Научная статья на тему 'Исследование структурных составляющих социально-экономической системы Чувашской республики'

Исследование структурных составляющих социально-экономической системы Чувашской республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов В. В.

Раскрываются особенности развития производственной инфраструктуры и специфика формирования промышленной политики, показана возможность развития социальной сферы в формате региональной социальной политики, выявлена рациональная последовательность управления инвестиционным процессом, определены оптимальные инструменты государственной инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование структурных составляющих социально-экономической системы Чувашской республики»

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В. В. СМИРНОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики

E-mail: [email protected] Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова

Раскрываются особенности развития производственной инфраструктуры и специфика формирования промышленной политики, показана возможность развития социальной сферы в формате региональной социальной политики, выявлена рациональная последовательность управления инвестиционным процессом, определены оптимальные инструменты государственной инновационной политики.

Ключевые слова: инвестиционный процесс, оптимизация, производственная инфраструктура, промышленная политика, социальная сфера, эффективность.

Чувашская Республика (далее — ЧР) занимает особое место в экономике Российской Федерации [3, с. 34—37]. ЧР является одним из самых малых по площади территориальных образований РФ. Меньшую площадь имеют лишь республики Адыгея, Северная Осетия, Ингушетия и Чеченская Республика, а также Москва и Санкт-Петербург.

Площадь ЧР 18,3тыс. км2 [3, с. 24], доля от общей площади РФ — 0,11 % [3, с. 32].

В структуре Приволжского федерального округа (далее — ПФО) ЧР также является самой малой по площади территорией с высокой плотностью населения и третьей после республик Марий Эл и Мордовия по добыче полезных ископаемых, что объясняется ограниченностью ресурсно-сырьевого потенциала [3, с. 25].

Производственная инфраструктура и промышленная политика. Эффективность развития производственного потенциала ЧР и его инфраструктуры определяется результативностью формирования процессов регионального воспроизводства производственных ресурсов. При этом развитие производственной инфраструктуры зависит от

специфики отраслей и регионов и формируется в соответствии с изменениями в сфере материального производства.

Производственная инфраструктура оказывает существенное влияние на эффективность функционирования предприятий в силу участия в создании потребительной стоимости и стоимости продукта основного производства.

В пределах ЧР существует относительное обособление части хозяйственных и социальных отношений по воспроизводству факторов производства, его форм, стадий и результатов, что позволяет говорить не только о существовании единого регионального воспроизводственного цикла, но и о функционировании в его составе ряда локальных воспроизводственных циклов.

С целью эффективного перехода производственных ресурсов от одной стадии движения к другой необходимо сохранить положительную тенденцию увеличения масштабов производства, объемов продаж и восстановить позиции региональных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. При этом региональными нормативными актами должны определяться приоритетные виды экономической деятельности на территории ЧР.

Производственная инфраструктура занимает особое место в социально-экономической системе, поскольку исторически и логически образовалась в процессе труда после разделения функций на основные и вспомогательные, а в дальнейшем приобрела более широкие масштабы — вплоть до возникновения инфраструктурных отраслей.

Таким образом, процесс развития ЧР характеризуется не только уровнем и степенью согласованности работы отраслей материального производс-

тва, но и полнотой удовлетворения их потребностей во вспомогательном производстве, тенденцией развития и воздействия различных факторов.

Подвергая анализу детерминанты эффективности производственной инфраструктуры, можно предположить, что в ЧР существует необходимость повышения результативности использования производственного потенциала при сфокусированном развитии основного и вспомогательного производств (рис. 1) [3, с. 63, 361, 381, 445].

С целью реализации изложенного необходимо рационально структурировать производственную инфраструктуру ЧР в виде эффективного многоотраслевого комплекса со сложными вертикальными и горизонтальными связями в рамках сложившейся региональной системы экономической деятельности (в соответствии с ОКВЭД — Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) при соответствующей координации и поддержке со стороны региональных и федеральных органов власти.

Необходимо, как минимум, повысить эффективность институциональной инфраструктуры, обеспечивающей взаимосвязь управленческих решений, направленных на развитие производственной инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях, тем самым способствуя устранению основных причин неэффективного функционирования производственной инфраструктуры региона, которые возникли из-за отсутствия:

1) ясных нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы прав собственности на приватизированные предприятия;

2) региональных институтов по эффективному управлению производственной инфраструктурой.

