Научная статья на тему 'Комплексная диагностика и инвестиционная привлекательность субъекта РФ: современное состояние, проблемы и приоритеты (по материалам Республики Дагестан)'

Комплексная диагностика и инвестиционная привлекательность субъекта РФ: современное состояние, проблемы и приоритеты (по материалам Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / СКФО / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ДИАГНОСТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА / ФИНАНСЫ / ПОДДЕРЖКА / ПРОГРАММЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / РАЗРАБОТКИ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИОРИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаева Х.М.

В статье проанализированы основные макроэкономические показатели социально-экономического развития одного из ключевых субъектов СКФО Республики Дагестан и дана оценка перспективам развития республики в условиях усиления интеграционных процессов, повышения роли и значения регионального уровня национальных экономик. Раскрываются основные проблемы, сдерживающие инвестиционную и инновационную активность в республике. Рассмотрены элементы зарубежного опыта инновационного развития экономики с точки зрения возможностей их использования в субъектах РФ. Дополнены критерии оценки эффективности реализации целевых программ развития региона. Обоснован комплекс научно-практических рекомендаций по совершенствованию инвестиционной и инновационной политики субъекта Федерации. Формулируется вывод о необходимости расширения объемов и масштабов регулирования инвестиционной и инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях с помощью реализации системного подхода, а также мер организационно-экономического и правового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мусаева Х.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная диагностика и инвестиционная привлекательность субъекта РФ: современное состояние, проблемы и приоритеты (по материалам Республики Дагестан)»

Экономика региона

Удк 336.717

комплексная диагностика и инвестиционная привлекательность субъекта рф: современное состояние, проблемы и приоритеты

(по материалам Республики дагестан)

Х. М. МУСАЕВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры налогов и денежного обращения

E-mail: xaibat27@rambler. ru Дагестанский государственный университет

В статье проанализированы основные макроэкономические показатели социально-экономического развития одного из ключевых субъектов СКФО — Республики Дагестан и дана оценка перспективам развития республики в условиях усиления интеграционных процессов, повышения роли и значения регионального уровня национальных экономик. Раскрываются основные проблемы, сдерживающие инвестиционную и инновационную активность в республике. Рассмотрены элементы зарубежного опыта инновационного развития экономики с точки зрения возможностей их использования в субъектах РФ. Дополнены критерии оценки эффективности реализации целевых программ развития региона. Обоснован комплекс научно-практических рекомендаций по совершенствованию инвестиционной и инновационной политики субъекта Федерации. Формулируется вывод о необходимости расширения объемов и масштабов регулирования инвестиционной и инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях с помощью реализации системного подхода, а также мер организационно-экономического и правового характера.

Ключевые слова: регион, СКФО, Республика Дагестан, диагностика, инвестиции, инновации, экономика, финансы, поддержка, программы, зарубежный опыт, стимулирование, проблемы, разработки, научно-технический потенциал, приоритеты.

С развитием глобализационных процессов в мире объективно возрастает регулирующая роль государства при одновременном усилении значения территорий в управлении региональной экономикой. Происходит объективное повышение роли и значения регионального уровня национальных экономик, которые приобретают большую самостоятельность в организации и реализации социально-экономической политики.

Социально-экономическое развитие в рамках федеративного государства может считаться успешным лишь при условии реализации поставленных целей и задач во всех субъектах Федерации, в противном случае возникают объективные предпосылки для развития дезинтеграционных процессов, что наблюдается в условиях РФ. Существенный разрыв в уровнях развития регионов добавляет к проявлениям пространственной дезинтеграции фактор усиления региональной дифференциации или неоднородности экономического пространства, что делает ситуацию в целом еще более опасной.

По ключевым социально-экономическим показателям (валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда и средняя

финансы и кредит

49

заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность) Северо-Кавказский федеральный округ значительно отстает от других федеральных округов. Среднедушевые денежные доходы национальных республик в составе СКФО (включая Республику Дагестан) колеблются в диапазоне от 30 до 60 % от среднероссийского уровня. Разница по этому показателю между самой высокодоходной и самой низкодоходной территориями СКФО составляет 2,6 раза, что ограничивает полномасштабную реализацию национальных проектов и целевых программ на данной территории [3].

В доходах регионов СКФО наблюдается тенденция роста объемов безвозмездных поступлений из федерального бюджета в абсолютном выражении. Финансовые ресурсы дотаций не отражают стратегический курс развития региона, преимущественно направляются на решение текущих, ситуационных задач и социальных проблем. Проблемы социально-экономического неравенства регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, ослабляют эффективность и масштабность внешнеэкономической деятельности. В результате, наблюдается самоизоляция большинства несырьевых регионов от участия во взаимовыгодных внешнеторговых процессах, что также объективно подрывает целостность социально-экономического пространства страны.

По результатам проведенного автором анализа формирования налоговых доходов следует, что лидерами по позитивной динамике доходов консолидированных бюджетов в 2012 г. были Тюменская область (184 712,3 млн руб.), Свердловская область (184 088,4 млн руб.), Ямало-Ненецкий АО (136 859,0 млн руб.), Пермский край (108 392,4 млн руб.), Хабаровский край (81 522,3 млн руб.), Белгородская область (81 394,9 млн руб.). В этих регионах доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов по итогам 2012 г. была ниже 30 %.

