20
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2019. № 1(35)
BELOVA, Nadezhda Petrovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
KHASANOVA, Anna Vladimirovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: npbelova@mail. ru.
УДК 332.1
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
М.В. Гаврилова, Н.В. Данилова
На основе обобщения теоретических исследований и практики осуществления мониторинга развития Чувашской Республики определены тенденции современного мониторинга развития региональных экономических систем. Обозначена предметная область и механизм функционирования регионального мониторинга, оценена его роль в системе регионального управления, предпринята попытка комплексного взгляда на исследование системы регионального мониторинга. На примере Чувашской Республики исследована организация мониторинга развития региональной экономической системы, в результате сделан вывод о его интегрированности как в систему национального мониторинга, так и в механизм управления социально-экономическим развитием региона. В своем составе мониторинг содержит блоки наблюдения, сбора и систематизации данных о состоянии экономической системы и тенденциях ее развития, оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти региона, что формирует основы стимулирования устойчивого социально-экономического развития территории, реализации актуальных приоритетных проектов.
Ключевые слова: региональная экономическая система; социально-экономическое развитие региона; мониторинг развития региона; эффективность регионального управления; Чувашская Республика; система национального мониторинга.
M.V. Gavrilova, N.V. Danilova. MONITORING THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS
Based on a synthesis of theoretical studies and practice of monitoring the development of the Chuvash Republic, trends in modern monitoring of the development of regional economic systems are identified. The subject area and the mechanism of functioning of regional monitoring are designated, its role in the regional management system is assessed, an attempt is made to take an integrated look at the study of the regional monitoring system. Using the example of the Chuvash Republic, the organization of monitoring the development of the regional economic system has been studied; as a result, it was concluded that it is integrated both into the national monitoring system and into the mechanism for managing the socioeconomic development of the region. The monitoring includes monitoring, collecting and systematizing data on the state of the economic system and its development trends, evaluating the effectiveness of the regional executive bodies, which forms the basis for encouraging sustainable socio-economic development of the territory and the implementation of topical priority projects.
Keywords: regional economic system; socio-economic development of the region; monitoring of the development of the region; effectiveness of regional governance; Chuvash Republic; national monitoring system.
Мониторинг регионального развития экономической системы считается одним из наиболее результативных методов выявления проблематики государственного управления, обеспечивающих своевременную коррекцию его функционала и управленческих процессов. Бесспорным остается тот факт, что необходимо построение комплексной системы наблюдения,
диагностики и оценки экономического развития субъектов Российской Федерации, позволяющей сформировать информационно-аналитическую основу многоуровневого эффективного управления региональными экономическими системами. Понимание этого факта приводит к тому, что в последние годы усиливается роль и значение системы регионального мониторин-
га как действенного инструмента, способного дать адекватную оценку состояния региональной экономической системы, с одной стороны, и выстроить механизм его непрерывного совершенствования в целях своевременного выявления приоритетных направлений развития и точек роста, на основе которых будут приниматься обоснованные и эффективные управленческие решения, корректироваться ранее принятые с учетом динамики ситуации [3].
Теоретические исследования и практика государственного управления позволяют констатировать, что мониторинг развития экономических систем регионального уровня в последние годы стал не только элементом системной диагностики, предметом многочисленных исследований и дискуссий, но и значимым инструментом системы государственного управления, эффективность которого предопределяет потенциал достижения целей регионального развития. Современное понимание мониторинга заключается в единстве целевых установок различных групп его заинтересованных пользователей, включая государство, бизнес-сообщество, инвесторов и население, результатом которого становится принятие адекватных сложившейся в регионе экономической ситуации управленческих решений.
На наш взгляд, под мониторингом развития экономической системы следует понимать процесс непрерывного аккумулирования, систематизации и обработки данных для подготовки релевантной информации как основы принятия эффективных управленческих решений с целью выявления соответствия наблюдаемого процесса или состояния системы ожидаемым результатам, критериальным показателям, значениям целевых индикаторов развития.
