Научная статья на тему 'Условия эффективного развития инновационной сферы региона'

Условия эффективного развития инновационной сферы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
779
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА / REGIONAL ECONOMY / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION / SYSTEM METHODOLOGY / CONDITIONS OF THE INNOVATIVE DEVELOPMENT / MANAGEMENT OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Е. Б., Кадышева О. Н.

Раскрывается содержание понятия «управление региональным развитием инновационной сферы» с позиции системного подхода, анализируется структура и содержание условий инновационного развития региональной экономики, определяется перечень положений, обуславливающих эффективное управление инновационной сферой региона, с целью повышения уровня конкурентоспособности региона на межрегиональном и международном рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effective development conditions of innovative sphere of the region

The article reveals the content of the notion «management of regional development of the innovation sphere» from the perspective of a systematic approach. It analyses the structure and content of the conditions of innovative development of regional economy, identifies a range of provisions that contribute to effective management of innovative sphere of the region with the aim of raising the level of competitiveness of the region at the interregional and international markets.

Текст научной работы на тему «Условия эффективного развития инновационной сферы региона»

Следует отметить, что новая экономическая теория не отменяет большую часть экономических законов, присущих рынку. Она лишь по-новому их трактует, пытаясь применить к экономическим реалиям сегодняшнего дня.

Список литературы

1. Авдокушин Е.Ф. О предпосылках, сущности и особенностях «новой экономики» // Новая экономика: теория и практика / под ред. Е.Ф. Ав-докушина, В.С. Сизова. М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 368 с.

2. Бутырнова Т.В. Зачем предприятиям нужно рассчитывать трансакционные издержки // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 1(19). С. 13-17.

3. Давар Э. Кризис экономической науки: причины и выход // Terra Economicus. 2015. Т. 13. № 2. С. 73-83.

4. Международный валютный фонд. 2015. Перспективы развития мировой экономики: не-

равномерный рост - краткосрочные и долгосрочные факторы. (Вашингтон, апрель, 2015). 241 с. URL: http://www.imf.org (дата обращения: 20.11.2015).

5. Мунши А.Ю., Александрова Л.Ю. Возможности использования результатов маркетингового анализа в деятельности предприятия // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 2(20). С. 28-31.

6. Перкинс Дж. Исповедь экономического убийцы. М.: Pretext, 2014. 350 с.

7. Поздняков Н.А. Новый взгляд на предмет экономической теории в современных условиях наноэкономических преобразований экономических систем // Вестник Тамбовского университета. Серия 6: Гуманитарные науки. 2008. № 11(67). С. 418-426.

8. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 1993. Т. 1. Вып.1. С. 3-23.

9. Хубиев К. О содержании «новой экономики» // Экономист. 2008. № 5. С. 63-71.

БУТЫРНОВА Татьяна Валерьяновна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

BUTYRNOVA, Tatyana Valeryanovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 332.14(470.344)

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА

Е.Б. Васильев, О.Н. Кадышева

Раскрывается содержание понятия «управление региональным развитием инновационной сферы» с позиции системного подхода, анализируется структура и содержание условий инновационного развития региональной экономики, определяется перечень положений, обуславливающих эффективное управление инновационной сферой региона, с целью повышения уровня конкурентоспособности региона на межрегиональном и международном рынках.

Ключевые слова: региональная экономика; инновационное развитие региона; системная методология; условия инновационного развития; управление инновационным потенциалом региона.

E.B. Vasilyev, O.N. Kadysheva. EFFECTIVE DEVELOPMENT CONDITIONS OF INNOVATIVE SPHERE OF THE REGION

The article reveals the content of the notion «management of regional development of the innovation sphere» from the perspective of a systematic approach. It analyses the structure and content of the conditions of innovative development of regional economy, identifies a range of provisions that contribute to effective management of innovative sphere of the region with the aim of raising the level of competitiveness of the region at the interregional and international markets.

