Научная статья на тему 'Ситуационный анализ социально-экономического развития Республики Дагестан'

Ситуационный анализ социально-экономического развития Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1103
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INVESTMENT POTENTIAL / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / CONSOLIDATED BUDGET / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Н.Г., Гасанов З.М.

В статье анализируется состояние ведущих сфер экономики Республики Дагестан на основе данных государственной статистики и расчетов Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан. Подчеркивается, что в современных условиях хозяйствования роль региональных и локальных производственных комплексов в социально-экономическом развитии страны резко возрастает. Обсуждаются приоритетные проекты и пути повышения экономического потенциала республики. Цель написания статьи заключается в осуществлении анализа новых стратегических подходов по обеспечению социально-экономического роста в Республике Дагестан, рассчитанных на среднесрочную и долгосрочную перспективу в условиях реформирования системы управления региональным развитием. В ходе исследования были поставлены следующие задачи:определить сложившиеся тенденции развития ключевых отраслей экономики Республики Дагестан и их соответствие долгосрочным экономическим интересам республики;оценить итоги и перспективы реализации федеральных целевых программ, направленных на активизацию приоритетных экономических видов деятельности в Дагестане, в том числе с точки зрения задач модернизации отраслевой структуры республиканского индустриального комплекса;обосновать механизмы обеспечения системного социально-экономического роста в Республике Дагестан. Авторы, используя элементы и различные подходы ситуационного анализа, исследовали результаты развития ключевых сфер экономики Республики Дагестан, определили приоритеты и перспективы их развития. Решение вопросов устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан и сложный характер имеющихся проблем требуют не только государственной поддержки федерального центра, но и совершенствования системы управления социально-экономическим развитием на региональном уровне. Авторами сделан вывод о том, что реализация запланированных приоритетных проектов даст необходимый импульс развития экономики Республики Дагестан, позволит создать качественные условия жизни и обеспечить занятость населения с возможностью получения достойной заработной платы, а также сформировать позитивный имидж стабильного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A situation analysis of the socio-economic development of the Republic of Dagestan

Importance The article analyses the condition of the leading areas of the Dagestan economy on the basis of the State statistics data and the calculations of the Ministry of Economic Affairs and Regional Development of the Republic of Dagestan. We emphasize that in the modern economic environment, the role of regional and local industrial complexes in the social and economic development of the country increases considerably. We discuss priority projects and the ways to increase the economic capacity of the republic. Objectives The purpose of the article is to analyze new strategic approaches to ensuring the social and economic growth of the Republic of Dagestan, calculated for medium-term and long-term periods in the conditions of reforming the management system of regional development. We set the following tasks in the course of the research: to define the existing development trends of the key industries of Dagestan’s economy and their consistency with the long-term economic interests of the Republic; to assess the results and prospects of implementing federal targeted programs aimed at promoting higher priority types of economic activities in Dagestan, including the problems of modernizing the sectoral structure of the Republican industrial complex; to justify the mechanisms of ensuring a system-level social and economic growth in the Republic of Dagestan. Methods We used the elements and various approaches of situation analysis to study the results of economic development of the key areas of the Republic of Dagestan, and to define its priorities and prospects. Results Solving the problems of sustainable social and economic development of the Republic of Dagestan and the complex nature of the existing problems require not only the State support of the Federal Center, but also the improvement of the management system of social and economic development at the regional level. Conclusions and Relevance We have concluded that the implementation of the planned higher priority projects will give the necessary impulse to the development of the economy of the Republic of Dagestan, enable to create high-quality living conditions and to provide employment of the population and decent earnings. It will also help creating a positive image of a stable region.

