Научная статья на тему 'Стратегические приоритеты развития лесного комплекса России'

Стратегические приоритеты развития лесного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
908
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС / ПРОГНОЗ / ИНВЕСТИЦИИ / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР / DEVELOPMENT STRATEGY / FOREST COMPLEX / FORECAST / INVESTMENTS / ANALYTICAL REVIEW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пинягина Н. Б., Савицкий А. А., Горшенина Н. С.

На основе аналитического обзора современного состояния, тенденций развития и прогнозных оценок результативности отраслей лесного комплекса подтверждается необходимость разработки новой Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации. Новая Стратегия развития лесного комплекса, подчеркивается в статье, это основополагающий для отрасли документ, определяющий параметры развития лесного комплекса до 2030 г. и устанавливающий баланс между лесозаготовительными возможностями, потребностями промышленности и требованиями экологии с учетом региональных социально-экономических и природных условий. В связи с этим в статье рассматривается взаимосвязь и взаимодействие отраслевой Стратегии с другими документами стратегического планирования, включающими стратегии социально-экономического развития РФ, национальной безопасности РФ, пространственного развития РФ. Для реализации поставленных целей главными направлениями являются: развитие производств в новых для РФ сегментах, перспективных на внутреннем и внешнем рынках; модернизация традиционно развитых в РФ производств, повышение качества лесобумажной продукции. С учетом представленного в статье анализа современного состояния лесного комплекса и ключевых проблем, сдерживающих его развитие, рассматриваются три сценария развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г.: инерционный, умеренный, инновационный. Дан прогноз динамики производства и потребления основных видов продукции лесного комплекса по сценариям развития. Для достижения прогнозных результатов необходимо привлечение дополнительных инвестиций и повышение инвестиционной активности. Именно поэтому одной из обсуждаемых проблем являются вопросы инвестиционной привлекательности российского лесного комплекса и источников финансирования инвестиционных проектов в ЛПК. В статье на основании представленного материала сформулированы стратегические приоритеты развития лесного комплекса России. В настоящее время темпы развития лесного комплекса находятся в прямой зависимости от социально-экономического развития страны. Но поскольку макроэкономическая ситуация в России остается сложной, стратегия развития лесного комплекса будет осуществляться по базовому сценарию. Однако по мере ускорения социально-экономического развития России и повсеместного внедрения инновационных технических средств и технологий в лесоперерабатывающее производство развитие лесного комплекса пойдет по инновационному сценарию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of an analytical review of the current state, development trends and forecast performance evaluations of the branches of the forest complex the need to develop a new Strategy for the forest complex of the Russian Federation has been confirmed. The New Strategy for forest sector development is a fundamental document for the industry, defining the parameters of the forest sector development up to 2030 and establishing a balance between logging capabilities, the needs of industry and environmental requirements with regard to regional socio-economic and environmental conditions. In this regard, the article discusses the relationship and interaction of the sectoral Strategy with other strategic planning documents, including the strategies of the socio-economic development, national security, the spatial development of the Russian Federation. To achieve the goals the main areas of action are: the development of production in the segments perspective on domestic and foreign markets the Russian Federation has not worked with yet; the modernization of traditional industries for the Russian Federation, increasing the quality of wood and paper products. In the light of the analysis of the current state of the forestry sector and the key problems hindering its development, three scenarios for the development of the Russian forest complex up to 2030 are considered: the inertia, the moderate, the innovative ones. The forecast of the dynamics of production and consumption of major products of the forest complex development scenarios has been given. In order to achieve the forecasted results it is necessary to attract additional investments and increase the investment activity. That is why one of the issues discussed is the issue of investment attractiveness of the Russian forest sector and sources of financing for the investment projects in the timber industry. On the basis of the material presented in the article strategic priorities for development of the forest sector of Russia have been formulated. At present the rates of the forest sector development are directly dependent on the socio-economic development of the country. But as the macroeconomic situation in Russia remains difficult, the development strategy of forest complex will be the baseline scenario. However, as the acceleration of socio-economic development of Russia and the widespread introduction of innovative technical means and technologies in wood processing production of forest complex development go on, innovation scenario would be introduced.

Текст научной работы на тему «Стратегические приоритеты развития лесного комплекса России»

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Н.Б. ПИНЯГИНА, проф. МГТУ им. Н.Э. Баумана, д-р экон. наук(1>, А.А. САВИЦКИЙ, доц. МГТУ им. Н.Э. Баумана, канд. экон. наук(1>, Н.С. ГОРШЕНИНА, доц. МГТУ им. Н.Э. Баумана, канд. экон. наук(1>

nbp50@yandex.ru, savitskiy@mgul.ac.ru, caf-elh@mgul.ac.ru (1> ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный

исследовательский университет)» (Мытищинский филиал), 141005, Московская область, г. Мытищи, ул. 1-я Институтская, д. 1

На основе аналитического обзора современного состояния, тенденций развития и прогнозных оценок результативности отраслей лесного комплекса подтверждается необходимость разработки новой Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации. Новая Стратегия развития лесного комплекса, подчеркивается в статье, это основополагающий для отрасли документ, определяющий параметры развития лесного комплекса до 2030 г и устанавливающий баланс между лесозаготовительными возможностями, потребностями промышленности и требованиями экологии с учетом региональных социально-экономических и природных условий. В связи с этим в статье рассматривается взаимосвязь и взаимодействие отраслевой Стратегии с другими документами стратегического планирования, включающими стратегии социально-экономического развития РФ, национальной безопасности РФ, пространственного развития РФ. Для реализации поставленных целей главными направлениями являются: развитие производств в новых для РФ сегментах, перспективных на внутреннем и внешнем рынках; модернизация традиционно развитых в РФ производств, повышение качества лесобумажной продукции. С учетом представленного в статье анализа современного состояния лесного комплекса и ключевых проблем, сдерживающих его развитие, рассматриваются три сценария развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г.: инерционный, умеренный, инновационный. Дан прогноз динамики производства и потребления основных видов продукции лесного комплекса по сценариям развития. Для достижения прогнозных результатов необходимо привлечение дополнительных инвестиций и повышение инвестиционной активности. Именно поэтому одной из обсуждаемых проблем являются вопросы инвестиционной привлекательности российского лесного комплекса и источников финансирования инвестиционных проектов в ЛПК. В статье на основании представленного материала сформулированы стратегические приоритеты развития лесного комплекса России. В настоящее время темпы развития лесного комплекса находятся в прямой зависимости от социально-экономического развития страны. Но поскольку макроэкономическая ситуация в России остается сложной, стратегия развития лесного комплекса будет осуществляться по базовому сценарию. Однако по мере ускорения социально-экономического развития России и повсеместного внедрения инновационных технических средств и технологий в лесоперерабатывающее производство развитие лесного комплекса пойдет по инновационному сценарию.

