Научная статья на тему 'Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов'

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ВЛИЯНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПОДСИСТЕМА / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА / ACTIVITY / BUSINESS PROCESS / THE IMPACT / THE INVESTMENT SUB-SYSTEM / AN INNOVATIVE SUBSYSTEM OPTIMIZATION / PRODUCTION SUBSYSTEM / REGION / SOCIAL SUBSYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Валерий Владиславович

Рассмотрены теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов. Выявлен потенциал развития производственной, социальной, инвестиционной и инновационной подсистем на примере Чувашской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL POSITIONS OF INCREASED ACTIVITY REGIONAL BUSINESS PROCESSES

The theoretical position of increasing the activity of the regional business processes. Identified potential for industrial, social, investment and innovation subsystems Chuvash Republic.

Текст научной работы на тему «Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 332.146.2

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

В.В. Смирнов

Рассмотрены теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов. Выявлен потенциал развития производственной, социальной, инвестиционной и инновационной подсистем на примере Чувашской Республики.

Ключевые слова: активность, бизнес-процесс, влияние, инвестиционная подсистема, инновационная подсистема, оптимизация, производственная подсистема, регион, социальная подсистема.

В условиях трансформации традиционной структуры общественных и экономических отношений проявляется потребность в выявлении факторов, повышающих активность региональных бизнес-процессов (далее — АРБП) в Российской Федерации. Данная потребность обусловлена существенными искажениями функционирования рынка в Российской Федерации.

Рассматривая регион как открытую и большую систему, необходимо структурировать методологические подходы к повышению АРБП в контексте взаимообусловленных управленческих процедур. При этом сущность и содержание процесса повышения АРБП должна отражать возможности формирования как простых форм управления (на уровне элементов и микроподсистем), так и достаточно сложных (макроподсистем), с большим спектром управляющих связей.

1. Теоретические основы повышения АРБП. Особое внимание в процессе повышения АРБП необходимо уделять вопросам рационального использования и развития регионального ресурсно-сырьевого потенциала. В контексте продуктивного использования ресурсно-сырьевого потенциала раскрывается потребность в укреплении финансовой самостоятельности региона в формате императива бюджетного федерализма, опираясь на следующие положения:

— обеспечить гармоничное единство финансовобюджетной и налоговой системы Российской Феде© Смирнов В.В., 2013

102

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

рации в процедуре заключения соглашений по взаимодействию федеральных и региональных органов власти;

— усилить функциональную роль республиканского бюджета в системе государственных финансов страны;

— наделить каждый уровень власти соразмерным объемом финансовых ресурсов, необходимым для реализации своих полномочий;

— сформировать рациональный механизм регулирования потоков регионального бюджета и оптимальное перераспределение доходов таким образом, чтобы закрепленный спектр доходов в бюджете региона был преобладающим;

— определить легитимные параметры финансовой помощи в форме трансфертных передач с целью обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения.

Следует подчеркнуть, что АРБП существенно определяется набором факторов производства [1, с. 10]. При этом в процессе формирования федеральных и региональных методов и инструментов повышения АРБП необходимо учитывать принципы:

1) самодостаточности — способность региона полностью удовлетворить внутрирегиональный спрос за счет собственных возможностей (предложений);

2) самореферентности и автопоэзисности — самосохранение (региональная индивидуальность) и саморазвитие региона за счет внутренних ресурсов;

3) региональной специализации — процесс, отражающий форму внутренней и конфигурацию внешней функциональности регионального хозяйства. Внутренняя функция выражается в приоритетном развитии доминирующих отраслей (кластеров), сфокусированных на удовлетворении собственных потребностей. Внешняя функция специализации определяется возможностями реализации продукции и услуг, произведенных в регионе;

4) регионального управления — реализуется посредством функций управления;

5) регионального хозяйствования — обеспечение эффективного управления с целью устойчивого развития инфраструктуры региона, представленной в виде структуры определяющих показателей;

6) экологичности — согласование естественных воспроизводственных циклов биосферы и экономических циклов регионального воспроизводства.

