Научная статья на тему 'Стратегические подходы к формированию готовности педагогов по интеграции детей с диагнозом «ВИЧ-инфекция» в образовательное пространство'

Стратегические подходы к формированию готовности педагогов по интеграции детей с диагнозом «ВИЧ-инфекция» в образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / ПРЕВЕНТИВНЫЙ / ГОТОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTEGRATION / INCLUSION / HIVINFECTION / PREVENTIVE / READINESS / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Е. А.

Материал может быть интересен для педагогов, студентов, родителей, подростков, преподавателей ВУЗов, техникумов при формировании компетенций в области интеграции в образовательное и социальное пространство детей, затронутых ВИЧ. А также всем тем, кто общается с детьми и подростками. Содержит практические подходы для дальнейшего исследования проблемы формирования приверженности педагогов к работе с ВИЧ-инфицированными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGICAL APPROACHES TO THE FORMING OF TEACHERS READINESS IN INTEGRATION OF CHILDREN WITH THEIR DIAGNOSIS "HIV-POSITIVE" INTO EDUCATIONAL SPACE

The material may be of interest to teachers, students, parents, adolescents, and the instructors of VUZ (Institute of Higher Education), technical schools with the forming of scope in the region of integration into the educational and social space of children, touched upon by HIV. It may also be useful to anyone working with children and adolescents. It contains practical approaches to further case studies of molding of the adherence of teachers to the work with the HIV-positive children.

Текст научной работы на тему «Стратегические подходы к формированию готовности педагогов по интеграции детей с диагнозом «ВИЧ-инфекция» в образовательное пространство»

сутствие взаимопонимания...» [12, с. 33]; «...Со сверстниками проблем нет, только однажды проявился конфликт (дошло до родителей), что она обидела девочку публичным прочтением ее личного письма.» [12, с. 33].

В отличие от трех рассмотренных групп, в четвертой группе респондентов построение образа своего ребенка связано не только с психологическими характеристиками, но и с описанием биографии детей.

«.. .Мою дочь зовут Алина. Она родилась в год Обезьяны и сейчас ходит в шестой класс.» [12, с. 33]; «.Закончил школу в 2004 году, с хорошим аттестатом, сдал экзамены на «отлично» и поступил в политехнический институт.» [12, с. 33].

Таким образом, выявляется интересная зависимость, что образ себя в детстве и образ своего ребенка тождественны: делается акцент на одних и тех же качествах, начинается с одних и тех же характеристик, некоторые фразы полностью совпадают в образе себя в детстве и в образе своего ребенка.

В результате исследования можно сделать выводы:

1. Структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека: установление межлично-

стных контактов, постановку и достижение целей, способы формирования стратегий поведения, разрешение кризисных ситуаций, профессиональное и личностное становление.

2. Существуют различные взгляды на строение самоот-ношения. Некоторые авторы считают симпатию основой самоотношения; другие определяют самоотношение как переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения; третьи выделяют в структуре самоотношения фиксированные наборы элементов, часто не совпадающие и трудно сопоставимые.

3. На выражение отношения к себе действует ряд ирре-левантных факторов: социальная желательность, самопрезен-тация, область самораскрытия и др.

4. В результате проведенного исследования было выделено четыре группы респондентов, и выделена связь между особенностями их самоотношения и своеобразием создания образа себя в детстве. Выявлено, что образ себя в детстве и образ своего ребенка тождественны. Это нам дает возможность выдвинуть новое предположение, что самоотношение матери оказывает влияние на формирование самоотношения и ее ребенка.

Библиографический список

1. Коваль, В.В. Методические проблемы исследования самоотношения [Текст] / В.В. Коваль // Наука и образование: проблемы и перспективы: Труды 7-й региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся (15-1б апреля 2005 г.) / Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. - Бийск: РИО БПГУ им. В. М. Шукшина, 2005. - Ч.2.