Учитывая, что в этих регионах рост суммарных доходов обеспечивается за счет собственных доходов, можно говорить о повышении уровня финансовой независимости этих региональных бюджетов в целом по стране. Лидерами по темпам роста собственных налоговых и неналоговых доходов в 2012 г. стали Тюменская область — 140,6 % и Белгородская область — 135,1 %. В Республике Дагестан значение данного показателя составило 113,2 %, что ниже среднего значения в целом по всем субъектам РФ на 2,3 % (табл. 1).

Среди регионов, где больший вклад в рост суммарных доходов бюджетов внесли безвозмездные поступления от федерального бюджета, можно выделить Чеченскую Республику, Республику Дагестан, Республику Алтай. В этих регионах доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов превышает 70 %.

Таблица 1

Сравнительный анализ доходов и безвозмездных поступлений

на душу населения за 2012 г. по субъектам Федерации

Субъект РФ Доходы консолидированного бюджета В том числе Доля безвозмездных перечислений в общем объеме доходов,%

безвозмездные поступления налоговые и неналоговые доходы

Всего, млн руб. На душу населения, тыс. руб. Всего, млн руб. На душу населения, тыс. руб. Всего, млн руб. На душу населения, тыс. руб.

Тюменская область 184 712,3 53,4 37 190,2 10,8 147 522,1 42,6 20,1

Свердловская область 184 088,4 42,7 21 960,7 5,1 162 127,7 37,6 11,9

Ямало-Ненецкий АО 151 886,5 283,1 18 602,5 34,7 133 284,0 248,4 12,2

Пермский край 108 636,9 41,3 13 826,8 5,3 94 810,1 36,0 12,7

Ставропольский край 84 851,0 30,4 31 651,8 11,4 53 199,2 19,1 37,3

Хабаровский край 83 156,2 61,9 20 360,1 15,2 62 796,1 46,8 24,5

Алтайский край 81 752,9 34,0 36 715,1 15,3 45 037,8 18,7 44,9

Белгородская область 81 635,5 53,1 21 288,7 13,9 60 346,8 39,3 26,1

Чеченская Республика 78 033,9 59,9 68 562,8 52,7 9 471,1 7,3 87,9

Республика Дагестан 79488,2 24,4 57284,5 18,0 22203,7 6,3 73,4

Источник: составлено по отчетным данным министерства финансов Республики Дагестан, УФНС РФ по Республике Дагестан (информация о результатах мониторинга местных бюджетов РФ по состоянию на 01.01.2013). URL: http://www. minfin. ru.

По объему налоговых и неналоговых доходов на душу населения лидируют Ямало-Ненецкий АО (248,4 тыс. руб.), Хабаровский край (46,8 тыс. руб.), Тюменская область (42,6 тыс. руб.). Наиболее низкие налоговые доходы на душу населения имеют Чеченская Республика (6,3 тыс. руб.) и Республика Дагестан (7,3 тыс. руб.).

В этих условиях возрастает роль комплексной диагностики социально-экономического развития одного из важнейших субъектов Федерации — Республики Дагестан в целях выявления направлений повышения эффективности регулирования экономики региона и его инвестиционной привлекательности.

Официальные данные статистических органов и министерства экономики Республики Дагестан за 2012 г. свидетельствуют о положительной тенденции темпов изменения основных социально-экономических показателей. Так, в 2012 г. темпы роста основных показателей видов экономической деятельности в республике составили: индекс промышленного производства — 100,4 % (2011 г. — 105,2 %), продукция сельского хозяйства — 103,5 % (2011 г. — 106,2 %), инвестиции — 108,3 % (2011г. — 107,5 %), строительство — 108,2 % (2011 г. — 106,5 %), оборот розничной торговли — 105,5 % (2011 г. — 101,9 %), объем платных услуг населению — 100,1 % (2011 г. — 98,8 %). В результате, индекс выпуска товаров и услуг по базовым

видам экономической деятельности увеличился за 2012 г. на 7,1 %. Наблюдался рост по основным показателям, характеризующим уровень жизни населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 7,1 % (2011 г. — на 5,4 %), среднемесячная заработная плата на одного работника возросла на 23 % (2011 г. — на 9,7 %). Уровень безработицы в 2012г. составил 12 % от экономически активного населения против 12,8 % за предыдущий год, уровень зарегистрированной безработицы составил 2,4 % от экономически активного населения против 2,6 % в 2011 г. (табл. 2).

По отчетным данным министерства финансов Республики Дагестан, в 2012 г. доходы консолидированного бюджета составили 79 488,2 млн руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы составили 22 203,7 млн руб., средства из федерального бюджета — 57 284,5 млн руб. По сравнению с 2011 г. доходы консолидированного бюджета республики увеличились на 8 078,9 млн руб., или на 11,3 %, при этом поступления налоговых и неналоговых доходов выросли на 19,4 % (см. табл. 2).

В Республике Дагестан планируются к реализации инвестиционные проекты по разработке и организации серийного производства комбинированных рулевых механизмов для легковых автомобилей (ОАО «Авиаагрегат»), организации серийного производства цифровых жидкокристаллических

Таблица 2

Сравнительная характеристика индикаторов социально-экономического развития Республики Дагестан за 2011—2012 гг.

