УДК 338.984 (045)
А.В. Резвяков, научный сотрудник ВНИИ Соцразвития села ФГОУ ВПО Орел ГАУ Ю.И. Смол яков, кандидат экономических наук ОРАГС
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В работе предлагается система отраслевых факторов, требующих учета при прогнозировании отраслевого регионального развития промыниленности на перспективу. Обосновыгвается целесообразность включения блока научного обоснования в систему регулирования территориального развития, определяются его элементыы и функции.
Ключевые слова: планирование, приоритеты1, прогноз, стратегия, развитие, программы , регион, управление, регулирование, региональная политика, территориальные факторы , проблемы .
Стратегическое региональное развитие в современных условиях приобретает ос обую важность, так как без ясных планов и ориентиров движения критерии ро та и до тигнутые результаты тановят я омнительными. Невнимание к этим проблемам становится опасным в условиях нарастания конкуренции, прежде в его, на межрегиональном уровне. Поэтому в регионах должны
предпринимать я конкретные меры по и темной проработке вопрос ов развития, а также вестис ь работа по формированию собственных школ стратегического развития, которые будут учитывать тратегиче кие приоритеты конкретного региона. Такими примерами могут лужить подготовленные в оответ твии официальными нормативами федерального уровня среднесрочная программа социально-экономического развития Туль кой и хема территориального планирования Рязанс кой областей.
О обого внимания за луживают долго рочные обла тные программы развития. Одним из примеров является «Социально-экономическая модель у тойчивого развития ель ких территорий Орловской области на 2010-2014 гг.», необходимость разработки и реализации которой определена:
• социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением;
• потребно тью формирования базовых у ловий оциального комфорта для ра ширенного
во производ тва и закрепления на еле трудовых ре ур ов, обе печивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекс а;
• необходимо тью решения задачи по обе печению у тойчивого развития ель ких территорий;
• межотра левым и межведом твенным
характером проблемы, необходимо тью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов ме тного
амоуправления, проф оюзных организаций агропромышленного комплек а и обще твенных объединений с ельских жителей;
In work the system of the branch factors demanding the account at forecasting of branch regional development of the industry on prospect is offered. And also the expediency of inclusion of the block of a scientific substantiation in system of regulation of territorial development is proved, its elements and functions are defined.
Key words: planning, priorities, forecast, strategy,
development, programs, region, management, regulation, a regional politics, territorial factors, problems.
• приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
В настоящее время всё чаще возникают вопросы не по схемам территориального планирования отдельных областей, а по проблемам подготовки подобных схем в регионах в принципе. Исследовательская работа, направленная на проработку в его комплек а проблем регионального развития, должна выполнять я в рамках разработки территориальных программ комплексного социально-экономичес кого развития. Такие программы должны преду матривать возможно ть взаимоувязанного, комплексного решения стратегических задач, определение вариантов развития экономики и решение оциальных проблем региона, обо нование механизмов до тижения намечаемых параметров, а также ключевых направлении го удар твенного участия в регулировании социально-экономических проце ов.
Региональное планирование, являясь одним из о новных организационных ин трументов
комплек ного управления развитием территорий, позволяет создать пространственно-территориальную основу именно для реализации плана стратегического развития, обе печить цело тно ть развития территории, облю ти балан го удар твенных, обще твенных и ча тных интере ов в илу публичности ее обсуждения и принятия. При этом о обую важно ть при подготовке тратегий регионального развития приобретает взаимодей твие регионов.
Причём, разработчики региональных стратегий подходят к работе в контек те конкуренции соседними регионами. И по этой причине в рассмотренных Министерством Регионального Развития 47 стратегиях редко прослеживается аспект межрегионального взаимодействия. Соперничество между регионами приводит к невозможно ти решить проблемы развития траны в целом.
Представление Совета по Национальной Конкурентоспособности в вопросе регионального развития не во в ем овпадает позицией
Министерства Регионального Развития. По мнению сопредседателя Совета А. Шестопалова: «...нельзя считать, что межрегиональная конкуренция безусловный вред..» [5]. Данное утверждение не вызывает сомнений, так как очевидно, что если говорить о конкуренции между регионами за ресурсы в условиях нарастающего дефицита, то это занятие абс олютно бесперспективное. Однако если перенести фокус конкуренции в область эффективности их и пользования, то межрегиональная конкуренция аб олютно полезна.