В целом для повышения эффективности развития всего спектра экономической деятельности региона необходимо сформировать условия реализации согласованной промышленной политики.

Федеральная промышленная политика как комплекс эконо-

мических, политических и организационных мер индустриального развития страны в целом, так и ее регионов в частности, должна определить необходимую структуру и масштабы производства, обеспечивающего оптимальное развитие его перспективных факторов, а также положений, влияющих на принятие решений в отношении наиболее важных стратегических направлений.

Региональная промышленная политика как комплекс экономических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней средах региона, должна повысить эффективность факторов производства, снизить политические и социальные издержки структурной адаптации социально-экономического комплекса региона.

В Чувашской Республике существует необходимость государственного участия в реконструкции изношенного производственного потенциала, его инновационном обновлении, стабилизации воспроизводственных систем на национальном и региональном уровнях. При этом государство должно не только поддерживать хозяйствующие субъекты, но и сформировать приоритеты реализации промышленного потенциала и структурных преобразований [6,с. 12].

Несмотря на то, что время заставляет пересматривать многие позиции и стратегические подходы к социально-экономическому развитию, осваивать концепцию промышленно-экономической политики в регионе, у властных структур до сих пор остается понимание управления регионом как исполнитель-

но ООО

юоооо

80 000

60 000

40 000

20 000

2005

2006

2007

2008

2000 2001 2002 2003 2004 Валовой региональный продукт на душу населения

в Валовое накопление основного капитала на среднегодовую численность населения

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения

Рис. 1. Эффективность производственной инфраструктуры в 2000—2005гг., руб.

на душу населения

ного органа, функционера, ориентированного на решение мелких, повседневных проблем. Следовательно, создаются предпосылки для системного кризиса, зарождающегося в противоречиях формирования и реализации управленческих решений для оптимизации промышленной политики.

С целью оптимальной реализации региональной промышленной политики необходимо выделить три уровня стимулирования развития промышленного производства:

• первый уровень — взаимодействие предприятий с региональными органами государственного управления через стимулирующую бюджетно-налоговую систему, процентно-ссудную политику и другие инструменты, а также формирование на данной основе бюджетных и внебюджетных фондов промышленного развития региона;

• второй уровень — воздействие на производство посредством формирования и реализации региональных программ промышленного развития и их финансирование из имеющихся бюджетных и внебюджетных источников;

• третий уровень—взаимодействие предприятий региона с федеральными органами государственного управления посредством координации региональной программы промышленного развития с федеральными приоритетами и внесения на этой основе корректив в систему платежей, преференций и стимулов для промышленности региона.

В общем виде экономическая цель развития региональной промышленности формулируется как стремление к повышению эффективности производства за счет улучшения его организации и управления, а также внедрения новых технологий, оборудования, информационных систем [2, с. 56].

Следует отметить, что, развивая производство сегодня и наращивая инвестиции в него, общество создает необходимую базу для повышения жизненного уровня людей в будущем.

Принципами развития региональной промышленности должны стать:

1) обеспечение равенства и самостоятельности субъектов промышленной деятельности;

2) согласованность целей общегосударственных, региональных, муниципальных образований и субъектов промышленной деятельности;

3) целевая ориентация форм и методов государственной поддержки субъектов промышленной деятельности;

4) стимулирование инновационной деятельности сквозь призму высокоэффективных инновационных проектов.

С целью повышения эффективности развития производственной инфраструктуры ЧР необходимо, как минимум, в рамках нормативно-правового регулирования:

• определить субсидиарную ответственность региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении неэффективного использования государственного и муниципального имущества;

• утвердить порядок доступа к свободным производственным мощностям ЧР на правах аренды субъектов малого и среднего предпринимательства;

• организовать правовое сопровождение работ по доведению инновационной технологии до стадии практического применения;

• стимулировать промышленность ЧР к эффективной финансово-экономической деятельности через прогрессивную шкалу предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

На основании этого можно предположить, что качественное развитие производственной инфраструктуры и эффективная промышленная политика в ЧР являются системными факторами, определяющими условия и возможности достижения целевого ориентира. Оптимальное структурирование производственной инфраструктуры ЧР в виде эффективного многоотраслевого комплекса со сложными вертикальными и горизонтальными связями в рамках ОКВЭД, учитывая три основных уровня стимулирования развития промышленного производства, позволит повысить эффективность реализации республиканских целевых программ, оказывающих непосредственное влияние на уровень развития ЧР.