Ключевые слова: стратегия развития, лесной комплекс, прогноз, инвестиции, аналитический обзор.

Современное состояние, основные тенденции развития и прогнозные оценки результативности отраслей лесного комплекса подтверждают необходимость разработки новой Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации.

Сегодня важно определить сбалансированную модель долгосрочного развития лесной индустрии, эффективность которой будет зависеть от правильного и четкого определения целей и путей их достижения, направленных на повышение значимости лесного сектора. Новая Стратегия развития лесного комплекса - основополагающий для отрасли документ, определяющий параметры развития лесного сектора до 2030 г. и устанавливающий баланс между лесозаготовительными возможностями, потребностями промышленности и требованиями экологии

с учетом региональных социально-экономических и природных условий.

Значимость данной проблемы подчеркивается принятием Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации № 172-ФЗ» [5], в соответствии с которым отраслевая Стратегия представляет собой документ, разрабатываемый в рамках целеполагания по отраслевому принципу на федеральном уровне, который определяет развитие сферы или отрасли, приоритеты, цели и задачи государственного управления на долгосрочный период.

Содержание отраслевой Стратегии включает следующие элементы: цели и задачи развития отрасли, сроки и этапы проведения мероприятий, ожидаемые результаты проведения мероприятий, план мероприятий на среднесрочный период.

В законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации № 172-ФЗ» определены требования к Стратегии:

- оценка состояния отрасли;

- показатели развития отрасли по одному или нескольким вариантам прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период;

- приоритеты, цели, задачи и показатели государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности, способы их эффективного достижения и решения.

Для соблюдения и выполнения указанных требований необходима взаимосвязь и взаимодействие отраслевой стратегии с другими документами стратегического планирования, включающими стратегии социально-экономического развития РФ, национальной безопасности РФ, пространственного развития РФ.

Остановимся более подробно на Стратегии развития лесного комплекса, которая разрабатывается с учетом стратегического прогноза РФ, прогноза научно-технического развития, прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и служит базой для разработки документов в рамках планирования и программирования.

Особый интерес представляют место и значимость лесного комплекса в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. Это исследование необходимо, потому что, несмотря на большой потенциал развития отрасли, сегодня все еще существуют серьезные барьеры, препятствующие его реализации. Доля отечественной продукции, по данным Росстата [1], в мировом потреблении не соответствует потенциалу лесопромышленного комплекса, при этом внутренний спрос на продукцию лесной отрасли невысокий, в частности на продукцию мебельной и домостроительной промышленности. Так, доля России в мировом производстве круглых лесоматериалов составляет 5,4 %; пиломатериалов - 5,3 %; листовых древесных материалов - 2,9 %; бумаги и картона - 2,2 %.

Доля России в мировом экспорте круглых лесоматериалов составляет 17,9 %; пиломатериалов - 11,6 %; листовых древесных материалов - 2,5 %; бумаги и картона - 2,5 %.

Далее рассмотрим основные направления научно-технологического развития страны, связанные с лесом:

- биотопливо и биоэнергетика - биотопливо и компоненты из биомассы (топливные гранулы, брикеты из древесины);

- биотехнологические системы и продукты для лесного сектора - средства воспроизводства и защиты леса (средства и методы сохранения и воспроизводства лесных генетических ресурсов), биотехнологические формы деревьев с заданными признаками, биологические средства защиты леса, продукты микробиологической конверсии (биоудобрения);

- лесные биотехнологии - создание новых сортов древесных растений с улучшенными характеристиками (структурой древесины, устойчивостью к фитопатогенам, скоростью роста и др.); микробиологические средства защиты леса от вредителей и патогенов; перспективные биотехнологические процессы комплексной переработки древесной биомассы и ее отдельных компонентов, реализованные на лабораторном уровне.

Реализация указанных направлений позволит получить следующие результаты: новые формы древесных растений с заданными признаками, посадочный материал; методы оценки качества семенного материала, мониторинга фитосанитарного состояния питомников и лесных насаждений; методы глубокой переработки древесины и утилизации отходов лесопиления; современная система управления лесонасаждениями (с привлечением методов ДНК-маркирования); биологические средства защиты леса.

Как отмечалось выше, взаимосвязь отраслевой Стратегии с другими документами стратегического планирования разрабатывается с учетом Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 и определяющей национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики,

Таблица 1

Значение индикаторов реализации Стратегии экологической безопасности по сценариям развития The value of the implementation indicators of environmental Security Strategy on development scenarios

Индикатор Значение индикатора в 2025 г. по сравнению с 2014 г.

пессимистический вариант оптимистический вариант

Снижение площади лесных насаждений, подтвержденных чрезвычайным ситуациям природного и техногенного происхождения 5-10 % 15-25 %

направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу [6-8].

Известно, что основу устойчивого развития составляют экономические, социальные и экологические направления. Именно поэтому экология живых систем и рациональное природопользование занимают важное место в Стратегии национальной безопасности РФ.

Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:

- сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики;

- ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Достижение стратегических целей экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем формирования и реализации долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-эколо-гического потенциала РФ, повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан.

