сутствие взаимопонимания...» [12, с. 33]; «...Со сверстниками проблем нет, только однажды проявился конфликт (дошло до родителей), что она обидела девочку публичным прочтением ее личного письма.» [12, с. 33].
В отличие от трех рассмотренных групп, в четвертой группе респондентов построение образа своего ребенка связано не только с психологическими характеристиками, но и с описанием биографии детей.
«.. .Мою дочь зовут Алина. Она родилась в год Обезьяны и сейчас ходит в шестой класс.» [12, с. 33]; «.Закончил школу в 2004 году, с хорошим аттестатом, сдал экзамены на «отлично» и поступил в политехнический институт.» [12, с. 33].
Таким образом, выявляется интересная зависимость, что образ себя в детстве и образ своего ребенка тождественны: делается акцент на одних и тех же качествах, начинается с одних и тех же характеристик, некоторые фразы полностью совпадают в образе себя в детстве и в образе своего ребенка.
В результате исследования можно сделать выводы:
1. Структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека: установление межлично-
стных контактов, постановку и достижение целей, способы формирования стратегий поведения, разрешение кризисных ситуаций, профессиональное и личностное становление.
2. Существуют различные взгляды на строение самоот-ношения. Некоторые авторы считают симпатию основой самоотношения; другие определяют самоотношение как переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения; третьи выделяют в структуре самоотношения фиксированные наборы элементов, часто не совпадающие и трудно сопоставимые.
3. На выражение отношения к себе действует ряд ирре-левантных факторов: социальная желательность, самопрезен-тация, область самораскрытия и др.
4. В результате проведенного исследования было выделено четыре группы респондентов, и выделена связь между особенностями их самоотношения и своеобразием создания образа себя в детстве. Выявлено, что образ себя в детстве и образ своего ребенка тождественны. Это нам дает возможность выдвинуть новое предположение, что самоотношение матери оказывает влияние на формирование самоотношения и ее ребенка.
Библиографический список
1. Коваль, В.В. Методические проблемы исследования самоотношения [Текст] / В.В. Коваль // Наука и образование: проблемы и перспективы: Труды 7-й региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся (15-1б апреля 2005 г.) / Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. - Бийск: РИО БПГУ им. В. М. Шукшина, 2005. - Ч.2.
2. Adams-Webbe, J. Personal construct theory: concept and applications. - Chichester, 1979.
3. Kenrick P., Stringfield P. Personality traits and the eye at the beholder: crossing com traditional philosophical boundaries in search to consistency in all of people // Psychol. Rev. - 1982. - v. 89. - №. 2.
4. Оголин, В.В. Cамосознание личпости [Текст] / В.В. Оголин. - М., 1983.
5. ^олин, В.В. Позпапие себя и отношение к себе в структуре самосознание личпости [Текст]: дисс. ... д-ра психол. паук. / В.В. ^олин. - М., 1985.
6. Гозмап, Л.Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л.Я. Гозмап. - М., 1987.
7. Кондратьева, А.С Cемантическая структура межличностной оценки и самооценки у лиц с нормальным и повышенным артериальным давлением [Текст] / А.С Кондратьева, А.Г. Шмелев. // Психол. Журнал. - 1983. - т.4. - № 2.
8. Wylie, R.C. The Self-Concept. - Lincoln, 1974. - V. 2.
9. Панлелеев, СР. Cамоотношение как эмоционально-оценочная система [Текст] / СР. Пантелеев. - М.: 1991.
10. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемаптику [Текст]: Исследование форм репрезентации в обыденном созпапии / В.Ф. Петренко. - М., 1983.
11. Коваль, В.В. Издание образа «Я в детстве» в зависимости от особенностей самоотпошепия [Текст] / В.В. Коваль // Гуманизация образования в контексте системного подхода: Материалы научно-практической конференции (15-1б апреля 2005) / Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2005.
12. Коваль, В.В. Формирование «Образа Я в детстве» и «Образа моего ребенка» в зависимости от особенностей самоотпошепия [Текст] / В.В. Коваль // Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (май 2005). - Барнаул: НИЦ БГПУ, 2005.
13. Хораш, А.У. Личпость в общении [Текст] / А.У. Хораш. // Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Япоушека. - М., 1987.
Статья поступила в редакцию 1.05.09
УДК 376.6.