Показатель 2011 2012

Экономический рост отраслей производства, в % к предыдущему году

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности 106,1 107,1

Индекс промышленного производства 105,2 100,4

Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств 106,2 103,5

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования 107,5 108,3

Оборот розничной торговли 101,9 105,5

Индексы цен в среднем за год, в % к предыдущему году

Индекс потребительских цен 111,5 105,7

Индекс цен производителей промышленных товаров 101,9 101,1

Финансы

Доходы (консолидированный бюджет), млн руб., всего 71 409,3 79 488,2

В том числе налоговые и неналоговые доходы, млн руб. 18 597,6 22 203,7

Поступление налогов и сборов в бюджетную систему РФ по Республике Дагестан, млн руб. 22 125,8 27 771,4

Уровень жизни населения

Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году 105,4 107,1

Среднемесячная номинально начисленная заработная плата на одного работника, руб. 11 235,8 13 822,5

Реальная заработная плата, в % к предыдущему году 98,4 116,4

Безработица

Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению, % 2,6 2,4

Источник: данные министерства экономики Республики Дагестан.

LCD-телевизоров и организации серийного производства цифровых телевизионных приставок (ОАО «Электросигнал»).

В агропромышленном комплексе Республики Дагестан реализуются инвестиционные проекты по овощеводству на закрытом грунте (СПК «НИВА», ООО «Дагагрокомплекс»), производству и переработке молока («Кизляр агрокомплекс»), переработке овощей, плодов и винограда (ЗАО «Хасавюртовский консервный завод», ООО «Кукуйский консервный завод», ООО «Чиркатинский консервный завод «Джи», ГУП «Кизлярский коньячный завод»). Реализация указанных проектов будет способствовать развитию инфраструктуры, позволит создать дополнительные рабочие места, повысит конкурентоспособность видов деятельности, увеличит доходы бюджета.

В то же время низкая доступность кредитов и отсутствие возможности приобретения современной техники и внедрения современных технологий в АПК являются сдерживающими факторами для наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции более высокими темпами. В целом на рост показателей в сельском хозяйстве негативно сказывается технико-технологическая отсталость из-за опережающего выбытия основных фондов, а также низкий уровень механизации производства.

Как свидетельствуют ранее представленные статистические данные, Республика Дагестан в 2012 г. по сравнению с 2011 г. имела относительно лучшую тенденцию изменения основных макроэкономических показателей по сравнению с аналогичными показателями по СКФО и в целом по Российской Федерации. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по предварительным данным за 2012 г. составил 152 504 млн руб. и увеличился по сравнению с 2011 г. на 8,3 %. Однако темпы промышленного производства Республики Дагестан в 2012 г. значительно отставали от уровня 2011 г. (100,4 % против 105,2 % в 2011 г.). Замедление темпов промышленного производства связано с нестабильностью гособоронзаказа, а также с сокращением объемов добычи нефти и газа и выработки электроэнергии. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. снизились темпы добычи полезных ископаемых (96,9 % против 130,1 % в 2011 г.) [5].

Снижение объемов текстильного и швейного производства наблюдалось в ЗАО «Швейная фабрика Динамо» (в 6 раз по сравнению с предыду-

щим годом) и в ООО «Универсал» (в 4,6 раза). В настоящее время швейные фабрики ориентированы в основном на выполнение государственных и муниципальных заказов. При этом на потребительский рынок республики продукция практически не поставляется. Для республики вопросы развития инвестиционного потенциала и эффективной реализации инвестиционных проектов являются одними из основных (влияют на процесс социально-экономического развития).

В Республике Дагестан сформирован реестр из 82 инвестиционных проектов на общую сумму более 243 млрд руб., при этом 30 проектов находятся в стадии реализации и по ним осуществлены капитальные вложения на сумму более 34 млрд руб. В рамках их реализации создано 1 500 новых рабочих мест (табл. 3).

Из крупных инвестиционных проектов, реализуемых в республике, можно выделить:

- строительство завода по производству листового стекла;

- строительство комплекса по переработке и хранению нефтепродуктов;

- создание индустриально-строительного комплекса;

- строительство завода по производству напольной плитки и керамического гранита.

Реализуются проекты с участием иностранного капитала:

- создание агротехнопарка «АгроДагИталия» для строительства перерабатывающих комплексов продукции животноводства с собственными системами выращивания;

- агропромышленный проект с участием американских компаний по строительству сахарного завода с собственной сырьевой базой;

- организация текстильного производства полного цикла, реализуемого турецкой компанией, и др.

В республике проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере инвестиционной деятельности в соответствии с которой инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Республики Дагестан, предоставляются преференции, в том числе налоговые льготы.

В целях продвижения инвестиционных проектов республики применяются механизмы государственно-частного партнерства, в частности, привлечение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, государственной корпо-

Таблица 3

Инвестиционная активность Республики Дагестан (нарастающим итогом)

Год Количество инвестиционных проектов Общая сумма инвестиций, млн руб. Количество проектов, находящихся на стадии реализации общая сумма освоенных внебюджетных средств в рамках реализации проектов, млн руб. Количество рабочих мест, созданных в рамках реализации инвестиционных проектов

2011 73 207 800 25 20 000 1 243

2012 82 243 000 30 34 000 1 500

Источник: данные министерства экономики Республики Дагестан.