По мере развития информационных технологий управления, усиления роли прогнозирования последствий принимаемых управленских решений на стадии их проектирования заметно расширяется функционал мониторинга, что приводит к необходимости пересмотра его содержательного контекста. Помимо традиционных элементов, мониторинг дополняется диагностикой, оценкой, прогнозом и контролем. Подобное понимание мониторинга делает его системной категорией, объединяющей стратегическое и территориальное планирование, обеспечивающей разработку и реализацию документов государственного планирования устойчивого развития.
Анализ публикаций, посвященных мониторингу развития экономических систем различного уровня, позволяет отметить наличие следующих тенденций в его развитии:
1) осуществление непрерывного автоматизированного мониторинга развития регионов, муниципальных образований на базе современных информационных технологий;
2) последовательное внедрение системы контроля качества управления, оценки его эффективности посредством диагностического инструментария, которым располагает современный мониторинг;
3) в силу приоритетности развития отдельных отраслей экономики, организация их комплексного непрерывного, динамичного мониторинга посредством сбора, обработки и оценки данных, раскрывающих различные стороны объекта исследования в целях оптимизации управленческих решений;
4) создание системы мониторинга развития экономических систем регионального уровня, ориентированной на всесторонний учет интересов различных пользователей и его результатов;
5) последовательный переход к системам мониторинга, ориентированным на определение интегрального показателя оценки, характеризующего состояние экономической системы;
6) востребованность разработки системы комплексного мониторинга развития экономической системы территориального уровня, включая обоснование принципов ее организации и реализации, методов осуществления, интеграции в единую систему мониторинга более высокого уровня.
Проведенное исследование механизма осуществления мониторинга развития экономической системы Чувашской Республики свидетельствует, что система мониторинга развития региональной экономической системы интегрирована в систему управления социально-экономическим развитием Чувашской Республики и включает несколько блоков наблюдения, сбора и систематизации данных о состоянии экономической системы и тенденциях ее развития, оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти региона (рис. 1).
Мониторинг социально-экономического развития республики реализуется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.05.2018 № 201 «Об утверждении Порядка разработки, корректировки, а также осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики» [1]. Согласно этому документу мониторинг осуществляется уполномоченным органом - Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, совместно с участниками разра-
Рис. 1. Место мониторинга в системе управления социально-экономическим развитием Чувашской Республики
ботки стратегии на основе данных официального статистического учета, оценки показателей, определенных стратегией, и исполнения плана мероприятий по ее реализации. Срок мониторинга - до 20 марта года, следующего за отчетным.
Результаты мониторинга отражаются в ежегодном отчете о результатах деятельности Кабинета Министров Чувашской Республики и подлежат размещению на официальном портале и общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в Интернете.
В системе регионального мониторинга выстроена логика от оценки результатов мероприятий стратегического планирования к их сопоставлению с целевыми индикаторами развития. Текущие и конечные результаты мероприятий стратегического планирования оценивают эффективность реализации региональной экономической политики, процессы мониторинга охватывают ход реализации мероприятий стратегического планирования, позволяя осуществить все формы контроля (текущий, комплексный, ведомственный, региональный). Результаты мониторинга в виде публичных отчетов содержат текущую оценку хода реализации стратегирования и ее эффективности, выявляют степень достижения целей развития и
возможность разработки рекомендаций и предложений как по корректировке стратегических приоритетов, так и по мерам их достижения.
Текущий мониторинг социально-экономического развития республики, осуществляемый Минэкономразвития Чувашии, охватывает следующие временные интервалы: месяц, квартал, год, и характеризует состояние экономической системы в рамках представления 15 показателей ежемесячного мониторинга, формируемых на основе официальной статистики. К примеру, сравнительный мониторинг по итогам января-декабря 2017-2018 гг. позволил выявить следующие тенденции в экономическом развитии Чувашской Республики:
1) ухудшение ряда макроэкономических показателей, включая индексы промышленного производства, динамики объемов промышленного производства в обеспечении электроэнергией, газом и паром, в водоснабжении, водоотведении и утилизации отходов, а также внешнеторгового оборота, рост индекса потребительских цен и тарифов на платные услуги населению;
2) наличие прогрессивной положительной динамики в базовых отраслях обрабатывающего производства, строительстве и сельском хозяйстве - флагманских отраслях региональ-
ной экономики, и стабилизация экономической ситуации на потребительском рынке;
3) стабилизация экономики подтверждается значительным ростом сальдированного финансового результата деятельности субъектов хозяйствования и доли прибыльных предприятий.
