Научная статья на тему 'Анализ проблем эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики'

Анализ проблем эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / ПРОИЗВОДСТВО / ПОДСИСТЕМА / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов В. В.

В статье показана каузальность в организации эффективного управления развитием регионов Российской Федерации, определен коэффициент специализации Чувашской Республики и Приволжского федерального округа, проведен анализ эффективности развития производственной, социальной, инвестиционной и инновационной подсистем республики, сформулированы рекомендации для повышения их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики»



УДК 330.342

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В. В. СМИРНОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики

E-mail: walera712006@mail.ru Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова

В статье показана каузальность в организации эффективного управления развитием регионов Российской Федерации, определен коэффициент специализации Чувашской Республики и Приволжского федерального округа, проведен анализ эффективности развития производственной, социальной, инвестиционной и инновационной подсистем республики, сформулированы рекомендации для повышения их эффективности.

Ключевые слова: анализ, инвестиции, инновации, потенциал, производство, подсистема, регион, управление.

В условиях трансформации традиционной структуры общественных отношений проявляется каузальность в организации эффективного управления развитием регионов Российской Федерации, а именно:

- историческая легитимность метаморфозы планово-директивных методов управления региональным хозяйством в рыночные формы;

- модальность субъектов Федерации отражает различия в уровне социально-экономического развития и раскрывает спектр присущих локальным образованиям имманентных свойств;

- потребность в формировании конфигурации регионального хозяйства и в связи с этим

разграничение полномочий в процессе его морфогенеза;

- создание транспарентных партнерских отношений во взаимодействии между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти;

- изменение формы регулятивных воздействий в формате оптимизации функций субъектов регионального управления. Рассматривая Чувашскую Республику как открытую, большую и сложную систему, необходимо структурировать методологические положения (императивы) управления регионом в контексте взаимообусловленных управленческих процедур планирования, постановки задач, организации, стимулирования, координации и контроля. Сущность и содержание социально-экономических процессов в республике отражают возможности формирования как простых форм управления (на уровне элементов и микроподсистем), так и достаточно сложных (макроподсистем) с большим спектром управляющих связей, т. е. к простым методам управления добавляется управление, основанное на принципах системного подхода, учитывающее специфические условия для организации и регулирования процессов.

Для определения потенциала повышения эффективности социально-экономического развития

республики проведем анализ эффективности развития производственной, социальной, инвестиционной и инновационной подсистем региона.

Эффективность функционирования и развития производственной подсистемы определяется результативностью методов воздействия на процесс регионального производства материальных благ и воспроизводства факторов производства, а также функциональностью производственной инфраструктуры региона. В то же время функциональность производственной инфраструктуры зависит от специфики отраслей и регионов и формируется в соответствии с изменениями в сфере материального производства. Производственная инфраструктура оказывает существенное влияние на эффективность функционирования предприятий в силу участия производственных услуг в создании потребительной стоимости и стоимости продукта основного производства.

Следовательно, производственную подсистему необходимо рассматривать как симбиоз сферы материального производства и производственной инфраструктуры. Тем самым специфика и условия формообразования производственной подсистемы должны рассматриваться в формате отражения возможности оптимизации регионального хозяйства.

В пределах Чувашской Республики существует относительное обособление части хозяйственных и социальных отношений по воспроизводству факторов производства, его форм, стадий и результатов, что позволяет говорить не только о существовании единого регионального производственного цикла, но и о функционировании в его составе ряда локальных, автохтонных циклов. В этом контексте для эффективной трансформации производственных ресурсов от одной стадии процесса к другой необходимо сохранить положительную тенденцию увеличения масштабов производства, объемов продаж и восстановить позиции региональных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. При этом региональными нормативными актами должны определяться приоритетные виды экономической деятельности.

Процесс социально-экономического развития региона характеризуется не только уровнем развития и спецификой функционирования отраслей материального производства, но и полнотой удовлетворения их потребностей в производственной инфраструктуре, тенденцией формирования и способами воздействия многообразных факторов в форме взаимодействия основного и вспомогательного производства.

