Научная статья на тему 'Взаимообусловленные факторы развития экономики Чувашской Республики'

Взаимообусловленные факторы развития экономики Чувашской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОБЛЕМЫ / ПРОГНОЗ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова С. А.

Автором рассматривается необходимость формирования стратегии развития экономики региона, в связи с усилением взаимообусловленности ее структурных элементов. При этом выделяется система прогнозирования, вырабатывающая параметры целевых комплексных программ развития территориальной структуры национального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимообусловленные факторы развития экономики Чувашской Республики»

ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

С. А. СТЕПАНОВА, преподаватель кафедры учетныхдисциплин E-mail: [email protected] Чебоксарский экономико-технологический колледж

Рассматривается необходимость формирования стратегии развития экономики региона в связи с усилением взаимообусловленности ее структурных элементов. При этом выделяется система прогнозирования, вырабатывающая параметры целевых комплексных программ развития территориальной структуры национального хозяйства.

Ключевые слова: взаимообусловленность, инвестиции, проблемы, прогноз, развитие, регион, стратегия, факторы.

Разработка стратегии развития экономики Чувашской Республики определяет необходимость исследования и осмысления широкого круга проблем в современной экономической науке, сложившейся под влиянием системных процессов, происходящих как в Российской Федерации, в ее регионах, так и в мире в целом. Важное место среди таких проблем занимает решение вопросов, связанных с развитием регионов и инвестиционной политики на уровне регионов как составных элементов административного устройства государства.

Одним из важнейших направлений экономических реформ в Российской Федерации является смещение центра тяжести социально-экономического развития на регионы. Реальное усиление федерализма и укрепление российской государственности невозможны без повышения уровня и качества жизни населения в регионах, выравнивания условий их социально-экономического развития. Этому в значительной мере способствует межрегиональная интеграция, интеграционные процессы которой базируются на следующих принципах [1]:

• прямые договоры между отдельными регионами для решения экономических проблем;

• устранение всех барьеров во взаимных торго-

вых связях, создание действенной платежно-расчетной системы;

• взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в экономике, включая создание совместных финансово-промышленных групп;

• объединение региональных ресурсов для реализации совместных экономических и научно-технических программ, непосильных для отдельных регионов;

• беспрепятственное движение товаров, рабочей силы и капитала;

• опора на собственный потенциал. Чувашская Республика выделяется среди других

регионов Российской Федерации специфическими условиями развития и отличительной способностью к экономической интеграции с другими субъектами, благоприятным экономико-географическим положением для развития отдельных отраслей материального производства, наличием большого количества трудовых ресурсов, хорошими условиями для развития отдельных отраслей сельского хозяйства и стабильной экологической обстановкой. При этом существуют определенные проблемы: недостаток собственных инвестиционных ресурсов и низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики, недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, отвечающих потребностям роста экономики, слабое развитие необходимой инвестопроводящей инфраструктуры, наличие депрессивных районов и городов, уровень социально-экономического развития которых значительно ниже среднереспубликанского значения. Объем привлекаемых негосударственных инвестиций практически отсутствует, недостаточный уровень инвестиционной активности коммерческих банков, преобладание краткосрочных кредитов в структуре кредитных вложений.

Основным структурным элементом стратегии развития страны, региона, отрасли и предприятия является прогноз.

Прогнозы комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации — это сценарные варианты развития социальной, экономической, политической, демографической и других условий с учетом эндогенных и экзогенных взаимообусловленных связей. Данные прогнозы должны представлять собой совокупность обоснований и показателей, характеризующих перспективную динамику структурной взаимосвязи элементов, образующих каркас экономики региона.

Следовательно, в состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона [6].

В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются следующие методы:

• экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее;

• эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства;

• система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса;

• модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики.

При подготовке прогнозных материалов руководствуются общими положениями Федерального закона от20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [10], и специальными методическими рекомендациями. Отправными моментами прогнозирования являются руководящие положения, установки и рекомендации государственной региональной политики на данном этапе и оценки возможного воздействия на развитие регионов основных территориально-ресурсных факторов.