В контексте вышеизложенных принципов выделим ряд взаимообусловленных задач:

— согласовывать действия органов государственной власти для оптимизации экономической деятельности в регионе;

— обосновать параметры необходимой дополнительной нормативноправовой базы развития региона на конкретный временной период;

103

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

— выделить специфику и этапы развития региона, определить методы и способы решения возникающих задач на каждом из этапов;

— предложить и согласовать мероприятия по оптимизации отраслевых и региональных программ, а также сфокусировать финансовые средства программ на решение ключевых региональных проблем;

— определить наиболее существенные финансовые источники для регионального развития;

— скоординировать реализацию программ в формате единой системы мероприятий для конкретного элемента территориального образования.

В процессе решения изложенных выше задач необходимо регулярно отслеживать и прогнозировать степень влияния изменений в АРБП, то есть необходимо создать систему мониторинга, которая должна повысить эффективность управленческих воздействий, ориентированных на повышение АРБП. Оперативное решение проблем, снижающих АРБП, позволит повысить инвестиционную привлекательность региона, но и создаст благоприятный имидж перед федеральными органами власти, обладающими определенным финансовым рычагом в виде федеральных целевых программ.

В контексте анализа возможности повышения АРБП рассмотрим влияние основных подсистем экономики Чувашской Республики, а именно производственной, социальной, инвестиционной и инновационной, на

арбп.

2. Потенциал развития производственной подсистемы Чувашской Республики. Эффективность функционирования и развития производственной подсистемы определяется результативностью методов воздействия на процесс регионального производства материальных благ и воспроизводства факторов производства, а также функциональностью производственной инфраструктуры региона. Производственная инфраструктура существенно влияет на эффективность функционирования предприятий в силу участия производственных услуг в создании потребительной стоимости и стоимости продукта основного производства. Следовательно, функциональность производственной инфраструктуры зависит от специфики предприятий и отраслей и формируется в соответствии с изменениями в сфере материального производства.

Производственную подсистему необходимо рассматривать как симбиоз сферы материального производства и производственной инфраструктуры. Тем самым специфика и условия формообразования производственной подсистемы должны рассматриваться в формате отражения возможности повышения АРБП.

В пределах Чувашской Республики существует относительное обособление части хозяйственных и социальных отношений по воспроизводству факторов производства, его форм и стадий. При этом региональными нормативными актами должны определяться приоритетные виды экономической деятельности (ОКВЭД).

104

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

Производственная подсистема занимает особое место в процессе повышения АРБП Чувашской Республики, поскольку исторически и логически образовалась в процессе разделения функций трудовых отношений на основные и вспомогательные, а в дальнейшем приобрела более широкие масштабы — вплоть до возникновения структурных отраслей. Процесс повышения АРБП характеризуется не только уровнем развития и спецификой функционирования отраслей материального производства, но и полнотой удовлетворения их потребностей в производственной инфраструктуре, тенденцией формирования и способами воздействия многообразных факторов в форме взаимодействия основного и вспомогательного производств.

С целью выявления специфики формообразования производственной подсистемы Чувашской Республики определим коэффициент специализации региона Ксп. При этом используем ряд агрегированных показателей, в совокупности отражающих уровень развития сферы материального производства и производственной инфраструктуры регионального хозяйства:

1) валовой региональный продукт на душу населения;

2) объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения;

3) объем платных услуг на душу населения.

Для оценки Ксп используем формулу

регион*100 \

Урф I

‘СП /Ярегиои^О^

( врф )

где ^регион и ^рф: объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами [5, с. 466—467] на среднегодовую численность населения в регионе Приволжском федеральном округе (ПФО) и в Российской Федерации [5, с. 56—57]; объем платных услуг на душу населения в регионе и Российской Федерации [5, с. 766—767]; Врегион и Врф — валовой региональный продукт на душу населения в регионе и в целом по субъектам Российской Федерации [5, с. 385—386].

Результаты оценки коэффициента специализации Чувашской Республики и ПФО (для оценки соразмерности индикатора) приведены в таблице 1.

В результате оценки коэффициента специализации Чувашской Республики по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения, характеризующего в большей мере сферу материального производства, установлено значение больше единицы. Данное положение отражает специализацию Чувашской Республики на сфере материального производства, при этом значение коэффициента специализации Чувашской Республики ниже ПФО.