рации «Внешэкономбанк». В рамках реализации механизма государственно-частного партнерства на территории республики осуществлялись работы по созданию 8 инвестиционных площадок промыш-ленно-производственного и туристско-рекреацион-ного типа со всей необходимой инфраструктурой, из них 6 инвестиционных площадок — по ФЦП «Юг России» (за счет средств федерального и республиканского бюджета) и 2 площадки — за счет средств Инвестиционного фонда РФ и средств республиканского бюджета. На территории указанных площадок за счет средств инвесторов проводится работа по реализации крупных инвестиционных проектов:

- строительство двух стекольных заводов (строительство завода по производству листового стекла флоат-методом, строительство стеклотарного завода «Анжи-Стекло»);

- строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов;

- строительство Гоцатлинской ГЭС;

- строительство горнолыжного курорта «Чин-дирчеро» и др.

В части реализации программ обучения и повышения квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлялось предоставление образовательных услуг на основе конкурсного отбора образовательных учреждений инновационной сферы.

Так, в 2012 г. в рамках реализации программ обучения была оказана поддержка примерно 2 000 субъектам малого и среднего предпринимательства.

Поддержка инновационного предпринимательства является приоритетным направлением экономической политики. В республике проводится работа по рассмотрению документов для предоставления субсидий:

- на исследование, разработку и производственное проектирование новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;

- на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;

- на приобретение новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, моделей);

- на приобретение программных средств, связанных с инновационной деятельностью.

Привлечение заемных средств для реализации инвестиционных проектов в сочетании с государственной поддержкой способствовало созданию новых производств, технической реконструкции и модернизации имеющихся производств, позволило увеличить объемы производства и реализации продукции (услуг), поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней, создать новые рабочие места. Так, за 2012 г. предприятиями, получившими субсидии, произведено продукции и услуг на сумму 411,6 млн руб., перечислено налоговых платежей в объеме 33,7 млн руб., создано свыше 100 новых рабочих мест [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на позитивные тенденции макроэкономического роста, Республика Дагестан по основным показателям социально-экономического развития на душу населения продолжает оставаться одним из самых высокодотационных регионов Российской Федерации.

Отраслевая структура экономики республики неэффективна и не отвечает современным реалиям. Состояние производственного комплекса является одним из факторов развития региона, определяющих формирование бюджета и обеспечение занятости населения, в связи с чем его доля в экономике республики должна быть намного выше. Требуются качественные инновационные преобразования в агропромышленном комплексе, в строительстве, в торговле и в других секторах экономики.

Республика Дагестан характеризуется низкой обеспеченностью жителей объектами социальной инфраструктуры и по данному показателю находится на одном из последних мест среди субъектов Российской Федерации. Техническое состояние

основных фондов и коммуникаций жилищно-коммунального хозяйства характеризуется высоким (более 70 %) уровнем износа. Низкий уровень обеспеченности инженерной инфраструктурой создает препятствия для притока частных инвестиций в капиталоемкие проекты в секторах экономики. В данных условиях по-прежнему сохраняет актуальность необходимость принятия отдельной комплексной федеральной целевой программы развития Республики Дагестан.

Одним из инструментов, содействующих наращиванию экономического потенциала, является внешнеэкономическая деятельность. По данным статистических органов, внешнеторговый оборот республики за 2012 г. составил 831,2 млн долл. США (111,8 % к предыдущему году). Объем экспортных поставок составил 203,5 млн долл. (118,4 %), импортных поставок (включая неорганизованную торговлю) — 627,7 млн долл. (109,8 %). Структура экспортно-импортных операций во многом формировалась под влиянием экономической конъюнктуры на рынках России и зарубежных стран. Предприятия республики слабо ориентированы на развитие внешнеэкономических связей и расширение своих экспортных возможностей.

Одно из главных направлений активизации инвестиционной деятельности — создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения иностранных инвестиций в экономику на основе дальнейшего совершенствования норм законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов. Объем иностранных инвестиций за 2012 г. составил 45 705,1 тыс. долл., что значительно меньше, чем во многих субъектах Федерации. Необходимо отметить, что все иностранные инвестиции, поступившие в экономику Республики Дагестан, являются прямыми инвестициями. Предприятия с участием иностранного капитала не оказывают заметного влияния на экономику республики (это менее 2 % от общего числа предприятий, функционирующих в республике). В сложившейся ситуации полезным для республики является изучение опыта других регионов страны в вопросе привлечения иностранных инвестиций. Образцом здесь может служить Новгородская область, где начали с создания правовой базы и с гарантии стабильности законодательства. Для этого был принят закон о гарантиях иностранным инвесторам в Новгородской области, которых

освободили от налогов на 3 года (на четвертый год — 50 % от суммы налогов). То есть людям, рискующим своим капиталом, там сказали: «Какая бы ни была власть в России, в Новгородской области ваши деньги не пропадут». Среди других регионов можно выделить Амурскую, Владимирскую, Иркутскую и Саратовскую области, где были приняты наиболее полные пакеты законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность.

В Республике Дагестан сохраняется уровень безработицы, превышающий среднероссийские показатели в 2,5 раза. Сохранение в республике высокого уровня безработицы обусловлено опережающим ростом трудовых ресурсов, отсутствием достаточного числа постоянных рабочих мест, особенно в сельской местности.

