продукции, может происходить, на наш взгляд, путем индустриализации и интенсификации отрасли с привлечением высоких технологий. Максимальную отдачу могут обеспечить только освоение научных достижений, гибкость производства в зависимости от потребно ти рынка, овременные технологии, способствующие повышению конкурентоспособности и эффективности производства продукции
виновод тва.
Литература
1. Государственная программа «Развитие ель кого хозяй тва и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» /www.mcx.ru.
2. Гегамян, Н. Эффективность производства винины на предприятиях промышленного типа /
Н. Г егамян, Н. Пономарев, Н. Логинов // Свиноводство. - 2007. - №2. - С.24-26.
3. Зарук, Н.Ф. Роль инновационных разработок
для тимулирования у коренного развития животноводства / Н.Ф. Зарук, Т.Ф. Боряева // Экономика сельскохозяйственных и
перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 1. - С. 47 - 49.
4. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. И.Г. Ушачева, И.Т. Трубилина, Е.С. Оглоблина, И.С. Санду.- М.: КолосС, 2007.- 636 с.
5. Морозов, Н.М. Повышение
конкуренто по обно ти продукции животновод тва на о нове инновационных до тижений /
Н.М. Морозов // Вестник РАСХН. - 2008. - №1. -С.13-16.
6. Нечаев, В. Рынок свинины и региональный АПК / В. Нечаев, Е. Артамонова, А. Кочиева // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - №1. - С.37-42.
7. Папцов, А.Г. Организационно-
экономиче кие и экологиче кие проблемы мирового свиноводства / А.Г. Папцов // Аграрная Россия. -2006. - №3. - С.14-17.
8. Рыбалко, В.П. Прошлое, настоящее и будущее отрасли свиноводства / В.П. Рыбалко // //Зоотехния.-2008.-№1.-С. 24-26.
9. Шарнин, В.Н. Итоги выполнения национального проекта «Развитие АПК» в отрасли
виновод тва в 2006-2007 гг. Задачи и проблемы дальнейшего развития в оответ твии Государственной программой развития сельского хозяйства / В.П. Шарнин // Материалы координационного овещания по проблемам научного обе печения виновод тва на период 2008-2012 гг. / Дубровицы: ВИЖ, 2008. - С.4-15.
УДК 368(091)(470+571)
РАЗВИТИЕ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
А.С. Оробинский, ФГОУВПО ВГАУ им. К.Д. Глинки Ю.Н. Парахин, к.э.н., ФГОУ ВПО ВГАУ им. К.Д. Глинки
Возникновение института страхования стало лед твием е те твенного тремления человека минимизировать убытки и потери, которые возникают в процессе его хозяйственной деятельности или просто в процессе его жизни в результате случайных событий.
Осознанная человеком и обществом в целом необходимо ть траховой защиты формировала траховые интере ы, через которые тали формироваться определенные страховые отношения.
Страхование в России имеет глубокие корни. Так, еще Екатерина II, озабоченная развитием русской морской торговли, издала в 1781 г. «Устав купеческого водоход тва», заключавший в ебе по тановление о морском страховании. Страхование от огня началось в России также во времена Екатерины II. В 1786 г. был учрежден го удар твенный заемный банк, причем новому банку разрешало ь принимать в залог лишь те дома и недвижимость, которые у него же будут застрахованы.
За короткое время возникли новые траховые общества (в 1867 г. - «Русское», в 1870 г. -
«Коммерческое», «Варшавское», «Русский Ллойд», в 1872 г. - «Северное», «Якорь», «Волга»). В 1851 г. в акционерных траховых обще твах было за траховано имущества от огня на 282 млн. руб., в 1865 г. - на 886 млн. руб., а в 1886 г. - на 4 млрд. руб. В 1913 г. страхование от огня производили 13 акционерных страховых обществ.
В 1862 г. в городах были организованы общества взаимного страхования от огня, в 1890 г. создан Пензенский союз обществ взаимного страхования от огня, преобразованный в 1905 г. в Российский союз с Правлением в Петербурге.