Текст научной работы на тему «Ситуационный анализ социально-экономического развития Республики Дагестан»

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УДК 338(470.67)

ситуационным анализ социально-экономического развития республики Дагестан*

н.Г. ГАДЖИ ев, доктор экономических наук, профессор, проректор по экономике и финансам,

заведующий кафедрой аудита, экономического анализа и статистики E-mail: nazirhan@mail.ru Дагестанский государственный университет

з.м. гасанов,

начальник Управления макроэкономического анализа и прогнозирования Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан E-mail: zaur_gasanov@mail.ru

В статье анализируется состояние ведущих сфер экономики Республики Дагестан на основе данных государственной статистики и расчетов Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан. Подчеркивается, что в современных условиях хозяйствования роль региональных и локальных производственных комплексов в социально-экономическом развитии страны резко возрастает. Обсуждаются приоритетные проекты и пути повышения экономического потенциала республики.

Цель написания статьи заключается в осуществлении анализа новых стратегических подходов к обеспечению социально-экономического роста в Рес-

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Дагестанском государственном университете.

Авторы выражают признательность министру экономики и территориального развития Республики Дагестан, кандидату экономических наук Раюдину Айдакадиевичу Юсуфову за оказанную помощь при проведении данного исследования и написании статьи.

публике Дагестан, рассчитанных на среднесрочную и долгосрочную перспективу в условиях реформирования системы управления региональным развитием.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

— определить сложившиеся тенденции развития ключевых отраслей экономики Республики Дагестан и их соответствие долгосрочным экономическим интересам республики;

— оценить итоги и перспективы реализации федеральных целевых программ, направленных на активизацию приоритетных экономических видов деятельности в Дагестане, в том числе с точки зрения задач модернизации отраслевой структуры республиканского индустриального комплекса;

— обосновать механизмы обеспечения системного социально-экономического роста в Республике Дагестан.

Авторы, используя элементы и различные подходы ситуационного анализа, исследовали результаты развития ключевых сфер экономики Республики Дагестан, определили приоритеты и перспективы их развития.

Решение вопросов устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан и сложный характер имеющихся проблем требуют не только государственной поддержки федерального центра, но и совершенствования системы управления социально-экономическим развитием на региональном уровне.

Авторами сделан вывод о том, что реализация запланированных приоритетных проектов даст необходимый импульс развития экономике Республики Дагестан, позволит создать качественные условия жизни и обеспечить занятость населения с возможностью получения достойной заработной платы, а также сформировать позитивный имидж стабильного региона.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, инвестиционный потенциал, консолидированный бюджет, промышленная политика, эффективность

Республика Дагестан входит в группу регионов страны с низким уровнем социально-экономического развития. Экономический потенциал не используется в должном объеме [8, 10]. В республике проживает 2,1% населения страны, но при этом удельный вес валового регионального продукта в объеме валовой добавленной стоимости страны составляет всего 0,8%. На душу населения приходится 128,6 тыс. руб. валового регионального продукта, что ниже среднего значения по Российской Федерации в 2,7 раза. Кроме того, отстают от средних значений по России показатели среднемесячной заработной платы работников (в 1,7 раза) и объема доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан на душу населения (в 2 раза).

Для изменения существующей ситуации, по мнению авторов, необходимо проведение в короткие сроки качественных преобразований в социально-экономическом развитии республики. Низкая доля промышленности в структуре ВРП республики (менее 6,2% при 32,3% в среднем по России), обветшание материально-технической базы промышленного производства, недостаточность финансовых ресурсов требуют незамедлительной «перезагрузки» экономической политики.

В 2013 г. был принят курс на ускоренное развитие республики: подписан Указ Президента Республики Дагестан от 07.09.2013 № 249б «Об ускоренном социально-экономическом развитии Республики Дагестан в 2013 и 2014 годах», и впервые заключены соглашения между Правительс-

твом республики и муниципальными районами и городскими округами о достижении показателей социально-экономического развития, а также разработана система оценки эффективности деятельности руководителей министерств и ведомств и заместителей Председателя Правительства Республики Дагестан.

В рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума с участием Минэкономразвития России, Сбербанка России, Внешэкономбанка, инвестиционной группы «На-фта-Москва», группы «Сумма» в 2013 г. был подписан Меморандум об опережающем экономическом развитии Республики Дагестан.