В настоящее время в регионе предпринимаются отдельные меры по улучшению социально-экономического положения. Законом Республики Дагестан от 15.07.2011 № 38 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г.» была утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан, которой определены приоритеты, направленные на модернизацию и структурную перестройку экономики республики, а также обозначена главная стратегическая цель развития — рост качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности, устойчивого экономического развития и безопасности региона [4]. Уже завершился I этап реализации Стратегии (2011—2012 гг.), который выполнялся в соответствии с Планом мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.09.2011 № 340. Планом предусматривались подготовка законодательной базы республики, разработка и утверждение республиканских целевых программ и подпрограмм для осуществления мер социально-экономического развития на последующих этапах реализации Стратегии. На II этапе Стратегии (2013—2015 гг.) необходимо создать институциональные условия и технологические заделы, которые обеспечат на следующем этапе системный перевод экономики в режим инновационного развития.

Развитие инвестиционного потенциала и эффективная реализация инвестиционных проектов являются одним из ключевых факторов, влияющих на процесс социально-экономического развития региона.

Необходимо отметить, что эффективным инструментом государственного регулирования реги-

онального развития являются целевые программы, разрабатываемые и принимаемые на общегосударственном уровне и содержащие постановку целей и инструментарий их реализации. В российских условиях программно-целевой метод используется многими субъектами Федерации и муниципальными образованиями для целенаправленного решения задач, которые в целом носят локальный характер. Так, к примеру, в 2011 г. в республике были реализованы 4 федеральных и 41 республиканская целевая программа, которые финансировались из республиканского бюджета. Однако в связи с недостаточным финансированием и отсутствием четкого механизма реализации ряд программных мероприятий своевременно не реализуется. В результате этого резко снижается эффективность реализации программ.

В 2012 г. меры по развитию отдельных предприятий республики были включены в отраслевые государственные федеральные целевые программы («Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008—2015 гг.», «Развитие гражданской морской техники на 2009—2016 гг.», «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 гг. и на период до 2015 г.», «Модернизация Единой системы организации воздушного движения РФ на 2009—2015 гг.»).

Одним из основных инструментов развития социальной и инженерной инфраструктуры территорий республики является Республиканская инвестиционная программа. Объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы на 2012 г., составил 9 327,9 млн руб., из них: 4 101,6 млн руб. — средства федерального бюджета и 5 226,3 млн руб. — средства республиканского бюджета [4]. В связи с поздним поступлением средств из федерального бюджета (конец декабря), а также из-за неисполнения доходной части республиканского бюджета финансирование Программы в 2012 г. составило 8 130,7 млн руб. (87,2 % от предусмотренного объема), в том числе 3 423,8 млн руб. — средства федерального бюджета и 4706,9 млн руб. — средства республиканского бюджета.

Целесообразно внести коррективы в региональные программы социально-экономического развития в русле достижения их устойчивого тренда на основе повышения эффективности производства, базирующегося на широком применении ресурсосберегающих технологий социально-экономических проектов ликвидации бедности. Система региональных программ должна стать практическим

выражением стратегических целей и ориентиров макрорегиона, гарантировать своевременное и качественное выполнение промежуточных и конечных целей, заложенных в стратегиях социально-экономического развития округа и регионов.

Необходимо отметить в числе приоритетов формирование активной позиции во взаимоотношениях с федеральным центром, так как, с одной стороны, практически во всех стратегиях отражена необходимость взаимосвязи развития республики с реализуемыми на территории регионов федеральными отраслевыми стратегиями и программами, национальными проектами, но, с другой стороны, механизмы «продвижения» интересов региона в федеральных органах власти не проработаны. Необходимо осуществлять эффективное бюджетное планирование, важным элементом которого является принятие высококачественных региональных программ, позволяющих своевременно и комплексно осуществлять подачу заявок в федеральные органы власти для софинансирования объектов и на проекты инвестирования. Это позволит снизить степень нагрузки на федеральный бюджет, а также самостоятельно определять необходимые направления развития и финансирования, гибко реагировать на изменения в экономической и социальной жизни общества.

В процессе реализации стратегий развития в целях повышения инвестиционной привлекательности регионов РФ целесообразно использовать прогрессивный зарубежный опыт, применять механизмы их реализации (необходимо создание Агентства прямых инвестиций и развития, Фонда прямых инвестиций, технопарков), а также использовать возможности экспортно-импортного финансирования реализации инвестиционных проектов. Развитие инвестиционной институциональной среды позволит создать благоприятный инвестиционный климат, наладить диалог власти и бизнеса через согласование целей и приоритетов регионального развития.

Для оценки эффективности реализации Программы разработчиками рекомендуется использовать следующие показатели:

- денежные доходы на душу населения, тыс. руб.;

- средняя номинальная заработная плата, руб. /мес.;

- объем ВРП, млрд руб.;

- количество созданных промышленных предприятий, ед.;

- доходы консолидированного бюджета на душу населения, тыс. руб.;

- общий объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения, тыс. руб.;

- уровень безработицы, %;

- количество отдыхающих, тыс. чел.;

- количество построенных учреждений здравоохранения, койко-места;

- количество построенных и реконструированных образовательных учреждений, ученические места.

Для более полного и объективного отражения результатов деятельности целесообразно было бы, по мнению автора, в качестве обобщающих индикаторов использовать показатели «уровень ВВП в расчете на душу населения» и «рост национального богатства территорий в результате реализации Программы».

