необходимо наличие предпосылок равных возможностей в их потреблении. Должны быть обеспечены общедоступность жизненно важных благ (достигаемая через бесплатность их предоставления или систему льгот) и реализация таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния.
При оценке эффективности развития социальной сферы Чувашской Республики используем следующие показатели: X - среднедушевые денежные доходы населения [2, с. 158]; У - потребительские расходы в среднем на душу населения [2, с. 181]; I - валовой региональный продукт на душу населения [1, с. 353; 2, с. 353].
Результаты трёхмерного визуального и регрессионного анализа вышеизложенной структуры показателей отражены на рис. 2 и в табл. 2.
Рис. 2. 3D Surface Plot социальная сфера Z=4537,4205+6,5286X+8,8063 Y
В результате оценки показателей за период 2000-2006 гг. выявлена низкая эффективность развития социальной сферы max P=0,208 за счёт низкой эффективности потребительских расходов max PX=0,289, при этом эффективность среднедушевых денежных доходов населения выше среднего max Py=0,721.
Таблица 2
Множественная регрессия Predicted & Residual Values социальная сфера.
Dependent variable: Z
Case No Observed Predicted Residual
2000 18853,90 19491,84 -637,94
2001 25181,60 24865,29 316,31
2002 30937,20 30768,00 169,20
2003 37967,80 38705,86 -738,05
2004 47591,90 45323,41 2268,49
2005 53634,70 55075,35 -1440,65
2006 71241,60 71178,95 62,66
Minimum 18853,90 19491,84 -1440,65
Maximum 71241,60 71178,95 2268,49
Mean 40772,67 40772,67 0,00
Median 37967,80 38705,86 62,66
Следовательно, для повышения эффективности развития социальной сферы региона необходимо существенно повысить эффективность потребительских расходов при сохранении или увеличении эффективности среднедушевых денежных доходов населения.
В обширном спектре проблем управления региональным развитием социальной сферы Чувашской Республики необходимо решить ряд задач:
- выбрать рациональные объекты регулирования;
- определить источники финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социальной сферы;
- определить критерии оценки состояния социальной сферы;
- разработать методический инструментарий управления развитием социальной сферы;
- регламентировать отношения региональных органов управления с федеральными органами власти;
- обеспечить социальные гарантии, установленные на федеральном уровне, социально уязвимым слоям населения;
- развивать новые системы социальной защиты населения (создать специальные учреждения социальной службы).
Для того чтобы система управления развитием социальной сферы Чувашской Республики могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с объёмами реальных ресурсов, иметь адекватный набор мер контролирующего и регулирующего воздействия в соответствии с конкретной ситуацией (условиями). Поэтому система управления развитием социальной сферы Чувашской Республики должна, как минимум, включать следующие блоки: планирования, организации, координации,контроля.
Совокупность элементов блока планирования должна вводить в правовое русло прогнозируемые показатели развития социальной сферы, а также допустимые формы и методы, направления и объекты регионального регулирования. К числу таких элементов относятся Конституция Чувашской Республики и региональные законы, определяющие отношения на уровне региона и их устройство, распределение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и соответствующие социальные обязательства региона, бюджетный процесс и налоговую систему, отношения собственности и её распределение.
Организационный блок должен определить ту часть финансовых, имущественных, природных и иных ресурсов региона, которые можно выделить на целевое решение социальных проблем, а также негосударственных ресурсов (средств частных лиц, внешних займов и др.), которые на законном основании могут быть направлены на указанные цели.
Блок координации должен быть по возможности многообразным, структурно неоднородным и включающим в себя десятки конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных блоком планирования и обеспеченных в той или иной степени организационным блоком. Сюда могут быть отнесены различные меры. Прежде всего это политические решения постоянного или долгосрочного характера, в частности: придание региону особого статуса; установление особых организационно-правовых режимов; предоставление хозяйствующим субъектам временных налоговых льгот и приоритетное предоставление им государственных заказов.
Блок контроля должен включать нормативно-правовые меры всестороннего и постоянного отслеживания хода реализации мероприятий государственного управления социальной сферой, будь то масштабная целевая программа, трансферт или ситуативное решение о поддержке какого-либо градообразующего объекта.
Структура управления инвестиционным процессом должна быть сориентирована на реализацию последовательности взаимосвязанных этапов:
1-й этап - анализ текущего состояния инвестиционного процесса, включающий анализ инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска;
2-й этап - анализ потребности в инвестициях;
3-й этап - определение структуры инвестиций относительно инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска;
4-й этап - разработка, выбор и реализация мероприятий, позволяющих повысить инвестиционную привлекательность;
5-й этап - контроллинг инвестиций;
6-й этап - формирование условий, способствующих изменению параметров социально-экономической системы.
