УДК 332.012
РОЛЬ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
Е. В. Никулина
THE ROLE OF INNOVATION MANAGEMENT IN THE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEM
OF THE REGION
E. V. Nikulina
Аннотация. Актуальность и цели. В современных условиях развития национальной экономики необходим новый подход к управлению социально-экономической системой на всех уровнях федеративного устройства с целью повышения ее конкурентоспособности и роста качества жизни населения. В решении данной проблемы особая роль принадлежит системе управления регионом, в том числе на основе современных инновационных технологий управления экономикой регионов. Цель работы - разработать научно-обоснованный системный поход к инновационному управлению социально-экономической системой региона, позволяющий оценивать и эффективно использовать региональный потенциал на различных этапах экономического развития. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа имеющегося ряда общетеоретических, общеметодологических, междисциплинарных и научных подходов, методов исследования: моделирования; системного анализа; контент-анализа; структурно-функционального подхода к решению проблем управления социально-экономической системой региона; теоретических положений и выводов современной зарубежной и отечественной экономической науки. Результаты. Представлено инновационное управление социально-экономической системой региона с точки зрения факторной зависимости и технологий управления. Особое внимание уделено типовым и специфическим технологиям инновационного развития социально-экономических систем региона. Определены основные задачи в процессе реализации инновационной политики социально-экономической системы региона: инновационной активности, правового поля, инновационной инфраструктуры. Разработаны модель системы инновационного управления социально-экономической системой региона и механизм ее функционирования. Выводы. Изучение концептуальных положений, методологических положений и выводов позволяет существенно расширить комплекс знаний, теорию, методологию, методики и методы организации процесса инновационного управления социально-экономической системой региона в контексте региональной социально-экономической политики, использовать результаты при разработке региональных целевых программ и муниципальных планов развития в социально-экономической сфере, при принятии управленческих решений по модификации объектов инновационной инфраструктуры, а также при формировании взаимодействий с различными субъектами региональной социально-экономической политики.
Ключевые слова: социально-экономическая система региона, инновационное развитие, инновационная политика, управление.
Abstract. Background. In modern conditions of development of the national economy requires a new approach to the management of socio-economic system at all levels of the federal structure in order to increase its competitiveness and growth of quality of life. In addressing this issue special role belongs to the system of management of the region, in-
cluding on the basis of modern innovative technologies of management of regional economy and quality of life in the region. Purpose - to develop a science-based system approach to innovation management socio-economic system of the region, allowing to evaluate and leverage regional capacity at different stages of economic development. Materials and methods. Implementation of the research tasks was reached on the basis of a number of general theoretical analysis of existing, general methodological, scientific and interdisciplinary approaches, research methods; modeling; systems analysis; content analysis; structural-functional approach to solving the problems of socio-economic system of the region; theoretical propositions and conclusions of modern foreign and domestic economics. Results. Presented innovative management of socio-economic system of the region in terms of the factor of dependence and control technologies. Particular attention is paid to the specific model and technology innovation development of socio-economic systems of the region. The main problems in the implementation of innovation policy socio-economic system of the region: innovation activity, the legal field, the innovation infrastructure. A model of innovative management of socio-economic system of the region and the mechanism of its functioning. Conclusions. A study of conceptual positions, methodological guidelines and conclusions can significantly extend the range of knowledge, theory, methodology, techniques and methods of management of innovative socio-economic system of the region in the context of regional economic and social policies, to use the results in the development of regional programs and municipal development plans socio-economic sphere, in management decisions to modify the objects of innovation infrastructure, as well as the formation of interactions with different actors of the regional socio-economic policy.
Key words: innovative development, innovative policy, management, socioeconomic system of the region.
В современных условиях перед регионами и территориально-хозяйственными подсистемами стоит задача обеспечения не только устойчивого развития, но и инновационного управления этим процессом с учетом особых характеристик их социально-экономического положения. Специфика территориального развития определяется факторами как объективными (местом территории в общественном разделении труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными ресурсами), так и субъективными (методами управления, стабильностью условий ведения бизнеса, целенаправленностью функционирования системы в целом). Именно последние являются значимыми и определяющими постановку вопроса о создании эффективного механизма инновационного управления устойчивым развитием социально-экономических систем регионов.