Экологическая безопасность РФ определяется состоянием отдельных природных компонентов, в том числе лесных насаждений.

Оценка прогнозных значений индикаторов реализации Стратегии экологической безопасности представлена в табл. 1.

Перечень мероприятий по реализации Стратегии экологической безопасности

Российской Федерации на период до 2025 г. включает формирование и реализацию региональных схем лесопользования, восстановление массивов наиболее ценных лесных пород, развитие технологий и средств борьбы и предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения (пожаров, нашествий лесных вредителей).

Для реализации указанной долговременной государственной политики разработана Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 г., которая определяет приоритеты в деятельности государства и общества в области обеспечения экологической безопасности:

- сохранение и восстановление природных экосистем;

- сохранение биологического разнообразия в условиях нарастающей техногенной и в целом антропогенной нагрузки;

- регулирование роста техногенной нагрузки на окружающую среду при снижении уровня негативного воздействия на компоненты окружающей среды каждого отдельного источника негативного воздействия;

- рациональное использование, восстановление и охрана природных ресурсов.

В Стратегии изложены следующие положения о лесе:

- внутренние угрозы экологической безопасности - истощение лесных ресурсов из-за нерационального управления, а также из-за чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения (пожаров, нашествий лесных вредителей);

- противодействие внутренним угрозам экологической безопасности - разработка и реализация эффективных схем лесопользова-

ния, восстановление массивов наиболее ценных лесных пород, развитие технологии и средств борьбы и предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения (пожаров, нашествий лесных вредителей).

Таким образом, биотехнологии определены в качестве ключевых направлений инновационного развития российской экономики, наряду с информационными и нано-технологиями, и включают следующие пути решения проблем, стоящих перед лесным сектором экономики в этой области:

- использование низкотоварной, малоценной древесины и древесных отходов для получения энергии;

- использование лесной биомассы и отходов лесопромышленного производства для получения тепловой энергии в целях перехода субъектов Российской Федерации, использующих нефтепродукты с целью теплоснабжения, на местные и возобновляемые виды топлива;

- восстановление плодородия лесных почв, загрязненных промышленным воздействием;

- создание методами биотехнологий сортов ценных дикорастущих лесных растений для целей пищевой промышленности и фармакологии.

Исходя из представленных документов можно обосновать основные направления стратегического развития лесного комплекса России и дать аналитический обзор каждого из них (рис. 1-4) [2].

- Увеличение вклада лесного комплекса в экономику (ВВП), создание рабочих мест.

На основании данных рис. 1 можно сделать вывод, что вклад лесного комплекса в экономику РФ меньше, чем ожидаемый с учетом лидирующих позиций по запасам древесины.

- Импортозамещение и увеличение доли на мировом рынке продукции лесного комплекса.

Рис. 2 отражает тенденцию снижения объема лесного комплекса РФ в мировой торговле, кроме того, 25 % внутрироссийского рынка - это импорт, 84 % которого - продукция с высокой добавленной стоимостью

- Увеличение добавленной стоимости на 1 м3 заготовленной древесины.

Данные рис. 3 подтверждают тот факт, что в РФ используется менее трети расчетной лесосеки (в странах-лидерах - 80 %) и 35 % высококачественной древесины не используется или используется не эффективно.

— Промышленное развитие богатых лесными ресурсами регионов.

Представленные на рис. 4 данные свидетельствуют о том, что в регионах, богатых лесными ресурсами, слабо развита их переработка, несмотря на то, что в этих регионах самый высокий потенциал роста лесопромышленного комплекса.

Таким образом, для достижения поставленных целей ключевыми направлениями являются: развитие производств в новых для РФ сегментах [10-19], перспективных на внутреннем и внешнем рынках; модернизация традиционно развитых в РФ производств, повышение качества лесобумажной продукции.

Разработка и реализация новой Стратегии развития лесного комплекса РФ требует глубокого аналитического обзора и оценки состояния отрасли (рис. 5-10) [1, 3, 4].

Среднегодовые индексы цен в 2015 г. по обрабатывающим отраслям увеличились на 14 % к уровню 2014 г., в том числе в декабре 2015 г. к декабрю 2014 г. на 11,2 %, в обработке древесины и производстве изделий из древесины соответственно на 8,9 % и 9,1 %; в целлюлозно-бумажном производстве на 22,7 % и 31,1 %.

В соответствии с данными Росстата [1 ] по росту цен производителей бумаги и картона, динамика по большинству видов продукции в целом соответствует темпам роста инфляции. На протяжении 2013-2014 гг. наблюдалось заметное отставание индексов цен на все виды бумаги и картона для печати от базового индекса потребительских цен (БИПЦ), однако в конце 2014 г. цены на бумагу значительно выросли. Если по типографской и офисной бумаге в пачках индексы цен продолжали оставаться ниже БИПЦ, то по газетной наблюдалось скачкообразное превышение в начале и конце 2015 г, а по офсетной бумаге на 6-8 % превышали БИПЦ в течение всего 2015 и в начале 2016 г.

Вместе с тем, накопленное в 20132014 гг. отставание от уровня инфляции цен

Запас древесины, 2015 г., млрд. куб. м

Вклад лесного комплекса в ВВП, 2015 г., млрд. долл США (%)

83

22

35

Россия

США

Канада

1,9%

1,4%

1,4%

Рис. 1. Вклад лесного комплекса в экономику РФ (прогноз ФАО)

Fig. 1. The contribution of the forest complex in the Russian economy (FAO forecast)

1214

999

499

264

Россия Канада США Финляндия

Рис. 3. Стоимость произведенной продукции, 2015 г.,

долл. США/ м3 (прогноз ФАО) Fig. 3. The cost of goods manufactured in 2015, US / m3 (FAO forecast) dollars

980

601

Л

222 (37%)

600

Производство Экспорт Импорт Потребление

Рис. 2. Баланс производства и потребления в лесном комплексе РФ, 2015 г., млрд руб. (прогноз ФАО)

Fig. 2. The balance of production and consumption in the forest complex of the Russian Federation, 2015 billion rubles. (FAO forecast)

Европейская часть

25%

d

55%

82%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Запас древесины

Прод. мех. переработки

Продукция ЦБП

Азиатская часть

75% 46%

17%

Рис. 4. Вклад регионов РФ в лесной комплекс в

2015 г., % (прогноз ФАО) Fig. 4. The contribution of the Russian regions in the timber industry in 2015,% (FAO forecast)

на офсетную и газетную бумагу не было компенсировано их ростом в 2015 и январе-марте 2016 гг.

