Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение женщин, переживающих кризис в связи с диагнозом «ВИЧ-инфекция»'

Психолого-педагогическое сопровождение женщин, переживающих кризис в связи с диагнозом «ВИЧ-инфекция» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИГМА / ДИСКРИМИНАЦИЯ / САМОСТИГМАТИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / STIGMA / DISCRIMINATION / SELF-STIGMATIZATION / SOCIAL ISOLATION / CONFIDENTIALITY / TOLERANCE / ALTERNATIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельникова Е. А.

В работе представлены общие аспекты сопровождения женщин, вовлечённых в эпидемию ВИЧ/СПИДа в условиях КГУСО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям города Бийска». Основное внимание уделено наиболее актуальным проблемам на этапе принятия диагноза, сделан акцент на психолого-педагогической помощи женщинам с ВИЧ. Затронута проблема толерантности общества в отношении ВИЧ-позитивных людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мельникова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF WOMEN EXPERIENCING A CRISIS CAUSED BY THE DIAGNOSIS HIV POSITIVE

This work presents common aspects of the support of women involved in the HIV/ AIDS epidemic in the territorial centre of social help to families and children of Biysk. Special attention is given to the most urgent problems at the stage of acceptance of the diagnosis. The psychological and social questions of life with HIV are focused on as well. The problem of tolerance of society concerning HIV-positive people is mentioned.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение женщин, переживающих кризис в связи с диагнозом «ВИЧ-инфекция»»

УДК 374.02

Е.А. Мельникова, аспирант БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ КРИЗИС В СВЯЗИ С ДИАГНОЗОМ «ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ»

В работе представлены общие аспекты сопровождения женщин, вовлечённых в эпидемию ВИЧ/СПИДа в условиях КГУСО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям города Бийска». Основное внимание уделено наиболее актуальным проблемам на этапе принятия диагноза, сделан акцент на психолого-педагогической помощи женщинам с ВИЧ. Затронута проблема толерантности общества в отношении ВИЧ-позитивных людей.

Ключевые слова: стигма, дискриминация, самостигматизация, социальная изоляция, конфиденциальность, толерантность, альтернативные действия.

Социальная работа с женщинами, затронутыми проблемой ВИЧ/СПИДа во многом отличается от помощи в других кризисных ситуациях. В большей степени это отличие обусловлено тем, что ВИЧ-инфекция по целому ряду причин стала одним из самых стигматизируемых заболеваний. До сих пор, несмотря на доступность информации, интернет-ресурсы, в восприятии людей продолжают жить отголоски прошлых СМИ-кампаний, нагнетающих спидофобию; неделикатно поданные цитаты («СПИД — чума 20 века») продолжают вводить в заблуждение население, тем самым вызывая к жизни предубеждения и стигматизацию ВИЧ-позитивных, включая членов их семей. В регионах России просматривается динамичное увеличение количества женщин, вовлечённых в эпидемию по ВИЧ/СПИДу, и как следствие, рост числа детей, рождённых ВИЧ-положитель-ными мамами. Дети с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции нередко пополняют ряды «отказников». Авторский коллектив под руководством А.Г.Рахмановой ссылается на следующие цифры: «За период эпидемии ВИЧ-инфекции у ВИЧ-инфицированных матерей родилось более 26,5 тыс. детей. От более 1,5 тыс. отказались матери» [1, с. 9]. В большинстве своем матери ещё сами не успели принять диагноз, и, боясь реакции социального окружения, уходят в состояние социальной изоляции. В обществе создался прецедент: закупаются дорогие препараты для сдерживания развития ВИЧ и неопределённо долгого поддержания жизни, а люди отказываются от помощи, ошибочно полагая, что только таким образом можно сохранить конфиденциальность. Социальная работа с женщинами, не вовлечёнными в диспансерное наблюдение по ВИЧ-статусу, сдерживается тем, что такая работа может проводиться только с добровольного согласия клиента. Это связано с тем, что в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в статье 61 сказано: «С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикаций в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях» [2, с. 3]. Налицо противоречие: женщина нуждается в срочных реабилитационных мероприятиях психологического характера, мерах социальной поддержки, но большая часть женщин откажется от помощи, в том числе и медицинской, обрекая себя на жизнь без права на лечение, семью, здоровых детей. Особенность психолого-социальной работы с женщинами заключается ещё и в том, что они воспринимают себя в контексте отношений с близким социальным окружением. В случае с ВИЧ-инфекцией женщины могут находиться в состоянии перманентной депрессии неопределённо долго, не допуская к себе специалистов, резко ограничивая внешние контакты, стараются изме-