В целях обеспечения ускоренного инновационного развития разработаны 10 приоритетных проектов развития республики, охватывающих все отрасли экономики и сферы жизнедеятельности.

В результате принятых мер по итогам 2013 г. в республике наблюдались высокие темпы роста основных социально-экономических показателей. Так, по предварительным данным, положительная динамика по сравнению с 2012 г. отмечена в промышленности (137,5%), в сельском хозяйстве (106,4%), в инвестициях в основной капитал (109,2%), в строительстве (108,6%), в розничной торговле (107,3%) и в платных услугах населению (103,2%). Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета республики увеличились на 16%.

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности вырос на 12%, что выше значения предыдущего года на 5,6%. По оценке, объем валового регионального продукта увеличился на 10,9% и составил 427 млрд руб.

Известно, что Дагестан является аграрной республикой с благоприятными климатическими условиями и достаточными трудовыми ресурсами. Более половины населения проживает в сельской местности, при этом на сельское хозяйство приходится 14,8% от общего объема валового регионального продукта республики. Вместе с тем производство продуктов питания собственного производства позволяет обеспечивать потребности населения по молоку лишь на 69%, по мясу — на 41%, по яйцу — на 23%, по рыбе — на 8%. Основной точкой роста определен агропромышленный комплекс. Проекты «Создание «точек роста» Республики Дагестан» и «Эффективный агропромышленный комплекс», реализация которых началась в 2013 г.,

направлены на развитие виноградарства, птицеводства, рисоводства, рыбохозяйственного комплекса, на создание геотермальных агропарков. Эти проекты позволили:

— заложить 1 337 га садов и 1 847 га виноградников. При этом особое внимание уделялось созданию садов интенсивного типа с высокой урожайностью [2]. Такие сады уже заложены в Кайтагс-ком, Шамильском, Кумторкалинском, Левашинском и Магарамкентском районах республики;

— построить: тепличный комплекс по выращиванию огурцов и томатов в пос. Ленинкент; птицекомплекс в Хасавюртовском районе, хозяйство аквакультуры по разведению осетровых пород рыб в Кизлярском районе;

— внедрить кластерный подход к развитию виноградарства, в рамках которого ведущими винодельческими предприятиями было заложено 1 020 га виноградников;

— разработать концепцию развития овощеводства на закрытом грунте;

— начать реализацию пяти инвестиционных проектов в сфере тепличного хозяйства общей площадью 29 800 м2.

Дальнейшему развитию сельского хозяйства будут способствовать принятые нормативно-правовые акты по снятию ограничений для поддержки личных подсобных хозяйств при предоставлении субсидий из республиканского бюджета [1, 6, 7].

В целях развития рыбохозяйственного комплекса республики будут сформированы четыре инвестиционные площадки по товарному выращиванию рыбы [3].

В настоящее время реализуются четыре крупных инвестиционных проекта в области агропромышленного комплекса в Кизлярском, Тарумовском и Бабаюртовском районах.

Следующей точкой роста является развитие промышленности республики [4]. Прирост темпа в промышленности за 2013 г. (137,5%) был выше среднего значения по Российской Федерации (100,4%) и Северо-Кавказскому федеральному округу (107,4%). По данному показателю республика занимает первую позицию среди субъектов СевероКавказского федерального округа, однако в расчете на одного жителя объем отгруженной продукции (работ, услуг) составил всего 16,6 тыс. руб., что в 2,6 раза меньше, чем по округу (43,7 тыс. руб.), и в 16,9 раз меньше, чем в целом по Российской Федерации (280,1 тыс. руб.).

Развитию промышленности республики способствовала реализация приоритетных проектов «Новая индустриализация» и «Создание «точек роста» Республики Дагестан».