В 1864 г. было утверждено «Положение о взаимном зем ком траховании», огла но которому каждое губернское земство должно было вести операции по трахованию только в воей губернии под управлением Губернского земского собрания. Крупнейшее страховое общество «Россия» в 1881 г. производило трахование жизни, капиталов, коллективное и индивидуальное страхование и др. В 1888 г. страховое общество «Помощь» производило страхование от не ча тных лучаев, краж о взломом и т. п.
В 1903 г. 141 крупнейшая фирма центрального промышленного района создала в Москве Российский взаимный траховой оюз, о уще твляющий трахование от огня движимого и недвижимого имущества. К 1913 г.
русские страховые общества владели уже значительными капиталами (активы составили 374 млн. руб.) и играли большую роль в экономической жизни страны.
Таким образом, в России период с 1780 г. по 1914 г. можно считать первым этапом становления не только агрострахования, но и системы страхования в целом, который характеризует я от ут твием четкой пециализации траховых компаний по видам трахования, низким уровнем покрытия траховых ри ков, преобладанием национальных траховых компаний и слабым развитием взаимного страхования и пере трахования.
В то же время необходимо отметить, что в рассматриваемый период в России сельскохозяйственное производ тво было ведущей отра лью, и большин тво населения проживало в сельской местности. Поэтому не только непо ред твенное трахование по евов, но и развитие имущественного и личного страхования были связаны с аграрной сферой и оказывали существенное влияние на нее.
Второй этап (1914 - 1921 гг.) можно отнести к периоду первой мировой войны, а затем граждан кой войны, когда отмечал я общий пад промышленного и сельскохозяйственного производства в стране. Этот период характеризует я нетолько уничтожением прежде существовавшей в России финансовой системы, но и развалом ин титутов и механизмов трахования, что было вызвано радикальными политиче кими и оциально-экономиче кими изменениями, которые произошли в тране и привели к изменению обще твенного троя. Одним из результатов революции 1917 г. стала отмена частной собственности на землю и ее национализация.
Третий этап (1921 - 1967 гг.).
Сельскохозяйственное страхование в Российской Федерации возродилось после революций и Гражданской войны на каче твенно новом уровне. 6 октября 1921 года был принят Декрет "О государственном имущественном страховании", которым предусматривалось организовать по всей территории РСФСР государственное имущественное страхование частных хозяйств от пожаров, падежа кота, градобития ра тительных культур, а также от аварий на путях водного и ухопутного тран порта.
В 1940 году был принят Закон «Об обязательном окладном страховании». В течение 26 лет нормы этого Закона регулировали трахование урожая и по евов в растениеводстве. В них принцип страхования от неурожая применял я выборочно по отношению к отдельным видам культур. За время дей твия этого закона постепенно увеличивался объем страхового обеспечения, которое выплачивалось в качестве страхового возмещения колхозам при гибели по евов.
Необходимо отметить, что страхование в том виде, в котором оно уще твовало в этом периоде, характеризовалось следующим:
• страхование осуществлялось не от всех неблагоприятных погодных у ловий (за уха была и ключена из того перечня и принимала ь во внимание лишь при траховании отдельных культур, например, конопли);
• трахование уще твовало в обязательной и добровольной формах (то е ть уще твовало у ловие, в соответствии с которым хозяйства вносили платежи как по добровольному, так и по обязательному страхованию);
• страховые взносы поступали практически в егда не в полном объеме, образуя так называемые «недоимки», с которыми безуспешно боролся Госстрах. Крестьяне плохо понимали принципы страховой системы и воспринимали страховые платежи как налоги;
• недо таточный уровень трахового
обеспечения (40% от реального ущерба) приводил к тому, что объем трахового возмещения был очень низким, хотя в резерве Госстраха скапливались огромные суммы средств за счёт страховых платежей;
• обязательное окладное трахование
распространялось только на колхозы. Совхозы были и ключены из феры го удар твенного трахования.
Четвертый этап (1967 - 1991 гг.). С 1967 года Закон «Об обязательном окладном страховании» был отменён. На смену ему пришло обязательное государственное страхование имущества колхозов, а в 1979 году в эту систему были включены и совхозы. Самым уще твенным элементом трахования тала урожайность, а не гибель посевов. Если раньше страховое возмещение выплачивало ь за погибшие по евы, то 1967 г. оно было напрямую связано со снижением урожайности или полной гибелью посевов. В число рисков была включена засуха. Страхование стало осуществляться только в обязательной форме. Был применён новый способ определения предельных рисков траховщика, в каче тве которого тал и пользовать я показатель реднегодовой урожайно ти трахуемых сельхозкультур за предыдущие 5 лет.