нить образ и место жительства. Как социально-медицинское явление ВИЧ-инфекция уникальна, не сразу стало очевидным, что только при взаимодействии разных ведомственных структур можно помочь женщинам выйти из кризиса, сохранить свою жизнь, здоровье, растить детей в семье, получить высокоэффективную профилактику передачи ВИЧ-инфекции ребёнку при беременности и в родах. Женщины фертильного возраста, беременные и роженицы — это целевая аудитория, наиболее благоприятная для выстраивания системы профилактики и противодействия ВИЧ-инфекции. Вследствие целого ряда психологических особенностей женщины уязвимы в контексте ближайшего социального окружения, в связи с чем можно утверждать, что решение о наблюдении, поддержании собственного здоровья, лечении ребёнка ВИЧ-инфицированная будет принимать в зависимости от социальных обстоятельств, наличия в её жизни понимающих и принимающих близких.

От первой консультации по вопросам жизни с ВИЧ, мотивации на сотрудничество с социальными службами, приверженности диспансерному наблюдению жизнь женщины и её детей может радикально измениться: жизненно важно внести четкость в распорядок дня, определиться с режимом питания и приёмом препаратов, оздоравливающих физических нагрузок, необходим пересмотр бытовых и социальных привычек.

Взаимодействие с женщиной, находящейся в психологическом кризисе на этапе принятия диагноза «ВИЧ-инфекция», затруднено. Это и для специалиста каждый случай — нелёгкий путь поиска, ведь нет похожих «историй», как и нет единого стандарта оказания помощи. Достоверным остаётся одно: именно в период принятия диагноза женщина и её дети должны быть охвачены вниманием социальных служб и центров помощи семье, так как в это время, в силу своего состояния, мать не может обеспечить элементарный уход за детьми, ввиду того, что сама нуждается в интенсивной психологической, психотерапевтической, и, возможно, медикаментозной помощи.

Значительно смягчить тяжесть диагноза удаётся в случае, когда женщина решается сообщить об этом семье или значимому близкому человеку. Многократно подтверждённый факт — из разрушительного барьера угрожающее жизни заболевание становится импульсом к установлению позитивных межличностных отношений в семье, составлению нового жизненного сценария, сохранению семьи и естественного права ребёнка воспитываться с кровными родителями. Основная задача специалистов, при любом варианте развития событий, — адаптация женщины к изменившимся условиям жизни, снижение вреда вследствие причинённой стигмы и дискриминации, сохранение материнских и социальных ориентаций. Портрет женщин, живущих с ВИЧ, собирателен, объединяющим для них должно быть одно: активный социально-психологический патронаж

до выхода женщины из кризиса. Ключевой момент консультации в кризисной ситуации — приобретение взаимной эмпатии и доверия, при этом от специалиста требуется, вслушиваясь, дать возможность выговориться, а затем оценить остроту кризиса, место суицидальных настроений; необходимые меры поддержки; амбиции личности как основной инструмент активизации внутреннего потенциала.

В работе с женщинами следует учитывать специфику эмоциональных реакций женщин. Страх, отчаяние, гнев сменяются приступами отрешённости и подавленности, но специалисты, ведущие женщину, знают, что эти проявления не константны, и последующие приступы будут слабее предыдущих. После чего вновь становится возможным движение навстречу материнству, ребёнку, жизни. Это важнейший этап в работе помогающего специалиста и переломный в принятии женщиной диагноза.

Специалист на первоначальном этапе установления отношений с женщиной может намеренно позволить рассмотрение проблем личного характера клиентки, прямо не связанных с настоящим кризисным состоянием. Тем не менее, на основании косвенных и невербальных данных специалист структурирует конфликт, фокусируя внимание на проблеме, вызвавшей кризис. Условно модель консультативных встреч по изменению отношения к проблеме ВИЧ-положительного диагноза можно представить следующими этапами:

1. Создание эмпатичных отношений между женщиной и специалистом.

2. Обратная связь.

3. Анализ приоритетных проблем, ответственный выбор.

4. Стратегия альтернативных действий в преодолении кризиса.

В нашем исследовании дан анализ каждого этапа консультативных встреч социального специалиста и женщины.

Первый этап. Создание эмпатичных отношений между женщиной и специалистом. Первая встреча может носить поверхностный характер, быть непродолжительной. Прямой переход к решению проблемы может оттолкнуть женщину, оказать негативное влияние на исход консультации, да и собственно поставить под сомнение компетентность специалиста. Развитию эмпа-тичного контакта с женщиной могут служить некоторые приёмы, которыми успешно пользуются социальные специалисты, а именно: принимающий, тёплый стиль общения, избегание споров, рефлективное слушание, эмоциональная поддержка, безусловное уважение личности женщины. Наиболее важным моментом в создании эмпатичных отношений является развитое умение специалиста слушать и слышать консультируемую. Быть заинтересованным слушателем, следовательно, иметь в своём арсенале мощное, безотказно действующее, психотерапевтическое средство, ведь ни для кого не секрет, что многие специалист красиво и легко говорят, по своей значимости всегда дадут правильный совет, но на практике метод слушания применяется значительно реже, чем этого требуют кризисные ситуации вообще. Слушание — структурированный процесс, в ходе которого специалист должен показать свою заинтересованность, внимательность, произносить слова-реплики, поддерживающие женщину, тем самым помогая ей довериться специалисту. Особый стиль поведения специалиста, работающего в области кризисных ситуаций, предполагает этическую и духовную нейтральность. На практике это исключает вынесение оценок, навешивание ярлыков, подведение итогов действий или бездействия клиента. На данном этапе специалисту важно определить и высветить ресурсные возможности