В то же время обоснование перспективных направлений совершенствования региональной структуры национального хозяйства проводится исходя из стратегических целей и задач с учетом влияющих на их реализацию факторов. Для этого вырабатывается соответствующая система качественных и количественных характеристик. В ней отражаются:

• особенности функциональных взаимосвязей элементов экономики региона;

• формирование и эффективное использование производственного потенциала;

• воздействия геополитического положения;

• состояние окружающей среды и вопросы экологической безопасности;

• необходимость основных структурно-функциональных преобразований и т. д.

При этом принимается во внимание большая разнотипность российских регионов, территориальная дифференциация социально-экономических параметров.

Применительно к регионам разных проблемных типов разрабатываемые концептуальные положения и практические рекомендации включают весьма широкий круг вопросов [4]:

1) приоритеты и масштабы структурно-рыночных преобразований, возможные уровни развития в целом, а также важнейших секторов и отраслей многоукладной экономики;

2) перестройка специализации, комплексного развития, интеграции межрайонных связей хозяйства;

3) реконструкция производственно-технологической структуры и формирование крупных производственно-коммерческих объединений;

4) направления сохранения и улучшения окружающей среды и природныхресурсов;

5) совершенствование внутрирайонной территориальной организации производительных сил, формирование и развитие промышленных центров и городов, технополисов и свободных экономических зон;

6) формирование перечня ключевых региональных проблем экономического роста, структурных передвижек, социального развития и экологического оздоровления;

7) вариантное определение обобщающих показателей динамичного развития экономики на новой институциональной и технологической базе;

8) оценка экономической, социальной и экологической результативности, коммерческой и народнохозяйственной эффективности регионального развития на перспективу;

9) выявление источников формирования финансовых, материальных и других ресурсов и первоочередных направлений инвестиций;

10) мероприятия по государственной поддержке приоритетных региональных проектов и программ по стимулированию деловой активности предпринимательства.

При выработке рекомендаций о путях развития и размещения отраслей хозяйства, формирующих территориально-хозяйственный комплекс, рассматриваются варианты их максимального и/или оптимального роста как на базе собственного производственного, научно-технического и ресурсно-сырьевого потенциалов, так и с привлечением ресурсов других регионов и стран. При этом по важным видам промышленной и сельскохозяйственной продукции прогнозируются зона формирования активного спроса и предложения и параметры их масштабов, ареалы региональных и зональных товарных рынков.

Предполагается, что такая система прогнозирования, как базовый инструмент регулирования территориальной структуры национального хозяйства, выполняет не только роль информационного индикатора тенденций регионального развития, она отражает индикативную сущность планирования рынка и может выполнять исполнительские функции через прямые и косвенные регуляторы предпринимательско-инвестицион-ной деятельности. Особенно ярко это выражено в прогнозных параметрах целевых комплексных программ.

Главная задача — ориентировать экономическую деятельность в регионах в соответствии с интересами общества, страны на основе темпов, пропорций и связей макроэкономического развития.

Региональные прогнозные разработки имеют ряд специфических особенностей:

1) для них характерен относительно узкий круг прогнозируемых параметров;

2) меньшая достоверность и устойчивость в сравнении с экономическими планами;

3) общие показатели на федеральном уровне и конкретные, детальные — на региональном;

4) отражена специфика регулирования рыночной экономики — сочетание механизма саморегуляции с административно-правовыми началами планомерности.

Таким образом, методический арсенал региональных прогнозов довольно широк. При обосновании прогнозных показателей используются основанные на теории региональной экономики, комплексного размещения производства, методах экономического и технико-экономического анализа. Необходимо заметить, что они могут отражать не только количественные, но и качественные методические приемы, обозначить направление и способы реализации региональной стратегии и тактики. Указанный подход весьма распространен

в схемах развития и размещения производственных сил, а также в других прогнозных разработках и соответствующих методических материалах.

Прямые методы прогнозирования опираются на закономерности изменения состояния данного объекта, косвенные — выводят его изменения из других явлений и процессов. При этом в процессе прогнозирования можно использовать целевой (нормативный) или генетический (экстраполяция) методы [3].