Перспективы развития промышленности связаны с реализацией инвестиционных проектов [9]. В 2013 г. в республике были введены в строй заводы по производству:

— листового стекла флоат-методом в Кумтор-калинском районе;

— томатной пасты и переработке риса-сырца в Кизлярском районе;

— щебня в пос. Талги;

— асфальтобетона в Кумторкалинском районе;

— строительных материалов (технология «несъемная опалубка и теплоизоляционные плиты из пенополистирола») в г. Махачкале.

В целях развития научно-технического и инновационного потенциалов на базе промышленных предприятий были сформированы три технопарка:

— «Композиционные материалы и волокна» на базе ООО «НБТ Дагестан»;

— «Идея-серия» (1Т-парк полного цикла) на базе ОАО НПК «Русская радиоэлектроника»;

— «Фотон» на базе ООО «Глобал-М»).

В перспективе планируется продолжить работу по созданию индустриальных парков на базе действующих предприятий.

В целях повышения эффективности деятельности нефтегазового комплекса, привлечения инвестиций в разведку, разработку и добычу нефти и газа указом Главы республики и постановлением Правительства было принято решение о создании ОАО «Государственная нефтегазовая компания Республики Дагестан».

Объем выработки электроэнергии в 2013 г. увеличился в 1,4 раза (5,3 млрд кВт-ч). В связи с наблюдающейся тенденцией роста потребления электроэнергии в ближайшее время республика столкнется с проблемой дефицита мощности, которая составит к 2017 г. около 2 млрд кВт-ч. В целях покрытия ожидаемого дефицита необходимо содействие со стороны ОАО «РусГидро» — основного потенциального инвестора — в проектировании и строительстве Го-цатлинской ГЭС-2 на реке Аварское Койсу и малых гидроэлектростанций на реках Андийское Койсу и Самур. Планируется строительство солнечных станций в Шамильском и Гунибском районах (5,35 МВт и 12 МВт соответственно).

Кроме того, необходимо завершить мероприятия в зоне затопления Гоцатлинской ГЭС (мощность — 350 млн кВт-ч, новых рабочих мест — 520, налоговых отчислений в год — 540 млн руб.), ввод которой был запланирован в 2014 г. Вместе с тем без завершения указанных работ ввод в эксплуатацию гидроэлектростанции не может быть обеспечен даже в 2016 г. При остаточной стоимости работ свыше 1 млрд руб. в новой программе «Юг России» предусмотрено всего 330 млн руб. Вопрос об увеличении финансирования мероприятий в зоне затопления в настоящее время решается на федеральном уровне.

Дальнейшему развитию промышленности республики будет способствовать реализация проекта «Новая индустриализация Республики Дагестан» и государственной программы «Модернизация промышленности Республики Дагестан на 2014-2018 годы». Планируется разработка Концепции промышленной политики Республики Дагестан [5].

Развитие транспортной инфраструктуры в рамках приоритетного проекта «Создание «точек роста» Республики Дагестан» является одной из мер подъема экономики Дагестана. Предусматривается развитие транспортной сети республики, обеспечивающей оптимальное передвижение грузов и пассажиров в рамках транспортного узла «Каспийский хаб» (Махачкалинский морской торговый порт, аэропорт Уйташ, железнодорожный узел, транспортно-логистическая и обеспечивающая инфраструктуры). Это позволит значительно загрузить смежные отрасли, вовлечь транспортный потенциал республики в международную систему транзита и перевозок, а также увеличить объем платежей в бюджеты всех уровней и создать новые рабочие места.

В 2013 г. в Шамильском, Хасавюртовском и Буйнакском районах были организованы три логистические площадки, на которых будут созданы комплексы с овощехранилищами и первичной переработкой. Также были определены инвестиционные площадки и реестр резидентов под строительство четырех новых логистических центров.

В то же время без осуществления активной инвестиционной политики, принятия эффективных экономических мер по созданию условий для привлечения инвестиций невозможно определить экономические перспективы региона. С учетом этого создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику остается в центре внима-

ния руководства республики. В целях обеспечения притока дополнительных инвестиционных средств в республике реализуется приоритетный проект «Инвестиции в Дагестан», по которому вложения в основной капитал за 2013 г. составили 178,3 млрд руб., что на 9,2% больше, чем в 2012 г.