105

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

Таблица 1

Коэффициент специализации ПФО и Чувашской Республики

По объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

ПФО 1,17 1,14 1,18 1,17 1,20 1,43 1,38 1,37 1,37 1,31 1,34 1,36

ЧР 1,03 1,06 1,07 1,11 1,14 1,15 1,07 1,05 1,23 1,1 1,08 1,1

по объему платных услуг на душу населения

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

ПФО 0,778 0,815 0,862 0,866 0,920 1,013 1,011 1,068 1,109 1,155 1,176 1,168

ЧР 1,298 1,251 1,304 1,347 1,361 1,428 1,351 1,296 1,264 1,325 1,396 1,374

Коэффициент специализации Чувашской Республики по объему платных услуг на душу населения, характеризующий уровень развития производственной инфраструктуры, имеет значение больше единицы. При этом значение коэффициента специализации по объему платных услуг на душу населения в республике больше ПФО и больше коэффициента специализации Чувашской Республики по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения. Следовательно, производственная подсистема Чувашской Республики сориентирована в большей мере на производственную инфраструктуру, чем на сферу материального производства, что в принципе отражает суть и условия функционирования депрессивного региона.

С целью проведения разумного и адекватного анализа влияния производственной подсистемы Чувашской Республики на АРБП оценим ее потенциал развития (рисунок 1). При оценке потенциала развития производственной подсистемы Чувашской Республики воспользуемся следующими достаточными показателями:

— объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами [5, с. 467] на душу населения (среднегодовая численность населения [5, с. 57];

— валовое накопление основного капитала [5, с. 407] на душу населения;

— валовой региональный продукт на душу населения [5, с. 386].

В результате оценки потенциала развития производственной подсистемы Чувашской Республики установлен средний уровень, обусловленный высоким уровнем развития производственного потенциала и низким уровнем его использования. При этом относительно высокая нестабильность развития производственного потенциала позволяет предположить возможное снижение развития производственной подсистемы.

106

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

Легенда

Ф Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения

—■ - Валовое накопление основного капитала на среднегодовую численность населения Потенциал развития производственной подсистемы

Рисунок 1. Потенциал развития производственной подсистемы Чувашской Республики

Следовательно, для повышения АРБП Чувашской Республики необходимо увеличить результативность применения производственного потенциала при сфокусированном расширении основного и вспомогательного производства. В данном контексте необходимо рационально структурировать производственную подсистему республики в форме эффективного многоотраслевого комплекса со сложными вертикальными и горизонтальными связями в рамках сложившейся региональной системы экономической деятельности (ОКВЭД) при соответствующей координации и поддержке со стороны федеральных и региональных органов власти. Необходимо, как минимум, повысить эффективность институциональной инфраструктуры, обеспечивающей рациональную взаимосвязь управленческих решений, направленных на развитие производственной подсистемы на федеральном и региональном уровне, тем самым способствуя устранению основных причин низкой АРБП Чувашской Республики, а именно:

1) отсутствию ясных нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы прав собственности на приватизированные предприятия;

2) отсутствию региональных институтов по эффективному управлению сферой материального производства и производственной инфраструктурой.

С целью повышения АРБП Чувашской Республики, в контексте развития всего спектра экономической деятельности региона, необходимо сформировать условия для результативной реализации мероприятий, установленных в федеральной и региональной промышленной политике. В республике существует необходимость государственного участия в реконструкции изношенного производственного потенциала, его инновационном обновлении,

107

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

стабилизации воспроизводственных систем на национальном и региональном уровнях. При этом «государство должно не только поддерживать хозяйствующих субъектов, но и сформировать приоритеты реализации промышленного потенциала и структурных преобразований» [6, с. 12].

Но, несмотря на то что «время заставляет пересматривать многие позиции и стратегические подходы к социально-экономическому развитию, осваивать концепцию промышленно-экономической политики в регионе, у властных структур до сих пор остается понимание управления регионом как исполнительного органа, функционера, ориентированного на решение мелких, повседневных проблем» [2, с. 17]. Следовательно, создаются предпосылки для системного кризиса, зарождающегося в противоречиях формирования и реализации спектра управленческих решений в процессе оптимизации промышленной политики.

С целью эффективного функционирования и развития производственной подсистемы Чувашской Республики необходимо в рамках нормативноправового регулирования, как минимум:

— определить субсидиарную ответственность исполнительной власти в отношении неэффективного использования государственного и муниципального имущества;

— утвердить порядок доступа к свободным производственным мощностям республики на правах аренды субъектам предпринимательства;

— организовать правовое сопровождение деятельности по доведению инновационной технологии до стадии практического применения;

— стимулировать промышленность республики к эффективной финансово-экономической деятельности через прогрессивную шкалу предоставления субсидий.

