УДК 374.02
Е.А. Мельникова, аспирант БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ КРИЗИС В СВЯЗИ С ДИАГНОЗОМ «ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ»
В работе представлены общие аспекты сопровождения женщин, вовлечённых в эпидемию ВИЧ/СПИДа в условиях КГУСО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям города Бийска». Основное внимание уделено наиболее актуальным проблемам на этапе принятия диагноза, сделан акцент на психолого-педагогической помощи женщинам с ВИЧ. Затронута проблема толерантности общества в отношении ВИЧ-позитивных людей.
Ключевые слова: стигма, дискриминация, самостигматизация, социальная изоляция, конфиденциальность, толерантность, альтернативные действия.
Социальная работа с женщинами, затронутыми проблемой ВИЧ/СПИДа во многом отличается от помощи в других кризисных ситуациях. В большей степени это отличие обусловлено тем, что ВИЧ-инфекция по целому ряду причин стала одним из самых стигматизируемых заболеваний. До сих пор, несмотря на доступность информации, интернет-ресурсы, в восприятии людей продолжают жить отголоски прошлых СМИ-кампаний, нагнетающих спидофобию; неделикатно поданные цитаты («СПИД — чума 20 века») продолжают вводить в заблуждение население, тем самым вызывая к жизни предубеждения и стигматизацию ВИЧ-позитивных, включая членов их семей. В регионах России просматривается динамичное увеличение количества женщин, вовлечённых в эпидемию по ВИЧ/СПИДу, и как следствие, рост числа детей, рождённых ВИЧ-положитель-ными мамами. Дети с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции нередко пополняют ряды «отказников». Авторский коллектив под руководством А.Г.Рахмановой ссылается на следующие цифры: «За период эпидемии ВИЧ-инфекции у ВИЧ-инфицированных матерей родилось более 26,5 тыс. детей. От более 1,5 тыс. отказались матери» [1, с. 9]. В большинстве своем матери ещё сами не успели принять диагноз, и, боясь реакции социального окружения, уходят в состояние социальной изоляции. В обществе создался прецедент: закупаются дорогие препараты для сдерживания развития ВИЧ и неопределённо долгого поддержания жизни, а люди отказываются от помощи, ошибочно полагая, что только таким образом можно сохранить конфиденциальность. Социальная работа с женщинами, не вовлечёнными в диспансерное наблюдение по ВИЧ-статусу, сдерживается тем, что такая работа может проводиться только с добровольного согласия клиента. Это связано с тем, что в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в статье 61 сказано: «С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикаций в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях» [2, с. 3]. Налицо противоречие: женщина нуждается в срочных реабилитационных мероприятиях психологического характера, мерах социальной поддержки, но большая часть женщин откажется от помощи, в том числе и медицинской, обрекая себя на жизнь без права на лечение, семью, здоровых детей. Особенность психолого-социальной работы с женщинами заключается ещё и в том, что они воспринимают себя в контексте отношений с близким социальным окружением. В случае с ВИЧ-инфекцией женщины могут находиться в состоянии перманентной депрессии неопределённо долго, не допуская к себе специалистов, резко ограничивая внешние контакты, стараются изме-
нить образ и место жительства. Как социально-медицинское явление ВИЧ-инфекция уникальна, не сразу стало очевидным, что только при взаимодействии разных ведомственных структур можно помочь женщинам выйти из кризиса, сохранить свою жизнь, здоровье, растить детей в семье, получить высокоэффективную профилактику передачи ВИЧ-инфекции ребёнку при беременности и в родах. Женщины фертильного возраста, беременные и роженицы — это целевая аудитория, наиболее благоприятная для выстраивания системы профилактики и противодействия ВИЧ-инфекции. Вследствие целого ряда психологических особенностей женщины уязвимы в контексте ближайшего социального окружения, в связи с чем можно утверждать, что решение о наблюдении, поддержании собственного здоровья, лечении ребёнка ВИЧ-инфицированная будет принимать в зависимости от социальных обстоятельств, наличия в её жизни понимающих и принимающих близких.
От первой консультации по вопросам жизни с ВИЧ, мотивации на сотрудничество с социальными службами, приверженности диспансерному наблюдению жизнь женщины и её детей может радикально измениться: жизненно важно внести четкость в распорядок дня, определиться с режимом питания и приёмом препаратов, оздоравливающих физических нагрузок, необходим пересмотр бытовых и социальных привычек.