Пятый этап (1991-1993 гг.) характеризуется очередными политиче кими и экономиче кими изменениями в стране, которые привели к трансформации отношений об твенно ти, началу тановления рыночных отношений и развитию овременных рыночных институтов. Правопреемник Госстраха СССР -Росгосстрах - увеличил страховые тарифы при страховании посевов сельхозкультур до 25%. Поэтому в добровольной форме трахование практиче ки не осуществлялось. Нельзя не упомянуть, что в начале девяно тых годов ма овая организация кре тьян ких (фермерских) хозяйств способствовала созданию сети страховых компаний «Поддержка». Из государственного бюджета на формирование или пополнение их уставных фондов, у тавных капиталов было направлено выше 19 млрд неденоминированных рублей. Но опыт амо тоятельной работы компаний показал, что задачи обе печения траховой защитой ель кохозяй твенных товаропроизводителей не могут быть реализованы разрозненными и мелкими региональными компаниями при их низкой финан овой у тойчиво ти, лабом контроле о тороны го удар тва, от ут твии развитой системы перестрахования рисков.
С 1 января 1991 г. в России было отменено обязательное трахование имуще тва
сельскохозяйственных предприятий. Введение добровольной формы на тех же принципах, которые были заложены в обязательном траховании, не позволило
добиться развития добровольного страхования указанного вида среди товаропроизводителей сельхозпродукции в Российской Федерации.
В течение последующих лет число хозяйств, страховавших посевы сельскохозяйственных культур, сокращалось из года в год. Так, в 1993 г. из 26 тыс. сельскохозяйственных предприятий и 270 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств заключили договоры страхования посевов только 8 тыс. В 1995 г. из указанного числа хозяйств договоры страхования заключили уже в его лишь 2,7 ты . товаропроизводителей растениеводческой продукции. Причем в 35 регионах страны вообще не было заключено ни одного договора.
Шестой этап (1993 - 1997 гг.). В 1993 году была предпринята первая попытка организовать трахование урожая ель кохозяй твенных культур го удар твенной поддержкой. Были разработаны «Условия добровольного страхования сельхозкультур с участием господдержки», за счет последней предлагалось выплачивать 50% страхового платежа. Из платежей по страхованию посевов производились следующие отчисления: в резерв предупредительных мероприятий (1%), на образование межрегионального фонда Российской государственной траховой компании (5%), на ра ходы на ведение дела (4%), в том числе Правлению Российской государственной страховой компании — 0,5%.
В 1995 году появились «Условия страхования по евов ельхозкультур компен ацией
товаропроизводителям 25% траховых платежей за чет средств федерального бюджета». По сравнению с вариантом 1993 г. этот документ разрешал проводить операции по данному виду трахования не только Росгосстраху, но и другим страховым компаниям. Несколько изменилась структура тарифной ставки — из перечня отчи лений были и ключены отчи ления в межрегиональный фонд и Правлению Росгосстраха. Таким образом, нагрузка страхового тарифа состояла из отчислений в РПМ (1%) и расходов на ведение дела (3,5%).
В то же время сами принципы страхования во многом копировали тарую и тему го удар твенного обязательного трахования имуще тва предприятий, входивших в систему АПК СССР. По-прежнему траховая умма ра читывала ь на 100% по евных площадей, траховое возмещение выплачивало ь в размере 70% ущерба. Ущерб определялся как разница между урожайно тью за предыдущие 5 лет и фактиче кой урожайно тью, умноженная на прогнозную цену и размер по евов.