Качественное развитие производственной подсистемы в формате эффективной промышленной политики в республики является системным фактором, определяющим условия и возможности достижения целевого ориентира — повышения АРБП региона. Показателем эффективности развития производственной подсистемы Чувашской Республики является мера взаимодополнения структурных элементов и количество взаимосвязей (функций) регионального хозяйства, ориентированных на сферу материального производства в рамках дискретного рыночного пространства. Данная мера и количество — величины вероятностные и рассматриваются в формате утилитарной способности регионального хозяйства обеспечить условия для полноценного удовлетворения потребности промышленности в основных факторах производства.

Следовательно, определяются возможности для генерирования перманентности процесса расширенного воспроизводства, смещая приоритеты в производственном цикле от низкого до высокого передела и создавая условия для формирования пятого и шестого технологического уклада. Оптимальное структурирование производственной подсистемы Чуваше-

108

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

кой Республики в форме эффективного многоотраслевого комплекса со сложными вертикальными и горизонтальными связями в рамках ОКВЭД, учитывая выявленные основные уровни стимулирования развития промышленного производства, позволит повысить эффективность использования производственного потенциала и окажет положительное влияние на АРБП.

3. Потенциал развития социальной подсистемы Чувашской Республики.

В современной экономической науке социальная подсистема рассматривается в форме совокупности отраслей, предприятий, организаций, определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние. При этом оптимальность развития социальной подсистемы определяется эффективностью системы управления, обеспечивающей согласование интересов всех уровней власти для формирования сбалансированных экономических отношений хозяйствующих субъектов и обеспечения достаточного уровня качества жизни населения.

Воплощение в жизнь социальной цели развития государства предполагает создание действенного правового, политического и хозяйственного механизма ответственности власти и субъектов экономической деятельности за результаты достижения согласованных параметров качества жизни. В рамках данного механизма следует разграничить обязанности и сферу ответственности федерального центра, региональных органов власти, органов местного самоуправления, бизнеса и домохозяйств в формате стратегии повышения благосостояния граждан и тактики решения социальных задач.

Процесс формирования и реализации социальных процедур должен осуществляться в формате концепции государственной региональной политики, а именно ее составляющей — государственной региональной социальной политики. Основным требованием к государственной региональной социальной политике в условиях неустойчивой национальной экономики является определение оптимального соотношения в социальном развитии регионов в контексте повышение АРБП. Проводя политику повышения АРБП, органы управления разных уровней государственной власти должны осуществить выравнивание условий развития многообразных регионов страны, создать необходимые предпосылки для их социального развития, а затем приступать к управлению социальной сферой.

С целью проведения разумного и адекватного анализа влияния социальной подсистемы республики на АРБП оценим потенциал ее развития (рисунок 2). При оценке потенциала развития социальной подсистемы республики воспользуемся следующими достаточными показателями:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— среднедушевые денежные доходы населения [5, с. 169];

— потребительские расходы в среднем на душу населения [5, с. 193];

— валовой региональный продукт на душу населения [5, с. 386].

109

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

Легенда

Потенциал развития социальной подсистемы —■ - Потребительские расходы в среднем на душу населения

Рисунок 2. Потенциал развития социальной подсистемы Чувашской Республики

В результате оценки потенциала развития социальной подсистемы республики выявлен его высокий уровень. Относительно высокий уровень потенциала развития социальной подсистемы обусловлен высоким уровнем среднедушевых денежных доходов населения и средним уровнем потребительских расходов на душу населения. При этом высокая нестабильность эффективности потребительских расходов населения обусловливает волатильность развития социальной подсистемы республики.

Для эффективного развития социальной подсистемы региона необходимо сохранить, а по возможности стимулировать население на увеличение потребительских расходов при обеспечении соизмеримого роста величины среднедушевых денежных доходов. С целью эффективного управления социальной подсистемой республики необходимо разумно выделить и рационально решить ряд основополагающих задач:

— выбрать рациональные объекты регулирования;

— определить финансовые и материальные источники реализации программ и предприятий, институтов социальной сферы;

— определить критерии оценки состояния социальной подсистемы;

— разработать методический инструментарий управления развитием социальной подсистемы;

— регламентировать отношения региональных органов управления с федеральными органами власти;

— обеспечить социальные гарантии, установленные на федеральном уровне, социально уязвимым слоям населения;

110

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

— развивать новые системы социальной защиты населения (создать специальные учреждения социальной службы).