2. Adams-Webbe, J. Personal construct theory: concept and applications. - Chichester, 1979.

3. Kenrick P., Stringfield P. Personality traits and the eye at the beholder: crossing com traditional philosophical boundaries in search to consistency in all of people // Psychol. Rev. - 1982. - v. 89. - №. 2.

4. Оголин, В.В. Cамосознание личпости [Текст] / В.В. Оголин. - М., 1983.

5. ^олин, В.В. Позпапие себя и отношение к себе в структуре самосознание личпости [Текст]: дисс. ... д-ра психол. паук. / В.В. ^олин. - М., 1985.

6. Гозмап, Л.Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л.Я. Гозмап. - М., 1987.

7. Кондратьева, А.С Cемантическая структура межличностной оценки и самооценки у лиц с нормальным и повышенным артериальным давлением [Текст] / А.С Кондратьева, А.Г. Шмелев. // Психол. Журнал. - 1983. - т.4. - № 2.

8. Wylie, R.C. The Self-Concept. - Lincoln, 1974. - V. 2.

9. Панлелеев, СР. Cамоотношение как эмоционально-оценочная система [Текст] / СР. Пантелеев. - М.: 1991.

10. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемаптику [Текст]: Исследование форм репрезентации в обыденном созпапии / В.Ф. Петренко. - М., 1983.

11. Коваль, В.В. Издание образа «Я в детстве» в зависимости от особенностей самоотпошепия [Текст] / В.В. Коваль // Гуманизация образования в контексте системного подхода: Материалы научно-практической конференции (15-1б апреля 2005) / Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2005.

12. Коваль, В.В. Формирование «Образа Я в детстве» и «Образа моего ребенка» в зависимости от особенностей самоотпошепия [Текст] / В.В. Коваль // Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (май 2005). - Барнаул: НИЦ БГПУ, 2005.

13. Хораш, А.У. Личпость в общении [Текст] / А.У. Хораш. // Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Япоушека. - М., 1987.

Статья поступила в редакцию 1.05.09

УДК 376.6.

Е.А. Мельникова, аспирант БПГУ им. В.М. Шукшина, заместитель директора КГУСО, г. Бийск, E-mail: [email protected]

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ «ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Материал может быть интересен для педагогов, студентов, родителей, подростков, преподавателей ВУЗов, техникумов при формировании компетенций в области интеграции в образовательное и социальное пространство детей, затронутых ВИЧ. А также всем тем, кто общается с детьми и подростками. Содержит практические подходы для дальнейшего исследования проблемы формирования приверженности педагогов к работе с ВИЧ-инфицированными детьми.

Ключевые слова: интеграция, инклюзия, ВИЧ-инфекция, превентивный, готовность, образовательное пространство.

Мировая пандемия ВИЧ/СПИДа не оставила белых пятен в географии распространения неизлечимого заболевания. Скорость распространения ВИЧ-инфекции, по оценкам экспертов, на территории России выше среднемировых. В Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде приводятся следующие цифры: «Общая численность ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации, выявленных к сентябрю 2005 года, составляет более 330 тыс. человек, 14 тыс. из них - дети в возрасте до 14 лет» [1, с. 2].

В Алтайском крае прослеживается стойкая неблагоприятная ситуация по ВИЧ/СПИДу, вследствие чего резко возросло количество детей с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции, в декабре 2008 года таких детей в Алтайском крае было 637. Детей в возрасте до 17 лет с установленным диагнозом - 54, в основном это дети дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечается неуклонный рост молодежи в возрасте от 14 до 25 лет, вовлечённых в эпидемический процесс по ВИЧ/СПИДУ. В основных положениях Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде чётко обозначено:

«Предупреждение распространения ВИЧ/СПИДа на территории Российской Федерации - это общенациональная политическая задача. Субъектами профилактической деятельности являются федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, педагогическое, научное, культурное сообщества.» [1, с. 5].