Е.А. Мельникова, аспирант БПГУ им. В.М. Шукшина, заместитель директора КГУСО, г. Бийск, E-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ «ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Материал может быть интересен для педагогов, студентов, родителей, подростков, преподавателей ВУЗов, техникумов при формировании компетенций в области интеграции в образовательное и социальное пространство детей, затронутых ВИЧ. А также всем тем, кто общается с детьми и подростками. Содержит практические подходы для дальнейшего исследования проблемы формирования приверженности педагогов к работе с ВИЧ-инфицированными детьми.
Ключевые слова: интеграция, инклюзия, ВИЧ-инфекция, превентивный, готовность, образовательное пространство.
Мировая пандемия ВИЧ/СПИДа не оставила белых пятен в географии распространения неизлечимого заболевания. Скорость распространения ВИЧ-инфекции, по оценкам экспертов, на территории России выше среднемировых. В Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде приводятся следующие цифры: «Общая численность ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации, выявленных к сентябрю 2005 года, составляет более 330 тыс. человек, 14 тыс. из них - дети в возрасте до 14 лет» [1, с. 2].
В Алтайском крае прослеживается стойкая неблагоприятная ситуация по ВИЧ/СПИДу, вследствие чего резко возросло количество детей с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции, в декабре 2008 года таких детей в Алтайском крае было 637. Детей в возрасте до 17 лет с установленным диагнозом - 54, в основном это дети дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечается неуклонный рост молодежи в возрасте от 14 до 25 лет, вовлечённых в эпидемический процесс по ВИЧ/СПИДУ. В основных положениях Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде чётко обозначено:
«Предупреждение распространения ВИЧ/СПИДа на территории Российской Федерации - это общенациональная политическая задача. Субъектами профилактической деятельности являются федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, педагогическое, научное, культурное сообщества.» [1, с. 5].
Очевидно, что важным компонентом при разработке воспитательных программ, направленных на противодействие эпидемии ВИЧ-инфекции, должна стать Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде, целевое направление которой - снижение темпов распространения эпидемии ВИЧ-инфекции среди детей и подростков. Изменения в обществе, вызванные к жизни угрожающим характером развития эпидемической ситуации в России, острая необходимость в решении проблем социально-нравственной направленности в подростковой среде, проблем (не имеющих аналогов в прошлом), в решении которых бессилен опыт предыдущих поколений, нашли отражение в документе Министерства образования и науки России и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Действенные профилактические программы по профилактике распространения ВИЧ в школьном сообществе не нашли должного применения в образовательной сфере. В значительной мере это произошло ввиду того, что среди педагогов оказалось небольшое количество убеждённых лидеров, способных разработать и поддерживать активные семинарские и тренинговые программы на основе системного и непрерывного мониторинга.
Что актуально на сегодняшний день? Дети, родившиеся в начале эпидемии в России, пошли в школы и детские сады.
Нами исследовалась проблема включённости ВИЧ-инфицированных детей в образовательное пространство и, в первую очередь, готовность педагогов в предоставлении образовательных и воспитательных услуг детям с диагнозом «ВИЧ-инфекция».
Результаты социологического исследования, проведённого в 2007-2008 годах в 7 общеобразовательных учреждениях, подтверждают наличие распространённого неприятия в среде педагогов предположения о возможности обучения «нормальных» учеников с ВИЧ-положительными детьми. Педагоги в большинстве своём демонстрируют низкую осведомлённость по вопросам жизни с ВИЧ, отсутствие когнитивной заинтересованности в исследовании данной проблемы. Весомая часть педагогического сообщества имитируют готовность к работе с детьми, затронутыми ВИЧ. В обществе создаётся прецедент: с одной стороны дети с их естественным правом и гарантиями государства на образование и воспитание, с другой - педагогические ресурсы всех специальностей с отсутствующей приверженностью к работе с детьми, затронутыми ВИЧ.
Внедрение в практику подготовки и особенно переподготовки специалистов всех звеньев образовательной структуры разработок и программ, согласно Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде, оказалось трудно достижимым и затянувшимся во времени, в то время, когда размах эпидемии в России требует широкомасштабного участия педагогических специалистов в просвещении молодёжи и противодействии ВИЧ/СПИДу.
Уже на первоначальном этапе нашего исследования стало очевидным, что необходимо в педагогической практике работающих специалистов отдифференцировать собственно воспитательную и профилактическую работу по ВИЧ с детьми и подростками от её имитации. Проведённое социальное исследование подтверждает возможность реализации формального отношения педагогов к детям с ВИЧ, имитации воспитательных и личностных воздействий. Из чего следует неутешительный вывод: дети получают сомнительного качества образовательные и воспитательные услуги, более того, при подобном подходе к решению данной проблемы потери в целевой группе детей будут невосполнимы.