Keywords: regional economy; innovative development of the region; system methodology; conditions of the innovative development; management of the innovative potential of the region.

Региональная экономика с позиции общепризнанной системной методологии может быть представлена как совокупность взаимосвязанных элементов, каждый из которых имеет свои определенные и ограниченные цели. В соответствии с этим утверждением задача регионального управления сводится к интеграции системообразующих элементов, которая может быть достигнута при условии, что каждый субъект управления социально-экономическим развитием региона, в решении относящихся к сфере его компетенции задач, подходит с точки зрения соответствия получаемых результатов поставленным целям инновационного развития региона.

В сложившихся условиях руководство регионов заинтересовано в наращивании регионального инновационного потенциала, интенсификации инновационной деятельности субъектов хозяйствования, создании благоприятных условий для инвестиционного климата в регионе, так как практика применения инноваций доказывает способность формирования конкурентных преимуществ соответствующих структур, функционирующих на определенной территории, а соответственно, и региона в целом.

Концептуальная задача управления инновационным развитием региона с позиции системного подхода состоит в достижении эффективности функционирования объекта при наличии имеющихся факторов и условий, что позволяет в конечном итоге усилить конкурентоспособность региона на межрегиональном и международном рынках. Целью региональной инновационной политики является стабилизация и подъем экономики региона, достижение условий для эффективного исполнения и рационального использования бюджета за счет сохранения и развития научно-технического потенциала и создания благоприятных условий для инновационной деятельности [1].

Инновационное развитие российских регионов происходит крайне неравномерно, это в очередной раз доказывают результаты исследования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики», опубликованные в 2015 г. По результатам проведённых исследований был представлен индекс инновационного развития субъектов Российской Федерации и сопровождающий его рейтинг регионов по уровню инновационного развития за 2014 г Значение обобщенного индекса лидирующего в рейтинге региона превосходит значение замыкающего рейтинг в 3,7 раза, а для отдельных аспектов инновационного развития эта разни-

ца еще больше. Лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации по уровню инновационного развития экономики занимают Приволжский, Центральный, Сибирский, Уральский и Северо-Западный федеральные округа [9].

Чувашская Республика также вошла в первую группу регионов, характеризующихся как наиболее прогрессивные с точки зрения развития инноваций. Показатели инновационной деятельности в Чувашии отмечаются постоянным положительным ростом. В настоящее время в республике созданы существенные условия для реализации высокоэффективных и социально значимых инвестиционных и инновационных проектов. Все мероприятия реализуются в рамках государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика», принятой на 2012-2020 гг. [8]. Программа имеет в своей структуре двенадцать подпрограмм, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие региона:

1. «Совершенствование системы управления экономическим развитием Чувашской Республики».

2. «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике».

3. «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике».

4. «Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике».

5. «Формирование благоприятной инвестиционной среды в Чувашской Республике».

6. «Инновационное развитие промышленности Чувашской Республики».

7. «Развитие биоэкономики в Чувашской Республике».

8. «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Чувашской Республике».

9. «Развитие монопрофильных населенных пунктов в Чувашской Республике».

10. «Качество».

11. «Внедрение композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физической культуры, спорта и других сферах экономики Чувашской Республики».

12. «Развитие инновационного территориального электротехнического кластера Чувашской Республики».

Правительство Чувашской Республики

ежегодно подводит итоги реализации подпрограмм Государственной программы, в частности по результатам 2014 г были показаны следующие результаты [8]:

- увеличение доли государственных контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, заключенных по итогам проведения конкурентных способов определения поставщиков, в общем объеме закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд - 86,8% (план - 78,0%);

- увеличение доли расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики, формируемых в рамках государственных программ Чувашской Республики (муниципальных программ), в общем объеме расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики -97,0% (83,0%);

- прирост оборота продукции и услуг, произведенных малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями - 6,5% (6,0%);

- рост индекса производства обрабатывающих производств - 105,8% (105,2%);

- увеличение доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг - 68,1% (60,0%);

- повышение темпа роста организаций, использующих биотехнологии, по отношению к 2012 г. - 128,0% (108,0%);

- увеличение доли сертифицированных по ISO 9000 организаций среди крупных, экономически или социально значимых организаций (в соответствии с утверждаемым Кабинетом Министров Чувашской Республики перечнем) -39,0% (38,0%);

- рост индекса производства инновационного территориального электротехнического кластера Чувашской Республики - 107,7% (105,5%).