Для выявления специфики формообразования производственной подсистемы Чувашской Республики определим коэффициент специализации региона Ксп. При этом используем ряд агрегированных показателей, в совокупности отражающих уровень развития сферы материального производства и производственной инфраструктуры регионального хозяйства:

- валовой региональный продукт на душу населения;

- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения;

- объем платных услуг на душу населения. Для оценки К используем формулу:

где ^реги ^рф — объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения, объем платных услуг надушу населения в регионе и РФ; 5рег и 5рф — валовой региональный продукт на душу населения в регионе и в целом по субъектам РФ.

Результаты оценки коэффициента специализации Чувашской Республики и Приволжского федерального округа (для оценки соразмерности индикатора) отображены в таблице.

В результате оценки коэффициента специализации республики по объему отгруженных товаров

Субъект Федерации 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Коэффициент специализации по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненныхработ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения

Приволжский федеральный округ 1,17 1,14 1,18 1,17 1,2 1,43 1,38 1,37 1,37

Чувашская Республика 1,03 1,06 1,07 1,11 1,14 1,15 1,07 1,05 1,23

Коэффициент специализации по объему платныхуслуг на душу населения

Приволжский федеральный округ 0,778 0,815 0,862 0,866 0,920 1,013 1,011 1,068 1,109

Чувашская Республика 1,298 1,251 1,304 1,347 1,361 1,428 1,351 1,296 1,264

Коэффициенты специализации Приволжского федерального округа и Чувашской Республики в 2000—2008 гг.

собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения, характеризующего в большей мере сферу материального производства, установлено значение больше единицы. Данное положение отражает специализацию Чувашской Республики в сфере материального производства, при этом значение коэффициента специализации республики ниже коэффициента Приволжского федерального округа.

Коэффициент специализации Чувашской Республики по объему платных услуг на душу населения, характеризующий в большей мере производственную инфраструктуру, имеет значение больше единицы. При этом значение коэффициента специализации по объему платных услуг на душу населения Чувашской Республики больше, чем в Приволжском федеральном округе и больше коэффициента специализации республики по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения.

Таким образом, производственная подсистема Чувашской Республики сориентирована в большей мере на производственную инфраструктуру, чем на сферу материального производства, что в принципе отражает суть и условия функционирования депрессивного региона.

При оценке эффективности развития производственной подсистемы республики (рис. 1) воспользуемся следующими достаточными показателями [4,6]:

- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами надушу населения;

- валовое накопление основного капитала на душу населения;

- валовой региональный продукт на душу населения.

В результате оценки эффективности развития производственной подсистемы выявлено, что для повышения эффективности производственной подсистемы необходимо увеличить результативность использования производственного потенциала при сфокусированном развитии основного и вспомогательного производств.

Для этого необходимо рационально структурировать производственную подсистему Чувашской Республики в форме эффективного многоотраслевого комплекса со сложными вертикальными и горизонтальными связями в рамках сложившейся региональной системы экономической деятельности при соответствующей координации и поддержке со стороны федеральных и региональных органов власти. Необходимо как минимум повысить эффективность институциональной инфраструктуры, обеспечивающей рациональную взаимосвязь управленческих решений, направленных на развитие производственной подсистемы на федеральном и региональном уровнях, тем самым способствуя устранению основных причин неэффективного функционирования и развития регионального хозяйства, а именно:

Легенда

120 ООО -,

100 ООО

80 000

60 000

40 000

20 000 -

у = 0,8606*-2 342,7 кК = 0,9901

у = 0,6161х-2 275,2 кК = 0,9656

у = 0,2446х-67,468 кК = 0,9634

0 20 000 40 000 60 000 80 000 100 000 120 000 140 000

ВРП на душу населения, руб.

* Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения -Валовое накопление основного капитала на среднегодовую численность населения Рис. 1. Эффективность

развития производственной " Потенциал для эффективного развития подсистемы

- отсутствия ясных нормативно-правовых документов регламентирующих вопросы прав собственности на приватизированные предприятия. Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность деятельности сферы производственных услуг, является развитие в России института частной собственности [2, с. 68-69];

- отсутствия региональных институтов по эффективному управлению сферой материального производства и производственной инфраструктурой.

В целом для повышения эффективности развития всего спектра экономической деятельности региона необходимо сформировать условия реализации согласованной федеральной и региональной промышленной политики.

Федеральная промышленная политика как комплекс экономических, политических и организационных мер индустриального развития страны в целом и ее регионов должна определить необходимую структуру и масштабы производства, обеспечивающие оптимальное развитие его перспективных факторов, а также положения, влияющие на принятие решений в отношении наиболее важных стратегических направлений. Региональная промышленная политика как комплекс экономических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней среде региона, должна повысить эффективность факторов производства, снизить политические и социальные издержки структурной адаптации социально-экономического комплекса региона.

В Чувашской Республике существует необходимость государственного участия в реконструкции изношенного производственного потенциала, его инновационном обновлении, стабилизации воспроизводственных систем на национальном и региональном уровнях. При этом государство должно не только поддерживать хозяйствующих субъектов, но и сформировать приоритеты реализации промышленного потенциала и структурных преобразований [5,с. 12].

Следовательно, создаются предпосылки для системного кризиса, зарождающегося в противоречиях формирования и реализации спектра управленческих решений в процессе оптимизации промышленной политики. Для формирования результативных методов и выбора адекватных инструментов в контексте устранения противоречий в управленческих решениях и последующем воздействии на процесс оптимизации промышленной поли-

тики в Чувашской Республике необходимо выявить наиболее весомые, системообразующие функции региональной промышленной политики.

Для повышения эффективности функционирования и развития производственной подсистемы республики в рамках нормативно-правового регулирования необходимо как минимум:

- определить субсидиарную ответственность региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении неэффективного использования государственного и муниципального имущества;

- утвердить порядок доступа к свободным производственным мощностям республики на правах аренды субъектам малого и среднего предпринимательства;

- организовать правовое сопровождение деятельности по доведению инновационной технологии до стадии практического применения;

- стимулировать промышленность республики к эффективной финансово-экономической деятельности через прогрессивную шкалу предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

На основании изложенного можно сделать вывод, что показателем эффективности производственной подсистемы республики является мера взаимодополнения структурных элементов и функциональных взаимосвязей регионального хозяйства, ориентированного на сферу материального производствав рамках дискретного рыночного пространства. Данная мера — величина вероятностная и рассматривается в формате утилитарной способности регионального хозяйства обеспечить условия для полноценного удовлетворения потребности промышленности в основных факторах производства.

Следовательно, определяются возможности для генерирования перманентности процесса расширенного воспроизводства, смещая приоритеты в производственном цикле от низкого до высокого передела и создавая условия для формирования пятого и шестого технологического укладов. Оптимальное структурирование производственной подсистемы Чувашской Республики в форме эффективного многоотраслевого комплекса со сложными вертикальными и горизонтальными связями в рамках региональной системы экономической деятельности позволит повысить эффективность использования производственного потенциала и окажет положительное влияние на эффективность

социально-экономического развития республики.

В современной экономической науке социальная сфера рассматривается в форме совокупности отраслей, предприятий, организаций, определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние. При этом оптимальность развития социальной сферы определяется эффективностью системы управления, обеспечивающей согласование интересов всех уровней власти для формирования сбалансированных экономических отношений хозяйственных субъектов и обеспечения достаточного уровня качества жизни населения.