Седьмой этап (1997-2001 гг.). В 1997 г. был принят Федеральный закон № 100 «О государственном регулировании агропромышленного производ тва» (от 14.07.1997), в котором устанавливалась норма «О го удар твенном регулировании трахования в агропромышленном производстве». Этой нормой за го удар твом закрепляла ь обязанно ть компен ировать при траховании урожая ель кохозяй твенных культур 50% траховых взно ов траховщикам за чет ред тв федерального бюджета. Кроме того, было разрешено отно ить ред тва, уплаченные хозяй твами при
траховании урожая, на ебе тоимо ть
ель кохозяй твенной продукции.
В целях реализации статьи 16 ФЗ № 100 было принято Постановление Правительства от 27.11.98 года «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производ тва» № 1399.
Постановление предусматривало несколько
принципиальных новше тв:
• предполагалось создание при Министерстве финансов Российской Федерации Федерального агентства по регулированию трахования в фере агропромышленного производ тва для реализации мер, определенных Федеральным законом;
• предполагало ь заключать договоры трахования урожая ель кохозяй твенных культур
сроком не менее чем на 5 лет;
• страховая сумма должна была определяться исходя не из 100%, а только из 70% страховой стоимости;
• уммы превышения траховых взно ов над суммой страхового возмещения в полном объеме должны были о тавать я в ра поряжении траховщика и и пользовать я для выплаты трахового возмещения в последующие годы, если платежей текущего года будет не до статочно;
• давалось поручение Министерству финансов РФ и Министерству сельского хозяйства РФ в 3-ме ячный рок разработать и пред тавить в Правительство РФ проект положения о федеральном
ель кохозяй твенном траховом резерве.
В итоге, в конце 90-х годов ежегодно компенсацию получали 4 - 4,5 ты яч хозяй тв из уще твовавших 30 ты яч (без учета фермер ких) примерно в 20 - 25 регионах России. При этом средства поступали со значительным опозданием и в небольших размерах. В результате такого подхода федеральных органов власти к выполнению воих обязатель тв было в значительной мере подорвано доверие хозяй тв к этому виду трахования, а траховые компании, занимающие я трахованием урожая, были по тавлены на грань финан ового краха.
Восьмой этап (2001 - 2004 гг.). В 2001 году было принято Постановление Правительства № 758 «О
го удар твенной поддержке трахования в фере агропромышленного производства» от 01.11.01, которое формулировало принципы формирования Федерального агентства и ввело «Правила предоставления в 2001 году уб идий за чет ред тв федерального бюджета на компен ацию ча ти затрат ель кохозяй твенных товаропроизводителей на трахование урожая ель кохозяй твенных культур».
Этим постановлением Правительства РФ были определены у ловия уб идированного трахования урожая ель кохозяй твенных культур, в которых было у тановлено 9 групп ель кохозяй твенных культур, принимаемых на трахование, а также утверждены страховые тарифы в разрезе регионов России. Страхованию подлежал урожай сельскохозяйственных культур и многолетних плодово-ягодных на аждений на всей площади посева. При этом, страхование урожая ель кохозяй твенных культур производило ь по в ей
овокупно ти обытий, а размер траховой ответ твенно ти ограничивал я 70% траховой уммы. Возмещению подлежал недобор продукции, образовавший я в лед твие нижения фактиче кой урожайно ти по каждой культуре против ее реднего пятилетнего уровня, по ценам реализации, заложенным в договоре трахования при его заключении.
Постановление сыграло свою положительную роль в развитии страхования урожая. Т ак, если по указанным условиям в 2002 году в процессе страхования с участием средств федерального бюджета было задействовано 20 компаний и заключено 4000 договоров, то в 2003 году чи ло траховщиков до тигло 36, а за траховавших я хозяй тв - 5392.
На практике субсидии выделялись из бюджета хозяй твам, заключившим договоры трахования урожая в размере менее 50% начисленной страховой премии. В у ловиях дефицита бюджетных ред тв траховая компания принимала на ебя ри к до фактиче кого получения необходимой траховой премии, а зача тую вынуждена была производить выплату при на туплении трахового лучая, так и не получив в полном объеме траховую премию, необходимую для формирования траховых резервов.
Серьезной проблемой стало отсутствие нормативных актов, позволяющих четко определить критерии для признания убытков ель кохозяй твенных товаропроизводителей траховыми лучаями.