В ходе нашего исследования выделены следующие
проявления имитации педагогической и воспитательной деятельности с детьми, затронутыми ВИЧ:
- педагог формально соглашается с фактом ВИЧ-инфицированного ученика или воспитанника, на практике дистанцируется от ребёнка, преподнося модель поведения остальным детям;
- используя авторитет педагог ограничивает вовлечение детей с ВИЧ в школьные и досуговые виды деятельности, содействуя таким образом не интеграции такого ребёнка, а явно подталкивая к изоляции, снижению положительного эмоционального тонуса;
- ограничивая доступ детей к значимым для их психического и физического развития видам деятельности, им дают понять, что они «не такие», более того, при таком подходе детям не дано быть активными участниками позитивного опыта общения.
Игнорирование проводимой национальной политики в области здравоохранения, важным компонентом которой является интеграция детей с ВИЧ-статусом в образовательное и социальное пространство, лишает возможности основную массу детей и подростков в наиболее благоприятном возрасте приобрести достоверную информацию о ВИЧ и навыки безопасного поведения. Естественным образом возникает вопрос о занятости этих детей в каникулярное и летнее время, что также не является условием для раннего развития личности ребёнка и дальнейшей включённости в социум. Педагогами недооценивается важность овладения знаниями о ВИЧ/СПИДе, особая перспективность применения информации в работе учителя, необходимость учитывать особенности, происходящие в образовательной сфере в свете пересмотра содержания и реформирования профессионального педагогического образования. Как пишет Л.А. Мокрецова: «Ключевой фигурой реформируемой образовательной системы выступает учитель как творец педагогического процесса, как носитель и субъект общей и профессиональной культуры» [2, с. 44]. Это положение представляется нам остро актуальным для современной педагогической практики и традиционно оправданной. Однако педагоги рассматривают внедрение в их практику программ, направленных на противодействие эпидемии ВИЧ/ СПИДа, как нечто необязательное и даже искусственно притянутое, к тому же большинство из педагогического сообщества пребывают в уверенности, что эпидемия ВИЧ не касается их лично как представителей социума, не относящихся к маргинальным слоям.
Насколько важно сформировать приверженность к работе с ВИЧ-инфицированными детьми в педагогическом сообществе? Должны ли стать профилактические программы по ВИЧ/СПИДу частью профессиональной компетенции педагога?
Проанализируем роль педагога в жизни воспитанника, ученика. На долгие годы учитель, воспитатель становится личностью, определяющей развитие ребёнка. В силу занятости родителей, именно он проводит с детьми большую часть времени. Нельзя забывать, что воспитательное и образовательное влияние педагога не ограничивается уроком или внеклассным мероприятием. Посредством вербальных и невербальных коммуникаций учитель передаёт детям свои идейные и мировоззренческие позиции, способ взаимодействия с социумом, специфические реакции на изменения в нём и многое другое. Т.В. Фуряева, Н.А. Старосветская особо акцентируют внимание педагогов на гуманистическом аспекте в отношениях всех участников образовательного процесса: «Деятельность педагога в смысле педагогического сопровождения направлена на обеспечение условий понимания и принятия членами сообщества друг друга как представителей различных самоценных субкультур.» [3, с. 206].
Рассмотрим лишь некоторые процессы становления личности ребёнка, на которые прямо или косвенно может повлиять личность наставника:
- содействие нравственному самосовершенствованию;
- формирование безусловно ценностного отношения ребёнка к личности любого человека как определяющей составляющей личности;
- внедрение действенного алгоритма по реализации в коллективе другодоминантности;
- обеспечение включённости воспитанников в обучение и воспитание;
- повышение самооценки как весомой составляющей противодействия наркотизации;
- проигрывание ситуаций-коллизий ответственного выбора в формировании позитивных жизненных установок.
Практически всё из перечисленного используется в процессе работы педагогами-профессионалами, исследующими степень своего педагогического воздействия на воспитанников, профессионально выстраивающими векторные направляющие воспитательных и образовательных ситуаций. Безусловно, для нашего исследования особый интерес представляют труды Г. Банча по инклюзии детей с особыми потребностями в образование: «Вы без сомнения сможете сформировать культуру классного сообщества, способствующую интеграции. Успех этого будет зависеть от того, сколько стараний вы вложите в это дело, и от того, насколько безопасную обстановку вам удастся создать в классе, чтобы ученики могли сотрудничать с вами и друг с другом» [4, с. 20].