Предварительный ежемесячный мониторинг, представляемый нарастающим итогом, позволяет констатировать в целом положительные сдвиги в экономической ситуации региона, преодолении сложной кризисной ситуации в строительстве и ряде отраслей промышленности (электротехническая промышленность и машиностроение). Это дает возможность правительству республики представить предварительные итоги экономического развития региона за год.
Результаты квартального мониторинга экономического развития региона предоставляются Минэкономразвития Чувашии в виде расширенной справки, отражающей аналитическую информацию по 12 разделам, и публикуются на официальном портале министерства в разделе «Социально-экономическое развитие республики» (рис. 2) [6]. Проведенный анализ разделов развернутой аналитической справки по итогам квартального регионального мониторинга экономического развития Чувашской Республики позволяет отметить следующие его характерные черты:
1) мониторинг содержит графическое, табличное и текстовое представление показателей экономического развития региона с констатацией его значения преимущественно за аналитический период, в некоторых случаях дается сравнение с сопоставимым периодом прошлого года;
2) результаты мониторинга показателей экономического развития республики конста-
тируют достигнутые значения, но не выявляют причинно-следственную связь, что упрощает процесс мониторинга, но снижает качество его результатов и последующую результативность применения как информационной основы управления;
3) структурное содержание аналитической записки по результатам мониторинга не меняется год от года, что свидетельствует о невыполнении завершающего этапа процесса мониторинга - его совершенствования;
4) мониторинг состояния промышленного комплекса республики - основы региональной экономики - фактически сведен к определению объемов промышленного производства и их динамике по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года, фиксации доли отдельных отраслей в объеме промышленного производства, численности работников и среднемесячного размера заработной платы, что больше характеризует мониторинг как элемент статистического наблюдения, а не как управленческий инструмент;
5) наибольшей информативностью отличаются разделы «Агропромышленный комплекс», информацию по которому предоставляет Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, и «Потребительский рынок», координируемый Минэкономразвития Чувашии. В блоке мониторинга АПК помимо показателей состояния отрасли, представленных в сравнении с предшествующим периодом, перечислены реализуемые меры государственной поддержки сельхозпроизводителей, объемы ее финансирования, указываются наиболее значимые инвестиционные проекты, осуществляемые сельхозпредприятиями региона. Важно отметить наличие задач на отчетный год, что дает возможность оценить степень достижения
Рис. 2. Разделы квартального мониторинга экономического развития Чувашской Республики [6]
целей и задач развития отрасли. Информативна и аналитическая справка по оценке состояния и развития регионального потребительского рынка;
6) блок «Развитие малого и среднего предпринимательства» предоставляет общую информацию о показателях количества субъектов МСП, объемах их деятельности, налоговых поступлений, тогда как для формулировки выводов целесообразно выделение отдельно субъектов малого предпринимательства и среднего бизнеса. Несмотря на общность форм и мер государственной поддержки, их востребованность по структуре в этих секторах отличается, что необходимо учитывать при принятии соответствующих управленческих решений. Кроме того, присутствует лишь констатация количественных показателей поддержки, тогда как необходимо не только оценивать ее в динамике по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года, но и определять ее эффективность с точки зрения развития этого сектора;
7) блок мониторинга «Инвестиционная деятельность» объединен с оценкой состояния строительного комплекса республики. Проблематичность активизации инвестиционной деятельности, актуальная на протяжении многих лет, совершенно не оценивается в рамках
мониторинга. Более того, в отчете этот раздел дается с отсутствием динамики и с опозданием на три месяца, что не позволяет своевременно предпринимать корректирующие действия по достижению целевых показателей.
Таким образом, результаты квартального, полугодового мониторинга и мониторинга экономического развития Чувашии по итогам 9 месяцев и года не отличаются полноценным информативным характером, в ряде случаев данные предоставляются с запозданием на три месяца и более, практически не отражаются причинно-следственные связи в динамике и тенденциях развития экономических параметров. Проблем-ность ситуации заключается в нередком несовпадении данных мониторинга, представленных Минэкономразвития Чувашии, и данных, публикуемых региональным отделением Росстата, что приводит к противоречивости показателей и возможной ошибочности суждений.