Рыночная экономика из-за ее неустойчивости затрудняет использование целевого подхода, однако интерес к нему сохраняется как на уровне страны, так и регионов. Ибо при регулируемом рынке значение приобретают национальные и региональные цели, приоритеты и стандарты, достижение которых крайне необходимо. Как правило, «рыночные» региональные прогнозы во многом сводятся к выявлению возникших и зарождающихся тенденций развития. При этом следует различать долговременные стратегические цели и тенденции, а также текущие, требующие неотложных мер.

Системный подход в региональном прогнозировании затрагивает, прежде всего, отношение страны и региона. В прогнозе можно идти дедуктивным путем от общего к частному, от национального хозяйства к экономике отдельного региона (целевой метод). На практике в рыночных условиях более удобен индуктивный путь, от региона, его собственных предпосылок и тенденций развития (генетический подход).

Обоснование строится на расчетной «взаимообусловленности»: отбор эффективных отраслей — определение темпов их роста — дополнение вспомогательными производствами, включая инфраструктуру — формирование целостного районного комплекса и оценка его эффективности — механизм реализации.

При использовании генетического подхода ключевыми вопросами экономического развития регионаявляются [5]:

• привлечение в регион новых производств;

• обновление структуры производства;

• развитие имеющихся производств, и прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения;

• создание новых высокооплачиваемых рабочих мест;

• развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление, упорядочение землепользования, поддержание на высоком уровне, решение экологических проблем.

Следует отметить, что современный этап социально-экономического и общественно-политического развития Российской Федерации характеризуется активизацией региональных процессов, проявляющейся в децентрализации власти и последовательном выходе республик, краев, областей, автономных образований на политическую и экономическую арены в качестве самостоятельных субъектов, решающих не только собственную судьбу, но и будущее всего российского государства.

Данные процессы существенно затрудняют выявление прогнозных ориентиров и формирование адекватных структурных элементов стратегии развития региона. В данных условиях системность прогноза подменяется многопараметрическим анализом экономических факторов.

Например, любая активизация региональных процессов требует большого количества экзогенных и эндогенных ресурсов. Для Российской Федерации и ее субъектов, как правило, это инвестиции и инновации.

Инвестиции — это долгосрочные вложения капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты, дающие экономическую отдачу, как правило, через значительный срок после вложения. При этом инвестиционная политика представляет собой составную часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления объемов, структуры, направлений использования инвестиций [2].

Рассматривая Чувашскую Республику как неотъемлемую часть Российской Федерации, можно выделить стратегическую цель развития всего структурно-регионального комплекса страны в виде перестройки региональной экономики, направленной на создание технологически развитого хозяйственного комплекса, достижение экономической самостоятельности региона.

Первоочередными задачами Чувашской Республики при реализации инвестиционной политики являются [7]:

• устранение законодательным путем препятствий на пути доступа частных инвесторов к хозяйственной деятельности на территории региона;

• создание эффективного механизма предоставления инвесторам льгот и привилегий, а также защита интересов региона на внутреннем и внешнем рынках от недобросовестной конкуренции и монополизации. Инвестиционная политика Чувашской Республики должна содействовать развитию инвес-

тиционной деятельности и повышать предпринимательскую активность, развивать рынок земли, использовать инструменты фондового рынка для привлечения инвестиционного капитала, а также активно содействовать развитию происходящих в регионе социально-экономических процессов.

Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики должны стать эффективность и целенаправленность инвестирования. При этом необходимо использовать различные виды инвестиций [8]:

• государственные, образуемые из средств государственных финансовых источников федерального и регионального уровня;

• частные иностранные, вкладываемые зарубежными предпринимателями, банками, компаниями;

• частные внутренние, образуемые из средств частных предприятий и организаций, граждан (сбережения в банках и направляемых на ипотечное кредитование), включая как собственные, так и привлеченные средства;

• иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

На данный момент основными задачами инвестиционной политики в Чувашской Республике являются [7]:

1) принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;

2) предоставление инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера;

3) создание организационных структур по содействию инвестициям;

4) разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования;

5) оказание содействия инвесторам в получении таможенных льгот;

6) предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные ими средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов;

7) аккумулирование средств населения путем выпуска муниципальных займов.

