Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм регулирования экологической безопасности (региональный аспект)'

Организационно-экономический механизм регулирования экологической безопасности (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савкин В. И.

Раскрывается сущность, стратегия и основные аспекты экологической безопасности региона. Показываются особенности эколого-экономического производства, наличие которого обуславливает повышение конкурентоспособности экономики страны. Указывается роль экологического регулирования в устойчивом развитии территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм регулирования экологической безопасности (региональный аспект)»

Из трех изучаемых сортов более высокую и примерно равную урожайность обеспечили сорта Деметра и Диалог, по сравнению с сортом Молва. Урожайность Молвы, по сравнению с выше перечисленными с ортами, была ниже на 1,5 - 2,0 ц/га в зави имо ти от рока по ева.

Литература

1. Анохин, А. Н. Крупяные культуры/

А. Н. Анохин, Е. Д. Горина. - Минск, «Урожай», 1968. -136с.

2. Ефименко, Д. Я. Гречиха / Д. Я. Ефименко, Г. И. Барабаш. - М.: Агропромиздат, 1990. - 192с.

3. Жуков, В. Н. О содержании сахара в нектаре гречихи/ В. Н. Жуков//Пчеловодство. - № 7. - 1960.

4. Каргальцев, Ю. В. Гречиха/ Ю. В. Каргальцев, Ф. М. Пруцков. - М.: Россельхозиздат, 1986. - 120с.

5. Кокляев, А. И. Гречиха / А. И. Кокляев, П. В.Солитерман. - Москва, Сельхозгиз, 1955. - 48с.

6. Кротов А. С. Гречиха. М., Сельхозиздат, 1963. -256 .

7. Лосев, С. И. Гречиха/ С. И. Лосев и др. - Москва, Россельхозиздат, 1978. -147с.

8. Полевщиков, С. И. Возделывание гречихи в условиях Тамбовской области. Рекомендации производству/ С . И. Полевщиков, А. К. Шиповский,

Э. А. Полевщикова, С. А. Волков, В. П.Карташов. -Издательство МичГАУ. Мичуринск-наукоград, 2007. -31 .

9. Руко уев, А. И. Товароведение зерномучных и хлебных товаров/ А. И. Руко уев. - М.: Экономика, 1973. - 3 19с.

1 0 . Стрекалов, П. М. В ыр астим по 130 пудов гречихи с каждого гектара/ П. М.Стрекалов. - Курск, 1961.

УДК 631.145:631.15:681.5

В.И. Савкин, кандидат сельскохозяйственных наук ФГОУ ВПО Орел ГАУ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Раскрывается сущность, стратегия и основные аспекты экологической безопасности региона. Показываются

особенности эколого-экономического производства, наличие которого обуславливает повышение конкурентоспособности экономики страны. Указывается роль экологического регулирования в устойчивом развитии территорий.

Ключевые слова: региональное развитие, экологическая безопасность, организационно-экономический механизм

управления, экологический менеджмент.

Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Гете И.

Экологиче кое благополучие региона - один из

важнейших показателей у тойчивого развития

территории. До поры до времени об этом можно было не вспоминать. На сегодня эта проблема во многом лишь не ет ди ку ионный характер и на тала пора организовать эту работу на планомерной и взвешенной о нове учетом организационноэкономических критериев развития и оценки. Как показывает практика, как правило, финан овые ре ур ы, направленные на решение этой задачи, у тремляют я не туда, где от них была бы реально видна польза. Экологическая безопасность региона во многом обу ловлена тепенью развития производ тва, а также наличием организационно-экономиче ких механизмов и техниче ких возможно тей для минимизации его негативного влияния.

На начало 2008 года в Орлов кой обла ти имело ь 1221,9 тыс. т. отходов. В 2008 г. на баланс предприятий Орловской области поступило 709,9 ты . т отходов производ тва и потребления, из которых использовано и обезврежено всего 143,4 ты . т. Для приема и захоронения образующих я отходов имеет я 39 организованных ме т. Из видов экономической деятельности наиболее

«отходоемкими» являют я: обрабатывающие

The essence, strategy, and the basic aspects of ecological safety of region is opened. Features of ecologo-economic manufacture which presence are shown causes increase of competitiveness of a national economy. The role of ecological regulation in steady development of territories is underlined.