В то же время результаты мониторинга доступны всем заинтересованным пользователям и могут быть использованы для достижения различных информационно-аналитических целей.
Для мониторинга состояния региональной экономической системы в сравнении со средними параметрами по стране проводится ежеквартальный мониторинг следующих по-
Таблица 1
Показатели экономического развития Чувашской Республики в сравнении с Российской Федерацией за январь-декабрь 2017-2018 гг. [4], в % к предыдущему году
Показатели Январь-декабрь Отклонение (+/-)
2017 г. 2013 г.
Чувашия Россия Чувашия Россия Чувашия Россия
1. Индекс промышленного производства 104,4 101,0 101,2 102,9 3,4 1,9
- обрабатывающих производств 103,2 100,2 102,3 102,6 -0,9 2,4
2. Объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств 101,0 102,4 101,1* 96,7* - -
3. Инвестиции в основной капитал 101,4 104,4 97,0* 104,1* - -
4. Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования 96,1 98,7 98,7 95,1 2,6 -3,6
5. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» 84,2 98,6 124,7 105,3 40,5 6,7
6. Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. 24531,3 39144 26375,0** 42345,0** - -
- в % к предыдущему году 107,2 107,3 110,0** 110,3** - -
7. Реальная заработная плата 104,6 103,5 107,7** 107,4** - -
8. Оборот розничной торговли 102,7 101,3 105,6 102,6 2,9 1,3
9. Объем платных услуг населению 101,4 100,2 102,6 102,5 1,2 2,3
10. Индекс потребительских цен, к декабрю прошлого года 101,4 102,5 104,7 104,3 3,3 1,8
* Январь-сентябрь 2018 г.
** Январь-ноябрь 2018 г.
казателей экономического развития Чувашской Республики в сравнении с Российской Федерацией (табл. 1). Сравнение данных со средними показателями по России позволяет оценить уровень конкурентоспособности региона по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. В этом отношении Чувашия в 2018 г. находилась на уровне среднероссийских параметров за исключением показателей индекса промышленного производства, инвестиций в основной капитал - параметров, определяющих экономический потенциал региональной экономики [4].
Отдельное направление мониторинга - оценка эффективности реализации государственных программ Чувашской Республики, осуществляемая в виде Сводного годового доклада о ходе реализации государственных программ Чувашской Республики в части сведений о степени соответствия установленных и достигнутых целевых индикаторов и показателей государственных программ, подпрограмм государственных программ и об оценке их эффективности.
По результатам мониторинга выявляется выполнение целевых индикаторов по 16 государственным программам, включающим 86 подпрограмм. Так, в 2017 г. в государственных программах Чувашской Республики обеспечивалось достижение 927 целевых индикаторов и показателей, из которых по состоянию на 1 августа 2018 г. полностью достигнуты 812, или 87,6 %.
По каждой подпрограмме определяются невыполненные показатели с указанием причин невыполнения. Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на среднесрочный характер программных мероприятий, большая часть показателей была достигнута в первые 1-2 года реализации программ. Это позволяет сделать вывод о возможно формальном подходе к определению целевых критериев. Ряд подпрограмм имеют незначительное количество показателей, что упрощает деятельность ответственных исполнителей - профильных органов исполнительной власти - по их достижению.
Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики осуществляется мониторинг отдельных направлений:
1) развитие малого и среднего предпринимательства;
2) деятельность органов местного самоуправления по вопросам защиты прав потребителей;
3) ежемесячный мониторинг цен на горючесмазочные материалы, потребительских цен на продовольственные товары;
4) ежегодный мониторинг состояния и раз-
вития конкурентной среды на рынках товаров и услуг в формате социологического исследования и опросов представителей бизнеса и населения Чувашской Республики;
5) оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти в виде ежегодного отчета Главы Чувашской Республики;
6) ежемесячная оценка хода реализации Республиканской адресной инвестиционной программы нарастающим итогом в виде расширенной аналитической информации;
7) мониторинг хода реализации государственных программ Чувашской Республики в части сведений о степени соответствия установленных и достигнутых целевых индикаторов и показателей государственных программ, подпрограмм государственных программ и оценке их эффективности в формате сводного годового доклада.