Взаимодействие с женщиной, находящейся в психологическом кризисе на этапе принятия диагноза «ВИЧ-инфекция», затруднено. Это и для специалиста каждый случай — нелёгкий путь поиска, ведь нет похожих «историй», как и нет единого стандарта оказания помощи. Достоверным остаётся одно: именно в период принятия диагноза женщина и её дети должны быть охвачены вниманием социальных служб и центров помощи семье, так как в это время, в силу своего состояния, мать не может обеспечить элементарный уход за детьми, ввиду того, что сама нуждается в интенсивной психологической, психотерапевтической, и, возможно, медикаментозной помощи.
Значительно смягчить тяжесть диагноза удаётся в случае, когда женщина решается сообщить об этом семье или значимому близкому человеку. Многократно подтверждённый факт — из разрушительного барьера угрожающее жизни заболевание становится импульсом к установлению позитивных межличностных отношений в семье, составлению нового жизненного сценария, сохранению семьи и естественного права ребёнка воспитываться с кровными родителями. Основная задача специалистов, при любом варианте развития событий, — адаптация женщины к изменившимся условиям жизни, снижение вреда вследствие причинённой стигмы и дискриминации, сохранение материнских и социальных ориентаций. Портрет женщин, живущих с ВИЧ, собирателен, объединяющим для них должно быть одно: активный социально-психологический патронаж
до выхода женщины из кризиса. Ключевой момент консультации в кризисной ситуации — приобретение взаимной эмпатии и доверия, при этом от специалиста требуется, вслушиваясь, дать возможность выговориться, а затем оценить остроту кризиса, место суицидальных настроений; необходимые меры поддержки; амбиции личности как основной инструмент активизации внутреннего потенциала.
В работе с женщинами следует учитывать специфику эмоциональных реакций женщин. Страх, отчаяние, гнев сменяются приступами отрешённости и подавленности, но специалисты, ведущие женщину, знают, что эти проявления не константны, и последующие приступы будут слабее предыдущих. После чего вновь становится возможным движение навстречу материнству, ребёнку, жизни. Это важнейший этап в работе помогающего специалиста и переломный в принятии женщиной диагноза.
Специалист на первоначальном этапе установления отношений с женщиной может намеренно позволить рассмотрение проблем личного характера клиентки, прямо не связанных с настоящим кризисным состоянием. Тем не менее, на основании косвенных и невербальных данных специалист структурирует конфликт, фокусируя внимание на проблеме, вызвавшей кризис. Условно модель консультативных встреч по изменению отношения к проблеме ВИЧ-положительного диагноза можно представить следующими этапами:
1. Создание эмпатичных отношений между женщиной и специалистом.
2. Обратная связь.
3. Анализ приоритетных проблем, ответственный выбор.
4. Стратегия альтернативных действий в преодолении кризиса.
В нашем исследовании дан анализ каждого этапа консультативных встреч социального специалиста и женщины.
Первый этап. Создание эмпатичных отношений между женщиной и специалистом. Первая встреча может носить поверхностный характер, быть непродолжительной. Прямой переход к решению проблемы может оттолкнуть женщину, оказать негативное влияние на исход консультации, да и собственно поставить под сомнение компетентность специалиста. Развитию эмпа-тичного контакта с женщиной могут служить некоторые приёмы, которыми успешно пользуются социальные специалисты, а именно: принимающий, тёплый стиль общения, избегание споров, рефлективное слушание, эмоциональная поддержка, безусловное уважение личности женщины. Наиболее важным моментом в создании эмпатичных отношений является развитое умение специалиста слушать и слышать консультируемую. Быть заинтересованным слушателем, следовательно, иметь в своём арсенале мощное, безотказно действующее, психотерапевтическое средство, ведь ни для кого не секрет, что многие специалист красиво и легко говорят, по своей значимости всегда дадут правильный совет, но на практике метод слушания применяется значительно реже, чем этого требуют кризисные ситуации вообще. Слушание — структурированный процесс, в ходе которого специалист должен показать свою заинтересованность, внимательность, произносить слова-реплики, поддерживающие женщину, тем самым помогая ей довериться специалисту. Особый стиль поведения специалиста, работающего в области кризисных ситуаций, предполагает этическую и духовную нейтральность. На практике это исключает вынесение оценок, навешивание ярлыков, подведение итогов действий или бездействия клиента. На данном этапе специалисту важно определить и высветить ресурсные возможности
самой женщины, степень её обращения к своему потенциалу, когнитивную настроенность на исследование проблемы.