Ди ку ии по поводу моделей и механизмов огла ования тратегии развития каждого региона его хемой территориального планирования ведут я уже на протяжении нес кольких лет. Как неоднократно подчёркивалось заместителем директора
департамента оциально-экономиче кого развития и территориального планирования Министерства Регионального Развития М. Перовым: « достигнуты неплохие результаты в области регионального планирования..» [1]. Однако проблема заключается в том, что пред тавленные регионами хемы территориального планирования зачастую составлены без принятия основного документа, определяющего стратегические приоритеты региона - стратегии социально-экономического развития на 15-20 лет.
Наблюдаемый в настоящее время недостаточно выс окий уровень разработки региональных стратегий, представленных на рассмотрение в Министерство Регионального Развития, обусловлен различием методологиче кого подхода и от ут твием у го удар тва требований к таким документам в принципе. При этом существенным минусом является завуалированно ть ответ твенных и полнителей. Таким образом, не понятно кем и где будет о уще твлять я федеральная, целевая, региональная или любая другая программа развития. Это связано с тем, что и тема тратегиче кого планирования, как на го удар твенном, так и на региональном уровне в настоящее время находится на стадии разработки. Но, не мотря на то, что у го удар тва пока нет четкого пред тавления о такой и теме, тем не менее, она должна быть формирована.
В связи с этим, авторы приходят к мнению о необходимо ти разработки четких ин трукций, у танавливающих ответ твенно ть конкретных и полнителей на ме тах за до тижение намеченных планов территориального развития. Также авторы полагают, что при разработке программ территориального развития особое внимание следует обратить на изменение структуры экономики регионов целью более эффективного и пользования их уникальных активов, которые имеют я у в ех росс ийских регионов без исключения. Органам власти необходимо только создать условия для освоения национального богат тва, но о воить их должен бизнес. Россию нужно рассматривать как территорию, пронизанную сетями бизнес-структур, управляющими региональным развитием.
Нельзя не согласиться с мнением ведущих ученых [2,3,4,6] о том, что выработка стратегии
территориального развития Ро ии и целенаправленная региональная политика должны ра матривать я в каче тве важнейших элементов реформ и го удар твенной экономиче кой политики Ро ии. При этом, ущно ть региональной политики должна заключает я в том, чтобы мак имально и пользовать в интере ах в его обще тва благоприятные территориальные предпо ылки и факторы, а также минимизировать негативное влияние неблагоприятных природных и экономиче ких у ловий на оциально-экономиче кое положение отдельных регионов. Однако по вопро ам одержания тратегии территориального развития регионов и региональной политики России до сих пор не выработано общепринятых и законодательно закрепленных понятий.
Очевидно, что предметом го удар твенной региональной политики должно являть я огла ование интере ов го удар тва и регионов, как особый, специфический тип методов регулирования, целью которого являет я охват в ех фер и а пектов оциально-экономиче кого развития в ходе решения региональных проблем. Авторы полагают, что этим целям может служить включение в систему общего удар твенного управления федеральных округов. Это позволит полнее учесть и согласовать территориальные благоприятные факторы и ограничения.
Си тема тратегиче ких ориентиров может быть выражена и оформлена в виде окружных программ, которые являются основой для ускорения социально-экономиче кого развития регионов округа, по об твовать комплек ному и темному решению ключевых вопро ов, а также активизировать проце ы межрегионального взаимодей твия. Эта система должна базироваться на прогнозе социально-экономиче кого развития, который троит я учетом прогнозных макроэкономиче ких параметров по субъектам Федерации. При этом, показатели по округу в целом должны определять я уммой оответ твующих значений по регионам, по кольку тати тиче ких данных по округу недо таточно, а пер пективные вообще от ут твуют.