Современный размах эпидемии ВИЧ-инфекции среди молодых в России, распространённость рискованного поведения в подростковой среде, сделали востребованными в среде педагогического сообщества специалистов морально и когнитивно готовых к работе с детьми и семьями, затронутыми проблемой ВИЧ/СПИДа. В ходе нашего исследования замечено, что дети чувствительны к неискренности (особенной чуткостью обладают дети, страдающие неизлечимым заболеванием), следовательно, вполне правомерен вывод: педагог с принимающей внутренней мотивированной позицией по отношению к детям, живущим с ВИЧ-инфекцией, в значительной степени сформирует положительный настрой близкого школьного окружения и обеспечит инклюзию ВИЧ-положительных детей в образование и досуговые виды дея-
Библиографический список
тельности. Мы считаем, что ввиду сложившихся обстоятельств общенационального значения профессиональная подготовка и переподготовка педагогов должна дополняться и определяться степенью высокой компетентности в области профилактики ВИЧ/СПИДа.
Наше исследование подтверждает, что у новых поколений, обучающихся в данное время, жизненно необходимо сформировать знания в области профилактики распространения ВИЧ/СПИДа, выработать навыки стрессоустойчивого и безопасного поведения.
Исходя из статистических данных распространённости ВИЧ-инфекции в детской и подростковой аудитории, можно с уверенностью предположить, что педагогические и воспитательные услуги педагогов, не приверженных национальной политике в области противодействия распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа в России, вполне можно отнести к неэффективным.
Мы уверены, что профессионализм педагога - как важнейшего фактора развития детей и связи с социумом - в обязательном порядке должен быть дополнен компетенциями в области междисциплинарный знаний, необходимо ввести чёткое определение готовности специалистов педагогических специальностей к работе с данной целевой аудиторией. В педагогической науке всё чаще звучит мысль о междисциплинарном наполнении педагогического образования, как значимой составляющей в формировании когнитивных компетенций педагогов. Ссылаясь на результаты своего научного исследования, Т.В. Фуряева, Н.А. Старосветская направляют внимание практиков на важность соотнесённости педагогических технологий «. с реальными ситуациями бытия современных детей и их родителей» [3, с. 212].
Лидеры движения против распространения ВИЧ-инфекции в России, причастные к проблеме, затронутые эпидемией, убеждены, что только в случае эффективного целенаправленного внедрения в образовательную среду программ по профилактике ВИЧ/СПИДа в отдалённом будущем можно будет снизить темпы распространения неизлечимого, усугубляющего социальную (в прогнозируемом будущем - экономическую) ситуацию в России, заболевания.
1. Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ / СПИДа в образовательной среде (письмо). - Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2005 года № АС-1270 / 06, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 4 октября 2005 года № 0100 / 8129-05-32. - [электронный ресурс] - Режим доступа: http: // www / kodeks / ru / noframe / aids?d&nd=901958360&prevDoc=901958360&mark.
2. Мокрецова, Л.А. Реформирование профессионального педагогического образования в контексте гуманистической парадигмы. Гуманизация образования в контексте системного подхода: Материалы 3-й Всероссийской межвузовской конференции / отв. ред. Л.А. Мокрецова. - Бийск: Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина, 2006.
3. Фуряева, Т.В. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения и интеграции детей в общество: монография / Т.В. Фуряева, Н.А. Старосветская; Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2005.
4. Банч, Гэри. Включающее образование / пер. с англ. Н. Грозной и М. Шихиревой. - М.: «Прометей», 2005.
Статья поступила в редакцию 7.06.09
УДК 34.9
Г.Г. Ханцева, канд. пед. наук, доц. РИИ, г. Рубцовск, Т: 89619761847 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ В РОССИИ
Основной поступательной тенденцией развития исправительной системы является постоянное и целенаправленное внедрение в практику работы современного комплекса социальных мероприятий, направленных на гуманизацию условий содержания заключенных с целью их исправления.
Ключевые слова: ретроспективный анализ, юридические проблемы, уголовное наказание, защита общественной безопасности, социально одобренные формы поведения, уголовно исполнительная системы, анализ проблем исправления в системе исполнения наказания.
Педагогическая проблема исправления лиц, совершив- мой организации нормальных общественных отношений в го-
ших преступления, неразрывно связана с юридической про- сударстве, обеспечивающих безопасное существование как
блемой уголовного наказания, а также с социальной пробле- самого государства в целом, так и каждого его гражданина.
100