Содействуют развитию инвестиционной деятельности и повышению предпринимательской активности в Чувашской Республике следующие предпосылки:

• наличие, реализация и совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционные процессы;

• использование различных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности: предоставление льгот по уплате региональных налогов и налога на прибыль организации; предоставление бюджетных кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, государственных гарантий под коммерческие кредиты;

• оказание субъектам малого предпринимательства финансовой и консультационно-правовой помощи, в том числе организационная и имущественная поддержки.

Основными направлениями инвестиционной

политики в Чувашской Республике являются [7]:

• укрепление инвестиционного имиджа, включая распространение информации о потенциале региона и инвестиционном законодательстве, проведение инвестиционных выставок, семинаров, конференций, презентаций как внутри региона, так и за его пределами;

• активизация работы с частными инвесторами на основе частно-государственного партнерства при реализации приоритетных инвестиционных проектов;

• максимально возможное снятие административных барьеров для бизнеса, в том числе малого и среднего, либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительных документаций при их разработке и реализации;

• государственная поддержка и предоставление преференций при привлечении инвестиций;

• развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической и иной информации;

• развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для организации малого бизнеса;

• стимулирование развития цивилизованного предпринимательства, распространение положительного опыта предпринимателей;

• создание республиканских инвестопроводя-щих структур, способствующих привлечению инвестиций в экономику, в том числе путем аккумулирования заявок субъектов инвестиционной деятельности, осуществления их информационного и консультационного обслуживания, содействия в поисках инвесторов для реализации инвестиционных проектов, организация и проведение конкурсов (торгов) при реализации инвестиционных объектов,

осуществление консалтинговых услуг по подготовке проектов республиканских стратегий, концепций, программ, организации и проведения на основе аутсорсинга имиджевых мероприятий, деловых встреч с иностранными партнерами;

• создание нового гражданского общественного института в форме сети торговых палат, представляющего интересы деловых кругов региона, органов местного самоуправления, общественных и научных организаций.

В результате реализации изложенных мероприятий Правительство Чувашской Республики ожидает получить следующие результаты:

1) повысить конкурентоспособность отдельных секторов экономики и региона в целом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) повысить инвестиционную активность организаций реального сектора экономики;

3) увеличить объем и темпы роста привлечения инвестиций в основной капитал;

4) создать новые и сохранить имеющиеся производственные мощности;

5) повысить роль малого и среднего предпринимательства при формировании доходов бюджетов различных уровней и обеспечить занятость населения;

6) повысить ответственность предпринимателей, в том числе социальную;

7) сформировать в регионе стабильные условия для цивилизованного бизнеса.

В целом основными мероприятиями для создания благоприятных условий привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики должны стать:

• проведение мероприятий, направленных на повышение прозрачности деятельности организации, разработка рекомендаций по активному внедрению корпоративного управления;

• создание пилотной группы организации для апробации и распространения лучших примеров корпоративного управления, разработка системы мониторинга его положительных результатов;

• организация работ по подготовке и проведению, размещению корпоративных облигаций на основных фондовых рынках;

• учет внедрения принципов корпоративного управления при рассмотрении вопросов указания государственной поддержки организациям и подведении итогов экономического соревнования между ними.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» [12], по итогам 2008 г. в десятку лучших субъектов Российской Федерации по инвестиционному риску вошли Чувашская Республика, Рязанская и Вологодская области. Кроме того, Чувашская Республика по уровню управленческого риска продемонстрировала один из лучших показателей, уступив лишь Санкт-Петербургу. При этом среди основных экзогенных факторов наибольшее значение для Чувашской Республики будут иметь:

• динамика развития мировой экономики;

• использование достижений российских и иностранных компаний в наукоемких высокотехнологичных отраслях экономики;

• вступление Российской Федерации в ВТО;

• общественно-политическая и социально-экономическая стабильность;

• демографическая ситуация.