Социальная сфера. Современная социальная сфера жизнеобеспечения общества, как правило, включает в себя условия труда, здравоохранение, образование, науку, культуру и иные социальные отношения. Их сложно отделить от экономических и политических отношений.

В условиях неустойчивой экономики оптимальное развитие социальной сферы возможно лишь на основе эффективной системы власти. Создание правового и организационного механизма, обеспечивающего согласование федерального центра, регионов и бизнеса

с учетом сбалансированности интересов основных субъектов процесса, должно стать основой страте-гииразвития государства.

Неустойчивость экономики необходимо рассматривать как процесс, обладающий широким разбросом и непостоянством параметров хозяйственной деятельности (производства, распределения, обмена и потребления). Данный процесс обусловлен неуправляемостью изменений в факторах производства, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, формирование личности и институциональные изменения несогласованны друг с другом и не укрепляют социально-экономический потенциал, способствующий удовлетворению человеческих потребностей и устремлений.

Воплощение в жизнь социальных целей развития государства предполагает практически работающий правовой, политический и хозяйственный механизм ответственности власти и основных субъектов экономики за достижение согласованных параметров уровня жизни. Это позволит строго разграничить обязательства и сферу ответственности федерального центра, регионов, органов местного самоуправления, бизнеса и домохозяйств в отношении повышения благосостояния и решения социальных задач.

Реализация социальных процедур должна осуществляться в соответствии с концепцией государственной региональной политики, а именно ее составляющей — государственной региональной социальной политикой.

В процессе формирования государственной региональной социальной политики на федеральном уровне должны быть определены стратегия и идеология развития социальной сферы, разработаны и согласованы задачи, а также установлен основной механизм ее законодательного регулирования. При этом формы и методы решения региональных задач обязаны находиться в компетенции регионов, т. е. должны быть четко разграничены функции управления развитием социальной сферы региона, осуществляемые органами власти РФ и административно-территориального образования.

Следовательно, региональная социальная политика должна базироваться на следующих принципах:

• создание условий для сохранения и рационального использования социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;

• определение приоритетных направлений, требующих значительных вложений;

• поиск некапиталоемких или малокапиталоемких вариантов поддержания социальной сферы.

Следует отметить, что современная модель федеральной социальной политики по крайне мере некорректно сориентирована на экономически неподкрепленную передачу все большего числа социальных функций регионам, на перераспределение финансирования социальных расходов из федерального бюджета на региональные бюджеты, а также на доходы и сбережения граждан.

В таком огромном государстве, как РФ, достижение стабильности и социальной ориентации возможно лишь при условии определенной однородности социального и экономического пространства.

Аномальные территориальные различия в качестве жизни во многом определяются экономическими, природно-географическими, ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов и служат основанием для государственной политики «выравнивания».

Следовательно, основным требованием социальной политики в условиях неустойчивой экономики является эффективное взаимодействие федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в социальном развитии регионов.

Проводя политику регионального развития органы управления разных уровней государственной власти должны осуществить выравнивание условий развития многообразных регионов страны, создать необходимые предпосылки для их социального развития, а затем приступать к очередному уровню регионального управления — к управлению развитием социальной сферы.

В общем виде ведущая функция органов управления в социальной сфере заключается в обеспечении социальной справедливости, которая не может полностью осуществляться исключительно через рыночные отношения. Применительно к услугам отраслей социальной сферы необходимо наличие предпосылок равных возможностей в их потреблении. Должны быть обеспечены общедоступность жизненно важных благ (бесплатные или система льгот) и реализация таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния.

При анализе детерминантов эффективности социальной сферы региона следует выделить необходимость стимулирования населения на увеличение потребительских расходов при сохранении (желательно росте) величины среднедушевых денежных доходов (рис. 2) [3, с. 169, 191, 361].