Эффективность деятельности органов исполнительной власти региона и их роли в обеспечении устойчивости социально-экономического развития можно оценить на основе мониторинга в виде ежегодного доклада Главы Чувашской Республики о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти региона за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период (табл. 2).
Представленные показатели мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти республики в целом отражают положительную динамику, за исключением социально-демографических показателей. Однако важнее определение места Чувашской Республики в рейтинге регионов по результатам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, который отразит реальность этой динамики на фоне развития других территорий.
Так, в 2013 г. Чувашия впервые вошла число 20 регионов-лидеров, заняв 20-е место в данном рейтинге, продемонстрировав достаточно высокую роль региональных органов власти в обеспечении социально-экономического развития. По итогам пятого рейтинга эффективности управления в субъектах Российской Федерации, формируемого Агентством политических и экономических коммуникаций и Лабораторией региональных политических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Чувашия в 2017 г. заняла 40-е место (в 2016 г. - 48-е место) (рис. 3).
Улучшение рейтинговых позиций во многом обусловлено прорывом республики в финансово-экономическом блоке рейтинга (с 58-го ме-
26
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2019. № 1(35)
Таблица 2
Показатели мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики за 2013-2018 гг. [2]
Показатели Годы
2013 2014 2015 2016 2017 2018 (ожидаемый)
1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 70,79 70,62 71,35 71,52 72,73 73,9
2. Динамика реальной среднемесячной начисленной заработной платы, % 105,6 100,0 89,6 101,5 104,5 108,6
3. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, % 16,0 16,1 17,8 18,6 19,0 19,0
4. Коэффициент миграционного прироста, чел. на 10 тыс. чел. -36 -21 -18,9 -6,7 -25,2 -30
5. Суммарный коэффициент рождаемости, ед. 1,851 1,878 1,909 1,869 1,649 1,632
6. Уровень преступности, преступлений на 100 тыс. чел. 1138,5 1111,5 1267,1 1118,8 1035,2 1015,0
7. Динамика валового регионального продукта на душу населения, % 98,4 100,4 97,4 100,7 101,0 101,5
8. Интегральный индекс субъекта РФ в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ х х 244,8 249,9 271,4 268,8
9. Отношение среднесписочной численности работников малых и средних предприятий к численности населения, % 0,0757 0,0721 0,0987 0,1032 0,1040 0,1050
10. Объемы налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, на душу населения, скорректированный на индекс бюджетных расходов, тыс. руб. 21,205 21,544 21,504 23,967 26,232 26,411
11. Отношение объема госдолга к общему годовому объему доходов бюджета субъекта РФ (без учета безвозмездных поступлений), % 48,2 58,2 65,1 55,6 52,9 50,9
12. Уровень безработицы (по методологии МОТ), % 5,7 5,0 5,0 5,3 5,1 5,0
ста в 2016 г. до 39-го - в 2017 г.). По мнению экспертов, регион повысил эффективность экономического управления и бюджетной политики, улучшил инвестиционный климат. Однако ухудшились позиции республики в политико-управленческом блоке, отражающем общественную поддержку главы региона, эффективность консолидации региональной элиты, эффективность взаимоотношений с федеральным центром в рамках продвижения региональных интересов и поддержки региональных инициатив, а также реализации требований федерального центра в регионе.
Отметим, что рейтинг составляется как на основе показателей регионального мониторинга, так и с учетом результатов опроса экспертного сообщества, которое также формируется в результате наблюдений.
Результатом положительных сдвигов в
70
2016 2017
■ общий рейтинг
■ политико-управленческий блок
■ социальный блок
■ финансово-экономический блок
Рис. 3. Позиции Чувашской Республики в рейтинге
эффективности управления в субъектах Российской Федерации за 2016-2017 гг., место [5]
экономическом управлении стало то, что Чувашия вошла в число 40 субъектов Российской Федерации, которым в 2018 г выделены гранты в общем объеме около 20 млрд руб. за достигнутые в 2017 г. экономические достижения. Основой для распределения грантов стала оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти региона по достижению высоких темпов наращивания экономического (налогового) потенциала (проводится в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2017 № 548) по 13 показателям, сгруппированным в два блока: экономический и социальный. Оценка проводилась в динамике за три года (2015-2017 гг.), захватив, таким образом, кризисный для экономики республики период.