Кроме указанных достигнутых результатов, в 2014 г. в Чувашии продолжалась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования инвестиционной деятельности, разработана «дорожная карта» по внедрению в Чувашской Республике лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. В настоящее время ведется работа по разработке «дорожных карт» по внедрению успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне.

В результате проводимой в республике

инвестиционной политики в 2014 г. ведущие международные рейтинговые агентства Fitch (Фитч) и Moodey's (Мудис) подтвердили Чувашии высокий кредитный рейтинг, что позволяет Чувашской Республике проводить не только эффективную долговую политику, но и подтверждает инвестиционную привлекательность региона.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности Чувашской Республике на уровне А+ «Очень высокий уровень кредитоспособности».

Однако, несмотря на положительную динамику многих показателей социально-экономического развития региона, полностью достичь запланированных результатов по ряду индикаторов при реализации Государственной программы так и не удалось. Анализ сведений о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы», республиканских целевых программ Чувашской Республики за 2014 г. позволил сделать следующие выводы (таблица): очевидно невыполнение целевых показателей по подпрограммам «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике», «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике», «Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике», «Формирование благоприятной инвестиционной среды в Чувашской Республике», «Развитие инновационного территориального электротехнического кластера Чувашской Республики»; негативное влияние проявилось за счет роста инфляции, снижения темпов роста производства, напряженной геополитической ситуации в мире.

Экономические ресурсы региона представляют собой соответственно экономические факторы развития инновационной составляющей Чувашской Республики. Многочисленные исследования в этой области подтверждают классификацию многообразия факторов, воздействующих на формирование региональной инновационной среды по четырём ключевым группам:

- социально-экономические условия;

- инновационный потенциал;

- человеческий капитал;

- управленческий потенциал.

По степени детализации перечисленных факторов многие авторы приводят и прочие, другие классификации. Стоит заметить, что в большой степени внимание исследователей

Перечень невыполненных показателей (индикаторов) государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы», республиканских целевых программ Чувашской Республики за 2014 г.

Наименование Показатель Предш. период План Факт Обоснование отклонений значений показателя (индикатора)

Государственная программа Чувашской Республики Реальная заработная плата в сравнении с 2011 г (%) 117,0 117,5 117,1 Сдерживающим фактором роста заработной платы стало ускорение инфляционных процессов в 2014 г

Объем отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения (тыс. руб.) 101,4 112,9 105,2 Замедление темпов производства не позволило достичь запланированного ранее значения показателя

Подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, о существляющих деятельность на территории Чувашской Республики (%) 3,1 3,1 1,1 Невыполнение показателя связано со значительным снижением количества индивидуальных предпринимателей

Подпрограмма «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике» Рост объема экспорта продукции в зарубежные страны (% к предыдущему году) 108,6 83,0 78,0 Напряженная геополитическая ситуация, сокращение товарооборота между странами Европейского союза и Россией нанесли существенный урон внешнеэкономическому сотрудничеству

Рост объемов поставок продукции в субъекты Российской Федерации (% к предыдущему году) 78,0 102,0 100,0 Снижение объемов поставок продукции во многом из-за экономических санкций, введенных против ряда крупнейших российских компаний, отразилось на внутреннем российском рынке, затрагивая в том числе предприятия Чувашской Республики. Крупные российские госкорпорации, энергетические холдинги, предприятия нефтегазовой отрасли, являющиеся стратегическими партнерами многих наших предприятий, вынуждены были приостановить или сократить финансирование некоторых крупных инвестиционных проектов