Очевидно, что важным компонентом при разработке воспитательных программ, направленных на противодействие эпидемии ВИЧ-инфекции, должна стать Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде, целевое направление которой - снижение темпов распространения эпидемии ВИЧ-инфекции среди детей и подростков. Изменения в обществе, вызванные к жизни угрожающим характером развития эпидемической ситуации в России, острая необходимость в решении проблем социально-нравственной направленности в подростковой среде, проблем (не имеющих аналогов в прошлом), в решении которых бессилен опыт предыдущих поколений, нашли отражение в документе Министерства образования и науки России и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Действенные профилактические программы по профилактике распространения ВИЧ в школьном сообществе не нашли должного применения в образовательной сфере. В значительной мере это произошло ввиду того, что среди педагогов оказалось небольшое количество убеждённых лидеров, способных разработать и поддерживать активные семинарские и тренинговые программы на основе системного и непрерывного мониторинга.

Что актуально на сегодняшний день? Дети, родившиеся в начале эпидемии в России, пошли в школы и детские сады.

Нами исследовалась проблема включённости ВИЧ-инфицированных детей в образовательное пространство и, в первую очередь, готовность педагогов в предоставлении образовательных и воспитательных услуг детям с диагнозом «ВИЧ-инфекция».

Результаты социологического исследования, проведённого в 2007-2008 годах в 7 общеобразовательных учреждениях, подтверждают наличие распространённого неприятия в среде педагогов предположения о возможности обучения «нормальных» учеников с ВИЧ-положительными детьми. Педагоги в большинстве своём демонстрируют низкую осведомлённость по вопросам жизни с ВИЧ, отсутствие когнитивной заинтересованности в исследовании данной проблемы. Весомая часть педагогического сообщества имитируют готовность к работе с детьми, затронутыми ВИЧ. В обществе создаётся прецедент: с одной стороны дети с их естественным правом и гарантиями государства на образование и воспитание, с другой - педагогические ресурсы всех специальностей с отсутствующей приверженностью к работе с детьми, затронутыми ВИЧ.

Внедрение в практику подготовки и особенно переподготовки специалистов всех звеньев образовательной структуры разработок и программ, согласно Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде, оказалось трудно достижимым и затянувшимся во времени, в то время, когда размах эпидемии в России требует широкомасштабного участия педагогических специалистов в просвещении молодёжи и противодействии ВИЧ/СПИДу.

Уже на первоначальном этапе нашего исследования стало очевидным, что необходимо в педагогической практике работающих специалистов отдифференцировать собственно воспитательную и профилактическую работу по ВИЧ с детьми и подростками от её имитации. Проведённое социальное исследование подтверждает возможность реализации формального отношения педагогов к детям с ВИЧ, имитации воспитательных и личностных воздействий. Из чего следует неутешительный вывод: дети получают сомнительного качества образовательные и воспитательные услуги, более того, при подобном подходе к решению данной проблемы потери в целевой группе детей будут невосполнимы.

В ходе нашего исследования выделены следующие

проявления имитации педагогической и воспитательной деятельности с детьми, затронутыми ВИЧ:

- педагог формально соглашается с фактом ВИЧ-инфицированного ученика или воспитанника, на практике дистанцируется от ребёнка, преподнося модель поведения остальным детям;

- используя авторитет педагог ограничивает вовлечение детей с ВИЧ в школьные и досуговые виды деятельности, содействуя таким образом не интеграции такого ребёнка, а явно подталкивая к изоляции, снижению положительного эмоционального тонуса;

- ограничивая доступ детей к значимым для их психического и физического развития видам деятельности, им дают понять, что они «не такие», более того, при таком подходе детям не дано быть активными участниками позитивного опыта общения.

