УДК 373.2
Rebikova Ju.V. SOCIALLY-PEDAGOGICAL PROBLEM OF HIV-SAFETY OF CHILDREN AND ADULTS IN THE
EDUCATIONAL ENVIONMENT. The maintenance of definition "children affected of epidemic of HIV-infection" is considered and social and pedagogical aspects of problem of children and adults HIV-safety in educational environment are formulated in this article.
Key words: HIV-infection, children affected of epidemic of HIV-infection, socially-pedagogical problem of children and adults HIV-safety in educational environment.
Ю.В. Ребикова, аспирантка ЧГАКиИ, г. Челябинск, ст. преп. ГОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ВИЧ-БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗОСЛЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье рассматривается содержание понятия «дети затронутые эпидемией ВИЧ-инфекции», а так же формулируются социальные и педагогические аспекты проблемы ВИЧ-безопасности детей и взрослых в образовательной среде.
Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, дети затронутые эпидемией ВИЧ-инфекции, социально-педагогическая проблема ВИЧ-безопасности детей и взрослых в образовательной среде.
В соответствии с международным законодательством в области прав детей [1], законодательством Российской Федерации [2] общеобразовательные учреждения обязаны предоставить любому ребенку безопасную среду воспитания и обучения, т.е. создать условия для получения образования. На практике же очень часто появление ВИЧ-положительного ребенка в школе вызывает неадекватную реакцию руководителей и педагогов этих учреждений, а также родителей и широкой общественности, которая проявляется в неприятии ребенка в коллективе, изгнании из учреждения и т.д. [3, с. 5].
Насколько остро сегодня стоит проблема ВИЧ-инфекции в Российской Федерации? По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом на 31.12.2010 г. [4] количество зарегистрированных ВИЧ-инфекцией граждан России составило 589581 человек, из них 5231 - дети в возрасте от 2 до 16 лет, 3651 - дети, рожденные ВИЧ инфицированными матерями. Количество вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции в 2010 г. составило - 58633. Статистическая информация, вместе с тем, указывает, что есть территории, в которых данное заболевание носит эпизодический (единичный) характер. Так в республике Калмыкия - всего 230 инфицированных из них 75 - дети, в Амурской области - 331 инфицированный (1 - ребенок), в Коми-Пермяцком автономном округе- 38 человек (детей с ВИЧ-позитивным статусом нет). Но при этом есть территории, в которых количество ВИЧ-инфицированных превышает среднестатистические показатели по Российской Федерации в два и более раз. Например, в Самарской области 44073 случаев ВИЧ-инфекции, из них 401 у детей; в Свердловской области ВИЧ выявлен у 48837 человек из них 707 - у детей; в Челябинской области - 24005 ВИЧ-инфицированных, из которых 190 - дети. Педагогов и руководителей образовательных учреждений должен озаботить тот факт, что практически 40% всех ВИЧ-инфицированных - женщины детородного возраста. Более 80% всех заболевших ВИЧ-инфекцией - люди в возрасте от 16 до 25 лет. 15 тыс. ВИЧ-положительных подростков в возрасте 15-18 лет в настоящее время обучаются в общеобразовательных школах, колледжах, училищах (в большинстве случаев не раскрывая своего ВИЧ-положительного статуса) [3, с. 5].
В Федеральном Законе «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)» от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ (с изменениями от 12 августа 1996 г., 9 января 1997 г. 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г.), принятого Государственной Думой 24 февраля 1995 года, используются понятия: «ВИЧ-инфекция» - заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека и «ВИЧ-инфицированные» - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека [2]. Анализ научно-педагогической литературы выявил, что в значительной части научно-педагогических исследований рассматриваются понятия «ЛЖВ - люди, живущие с ВИЧ», синонимами которого являются понятия «ВИЧ-инфицированный», «ВИЧ-позитивный», «ВИЧ-положительный» (ВИЧ-положительными называют людей по положительному результату анализа их крови на наличие антител к белкам вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) [3, с. 5]), а так же «ЛЖВС - люди, живущие с ВИЧ и СПИДОМ». На наш взгляд при соотнесении
понятия «ВИЧ-инфекция», «ВИЧ-инфицированные дети» с образовательным процессом в образовательном учреждении для де-пей целесообразно рассматривать понятие - «дети, затронут ые эпидемией ВИЧ-инфекции». Рассмотрим кто относится к данной категории детей?