При оценке эффективности инвестиционного процесса в Чувашской Республике воспользуемся следующими показателями: X - объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами [1, с. 429; 2, с.435] на среднегодовую численность населения [1, с. 59; 2, с.59]; Y -инвестиции в основной капитал на душу населения [2, с. 939]; Z - валовой региональный продукт на душу населения [1, с. 353; 2, с. 353].
Результаты трёхмерного визуального и регрессионного анализа вышеизложенной структуры показателей отражены на рис. 3 и в табл. 3.
В результате оценки показателей за период 2000-2006 гг. выявлена низкая эффективность инвестиционного процесса max P=0,218 за счёт низкой эффективности использования производственного потенциала max Px=0,309, при этом эффективность инвестиций в основной капитал выше среднего max PY=0,705.
Следовательно, для повышения эффективности инвестиционного процесса в регионе необходимо существенно повысить эффективность использования производственного потенциала при сохранении или увеличении эффективности инвестиций в основной капитал.
Сущностью процесса инвестирования в Чувашской Республике должны стать эффективные вложения всех возможных ресурсов в реальный сектор экономики. При этом необходимо решить следующие задачи:
1) преобразовать инвестиционные ресурсы в капитальные затраты, т.е. обеспечить процесс преобразования инвестиций в реальные объекты инвестиционной деятельности;
2) сформировать условия для трансформации вложенных инвестиций в прирост капитальной стоимости;
3) усовершенствовать процесс реализации прироста капитальной стоимости с целью расширения спектра факторов генерирующих прибыль.
Для координации изложенных целей (задач) необходимо сформировать трёхуровневую систему управления инвестиционным процессом в регионе.
Рис. 3. 3D Surface Plot инвестиционный процесс Z=2445,8244+1,1107X+0,168 Y
Таблица 3
Множественная регрессия Predicted & Residual Values инвестиционный процесс.
Dependent variable: Z
Case No Observed Predicted Residual
2000 18853,90 19367,02 -513,12
2001 25181,60 25159,33 22,27
2002 30937,20 29867,20 1070,00
2003 37967,80 37521,72 446,08
2004 47591,90 47471,22 120,68
2005 53634,70 56201,82 -2567,12
2006 71241,60 69820,38 1421,22
Minimum 18853,90 19367,02 -2567,12
Maximum 71241,60 69820,38 1421,22
Mean 40772,67 40772,67 0,00
Median 37967,80 37521,72 120,68
На первом уровне рассматривается инвестиционная привлекательность отдельной организации, которая зависит: от показателей эффективности деятельности; ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости; перспективы развития и возможности сбыта продукции; репутации (имиджа) на внутреннем и внешнем рынках; рыночного курса акций; величины чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, и др.
Второй уровень - инвестиционная привлекательность отрасли экономики, характеризующая качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции; доходность продажи, уровень прибыльности используемых активов, доходность собственных средств и инвестированного капитала; технико-экономический уровень производства; возможность дальнейшего саморазвития; эф-
фективность инвестиций; резервы повышения производственного, финансового, инвестиционного, трудового потенциала.
Третий уровень - развитие региона как самостоятельного звена в экономическом комплексе государства и повышение эффективности региональной экономики, которое возможно на базе мощного инвестиционного комплекса, обеспечивающего формирование и развитие портфеля результативных бизнес-проектов.
Полный фундаментальный анализ должен проводиться в три этапа:
1-й этап - подвергается анализу состояние отдельных фирм и компаний. Это даст возможность решить вопрос о том, какие предприятия являются наиболее и наименее привлекательными.
2-й этап - анализ состояния отраслей и подотраслей экономики региона. Выявление наиболее предпочтительных направлений размещения средств создаст предпосылки для выбора конкретных инвестиционных сегментов, которые обеспечили бы наиболее полное выполнение инвестиционных задач.
3-й этап - рассматривается состояние экономики региона в целом. Это позволит выяснить, насколько общая ситуация благоприятна для инвестирования и даст возможность определить основные факторы, детерминирующие указанную ситуацию. После изучения региональной инвестиционной конъюнктуры в целом осуществляется анализ полюсов роста, в целях выявления тех из них, которые в сложившихся общеэкономических условиях наиболее благоприятны для инвестирования. Изучение общей экономической ситуации на третьем этапе основано на рассмотрении показателей, характеризующих эффективность развития региона в зависимости от динамики развивающихся и расширяющихся отраслей, способных генерировать экономический рост и распространять его на взаимосвязанные с ними элементы хозяйства.