Именно управленческие ресурсы в ряду антикризисных приобретают сегодня первостепенное значение и могут рассматриваться как приоритетные. Управленческие инновации, современные технологии управления в цивилизованном мире давно воспринимаются как основной источник прогресса и цивилизованного развития, особенно в периоды кризисов и обновления общественных систем. Обычно выдвигаются различного рода смелые управленческие проекты, программы, социальные технологии возрождения и развития.
Международный опыт и острота накопившихся проблем требуют принципиально новых подходов к выработке современной управленческой концепции развития территорий [1, с. 13]. В ее основу, очевидно, следует положить разработку общих принципов политики (программ, проектов) национального возрождения, формирования и реализации этой концепции в раз-
личных сферах общественной жизни (экономической, социальной, экологической, научно-технической, самоуправленческой, духовно-культурной и т.п.). Инновационные проекты, программы должны быть подкреплены финансово-экономическими, структурными, юридическими рычагами обеспечения.
К методологическим принципам, направленным на развитие социально-экономических систем региона, следует отнести:
1) усиление взаимодействия ряда крупных взаимодополняющих регионов, направленное на объединение ресурсов нескольких партнеров, установление тесных хозяйственных и прямых связей вплоть до разработки и принятия совместных проектов развития на взаимовыгодной основе;
2) выделение приоритетов структурной перестройки народного хозяйства в базовых районах, постепенное освобождение их от трудозатратных производств, требующих большого количества сырья, энергии, природных и человеческих ресурсов, перевод на современное, высокотехнологическое и наукоемкое производство.
В основу государственной политики развития социально-экономической системы целесообразно положить принцип создания узлов стабилизации и развития, получивший широкое распространение во многих развитых странах. Суть его состоит в том, что в менее развитых районах специально выделяются территории, на которых совместными усилиями государства, региональных и местных властей, частного сектора и иностранных инвесторов формируются новые территориально-производственные образования. Они становятся «полюсами роста» для данной социально-экономической системы. Их цель - уменьшить кризисные явления в индустриальном, технологическом отношении социально-экономической системы, оживить экономическую, научно-технологическую и интеллектуальную жизнь на местах.
В основу рационального распределения производительных сил по территориям целесообразно положить принцип проецирования опережающих, принципиально новых наукоемких технологий на регионы, которые обеспечили бы инновационный прорыв в социально-экономических системах, способствовали бы на основе современной инфраструктуры и более благоприятной экологической обстановки привлечению талантливой и инициативной части населения из крупных городов, созданию «островков» нового технического, интеллектуального, информационного, социального пространства. На этой основе необходимо создать условия для существенных сдвигов в размещении производительных сил и интеллектуальных ресурсов, усилить тенденцию к сокращению разрыва в условиях развития между регионами, проецировать на периферию не устаревшие технологии, а опережающие и инновационные [2, с. 45].
Структурную перестройку экономики надо тесно связать с преодолением территориально-отраслевых диспропорций, с освоением интенсивной модели развития народного хозяйства, основанной на приоритетном использовании высокотехнологических, наукоемких производств.
Необходимо разработать и предложить региональную техническую политику в тесной связи с социальным оздоровлением регионов, представить как срочные, так и перспективные меры в этом отношении, обеспечить сбалансированное развитие высокотехнологической промышленности, пе-
редовой науки и нового социального пространства, создать инновационный информационно-аналитический фон и культурно-духовную среду (технополисы).
Инновационное управление развитием социально-экономической системы предполагает такое состояние системы, при котором существуют необходимые факторы для прогрессивного движения вперед, для поддержания внутреннего и внешнего равновесия, для обеспечения постепенного перехода экономики от простых явлений к более сложным. Выделенные объективные факторы, влияющие на развитие региона, представлены в табл.1.
Таблица 1
Факторы, влияющие на инновационное управление развитием социально-экономической системы
Факторы Показатели
Демографические Темп роста численности населения, средняя продолжительность жизни, структура населения, уровень занятости, объемы и динамика миграционных потоков
Природно-сырьевые Климатические условия, природно-ресурсный потенциал (энергетические, минерально-сырьевые, водные, биологические ресурсы), экономико-географическое положение социально-экономической системы
Экономические Объем и структура производства, инвестиционный потенциал социально-экономической системы, финансовая обеспеченность, налоговый потенциал, инновационная восприимчивость, прибыльность предприятий социально-экономической системы
Социальные Уровень жизни населения, показатели социального обеспечения в социально-экономической системе, культурно-нравственный и образовательный потенциал, показатели качества жизни населения
Экологические Показатели загрязнения окружающей среды, затраты на природоохранные мероприятия, внедрение природоохранных технологий
Инфраструктурные Показатели развития производственной, социальной, рыночной инфраструктуры
Инновационное управление формируется, с одной стороны, в результате реализации комплекса взаимосвязанных факторов, но вместе с тем обеспечивается эффективным механизмом управления социально-экономической системой. Инновация предполагает получение больших экономических результатов за счет внедрения новшеств.