Цены на сырье (лесоматериалы, щепу технологическую) и отечественные химикаты для производства целлюлозно-бумажной продукции также в целом соответствовали уровню инфляции. С учетом себестоимости выпускаемой бумажно-картонной продукции определяли рост цен на бумагу и картон в пределах БИПЦ.

Таким образом, несмотря на снижение внутреннего потребления бумаги и картона на протяжении последних трех лет, цены на бумажно-картонную продукцию продолжали расти вслед за ростом цен на тарифы и услуги естественных монополий (за исключением природного газа), сырье и химикаты.

Производство пиломатериалов, по данным ретроспективного анализа, можно охарактеризовать как стабильное. Так, с 2006 г. объем производства пиломатериалов изме-

нялся незначительно, а в последние четыре года его величина практически оставалась на одном уровне (рис. 11).

Позитивная тенденция за анализируемый период наблюдается в динамике объемов производства целлюлозы, ДСП, ДВП, фанеры клееной (рис. 12-15).

Следует обратить внимание на производство OSB, которое началось в России в 2012 г. В настоящий момент установленное на российских предприятиях оборудование позволяет производить более 1 млн м2 OSB в год (ДОК «Калевала», «Хиллман», Нововятский лыжный комбинат, «Кроношпан Егорьевск»). Еще ряд проектов - в стадии строительства. Даже с учетом некоторых задержек в реализации и отказом от отдельных проектов Россия, по данным Росстата [1], к 2020 г. может иметь совокупные мощности по выпуску до 2,5-3 млн м3 плит OSB в год, что значительно превышает оценки роста спроса.

Рис. 5. Цена пиломатериалов обрезных на внутреннем

рынке, руб./м3 (по данным Росстата) Fig. 5. The price of the edged lumber on the domestic

market, rub. / m3 (according to Rosstat)

Рис. 7. Цена фанеры клееной на внутреннем рынке,

руб./м3 (по данным Росстата) Fig. 7. Price of plywood on the domestic market, rub. / m3

(according to Rosstat)

Рис. 9. Экспортная цена целлюлозы, долл./т (по данным Росстата) Fig. 9. The export price of pulp, USD. / T (according to Rosstat)

Рис. 6. Цена ДСП на внутреннем рынке, руб./м3 (по

данным Росстата) Fig. 6. Price chipboard on the domestic market, rub. / m3

(according to Rosstat)

Рис. 8. Экспортная цена лесоматериалов обработанных, долл./т (по данным Росстата) Fig. 8. The export price of processed timber, USD. / T

(according to Rosstat)

Рис. 10. Экспортная цена фанеры клееной, долл./м3 (по

данным Росстата) Fig. 10. The export price of plywood, USD. / m3 (according to Rosstat)

30

20--

10

0

24,4

22,3 _. 21,8 21,9

19,1

21,2 21,7

сЛ

СО Ч4 \> Ч> Ч^ \?

оЙ3 О«3 О«3 О«3 ^ ^ ^

Рис. 11. Объем производства пиломатериалов, млн м3

(по данным Росстата) Fig. 11. The volume of production of sawn timber, million m3 (according to Rosstat)

9000

7000

5000

3000

1000

# # ^ o^ ^ ^ ^

Рис. 12. Объем производства целлюлозы, тыс. т (по

данным Росстата) Fig. 12. The volume of pulp production, thous. tonnes (according to Rosstat)

№ CV Ч43 ЧУ 4J

V C\> C\> C\> C\> C\> C\>

Рис. 13. Объем производства ДСП, млн м3 (по данным Росстата)

Fig. 13. The volume of production of chipboard, million m3 (according to Rosstat)

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500

'V'V'V'V'V'V'V'V'V'V

Рис. 15. Объем производства фанеры клееной, тыс. м3

(по данным Росстата) Fig. 15. The volume of production of plywood, thous. m3 (according to Rosstat)

Важным фактором, оказавшим существенное влияние на положение дел на российском рынке древесины, стало развитие производства биотоплива. Как следствие, за период с 2010 по 2015 гг. объем производства топливных гранул увеличился в три раза (рис. 16) и эта тенденция продолжает расти, в том числе увеличиваются объемы экспорта биотоплива из России.

600 500

400 -H H H 300 200 100

^ Ф с? "ч? N> \> ч> ч1* Ф

# # # # # # Р^4 О^4 О^4 О^4

Рис. 14. Объем производства ДВП, млн м2 (по данным Росстата)

Fig. 14. The volume of production of fiberboards, million m2 (according to Rosstat)

1500

1000

500

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 16. Объем производства топливных гранул, тыс. т

(по данным Росстата) Fig. 16. The volume of production of fuel pellets, ths. Tons (according to Rosstat)

Аналогичная ситуация по данным Росстата [1] наблюдается и в динамике объемов экспорта лесоматериалов из России (рис. 17-20). Основными экспортерами являются предприятия по производству фанеры клееной, лесоматериалов обработанных, целлюлозы, и доля экспорта указанной продукции за исследуемый период возрастает.