Согласно мониторинговой оценке социально-экономическое положение Чувашии характеризовалось умеренной положительной динамикой по большинству экономических показателей, включая:
- долю численности работников субъектов МСП в общей численности населения (в 2017 г. - 10,4 %, темп роста за три года -102,6 %);
- налоговые доходы бюджета республики в расчете на душу населения (26,2 тыс. руб., темп роста - 111,5 %);
- реальная заработная плата (темп роста -104,5 %).
Благодаря эффективному управлению государственным долгом республике в 2017 г. удалось снизить его долю в объеме доходов бюджета до 52,85 %. Чувашия вошла в число субъектов
Российской Федерации, у которых отсутствует просроченная кредиторская задолженность в расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Проведенный анализ показал, что мониторинг экономического развития Чувашской Республики интегрирован в управленческий цикл финансово-экономического блока государственного управления и обеспечивает его высокую результативность (рис. 4).
Новое направление в мониторинге экономического развития - мониторинг исполнения приоритетных проектов и программ в рамках осуществления проектной деятельности в системе регионального проектного офиса, функции которого возложены на Минэкономразвития Чувашской Республики. Мониторинг реализуется в формате ежегодного сводного отчета о ходе реализации приоритетных проектов (программ) в республике.
В рамках проектной деятельности в 2017 г. были определены 14 основных направлений стратегического развития Чувашской Республики до 2018 г. и на период до 2025 г., из которых 12 соответствовали стратегическим направлениям Российской Федерации и 2 направления «Развитие АПК» и «Безналичная экономика» носят региональную направленность. На основе предложений заинтересованных органов исполнительной власти республики региональным проектным офисом сформирован портфель приоритетных проектов (программ), реализуемых и планируемых к реализации в рамках основных направлений стратегического развития Чувашской Респу-
Рис. 4. Интеграция системы мониторинга экономического развития Чувашской Республики в управленческий цикл финансово-экономического блока регионального государственного управления
блики, состоящий из 26 приоритетных проектов (программ).
По результатам мониторинга в целях дальнейшего развития проектной деятельности в республике и повышения эффективности реализации приоритетных проектов и программ рекомендовано руководителям приоритетных проектов и программ и ведомственным проектным офисам:
- проводить своевременный анализ контрольных событий приоритетных проектов и программ для принятия взвешенных управленческих решений, основанных на учете позиций всех заинтересованных сторон, и осуществления действий, направленных на раннее предупреждение угроз и рисков;
- своевременно вносить изменения в паспорта приоритетных проектов и программ;
- продолжить работу по совершенствованию системы показателей приоритетных проектов и программ, обеспечив их качественное планирование и взаимоувязку с целями и контрольными событиями, что возможно достичь на основе системы эффективного мониторинга.
Таким образом, система мониторинга экономического развития Чувашской Республики интегрирована в систему национального мониторинга, определяя позиции региона среди субъектов Российской Федерации, что дает возможность стимулировать устойчивое социально-экономическое развитие территории на основе прямой и грантовой финансовой поддержки, реализовывать актуальные для региона проекты, направленные на дальнейшее прогрессивное развитие.
Список литературы
1. Об утверждении Порядка разработки, корректировки, а также осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.05.2018 № 201. URL: http:// km.cap.ru.
2. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Портал Министерства экономического развития, промышленности и торгов-
ли Чувашской Республики. URL: http://economy. cap.ru.
3. Петрова В.Б., Рассанова О.Е. Регион как часть национальной экономики // Проблемы управления современной экономикой: сб. материалов Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2018. С. 365-370.
4. Рассанова О.Е., НиколаеваА.Н., ФедоровА.С. Современные тенденции социально-экономического развития региона // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 4 (30). С. 56-61.
5. Рейтинговое агентство «Эксперт»: официальный портал. URL: http://rаеxpеrt.ru.
6. Социально-экономическое развитие Чувашской Республики // Портал Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. URL: http:// economy.cap.ru.