Таким образом, инновационное управление развитием социально-экономической системы можно определить как особый вид целенаправленной деятельности, способствующий реализации прогрессивных стратегий при поддержании динамического равновесия и осуществлении процесса расширенного воспроизводства путем воздействия субъекта управления на совокупность факторов, влияющих на изменения в региональной системе, обеспечивающих повышение качества жизни населения.
Рис. 1. Технологии инновационного развития социально-экономических систем
Реализация данной цели в инновационном управлении социально-экономической системой региона основывается на выделении технологий управления. При этом следует различать типовые технологии, приемлемые для всех социально-экономических систем, и специфические, выбор которых обосновывается с учетом особенностей развития социально-экономических систем регионов (рис. 1).
Типовая технология управления социально-экономическим развитием регионов призвана:
- учитывать специфический подход к реализации экономической, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической, управленческой политики;
- перенести ряд направлений реформы в основном на территориальный уровень;
- способствовать развитию культуры;
- защищать интеллектуальную собственность;
- развивать стратегическое управление социально-экономическими системами как частью федеральных и региональных программ, учитывающих специфику исторически и научно-технически развивающегося хозяйственного комплекса.
Охарактеризуем типовые технологии инновационного развития социально-экономических систем.
В Российской Федерации существует три уровня власти, поэтому разграничение властных функций на местах - первая типовая технология. Представительный орган власти формирует программу развития территории на перспективу, а администрация субъекта федерации управляет всей совокуп-
ностью элементов социально-экономического и духовно-культурного комплекса территории.
Вторая типовая технология - это конструирование рациональной схемы управления социально-экономической системой региона. Острота управленческой ситуации в регионах еще более осложняется тем, что схемы управления конструируются либо из нормативных юридических документов, либо из прошлого опыта. Данные управленческой науки (прогнозирования, мониторингового отслеживания, создания сложных саморазвивающихся систем) исключаются из нормального механизма функционирования социально-экономических систем [3, с. 345].
Исследование ситуации в регионах показывает низкий информационно-аналитический потенциал управления, инновационный консерватизм, профессиональную неподготовленность управленцев к решению как стратегических, так и тактических вопросов. Из механизма управления исключены методы социальной и экономической диагностики, наукоемкие технологии, экспертные оценки. Поэтому третья типовая технология - оптимизация информационно-аналитической деятельности социально-экономических систем.
Следующая типовая технология призвана реализовать комплексный (системный) подход к анализу ресурсов. Каждая социально-экономическая система обладает ресурсами многостороннего развития, объединена многообразными и реальными связями; социально-экономическая система не только расчленяется на различные подсистемы, но и выступает как определенная целостность. Без понимания целостности трудно представить социально-экономическую систему как объект технологизации. Использование комплексного подхода необходимо для обоснования концепции развития отдельных регионов, разработки инновационных проектов и программ, нормативных документов, их технологического обеспечения.
Следующей типовой технологией является деятельность по преобразованию социосферы как совокупности внешних и внутренних элементов, пронизывающих все части социально-экономической системы.
Типовой технологией выступает деятельность по преобразованию экономического пространства. Совершенно очевидно, что большинство хозяйствующих субъектов страны располагает ограниченными собственными возможностями внутреннего рынка и способно динамично развиваться, удовлетворять свои потребности только в рамках единого для всей страны экономического пространства и с учетом сложившейся специализации.
Принимая во внимание особенности социально-экономического развития регионов России, типовая технология призвана учитывать специфический подход к реализации экономической политики в них. Поэтому необходимо:
- учитывать специфику социально-экономических систем в осуществлении общероссийской инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;
- перенести ряд направлений реформы в основном на территориальный уровень;
- способствовать развитию культуры;
- защищать интеллектуальную собственность;
- развивать стратегическое управление социально-экономическими системами и как частью федеральных, и как частью региональных программ,
учитывающих специфику исторически и научно-технически развивающегося хозяйственного комплекса [4, с. 50].
