Научная статья на тему 'Самоотношение матери как основа формирования образа «я» в детстве и образа своего ребенка'

Самоотношение матери как основа формирования образа «я» в детстве и образа своего ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
507
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ / САМООТНОШЕНИЕ МАТЕРИ / ОБРАЗ МАТЕРИ Я В ДЕТСТВЕ / ОБРАЗ СВОЕГО РЕБЕНКА / MOTHER'S SELF-ATTITUDE / MOTHER'S I'M IN CHILDHOOD IMAGE / THE NOTION OF SELF-ATTITUDE / MY OWN CHILD IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Е. В., Коваль В. В.

Проблема самоотношения является одной из острых на сегодняшний день. Положительное самоотношение обеспечивает личности стабильное развитие. В работе подтверждено, что такие параметры самоотношения матери, как открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотнотшение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение будут влиять не только на особенности построения образа «Я» в детстве, но и на особенности построения образа своего ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ATTITUDE OF A MOTHER AS THE BASIC OF THE I-IMAGE IN CHILDHOOD AND THE IMAGE OF A CHILD

The problem of self-attitude is one of the most vital nowadays. Positive self-attitude provides the personality with the stable development. In the given work there is confirmation, that such parameters of mother's self-attitude as openness, self-confidence, self-guidance, reflected self-attitude, self-importance, self-acceptance, self-attachment, inner conflictability, self-accusation will influence not only the peculiarities of I'm in childhood image's formation, but the peculiarities of my own child image's formation.

Текст научной работы на тему «Самоотношение матери как основа формирования образа «я» в детстве и образа своего ребенка»

7. Спинжар, Н.Ф. Технология педагогической коррекции. Практикум І Н.Ф. Спинжар. - М: МГУКИ, 2005.

Статья поступила в редакцию 24.01.09

УДК 159.922

Е.В. Козлова, доц. БПГУим. В.М. Шукшина, канд. психол. наук, г. Бийск, Email: nirs@bigpi.bigsk.ru В.В. Коваль, ст. преп. БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, Email: nirs@bigpi.bigsk.ru

САМООТНОШЕНИЕ МАТЕРИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА «Я» В ДЕТСТВЕ И ОБРАЗА СВОЕГО РЕБЕНКА

Проблема самоотношения является одной из острых на сегодняшний день. Положительное самоотношение обеспечивает личности стабильное развитие. В работе подтверждено, что такие параметры самоотношения матери, как открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотнотшение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение будут влиять не только на особенности построения образа «Я» в детстве, но и на особенности построения образа своего ребенка.

Ключевые слова: определение самоотношения, самоотношение матери, образ матери Я в детстве, образ своего ребенка.

Структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека. Самоотношение играет важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования стратегий поведения, разрешения кризисных ситуаций, а также в профессиональном и личностном становлении.

Проблема самоотношения является одной из острых на сегодняшний день. Положительное самоотношение обеспечивает личности стабильное развитие. Для того, чтобы сложилось определенное отношение к самому себе необходимо знать свои сильные и слабые стороны. Самоуважение, симпатия, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценка, самоуверенность, самоуничижение, самообвинение

- это далеко не полный перечень черт, используемых для обозначения целостного самоотношения или отдельных его аспектов [1].

Такое большое разнообразие понятий было отмечено при анализе различных взглядов на строение самоотношения. Иногда за этими терминами стоят различия теоретических ориентаций исследователей, иногда - различные представления о феноменологическом содержании самоотношения, но чаще - просто различия в словоупотреблении, в основе которых лежат плохо отрефлексированные предпочтения. Это приводит к тому, что некоторые авторы считают симпатию основой самоотношения, другие настаивают на том, что само-отношение - это, в первую очередь, переживания собственной ценности, выражающиеся в чувстве самоуважения, третьи пытаются согласовать эти представления путем выделения в са-моотношении того или иного фиксированного набора аспектов или структурных элементов, но эти наборы тоже часто оказываются различными и трудно сопоставимыми. В целом ряде исследований показано, что индивидуальные параметры оценок и самооценок у разных людей могут быть настолько различны, что возникает проблема обоснования универсальных фиксированных измерений, полученных на разнородных выборках испытуемых, не являются ли они следствием усреднения индивидуальных данных [2; 3]. При этом каждая точка зрения имеет вполне обоснованную аргументацию. В конечном же итоге дискуссии о сути взаимоотношения превращаются в споры о словах.

Понятие самоотношения в контексте о смысле «Я» позволяет в определенной степени снять эти проблемы, т. к. смысл «Я» предполагает определенный язык его выражения, а этот «язык» может обладать некоторой спецификой как для различных индивидов, так для различных социальных групп или других социальных общностей. Причем алфавит этого языка должен быть достаточно широким, т. к. в связи с противоречивостью бытия, перечислением деятельностей и «противоборством мотивов», субъект должен испытывать достаточно широкую гамму чувств и переживаний в свой адрес [4].