К эндогенным условиям, влияющим на темпы развития экономики и требующим максимального государственного воздействия, относятся следующие факторы:

• активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов;

• повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;

• повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;

• стимулирование диверсификации и технологического развития;

• состояние производственных фондов, степень их изношенности;

• развитие сектора общественных услуг;

• ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;

• реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.

На уровень социально-экономического развития Чувашской Республики влияет ряд взаимо-обусловленныхпроблем [7, 9].

1. Низкая инновационная активность предприятий при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств. Инновации в настоящее время внедряются, главным образом, на крупных предприятиях республики, имеющих собственную научно-исследовательскую базу. Чувашская Республика занимает 6-е место среди 14 регионов Приволжского федерального округа по доле вклада организаций, занимающихся иннова-

ционной деятельностью. По количеству поданных заявок на изобретение Чувашская Республика находится на 11-м месте в Приволжском федеральном округе. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляет 25 чел. на 10 тыс. чел. экономически активного населения (Приволжский федеральный округ — 103 чел., Российская Федерация — 138, страны Европейского Союза — 100—150).

2. Неконкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг. Одним из условий включения в международный товарооборот является внедрение международных стандартов качества в организациях республики. В настоящее время число сертифицированных по 180 9000 организаций составляет лишь 0,6 % от общего количества организаций реального сектора экономики (в США и Западной Европе сертифицировано от 60 до 80 % существующих компаний, в Китае — 0,4%, в России — 0,2%).

3. Снижение доходности, высокая степень износа материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей. Земля в Чувашской Республике является наиболее эродированной по сравнению с землями других регионов Российской Федерации. Коэффициент расчлененности территории составляет 1,25, насчитывается более 3,7тыс. оврагов и балок протяженностью свыше 22 тыс. км. Более 80 % пашни подвержены водной эрозии.

Снижение доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства лишило сельскохозяйственных товаропроизводителей возможности вести нормальное воспроизводство, атакже привело к ухудшению финансового состояния сельскохозяйственных организаций с выводом земель сельскохозяйственного назначения из оборота.

4. Неразвитость рынка земли. Земельный рынок в Чувашской Республике находится в начальной стадии формирования. Наиболее перспективным инструментом эффективного использования земли является ипотека земельных участков.

В настоящий момент законодательная база разработана только для первой части ипотечной схемы — предоставления кредита под залог земельного участка. Для второй части, связанной с переводом земли в ликвидные активы, существуют не урегулированные законодательством отношения, являющиеся серьезным препятствием.

Одна из нерешенных проблем — наличие неиспользуемой пашни на землях сельскохозяйственного назначения. В настоящее время размер такой пашни составляет 75,2тыс. га, или 9,9% от общей площади.

Развитие земельно-рыночных отношений, закрепление права собственности на землю, активизация процессов купли-продажи и залога земельных участков увеличат заинтересованность во вложении средств в землю и объекты недвижимости, тем самым повысят инвестиционную привлекательность Чувашской Республики.

5. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, безопасности и качества транспортных услуг. Чувашская Республика по плотности автомобильных дорог (258,7км дорог с твердым покрытием на 1 тыс. км2 территории) находится на уровне стран с развитой рыночной экономикой, но значительно уступает им по техническому состоянию дорожного полотна, которое не соответствует нормативным требованиям.

Высокий износ пассажирского парка государственного и муниципальных перевозчиков приводит к сокращению социально значимой маршрутной сети, отрицательно сказываясь на безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования. В преддверии вступления Российской Федерации в ВТО подвижной состав транспорта общего пользования должен соответствовать мировым стандартам безопасности и экологическим требованиям по токсичности.

Отсутствие постоянного воздушного сообщения с крупными городами и возможности приема-выпуска воздушных судов 1-го и 2-го классов снижают привлекательность Чувашской Республики, особенно для крупных инвесторов.