100 000

90 ООО -

80 ООО -

70 ООО"

60 ООО -

50 000

40 000

30 ООО -

20 ООО -

10 000

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

~ Валовой региональный продукт на душу населения " Среднедушевые денежные доходы

~ Потребительские расходы в среднем на душу населения

Рис. 2. Эффективность социальной сферы в 2000—2008 гг., руб. надушу населения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В обширном спектре проблемы оптимального управления региональным развитием социальной сферы ЧР необходимо решить ряд задач:

• выбрать рациональные объекты регулирования;

• определить источники финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социальной сферы;

• определить критерии оценки состояния социальной сферы;

• разработать методический инструментарий управления развитием социальной сферы;

• регламентировать отношения региональных органов управления с федеральными органами власти;

• обеспечить социальные гарантии, установленные на федеральном уровне, социально уязвимым слоям населения;

• развивать новые системы социальной защиты населения (создать специальные учреждения социальной службы).

В целом социальная защита в регионе должна рассматриваться как система законодательных, экономических и социальных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным — преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех ее формах.

Для того чтобы система управления развитием социальной сферы ЧР могла быть эффективно реализована, необходимо, чтобы она была согла-

сована с объемами реальных ресурсов, имела адекватный набор мер контролирующего и регулирующего воздействия в соответствии с конкретной ситуацией (условиями). Поэтому система управления развитием социальной сферы ЧР должна, как минимум, включать следующие блоки: планирование, организация, координация, контроль.

Блок планирования должен вводить в правовое русло прогнозируемые показатели развития социальной сферы, а также допустимые формы и методы, направления и объекты регионального регулирования. К числу таких элементов относятся: Конституция ЧР и региональные законы, определяющие отношения на уровне региона и их устройство; распределение полномочий между уровнями и ветвями власти; социальные права граждан и соответствующие социальные обязательства региона; бюджетный процесс и налоговая система, отношения собственности и др.

Блок организации должен определить ту часть финансовых, имущественных, природных и иных ресурсов региона, которые можно выделить на целевое решение социальных проблем, а также негосударственных ресурсов (средств частных лиц, внешних займов и др.), которые на законном основании могут быть направлены на указанные цели.

Блок координации должен быть по возможности многообразным, структурно неоднородным, включающим в себя множество конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных блоком планирования и обеспеченных в той или иной степени организационным блоком. Сюдамогутбыть отнесены различные меры. Прежде всего, это политические решения постоянного или долгосрочного характера, в частности: придание региону особого статуса; установление особых организационно-правовых режимов; предоставление хозяйствующим субъектам временных налоговых льгот и приоритетное предоставление им государственных заказов.

Блок контроля должен включать нормативно-правовые меры всестороннего и постоянного отслеживания хода реализации мероприятий го-

сударственного управления социальной сферой, будь то масштабная целевая программа, трансферт или ситуативное решение о поддержке какого-либо градообразующего объекта.

В целом исполнение задач управления социальной сферой ЧР связано с необходимостью создания социально ориентированной совокупности функциональных связей, образующих устойчивые структурные формы, позволяющие эффективно организовать процесс реализации целей социальной политики, основанной на законодательно установленных императивах, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной поддержки.

Наиболее оптимальным вариантом целенаправленного управления социальной сферой в регионе является реализация социально-ориентированного симбиоза федеральных, региональных и муниципальных программ, учитывающих ее полидетерминированность, когда социальные программы наиболее оптимально реализуют интересы регионального сообщества [4].

С целью повышения эффективности исполнения социальных программ в ЧР процесс их реализации должен проходить в контексте структурно-функциональной теории Толкотта Парсонса (1902—1979) [1], в соответствии с которой для нормального функционирования социальной системы необходимо, чтобы она могла удовлетворительно решать четыре фундаментальных задачи:

1) поддержать ценностные образцы системы;

2) обеспечить внутреннюю интеграцию;

3) добиться целей системы;

4) обеспечить эластичную адаптацию системы кдинамичным изменениям среды.

Процесс решения каждой из четырех задач должен эффективно управляться как на региональном, так и на федеральном уровнях посредством взаимосвязанных нормативно-правовых актов и положений, и только тогда состоится «самоорганизация системы», и повысятся возможности не только нормально функционировать и выживать, но и развиваться в структуре РФ.