К типовой следует отнести и управленческую технологию. Кризис управления, низкая культура принятия решений и застойный механизм их реализации являются причинами развала экономики регионов, ее медленной структурной перестройки и задержки развития цивилизованных рыночных регуляторов. Не позволяет социально-экономическим системам эффективно осуществлять реформирование всех сторон общественной жизни медленно идущая структурная перестройка экономики, недостаточно эффективно используются кредитно-денежные рычаги, отсутствует инновационное пространство. Общий фон восприятия инноваций низок. Необходимо начать освоение ресурсов с укрепления интеллектуальной собственности, концептуального освоения территориального пространства, более полного использования информационно-аналитических и человеческих ресурсов.
Специфические технологии управления социально-экономическим развитием регионов призваны оптимизировать многообразные управленческие отношения в социально-экономических системах и должны быть направлены на формирование имиджа социально-экономической системы. Каждая социально-экономическая система должна противостоять деструктивным процессам всеми имеющимися у нее средствами. Это возможно только в том случае, если решения по использованию ресурсов будут приниматься на базе научно-обоснованных прогнозов, объективных экспертиз, непрерывно укрепляющейся информационно-аналитической и технологически обоснованной работы всех субъектов управления. На основе исследований и общей оценки инновационной ситуации в социально-экономических системах вырисовываются следующие специфические технологии: управленческий ресурс, интеллектуальная собственность, региональная наука, информационно-аналитическая деятельность, социальные факторы, кадровый корпус служащих государственного и муниципального управления, региональные и муниципальные лидеры, обладающие стратегическим мышлением. Разработка и внедрение специфических технологий - важное условие инновационного управления развитием социально-экономических систем.
Предполагается, что для инновационного развития социально-экономической системы в регионе необходимо:
1. Формирование базы инноваций - банка идей. На данном этапе происходит формирование базы востребованных инноваций и списка потенциальных потребителей инновационных ресурсов, а также формирование базы инноваций, готовых к внедрению, и списка потенциальных носителей или разработчиков инновационных ресурсов.
2. Обеспечение и стимулирование инновационной деятельности. На этом этапе обновляются законодательная и нормативно-правовая базы, формируется информационное поле и, как следствие, преобразуется имидж области. Принципом обновления должен стать реальный системный механизм поддержки и стимулирования всех участников инновационной инфраструктуры, для чего необходим тщательный мониторинг действующего в области законодательства, а также нормативной документации всех конкурсов, продекларированных в области.
3. Формирование инновационной инфраструктуры. Последовательность формирования и создания субъектов инфраструктуры должна идти от самого необходимого до максимально возможного на основании соответствующей программы инновационного развития региона.
Рис. 2. Модель формирования инновационного управления социально-экономической системой региона
Таким образом, инновационное управление социально-экономическими системами включает в себя разнообразные механизмы и методы, направленные на построение такого механизма, который бы способствовал динамичному росту основных показателей развития экономики региона, внедрению новых технологий производства, повышению и качественно новому развитию социальной подсистемы (рис. 2).
Список литературы
1. Дохолян, А. С. Проблемы устойчивого развития экономики региона / А. С. Дохо-лян // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. - С. 8-16.
2. Сухарев, О. С. Эффективность экономической политики: методы оценки / О. С. Сухарев // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 11. -С. 45-53.
3. Маршалова, А. С. Управление экономикой региона / А. С. Маршалова, А. С. Новоселов. - Новосибирск : Сибирское соглашение, 2011. - 404 с.
4. Мартынов, А. В. Комплексная оценка уровня развития субъектов РФ в 2012 г. / А.В. Мартынов // Экономика и жизнь. - 2013. - № 2. - С. 44-52.
Никулина Евгения Викторовна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики, Институт экономики,
Белгородский государственный националь ный исследовательский университет E-mail: nikulina@bsu.edu.ru
Nikulina Evgeniya Viktorovna candidate of economics sciences, associate professor,
sub-department of economics, - Institute of Economics,
Belgorod National Research University
УДК 332.012 Никулина, Е. В.
Роль инновационного управления в развитии социально-экономической системы региона / Е. В. Никулина// Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 4 (12). - С. 26-34.