Постановление №758 не содержало четких понятий траховых ри ков и позволяло по-разному трактовать обытия, определенные в договорах трахования в качестве страхового случая. Это часто приводило к необоснованным искам сельскохозяйственных товаропроизводителей к траховым компаниям, отказавшим в выплате трахового возмещения из-за от ут твия в период дей твия трахового поли а тихийных бед твий природного характера. Арбитражные суды в удовлетворении подобных исков отказывали.
Правила предоставления субсидии
ельхозпроизводителям на оплату 50% траховой премии по договорам трахования урожая ельхозкультур,
утвержденные Постановлением № 758, ограничивали до тупно ть трахования ри ков тихийных бед твий для большин тва ель кохозяй твенных предприятий,
по об твовали вы оким затратам на трахование,
затрудняли пере трахование ри ков и формирование
траховых резервов из-за неопределенно ти размера и роков по тупления уб идии на чета траховых компаний.
Девятый этап ( с 2004 г. и по настоящее время) характеризует я регулированием трахования в ель ком хозяй тве и полнительной вла тью, в ча тно ти
Постановлениями Правительства РФ и приказами
Министерства сельского хозяйства, и отсутствием надлежащей законодательной базы.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О Развитии ель кого хозяй тва» в татье 7 к о новным
направлениям го удар твенной поддержки в фере развития ель кого хозяй тва отно ит также и
«...развитие системы страхования рисков в сельском хозяй тве».
Министерством сельского хозяйства РФ последние годы были предприняты ледующие шаги для принципиальной пере тройки дей твовавшей до этого года и темы трахования урожая го удар твенными уб идиями:
1. Изменение порядка субсидирования. Новый подход позволял траховщикам получать траховые премии и формировать траховые резервы в полном объеме и в более короткие сроки, чем раньше. Однако такой порядок был менее выгоден большин тву финансово слабых хозяйств, которые и до этого не были в состоянии оплатить даже половину страхового взноса.
2. Сокращение количества рисков, принимаемых на трахование.
3. Уменьшение числа страхуемых культур. В перечень трахуемых культур не попали кормовые культуры, картофель, овощи, виноградники, многолетние насаждения. Это дискриминировало большинство хозяй тв, занимающих я животновод твом на воих кормах, овощевод твом, адовод твом.
4. Равенство страховой суммы и страховой тоимо ти урожая.
Использование при определении страховой тоимо ти урожая показателя редней урожайно ти за предшествующие 5 лет, а при ее отсутствии в отдельные годы - урожайно ти трахуемой ель кохозяй твенной культуры по оответ твующему админи тративно-территориальному образованию субъекта РФ приводило к подрыву экономиче кого интере а к трахованию крупных хозяй тв, озданных менее 5 лет назад, инве тировавших значительные ред тва в развитие производ тва и имеющих значительно более вы окие показатели урожайно ти.
Следует отметить, что, несмотря на объективные предпо ылки развития трахования в ель ком хозяй тве, его овременное о тояние характеризует я узким выбором объектов трахования, ограниченным набором страховых рисков и т.д. Межу тем, общепризнано в мировой практике трахования, что возможно ть широкого выбора траховых программ играет ключевую роль в успехе любой национальной системы страхования.
На сегодня очевидно, что Федеральные власти методом проб и ошибок пришли к выводу, что поддержка ела по ред твом трахования ельхозпроизвод тва -наиболее перспективный путь. Изучение опыта других тран также наглядно показывает, что го удар твенная поддержка трахования не равненно эффективнее, чем финан овая помощь, оказываемая в неблагоприятные годы в виде дополнительных кредитов, субсидий, зачетов, пи аний, от рочки и прямых денежных компен аций.
Литература
1. Гвозденко, А.А. Основы страхования: Учебник / А.А. Гвозденко. - М.: Финансы и статистика, 1998. -304 с.
2. Михайлов, В.И. Роль страхования в сельскохозяйственном производстве / В.И. Михайлов // Финансы. - 1996. - №9. - С. 46-49.