Воплощение в жизнь социальной цели развития государства предполагает создание действенного правового, политического и хозяйственного механизмов ответственности власти и субъектов экономической деятельности за результаты достижения согласованных параметров качества жизни. Следует разграничить обязанности и сферы ответственности федерального центра, региональных органов власти, органов местного самоуправления, бизнеса и домохозяйств в формате стратегии повышения благосостояния граждан и тактики решения социальных задач.

Процесс формирования и реализации социальных процедур должен осуществляться в формате концепции государственной региональной политики, а именно ее составляющей — государственной региональной социальной политики. Государственная региональная социальная политика определяет параметры стратегии и идеологию развития социальной сферы в контексте выявленных проблем, разработанных и согласованных для их решения задач, а также устанавливает основные методы и инструменты ее законодательного регулирования. При этом формы и методы решения региональных задач должны находиться в компетенции регионов, т. е. нужно четко разграничить функции управления развитием социальной сферы, осуществляемые органами власти РФ и ее субъектами.

Таким образом, региональная социальная политика должна базироваться на следующих принципах:

- создание условий для рационального использования и воспроизводства социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;

- определение социально ориентированных направлений, требующих значительных вложений;

- поиск инновационных форм и наукоемких вариантов поддержания социальной сферы.

В таком огромном государстве, как Российская Федерация достижение экономической ста-

бильности и социальной ориентации возможно лишь при согласованном воздействии федеральных и региональных органов власти на условия формирования устойчивой однородности социально-экономического пространства. При этом аномальные территориальные различия в качестве жизни населения определяются экономическими, природно-географическими, ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов и служат основанием для государственной политики выравнивания [3].

Следовательно, основным требованием к государственной региональной социальной политике в условиях неустойчивой экономики является определение оптимального соотношения в социальном развитии регионов в контексте формирования устойчивой однородности социально-экономического пространства Российской Федерации. Проводя политику регионального развития, органы управления разных уровней государственной власти должны осуществить выравнивание условий развития регионов страны, создать необходимые предпосылки для их социального развития, а затем приступать к очередному уровню регионального управления — к управлению развитием социальной сферы.

В общем виде ведущая функция органов управления в социальной сфере заключается в обеспечении социальной справедливости, которая не может полностью воплотиться в жизнь исключительно через рыночные отношения. Применительно к услугам отраслей социальной сферы необходимо наличие предпосылок равных возможностей в их потреблении. Должны быть обеспечены общедоступность жизненно важных благ (достигаемая через бесплатность их предоставления или систему льгот) и реализация таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния.

При оценке эффективности развития социальной сферы Чувашской Республики (рис. 2) используем следующие достаточные показатели:

- среднедушевые денежные доходы населения;

- потребительские расходы в среднем на душу

населения;

- валовой региональный продукт на душу населения.

В результате оценки достаточных показателей установлено, что для повышения эффективности развития социальной сферы региона необходимо сохранить, а по возможности стимулировать население на увеличение потребительских расходов при обеспечении соизмеримого роста величины среднедушевых денежных доходов. В обширном

Легенда

10 ООО -

9 000 -8 000 -7 000 -6 000 -5 ООО -4 000 -3 ООО -2 000 -1 ООО -

Рис. 2. Эффективность развития социальной сферы

у = 0,0721х- 113,84 Кй = 0,9949

у = 0,0505х - 80,048 й = 0,9964

у - 0,0216х - 33,792 К = 0,9582

О

20 000 40 000 60 000 80 000 100 000 120 000 140 000

ВРП на душу населения, руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Среднедушевые денежные доходы -Потребительские расходы в среднем на душу населения ■ А ■ Потенциал для эффективного развития

спектре проблем эффективного управления региональным развитием социальной сферы Чувашской Республики необходимо разумно выделить и оптимально решить ряд основополагающих задач:

- выбрать рациональные объекты регулирования;

- определить источники финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социальной сферы;

- определить критерии оценки состояния социальной сферы;

- разработать методический инструментарий управления развитием социальной сферы;

- регламентировать отношения региональных органов управления с федеральными органами власти;

- обеспечить социальные гарантии, установленные на федеральном уровне, социально уязвимым слоям населения;

- развивать новые системы социальной защиты населения (создать специальные учреждения социальной службы).