Эффективный экономический рост на основе обеспечения инновационного развития производительных сил и повышение уровня жизни населения в условиях неустойчивой экономики являются для современной России системной, наиважнейшей по значимости задачей.
При оценке эффективности инновационного процесса в Чувашской Республике используем следующие показатели: X - объём инновационных товаров (работ, услуг) [1, с. 827; 2, с. 833] на среднегодовую численность населения [1, с. 59; 2, с. 59]; Y - затраты на технологические инновации [2, с. 831] относительно среднегодовой численности населения [1, с. 59; 2, с. 59]; Z - валовой региональный продукт на душу населения [1, с. 353; 2, с. 353].
Результаты трёхмерного визуального и регрессионного анализа вышеизложенной структуры показателей отражены на рис. 4 и в табл. 4.
В результате оценки показателей за период 2000-2006 гг. выявлена низкая эффективность инновационного процесса max P=0,21 за счёт низкой эффективности затрат на технологические инновации max PX=0,299, при этом эффективность производства инновационных товаров (работ, услуг) выше среднего max PY=0,704.
Следовательно, для повышения эффективности инновационного процесса в регионе необходимо существенно повысить эффективность затрат на технологические инновации при сохранении или увеличении эффективности производства инновационных товаров (работ, услуг).
Для повышения эффективности инновационного процесса в Чувашской Республике необходимо решить следующие задачи:
1) преодолеть «структурный разрыв» между современным уровнем развития мировых технологий и состоянием материально-технической базы региональной экономики;
2) апробировать и внедрить передовые технологии в устоявшейся отраслевой структуре (ОКВЭД) региона;
3) сформировать инфраструктуру инновационного рынка региона и благоприятную для внедрения научных разработок и технологических инноваций экономическую и социальную среды;
4) внедрить систему коммерциализации фундаментальных научных разработок и исследований на внешних инновационно-ориентированных рынках;
5) создать специальные центры инновационной деятельности, направленные на обеспечение новой формы связи НИОКР и наукоёмкого бизнеса, научно-производственных комплексов на базе вузов, академических институтов, крупных промышленных предприятий.
Рис. 4. 3D Surface Plot инновационный процесс Z=16834,7972+3,8197X+38,5661 Y
Таблица 4
Множественная регрессия Predicted & Residual Values инновационный процесс. ____________________________Dependent variable: Z_____________________________
Case No Observed Predicted Residual
2000 18853,90 24016,14 -5162,24
2001 25181,60 24654,29 527,31
2002 30937,20 29024,87 1912,33
2003 37967,80 34864,73 3103,07
2004 47591,90 45289,08 2302,82
2005 53634,70 62886,59 -9251,89
2006 71241,60 64673,00 6568,60
Minimum 18853,90 24016,14 -9251,89
Maximum 71241,60 64673,00 6568,60
Mean 40772,67 40772,67 0,00
Median 37967,80 34864,73 1912,33
На основе изложенного выше можно сделать следующие выводы:
1) для организации эффективного управления развитием Чувашской Республики необходимы регулярное отслеживание и прогнозирование влияния изменений в функционировании и развитии социально-экономической системы региона, надо создать систему мониторинга, которая должна повысить эффективность управления ходом реализации федеральных и региональных целевых программ;
2) развитие производственного потенциала Чувашской Республики и его инфраструктуры необходимо осуществлять при активном участии как государства, так и частного сектора;
3) в современных условиях решение задачи повышения эффективности социально-экономического развития регионов должно осуществляться не только в соответствии с концепцией региональной экономической, но и социально политикой, которая предполагает реализацию системы целей и задач органов государственной власти по управлению социальным, экономическим, политическим, правовым, институциональным развитием в контексте социальной справедливости;
4) для эффективного воздействия на социально-экономическое развитие Чувашской Республики необходимо оптимизировать стратегию управления инвестиционным процессом в регионе, используя базу федерального и регионального нормативно-правового регулирования вопросов влияния на институциональные, экономические, социальные, нормативно-правовые, налоговые, финансовые и банковские, эколого-географические факторы, которые, в свою очередь, являются определяющими при формировании инвестиционной привлекательности региона;
5) эффективное социально-экономическое развитие региона должно быть основано на реструктуризации производства для обеспечения целевой концентрации инвестиционных ресурсов в инновационном секторе экономики.
Литература
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007. Стат. сборник / Росстат. М., Госкомстат РФ, 2007. 991 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008. Стат. сборник / Росстат. М., Госкомстат РФ, 2008. 999 с.
3. Смирнов В.В. Формирование методики оценки эффективности социально-экономического развития региона / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2005. № 3. С.204-213.
СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SMIRNOV VALERIY VLADISLAVOVICH - candidate of economic sciences, assistant professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.