References
1. Ob utverzhdenii Poryadka razrabotki, korrektirovki, a takzhe osushchestvleniya monitoringa i kontrolya realizatsii strategii social'no-e'konomicheskogo razvitiya Chuvashskoj Res-publiki: postanovlenie Kabineta Ministrov Chuvashskoj Respubliki ot 23.05.2018 № 201. URL: http://km.cap.ru.
2. Otsenka e'ffektivnosti deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti sub''ektov Rossijskoj Federatsii // Portal Ministerstva e'konomicheskogo razvitiya, promy'shlennosti i torgovli Chuvashskoj Respubliki. URL: http://economy.cap.ru.
3. Petrova V.B., Rassanova O.E. Region kak chast' natsional'noj e'konomiki [A region as part of the national economy] // Problemy' upravleniya sovremennoj e'konomikoj: sb. materialov Mezh-dunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. Cheboksary', 2018.S.365-370.
4. Rassanova O.E., Nikolaeva A.N., Fedorov A.S. Sovremenny'e tendentsii social'no-e'kono-micheskogo razvitiya regiona [Current trends in socio-economic development of the region] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2017. № 4 (30). S. 56-61.
5. Rejtingovoе agentstro «E'kspert»: ofi-tsial'ny'j portal. URL: http://raexpert.ru.
6. Social'no-e'konomicheskoe razvitie Chuvash-skoj Respubliki // Portal Ministerstva e'konomiche-skogo razvitiya, promy'shlennosti i torgovli Chuvashskoj Respubliki. URL: http://economy.cap.ru.
ГАВРИЛОВА Марина Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ДАНИЛОВА Наталья Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
GAVRILOVA, Marina Vyacheslavovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
DANILOVA, Natalya Vyacheslavovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 331.108.45
ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
И.В. Григорьева
В статье рассматриваются вопросы повышения квалификации как ключевого фактора успеха организации. Автор исследует значимость повышения квалификации персонала в свете новых нормативных требований к профессиональным знаниям и умениям в связи с развитием прогрессивных технологий в современной экономике. Предложено создание внутреннего локального документа в организациях для системы повышения квалификации работников, дана характеристика современных методов и способов обучения. Отмечены преимущества внешнего обучения, когда сотрудник получает более глубокие, структурированные знания и возможность перенять сторонний опыт, а также особенности внутрифирменного обучения, когда организация-работодатель несет меньше расходов, сохраняется возможность оперативно корректировать процессы обучения и развивается корпоративная культура. Вывод, к которому приходит автор, заключается в том, что любые формы обучения сотрудников, безусловно, актуальны на любом этапе развития организации, и квалифицированные специалисты с их актуализированными знаниями по основной специальности представляют собой серьезный шаг к успешному ведению бизнеса в конкурентной среде, а комплексный подход к организации повышения квалификации позволяет избежать основных проблем, связанных с качественным выбором курсов, направлением на обучение незаинтересованных сотрудников, что ведет к потере времени и средств.
Ключевые слова: повышение квалификации; формы и методы обучения; Трудовой кодекс Российской Федерации; работник; работодатель; мотивация персонала; текучесть кадров; профессиональные навыки и умения.
I.V. Grigoryeva. FORMS AND METHODS OF IMPROVING QUALIFICATIONS IN THE CONTEXT OF REALIZATION OF PROFESSIONAL STANDARDS
The article discusses the issues of professional development as a key factor in the success of an organization. The author explores the issue of the importance of staff development in the light of new regulatory requirements for professional knowledge and skills, with the development of advanced technologies in the modern economy. It is proposed to create an internal local document in organizations for the system of staff development, given the characteristics of modern methods and methods of training. The advantages of external training are noted when an employee receives deeper, structured knowledge and the ability to learn from outside experience, as well as intra-firm training features, when an employing organization incurs less expenses, it is still possible to quickly adjust learning processes and develop a corporate culture. The conclusion reached by the author is that any form of employee training is certainly relevant at any stage of development of the organization and qualified specialists with their actualized knowledge of the main specialty represent a serious step towards successful business in a competitive environment, and an integrated approach to the organization of advanced training allows you to avoid main problems associated with the qualitative choice of courses, the direction to train uninterested employees, leading to the loss of time and means.
Keywords: training; forms and methods of training; Labor Code of the Russian Federation; worker; employer; staff motivation; staff turnover; professional skills and abilities.