Второй этап. Обратная связь. В структурировании специалистом проблемы, переживаемой клиенткой, уже нашло отражение масштаба кризисной ситуации. На этой стадии женщина скорее всего будет находиться в состоянии пред-размышлений, так как всё ещё подавлена. По ходу обратной связи нередко вскрываются те моменты, которые изначально женщина не хотела озвучивать, нередко именно эти подробности являются краеугольным камнем, мешающим снятию остроты конфликта и позитивному развитию дальнейшей общественно событийной и личностно значимой жизни женщины. Этот этап ведения кризисной ситуации характеризуется когнитивной плотностью. Женщина открыта для информации, задаёт много вопросов, касающихся жизни с ВИЧ, особенно репродуктивных, социальных и правовых гарантиях. Это желаемый вариант развития консультативной ситуации. Главное теперь — удержать ситуацию и не нарушить баланс: продолжать оказывать эмоциональную поддержку, укреплять веру в собственные возможности, стимулировать позитивный настрой на преодоление кризиса, закреплять чувство надежды и успеха.
Третий этап. Анализ приоритетных проблем, ответственный выбор. В порочном круге симптомов, удерживающем женщину в состоянии кризиса, специалистом проблема сформулирована на этапе слушания. Она является основой в построении гипотезы о реальных и потенциальных возможностях женщины, что, в свою очередь, позволяет вычленить слабое звено и разорвать замкнутый круг симптомов, поддерживающих дестабилизацию социально-психологической ситуации. Определение границ и глубины проблемы в некоторых случаях должно быть рассмотрено на экспертном заседании специалистов, с определением альтернативных вариантов позитивного выхода из кризиса. Самостоятельное преодоление женщиной ситуации самоизоляции, отказа в реализации законных прав, учитывая тяжесть довлеющих социальных и психологических обстоятельств, возможно в единичных случаях и реализуется по сценарию социальной бессобытийности, зависимости от среды, отказа от самореализации.
Безусловно, роль специалиста неназидательна и направлена прежде всего на побуждение женщины принимать самостоятельные решения. Эпидемии ВИЧ/СПИДа чужды социокультурные границы. Вследствие чего женщины как представительницы социального, культурного, духовного и, наконец, национального начал требуют от специалиста значительного напряжения сил, ведь крайне важно с первых шагов консультации освоить специфический язык женщины, т.е. через языковую репрезентацию проявить для себя тип мироощущения клиентки, что позволит говорить с женщиной на одном языке, понимать значение используемых ею смысловых конструкций. Особое значение этот навык приобретает в работе с категорией женщин, которые затрудняются в вербальном оформлении своих мыслей и переживаний, что в первую очередь свидетельствует о «застревании» на проблеме, о сложной форме развития внутреннего конфликта. Поэтому интерпретация невербальных знаков приобретает в ситуации консультации по ВИЧ особое значение, так как позволяет определить виды неотложной помощи и наметить индивидуальную программу реабилитации, своевременное подключение междисциплинарных специалистов.
Целью дальнейшего интенсивного социального сопровождения является поддержка и помощь женщине в разрешении жизненной ситуации, возникшей одновременно с положительным тестом на ВИЧ. Казалось бы, мониторинговыми исследованиями накоплено достаточ-
но информации о жизни с диагнозом «ВИЧ-инфекция», определены пошаговые этапы консультирования и целевые группы по оказанию неотложной помощи, но несмотря на существующие ресурсы, имеют место нелегко преодолимые преграды для беспрепятственного доступа к этим услугам. Не случайно, как показывает опыт практического ведения женщин в связи с положительным тестом на ВИЧ, прорисованные в ходе мотивирующих консультаций со специалистом позитивные изменения запаздывают либо не реализуются вовсе. Пройти со специалистом альтернативный путь решения проблемной ситуации, выработать новые жизненные установки и научиться жить с угрожающим жизни заболеванием, принимая вызовы общества, — не одно и то же. Обществу в целом ещё предстоит осознать, изучить причины своего отношения к людям, живущим с ВИЧ, научиться не смешивать вопросы морали и жизни вируса в организме человека, вируса как носителя инфекционного заболевания, безучастного к морали и образу жизни человека, расовым, социальным и половым отличиям. С. Г.Максимовой выделены некоторые особенности отношения к ВИЧ-инфицированным: «Молодежь не столь категорична в своих оценках, если они касаются близких родственников, и более категорична в отношении «дальних лиц», то есть чаще всего «близкий человек» воспринимается как «объект, за которым необходимо заботиться и ухаживать», а «дальний» воспринимается как «источник возможного инфицирования». Вероятно, это
зависит как от уровня информированности молодого поколения, так и от существующих в обществе социальнопсихологических установок по отношению к проблеме распространения ВИЧ-инфекции...» [3, с. 142].