В целом исполнение задач управления социальной сферой республики связано с необходимостью создания социально ориентированной совокупности функциональных связей, образующих устойчивые структурные формы, позволяющие эффективно организовать процесс реализации целей социальной политики, основанной на законодательно установленных императивах, определяющих реальный уровень жизни, социального

благополучия, занятости населения, их социальной поддержки. Наиболее оптимальным вариантом целенаправленного управления социальной сферой в регионе является реализация социально ориентированного симбиоза федеральных, региональных и муниципальных программ, учитывающих ее полидетерминированность (социальные программы наиболее оптимально реализуют интересы регионального сообщества).

Для повышения эффективности развития социальной сферы Чувашской Республики в рамках нормативно-правового регулирования необходимо:

- определить правовые инструменты стимулирования социальной ответственности бизнеса не только перед наемными работниками, но и региональным сообществом, на территории которого осуществляется предпринимательская деятельность;

- законодательно закрепить положение о приоритетности прав по определению необходимого объема финансовой поддержки социальной сферы из федерального бюджета за субъектом Федерации и конституционно закрепить это право;

- предусмотреть меры субсидиарной ответствен -ности федеральных, региональных и муниципальных органов власти за неэффективное использование финансовых ресурсов, предна-значенныхдля развития социальной сферы;

- проводить мониторинг социальных условий жизнедеятельности населения и анализ их

адекватности относительно финансовых вливаний;

- установить целевые ориентиры социоструктур-ных подсистем и определить спектр задач по их оптимизации, а также предусмотреть возможность применения имплицитных социально ориентированных факторов;

- сформировать адаптивную структуру системы нормативно-правового регулирования параметров развития социальной сферы, ориентированную на возможности оптимизации взаимодействия элементной базы региональной экономики в формате требований к качеству жизни населения.

Систематизируя возможности повышения эффективности развития социальной сферы в республике в рамках ориентации на структурно-функциональную оптимизацию элементной базы региона, необходимо в формате согласованных управленческих решений обеспечить устойчивое функционирование и развитие системы социальных отношений.

Одной из ключевых проблем функционирования и развития отечественной экономики является недостаток инвестиций в реальный сектор, 70 % основных фондов которого физически и морально устарели. При этом отсутствие в регионах организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников

инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения инвестиционного потенциала субъектов предпринимательской деятельности на мезоуровне и создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе [7, с. 5].

Необходимо учесть, что возможности некапиталоемкого роста довольно ограничены, и уже через два — три года все свободные ресурсы могут быть задействованы, следовательно, без значительного наращивания инвестиций дальнейший рост экономики будет невозможен. Развитие экономики невозможно без поглощения финансовых ресурсов, т. е. без притока капитала. Инвестиционный процесс обеспечивает поглощение (приток) инвестиций и компетенций («строительного материала» и «строителей») и потому является системообразующим фактором развития экономики [1].

При оценке эффективности инвестиционного процесса в Чувашской Республике (рис. 3) используем следующиедостаточные показатели [4, 6]:

- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения (среднегодовая численность населения);

- инвестиции в основной капитал надушу населения;

- валовой региональный продукт на душу населения.

Легенда

120 ООО

100 000 80 000 -60 000 40 000 -20 000

8606х-

5142х+ 1 727,9 9722

0 20 000 40 000 60 000 80 000 100 000 120 000 140 000

ВРП на душу населения, руб.

* Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения ""Инвестиции в основной капитал на душу населения

■ Потенциал для эффективного развития

Рис. 3. Эффективность инвестиционного процесса

В результате оценки достаточных показателей установлено, что для повышения эффективности инвестиционного процесса в регионе необходимо увеличить результативность использования производственного потенциала и сохранить параметры оптимальной фокусировки инвестиций в основной капитал. Процесс инвестирования должен быть ориентирован на эффективное вложение инвестиционного капитала в реальный сектор экономики (в сферу производства материальных благ). При этом необходимо решить следующие задачи:

- трансформировать инвестиционные ресурсы в капитальные затраты, т. е. обеспечить процесс преобразования инвестиций в реальные объекты;

- сформировать условия для материализации вложенных инвестиций в прирост капитальной стоимости;

- усовершенствовать процесс реализации прироста капитальной стоимости для расширения спектра факторов, генерирующих прибыль;

- создать систему самовоспроизводящих взаимосвязей инвестиционных ресурсов и реального сектора экономики посредством продуцирования структурных образований, способных эффективно использовать инвестиции.

В целом решение изложенных задач позволит определить адекватные параметры стратегии управления инвестиционным процессом для среды волатильного дискретного спроса и предложения. Грамотный выбор параметров стратегии управления инвестиционным процессом позволит сформировать эффективную модальность региональной системы, ориентированную на ввод прогрессивных фондов в инновационно ориентированных секторах экономики, а также создаст условия для решения проблемы структурно-технологической модернизации экономики региона и Российской Федерации в целом.

Таким образом, стратегия управления инвестиционным процессом в республике заключается в эффективном воздействии федеральных и региональных органов власти на структурированную совокупность системообразующих факторов: институциональных, экономических, социальных, нормативно-правовых, налоговых, финансовых и банковских, эколого-географических, которые в свою очередь являются определяющими при формировании инвестиционной привлекательности региона. При этом инвестиционный комплекс региона следует рассматривать как рациональную совокупность организационных структур, имеющих разумную и целесообразную

нормативно-правовую базу, гармоничное и продуктивное сочетание ресурсов и технологий, механизмов и инструментов, применяемых для оптимизации процесса привлечения капитала и эффективной реализации бизнес-проектов.

Для повышения эффективности инвестиционного процесса в республике в рамках нормативно-правового регулирования необходимо:

- определить критерии эффективности использования инвестиций в формате сложившейся региональной структуры экономической деятельности;

- законодательно закрепить необходимость проведения мониторинга региональными и муниципальными органами власти объектов инвестирования;

- установить контроль за процессом инвестиционной деятельности в отношении градообразующих предприятий, имеющих стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности региона;

- определить субъектам инвестиционной деятельности специальные налоговые режимы, а именно льготы по уплате налога на прибыль, ввозных пошлин и НДС, в том числе компенсации потерь инвесторам от их отсутствия;

- стимулировать вовлечение в инвестиционный процесс законсервированных региональных и муниципальных объектов;

- оптимизировать систему межрегиональных экономических отношений в формате взаимовыгодного партнерства.

Для оптимизации инвестиционного процесса в Чувашской Республике необходимо грамотно реализовать структурно-функциональный симбиоз федеральных и региональных целевых программ в контексте повышения результативности использования производственного потенциала и оптимального фокусирования инвестиций в основной (инновационно ориентированный) капитал.

Для развивающейся экономики Российской Федерации назрела необходимость перейти на третью стадию развития по М. Портеру [9], т.е. надлежит осуществлять модернизацию экономики на базе инноваций. При этом инновационная политика России требует констатации существующих и разработки новых форм взаимодействия всех субъектов инновационной деятельности.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Р. Солоу в статье «Инвестиции и технический процесс» (1959г.) доказал, что именно технический прогресс, реализуемый в инновациях, является

основным источником экономического роста. По его расчетам, 7/8 роста американской экономики за период с 1909 по 1949 г. имели своим источником технический прогресс, который проявился прежде всего в капиталовложениях в основной капитал [8, с. 109].

При оценке эффективности инновационной деятельности в республике (рис. 4) используем следующиедостаточные показатели [4, 6]:

- объем инновационных товаров (работ, услуг) на душу населения (среднегодовая численность населения);

- затраты на технологические инновации на душу населения (среднегодовая численность населения).

- валовой региональный продукт на душу населения.

В результате оценки достаточных показателей выявлено, что для повышения эффективности инновационной деятельности в регионе необходимо оптимизировать затраты на технологические инновации при сохранении или соразмерном увеличении эффективности производства инновационных товаров (работ, услуг).

Низкая эффективность затрат на технологические инновации в Чувашской Республике отражает естественную динамику предприятий депрессивного региона, направленную на простое

Легенда

7000 п

обновление основных фондов, используя морально устаревшую технику и технологии. Результатом такой тенденции является потеря конкурентных преимуществ в наиболее фондо- и трудоемких отраслях субъекта Федерации, таких как машиностроение и станкостроение, при сохраняющейся конкурентоспособности химической, электротехнической и приборостроительной отраслей.

В контексте изложенного заслуживает внимания суждение профессора Ю. В. Яковца: «Инвестиции и инновации неразрывно связаны, выступают в хозяйственной жизни как близнецы... Инвестиции без инноваций бессмысленны и опасны, поскольку означают вложение средств в воспроизводство устаревших продуктов и технологий, заведомо обрекая на неконкурентоспособность производимые товары и услуги» [8].

Таким образом, качественный симбиоз инвестиций и инноваций должен создать условия для проявления инновационных метаморфоз в отраслевой структуре региона, сохраняя морфологию регионального хозяйства, т. е. раскрываются возможности социально-экономического развития региона посредством влияния на его морфогенез.

В процессе модернизации экономики оптимальными инструментами государственной инновационной политики должны стать: - программы технологического развития, форми-

6 000

5 000

4 000

3 000

2 000

1 000

y = 0,0622x-l 185,5^ RR = 0,9689

20 000 40 000 60 000 80 000 100 000 120 000 140 000

ВРП на душу населения, руб. • Объем инновационных товаров (работ, услуг) на среднегодовую численность населения -Затраты на технологические инновации относительно среднегодовой численности населения ■ Потенциал для эффективного развития

Рис. 4. Эффективность инновационной деятельности

руемые для решения задач системообразующих предприятий и отраслей, способствующие выявлению точек и полюсов экономического роста, технологическому перевооружению тех производств, которые способны дать максимальный эффектдля экономики республики в целом;

- отдельные инновационные проекты с высокой степенью коммерциализации, обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных предприятиях, как правило, с быстрым оборотом капитала и часто сменяемой номенклатурой производства;

- технологические парки как форма ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений посредством концентрации высококвалифицированных специалистов, использования оснащенной производственной, экспериментальной и информационной базы;

- венчурные фирмы (предприятия), занимающиеся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений и технологических новшеств;

- законодательная база, ориентированная на государственную поддержку и стимулирование инвесторов, размещающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также система целевых налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов. Ключевым элементом инновационной политики должен стать механизм закрепления позитивных тенденций в научно-техническом комплексе и внедрения эффективных методов использования научных достижений в производстве. Основой механизма должна стать государственная институциональная система, интегрирующая на единой научно-методологической основе стратегию и методологию реализации совокупности инвестиционного процесса и инновационной деятельности, а также законодательно-правовую базу, позволяющую материализовать потребности общества в инновациях.

Для решения проблемы финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок в республике необходимо реализовать следующие мероприятия:

- использовать принцип разделения финансирования. Бюджетные ассигнования на науку должны структурироваться по двум основным направлениям. Во-первых, фундаментальные исследования, которые должны полностью

финансироваться государством. Во-вторых, прикладные разработки, которые должны стимулироваться путем размещения государственных заказов при обязательном привлечении средств, долевом участии непосредственных потребителей конечного научного продукта;

- активизировать работу по изысканию и привлечению альтернативных финансовых источников, в том числе из средств фондов промышленных предприятий, банков, международных научных, общественных и гуманитарных организаций, частных лиц;