0

0

60 504 4030 j 20 10 0

5000 4000

3000 Ц о а

ä

2000 m Л h О О

1000 s о н О

0

2500 2000 1500 1000 500 0

1400 g о

1200 J

ч

1000 J

та

н а о а

о

600 * -с

h О О

s о

H

о

800

400

200

«SP CV CV V° 4N Ч^ Ч~ V* ч

# # # # # # # # # #

'I' 'I' 'I' 'I' 'I' 'I' 'I' 'I' 'I' с? ч4 ^ О ^ Ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

# ^ ^ о^ О^4 О^4 Р^4 О^4 О^4 О^4

Рис. 17. Объем экспорта лесоматериалов необработанных, млн м3 (по данным Росстата) Fig. 17. The volume of exports of unprocessed timber, million m3 (according to Rosstat)

Рис. 18. Объем экспорта фанеры клееной, тыс. м3 (по

данным Росстата) Fig. 18. The volume of exports of plywood, thous. m3 (according to Rosstat)

16 14 12 10 8 6 4 2 0

4000

n ч

I)- 3500 R H" 3000 I H- 2500

о

H- 2000 |

m

H" 1500 S

о о

H-1000 I

о

H- 500 ¿3

2500 2000 1500 "H 1000 500 0

I1 . 'I' 'I' 'I' 'I' 'I' 'I' 'I' , 'I

^ çSV ~KS° çSS-' çX^ oX Ç.V Ç.V oX"

^ Ф "4? \> X5 X1* "V> # # # o^ r^ r^ r^ r^ r^

1400 R

g

1200 4 «

4

1000 ^

800

я

H

a о

a

$

600 s

-c

h o о

s о

H

о

400

200

0

2072

1867

1734

1878

1921

1908

1926

1583

0

0

Рис. 19. Объем экспорта лесоматериалов обработанных, млн м3 (по данным Росстата) Fig. 19. The volume of exports of processed timber, million m3 (according to Rosstat)

Рис. 20. Объем экспорта целлюлозы, тыс. т (по данным Росстата)

Fig. 20. The volume of pulp exports, thous. tonnes

(according to Rosstat)

Анализ современного состояния лесного комплекса, представленный выше, отражает не только позитивные его тенденции, но и ключевые проблемы, сдерживающие развитие отраслей лесного комплекса:

- низкий уровень развития внутреннего сбыта (относительно невысокий спрос на лесопродукцию; высокая доля импорта на внутреннем рынке; не соответствующая потенциалу российского ЛПК доля РФ в мировой торговле лесопродукцией);

- инфраструктурные барьеры (низкая плотность лесных дорог; высокие желез-

нодорожные тарифы на транспортировку ле-сопродукции);

- низкая инвестиционная привлекательность (высокая зависимость окупаемости проектов от доступности сырья и создания необходимой инфраструктуры; высокая стоимость финансовых ресурсов, высокорискованный инвестиционный климат);

- зависимость от импорта сырья и оборудования (дорогостоящее импортное оборудование при отсутствии российских аналогов сопоставимого качества; отсутствие предложения на внутреннем рынке материа-

Таблица 2

Динамика производства и потребления основных видов продукции лесного комплекса (1 вариант - консервативный сценарий, 2 - инновационный) (прогноз ФАО) Dynamics of production and consumption of the main types of forest products complex (Option 1 - conservative scenario, - innovative 2) (FAO forecast)

Наименование 2012 2020 2030

1 вариант 2 вариант 1 вариант 2 вариант

Производство основных видов продукции лесного комплекса

Заготовка древесины, млн м3 82,5 244,5 269,5 278,4 362,0

Пиломатериалы, тыс. м3 8,8 24,2 32,2 32,0 38,7

Фанера клееная, тыс. м3 150,0 3635,9 3966,2 3977,0 6140,0

Целлюлоза товарная, тыс. т 397,1 3085,9 3220,0 3224,3 4750,0

Бумага и картон, тыс. т 660,0 9594,1 10753,8 9787,8 14252,6

Потребление основных видов продукции лесного комплекса

Заготовка древесины, млн м3 109,4 148,2 169,6 167,5 220,9

Пиломатериалы, тыс. м3 8,1 8,8 10,9 10,0 16,5

Фанера клееная, тыс. м3 1797,5 2074,8 2092,1 2495,3 3635,8

Целлюлоза товарная, тыс. т 393,5 544,7 566,0 623,1 914,0

Бумага и картон, тыс. т 7144,5 9597,8 11432,7 13978,7 25611,7

лов необходимого качества для ряда производств);

- дефицит высококвалифицированных кадров (низкая привлекательность сектора для специалистов; отсутствие координации между программами обучения и потребностями сектора);

- недостаточное финансирование НИОКР (разнонаправленность и низкая коммерциализация НИОКР).

С учетом изложенного рассматриваются три сценария стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г:

- инерционный сценарий - базируется на тенденциях прошлых лет;

- умеренный сценарий - предполагает умеренное экономическое развитие и по своей природе является переходным от инерционного к инновационному развитию;

- инновационный сценарий - представляет собой наиболее благоприятную альтернативу: относительно высокий и стабильный экономический рост, меры государственной поддержки, стимулирование потребления лесопродукции, совершенствование структуры внешней торговли, увеличение доли глубокой переработки древесины.

Прогноз динамики производства и потребления основных видов продукции лесного

комплекса по сценариям развития представлен в табл. 2 (прогноз ФАО), рис. 21-26 [2].

В результате реализации инновационного сценария:

- производство круглого леса в Российской Федерации увеличится с 143 млн м3 в 2010 г. в 1,6-2,1 раза и составит в 2030 г. свыше 300 млн м3;

- производство пиломатериалов увеличится с 24,7 млн м3 в 2010 г. в 1,5-2,7 раз;

- рост производства фанеры увеличится с 2,7 млн м3 в 2010 г. в 1,5-2,1 раза к 2030 г.;

- производство ДСП увеличится с 5,4 млн м3 в 2010 г. в 1,6-2,1 раза к 2030 г.

Для достижения прогнозных результатов необходимо привлечение дополнительных инвестиций и повышение инвестиционной активности. Именно поэтому одна из обсуждаемых проблем сегодня - это вопросы инвестиционной привлекательности российского лесного комплекса и источников финансирования инвестиционных проектов в ЛПК.