Результаты проведенного эмпирического анализа позволяют заключить, что целевые программы, разрабатываемые, как правило, на средне- и долгосрочный периоды, должны корректироваться, обновляться, адаптироваться к изменяющимся целям и условиям. Необходимо проводить мониторинг реализуемых программ (в режиме реального времени) и периодическую корректировку (как правило, один раз в год) состава, объемов финансирования и сроков реализации программных мероприятий.

В целях преодоления отсталости экономики республики, перехода от стабилизации к форсированному росту и развитию ключевыми направлениями государственной поддержки должны стать инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования, а также содействие ее интеграции в национальную и мировую экономику.

Инвестиционная политика в настоящее время является одним из решающих факторов, способствующих выводу экономики из кризиса. В связи с этим на первый план выходят задачи по активизации инвестиционной деятельности, нахождению способов привлечения инвестиций, изысканию их источников. Таких путей много, но все они ведут к одному — к обеспечению гарантии возврата, созданию условий для того, чтобы деньги работали.

Одна из проблем инвестиционной политики — определение наиболее эффективных сфер вложения инвестиций. Установить рациональное сочетание затрат и ожидаемых результатов на практике очень сложно. Здесь важно определить

оптимум вложения средств в развитие отдельных производств. Очевидно, что максимальную отдачу от вкладываемых средств следует ожидать в уже хорошо освоенных сферах деятельности, поскольку созданная производственная и социальная инфраструктура в значительной степени обусловливает эффективность их дальнейшего развития. При обосновании основных и дополнительных вложений в развитие конкурсного производства важно выделять средние затраты на получение единицы продукции. Именно по величине последних, сопоставляя их с продажной ценой произведенного продукта, можно судить об эффективности вложений.

Безусловно, экономический, военно-политический и социальный кризисы сильно отбросили республику назад в вопросе создания у инвесторов образа благополучного и стабильного региона, куда стоит вкладывать деньги. Однако достоинств у региона от этого меньше не стало, и нужно только время, чтобы инвесторы их оценили. Сохранилась геостратегическая значимость республики во внешнеэкономической политике России в Каспийском регионе. Остались прежними богатейшие биологические ресурсы моря (80—90 % мировых запасов осетра) и топливно-энергетические ресурсы шельфа. По-прежнему на республике замыкается мощный узел коммуникаций, способных связать Европу и Азию (через территорию Ирана) с выходом на другие страны Персидского залива и Индийского океана.

В целях обеспечения эффективного использования научно-технического потенциала Республики Дагестан, создания условий для развития инновационной инфраструктуры, внедрения в производство научно-технических разработок научных учреждений, предприятий, ученых и изобретателей за последние годы в республике сформирована нормативная правовая база.

Разработаны и приняты следующие законы Республики Дагестан:

— «О науке и государственной научно-технической политике» — закон регламентирует отношения между субъектами научной деятельности, органами государственной власти Республики Дагестан и потребителями научной продукции (работ и услуг) на территории республики;

— «Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики Республики Дагестан» — закон направлен на развитие инновационной деятельности, научное

инновационное обеспечение развития экономики и создание режима максимального благоприятствования для субъектов инновационной деятельности в республике.

Завершено создание законодательной базы по технопаркам (закон «О технопарках в Республике Дагестан», постановления Правительства Республики Дагестан «Об организации технопарков в Республике Дагестан», «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан по осуществлению присвоения (лишения) статуса технопарка»). В настоящее время ведется работа по практическому созданию технопарков на базе учебных заведений и промышленных предприятий.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г. одним из основных направлений развития республики определен социально-инновационный комплекс. Создана определенная инновационная инфраструктура. Однако существенным недостатком уже созданной инфраструктуры является разрозненность субъектов инновационной деятельности и отсутствие тесной взаимосвязи между государством, наукой и производством, что приводит к снижению эффективности использования научных разработок и внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.

Следует отметить, что вклад инновационных организаций в производство ВВР остается крайне низким. Так, по данным статистических органов республики, удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, от общего числа промышленных и научно-образовательных учреждений в 2012 г. составил лишь 2,8 %. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций составил 1 %, а удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров — 4,0 %.

Необходимо отметить, что ситуация с развитием инновационного сектора экономики находится на низком уровне не только в республике, но и в целом по РФ. Так, на международном рынке доля наукоемкой продукции РФ за 2011 г. составила менее 1,3 %. В структуре торговли техникой преобладают инжиниринговые услуги (85 % экспорта и 53 % импорта), на долю патентов, лицензий и ноу-хау приходится лишь 3 % суммарного объема экспорта и 7 % импорта. В современных условиях Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза — в 12 раз, от Китая —

в 6,4 раза, от Индии — в 1,5 раза [7]. В развитых индустриальных странах государство обеспечивает приоритетное финансирование фундаментальных исследований, содействует передаче результатов НИР в промышленность, законодательно стимулирует научно-техническую и инновационную деятельность. Расходы на НИОКР на душу населения в странах ОЭСР составляют около 800 долл., а в США, Японии, Израиле и Финляндии — примерно 1,3 тыс. долл. [6].