В республике утверждены целевые индикаторы для создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и внедряется Стандарт деятельности органов исполнительной власти республики по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Разработаны методические рекомендации по внедрению оценки регулирующего воздействия: с 01.01.2014 проекты правовых актов подвергаются оценке на предмет наличия избыточного регулирования.

За счет средств инвесторов проводится работа по реализации крупных инвестиционных проектов. Завершаются проекты по созданию таможенно-логистического центра «Виадук», строительству завода по производству системных материалов несъемной опалубки и теплоизоляционных плит, комплекса по переработке и хранению нефтепродуктов.

Осуществляется работа по предоставлению государственных гарантий инвесторам для реализации в республике инвестиционных проектов. В 2014 г. правительством были предоставлены гарантии Республики Дагестан ООО «Дагагрокомплекс» в сумме 1,8 млрд руб. для привлечения кредитных средств и приобретения сельскохозяйственной техники в лизинг и ООО «Мараби» в сумме 70,5 млн руб. для строительства завода по производству напольной плитки и керамического гранита. Государственные гарантии Российской Федерации ООО «Мараби» в 2013 г. составили 493,4 млн руб.

Одновременно проводится работа по привлечению федеральных инвестиций, расширению участия республики в государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах.

В 2013 г. Республика Дагестан принимала участие в реализации пяти государственных программ Российской Федерации и 18 федеральных целевых программ. В 2014 г. предполагается участие республики в семи государственных программах Российской Федерации и 24 федеральных целевых программах с увеличением объема их финансирования из федерального бюджета (на 18,3% больше, чем в 2013 г.).

Теневой характер экономики губительно воздействует на социально-экономическое развитие республики: это серые схемы выплаты зарплаты на предприятиях, использование предпринимателями всевозможных механизмов уклонения от уплаты налогов, злоупотребление правом и низкий уровень налоговой культуры.

Приоритетный проект развития «Обеление» экономики» направлен на ее вывод из тени за счет обеспечения взаимодействия местных органов власти и налоговых служб, а также дополнительной работы с налогоплательщиками.

В 2013 г. в рамках реализации указанного проекта проводилась работа, направленная на расширение налогооблагаемой базы, увеличение доходов консолидированного бюджета и легализацию теневой экономики. В работе по увеличению доходов бюджета, проводимой в соответствии с распоряжением Главы республики от 28.10.2013 N° 112-рп, были задействованы все уровни власти. Для этого были заключены соглашения между органами исполнительной власти и местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти о взаимодействии и обмене информацией.

Благодаря совместной работе в 2013 г. было выявлено более 3 440 субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации, из которых на учет поставлено 1 659 субъектов. По данным налоговой службы Республики Дагестан, поставлено на учет в качестве плательщиков земельного налога 22 947 субъектов, а плательщиков налога на имущество физических лиц — 8 478 чел. По данным Росреестра по Республике Дагестан, в 2013 г. дополнительно внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о 46 557 земельных участках, что в 1,8 раза больше, чем в 2012 г. (25 860 участков). В итоге установленные задания по сбору налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики исполнены в полном объеме и составили 100,4%.

В целях увеличения поступлений по транспортному налогу был принят закон Республики Дагестан, устанавливающий новые ставки транспортного налога для транспортных средств повышенной мощности. До этого транспортный налог в республике являлся одним из самых низких по Северо-Кавказскому федеральному округу и не менялся с 2009 г.

В результате проведенной работы по легализации теневой экономики значительно увеличилась заработная плата по отношению к 2012 г.:

— в сельском хозяйстве — в 1,9 раза (с 3,8 до 7,1 тыс. руб.);

— в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых — в 3 раза (с 6,2 до 18,7 тыс. руб.);

— в строительстве — в 1,5 раза (с 10,1 до 15,2 тыс. руб.).