самой женщины, степень её обращения к своему потенциалу, когнитивную настроенность на исследование проблемы.

Второй этап. Обратная связь. В структурировании специалистом проблемы, переживаемой клиенткой, уже нашло отражение масштаба кризисной ситуации. На этой стадии женщина скорее всего будет находиться в состоянии пред-размышлений, так как всё ещё подавлена. По ходу обратной связи нередко вскрываются те моменты, которые изначально женщина не хотела озвучивать, нередко именно эти подробности являются краеугольным камнем, мешающим снятию остроты конфликта и позитивному развитию дальнейшей общественно событийной и личностно значимой жизни женщины. Этот этап ведения кризисной ситуации характеризуется когнитивной плотностью. Женщина открыта для информации, задаёт много вопросов, касающихся жизни с ВИЧ, особенно репродуктивных, социальных и правовых гарантиях. Это желаемый вариант развития консультативной ситуации. Главное теперь — удержать ситуацию и не нарушить баланс: продолжать оказывать эмоциональную поддержку, укреплять веру в собственные возможности, стимулировать позитивный настрой на преодоление кризиса, закреплять чувство надежды и успеха.

Третий этап. Анализ приоритетных проблем, ответственный выбор. В порочном круге симптомов, удерживающем женщину в состоянии кризиса, специалистом проблема сформулирована на этапе слушания. Она является основой в построении гипотезы о реальных и потенциальных возможностях женщины, что, в свою очередь, позволяет вычленить слабое звено и разорвать замкнутый круг симптомов, поддерживающих дестабилизацию социально-психологической ситуации. Определение границ и глубины проблемы в некоторых случаях должно быть рассмотрено на экспертном заседании специалистов, с определением альтернативных вариантов позитивного выхода из кризиса. Самостоятельное преодоление женщиной ситуации самоизоляции, отказа в реализации законных прав, учитывая тяжесть довлеющих социальных и психологических обстоятельств, возможно в единичных случаях и реализуется по сценарию социальной бессобытийности, зависимости от среды, отказа от самореализации.

Безусловно, роль специалиста неназидательна и направлена прежде всего на побуждение женщины принимать самостоятельные решения. Эпидемии ВИЧ/СПИДа чужды социокультурные границы. Вследствие чего женщины как представительницы социального, культурного, духовного и, наконец, национального начал требуют от специалиста значительного напряжения сил, ведь крайне важно с первых шагов консультации освоить специфический язык женщины, т.е. через языковую репрезентацию проявить для себя тип мироощущения клиентки, что позволит говорить с женщиной на одном языке, понимать значение используемых ею смысловых конструкций. Особое значение этот навык приобретает в работе с категорией женщин, которые затрудняются в вербальном оформлении своих мыслей и переживаний, что в первую очередь свидетельствует о «застревании» на проблеме, о сложной форме развития внутреннего конфликта. Поэтому интерпретация невербальных знаков приобретает в ситуации консультации по ВИЧ особое значение, так как позволяет определить виды неотложной помощи и наметить индивидуальную программу реабилитации, своевременное подключение междисциплинарных специалистов.

Целью дальнейшего интенсивного социального сопровождения является поддержка и помощь женщине в разрешении жизненной ситуации, возникшей одновременно с положительным тестом на ВИЧ. Казалось бы, мониторинговыми исследованиями накоплено достаточ-