Key words: regional development, ecological safety, the

organizational - economic mechanism of management, ecological management.

производства - за 2008 год ими было накоплено 541,2 тыс. т. отходов, из которых использовано и обезврежено только 87, 6 тыс. т.; сельское хозяйство -соответственно - 53,4 и 15,3 тыс. т.; производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 88,2 и 31,7 тыс. т. По данным Федеральной службы государственной статистики, в Орловской области в 2008 году насчитывалос ь 119 предприятий, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, из них 59 увеличили свои выбросы по сравнению с предыдущим годом [1] .

Руководители предприятий зачастую активно уча твуют в об уждении той или иной проблемы, не замечая проблем в своем хозяйстве. В этой связи решение отдельно взятых проблем не сможет кардинально изменить ситуацию с экологической безопасностью региона. Для решения проблем экологиче кой безопа но ти необходима и тема, опирающая я на гибкую и тему управления и аморегуляцию.

За рубежом довольно часто ис пользуется термин -«Environmental Management and Audit System», переводимый как «экологический менеджмент». В основу организационно-экономического механизма регулирования экологиче кой безопа но ти может быть положена и тема международных тандартов -ISO 14000 [7]. В Российс кой Федерации эти

тандарты приняты в каче тве национальных [2] .

Рис. 1. Модель СЭМ согласно 180 14000.

При в ей гибко ти и отно ительно ти международных тандартов в обла ти экологиче кого менеджмента они одержат одно аб олютное

требование - ледование принципу

последовательного улучшения (рис .1.). Все овременные и темы менеджмента, в том чи ле и экологического менеджмента, основываются на цикле Деминга. Он представляет собой периодическое планирование, о уще твление, оценку и пере мотр деятельности. Основополагающий его принцип заключает я в том, что планирование первично и, е ли нет ерьезных о нований к изменению, то в е должно быть выполнено. Система менеджмента включает в себя организационную структуру,

деятельно ть по планированию, ра пределение ответ твенно ти, практики, процедуры, проце ы и ресурсы [3,4].

Безусловно, на сегодня необходимы

организационно-экономиче кие механизмы, которые бы огла овывали интере ы производителей и обще тва. Необходим переход от решения уже уще твующих проблем (так называемый подход «на конце трубы») к регулирующим методам, о нованным на правовой базе и деятельно ти затрагивающей механизм управления, препят твующий озданию проблем. На егодня подходы, о нованные на управлении проце ами, можно назвать передовыми (рис .2) [5].

Изменение и темы управления более «медленный» механизм, требующий зача тую координальной перестройки мышления. Однако реализация этого принципа обе печивает оздание организационно-экономиче ких механизмов, которые направлены одновременно как на поддержание уровня производ тва вы окими экологиче кими требованиями, так и на выпу к необходимого количе тва продукции и у луг. только в этом лучае создается стабильная база устойчивого развития.

«Здоровье, безопасность и окружающая среда» (Н8&Е)

Предотвращение загрязнения (Ро11Шюп РгеуетЩоп)

Более чистое производство (С1еапег Ргас1ис1:юп)

Подходы «на конце трубы» (“Еп(1-оГ-р1ре”)

Рис. 2. Эволюционная модель регулирования экологиче кой безопа но ти.

В у ловиях, когда нет никакой возможно ти закрыть или переоборудовать даже о обо опа ные производства, необходимо создавать условия по минимизации негативного воздей твия на окружающую реду. Этому будет по об твовать экологизации технологий и их переориентация на ре ур о бережение, в том чи ле и через ра про транение безотходные технологии. Как показывает проведенное анкетирование, мнения

отно ительно причин, побуждающих о ваивать механизм экологического управления у руководителей и ме тных жителей имеют

разнонаправленный вектор (ри .3). Первая группа респондентов в большей степени обеспокоена экономико-правовой компонентой, а вторая

устойчивостью развития территории и снижением воздействия производства на окружающую среду.

По данным МВД РФ в 2007 году в тране было зарегистрировано 41242 экологических преступлений, из которых 4166 приходится на Центральный федеральный округ и 40 на Орлов кую обла ть. По этому показателю наш регион в по ледние годы находится на одном из последних мест [1,6] .