С целью повышения эффективности исполнения социальных программ в Чувашской Республике процесс их реализации должен проходить в контексте структурно-функциональной теории Толкотта Парсонса (1902—1979) [4], утверждавшего, что для нормального функционирования социальной системы необходимо, чтобы она удовлетворительно решала четыре фундаментальные задачи:

1) поддержать ценностные образцы системы;

2) обеспечить внутреннюю интеграцию;

3) добиться целей системы;

4) обеспечить эластичную адаптацию системы к динамичным изменениям среды.

Процесс решения каждой из четырех задач должен эффективно управляться как на региональном, так и федеральном уровнях, посредством взаимосвязанных нормативно-правовых актов и положений, и только тогда состоится «самоорганизация системы» и повысятся возможности не только нормально функционировать и выживать, но и развиваться в структуре Российской Федерации.

Для эффективного развития социальной сферы республики необходимо в рамках нормативно-правового регулирования, как минимум:

— определить правовые инструменты стимулирования социальной ответственности бизнеса не только перед наемными работниками, но и региональным сообществом, на территории которого осуществляется предпринимательская деятельность;

— законодательно закрепить положение о приоритетности прав по определению необходимого объема финансовой поддержки социальной сферы из федерального бюджета за республикой (субъектом Российской Федерации) и утвердить это право в Конституции;

— предусмотреть меры субсидиарной ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти за неэффективное использование финансовых ресурсов, предназначенных для развития социальной сферы;

— проводить мониторинг социальных условий жизнедеятельности населения и анализ их адекватности относительно финансовых вливаний;

— установить целевые ориентиры социоструктурных подсистем и определить спектр задач по их оптимизации, а также предусмотреть возможность применения имплицитных социально ориентированных факторов;

— сформировать адаптивную структуру системы нормативно-правового регулирования параметров развития социальной сферы, ориентированную на возможности повышения АРБП в контексте требований к качеству жизни населения.

111

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

Систематизируя возможности повышения эффективности развития социальной подсистемы Чувашской Республики в рамках ориентации на повышение АРБП, необходимо обеспечить устойчивое функционирование и развитие системы социальных отношений.

4. Потенциал развития инвестиционной подсистемы Чувашской Республики. Одной из ключевых проблем повышения АРБП является недостаток инвестиций в реальный сектор, 70% основных фондов которого физически и морально устарели [7, с. 5]. С целью проведения разумного и адекватного анализа влияния инвестиционной подсистемы на АРБП оценим ее потенциал развития (рисунок 3). При оценке потенциала развития инвестиционной подсистемы республики воспользуемся следующими достаточными показателями:

— объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами [5, с. 467] на душу населения (среднегодовая численность населения [5, с. 57]);

— инвестиции в основной капитал на душу населения [5, с. 931];

— валовой региональный продукт на душу населения [5, с. 386].

♦ Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на среднегодовую численность населения —Инвестиции в основной капитал на душу населения

Потенциал развития инвестиционной подсистемы

Рисунок 3. Потенциал развития инвестиционной подсистемы Чувашской Республики

В результате оценки потенциала развития инвестиционной подсистемы республики выявлен его средний уровень. Средний уровень потенциала развития инвестиционной подсистемы обусловлен высоким уровнем эффективности инвестиций в основной капитал и низким уровнем эффективности использования производственного потенциала республики. При этом высокая нестабильность эффективности инвестиций в основной капитал ставит под сомнение дальнейший рост уровня эффективности развития инвестиционной подсистемы.

112

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

Для повышения эффективности развития инвестиционной подсистемы региона необходимо повысить результативность использования производственного потенциала и сохранить параметры оптимальной фокусировки инвестиций в основной капитал. Процесс инвестирования должен быть сориентирован на эффективное вложение инвестиционного капитала в реальный сектор экономики (в сферу производства материальных благ). При этом необходимо решить следующие задачи:

1) трансформировать инвестиционные ресурсы в капитальные затраты, то есть обеспечить процесс преобразования инвестиций в реальные объекты;

2) сформировать условия для материализации вложенных инвестиций в прирост капитальной стоимости;

3) усовершенствовать процесс реализации прироста капитальной стоимости;

4) создать систему самовоспроизводящих взаимосвязей инвестиционных ресурсов и реального сектора экономики посредством повышения АРБП.