Подпрограмма «Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике» Объем платных услуг на душу населения (тыс. руб.) 30,6 34,0 32,2 Показатель не выполнен из-за низких темпов роста объемов услуг по ремонту и строительству жилья (99,7%), транспортных услуг (99,3%), услуг связи (98,7%), жилищных услуг (96,3%), коммунальных услуг (99,8%), услуг правового характера (97,1%), системы образования (99,9%), при этом мероприятия подпрограммы не направлены на развитие этих видов услуг

Подпрограмма «Формирование благоприятной инвестиционной среды в Чувашской Республике» Отношение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования к ВРП (%) 26,2 25,1 22,3 Снижение объема инвестиций в экономику Чувашской Республики по итогам 2014 г., связанное с завершением реализации крупных инвестиционных проектов в 20112013 гг., а также со сложившейся в последнее время финансово-экономической ситуацией в стране

Темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (% к предыдущему году) 82,7 102,7 89,5

Подпрограмма «Развитие инновационного территориального электротехнического кластера Чувашской Республики» Среднегодовая численность работников (тыс. руб.) 15,5 15,6 15,4 Сокращение численности в целом по предприятиям обусловлено тем, что внедряемые в производство новые современные технологические линии требуют для обслуживания меньшего количества людей за счет автоматизации производственных процессов

Среднемесячная начисленная заработная плата (тыс. руб.) 27,1 32,7 29,5 Замедление темпов роста заработной платы в целом связано с сокращением уровня заработной платы на отдельных предприятиях. При этом в целом по предприятиям фонд оплаты труда за 2014 г увеличен на 6% к уровню 2013 г.

сейчас уделяется комплексному изучению факторов, влияющих на эффективность управления региональной инновационной системой.

На уровне регионального управления инновационной сферой Чувашской Республики факторы инновационного развития будут по-разному реагировать на воздействия со стороны субъектов управления, в связи с этим достаточно важно выявить системные взаимосвязи при факторном взаимодействии, определить характер воздействия, а также степень влияния и степень реакции со стороны социально-экономической системы региона.

Основываясь на концептуальных положениях системной методологии, которая, в свою очередь, имеет ряд общеметодических положений для создания условий эффективного управления, рассмотрим современное состояние региональной инновационной системы Чувашской Республики, а также соответствие имеющихся факторов инновационного развития региона условиям эффективного управления.

Во-первых, согласно системному подходу, для каждой системы управления должна быть четко сформулирована цель, к которой она стремится, точно определено конечное состояние, которого она должна достигнуть. К примеру, Н.В. Лисовская [4], проанализировав двенадцать программ социально-экономического развития регионов РФ, пришла к выводу, что лишь в четырех регионах (Воронежская область, Ростовская область, Пензенская область, Республика Чувашия) в качестве главной цели инновационного развития выдвигается создание региональной инновационной системы. В восьми регионах провозглашается необходимость «решения социально-экономических, технологических, экологических, социальных проблем» (Республика Бурятия), «устойчивое экономическое развитие» (Калужская область), «обеспечение устойчивого сбалансированного экономического развития и повышение качества жизни населения республики» (Республика Татарстан), «повышение конкурентоспособности экономики» (Мурманская область), «развитие социально-экономических, внешнеэкономических проблем, а также формирование курортно-рекреационных территорий и охрана окружающей среды» (Волгоградская область). Исходя из полученных результатов видно, что руководство Чувашской Республики двигается в верном направлении. Цели инновационного развития Чувашской Республики обозначены в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, как определенной системе мер государственного управления, основанной на долгосрочных при-

оритетах региональной социально-экономической политики, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи со стратегическими приоритетами Российской Федерации в целом. В Стратегии ключевая цель инновационного развития региона сформулирована так: повышение инновационной активности и восприимчивости организаций к прогрессивным технологиям. В Стратегии также обозначены приоритетные направления развития инновационной сферы. Эта целевая установка легла в основу государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 гг.». В рамках программы реализуются вышеперечисленные подпрограммы, которые прямым и косвенным образом влияют на достижение поставленных перед инновационным сектором целей.