Преимуще тва организационно-экономиче кого механизма регулирования экологиче кой

безопа но ти могут быть пред тавлены конкретными результатами в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периоде (рис .4). Прогнозируемая разовая экономия ред тв в кратко- и среднесрочном периода может до тигать я за чет окращения производ твенных и эк плуатационных затрат (ре ур ов), переработки отходов (включая экономию ред тв на их утилизацию), окращения брака, снижения природоохранных платежей. Долгосрочные преимущества представлены повышением инве тиционной привлекательно ти, управляемо ти, и они в большей тепени влияют на табильное и устойчивое функционирования производства. Если производитель выбрал в качестве основной стратегии до тижение долго рочных преимуще тв, то он в большей тепени ориентирован на оздание у пешного и табильного производ тва.

уменьшение количе ства случаев нарушений прир одоохранного законодатель ства

повышение инвестиционной привлекательности предприятия

- руководители и с пециалисты предприятий ме стные жители

Ри . 3. Ра пределение о новных причин, побуждающих о ваивать и тему экологиче кого управления, %.

преимущества

Повышение устойчивости и гиб-

Развитие системы стратегического и тактиче Щ ского управления.

Благоприятный имидж и хорошие отношения с потребителями, партнерами, инвесторами, государственными органами и общественностью.

Взаимовыгодное и долгосрочное сотрудничество

I Рост рыночной капитализации

Увеличение инвестиционной привлекательности

ж

Повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, снижение рисков.

I Сокращение производственных, эксплуатационных и иных затрат

Снижение расходов по обслуживанию кредитов и страховок

Получение инвестиционных предложений

- долгосрочное | 2 | - краткосрочное

Ри . 4. Организационно-экономиче кие преимуще тва экологического регулирования.

Основа экономической эффективности и у тойчиво ти лежит в получении дополнительных ред тв в результате экономии ре ур ов и платы за выбро ы, что позволит повы ить экономиче кую устойчивость и улучшить экологическую обстановку. До тижение экономиче кого эффекта в дальнейшем позволяет ра про транить методику без внешних финан овых вливаний, что гарантирует ее у тойчиво ть. Разработка организационно-

экономического механизма экологической безопа но ти должна ра матривать я не как разовая, а как по тоянная деятельно ть, по тепенно развивающая я, корректируемая и дополняемая каждый год.

По данным ро тата, инве тиции в о новной капитал, направленные на охрану окружающей реды и рациональное и пользование природных ре ур ов, в 2007 году продолжали ра ти, по отношению к уровню финан ирования предыдущих лет, и составили 76,9 млрд. руб., распределившись ледующим образом. о новная инве тиционная о тавляющая в природоохранной деятельно ти -собственные средства предприятий - 63,6% (2006 г. - 70,0%, 2005 г. - 76%); вклад бюджетов субъектов ро ий кой Федерации и ме тных бюджетов - 20,2% (2006 г. - 18,2%, 2005 г. - 15%); федерального бюджета - 14% (2006 г. - 10,4%, 2005 г. - 8%).

Т аким образом, организационно-экономический механизм регулирования экологиче кой

безопа но ти - это тип управления, ориентированный на формирование и развитие принципиально нового производ тва и новой культуры жизнедеятельно ти человека. он должен быть по троен на оциально-экономиче ком и оциально-п ихологиче ком мотивировании

гармонии взаимоотношений человека природой и должен включать полный комплек проблем управления, вязанных экологиче кими

процессами, которые должны рассматриваться и решать я в единой и теме на о нове по тоянного и по ледовательного улучшения.

Литература

1. охрана окружающей реды в орлов кой

области: Стат. с б./ Территориальный орган

Федеральной лужбы го удар твенной тати тики по Орловской области - Орел, 2009.-67 с.

2. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14001-2007 "Системы экологичес кого менеджмента. Требования и руководство по применению" (утв. приказом Федерального агент тва по техниче кому регулированию и метрологии от 12 июля 2007 г. N 175-с т).

3. ISO/FDIS 14001:2004. - Требование стандарта в отношении у транения и предотвращения не оответ твий направлено на обе печение функционирования СЭМ

4. Гусева, Т.В. Опыт и перс пективы развития систем экологического менеджмента в России/ Т.В. Гусева, С.Ю. Дайман, В.Н. Винниченко // Стандарты и качество. - № 1. - 2002. - С. 18-21.