С целью повышения эффективности развития социальной сферы ЧР необходимо, как минимум, в формате нормативно-правового регулирования: • определить правовые инструменты стимулирования «социальной ответственности» бизнеса не только перед наемными работниками, но и перед региональным сообществом, на территории которого осуществляется предпринимательская деятельность;

• законодательно закрепить положение о приоритетности определения объемов финансовой поддержки социальной сферы ЧР (субъекта РФ) из федерального бюджета и утвердить это право в Конституции ЧР (Конституции РФ);

• предусмотреть меры субсидиарной ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти за неэффективное использование финансовых ресурсов, предна-значенныхдля развития социальной сферы. Инвестиционный процесс. Одной из ключевых

проблем реформирования отечественной экономики и ее развития является недостаток инвестиций в реальный сектор, 60 % основных фондов которого физически и морально устарели. При этом отсутствие в регионах организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения инвестиционного потенциала субъектов предпринимательской деятельности на мезоуровне и создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе [7, с. 5].

В современных условиях отрасли инвестиционного комплекса не только оказались лишенными полноценного спроса, но и в существенной мере потеряли стратегические ориентиры своего развития. При этом возможности инвестиционного комплекса не в состоянии обеспечить ввод прогрессивных фондов в подавляющем числе секторов отечественной экономики и не позволяют решить задачу ее структурно-технологической модернизации.

Необходимо учесть, что возможности некапиталоемкого роста довольно ограничены и уже через два-три года все свободные ресурсы могут быть задействованы, следовательно, без значительного наращивания инвестиций дальнейший рост экономики будет невозможен.

Структура управления инвестиционным процессом должна быть сориентирована на реализацию последовательности взаимосвязанных этапов:

• 1-й этап — анализ текущего состояния инвестиционного процесса, включающий анализ инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска;

• 2-й этап — анализ потребности в инвестициях;

• 3-й этап — определение структуры инвестиций относительно инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска;

• 4-й этап — разработка, выбор и реализация мероприятий, позволяющих повысить инвестиционную привлекательность;

• 5-й этап — контроллинг инвестиций;

• 6-й этап — формирование условий, способствующих изменению параметров социально-

экономической системы.

Подвергая анализу детерминанты эффективности инвестиционного процесса в регионе, можно выделить необходимость в повышении результативности использования производственного потенциала и рациональном фокусировании инвестиций в основной капитал (рис. 3) [3, с. 63, 361,445,931].

Процесс инвестирования в ЧР должен быть сориентирован на эффективность вложений всех возможных ресурсов в реальный сектор экономики. При этом необходимо решить следующие задачи:

1) преобразовать инвестиционные ресурсы в капитальные затраты, т. е. обеспечить процесс преобразования инвестиций в реальные объекты;

2) сформировать условия для трансформации вложенных инвестиций в прирост капитальной стоимости;

3) усовершенствовать процесс реализации прироста капитальной стоимости с целью расширения спектра факторов, генерирующих прибыль;

4) создать систему самовоспроизводящих взаимосвязей инвестиционных ресурсов и реального сектора экономики посредством продуцирования структурных образований, способных эффективно использовать инвестиции.

Таким образом, стратегия управления инвестиционным процессом в ЧР заключается в эффективном воздействии федеральных и региональных 120 ООО

100 000-

80 000"

60 000 ■

40 000 ■

20 000 ■

2000

2001

2002

2003

2004

Валовой региональный продукт на душу населения

-■- Инвестиции в основной капитал на душу населения

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения

Рис. 3. Эффективность инвестиционного процесса в 2000—2008гг., руб. на душу населения

органов власти на структурированную совокупность системообразующих факторов, таких как: институциональные, экономические, социальные, нормативно-правовые, налоговые, финансовые и банковские, эколого-географические, которые в свою очередь являются определяющими при формировании инвестиционной привлекательности региона.

Для координации решения изложенных задач необходимо сформировать трехуровневую систему управления инвестиционным процессом.

Первый уровень предполагает рассмотрение инвестиционной привлекательности отдельной организации, которая зависит: от показателей эффективности деятельности; ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости; от перспективы развития и возможности сбыта продукции; от репутации (имиджа) на внутреннем и внешнем рынках и др.

Второй уровень — инвестиционная привлекательность отрасли экономики, характеризующая качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции; доходность продажи, уровень прибыльности используемых активов, доходность собственных средств и инвестированного капитала; технико-экономический уровень производства; возможность дальнейшего саморазвития; эффективность инвестиций; резервы повышения производственного, финансового, инвестиционного, трудового потенциала.

Третий уровень — развитие субъекта РФ как самостоятельного звена в экономическом комплексе государства и повышение эффективности развития региона, что возможно на базе мощного инвестиционного комплекса, обеспечивающего формирование и развитие портфеля результативных бизнес-проектов.

С целью определения направлений вложения инвестиционных ресурсов, наиболее результативных с точки зрения до-

2005

2006

2007

2008

стижения максимальной эффективности развития региона, необходимо подвергнуть их анализу.

Полный фундаментальный анализ должен проводиться в три этапа.

1-й этап — подвергается анализу состояние отдельных фирм и компаний. Это даст возможность решить вопрос о том, какие предприятия являются наиболее и наименее привлекательными.

2-й этап — анализ состояния отраслей и подотраслей экономики региона. Выявление наиболее предпочтительных направлений размещения средств создаст предпосылки для выбора конкретных инвестиционных сегментов, которые обеспечили бы наиболее полное выполнение инвестиционных задач.

Для второго этапа фундаментального анализа большое значение имеет наличие принимаемой достаточно широким кругом субъектов четкой классификации отраслей и подотраслей, отражающих их экономические, технические и технологические особенности. В ходе отраслевого анализа осуществляется сопоставление показателей, отражающих динамику производства, объемы реализации, величину товарных и сырьевых запасов, уровень цен и заработной платы, прибыли, накоплений в разрезе отраслей региона.

3-й этап — рассматривается состояние экономики региона в целом. Это позволит выяснить, насколько общая ситуация благоприятна для инвестирования и даст возможность определить основные факторы, воздействующие на инвестиционный процесс и структуру инвестиций.

Изучение общей экономической ситуации на третьем этапе основано на рассмотрении показателей, характеризующих эффективность развития региона в зависимости от динамики развивающихся и расширяющихся отраслей, способных генерировать экономический рост и распространять его на взаимосвязанные с ними элементы хозяйства. Критерием оценки инвестиционной составляющей экономического роста является инвестиционная активность, представляющая собой совокупность экономических отношений, отражающих эффективность процессов формирования и использования внутреннего и привлеченного капитала.

С целью повышения эффективности инвестиционного процесса в ЧР необходимо, как минимум, в рамках нормативно-правового регулирования: • определить параметры эффективности использования инвестиций в рамках сложившейся региональной структуры экономической деятельности;

• законодательно закрепить необходимость проведения мониторинга региональными и муниципальными органами власти объектов инвестирования;

• установить контроль за процессом инвестиционной деятельности в отношении градообразующих предприятий, имеющих стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности региона;

• определить субъектам инвестиционной деятельности специальные налоговые режимы, а именно, льготы по уплате налога на прибыль, ввозных пошлин и НДС, в том числе компенсации потерь инвесторам при их отсутствии;

• стимулировать вовлечение в инвестиционный процесс законсервированных региональных и муниципальных объектов.

На основе изложенного можно предположить, что для оптимизации инвестиционного процесса в ЧР необходимо грамотно реализовать структурно-функциональный симбиоз федеральных и региональных целевых программ в контексте повышения продуктивности использования производственного потенциала и оптимального фокусирования инвестиций в основной капитал в формате трехуровневой системы управления инвестиционным процессом.

Оптимизация инновационного процесса. Эффективный экономический рост на основе обеспечения инновационного развития производительных сил и повышения уровня жизни населения в условиях неустойчивой экономики является для современной РФ системной, наиважнейшей по значимости задачей.

В то же время следует учитывать ограниченность имеющегося потенциала экономического роста в силу крайней изношенности производственного аппарата, недостатка конкурентоспособных мощностей, высокой капиталоемкости и длительности освоения новых месторождений энергетических и сырьевых ресурсов, интенсивного оттока российского капитала за рубеж [5, с. 35].

Итак, инновационная стратегия РФ требует констатации существующих и разработки новых форм взаимодействия всех субъектов инновационного процесса.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Солоу в статье «Инвестиции и технический процесс» (1959) доказал, что именно технический прогресс, реализуемый в инновациях, является основным источником экономического роста. По его расчетам, 7/8 роста американской экономики

с 1909 по 1949 гг. произошло благодаря техническому прогрессу, который проявляется, прежде всего в капиталовложениях в основной капитал [8, с. 109].

В современных условиях в 4P преобладает низкая эффективность затрат на технологические инновации, что отражает естественную динамику предприятий депрессивного региона, направленную на «простое» обновление основных фондов, используя морально устаревшую технику и технологии.