Представленные данные свидетельствуют об увеличении объема инвестиций, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов и положительной динамике действующих приоритетных инвестиционных проектов.

В 2015 г., по оценкам Росстата [1], использовано в целом по стране 10277 млрд

20 "Н о

2010 2015 2020 2025 2030

□ Инновационный ■ Умеренный

□ Инерционный

Рис. 21. Объем производства пиломатериалов, млн м3 (Расчет с учетом поправки на неформальную деятельность в 2010 г. (прогноз ФАО)) Fig. 21. The volume of sawn timber production, million m3 (Calculation adjusted for informal activity in 2010 (FAO forecast))

6000

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4000--, r-

-тЛПН In I

2010 2015 2020 2025 2030

□ Инновационный ■ Умеренный

□ Инерционный ■ Факт 2015 г.

Рис. 23. Объем производства товарной целлюлозы,

тыс. т (прогноз ФАО) Fig. 23. Market pulp production, thous. Tons (FAO forecast)

2025

2030

1 Умеренный I Факт 2015 г.

2010 2015 2020

□ Инновационный

□ Инерционный

Рис. 25. Объем производства ДСП, млн м3 (прогноз ФАО)

Fig. 24. The volume of production of plywood, thous. m3 (FAO forecast)

руб. инвестиций в основной капитал по «чистым « видам экономической деятельности, что практически на уровне 2014 г. (снижение 1,0 %). В то же время в ЦБП наблюдался рост вложений в производство целлюлозы, древесной массы и картона, снижение инвес-

30 20 10 0

2030

2010 2015 2020 2025

□ Инновационный ■ Умеренный

□ Инерционный ■ Факт 2015 г.

Рис. 22. Объем производства бумаги и картона, млн т

(прогноз ФАО) Fig. 22. The volume of paper and papeiboard production, million tons (FAO forecast)

6000 4000

2000-H 0

2010 2015 2020 2025 2030

□ Инновационный ■ Умеренный

□ Инерционный ■ Факт 2015 г.

Рис. 24. Объем производства фанеры клееной, тыс. м3

(прогноз ФАО) Fig. 24. The volume of production of plywood, thous. m3 (FAO forecast)

6

2025

2030

1 Умеренный |Факт 2015 г.

2010 2015 2020

□ Инновационный ■

□ Инерционный I

Рис. 26. Объем производства ДВП, млн м3 (прогноз ФАО)

Fig. 26. The volume of production of hardboard, million m3 (FAO forecast)

тиций в производство бумаги и большинства видов изделий из бумаги и картона - обоев, санитарно-гигиенических, гофротары, писчебумажных и т. д. Доля ЛПК в общем объеме инвестиций в 2015 г. составила 0,85 %, в том числе по ЦБП - 0,32 %.

3900

3900

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал по «чистым» видам экономической деятельности по крупным и средним организациям за 2015 г. (по данным Росстата) Investments in fixed capital by «pure» economic activities of large and medium organizations for 2015 (according to Rosstat)

Виды деятельности Использовано, тыс. руб. 2015/ 2014, % Индекс физического объема инвестиций в основной капитал за 2015 год, % Удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал за 2015 год, %

за 2015 год за 2014 год

Всего 10277159139 10383675677 99,0 89,8 100,00

Лесозаготовки 9413066 6259076 150,4 132,4 0,09

Обрабатывающие производства 1864355960 1806767 379 103,2 90,5 18,14

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 42399501 39 840 541 106,4 93,8 0,41

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 32875410 32875282 100,0 88,3 0,32

Производство целлюлозы и древесной массы 7559799 5620464 134,5 118,8 0,07

Производство бумаги 8011233 7667437 104,5 92,3 0,08

Производство картона 5791445 4280904 135,3 119,5 0,06

Производство изделий из бумаги и картона 11512933 15306477 75,2 66,4 0,11

Производство гофрированного картона, бумажной и картонной тары 3723235 4741339 78,5 69,3 0,04

Производство бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно- гигиенического назначения 6294853 8844159 71,2 62,8 0,06

Производство писчебумажных изделий 35391 44888 78,8 69,6 0,00

Производство обоев 491997 1109526 44,3 39,2 0,00

Производство прочих изделий из бумаги и картона 967457 566565 170,8 150,8 0,01

Производство мебели 2867971 10252666 28,0 24,4 0,03

Обработка отходов бумаги и картона 12543 7131 175,9 156,4 0,00

Удельный вес в общем объеме инвестиций в производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них за 2015 год составил:

- собственные средства - 55,1 %,

- привлеченные средства - 44,9 %, в том числе:

- кредиты банков - 9,1 % (из них иностранных банков - 3,4 %),

- инвестиции из-за рубежа - 33,5 %.

Введение рядом стран Евросоюза

экономических санкций против Российской Федерации продолжало оказывать заметное влияние на сокращение объема инвестиций в российскую экономику (табл. 3, рис. 27) (по данным Росстата). Важно отметить, что при выборе сценария развития лесного сектора

необходимо учитывать задачи, которые решает каждый из них в области воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Так, инерционный сценарий решает задачи защиты лесов от пожаров, вредителей, болезней и охраны леса от лесонарушений.

Умеренный сценарий делает основной упор на сбалансированность рубок и лесовосстановления в рамках сложившегося пространственного размещения лесного комплекса, направлен на предотвращение нежелательной смены пород и качественное улучшение лесоресурсного потенциала на базе региональных систем ведения лесного хозяйств.

Инновационный сценарий развития лесного хозяйства представляет собой про-

Объем инвестиций, привлекаемых для _ реализации инвестиционных проектов, млрд руб.

ф Количество действующих приоритетных инвестиционных проектов, шт.