5. Борис ов, В.Ю. Влияние инновационной

деятельно ти отра ли на проце ы

ресурсос бережения / В.Ю. Борисов // Экономика природопользования - Москва. ВИНИТИ. - №5, 2007. - С. 122-126.

6. Официальный айт Мини тер тва внутренних дел Российской Федерации - www.mvd.ru/stats

7. Международная организация по

стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) - с оздана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически её работа началась с 1947 года. Рос с ия стала членом ISO как

1

правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет 180.

180 14000 - международный стандарт по

созданию системы экологического менеджмента.

Стандарты 180 14000:

• 180 14001 - Системы экологического

менеджмента. Требования и руководство по использованию

• 180 14004 - Системы экологического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менеджмента. Общее руководство по

принципам и методам

• 180 14010 - Руководящие указания по

экологическому аудиту. Общие принципы

• 180 14011 - Руководящие указания по

экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем экологического

менеджмента

• 180 14012 - Руководящие указания по

экологическому аудиту. Критерии

квалификации аудиторов систем

экологического менеджмента

• 180 14040 - Экологичес кий менеджмент.

Оценка жизненного цикла. Принципы и структура

• 180 14050 - Глос сарий

УДК 658.382.3(045):614.8-057

И.В. Гальянов, доктор техничес ких наук ФГОУ ВПО Орел ГАУ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ТЕОРИИ РИСКА

Изложен вероятностный подход к проблеме риска. Предложены четыре класса риска для испольлования классов при проведении аттестации рабочих мест. Ключевые слова: риск, несчастный случай, вероятность, белопасность.

В проце е трудовой деятельно ти человек ча то находит я под воздей твием различных производственных факторов. Если

производ твенный фактор превышает допу тимые уровни и воздей твует на человека, то образуют я у ловия ри ка. Поэтому логично предположить, что ри к это угроза здоровью и жизни работника в проце е трудовой деятельно ти. При определенных об тоятель твах и очетанных проявлений факторов могут происходить несчастные случаи с работниками. Ри ки, вызывающие не ча тные лучаи на производ тве, называют я профе иональными ри ками. Ри ки разделяют на технические, технологические, экологические, социальные, финансовые, природные и другие. Количе твенная их мера не однозначна. Имеет я множество формул, по которым определяются их чи ловые значения. С научной точки зрения, лучшее понимание сущности риска объясняет теория вероятности. В данной статье риск и вероятность не ча тного лучая, в рамках понятия теории вероятно ти, приняты равнозначными, разница в удобстве применения. Опасность и (или) вредность являют я причинами ри ка и причинами вероятно ти не ча тного лучая. Не ча тный лучай ра матривает я как обытие закономерное, а несчастный случай с конкретным человеком - как событие случайное. Несчастный случай понимается как реализованная вероятно ть опа но ти или вредности. Случайное и закономерное являются свойствами человеко-машинных систем.

В результате проведенных теоретиче ких и ледований вой тв человеко-машинных и тем, о нованных на фактах не ча тных лучаев в

The approach to a problem of risk is stated. Four classes of risk are offered for realization of workplaces certification.

Key words: risk, accident, probability, safety.

сельском хозяйстве, предложена следующая математическая концепция риска. Состояние системы Человек-Машина-Среда (ЧМС)

ра матривает я как вой тво вободного изменения ее производ твенных факторов, вызванного любыми причинами [1,2,3]. Изменения могут быть пред тавлены в нелинейном виде:

= Fi (У^ y2 v.^ Уп X i = Uv- n (1)

dt

Примем за безопа ное о тояние некоторый у тановивший я проце работы и темы,

опи ываемый функцией yix (t ) . Отклонения от этого о тояния и переход в опа ное пред тавим изменениями yi (t) (ри . 1). Отклонения,

определяемые уравнением 1 при определенных начальных условиях y{ (to ) обозначим через yi (t):

x (t) = y (t) - yx(t),i = 1,2, ... , n, (2)

тогда можно напи ать уравнение возможного изменения в отклонениях в виде:

— = Фi(x1, x2,..., xn ),i = 1,2,...,n, (3)

dt

при этом о тояние и темы, оответ твующее

безопасному, будет при x(t) =0. Переменные

факторы Xi( x1, x2,..., xn ), i = 1,2,..., n являются координатами о тояния и темы в отклонениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.