но информации о жизни с диагнозом «ВИЧ-инфекция», определены пошаговые этапы консультирования и целевые группы по оказанию неотложной помощи, но несмотря на существующие ресурсы, имеют место нелегко преодолимые преграды для беспрепятственного доступа к этим услугам. Не случайно, как показывает опыт практического ведения женщин в связи с положительным тестом на ВИЧ, прорисованные в ходе мотивирующих консультаций со специалистом позитивные изменения запаздывают либо не реализуются вовсе. Пройти со специалистом альтернативный путь решения проблемной ситуации, выработать новые жизненные установки и научиться жить с угрожающим жизни заболеванием, принимая вызовы общества, — не одно и то же. Обществу в целом ещё предстоит осознать, изучить причины своего отношения к людям, живущим с ВИЧ, научиться не смешивать вопросы морали и жизни вируса в организме человека, вируса как носителя инфекционного заболевания, безучастного к морали и образу жизни человека, расовым, социальным и половым отличиям. С. Г.Максимовой выделены некоторые особенности отношения к ВИЧ-инфицированным: «Молодежь не столь категорична в своих оценках, если они касаются близких родственников, и более категорична в отношении «дальних лиц», то есть чаще всего «близкий человек» воспринимается как «объект, за которым необходимо заботиться и ухаживать», а «дальний» воспринимается как «источник возможного инфицирования». Вероятно, это

зависит как от уровня информированности молодого поколения, так и от существующих в обществе социальнопсихологических установок по отношению к проблеме распространения ВИЧ-инфекции...» [3, с. 142].

Четвёртый этап. Стратегия альтернативных действий в преодолении кризиса. Важным стратегическим инструментом противостояния кризису должна стать сформированная потребность в реализации, воспроизведении комплекса действий, препятствующих возвращению в депрессию, социальную изоляцию, к суицидальным настроениям. Чёткое внутреннее структурирование проблемы, активное сотрудничество с помогающим специалистом, повышение компетенции по социальным и медицинским вопросам, преодоление самостигматиза-ции помогают эффективно противостоять дискриминационным и стигматизирующим выпадам со стороны общества. Мощным реабилитирующим компонентом является интеграция женщин в группу взаимопомощи, посещение которой не строго регламентировано и определяется личной потребностью.

Противостояние людей, живущих с ВИЧ, и общества в свете противоречивости явления при более глубоком рассмотрении представляется не разделяющим, а, как это ни парадоксально, объединяющим и направляющим к общей толерантности. Общество, обескураженное мировым масштабом эпидемии ВИЧ, должно адекватно интерпретировать толерантность как феномен солидарности и реального противодействия эпидемии ВИЧ.

3.

Библиографический список

ВИЧ/СПИД и дети / Е.Н. Виноградова, Е.Е. Воронин, Г.В. Волкова (и др.) Под ред. проф. А.Г. Рахмановой.- Санкт-Петербург: «АБТ», 2007.

ВИЧ и право в Российской федерации / Е.Е, Андреев, Е.В. Гусева, К.А. Зиньковский и (др) // Правовая защита граждан. — Москва: РОО «СПИД инфосвязь», 2008.

Максимова, С.Г. Социологический анализ уровня информированности о ВИЧ\ИПП, жизненных представлений о ценностях здорового образа жизни молодежи. Обучающейся в С.Н.П.О.» \\ Сборник материалов итоговой конференции по результатам реализации компонента МОТ в проекте «Комплексные стратегии противодействия распространению ВИЧ\ИПП среди молодежи РФ». — Москва: Международная организация труда, 2005.

Статья поступила в редакцию 15.09.08.

УДК 374.3(091) :061.22

Г.В. Оленина, канд. пед. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул

ДИНАМИКА ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ДОСУГА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВВ.: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье на обширном фактологическом материале исследуются педагогические аспекты динамики гражданских инициатив молодежи в сфере культуры и досуга на основе методологической идеи циклического развития культуры общества, маятниковой инверсии как движущего механизма социально-культурного процесса, в контексте которого развивалось многополюсное любительское движение молодежи, не вписывающееся в идеологическую парадигму советского и постсоветского времени

Ключевые слова: историко-педагогический анализ любительского движения, динамика инициативы, гражданские инициативы молодежи в сфере досуга.

В послевоенный период, в конце 50-х — начале 60-х годов молодежные гражданские инициативы заявили о себе в сфере досуга, на базе учреждений культуры, действующих на основе концепции культурно-просветительной работы, пришедшей на смену политико-просветительной работе сталинских времен, но не утратившей императива идеологии, единственности материалистической истины в педагогике в рамках теории коммунистического воспитания. [1, с. 42, 43]. На основе изученной литературы, анализ которой представлен далее по тексту, мы убеждаемся, что в конце 50-х годов наиболее заметной инициативой в сфере культуры и досуга стало развитие любительского движения, породившего свою

специфическую историческую форму — клуб любителей какого-либо вида досуговой деятельности и объединение таких клубов (клубное объединение).

С падением «железного занавеса», с проведением в г. Москве Первого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в деятельности клубных учреждений, массово появившихся в СССР после войны как новых государственных организационных структур, преобладает двоякая тенденция. С одной стороны, это идея культурного обслуживания населения, требующая от культпросве-тучреждения наличия развитой и управляемой штатным аппаратом художественной самодеятельности [2, с. 122-126; 3, с. 65-73; с. 69], с другой — альтернативная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.