Расходы российского государственного бюджета на научно-исследовательские работы на душу населения (86 долл.) меньше, чем в странах-лидерах в 4-5 раз. В Китае (с его огромным населением) уровень среднедушевых расходов частного сектора на НИОКР почти в 1,5 раза больше, чем в России. Чрезвычайно низок такой показатель, как затраты на одного научного исследователя (российский показатель в 3 раза ниже среднемирового) [7].

В современном многополярном мире ведущими производителями инновационной продукции по-прежнему остаются развитые страны. Однако вклад развивающихся экономик в инновационную сферу возрастает. Так, например, правительство Индии планирует увеличить к 2012 г. расходы на НИОКР до 2 % ВВП. Причина роста инновационной деятельности в развивающихся странах заключается в том, что за предшествующее десятилетие произошло перемещение исследовательских центров и лабораторий многих ТНК в быстрорастущие развивающиеся страны, куда уже переместилось промышленное производство, услуги и финансовые центры. В Китае, например, в 2008 г. более 19 % всех корпоративных затрат на НИОКР были профинансированы ТНК [3].

Скорость инновационной активности в мире постоянно возрастает. Этот процесс охватывает все большее количество стран. Уже не действуют старые принципы, когда технологии вчерашнего дня активно использовались в развивающихся государствах. Все быстрорастущие страны делают упор на развитие тех отраслей, которые находятся на технологической передовой, которые нацелены на прорыв [2].

В настоящее время страны, лидирующие в мировой экономике, готовят новый научно-инновационный прорыв, и чтобы не остаться за пределами мирового НТП, Россия должна в кратчайшие сроки перейти на инновационный путь модернизации экономики на основе избранных приоритетов науки и техники.

Исследование законодательных актов РФ и ее субъектов, касающихся науки и технологий, а также их анализ позволяют говорить о том, что они содержат в себе в основном только структурные элементы, которые необходимы для формирования инновационной экономики. Однако между законодательными актами не всегда прослеживается четкая взаимосвязь, в этой связи разобщенность законодательных инструментов инновационной политики приводит к ее низкой эффективности.

Таким образом, проведенное автором исследование показало, что в современных условиях необходимо реализовать более значимые меры по расширению масштабов государственного регулирования и поддержки инновационного бизнеса, в особенности в сфере малого предпринимательства.

В целях ослабления или устранения факторов, препятствующих активизации инновационной деятельности, требуется усиление государственного регулирования поддержки инновационного бизнеса с использованием всей гаммы инструментов. Как было отмечено ранее, поддержка инновационных предприятий является приоритетным направлением государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой. Такая поддержка носит стратегический характер и нацелена на осуществление технологического прорыва по перспективным направлениям научно-технической деятельности.

Региональная политика поддержки предпринимательства в инновационной сфере должна включать два блока:

- программы и мероприятия, имеющие значение для развития данного конкретного региона, реализуемые непосредственно на региональном уровне за счет местных ресурсов;

- программы и мероприятия, имеющие межрегиональное значение и отвечающие задачам общегосударственной программы формирования системы поддержки предпринимательства.

Взаимосвязь федеральных и региональных органов по поддержке предпринимательства, выработка ими единой политики должны находить конкретное выражение в сбалансированности различных источников финансирования программ развития предпринимательства.

Достижение обеспечения интересов предпринимательства в инновационной сфере может быть реализовано в рамках решения на федеральном уровне также такой задачи, как совершенствование

государственной налоговой политики в инновационной сфере. В условиях продолжающейся инфляции (несмотря на замедление темпов роста) налоговое бремя, испытываемое всеми предприятиями, особенно сильно отразилось в посткризисный период на предприятиях с длительным производственным циклом, в том числе в наукоемком производстве. На малых инновационных предприятиях материальные и временные затраты на НИОКР составляют весьма значительную долю. В этой связи в современных условиях государство должно целенаправленно стимулировать инновационную активность в экономике введением разнообразных налоговых льгот и особых условий хозяйствования.

На современном этапе практически во всех развитых индустриальных странах существует система государственного стимулирования инновационной деятельности малых компаний. Так, во Франции для вновь созданных мелких и средних фирм (в том числе научно-исследовательских) в первые 5 лет их деятельности подоходный налог уменьшается на 50 %.

В Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль снижен с 20 до 1 %. Потолок необлагаемых налогом инвестиций для таких компаний поднят на 50 % (до 150 тыс. фунтов стерлингов). Там снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и устранен налог при реинвестировании в такие компании. Расходы, которые фирмы несут при осуществлении платежей исследовательским учреждениям, связанным с научно-технологическим развитием, также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли [3].

В целях активизации инновационной активности за рубежом государство нередко стимулирует и подготовку кадров. Так, во Франции 25 % прироста расходов на подготовку кадров освобождаются от налогов (там, где безработица достигает больших размеров, эти затраты полностью освобождены от налогообложения). Данный опыт может быть применен и в Республике Дагестан, а также в других регионах РФ с напряженной ситуацией на рынке труда.

Приоритетным направлением государственной экономической политики в сложившихся в республике условиях должно стать структурное преобразование экономики на основе активной инвестиционной политики, направленной на качественное обновление материально-технической базы производства, на преодоление диспропорций

в отраслевом и территориальном аспектах и на обеспечение экономического роста.