Результатом данной тенденции является потеря конкурентных преимуществ в наиболее фондо- и трудоемких отраслях 4P, таких как машиностроение и станкостроение, при сохраняющейся конкурентоспособности химической, электротехнической и приборостроительной отраслей.

Подвергая анализу эффективность инновационного процесса в регионе, следует выделить необходимость оптимизации затрат на технологические инновации при сохранении (желательно увеличении) объема производства инновационных товаров (работ, услуг) (рис. 4) [3, с. 63, 361, 819, 821].

В данном контексте следует выделить мнение Ю.В. Яковца: «...инвестиции и инновации неразрывно связаны, выступают в хозяйственной жизни как близнецы... Инвестиции без инноваций бессмысленны и опасны, поскольку означают вложение средств в воспроизводство устаревших продуктов и технологий, заведомо обрекая на неконкурентоспособность производимые товары и услуги» [8, с. 107-109].

100 000

Таким образом, оптимальными инструментами государственной инновационной политики должны стать:

1) программы технологического развития, формируемые для решения задач системообразующих предприятий и отраслей, способствующие выявлению точек и полюсов экономического роста, технологическому перевооружению тех производств, которые способны дать максимальный эффектдля экономики республики в целом;

2) отдельные инновационные проекты с высокой степенью коммерциализации, обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных предприятиях, как правило, с быстрым оборотом капитала и часто сменяемой номенклатурой производства;

3) технологические парки как форма ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений посредством концентрации высококвалифицированных специалистов, использования оснащенной производственной, экспериментальной и информационной баз;

4) венчурные фирмы (предприятия), занимающиеся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений, технологическихновшеств;

5) законодательная база, ориентированная на государственную поддержку и стимулирование инвесторов, размещающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также сис-

2000

2001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Рис. 4. Эффективность ин-

Валовой региональный продукт на душу населения новационного

" Затраты на технологические инновации относительно среднегодовой численности населения процесса, руб. на " Объем инновационных товаров (работ, услуг) на среднегодовую численность населения Душу населения

тема целевых налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов.

Ключевым элементом инновационной политики должны стать механизм закрепления позитивных тенденций в научно-техническом комплексе и внедрение эффективных методов использования научных достижений в производстве. Основой механизма должна стать государственная институциональная система, интегрирующая на единой научно-методологической основе стратегию и методологию реализации совокупности инвестиционного и инновационного процессов, а также законодательно-правовую базу, позволяющую материализовать потребности общества в инновациях.

Для решения проблемы финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок необходимо реализовать следующие мероприятия:

• использовать принцип разделения финансирования. Бюджетные ассигнования на науку должны структурироваться по двум основным направлениям: во-первых, фундаментальные исследования, которые должны полностью финансироваться государством; во-вторых, прикладные разработки — должны стимулироваться путем размещения государственных заказов при обязательном привлечении средств, долевом участии непосредственных потребителей конечного научного продукта;

• активизировать работу по привлечению альтернативных финансовых источников, в том числе из средств фондов, промышленных предприятий, банков, международных научных, общественных и гуманитарных организаций, частных лиц;

• ввести налоговые и иные финансовые льготы для предприятий и организаций, вкладывающих средства в НИОКР и инновационные проекты, в том числе путем внесения соответствующих поправок в региональную нормативно-правовую и законодательную базу;

• создать условия для конкурсного распределения средств на научные программы и проекты. Для повышения эффективности инновационного процесса в ЧР необходимо решить следующие задачи:

1) преодолеть «структурный разрыв» между современным уровнем развития мировых технологий и состоянием материально-технической базы региональной экономики;

2) апробировать и внедрить передовые технологии в устоявшуюся отраслевую структуру региона;

3) сформировать инфраструктуру инновационного рынка и благоприятную для внедрения научных разработок и технологических инноваций экономическую и социальную среду;

4) внедрить систему коммерциализации фундаментальных научных разработок и исследований на внешних инновационно-ориентированных рынках;

5) создать специальные центры инновационной деятельности, направленные на обеспечение новой формы связи НИОКР и наукоемкого бизнеса, научно-производственных комплексов на базе вузов, академических институтов, крупных промышленных предприятий.