Рис. 27. Инвестиционные проекты в области освоения лесов (по данным Росстата) Fig. 27. Investment projects in forest exploitation (according to Rosstat)

странственно-структурную перестройку отраслей лесного сектора. При этом на первый план выдвигаются следующие приоритеты:

- повышение занятости населения,

- приближение производства к центрам потребления,

- развитие переработки древесины,

- кооперация мелкого, среднего и крупного бизнеса,

- организация многоресурсного лесо-управления,

- стратегическое расширение защитного лесоразведения,

- усиление роли государства и общества в управлении лесами,

- совершенствование экономического механизма реализации федеральных и целевых программ.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время темпы развития лесного комплекса находятся в прямой зависимости от социально-экономического развития страны. Но поскольку макроэкономическая ситуация в России остается сложной, стратегия развития лесного комплекса будет осуществляться по базовому сценарию. Однако

по мере ускорения социально-экономического развития России и повсеместного внедрения инновационных технических средств и технологий в лесоперерабатывающее производство развитие лесного комплекса пойдет по инновационному сценарию.

Библиографический список

1. Росстат, 2016.

2. Прогноз ФАО.

3. Итоги работы целлюлозно-бумажной промышленности России в 2015 г. - Аналитический отчет РАО «БУМП-РОМ». - М., 2016.

4. Прогноз лесного сектора Российской Федерации до 2030 года. - Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. - Рим, 2012.

5. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 175-ФЗ.

6. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утв. расп. Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.

7. ГП РФ «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, утв. пост. Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 318.

8. ГП РФ «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности» утв. пост. Правительства РФ от от 15.04.2014 г. № 328.

9. Комплексная программа развития биотехнологий в РФ на период до 2020 года, утв. поручением Правительства РФ от 24.04.2012 г. № ВП-П8-2322.

10. Савицкий, А.А. Экономическая оценка инвестиций лесного сектора : учеб. пособие / А.А. Савицкий, Н.Б. Пи-нягина, Н.С. Горшенина. - М.: МГУЛ, 2013. - 618 с.

11. Савицкий, А.А. Управление инвестициями: теория и практика : практикум / А.А. Савицкий, Н.Б. Пинягина, Н.С. Горшенина. - М.: МГУЛ, 2013. - 110 с.

12. Запруднов, В.И. Исследования перспектив развития лесопромышленного комплекса России в современных условиях / В.И. Запруднов, Н.Б. Пинягина, Н.С. Гор-шенина // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2012. -№ 5. - С. 60-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Запруднов, В.И. Тенденции и перспективы развития лесопромышленного комплекса России / В.И. Запруднов, Н.Б. Пинягина, Н.С. Горшенина // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2011. - № 6. - С. 106-116.

14. Савицкий, А.А. Анализ инвестиционной деятельности лесного комплекса России за период 2005-2012 гг. / А.А. Савицкий, Н.Б. Пинягина, Н.С. Горшенина // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2013. - № 4. - С. 206-211.

15. Савицкий, А.А. Анализ показателей работы целлюлозно-бумажной промышленности России в период 2007- I полугодие 2013 гг. / А.А. Савицкий // Вестник

МГУЛ - Лесной вестник. - 2014. - № 3. - С. 6-11.

16. Запруднов, В.И. Современное состояние лесного сектора Российской Федерации, задачи и перспективы развития лесозаготовительной промышленности / В.И. Запруднов, Н.Б. Пинягина, Н.С. Горшенина // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2014. - № 3. - С. 81-102.

17. Савицкий, А.А. Условия и факторы роста инвестиций в модернизацию лесного сектора / А.А. Савицкий, Н.Б. Пинягина, Н.С. Горшенина // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2014. - № 3. - С. 160-172.

18. Запруднов, В.И. Аналитический обзор современного состояния и перспективы научно-инновационного развития лесопромышленного комплекса / В.И. За-пруднов, Н.Б. Пинягина, Н.С. Горшенина // Вестник МГУЛ. - Лесной вестник. - 2015. - № 1. - С. 160-172.

19. Савицкий, А.А. Инвестиционная деятельность в лесном секторе. Теория и практика : практикум / А.А. Савицкий, Н.Б. Пинягина, Н.С. Горшенина. - М.: МГУЛ, 2015 - 196 с.

STRATEGIC PRIORITIES OF FOREST COMPLEX OF RUSSIA

Pinyagina N.B., Prof. Bauman Moscow State Technical University, Dr. Sci. (Econ.)(1); Savitskiy A.A., Assoc. Prof. Bauman

Moscow State Technical University, Ph. D. (Tehn.)(1); Gorshenina N.S., Assoc. Prof. Bauman Moscow State Technical University, Ph.

D. (Tehn.)(1)

nbp50@yandex.ru, savitskiy@mgul.ac.ru, caf-elh@mgul.ac.ru (1) Bauman Moscow State Technical University (Mytishchi branch), 1 st. Institutskaya, Mytischi, Moscow reg., Russia, 141005

On the basis of an analytical review of the current state, development trends and forecast performance evaluations of the branches of the forest complex the need to develop a new Strategy for the forest complex of the Russian Federation has been confirmed. The New Strategy for forest sector development is a fundamental document for the industry, defining the parameters of the forest sector development up to 2030 and establishing a balance between logging capabilities, the needs of industry and environmental requirements with regard to regional socio-economic and environmental conditions. In this regard, the article discusses the relationship and interaction of the sectoral Strategy with other strategic planning documents, including the strategies of the socio-economic development, national security, the spatial development of the Russian Federation. To achieve the goals the main areas of action are: the development of production in the segments perspective on domestic and foreign markets the Russian Federation has not worked with yet; the modernization of traditional industries for the Russian Federation, increasing the quality of wood and paper products. In the light of the analysis of the current state of the forestry sector and the key problems hindering its development, three scenarios for the development of the Russian forest complex up to 2030 are considered: the inertia, the moderate, the innovative ones. The forecast of the dynamics of production and consumption of major products of the forest complex development scenarios has been given. In order to achieve the forecasted results it is necessary to attract additional investments and increase the investment activity. That is why one of the issues discussed is the issue of investment attractiveness of the Russian forest sector and sources of financing for the investment projects in the timber industry. On the basis of the material presented in the article strategic priorities for development of the forest sector of Russia have been formulated. At present the rates of the forest sector development are directly dependent on the socio-economic development of the country. But as the macroeconomic situation in Russia remains difficult, the development strategy of forest complex will be the baseline scenario. However, as the acceleration of socio-economic development of Russia and the widespread introduction of innovative technical means and technologies in wood processing production of forest complex development go on, innovation scenario would be introduced.