Модернизация затрагивает не только реальный сектор экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, малый и средний бизнес). Измениться должны и система управления, и восприятие людьми происходящих преобразований. Приоритетный проект «Эффективное государственное управление» призван способствовать формированию государственного управления как открытой, динамичной и социально ориентированной системы.

Реализация всех запланированных мероприятий даст необходимый импульс экономике республики, позволит создать качественные условия жизни и обеспечить занятость населения с возможностью получения достойной заработной платы, а также сформировать позитивный имидж стабильного региона.

Список литературы

1. Адигюзелова Н.Ю. Основные направления перехода экономики Республики Дагестан к устойчивому развитию // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. № 5-2. С. 112-116.

2. Батыжева Л.Ш., Солтахмадова Л.Т. Экономико-географические особенности территориальной дифференциации сельского хозяйства Чеченской Республики // Проблемы региональной экологии. 2013. № 6. С. 119-122.

3. Гаджиев Н.Г., Юсупова А.М. Проблемы и перспективы развития рыбохозяйственного комплекса Республики Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 37. С. 39-42.

4. ГаджиевН.Г., ШараеваЕ.О. Стратегические направления реформирования экономики на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 36. С. 2-5.

5. Гаджиев Н.Г., Вахромов Е.Н. Управление промышленной политикой и ее особенности в инновационной экономике // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 16. С. 67-72.

6. ГазетдиновМ.Х., Тимофеев А.П. Диверсификация предпринимательской деятельности в сельских территориях // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2011. № 27. С. 142-149.

7. Кадиев Р.К. Основные направления эффективного землепользования // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 47. С. 12-18.

8. Ляпина И.Р. Теоретико-методологические аспекты дифференциации механизма управления экономикой регионов в современных условиях //

Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 2. С. 54-66.

9. РомановаН.В. Северо-кавказский федеральный округ: особенности и проблемы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 42. С. 54-59.

10. ТумсоевА.Б., КутаевШ.К. Оценка социально-экономического потенциала сельских районов региона // Научное обозрение. Сер. 1. Экономика и право. 2012.№ 1. С. 255-258.

Regional economics: theory and practice Regional advancement

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

A SITUATION ANALYSIS OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Nazirkhan G. GADZHIEV, Zaur M. GASANOV

Abstract

Importance The article analyses the condition of the leading areas of the Dagestan economy on the basis of the State statistics data and the calculations of the Ministry of Economic Affairs and Regional Development of the Republic of Dagestan. We emphasize that in the modern economic environment, the role of regional and local industrial complexes in the social and economic development of the country increases considerably. We discuss priority projects and the ways to increase the economic capacity of the republic. Objectives The purpose of the article is to analyze new strategic approaches to ensuring the social and economic growth of the Republic of Dagestan, calculated for medium-term and long-term periods in the conditions of reforming the management system of regional development. We set the following tasks in the course of the research: to define the existing development trends of the key industries of Dagestan's economy and their consistency with the long-term economic interests of the Republic; to assess the results and prospects of implementing federal targeted programs aimed at promoting higher priority types of economic activities in Dagestan, including the problems of modernizing the sectoral structure of the Republican industrial complex; to justify the mechanisms of ensuring a system-level social and economic growth in the Republic of Dagestan.

Methods We used the elements and various approaches of situation analysis to study the results of economic development of the key areas of the Republic of Dagestan and to define its priorities and prospects. Results Solving the problems of sustainable social and economic development of the Republic of Dagestan and the complex nature of the existing problems require not only the State support of the Federal Center, but also the improvement of the management system of social and economic development at the regional level. Conclusions and Relevance We have concluded that the implementation of the planned higher priority projects will give the necessary impulse to the development of the economy of the Republic of Dagestan, enable to create high-quality living conditions and to provide employment of the population and decent earnings. It will also help creating a positive image of a stable region.