Четвёртый этап. Стратегия альтернативных действий в преодолении кризиса. Важным стратегическим инструментом противостояния кризису должна стать сформированная потребность в реализации, воспроизведении комплекса действий, препятствующих возвращению в депрессию, социальную изоляцию, к суицидальным настроениям. Чёткое внутреннее структурирование проблемы, активное сотрудничество с помогающим специалистом, повышение компетенции по социальным и медицинским вопросам, преодоление самостигматиза-ции помогают эффективно противостоять дискриминационным и стигматизирующим выпадам со стороны общества. Мощным реабилитирующим компонентом является интеграция женщин в группу взаимопомощи, посещение которой не строго регламентировано и определяется личной потребностью.
Противостояние людей, живущих с ВИЧ, и общества в свете противоречивости явления при более глубоком рассмотрении представляется не разделяющим, а, как это ни парадоксально, объединяющим и направляющим к общей толерантности. Общество, обескураженное мировым масштабом эпидемии ВИЧ, должно адекватно интерпретировать толерантность как феномен солидарности и реального противодействия эпидемии ВИЧ.
3.
Библиографический список
ВИЧ/СПИД и дети / Е.Н. Виноградова, Е.Е. Воронин, Г.В. Волкова (и др.) Под ред. проф. А.Г. Рахмановой.- Санкт-Петербург: «АБТ», 2007.
ВИЧ и право в Российской федерации / Е.Е, Андреев, Е.В. Гусева, К.А. Зиньковский и (др) // Правовая защита граждан. — Москва: РОО «СПИД инфосвязь», 2008.
Максимова, С.Г. Социологический анализ уровня информированности о ВИЧ\ИПП, жизненных представлений о ценностях здорового образа жизни молодежи. Обучающейся в С.Н.П.О.» \\ Сборник материалов итоговой конференции по результатам реализации компонента МОТ в проекте «Комплексные стратегии противодействия распространению ВИЧ\ИПП среди молодежи РФ». — Москва: Международная организация труда, 2005.
Статья поступила в редакцию 15.09.08.
УДК 374.3(091) :061.22
Г.В. Оленина, канд. пед. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул
ДИНАМИКА ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВВ.: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В статье на обширном фактологическом материале исследуются педагогические аспекты динамики гражданских инициатив молодежи в сфере культуры и досуга на основе методологической идеи циклического развития культуры общества, маятниковой инверсии как движущего механизма социально-культурного процесса, в контексте которого развивалось многополюсное любительское движение молодежи, не вписывающееся в идеологическую парадигму советского и постсоветского времени
Ключевые слова: историко-педагогический анализ любительского движения, динамика инициативы, гражданские инициативы молодежи в сфере досуга.
В послевоенный период, в конце 50-х — начале 60-х годов молодежные гражданские инициативы заявили о себе в сфере досуга, на базе учреждений культуры, действующих на основе концепции культурно-просветительной работы, пришедшей на смену политико-просветительной работе сталинских времен, но не утратившей императива идеологии, единственности материалистической истины в педагогике в рамках теории коммунистического воспитания. [1, с. 42, 43]. На основе изученной литературы, анализ которой представлен далее по тексту, мы убеждаемся, что в конце 50-х годов наиболее заметной инициативой в сфере культуры и досуга стало развитие любительского движения, породившего свою
специфическую историческую форму — клуб любителей какого-либо вида досуговой деятельности и объединение таких клубов (клубное объединение).
С падением «железного занавеса», с проведением в г. Москве Первого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в деятельности клубных учреждений, массово появившихся в СССР после войны как новых государственных организационных структур, преобладает двоякая тенденция. С одной стороны, это идея культурного обслуживания населения, требующая от культпросве-тучреждения наличия развитой и управляемой штатным аппаратом художественной самодеятельности [2, с. 122-126; 3, с. 65-73; с. 69], с другой — альтернативная