Игнорирование проводимой национальной политики в области здравоохранения, важным компонентом которой является интеграция детей с ВИЧ-статусом в образовательное и социальное пространство, лишает возможности основную массу детей и подростков в наиболее благоприятном возрасте приобрести достоверную информацию о ВИЧ и навыки безопасного поведения. Естественным образом возникает вопрос о занятости этих детей в каникулярное и летнее время, что также не является условием для раннего развития личности ребёнка и дальнейшей включённости в социум. Педагогами недооценивается важность овладения знаниями о ВИЧ/СПИДе, особая перспективность применения информации в работе учителя, необходимость учитывать особенности, происходящие в образовательной сфере в свете пересмотра содержания и реформирования профессионального педагогического образования. Как пишет Л.А. Мокрецова: «Ключевой фигурой реформируемой образовательной системы выступает учитель как творец педагогического процесса, как носитель и субъект общей и профессиональной культуры» [2, с. 44]. Это положение представляется нам остро актуальным для современной педагогической практики и традиционно оправданной. Однако педагоги рассматривают внедрение в их практику программ, направленных на противодействие эпидемии ВИЧ/ СПИДа, как нечто необязательное и даже искусственно притянутое, к тому же большинство из педагогического сообщества пребывают в уверенности, что эпидемия ВИЧ не касается их лично как представителей социума, не относящихся к маргинальным слоям.

Насколько важно сформировать приверженность к работе с ВИЧ-инфицированными детьми в педагогическом сообществе? Должны ли стать профилактические программы по ВИЧ/СПИДу частью профессиональной компетенции педагога?

Проанализируем роль педагога в жизни воспитанника, ученика. На долгие годы учитель, воспитатель становится личностью, определяющей развитие ребёнка. В силу занятости родителей, именно он проводит с детьми большую часть времени. Нельзя забывать, что воспитательное и образовательное влияние педагога не ограничивается уроком или внеклассным мероприятием. Посредством вербальных и невербальных коммуникаций учитель передаёт детям свои идейные и мировоззренческие позиции, способ взаимодействия с социумом, специфические реакции на изменения в нём и многое другое. Т.В. Фуряева, Н.А. Старосветская особо акцентируют внимание педагогов на гуманистическом аспекте в отношениях всех участников образовательного процесса: «Деятельность педагога в смысле педагогического сопровождения направлена на обеспечение условий понимания и принятия членами сообщества друг друга как представителей различных самоценных субкультур.» [3, с. 206].

Рассмотрим лишь некоторые процессы становления личности ребёнка, на которые прямо или косвенно может повлиять личность наставника:

- содействие нравственному самосовершенствованию;

- формирование безусловно ценностного отношения ребёнка к личности любого человека как определяющей составляющей личности;

- внедрение действенного алгоритма по реализации в коллективе другодоминантности;

- обеспечение включённости воспитанников в обучение и воспитание;

- повышение самооценки как весомой составляющей противодействия наркотизации;

- проигрывание ситуаций-коллизий ответственного выбора в формировании позитивных жизненных установок.

Практически всё из перечисленного используется в процессе работы педагогами-профессионалами, исследующими степень своего педагогического воздействия на воспитанников, профессионально выстраивающими векторные направляющие воспитательных и образовательных ситуаций. Безусловно, для нашего исследования особый интерес представляют труды Г. Банча по инклюзии детей с особыми потребностями в образование: «Вы без сомнения сможете сформировать культуру классного сообщества, способствующую интеграции. Успех этого будет зависеть от того, сколько стараний вы вложите в это дело, и от того, насколько безопасную обстановку вам удастся создать в классе, чтобы ученики могли сотрудничать с вами и друг с другом» [4, с. 20].

Современный размах эпидемии ВИЧ-инфекции среди молодых в России, распространённость рискованного поведения в подростковой среде, сделали востребованными в среде педагогического сообщества специалистов морально и когнитивно готовых к работе с детьми и семьями, затронутыми проблемой ВИЧ/СПИДа. В ходе нашего исследования замечено, что дети чувствительны к неискренности (особенной чуткостью обладают дети, страдающие неизлечимым заболеванием), следовательно, вполне правомерен вывод: педагог с принимающей внутренней мотивированной позицией по отношению к детям, живущим с ВИЧ-инфекцией, в значительной степени сформирует положительный настрой близкого школьного окружения и обеспечит инклюзию ВИЧ-положительных детей в образование и досуговые виды дея-

Библиографический список

тельности. Мы считаем, что ввиду сложившихся обстоятельств общенационального значения профессиональная подготовка и переподготовка педагогов должна дополняться и определяться степенью высокой компетентности в области профилактики ВИЧ/СПИДа.