Деятельность государственных структур в области инвестиционной политики необходимо осуществлять по следующим направлениям:

— осуществление анализа законодательства в сфере инвестиционной деятельности, разработка предложений по совершенствованию законодательной базы в области инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан;

— создание условий по стимулированию предпринимательской инициативы и инвестиционной активности населения (развитие государственно-частного партнерства при реализации крупных общественно значимых проектов, предоставление налоговых (в рамках прав республики) и финансово-кредитных преференций инвестору, снижение стоимости кредитов, развитие конкуренции в кредитных сделках);

— координация процесса инвестирования, осуществляемого за счет бюджетных средств, активизация работы по включению объектов в федеральные целевые программы;

— развитие инфраструктурного потенциала республики с помощью привлечения инвестиций в реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание современной инженерной, коммунальной, транспортной инфраструктуры;

— участие в инвестиционных форумах различного уровня, активизация презентационной деятельности, усиление работы по созданию инвестиционно-привлекательного имиджа республики, разработка инвестиционного паспорта, составление и обновление по мере необходимости республиканского каталога инвестиционных проектов, а также развитие грантовой системы поддержки инноваций.

Во всем мире наиболее распространенной формой поддержки инноваций являются гранты. В субъектах РФ, в том числе и в Республике Дагестан, они еще не нашли широкого применения. Об этом также говорил и Президент РФ В. В. Путин в своем выступлении на заседании Совета Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (24.10.2012, Ново-Огарёво) [2].

Ключевыми направлениями инвестиционного развития Республики Дагестан являются:

— топливно-энергетический комплекс;

— агропромышленный комплекс;

— производство стройматериалов;

— технологическая модернизация промышленности;

— развитие санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса;

— создание транспортно-консолидирующего и логистического комплекса;

— инновационно-образовательное направление.

Повышение эффективности региональной

экономики с помощью создания условий для роста инновационной активности субъектов экономики должно стать одним из важнейших приоритетов для Республики Дагестан.

В целях дальнейшего повышения инновационной активности в республике необходимо:

— совершенствовать законодательную базу для инновационной деятельности, а также существенно увеличить бюджетные расходы за счет федерального и республиканского бюджетов на НИР и НИОКР, использовать дополнительно полученные финансовые ресурсы на поддержку инновационных и инвестиционных проектов;

— объединить усилия республиканских органов исполнительной власти, научных организаций и субъектов инновационной деятельности в целях активизации развития инновационной сферы;

— развивать инфраструктуру инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, экспертизы, производственно-технологическую поддержку, продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров;

— содействовать технологическому обновлению промышленных производств на основе внедрения передовых технологий, ориентированных на преимущественный выпуск конкурентоспособной гражданской продукции, развитие кооперации технологически развитых производств с крупными российскими компаниями, участие инновационно активных организаций в международных конкурсах;

— обеспечить инновационное развитие наукоемких сфер экономики республики за счет внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции и технологий в производство в форме промышленных кластеров, технопарков;

— создать в республике Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, реализовать в секторах экономики относительно небольшие и быстро окупаемые инновационные проекты с участием частных инвесторов (при поддержке государства);

— разработать и реализовать механизм выделения грантов на реализацию инновационных проектов прикладного характера, перспективных для практического внедрения в промышленное производство;

— сформировать открытое информационное пространство на территории республики, удовлетворяющее требованиям реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти, обеспечить гласность и открытость деятельности органов государственной власти.

В заключение отметим, что переход к инновационной модели развития региона не может быть обеспечен лишь разработкой и принятием ряда законодательных и нормативных актов, способных преодолеть инерционность экономического мышления, создать стимулирующие механизмы для процесса разработки и использования новшеств. В действительности, это серьезная перестройка всего хозяйственного механизма на микро-и макроэкономическом уровне, это необходимость, которая исходит из коренного изменения роли технического прогресса в развитии современной экономики, в особенности экономически отсталых территорий.

Специфика инноваций в качестве фактора экономического роста состоит в их неисчерпаемости, вытекающей из непрерывного процесса генерирования новых идей, знаний, информации и т. д. Необходимо не только стимулирование инновационной деятельности некоторых отраслей или сфер деятельности, но и придание инновационной направленности всему экономическому развитию региона и страны в целом.

В целях обеспечения системности и эффективности механизм государственно регулирования экономики субъекта Федерации должен включать комплекс методов: политико-правовой, нормативно-правовой, антикоррупционный, институциональный, программно-целевой, инфраструктурный, информационный, бюджетно-налоговый, инвестиционный.

Список литературы

1. Аналитическая записка о ходе поступления налогов в 2012 г. / УФНС РФ по Республике Дагестан. Махачкала, 2013.

2. Выступление В. В. Путина на заседании Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России. 24.10.2012. Ново-Огарёво. URL: http://state. kremlin. ru.

3. Матюк В. И. Бюджетные отношения: регионы и местное самоуправление // Финансы. 2012. № 11. С. 12—20.

4. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г.: закон Республики Дагестан от 15.07.2011 № 38 (принят Народным Собранием Республики Дагестан 07.07.2011).

5. Предварительные итоги социально-экономического развития Республики Дагестан в 2012 г. / министерство экономики Республики Дагестан. Махачкала, 2013.

6. Супян В. Б. Наука и образование в США: главные приоритеты в «экономике знаний» // США, Канада: экономика-политика-культура. 2009. № 8. С. 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. OECD Main Science and Technology Indicators. Vol. 2. 2010. P. 29.

dilib

Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.