Уровень развития инфраструктуры речных портов не позволяет в полной мере использовать имеющийся логистический потенциал региона из-за недостаточной глубины судового хода одной из главных транспортных артерий Российской Федерации — р. Волги. До настоящего времени не реализована стратегически важная задача создания единого глубоководного пути с гарантированной глубиной судового хода по международному транспортному коридору «Север — Юг» по причине отсутствия решения Правительства Российской Федерации по поднятию уровня Чебоксарского водохранилищадо проектной отметки 68 м.

6. Недостаточный уровень внедрения в органах государственной власти Чувашской Республики и органах местного самоуправления интерактивных услуг, предоставляемых гражданам и организациям с использованием информационных технологий, что в числе прочих причин приводит к увеличению сроков организационных процедур при реализации деловых проектов.

Необходимо развивать предоставление интерактивных государственных услуг с целью кардинального улучшения основных показателей работы государственного аппарата в интересах граждан, а именно:

• устранить дублирование функций по сбору различных данных;

• снизить административные издержки для населения и организаций, связанные с предоставлением информации;

• повысить оперативность предоставления населению государственных услуг, требующих межведомственного взаимодействия;

• снизить число обращений граждан в органы государственной власти;

• создать условия для предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»;

• не допускать возникновения возможностей для коррупции;

• обеспечить оперативность и полноту контроля за деятельностью органов государственной власти со стороны общественности;

• обеспечить необходимый уровень защиты и безопасности данных, используемых для целей государственного управления.

7. Неудовлетворительное использование турист-ско-рекреационного потенциала Чувашской Республики. Число туристов, посещающих Чувашскую Республику, остается низким. Гостиничный сервис не отвечает современным требованиям — только одно предприятие туризма сертифицировано по международным стандартам.

8. Неразвитость рынка услуг. Доля отраслей, производящих услуги, в валовом региональном продукте в Чувашской Республике составляет 40,3 %, в среднем по Российской Федерации — 49 % (ВВП), в ПФО — 41,3 %, тогда как доля услуг в развитых странах составляет от 60 до 80 %.

Рынок услуг в Чувашии характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.

Наибольшую долю в общем объеме платных услуг занимают в основном бытовые услуги, в том числе жилищно-коммунальные, транспортные и услуги связи, тогда как расходы на нематериальные услуги (культура, спорт, туризм и экскурсии, санаторное оздоровление и пр.) незначительны.

9. Низкий уровень мультипликативного эффекта. Свободные мощности у конкурентоспособных производств фактически отсутствуют. Кроме того,

в ближайшие годы во многих отраслях экономики следует ожидать выбытия основных фондов. Однако в ряде производств сохраняется недостаточный уровень загрузки имеющихся мощностей, что дает потенциальную возможность расширения производства.

В то же время экстенсивное развитие за счет использования устаревшего «портфеля ресурсов» недопустимо. Экономический рост может быть основан только на повышении производительности труда и капитала с переходом к новейшему «портфелю ресурсов». А он, в свою очередь, связан с необходимостью обеспечения конкурентоспособности региона на глобальных рынках и с повышением стоимости активов Чувашской Республики.

В настоящее время уровень капитализации инвестиций по Чувашской Республике составляет 29,1 %, доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал — 1,3 %, степень износа основных фондов — 48 %.

Организации, представляющие ведущие отрасли, пока не выступают своеобразными точками притяжения, обеспечивающими мультипликативный эффект с определенным вектором развития.

10. Относительно низкий уровень доходов населения. Несмотря на положительную динамику реальных денежных доходов населения Чувашской Республики в последние годы, они пока отстают от аналогичных среднероссийских показателей. Значительная часть населения (20,3 %) имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума (по Российской Федерации — 16,0%).

Имеются существенные диспропорции в уровне оплаты труда в различных секторах экономики республики.

11. Сложная демографическая ситуация, необходимость улучшения состояния здоровья населения. Для Чувашской Республики, также, какидля Российской Федерации в целом, характерен процесс депопуляции, в основе которого лежит естественная убыль населения за счет высокого показателя смертности, превышающего уровень рождаемости в 1,4 раза (Приволжский федеральный округ — в 1,6 раза, Российская Федерация — в1,5 раза).