Наше исследование подтверждает, что у новых поколений, обучающихся в данное время, жизненно необходимо сформировать знания в области профилактики распространения ВИЧ/СПИДа, выработать навыки стрессоустойчивого и безопасного поведения.

Исходя из статистических данных распространённости ВИЧ-инфекции в детской и подростковой аудитории, можно с уверенностью предположить, что педагогические и воспитательные услуги педагогов, не приверженных национальной политике в области противодействия распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа в России, вполне можно отнести к неэффективным.

Мы уверены, что профессионализм педагога - как важнейшего фактора развития детей и связи с социумом - в обязательном порядке должен быть дополнен компетенциями в области междисциплинарный знаний, необходимо ввести чёткое определение готовности специалистов педагогических специальностей к работе с данной целевой аудиторией. В педагогической науке всё чаще звучит мысль о междисциплинарном наполнении педагогического образования, как значимой составляющей в формировании когнитивных компетенций педагогов. Ссылаясь на результаты своего научного исследования, Т.В. Фуряева, Н.А. Старосветская направляют внимание практиков на важность соотнесённости педагогических технологий «. с реальными ситуациями бытия современных детей и их родителей» [3, с. 212].

Лидеры движения против распространения ВИЧ-инфекции в России, причастные к проблеме, затронутые эпидемией, убеждены, что только в случае эффективного целенаправленного внедрения в образовательную среду программ по профилактике ВИЧ/СПИДа в отдалённом будущем можно будет снизить темпы распространения неизлечимого, усугубляющего социальную (в прогнозируемом будущем - экономическую) ситуацию в России, заболевания.

1. Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ / СПИДа в образовательной среде (письмо). - Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2005 года № АС-1270 / 06, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 4 октября 2005 года № 0100 / 8129-05-32. - [электронный ресурс] - Режим доступа: http: // www / kodeks / ru / noframe / aids?d&nd=901958360&prevDoc=901958360&mark.

2. Мокрецова, Л.А. Реформирование профессионального педагогического образования в контексте гуманистической парадигмы. Гуманизация образования в контексте системного подхода: Материалы 3-й Всероссийской межвузовской конференции / отв. ред. Л.А. Мокрецова. - Бийск: Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина, 2006.

3. Фуряева, Т.В. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения и интеграции детей в общество: монография / Т.В. Фуряева, Н.А. Старосветская; Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2005.

4. Банч, Гэри. Включающее образование / пер. с англ. Н. Грозной и М. Шихиревой. - М.: «Прометей», 2005.

Статья поступила в редакцию 7.06.09

УДК 34.9

Г.Г. Ханцева, канд. пед. наук, доц. РИИ, г. Рубцовск, Т: 89619761847 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ В РОССИИ

Основной поступательной тенденцией развития исправительной системы является постоянное и целенаправленное внедрение в практику работы современного комплекса социальных мероприятий, направленных на гуманизацию условий содержания заключенных с целью их исправления.

Ключевые слова: ретроспективный анализ, юридические проблемы, уголовное наказание, защита общественной безопасности, социально одобренные формы поведения, уголовно исполнительная системы, анализ проблем исправления в системе исполнения наказания.

Педагогическая проблема исправления лиц, совершив- мой организации нормальных общественных отношений в го-

ших преступления, неразрывно связана с юридической про- сударстве, обеспечивающих безопасное существование как

блемой уголовного наказания, а также с социальной пробле- самого государства в целом, так и каждого его гражданина.

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.