Во-первых, это дети с установленным диагнозом ВИЧ-инфекция. Такая расшифровка данного понятия используется в большей части в научно-педагогических, социологических и медицинских исследованиях. Это могут быть дети, получившие данное заболевание: вертикальным путем передачи - рожденные ВИЧ позитивными матерями (во время беременности, в родах или при грудном вскармливании); половым путем, т.е. инфицированные при незащищенном половом контакте; путем «кровь в кровь» при использовании нестерильных инструментов или инъекционных растворов, содержащих примесь инфицированной крови (чаще всего немедицинского назначения, например, при инъекционном употреблении наркотиков), при переливании инфицированной крови. Но на наш взгляд, учет только данной категории детей сужает подход к решению проблемы ВИЧ в образовательных учреждениях.
Во-вторых, это дети с отсутствием диагноза «ВИЧ-инфекция», но воспитываемые ВИЧ позитивными родителями. Целесообразность отнесения данных учащихся к категории детей, затронутых эпидемией ВИЧ обусловлена тем, что большая часть населения России не знает, что в более 90% случаев ВИЧ-позитивная женщина, при своевременно начатом медицинском сопровождении, может родить ВИЧ-отрицательного ребенка [5]. Соответственно, педагоги, недостаточно информированные в вопросах ВИЧ-инфекции, но более, чем достаточно напуганные средствами массовой информации 90х годов, считают, что если родители ВИЧ-положительны, то их дети тоже всегда ВИЧ-положительны.
В-третьих, дети, допускающие в поведении ситуации риска: употребление инъекционных наркотиков, ранние случайные незащищенные сексуальные отношения, отсутствие опыта и желания проходить обследования на ВИЧ-инфекцию.
При этом мы обращаем внимание на возраст детей - от момента рождения до 18 лет. Этот возрастной диапазон совпадает с определением ребенка, как лица до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), представленного в статье 1Фе-дерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24 июля 1998 г. (по состоянию на 23.07.2008) [6]. Данная возрастная периодизация не совпадает с медицинской, где возраст детей с ВИЧ-позитивным статусом определяется от 2 до 16 лет. С медицинской точки зрения данный возрастной диапазон можно объяснить тем, что в организме ребенка материнские антитела к ВИЧ сохраняются до 18 месяцев, поэтому официально подтвердить диагноз ВИЧ-инфекция у ребенка можно только тогда, когда ему исполниться полтора года. В соответствии с этим ребенок, рожденный от ВИЧ-положительной матери находится на диспансерном учете до установки диагноза от момента рождения до достижения 18 месяцев. С 16 лет в соответствии со статьей 122 (состав 1 и 2) ВИЧ-инфицированные начинают нести уголовную ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией [7].
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)» от 30 марта 1995г. № 38-ФЗ (по состоянию на 22 августа 2004 г.) - любой ребенок при наличии или отсутствия у него ВИЧ-инфекции имеет право на получение образования. Таким образом, социальные педагоги должны быть готовы к тому, что в их образовательном учреждении уже обучатся или может прийти на обучение дети, затронутые эпидемией ВИЧ-инфекции. Но готовы ли они к работе с данной категорией детей?
Для ответа на данный вопрос в ходе проводимого нами исследования было проведено анкетирование социальных педагогов общеобразовательных учреждений. Для разработки анкеты использовались материалы исследования Н.С. Никитина [8] и диагностические материалы разработанные в рамках проекта «Интеграция детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции, в образовательную среду», который осуществлялся в Челябинской, Оренбургской, Иркутской, Самарской областях, Алтайском крае и Республике Татарстан в 2007 - 2009г. при участии органов управления образованием этих субъектов, Иркутского отделения Российского Красного Креста и при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) [3]. Составленная нами анкета содержала вопросы: об общей осведомленности социальных педагогов о ВИЧ-инфекции, как о заболевании (возбудитель заболевания, пути передачи, лечение); о вероятности и рисках нахождения вИч-инфицированного ребенка или ребенка, затронутого эпидемией ВИЧ-инфекции в общеобразовательном учреждении; об отношении педагогов к ВИЧ-положительным детям и их родителям, а также организации профилактической работы внутри образовательного учреждения с педагогами.