С целью повышения эффективности инновационного процесса в ЧР необходимо, как минимум, в рамках нормативно-правового регулирования:

• установить правовые основы взаимоотношений региональных органов власти и субъектов инновационного процесса, осуществляющих предпринимательскую деятельность на данной территории;

• определить параметры стимулирования субъектов инновационной деятельности, степень концентрации ресурсов федеральных и региональных целевых программ на наиболее значимых для региона направлениях;

• законодательно закрепить право за региональными органами власти устанавливать льготный режим налогообложения для субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих развитие техники и технологий, признанных наиболее перспективными для экономики региона;

• установить предельный уровень рентабельности инвестопроводящих структур с участием государства, а именно, специализированных лизинговых компаний и финансовых институтов венчурного инвестирования;

• разграничить функции федеральных, региональных и муниципальных органов власти в качестве государственного заказчика федеральных и региональных целевых научно-технических и инновационных программ;

• определить субсидиарную ответственность региональных и муниципальных органов власти, субъектов инновационной деятельности за отсутствие инновационного результата. Можно предположить, что реализация этих

мероприятий, направленных на инновационное развитие, позволит повысить эффективность управления инновационным процессом в регионе.

Из этого можно сделать следующие выводы.

Для организации эффективного управления развитием ЧР необходимо регулярное отслеживание и прогнозирование влияния изменений на функционирование и развитие социально-экономической системы региона. Следовательно, необходимо создать систему мониторинга, которая должна повысить эффективность управления ходом реализации федеральных и региональных целевых программ.

Развитие производственного потенциала ЧР и его инфраструктуры необходимо осуществлять при активном участии как государства, так и частного сектора. При этом совершенствование процесса развития производственного потенциала ЧР должно воплощаться в жизнь системно и целенаправленно с выработкой экономических, политических и организационных мер управления, направленных на повышение эффективности факторов производства.

Решение проблемы повышения социально-экономического развития региона должно осуществляться не только в соответствии с концепцией региональной экономической, но и социальной политикой, которая предполагает реализацию системы целей и задач органов государственной власти по управлению социальным, экономическим, политическим, правовым, институциональным развитием в контексте социальной справедливости.

С целью эффективного воздействия на социально-экономическое развитие ЧР необходимо оптимизировать инвестиционные процессы в регионе, используя базу федерального и регионального нормативно-правового регулирования вопросов влияния на институциональные, экономические, социальные, нормативно-правовые, налоговые, финансовые и банковские, эколого-географичес-кие факторы, которые в свою очередь являются определяющими при формировании инвестиционной привлекательности региона.

Причинами, обусловившими необходимость привлечения инвестиций в экономику ЧР, являются потребность в обновлении имеющейся материально-технической базы, наращивании объемов производственной деятельности, освоении инновационных видов продукции. При этом необходимо учесть, что решение, связанное с выбором источника инвестиций, должно приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов и инвестиционных компаний. В этом случае выбор должен осуществляться исходя из критерия эффективности.

Процесс социально-экономического развития региона должен быть сориентирован на обеспечение условий реструктуризации производства с целью концентрации инвестиционных ресурсов в инновационном секторе экономики.

Чтобы эффективно развивать инновационно-инвестиционную инфраструктуру ЧР, необходимо определиться с основными методами реализации инновационной политики в регионе. В данном контексте следует предусмотреть меры по разработке адекватных с точки зрения адаптации к специфическим условиям региона правовых актов, влияющих на развитие инновационной инфраструктуры ЧР.

В целом результатом реализации организационных мероприятий по повышению социально-экономического развития ЧР должна стать эффективная структурно-функциональная совокупность подсистем региона, позволяющая наиболее полно удовлетворить потребности всех элементов, с возможностью генерации новых структур и их функциональных взаимосвязей.

Список литературы

1. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева, под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. 266 с.

2. Попович А. Формирование и реализация стратегии развития промышленности региона // Проблемы теории и практики управления, 2006. № 4. С. 53-59.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. / Росстат, 2009. 990 с.

4. Смирнов В. В. Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности региона: предпосылки, методика, оценка // Региональная экономика: теория и практика, 2008. № 5 (62). С. 22—33.

5. СпицынА. Ориентиры экономического роста// Экономист, 2004. № 10.

6. Татаркин А. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Проблемы теории и практики управления, 2008. №1.С. 8-21.

7. Чуб Б. А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезо-уровне / под ред. В. В. Бандурина. М.: БУКВИЦА, 2001.227 с.

8 Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 444 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.