При разработке окружных программ общие макроэкономиче кие параметры развития
определяют я темпами ро та ВРП, промышленной и ель кохозяй твенной продукции. Соответ твующие показатели ра читывают яна о новании прогнозных данных по убъектам Федерации, входящим в о тав округа, с учетом факторов, существенно влияющих на их динамику в территориальном разрезе. С целью выявления ма штабов результирующего воздей твия в ей овокупно ти территориальных факторов на дифференциацию изменения объемов производ тва по регионам необходимо о уще твить оценку их влияния. При этом в ходе разработки прогноза для каждой отра ли учитывает я пецифиче кий набор отра левых факторов, что обу ловливает
индивидуальный характер их овокупного воздей твия на темпы развития данных отра лей в территориальном разрезе. В таблице 1 пред тавлено распределение отраслевых факторов, учитываемых по отра лям промышленно ти при прогнозировании их развития на перспективу в территориальном разрезе.
Таблица 1 - Прогнозируемое распределение состава учитываемых отраслевых факторов
Отрасли Отраслевые факторы
уровень территориальной концентрации текущая конкурентоспособ нос ть отрасли обеспеченность квалифицированными кадрами уровень концентрации потребитель кого про а обе спеченность ырьем стоимос ть рабочей силы
Электроэнергетика + + + + - -
Топливная промышленность + + - - + -
Черная металлургия + + - - + -
Цветная металлургия + + - - + -
Химичес кая и нефтехимическая промышленное ть + + + - - -
Машиностроение, металлообработка + + + - - +
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность + + - - - +
Промышленнос ть строительных материалов + + - + - +
Легкая промышленнос ть + + - + - +
Пищевая промышленность + - - - - -
Сельс кое хозяйство + + - - - +
Заключительным этапом прогнозирования развития является получение отраслевых результатов, сводя и оценивая которые, можно судить о рациональности изменений в сложившейся территориальной структуре, а также определить стратегические ориентиры региональной политики.
Несмотря на то, что цели и задачи региональной политики в значительной мере определяют я долгосрочной стратегией территориального развития, о обая роль которой заключает я в реализации долговременных благоприятных факторов развития страны, в последние годы такая стратегия для России не только не определяла ь, но даже не тавило ь такой задачи ни перед федеральными органами, ни перед наукой. Поэтому авторы полагают, что наряду со стратегией территориального развития России и региональной политикой, являющимися ключевыми блоками и темы регулирования территориального развития, эта и тема должна включать и блок научного обос нования (рис 1.). Ос обая роль данного блока будет заключать яв проведении аналитиче ких исследований, нацеленных на:
• выявление долговременных тенденций регионального развития и острых проблем;
• обо нование региональных прогнозов и целевых программ;
• создание информационной базы для выработки стратегии территориального развития и региональной политики.
Особо важное значение имеет хорошо отлаженный механизм регулирования, включающий в себя как управляющую систему, так и определенный арсенал методов регулирования регионального развития. Однако главная проблема заключается в том, что до сих пор пока ещё не разработана соответствующая правовая база для у пешного функционирования системы регулирования территориального развития.
/ \ Научное I обоснование Г"
Мониторинг
региональных
проблем
Анализ развития региона
Прогнозы территориального развития Рос сии и еёрегионов
Создание информационной базы
Стратегия
территориального —у
развития России 1 1
11 1
Ы.
Региональная
политика
России
Правовое
обеспечение
| Федеральные законы |
Законодательны е акты с убъектов РФ
Коррек-
тировка
Л
Территориальная политика субъектов РФ
.а
Указы президента, нормативные акты Федеральных и региональных органов управления
Система управления территориального развития
Федеральные Органы управления Муниципальные "
' органы управления
субъектов РФ
органы
I
Региональный хозяйственный механизм
I Административные I методы регулирования
Экономиче ские методы регулирования
I
Региональные целевые I
программы
I
Рис. 1. Система регулированиятерриториального развития Рос сии.
Решение проблем экономического и социального развития отдельного региона должно предусматривать выстраивание эффективной
экономической политики субъекта Федерации, направленной на более полное и пользование
экономиче кого потенциала региона и
межрегиональных связей. При этом, важнейшим у ловием выработки рациональной региональной политики являет я прогнозирование регионального развития, приоритетной задачей которого являет я определение стратегически важных направлений развития регионов и путей решения региональных проблем, имеющих важное значение, как для отдельных убъектов Федерации, так и для государства в целом. Однако, несмотря на важность
решаемых задач, можно отметить уще твенные недо татки ложившей я к на тоящему времени системы прогнозирования регионального развития:
• во-первых, она не охватывает основные элементы экономиче кой труктуры, отно ящие я к реальному ектору экономики;
• во-вторыгх, не может служить базой для выработки тратегии экономиче кого развития, так как не определяет долгосрочные перспективы;
• в-третьих, не обеспечивает согласования макроэкономиче кого, отра левого и регионального аспектов прогнозов, следствием чего является неэффективно ть проводимой региональной политики.