Решение поставленных задач позволит установить адекватные параметры стратегии управления инвестиционной подсистемой в условиях нестабильной экономики, а также волатильно-дискретного совокупного спроса и предложения. Оптимальный выбор параметров апостериори определит эффективную модальность экономики региона, направляющую инвестиционные потоки на ввод инновационно ориентированных фондов, а также создаст условия для решения проблемы повышения АРБП Российской Федерации.

С целью повышения эффективности развития инвестиционной подсистемы республики необходимо в рамках нормативно-правового регулирования, как минимум:

— определить критерии эффективности использования инвестиций;

— законодательно закрепить необходимость проведения мониторинга региональными и муниципальными органами власти объектов инвестирования;

— установить контроль над процессом инвестиционной деятельности в отношении градообразующих предприятий, имеющих стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности региона;

— определить субъектам инвестиционной деятельности специальные налоговые режимы, а именно льготы по уплате налога на прибыль, ввозных пошлин и НДС;

— стимулировать вовлечение в инвестиционный процесс законсервированных региональных и муниципальных хозяйственных объектов;

— оптимизировать систему межрегиональных и межотраслевых экономических отношений в формате взаимовыгодного партнерства.

На основе изложенных выше умозаключений можно предположить, что эффективное развитие инвестиционной подсистемы республики позволит грамотно реализовать структурно-функциональный симбиоз феде-

113

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

ральных и региональных целевых программ в контексте повышения АРБП и оптимального фокусирования инвестиций в основной (инновационно ориентированный) капитал.

5. Потенциал развития инновационной подсистемы Чувашской Республики. Модернизация экономики в формате обеспечения стабильного экономического роста и повышения уровня жизни населения является для современной России наиважнейшей по значимости системной задачей. Для развивающейся экономики Российской Федерации назрела необходимость перейти на третью стадию развития (по М. Портеру) [9], то есть надлежит осуществлять модернизацию экономики на базе инноваций. При этом инновационная политика Российской Федерации требует констатации существующих и разработки новых форм взаимодействия всех субъектов инновационной деятельности.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Солоу в статье «Инвестиции и технический процесс» (1959) доказал, что именно технический прогресс, реализуемый в инновациях, является основным источником экономического роста. По его расчетам, «7Д роста американской экономики за период с 1909 по 1949 год имели своим источником технический прогресс, который проявился, прежде всего, в капиталовложениях в основной капитал» [8, с. 109].

С целью проведения разумного и адекватного анализа влияния инновационной подсистемы республики на АРБП оценим ее потенциал развития (рисунок 4). При оценке потенциала развития инновационной подсистемы воспользуемся следующими достаточными показателями:

— объем инновационных товаров (работ, услуг) [5, с. 817], на душу населения (среднегодовая численность населения [5, с. 57]);

— затраты на технологические инновации [5, с. 815] на душу населения;

— валовой региональный продукт на душу населения [5, с. 386].

В результате оценки эффективности развития инновационной подсистемы Чувашской Республики выявлен его средний уровень. Средний уровень эффективности развития инновационной подсистемы обусловлен высоким уровнем эффективности производства инновационных товаров (работ, услуг) и низким уровнем эффективности затрат на технологические инновации. При этом относительно стабильная эффективность производства инновационных товаров (работ, услуг) и затрат на технологические инновации обусловливает устойчивость эффективного развития инновационной подсистемы республики.

Для повышения эффективности инновационной подсистемы необходимо оптимизировать затраты на технологические инновации при сохранении или соразмерном увеличении эффективности производства инновационных товаров (работ, услуг). Низкая эффективность затрат на технологические инновации в республике отражает естественную динамику предприятий депрессивного региона, направленную на «простое» обновление основ-

114

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

ных Фондов, используя морально устаревшую технику и технологии. Результатом данной тенденции является потеря конкурентных преимуществ в наиболее Фондо- и трудоемких отраслях республики, таких как машиностроение и станкостроение, при сохраняющейся конкурентоспособности химической, электротехнической и приборостроительной отраслей.