В Чувашской Республике отмечается незначительный миграционный отток, в том числе наиболее активных, молодых граждан — потенциала будущего.

Высокий показатель смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин (несчастные случаи, травмы, убийства, самоубийства, отравления), составляющих около 30%

случаев смерти, увеличивает риски инвестиций в человеческий капитал.

12. Недостаточный уровень обеспеченности граждан комфортным и доступным жильем. Несмотря на то, что ввод жилья на 1 000 чел. в Чувашской Республике значительно опережает среднее значение показателя по Приволжскому федеральному округу и по Российской Федерации, проблема обеспечения жильем нуждающихся граждан остается острой.

Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 60 %. Следствием этого являются технологическая отсталость и низкое потребительское качество предоставляемых коммунальных услуг.

13. Незавершенность строительства Чебоксарского гидроузла и ухудшение экологического состояния Чебоксарского водохранилища. В течение 25 лет Чебоксарский гидроузел эксплуатируется на временной промежуточной отметке 63 м. Водохранилище Чебоксарской ГЭС не имеет полезной емкости и не осуществляет регулирования водосброса, что не обеспечивает самоочищения воды. Удельные площади мелководий (31,5%) значительно превышают допустимые санитарные нормы (15—20 %).

14. Загрязнение окружающей среды на территории Чувашской Республики. Рост потребления, высокая плотность населения (70,3 чел. на 1 км2) и развитие производства приводят к увеличению накопленных отходов (на 43 % за 5 лет). Срок эксплуатации многих объектов размещения отходов в районах и городах Чувашской Республики заканчивается. В г. Чебоксары вместимость существующего мусороприемного полигона исчерпана. Доля загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, составляет 89,3 % от общего объема сброса сточных вод.

В связи с ростом автомобилизации обостряется проблема загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах. Выбросы автотранспорта без учета находящихся в личном пользовании транспортных средств в общем объеме выбросов составляют 42,0%.

Изложенные проблемы отображают не только динамику негативных показателей, но и показывают достаточно широкий спектр возможностей для развития, т. е. оптимизируя процесс решения основных проблем, можно существенно повысить уровень социально-экономического развития Чувашской Республики.

Цель социально-экономического развития Чувашской Республики — это повышение качества

жизни населения посредством обеспечения устойчивого экономического роста.

Устойчивый экономический рост невозможен без обеспечения стабильного притока инвестиций в экономику, а в случае с Чувашской Республикой необходимо говорить о кардинальном прорыве в привлечении инвестиций в инновационную сферу. При этом сформировавшееся в последние годы отставание Чувашской Республики по темпам экономического роста связано отнюдь нес отсутствием потенциала роста, а с его нереализованностью.

Для эффективной реализации всего спектра экономического потенциала Чувашской Республики необходимо в стратегии развития региона законодательно определить взаимообусловленную структуру факторов, наиболее существенно влияющих на уровень конкурентоспособности элементов экономического пространства.

Список литературы

1. Афанасьева В. Г. Формирование и развитие межрегиональной экономической интеграции в Российской Федерации. Чебоксары, 2003. 62 с.

2. Басовский Л. Е., Басовская Е. ^.Экономическая оценка инвестиций: учеб. пособие. М.: ИНФ-РА-М. 2007. 241 с.

3. Большаков А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб: Питер, 2002. 416 с.

4. ГранбергА. Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 495 с.

5. Гуськов С. В. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие. 276 с.

6. Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: учебник. М.: Финансы и статистика. 2004. 584 с.

7. Официальный портал органов власти Чувашской Республики: URL: http://www. cap. ru.

8. Ример М.И., Касатов А.Д., Матиенко H.H. Экономическая оценка инвестиций. 2-е изд. / под общ. ред. М. И. Римера. СПб.: Питер. 2008. 480 с.

9. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике //URL: http://chuvash.gks.ru.

10. Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. Ст. 2871.

11. Фетисов Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление: учебник. М.: ИНФРА-М. 2008.416 с.

12. Эксперт РА. Рейтинговое агентство Официальный сайт. URL: http://www.raexpert.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.