Наряду с этим, главный недостаток действующей системы прогнозирования, по мнению авторов, заключает я в учете интере ов только федерального уровня управления, пос кольку все более значительная ча ть экономиче ких и оциальных проблем отно ит я к компетенции убъектов Федерации. Таким образом, данная система не охватывает такие жизненно важные региональные проблемы, как внутрирегиональная дифференциация итуации в экономиче кой и оциальной ферах, интен ивно ть оттока финансовых ресурсов, инвестиционная привлекательность региона и др., и вследствие, не может служить инструментом для принятия решений по региональному развитию.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что наряду с дей твующей и темой прогнозов, целе ообразно в рамках федеральных округов и по убъектам
Федерации разрабатывать прогнозные документы, которые бы отражали весь комплекс проблем социально-экономического развития региона, в том числе и носящих локальный характер. Таким образом, в настоящее время, появилась объективная необходимость в дальнейшей разработке и корректировке таких документов как долго рочная стратегия развития региона, программа комплексного экономиче кого и оциального развития, региональные целевые программы, направленных на решение задач с учетом стратегических приоритетов.
Литература
1. Вести Отечества. - № 48 (374) от 21.12.2006
2. Гранберг, А. Г. Регулирование регионального развития и региональная экономиче кая политика Росс ийской Федерации / А. Г. Гранберг. - М.: СОПС, 2000.
3. Гранберг, А. Г. Проблемы тратегии территориального развития Ро ии / А.Г. Гранберг, Б.М. Штульберг и др. - М.: СОПС, 2000.
4. Гранберг, А. Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Под. ред. А.Г. Гранберга. - М.: Экономика, 2000.
5. Стратегическое планирование в ЦФО: много политики, мало практики // ИА «Альянс Медиа», 15.12.2006.
6. Штульберг, Б. М. Региональная политика Ро ии: теоретиче кие о новы, задачи и методы реализации / Б. М. Штульберг, В. Г. Введен кий. - М.: Гелиос АРВ, 2000.
УДК 331.101:63+338.435
А.А. Реутов,аспирант Белгородс кая государственная с ельскохозяйственная академия
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО РЫНКА ТРУДА И ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ И
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматриваются основные факторы формирования сельского рынка труда, характеризующие его состояние и динамику, которые традиционно относятся к важнейшим областям оценки параметров макроэкономического развития, а тенденции, складывающиеся на этом рынке, выступают объективной информационной основой для определения потребности в трудовых ресурсах, структурного перераспределения занятости населения, усиления или ослабления
государственного регулирования сферы социальнотрудовых отношений.
Ключевыге слова: рынок труда, экономически активное население, трудоспособное население, прирост (убыль) населения, о идаемая продол ительность изни,
урбанизация, трудовая миграция, уровень занятости населения, уровень безработицы, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата.
Сельский рынок труда, по сравнению с рынком труда как таковым, обладает весьма существенной пецификой, определяемой о обенно тями ель кого образа жизни, ментально тью ель кого на еления, его уровнем жизни, степенью развитости инфраструктуры села и, безусловно, состоянием и динамикой развития сельского хозяйства как
In article it is considered major factors of formation of the rural labour market, characterising its condition and dynamics which traditionally concern the major areas of an estimation of parametres of macroeconomic development, and the tendencies developing in this market, act as an objective information basis for definition of requirement for a manpower, structural redistribution of employment of the population, strengthening or easing of state regulation of sphere of sociolabor relations.
Key words: labour market, economically active population, ablebodied population, a gain (decrease) of the population, expected life expectancy, urbanization, labour migration, population occupation level, rate of unemployment, the monthly average nominal added wages.
основной сферы профессиональных занятий ель кого на еления, территориально приближенной к «ме там» проявления трудовой активно ти и практиче кого приложения по обно тей ель кого населения к труду.
Отсюда следует, что сельский рынок труда можно расс матривать в двух аспектах: