указанных показателей до функциональных подразделений и назначение сферы ответственности каждого сотрудника; возможность увязки показателей с системой мотивации; доступность для практического применения и простота оценки.
Предложенные методические подходы к оценке эффективности деятельности предприятий сферы предоставления энергосбытовых услуг будут способствовать повышению эффективности деятельности предприятий рассматриваемой отрасли, а также могут послужить базой для дальнейших теоретических и прикладных разработок в данной области.
СКВОРЦОВ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ - аспирант кафедры финансов, Чебоксарский кооперативный институт; директор, Новочебоксарский филиал ОАО «Чувашская энергосбытовая компания», Россия, Чебоксары (skvo8@mail.ru).
SKVORTSOV OLEG NIKOLAYEVICH - post-graduate student of Finance Chair, Cheboksary Cooperative Institute; director, Novocheboksarsk Branch of JSC «Chuvash Electricity Sales Company», Russia, Cheboksary.
УДК 330.101
В.В. СМИРНОВ, О.Е. КАДЫШЕВА
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Ключевые слова: деятельность, инвестиции, инновации, оценка, процесс, управление, эффективность.
Указана ключевая проблема функционирования и развития отечественной экономики, проведена оценка эффективности инвестиционного процесса и инновационной деятельности в Чувашской Республике. Предложены мероприятия для повышения эффективности инвестиционного процесса и инновационной деятельности в Чувашской Республике.
V.V. SMIRNOV, O.E. KADYSHEVA EVALUATION OF INVESTMENT AND INNOVATION IN CHUVASH REPUBLIC Key words: activity, investment, innovation, assessment, process, management, efficiency.
Indicated the key issue of functioning and development of domestic economy, assessed the effectiveness of the investment process and innovation in the Chuvash Republic. Proposed measures to improve the effectiveness of the investment process and innovation in the Chuvash Republic.
Одной из ключевых проблем функционирования и развития отечественной экономики является недостаток инвестиций в реальный сектор, 70% основных фондов которого физически и морально устарели. При этом отсутствие в регионах организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечения внешних источников инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышения инвестиционного потенциала субъектов предпринимательской деятельности на мезоуровне и создания благоприятного инвестиционного климата в каждом регионе [3. С. 5].
Необходимо учесть, что возможности некапиталоёмкого роста довольно ограничены, и уже через два-три года все свободные ресурсы могут быть задействованы, следовательно, без значительного наращивания инвестиций дальнейший рост экономики будет невозможен. Развитие экономики невозможно без поглощения финансовых ресурсов, т.е. без притока капитала. Инвестиционный процесс обеспечивает поглощение (приток) инвестиций и компетенций («строительного материала» и «строителей») и потому является системообразующим фактором развития экономики [1].
При оценке эффективности инвестиционного процесса в Чувашской Республике (ЧР) используем следующие достаточные показатели (рис. 1) [2]:
1) объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения (среднегодовая численность населения);
2) инвестиции в основной капитал на душу населения;
3) валовой региональный продукт на душу населения.
Валовой региональный продукт на душу населения
-♦-Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения -■-Инвестиции в основной капитал на душу населения Потенциал для эффективного развития
Рис. 1. Эффективность инвестиционного процесса
В результате оценки достаточных показателей установлено, что для повышения эффективности инвестиционного процесса в регионе необходимо увеличить результативность использования производственного потенциала и сохранить параметры оптимальной фокусировки инвестиций в основной капитал. Процесс инвестирования в ЧР должен быть сориентирован на эффективное вложение инвестиционного капитала в реальный сектор экономики (в сферу производства материальных благ). При этом необходимо решить следующие задачи:
1) трансформировать инвестиционные ресурсы в капитальные затраты, т.е. обеспечить процесс преобразования инвестиций в реальные объекты;
2) сформировать условия для материализации вложенных инвестиций в прирост капитальной стоимости;
3) усовершенствовать процесс реализации прироста капитальной стоимости с целью расширения спектра факторов, генерирующих прибыль;
4) создать систему самовоспроизводящих взаимосвязей инвестиционных ресурсов и реального сектора экономики посредством продуцирования структурных образований, способных эффективно использовать инвестиции.
С целью повышения эффективности инвестиционного процесса в ЧР необходимо в рамках нормативно-правового регулирования, как минимум:
- определить критерии эффективности использования инвестиций в формате сложившейся региональной структуры экономической деятельности;
- законодательно закрепить необходимость проведения мониторинга региональными и муниципальными органами власти объектов инвестирования;
- установить контроль над процессом инвестиционной деятельности в отношении градообразующих предприятий, имеющих стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности региона;
- определить субъектам инвестиционной деятельности специальные налоговые режимы, а именно льготы по уплате налога на прибыль, ввозных пошлин и НДС, в том числе компенсации потерь инвесторам от их отсутствия;
- стимулировать вовлечение в инвестиционный процесс законсервированных региональных и муниципальных объектов;
- оптимизировать систему межрегиональных экономических отношений в формате взаимовыгодного партнёрства.
На основе изложенных выше умозаключений можно предположить, что для оптимизации инвестиционного процесса в ЧР необходимо грамотно реализовать структурно-функциональный симбиоз федеральных и региональных целевых программ в контексте повышения результативности использования производственного потенциала и оптимального фокусирования инвестиций в основной (инновационно-ориентированный) капитал.
Лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Солоу доказал, что именно технический прогресс, реализуемый в инновациях, является основным источником экономического роста. По его расчётам, 7/8 роста американской экономики за период с 1909 г. по 1949 г. имели своим источником технический прогресс, который проявился, прежде всего, в капиталовложениях в основной капитал [4. С. 109].
При оценке эффективности инновационной деятельности в ЧР используем следующие достаточные показатели (рис. 2) [2]:
1) объём инновационных товаров (работ, услуг) на душу населения (среднегодовая численность населения);
2) затраты на технологические инновации на душу населения (среднегодовая численность населения);
3) валовой региональный продукт на душу населения.
Валовой региональный продукт на душу населения
-♦-Объем инновационных товаров (работ, услуг) на среднегодовую численность населения -■-Затраты на технологические инновации относительно среднегодовой численности населения -а-Потенциал для эффективного развития
Рис. 2. Эффективность инновационной деятельности
В результате оценки достаточных показателей выявлено, что для повышения эффективности инновационной деятельности в регионе необходимо оптимизировать затраты на технологические инновации при сохранении или соразмерном увеличении эффективности производства инновационных товаров (работ, услуг). Низкая эффективность затрат на технологические инновации в ЧР отражает естественную динамику предприятий депрессивного региона, направленную на «простое» обновление основных фондов, используя морально устаревшую технику и технологии. Результатом данной тенденции является потеря конкурентных преимуществ в наиболее фондо- и трудоёмких отраслях ЧР, таких как машиностроение и станкостроение, при сохраняющейся конкурентоспособности химической, электротехнической и приборостроительной отрасли.
Качественный симбиоз инвестиций и инноваций должен создать условия для проявления инновационных метаморфоз в отраслевой структуре региона, сохраняя морфологию регионального хозяйства. В процессе модернизации экономики оптимальными инструментами государственной инновационной политики должны стать:
1) программы технологического развития, формируемые для решения задач системообразующих предприятий и отраслей, способствующие выявлению точек и полюсов экономического роста, технологическому перевооружению тех производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики республики в целом;
2) отдельные инновационные проекты с высокой степенью коммерциализации, обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных предприятиях, как правило, с быстрым оборотом капитала и часто сменяемой номенклатурой производства;
3) технологические парки как форма ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений посредством концентрации высококвалифицированных специалистов, использования оснащённой производственной, экспериментальной и информационной базы;
4) венчурные фирмы (предприятия), занимающиеся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений и технологических новшеств;
5) законодательная база, ориентированная на государственную поддержку и стимулирование инвесторов, размещающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также система целевых налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов.
Для повышения эффективности инновационной деятельности в ЧР необходимо решить следующие задачи:
1) преодолеть «структурный разрыв» между современным уровнем развития мировых технологий и состоянием материально-технической базы региональной экономики;
2) апробировать и внедрить инновационные технологии в устоявшейся отраслевой структуре экономики (ОКВЭД) региона;
3) сформировать инфраструктуру инновационно-восприимчивого рынка, благоприятную для внедрения научных разработок и технологических инноваций в экономическую и социальную сферу;
4) внедрить систему коммерциализации фундаментальных научных разработок и исследований на внешних инновационно-ориентированных рынках;
5) создать специальные центры инновационной деятельности, направленные на обеспечение новой формы связи НИОКР и наукоёмкого бизнеса,
научно-производственных комплексов на базе вузов, академических институтов, крупных промышленных предприятий.
С целью повышения эффективности инновационной деятельности в ЧР необходимо в рамках нормативно-правового регулирования, как минимум:
- установить правовые основы взаимоотношений региональных органов власти и субъектов инновационного процесса, осуществляющих предпринимательскую деятельность на данной территории;
- определить параметры стимулирования субъектов инновационной деятельности, степень концентрации ресурсов федеральных и региональных целевых программ на наиболее значимых для региона направлениях;
- законодательно закрепить право за региональными органами власти устанавливать льготный режим налогообложения для субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих развитие техники и технологий, признанных наиболее перспективными для экономики региона;
- установить предельный уровень рентабельности инвестопроводящих структур с участием государства, а именно специализированных лизинговых компаний и финансовых институтов венчурного инвестирования, определяющих параметры инвестиционного кредитования инновационно-ориентированных организаций и предприятий;
- разграничить функции федеральных, региональных и муниципальных органов власти в качестве государственного заказчика федеральных и региональных целевых научно-технических и инновационных программ;
- определить субсидиарную ответственность региональных и муниципальных органов власти, субъектов инновационной деятельности за отсутствие инновационного результата;
- сформировать отраслевую структуру региональных инновационных центров, реализующих функции оценки, планирования, организации, стимулирования и контроля в отношении процесса инвестирования капитала в инновационную технику и технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления;
- создать на уровне региона благоприятные условия для патентования изобретений, научных идей, разработок, новых изделий и технологий, а также обеспечить контроль над исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Литература
1. Идрисов А. Стратегия, основанная на ключевых компетенциях и динамических способностях компании // Контроллинг в России. 2002. № 1.
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: http://www.gks.ru.
3. Чуб Б.А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезо-уровне / под ред. В.В. Бандурина. М.: Буквица, 200l. 227 с.
4. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. 444 с.
СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ. См. с. 372.
КАДЫШЕВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА - аспирантка кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (fuip@chuvsu.ru).
KADYSHEVA OLGA EUGENYEVNA - post-graduate student of Industrial Economics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.