Вопросы, связанные с этиологией заболевания выявили отсутствие у социальных педагогов современных представлений о ВИЧ и СПИДе. Результат подтверждается тем, что более 82% педагогов считают, что люди имеющие ВИЧ - положительный анализ крови болеют заболеванием, которое называется СПИД, а не ВИЧ-инфекция; более 75% респондентов утверждают, что наличие у человека через неделю после ситуации риска (например, прокол кожи иглой после ВИЧ-позитивного больного) ВИЧ-отрицательного анализа крови означает, что он не болен ВИЧ-инфекцией и не существует риска заражения ВИЧ.. Ответ « Чтобы избежать заражения ВИЧ, надо избегать общения с ВИЧ-инфицированными, из-за того что ВИЧ передается при рукопожатиях, поцелуях т.е. воздушно-капельным и бытовым путем» выбирают 39% опрошенных. 70% опрошенных считают, что лечение ВИЧ-инфекции (анти ретро вирусная терапия) практически не имеет смысла.
При ответе на вопросы о вероятности и рисках нахождения ВИЧ-инфицированного ребенка или ребенка затронутого эпидемией ВИЧ-инфекции в общеобразовательном учреждении сказались страхи, существующие среди педагогов в связи с отсутствием современных представлений о ВИЧ. Педагогам было предложено оценить лично для себя вероятность столкновения с ВИЧ -инфекцией в обыденной жизни и внутри образовательного учреждения по 10 бальной шкале (0-вероятность почти нулевая, 10-вероятность очень высокая). Более 70% опрошенных оценили подобную вероятность в обоих случаях от 0 до 3 баллов и только 5% отметили высокую степень вероятности столкновения с ВИЧ. Такая позиция объясняется тем, что педагоги считают обязательным обследование на ВИЧ для всех детей, поступающих в дошкольные или школьные образовательные учреждения. В том числе, 89% опрошенных считают, что дети носители ВИЧ, должны в соответствии с Законами Российской Федерации обучаться в специально организованных учреждениях. ВИЧ-инфекция для большинства педагогов - смертельное заболевание и болеют им только люди, ведущие аморальный образ жизни. Поскольку большинство педагогов и лиц их ближайшего окружения ведут «моральный образ жизни», они уверены, что с этим заболеванием столкнуться не могут, тем более в стенах образовательных учреждений. Это объясняет и тот факт, что 79% педагогов прошедших анкетирование считают, что в соответствии с официальными документами ВИЧ-положительным учителям, воспитателям запрещено работать в образовательных учреждениях. Нахождение ВИЧ-положительного ребенка в общеобразовательном учреждении может в случае обычной для детей травмы привести к инфицированию другого ребенка - мнение свыше 72% опрошенных. У сотрудников детских учреждений, работающих с ВИЧ-инфици-
рованными детьми, существует высокий риск профессионального заражения - считают 76% анкетированных.
При анализе ответов на вопросы, которые касаются личностного отношения педагогов к ВИЧ-положительным детям, их родителям и организации профилактической работы внутри образовательного учреждения с педагогами получены следующие результаты: отрицательно относится к обучению в образовательном учреждении ВИЧ-положительного ребенка свыше 88% опрошенных; необходимость сообщить всем сотрудникам детского образовательного учреждения о наличии в коллективе ВИЧ-положительного ребенка подтверждают - 67% респондентов; информировать родителей других детей - 54% опрошенных; потребовать удаления такого ребенка из учреждения - 45%; не допускать, чтобы дети играли и общались с этим ребенком в целях их защиты - 67%. Педагоги в 100% выбирают ответ, что они обязаны соблюдать универсальные меры профилактики заболеваний, передающихся через кровь. При этом аптечки по оказанию первой доврачебной помощи есть в кабинетах только у 34% опрошенных, а необходимость при оказании данной помощи надевать перчатки подтверждают только 76% педагогов. 69% опрошенных педагогов проходили обучение по противодействию распространения ВИЧ-инфекции, но было это более 5-10 лет тому назад. Все опрошенные педагоги подтверждают, что для родителей, учащихся образовательных учреждений специально организуются профилактические мероприятия, в том числе против ВИЧ.
Представленные результаты позволяют утверждать, что у большей части социальных педагогов общеобразовательных учреждений отсутствуют современные представления о ВИЧ и СПИДе. Педагоги не знакомы с нормативно-правовыми документами, которые регламентируют права ВИЧ-положительных и отрицательных граждан Российской федерации. Есть проблемы с соблюдением педагогами универсальных мер профилактики заболеваний, передающихся через кровь. Следствием этого является - непринятие детей с ВИЧ-позитивным статусом в общеобразовательное учреждение, отсутствие готовности педагогов к организации эффективной профилактической работы как с педагогами, так и с детьми и родителями по проблеме ВИЧ/СПИДа. Отношение социальных педагогов к ВИЧ-положительным детям выстраивается на противоречии между необходимостью следовать социальным нормам и личным страхом перед заражением. В виду этого у педагогов возникает желание дистанцироваться от детей-носителей ВИЧ, оградить себя от опасности заражения, формируется негативное отношение к перспективе нахождению ребенка-ВИЧ носителя в стенах общеобразовательного учреждения.