Второе условие эффективного управления системой определяет, что у каждой системы должна быть свобода выбора траектории движения, т.е. выбора совокупности промежуточных состояний или траекторий из некоторого множества возможных траекторий или состояний, через которые она движется к цели. При условии, что у региональной инновационной системы нет альтернатив выбора траекторий развития, можно предположить, что и сама система управления инновационным развитием теряет свою потребность в существовании, наличии ее в структуре управления социально-экономическим развитием региональной экономики.

По вопросу развития многоуровневой системы инновационной сферы экономики региона возможно использование методологии «дорожная карта», как обобщающего документа, отражающего предметную область в рамках единой временной шкалы и содержащего показатели ожидаемой эффективности инновационных технологий и подходов. Еще в начале 1980-х гг. данный метод был рекомендован для выработки долгосрочных стратегий инновационного развития. В настоящее время многие субъекты Российской Федерации берут на вооружение данную методологию с целью формирования эффективных инструментов инновационного развития (к примеру, Самарская область, Тульская область, Республика Татарстан и др.). В Чувашской Республике, к сожалению, траектория развития инновационного сектора определена границами (индикаторами) государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 гг.», где установлены прогнозируемые результаты показателей лишь

по одному варианту развития, исходя из влияния факторов, прогнозируемых ранее. В состоянии современной социально-экономической и геополитической ситуации этого недостаточно для эффективного управления системой инновационного развития. Необходима разработка вариантов региональной инновационной стратегии, которые могут носить альтернативный характер, с участием экспертной оценки. По данному аспекту могут иметь практическую ценность для Чувашии исследования В.В. Про-кина [6], который выделяет из множественной совокупности стратегий инновационного развития региональных структур лишь два альтернативных сценария, имеющих многолетнюю дискуссию на мировом, национальном и региональном уровнях: сценарий имитационного, догоняющего развития и сценарий инновационного, опережающего развития.

Первый сценарий предполагает максимально возможное привлечение инновационных ресурсов и продуктов мирового уровня, в том числе трансферт технологий, который может осуществляться посредством привлечения прямых зарубежных инвестиций, лицензирования, импорта капитального оборудования, консалтинга, стажировок и обучения специалистов. Данный сценарий требует в качестве важнейшего условия реализации формирования благоприятного инвестиционного климата и создания благоприятной инновационной инфраструктуры для привлечения зарубежных и продвинутых инновационных компаний и научно-исследовательских центров на территорию региона.

Второй сценарий инновационного развития региона предполагает: активную организационную и финансовую поддержку всеми органами власти перспективных научных исследований и разработок, генерируемых в регионе; содействие выходу региональных компаний и организаций на новые рынки инновационной продукции; активную помощь в участии региональных проектов в федеральном финансировании; повышение бюджетных расходов на стимулирование научно-исследовательских разработок (в том числе роста заработной платы инноваторов); стимулирование спроса на инновационную продукцию на основе государственных и муниципальных заказов.

Для региональной инновационной системы Чувашии возможно рассмотрение траектории движения по нескольким вариантам. Стоит отметить, что регион успешно наращивает потенциал взаимодействия с торговыми партнерами, к примеру, по итогам 2014 г. торговыми партнерами Чувашской Республики (помимо

Казахстана и Белоруссии) являлись 82 страны, а в 2013 г. - 77 стран. В целом географическая структура внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации остается на протяжении последних лет относительно стабильной. В рамках Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о взаимодействии во внешнеэкономической сфере с целью оказания российскими торгпредствами содействия в поиске партнеров подготовлены 10 внешнеэкономических паспортов экспортных проектов таких предприятий, как ООО «Техмашхолдинг», ЗАО «Чебоксарский электромеханический завод», ООО «НПО «Наука», ООО «ЧЕТРА -Комплектующие и запасные части», ООО «ИЦ «Бреслер» и 7 внешнеэкономических паспортов инвестиционных проектов для ОАО «Корпорация развития Чувашской Республики», ООО «Эко-Нива», ИП Павлов, ООО «Агро-промгаз».