ВРП

♦ Объем инновационных товаров (работ, услуг) на среднегодовую численность населения

- Затраты на технологические инновации на среднегодовую численность населения Потенциал развития инновационной подсистемы

Рисунок 4. Потенциал развития инновационной подсистемы Чувашской Республики

Качественный симбиоз инвестиций и инноваций должен создать условия для проявления инновационных метаморфоз в отраслевой структуре (ОКВЭД) региона, сохраняя морфологию регионального хозяйства. Иными словами, раскрываются возможности повышения АРБП посредством влияния на его морфогенез.

В процессе модернизации экономики оптимальными инструментами государственной инновационной политики должны стать:

1) программы технологического развития, формируемые для решения задач системообразующих предприятий и отраслей, способствующие выявлению точек и полюсов экономического роста, технологическому перевооружению тех производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики;

2) отдельные инновационные проекты с высокой степенью коммерциализации, обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных предприятиях, как правило, с быстрым оборотом капитала и мобильно сменяемой номенклатурой производства;

3) технологические парки как форма ускорения разработки и применения научно-технических и технико-технологических достижений посредством концентрации высококвалифицированных специалистов,

115

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

использования современной производственной, экспериментальной и информационной базы;

4) венчурные фирмы (предприятия), занимающиеся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений и технологических новшеств;

5) законодательная база, ориентированная на государственную поддержку и стимулирование инвесторов, размещающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также система целевых налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов.

Ключевым элементом инновационной политики должен стать механизм закрепления позитивных тенденций в научно-техническом комплексе и внедрения эффективных методов использования научных достижений в производстве. Основой механизма должна стать государственная институциональная система, интегрирующая на единой научно-методологической основе стратегию и методологию реализации совокупности инвестиционного процесса и инновационной деятельности, а также законодательно-правовую базу, позволяющую материализовать потребности общества в инновациях.

Для решения проблемы финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок в Чувашской Республике необходимо осуществить нижеследующие мероприятия:

— использовать принцип разделения финансирования. Бюджетные ассигнования на науку должны структурироваться по двум основным направлениям: во-первых, фундаментальные исследования, которые должны полностью финансироваться государством; во-вторых, прикладные разработки должны стимулироваться путем размещения государственных заказов при обязательном привлечении средств, долевом участии непосредственных потребителей конечного научного продукта;

— активизировать работу по изысканию и привлечению альтернативных финансовых источников, в том числе из средств фондов промышленных предприятий, банков, международных научных, общественных и гуманитарных организаций, частных лиц;

— ввести налоговые и иные финансовые льготы для предприятий и организаций, вкладывающих средства в НИОКР и инновационные проекты, в том числе путем внесения соответствующих поправок в региональную нормативно-правовую и законодательную базу;

— создать условия для конкурсного распределения средств на научные программы и проекты.

Для повышения эффективности развития инновационной подсистемы Чувашской Республики необходимо:

1) преодолеть структурный разрыв между современным уровнем развития мировых технологий и состоянием материально-технической базы региональной экономики;

116

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

2) апробировать и внедрить инновационные технологии в устоявшуюся отраслевую структуру (ОКВЭД) региона;

3) сформировать инфраструктуру инновационно восприимчивого рынка, благоприятную для внедрения научных разработок и технологических инноваций в экономическую и социальную сферу;

4) внедрить систему коммерциализации фундаментальных научных разработок и исследований на внешних инновационно ориентированных рынках;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) создать специальные центры инновационной деятельности, направленные на обеспечение новой формы связи НИОКР и наукоемкого бизнеса, научно-производственных комплексов на базе вузов, академических институтов, крупных промышленных предприятий.

С целью повышения эффективности развития инновационной подсистемы республики необходимо в рамках нормативно-правового регулирования, как минимум:

— конституировать правовые основы взаимоотношений региональных органов власти и субъектов инновационного процесса, осуществляющих предпринимательскую деятельность на данной территории;

— определить параметры стимулирования субъектов инновационной деятельности, степень концентрации ресурсов федеральных и региональных целевых программ на стратегических направлениях;

— законодательно закрепить право за региональными органами власти устанавливать льготный режим налогообложения для субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих развитие техники и технологий, признанных наиболее перспективными для экономики региона;

— установить предельный уровень рентабельности инвестопроводящих структур с участием государства, а именно специализированных лизинговых компаний и финансовых институтов венчурного инвестирования, определяющих параметры инвестиционного кредитования инновационно ориентированных организаций и предприятий;

— разграничить функции федеральных, региональных и муниципальных органов власти в качестве государственного заказчика федеральных и региональных целевых научно-технических и инновационных программ;

— определить субсидиарную ответственность региональных и муниципальных органов власти, субъектов инновационной деятельности за отсутствие инновационного результата;

— сформировать отраслевую структуру региональных инновационных центров, реализующих функции оценки, планирования, организации, стимулирования и контроля в отношении процесса инвестирования капитала в инновационную технику и технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления;

— создать на уровне региона благоприятные условия для патентования изобретений, научных идей, разработок, новых изделий и технологий.