Таким образом, рассматриваемая нами проблема имеет не только медицинской аспект решения. Она значительно шире по содержанию и касается как социальной, так и педагогической составляющей.
Социальная проблема ВИЧ-безопасности детей и взрослых в образовательной среде характеризуется нами, как проблема в организации целенаправленного процесса, включающего деятельность всех социальных институтов; направленных на формирование культуры отношения к сохранению здоровья как общечеловеческой ценности и способов поведения, общения и развития социально-значимых качеств.
Педагогическую составляющую в решении рассматриваемой нами проблемы мы понимаем, как результат противостояния негативным явлениям, предотвращение ситуаций риска в жизни, которые позволяют достичь определенной гармонии в адаптиро-ванности и интеграции человека в обществе.
Решение социально-педагогической проблемы ВИЧ-безопасности детей и взрослых позволит по-новому взглянуть на мир и убедиться в том, что в период экономических преобразований резко изменяются ценности, убеждения, поведение, как взрослых, так и детей, влияющих на стиль жизни, на традиции и семейный уклад, что не всегда ведет к положительным тенденциям. Примером тому может служить все более распространяющиеся заболевания ВИЧ-инфекция и увеличивающиеся количество ВИЧ-инфицированных людей. Именно в гармоничном пересечении противоречий и проблем решается идея о превентивном обучении детей и взрослых в решении актуальных задач по ВИЧ-безопасности людей.
Значительная роль в решении этой проблемы в образовательной среде принадлежит социальному педагогу. Деятельность социального педагога сопряжена с социально-педагогической защитой и поддержкой людей в тот момент, когда они в ней нуждаются и т. д.
Библиографический список
1. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования [принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры на одиннадцатой сессии] [Э/р]. - Р/д: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/educat.shtml
2. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция): Федеральный закон Российской Федерации №38-ФЗ от 30 марта 1995г.: [принят Гос. Думой 24 февраля 1997г: по состоянию на 18 июля 2011г.] [Э/р]. - Р/д: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=1725
3. Загайнова, А.И. Дети со знаком «плюс»: пособие по проведению семинара-тренинга для сотрудников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросу интеграции детей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции, в социальную и образовательную среду / А.И. Загайнова, Л.А. Глазырина, Т.А. Епоян [и др.]. - М., 2009.
4. Количество ВИЧ-инфицированных в России за 2010 год: статистика: Федеральный центр СПИДА. [Э/р]. - Р/д: http://www.hivrussia.ru/ stat/2010.shtm
5. Филипова, Т.Ю. Прогнозирование и профилактика вертикальной трансмиссии ВИЧ-инфекции от матери плоду / Т.Ю. Филипова, Е.В. Пирожкова, И.Н. Шаховская // Научно-практический журнал «Врач-аспирант». - Воронеж, 2011.-№1.4 (44).
6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации №124-ФЗ от 24 июля 1998 г. [принят Гос. Думой 3 июля 1998 года: по состоянию на 23 июля 2008 г.] [Э/р]. - Р/д: http://ryka-pomoschi.ru/ federalnyy_zakon_ob_osnovnyh_garant
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ: [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года] [Э/р]. - Р/д: http://www.rg.ru/2007/11/12/ukrf-dok.html
8. Никитин, Н.С. Формирование профессиональной компетентности взаимодействия с ВИЧ-инфицированными у студентов факультета физической культуры и спорта: дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2010.