Третье положение методологии системного подхода предполагает следующее: для того чтобы осуществить выбор наилучшей из возможных траекторий движения, система должна обладать возможностью сравнения траекторий и способом или критерием их оценки. В современных исследованиях отсутствует единый общепринятый подход к оценке эффективности системы управления инновационным развитием в регионе, и, соответственно, группа критериев оценки при каждом подходе будет определяться по-иному. В связи с этим важно понимать, что для оценки степени эффективности системы управления инновационным развитием Чувашской Республики следует исходить из её специфики, проводить индивидуальное исследование для выбора критериев оценки, по которым в дальнейшем будет осуществляться стратегический выбор. Без четко обозначенных критериев невозможно утверждать об эффективности управления системой.

Необходимо организационное решение, позволяющее отработать действенную и адекватную текущей ситуации систему критериев оценки эффективности системы управления инновационным развитием, позволяющую объективно подходить к принятию решений о корректировке управляющих воздействий на систему инновационного развития региона. К примеру, в исследованиях Д.В. Котова [3] предложена система индикативных показателей, отражающих особенности развития инновационных процессов в социально-экономических системах различного уровня (в том числе на уровне региона), позволяющая корректировать

инновационную политику в рамках установленных стратегических ориентиров экономического роста. В работе рассмотрены такие показатели оценки инновационного развития, как: наличие инфраструктуры, обеспечивающей функционирование рынков новшеств, инноваций и связанных с ними услуг; доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП, в %; число выданных патентов на 10 тыс. чел. населения; удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций; удельный вес инновационной продукции (услуг) в общем объеме произведенной продукции (оказанных услуг).

Следующим условием эффективного функционирования системы является утверждение о том, что любая система управления, в частности система управления инновационным развитием региона, должна располагать ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Организационная наука подтверждает, что управление без ресурсов, обеспечивающих реализацию управленческих воздействий, невозможно. Эффективность регионального управления протекающими в нем социально-экономическими и инновационными процессами определяется организационно-экономическим механизмом, включающим в себя как материальные факторы развития - ресурсы, производство, инновации, так и нематериальные - имидж, репутацию, культуру и др.

Чувашская Республика обеспечена в разной мере социально-экономическими, организационно-инновационными, научно-техническими, экологическими, производственно-логистическими и прочими ресурсами. Состав нематериальных активов субъекта представлен в виде следующих ресурсов: интеллектуальных, кадровых и образовательного обеспечения; культурно-исторического наследия; институционального капитала, включая качественное правовое и законодательное обеспечение регионального развития; информационных и консалтинговых потенциалов; имиджевой, брендовой и репутационной составляющей региона. Под влиянием ресурсных возможностей инновационная сфера региона формируется из пространственной в многоцелевые системы и подсистемы со сложными связями, диспропорциями и разнообразным ресурсным потенциалом, реальная возможность использования которого находится в непосредственной зависимости от ограниченности материальных и нематериальных ресурсов и качества управления региональным развитием.

И наконец, пятое положение методологии

системного подхода определяет необходимость наличия информации для принятия эффективного решения для осуществления выбора управляющего воздействия на региональную инновационную систему. В настоящее время гибкость и вариативность информационного обеспечения инновационного процесса позволяет в значительной степени адаптировать его к изменениям внешней среды. Практика инновационной деятельности в регионах показывает низкую активность передачи практического опыта освоения новшеств, что, в свою очередь, затруднено в силу конфиденциальности информации, недостаточной проработанности методического содержания организационных, технологических, образовательных и других инноваций. В условиях повышенного уровня риска разработки и реализации инновационных технологий возрастают требования как к достоверности информационного обеспечения инновационной деятельности региона, так и к возможности поиска альтернативных путей осуществления инновационной деятельности.