Keywords: socio-economic development, investment potential, consolidated budget, industrial policy, efficiency

References

1. Adigyuzelova N.Yu. Osnovnye napravleniya perekhoda ekonomiki Respubliki Dagestan k ustoi-chivomu razvitiyu [The main areas of transition of the economy of the Republic of Dagestan to sustainable

development]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk — Topical issues of economic sciences, 2009, no. 5-2, pp. 112-116.

2. Batyzheva L.Sh., Soltakhmadova L.T. Ekonomiko-geograficheskie osobennosti territorial'noi differentsiatsii sel'skogo khozyaistva Chechenskoi Re-spubliki [Economical and geographical features of territorial differentiation of the agriculture of the Chechen Republic]. Problemy regional 'noi ekologii — Problems of regional ecology, 2013, no. 6, pp. 119-122.

3. Gadzhiev N.G., Yusupova A.M. Problemy i perspektivy razvitiya rybokhozyaistvennogo kom-pleksa Respubliki Dagestan [Problems and prospects of developing a fishery complex of the Republic of Dagestan]. Regional'naya ekonomika: teoriya iprak-tika — Regional economics: theory and practice, 2010, no. 37, pp. 39-42.

4. Gadzhiev N.G., Sharaeva E.O. Strategichesk-ie napravleniya reformirovaniya ekonomiki na regional'nom urovne [The strategic areas of reforming the economy at the regional level]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika — Regional economics: theory and practice, 2010, no. 36, pp. 2-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gadzhiev N.G., Vakhromov E.N. Upravlenie promyshlennoi politikoi i ee osobennosti v innovatsion-noi ekonomike [Management of industrial policy and its features in the innovation economy]. Regional 'naya ekonomika: teoriya ipraktika — Regional economics: theory and practice, 2007, no. 16, pp. 67-72.

6. Gazetdinov M.Kh., Timofeev A.P. Diversifikat-siya predprinimatel'skoi deyatel'nosti na sel'skikh territoriyakh [Diversification of business activity in rural territories]. Uchenye zapiski Rossiiskoi akademii predprinimatel 'stva — Scientific notes of Russian academy of business, 2011, no. 27, pp. 142-149.

7. Kadiev R.K. Osnovnye napravleniya effektiv-nogo zemlepol'zovaniya [The main areas of effective land use]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika — Regional economics: theory and practice, 2013, no. 47, pp. 12-18.

8. Lyapina I.R. Teoretiko-metodologicheskie aspekty differentsiatsii mekhanizma upravleniya

ekonomikoi regionov v sovremennykh usloviyakh [Theoretical and methodological aspects of differentiating the management mechanism of regional economy in modern conditions]. Sotsial 'no-ekonomicheskie yav-leniya i protsessy — Social and economic phenomena and processes, 2013, no. 2, pp. 54-66.

9. Romanova N.V. Severo-kavkazskii federal'nyi okrug: osobennosti i problemy razvitiya [The North Caucasian Federal District: specifics and problems of development]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika — Regional economics: theory and practice, 2010, no. 42, pp. 54-59.

10. Tumsoev A.B., Kutaev Sh.K. Otsenka sotsial'no-ekonomicheskogo potentsiala sel'skikh raionov regiona [Assessing the social and economic capacity of rural areas of a region]. Nauchnoe obozrenie. Ser. 1. Ekonomika i pravo — Scientific review. Ser. 1. Economy and law, 2012, no. 1, pp. 255-258.

Nazirkhan G. GADZHIEV

Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation nazirhan@mail.ru

Zaur M. GASANOV

Ministry of Economic Affairs and Regional Development of Republic of Dagestan, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation zaur_gasanov@mail.ru

Acknowledgments

The article is provided by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information center at the Dagestan State University. We express our deep gratitude to Rayudin A. YUSUFOV, Candidate of Economic Sciences, Minister of Economic Affairs and Regional Development of the Republic of Dagestan, for his assistance in conducting the study and writing the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.