Bibliography
1. Konvenciya o borjbe s diskriminacieyj v oblasti obrazovaniya [prinyata 14 dekabrya 1960 goda Generaljnoyj konferencieyj Organizacii Objhedinennihkh Naciyj po voprosam obrazovaniya, nauki i kuljturih na odinnadcatoyj sessii] [Eh/r]. - R/d: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/educat.shtml
2. O preduprezhdenii rasprostraneniya v Rossiyjskoyj Federacii zabolevaniya, vihzvannogo virusom immunodeficita cheloveka (VICh-infekciya): Federaljnihyj zakon Rossiyjskoyj Federacii №38-FZ ot 30 marta 1995g.: [prinyat Gos. Dumoyj 24 fevralya 1997g: po sostoyaniyu na 18 iyulya 2011g.] [Eh/r]. - R/d: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=1725
3. Zagayjnova, A.I. Deti so znakom «plyus»: posobie po provedeniyu seminara-treninga dlya sotrudnikov internatnihkh uchrezhdeniyj dlya deteyj-sirot i deteyj, ostavshikhsya bez popecheniya roditeleyj, po voprosu integracii deteyj, zatronutihkh ehpidemieyj VICh-infekcii, v socialjnuyu i obrazovateljnuyu sredu / A.I. Zagayjnova, L.A. Glazihrina, T.A. Epoyan [i dr.]. - M., 2009.
4. Kolichestvo VICh-inficirovannihkh v Rossii za 2010 god: statistika: Federaljnihyj centr SPIDA. [Eh/r]. - R/d: http://www.hivrussia.ru/stat/ 2010.shtm
5. Filipova, T.Yu. Prognozirovanie i profilaktika vertikaljnoyj transmissii VICh-infekcii ot materi plodu / T.Yu. Filipova, E.V. Pirozhkova, I.N. Shakhovskaya // Nauchno-prakticheskiyj zhurnal «Vrach-aspirant». - Voronezh, 2011.-№1.4 (44).
6. Ob osnovnihkh garantiyakh prav rebenka v Rossiyjskoyj Federacii: Federaljnihyj zakon Rossiyjskoyj Federacii №124-FZ ot 24 iyulya 1998 g. [prinyat Gos. Dumoyj 3 iyulya 1998 goda: po sostoyaniyu na 23 iyulya 2008 g.] [Eh/r]. - R/d: http://ryka-pomoschi.ru/ federalnyy_zakon_ob_osnovnyh_garant
7. Ugolovnihyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii ot 13 iyunya 1996g. № 63-FZ: [prinyat Gosudarstvennoyj Dumoyj 24 maya 1996 goda, odobren Sovetom Federacii 5 iyunya 1996 goda] [Eh/r]. - R/d: http://www.rg.ru/2007/11/12/ukrf-dok.html
8. Nikitin, N.S. Formirovanie professionaljnoyj kompetentnosti vzaimodeyjstviya s VICh-inficirovannihmi u studentov fakuljteta fizicheskoyj kuljturih i sporta: dis. ... kand. ped. nauk. - Kaliningrad, 2010.
Статья поступила в редакцию 07.12.11
УДК 371
Nagornaja V.A. ON THE ISSUE OF FORMATION OF LEARNERS TOLERANCE AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN
CHELYABINSK. The common educational conception of formation of tolerance in Russian society is considered in this article. The definitions of tolerance are proposed from "Declaration of tolerance principles". Based on survey data to identify indicators of tolerance and intolerance carried out in postsecondary institutions in South Ural are offered different forms of tolerance and exposed levels of multicultural education of students.
Key words: tolerance, intolerance, international problems.
В.А. Нагорная, доц. ЧИРПО, канд. пед. наук, зав. лаб. инновационной и экспериментальной деятельности г. Челябинск, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЧЕЛЯБИНСКА
В статье рассматривается единая воспитательная концепция по формированию толерантности в Российском социуме. Даются определения толерантности из «Декларации принципов толерантности». Предлагаются различные формы толерантности и выявляются уровни поликультурного образования обучающихся, на основе данных опроса по выявлению показателей толерантности и интолерантности, проведенного в средних профессиональных образовательных учреждениях Южного Урала.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, межнациональные проблемы.
Глобализация как геополитический и социокультурный феномен привнесла в международные отношения проблему сохранения национальной и культурной самобытности народов, вовлечённых в мировые интеграционные процессы. В международном праве данная проблема оказывается неразрешимой ввиду изначального противоречия декларируемого права наций на самоопределение и принципа нерушимости границ. В подобной ситуации сгладить остроту этнических и конфессиональных противоречий позволяет принцип толерантности, положенный в осно-
ву внутренней и внешней политики государств, участников мирового сообщества.
В России как полиэтническом и поликонфессиональном государстве данная проблема стоит особенно остро. Поэтому в стране разрабатывается и реализуется единая государственная политика по формированию толерантности, о чём свидетельствуют Федеральные целевые программы по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе [1. с. 152-154]. На региональном уровне