В связи с этим возникает острая потребность в организации системы постоянного мониторинга инновационной составляющей экономики региона, как эффективной комплексной системы оперативного наблюдения за состоянием инновационной сферы (наука, производство и пр.) в регионе, воздействующими на нее факторами и ресурсным потенциалом. Предполагаемая система мониторинга позволит обеспечить своевременную корректировку региональной инновационной политики, призванную стимулировать созидательно направленную инновационную деятельность.

Развитие экономики Чувашской Республики на основе инноваций является важнейшим фактором достижения конкурентоспособности региона. На процесс формирования региональной инновационной системы решающее влияние оказывает наличие четко поставленной цели инновационного развития региона, разработанной и реализуемой стратегии инновационного развития, предполагающей повышение инновационной активности и восприимчивости организаций к прогрессивным технологиям. Инновационный потенциал Чувашии формируется за счет научно-технического, производственного, кадрового, интеллектуального обеспечения. Однако отдельные элементы инновационной инфраструктуры региона, определяющие условия эффективного формирования инновационной среды, являются недостаточно действенными, что не позволяет достигать инновационных целей развития региона на достаточном уровне (отсутствует

инвариантность стратегического развития, не отработана система критериев оценки эффективности управления региональным инновационным развитием).

В итоге можно констатировать, что эффективное развитие инновационной сферы региона зависит от объективного формирования методов и процедур управления инновационной системой региона. Предлагаемые нами условия эффективного управления развитием инновационной подсистемы региона, сформулированные на основе системного подхода, представляют комплекс взаимодополняющих мер по адаптивному целеполаганию и целе-ориентированию управленческих воздействий, выбор траектории развития на основе альтернативных сценариев, позволяющих определить адекватную модель инновационного управления, необходимость постановки модели сравнения траектории развития с заданными целями для своевременных корректирующих воздействий, а также наличие необходимых ресурсов, что весьма актуально для экономики Чувашии как ресурсодефицитного региона. Все эти условия подытоживаются необходимой информационной базой для принятия правильных временных решений. Такой подход позволит объективно оценить имеющиеся ресурсы, существующие процессы в инновационной сфере и создать все условия и предпосылки для формирования системы управления инновационным развитием, что особенно своевременно

для Чувашии, не имеющей своих богатых природных ресурсов.

Список литературы

1. Исследование систем управления / Н.И. Ар-хипова [и др.]. М.: ПРИОР, 2002. 384 с.

2. Кисуркин А.А. Факторы, влияющие на инновационное развитие региона и их классификация по уровням управления // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2.

3. Котов Д.В. Оценка инновационного развития социально-экономических систем // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2011. № 4. С. 43-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лисовская Н.В. Инновационная стратегия развития региона // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 7-1 (102).

5. Новиков А.В., Лапочкина Л.В. Проблемы инновационного развития регионов России // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6.

6. Прокин В.В. Стратегия управления развитием инновационного спроса в регионе: методологический подход // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2014. № 1 (22). С. 96-107.

7. Смирнов В.В., Кадышев Е.Н. Парадигма инновационного развития экономики Российской Федерации // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1. С. 426-431.

8. URL: http://gov.cap.ru.

9. URL: https://www.hse.ru.

ВАСИЛЬЕВ Евгений Борисович - кандидат экономических наук, докторант кафедры отраслевой экономики. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

КАДЫШЕВА Ольга Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

VASILYEV, Evgeniy Borisovich - Candidate of Economic Sciences, Doctoral Candidate of the Department of Branch Economy. Chuvash state University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

KADYSHEVA, Olga Nikolaevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.