- ввести налоговые и иные финансовые льготы для предприятий и организаций, вкладывающих средства в НИОКР и инновационные проекты, в том числе путем внесения соответствующих поправок в региональную нормативно-правовую и законодательную базу;

- создать условия для конкурсного распределения средств на научные программы и проекты. Для повышения эффективности инновационной деятельности в республике необходимо решить следующие задачи:

- преодолеть структурный разрыв между современным уровнем развития мировых технологий и состоянием материально-технической базы региональной экономики;

- апробировать и внедрить инновационные технологии в устоявшейся отраслевой структуре региона;

- сформировать инфраструктуру инновационно восприимчивого рынка, благоприятную для внедрения научных разработок и технологических инноваций в экономическую и социальную сферу;

- внедрить систему коммерциализации фундаментальных научных разработок и исследований на внешних инновационно ориентированных рынках;

- создать специальные центры инновационной деятельности, направленные на обеспечение новой формы связи НИОКР и наукоемкого бизнеса, научно-производственных комплексов на базе вузов, академических институтов, крупных промышленных предприятий.

Для повышения эффективности инновационной деятельности в республике в рамках норматив-но-правового регулирования необходимо:

- установить правовые основы взаимоотношений региональных органов власти и субъектов инновационного процесса, осуществляющих предпринимательскую деятельность на данной

территории;

- определить параметры стимулирования субъектов инновационной деятельности, степень концентрации ресурсов федеральных и региональных целевых программ на наиболее значимых для региона направлениях;

- законодательно закрепить право за региональными органами власти устанавливать льготный режим налогообложения для субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих развитие техники и технологий, признанных наиболее перспективными для экономики региона;

- установить предельный уровень рентабельности инвестопроводящих структур с участием государства, а именно, специализированных лизинговых компаний и финансовых институтов венчурного инвестирования, определяющих параметры инвестиционного кредитования инновационно ориентированных организаций и предприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разграничить функции федеральных, региональных и муниципальных органов власти в качестве государственного заказчика федеральных и региональных целевых научно-технических и инновационных программ;

- определить субсидиарную ответственность региональных и муниципальных органов власти, субъектов инновационной деятельности за отсутствие инновационного результата;

- сформировать отраслевую структуру реги-

ональных инновационных центров, реализующих функции оценки, планирования, организации, стимулирования и контроля в отношении процесса инвестирования капитала в инновационную технику и технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления; - создать на уровне региона благоприятные условия для патентования изобретений, научных идей, разработок, новых изделий и технологий, а также обеспечить контроль над исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.

Таким образом, для организации эффективного управления развитием Чувашской Республики необходимы регулярное отслеживание и прогнозирование влияния изменений на функционирование и развитие социально-экономической системы региона. Необходимо создать систему мониторинга, которая должна повысить эффективность управления ходом реализации федеральных и региональных целевых программ, направленных на повышение эффективности социально-экономического развития региона. При этом результатом реализации организационных мероприятий по повышению эффективности социально-экономического развития республики должна стать эффективная структурно-функциональная совокупность подсистем региона, позволяющая наиболее полно удовлетворить потребности всех элементов региональной экономики с возможностью генерации новых структур и их функциональных взаимосвязей.

Список литературы

1. Идрисов А. Стратегия, основанная на ключевых компетенциях и динамических способностях компании // Контроллинг в России. 2002. № 1.

2. Кокорев В. Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики трансак-ционных издержек // Вопросы экономики. 1996. № 12.

3. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента РФ от03.06.1996 № 803.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. М.: Росстат, 2009.

5. Татаркин А. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 1.

6. Федеральная служба государственной статистики — http://www.gks.ru.

7. Чуб Б. А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне / подред. В. В. Бандурина. М.: БУКВИЦА, 2001.

8. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004.

9. PorterM. The Competitive Advantage ofNations. NY: The Free Press. 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.