Key words: development strategy, forest complex, forecast, investments, analytical review.

References

1. Rosstat, 2016 [Federal State Statistics Service, in 2016].

2. PrognozFAO [FAO forecast].

3. Itogi raboty tsellyulozno-bumazhnoypromyshlennostiRossii v 2015 g. [Results of the pulp and paper industry in Russia in 2015]. Analiticheskiy otchet RAO «BUMPROM» [Analytical Report «Bumprom»], Moscow, 2016.

4. Prognoz lesnogo sektora Rossiyskoy Federatsii do 2030 goda [Forecast of forest sector of the Russian Federation until 2030]. Prodovol'stvennaya i sel'skokhozyaystvennaya organizatsiya Ob"edinennykh Natsiy [Food and Agriculture Organization of the United Nations]. Rome, 2012.

5. Federal'nyy zakon «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii» № 175-FZ [Federal Law "On the strategic planning in the Russian Federation»], № 175-FZ.

6. Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda, utv. rasp. Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 g. № 1662-r [Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020, approved. crucified. Russian Federation Government Decree of 17.11.2008, № 1662-p].

7. Gosudarstvennayaprogramma «Razvitie lesnogo khozyaystva» na 2013-2020 gody, utv. post. Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 g. № 318 [State program of the Russian Federation "Development of forestry" for 2013-2020, approved. fast. Russian Federation Government Decree of 04.15.2014, the number 318].

8. Gosudarstvennaya programma «Razvitie promyshlennosti i povysheniya ee konkurentosposobnosti» utv. post. Pravitel 'stva RF ot ot 15.04.2014 g. № 328 [State program of the Russian Federation "Development of industry and improve its competitiveness," approved. fast. RF Government Resolution of 15.04.2014, the number 328].

9. Kompleksnaya programma razvitiya biotekhnologiy v RF na period do 2020 goda, utv. porucheniem Pravitel 'stva RF ot 24.04.2012 g. № VP-P8-2322 [A comprehensive program of development of biotechnology in the Russian Federation for the period until 2020, approved. request of the Russian Government dated 24.04.2012, the number of VP-P8-2322].

10. Savitskiy A.A., Pinyagina N.B., Gorshenina N.S. Ekonomicheskaya otsenka investitsiy lesnogo sektora [Economic assessment of forest sector investments], Moscow: MSFU, 2013, 618 p.

11. Savitskiy A.A., Pinyagina N.B., Gorshenina N.S. Upravlenie investitsiyami: teoriya ipraktika [Investment Management: Theory and Practice], Moscow: MSFU, 2013, 110 p.

12. Zaprudnov V.I., Pinyagina N.B., Gorshenina N.S. Issledovaniya perspektiv razvitiya lesopromyshlennogo kompleksa Rossii v sovremennykh usloviyakh [Outlook Study Russian timber industry in modern conditions], Moscow state forest university bulletin

- Lesnoy vestnik, 2012, № 5, pp. 60-73.

13. Zaprudnov V.I., Pinyagina N.B., Gorshenina N.S. Tendentsii i perspektivy razvitiya lesopromyshlennogo kompleksa Rossii [Tendencies and prospects of development of the timber industry complex of Russia], Moscow state forest university bulletin

- Lesnoy vestnik, 2011, № 6, pp. 106-116.

14. Savitsky A.A., Pinyagina N.B., Gorshenina N.S. Analiz investitsionnoy deyatel'nosti lesnogo kompleksa Rossii za period 2005-2012 gg. [An analysis of investment activity of Russian forest complex in the period 2005-2012 gg.], Moscow state forest university bulletin - Lesnoy vestnik, 2013, № 4, pp. 206-211.

15. Savitsky A.A. Analiz pokazateley raboty tsellyulozno-bumazhnoy promyshlennosti Rossii v period 2007-1polugodie 2013 gg. [Analysis of the performance of the pulp and paper industry in Russia in the period of 2007-I half of 2013], Moscow state forest university bulletin - Lesnoy vestnik, 2014, № 3, pp. 6-11.

16. Zaprudnov V.I., Pinyagina N.B., Gorshenina N.S. Sovremennoe sostoyanie lesnogo sektora Rossiyskoy Federatsii, zadachi i perspektivy razvitiya lesozagotovitel'noy promyshlennosti [The current state of the forest sector of the Russian Federation, objectives and prospects of development of the logging industry], Moscow state forest university bulletin - Lesnoy vestnik, 2014, № 3, pp. 81-102.

17. Savitsky A.A., Pinyagina N.B., Gorshenina N.S. Usloviya i faktory rosta investitsiy v modernizatsiyu lesnogo sektora [Conditions and factors of growth of investments in the modernization of forest sector], Moscow state forest university bulletin - Lesnoy vestnik, 2014, № 3, pp. 160-172.

18. Zaprudnov V.I., Pinyagina N.B., Gorshenina N.S. Analiticheskiy obzor sovremennogo sostoyaniya i perspektivy nauchno-innovatsionnogo razvitiya lesopromyshlennogo kompleksa [Analytical review of the current state and prospects of scientific and innovative development of the timber industry complex], Moscow state forest university bulletin - Lesnoy vestnik, 2015, № 1, pp. 160-172.

19. Savitsky A.A., Pinyagina N.B., Gorshenina N.S. Investitsionnaya deyatel'nost'v lesnom sektore. Teoriya ipraktika [Investment activity in the forest sector. Theory and Practice], Moscow: MSFU, 2015, 196 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.