3. О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1998 г. №1399 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №49. - Ст.6052
УДК 631.17:631
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КАДРОВОЙ
ПОЛИТИКИ АПК В УСЛОВИЯХ ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Т.М. Кузнецова, ФГОУВПО Орел ГАУ
Н.И. Прока, д. э. н., профессор ФГОУ ВПО Орел ГАУ
Стратегия по созданию конкурентоспособного сельского хозяйства на основе интенсивного использования инновационных технологий производства зависит самым непосредственным образом от эффективной кадровой политики, которая должна соответствовать этой стратегии. Сегодня ситуация складывается таким образом, что назрела необходимость в принятии радикальных мер по предупреждению негативного влияния отдельных факторов на развитие кадрового потенциала аграрного сектора. Если этой проблеме воевременно не уделять до таточного внимания, то в перспективе - это прямая угроза воспроизводству рабочей силы, и как следствие -существенное снижение кадрового потенциала АПК.
Нельзя не согласиться с академиком РАСХН А.Ф. Серковым, в том, что одним из наиболее опасным вызовом для аграрного сектора России в преддверии присоединения России к ВТО является - высокая потребно ть в квалифицированных кадрах и одновременно безработица на еле, в ча тно ти молодежи [3]. Кто будет в этой ситуации обеспечивать «устойчивое экономическое развитие», конкурентоспособность и т.д.?
Инновационный социально-ориентированный тип развития аграрной экономики предъявляет сегодня новые, более жесткие требования к кадрам, которые должны:
• знать механизм функционирования рыночной экономики, в том числе аграрной;
• профессионально и быстро адаптироваться к новым инновационным процессам в АПК;
• постоянно повышать свой профессиональноквалификационный уровень и в максимально-возможной
тепени реализовать его в проце е трудовой деятельно ти;
• тремить я к командному тилю работы для до тижения целей организации;
• творчески реализовать свой кадровый потенциал в направлении повышения эффективности труда и др.
Все это в комплексе обуславливает
принципиальную необходимость разработки и реализации в каждой организации АПК, своей кадровой политики, адаптированной к конкретным условиям ее функционирования. В этих у ловиях возра тает роль работы кадрами в рамках кадровой политики нетолько конкретных организаций, но и регионального АПК в целом. Значительно повышаются требования к характеру, одержанию и организации работы лужб управления пер оналом в ех уровней.
Кадровая политика должна формировать я на о нове тратегии управления кадровыми ре ур ами в той или иной организации.
В связи с этим, мы вполне согласны с Л. Рудь [4], считающей, что стратегия управления кадровыми ре ур ами пред тавляет обой комплек пер пективных ориентиров и пользования трудового потенциала, его обновления, овершен твования, развития и мотивации.
В то же время мы читаем, что тратегия управления кадровыми ре ур ами - это и тема нормативных параметров формирования, в е тороннего развития, мотивации, тимулирования, и эффективного и пользования кадрового потенциала для до тижения пер пективных целей деятельно ти конкретной организации АПК.
С нашей точки зрения, кадровая политика - это комплек ная и тема работы пер оналом конкретной организации, отрасли, региона, объединяющая различные методы, формы и элементы кадровой работы, направленные на мобилизацию и мотивацию персонала с целью обе печения эффективного функционирования системы управления и решения установленных производственно-экономических и социальных задач.
Для реализации стратегии инновационного развития и повышения конкуренто по обно ти аграрного ектора о обое значение имеет обе печение отра ли квалифицированными кадрами и активизации в целом кадрового потенциала. В каждом регионе проблема кадрового обе печения АПК имеет вои о обенно ти и ложно ти.
Структурные преобразования в АПК Орлов кой области существенно повлияли на количественные и качественные параметры кадрового потенциала. Так, например, за 2001-2007 гг. общая численность работников ель кохозяй твенных организации, занятых в сельскохозяйственном производстве сократилась почти в 2,4 раза.
Т аблица 1 - Показатели трудообеспеченности сельскохозяйственных организаций Орловской области *
Показатели Годы
2000 2005 2006 2007
Число сельс кохозяйственных организаций (на конец года), ед. 474 241 231 192
Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, тыс. человек 49,2 31,5 26,0 20,6
Приходится в среднем на одну организацию:
работников, человек 104 131 113 107
пос евной площади всех сельскохозяйственных культур, га 2152 3423 3104 3379
крупного рогатого скота, голов 281 428 369 387