117

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

Можно предположить, что реализация изложенных выше мероприятий, направленных на инновационное развитие Чувашской Республики, позволит повысить эффективность управления инновационной деятельностью в регионе.

Таким образом, в результате оценки коэффициента специализации Чувашской Республики выявлено, что производственная подсистема региона сориентирована в большей мере на производственную инфраструктуру, чем на сферу материального производства, что в принципе отражает суть и условие функционирования депрессивного региона.

В процессе анализа эффективности развития производственной подсистемы установлена необходимость увеличить результативность использования производственного потенциала при сфокусированном расширении основного и вспомогательного производства. Для обеспечения эффективного развития социальной подсистемы региона необходимо сохранить, а по возможности стимулировать население на увеличение потребительских расходов при обеспечении соизмеримого роста величины среднедушевых денежных доходов.

Процесс повышения АРБП должен быть сориентирован на обеспечение условий реструктуризации производства с целью концентрации инвестиционных ресурсов в инновационном секторе экономики. Для повышения эффективности развития инновационной подсистемы республики необходимо оптимизировать затраты на технологические инновации при сохранении или соразмерном увеличении эффективности производства инновационных товаров (работ, услуг).

Литература

1. Батищева Г.А. Миграционные процессы в России как фактор устойчивого развития экономики регионов: автореф. диссертация доктора экон. наук / Г.А. Батищева. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет, 2011. 55 с.

2. Иваненко Л.В. Управление регионом на основе концепции мегакластерной организации: автореф. диссертация доктора экон. наук / Л.В. Иваненко. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2008. 40 с.

3. Иванова С.В. К вопросу о национальной идентичности в России // Пространство и время. 2010. № 2.

4. Парсонс Т Система современных обществ / Т. Парсонс. Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева; под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. 266 с.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 990 с.

6. Татаркин А. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России / А. Татаркин // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 1. С. 8—21.

118

Теоретические положения повышения активности региональных бизнес-процессов

7. Чуб Б.А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне / Б.А. Чуб; под ред. Бандурина В.В. М.: БУКВИЦА, 2001. 227 с.

8. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Ю.В. Яковец; Меж-дунар. ин-т П. Сорокина — Н. Кондратьева. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 444 с.

9. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. NY: The Free Press, 1990.

References

1. G.A. Batishcheva. Migration processes in Russia as a factor of sustainable development of regional economy: the Dissertation of Doctor of Economics / G.A. Batishcheva. Rostov-on-Don: Rostov State Economic University), 2011. 55 p.

2. L.V. Ivanenko. Control of the region based on the concept megaklasternoy organization: Dissertation of the doctor of economic sciences / L.V. Ivanenko. Orenburg: Orenburg State University, 2008. 40 p.

3. Ivanova S.V The issues of the national identity in Russia // The space and time. 2010. № 2.

4. T. Parsons. The system of modern societies / T. Parsons. Translation from English L.A. Sedov and A.D. Kovalev, edited by M.S. Kovaleva. M.: Aspect Press, 1998. 266 p.

5. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2012: Statistical Yearbook / Rosstat. M., 2012. 990 p.

6. A. Tatarkin. Industrial policy as the basis of system modernization of the Russian economy / A. Tatarkin // Problems of theory and practice, 2008. № 1. P. 8—21.

7. B.A. Chub. Assessment of the investment potential of the Russian economy on the mesoscale / B.A. Chub, edited by Bandurin V.V. — M.: Publishing House «Drop Cap», 2001. 227 p.

8. Y.V. Yakovets. Epochal innovation XXI century / Y.V. Yakovets, International Institute of P. Sorokin — N. Kondratiev. M.: ZAO «Publisher «Economy», 2004. 444 p.

9. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. NY: The Free Press, 1990.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.