Из отечественных попыток реконструировать эмоциональную систему самоотношения широко известно пока единственное исследование В.В. Столина, в котором выделены три

измерения самоотношения: симпатия, уважение, близость [5]. Сходные результаты были получены и другими исследователями: Л.Я. Гозман, А.С. Кондратьевой, А.Г. Шмелевым, но они лишь косвенно связаны с самоотношением, так как получены при исследовании эмоциональных, межличностных описательных черт [6; 7].

На самоописание или выражение отношения к себе действует ряд иррелевантных факторов, таких как: социальная желательность, тактика самоподачи (самопрезентация), область самораскрытия и др. Это дает основание некоторым авторам считать, что такого рода вынужденные самоописания Я-концепции на самом деле есть самоотчеты, а это не одно и то же. Содержание этих терминов является близким, но не совпадает. По их мнению, Я-концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия и самооценивания. С другой стороны, самоотчет - это самоописание, даваемое для другого. Это высказывание о себе. Конечно, Я-концепция влияет на эти высказывания. Однако, между ними не может быть полного тождества. Самоотчет, по их мнению, являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной феноменологической психологии, но даже и с позиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли [8].

Другие исследователи считают, что ситуация самоотчета инициирует особое поведение испытуемого - «вызванную вербальную самопрезентацию», которая не является прямым эквивалентом самоотношения, но связана с ним и эта связь должна быть понятийно и операционально оформлена. Сформулированное понимание самоотношения как выражение смысла «Я» для субъекта как раз и позволяет понятийно оформить эту связь и исследовать самоотношение средствами экспериментальной психосемантики, которая располагает эффективным и обоснованным аппаратом реконструкции и анализа групповых и индивидуальных субъективных систем значений [9].

Специфика пространства самоотношения, по-видимому, должна обладать и еще одной особенностью, отмеченной В.Ф. Петренко при работе с такого рода пространствами: «Особенностью субъектного кода описания личности другого или самого себя является его целостный интегративный характер, где единицами его «алфавита» выступают не отдельные признаки, а целостные категориальные схемы, эталоны, обобщенные образы.. .Содержание такого фактора является целостным конструктом, понять который можно только представив целостные образы людей, контрастирующих по этим качествам» [10].

Мы предположили, что определенные параметры само-отношения, а именно, открытость, самоуверенность, самору-ководство, отраженное самоотнотшение, самоценность, само-принятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение будут влиять не только на особенности построения образа себя в детстве, но и на особенности построения об-

раза своего ребенка и между образом себя в детстве и образом своего ребенка предполагается наличие тождественности.

Для проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:

- провести методику исследования самоотношения, распределить респондентов по выраженности параметров само-отношения;

- написать сочинение на тему: «Я в детстве», определить зависимость преобладания определенных параметров по методике исследования самоотношения с особенностями построения образа себя в детстве;

- написать сочинение на тему «Мой ребенок» и определить наличие тождественности между образом себя в детстве и образом своего ребенка.

В эксперименте принимали участие 42 женщины в возрасте 24-30 лет со средним педагогическим образованием.

Для выявления уровня самоотношения была использована методика «Исследование самоотношения» (МИС) С.Р. Пантелеева. Методика состоит из 110 утверждений, с которыми можно согласиться или нет и из 9 шкал.

После просмотра, собранный эмпирический материал в соответствии с преобладающими параметрами по шкалам разделили на группы. Было выделено 4 группы:

1 группа - 37, 9% респондентов показали преобладающие параметры по шкалам: «самопринятие», «самопривязан-ность» и «самоценность» и, в меньшей степени, «самообвинение». Это шкалы, выражающие те или иные чувства или переживания в адрес собственного «Я» индивида, на основе эмоционального чувства привязанности и расположенности к себе.

2 группа - 18, 4% респондентов показали преобладающие параметры по шкалам: «саморуководство», «самоуверенность», «отраженное самоотношение». Все эти шкалы выражают оценку собственного «Я» индивида по отношению к социально-нормативным критериям: целеустремленности, воли, успешности, моральности, социального одобрения и т. д. В качестве основной особенности данного аспекта самоотношения большинством исследователей подчеркивается его оценочный характер.

3 группа - 9, 2% респондентов показали преобладающими параметры по шкалам: «самообвинение» и «внутренняя конфликтность». Их объединяет наличие негативного эмоционального тона самоотношения.

4 группа - 34, 5% респондентов, у которых не было выделено преобладающих параметров ни по одной из шкал.

В результате анализа сочинений на тему «Я в детстве», выявлены следующие особенности: для первой группы респондентов характерна «внутренняя честность», открытость для себя и для других, нет стремления к социальножелательному образу «Я», даже, наоборот, за счет положительного эмоционального отношения к себе, стремление к честности и открытости, т. е. респондент принимает себя таким, какой он есть . Например: «...В школе всегда была в «гуще» событий. Училась не очень хорошо» [11, с. 241]; «.Родители меня не били, но их терпению приходил конец, когда я совсем переставала учить уроки.» [11, с. 241]; «.Если возникали конфликты с подругами, то обычно мириться приходилось первой (даже если считала себя невиноватой), потому что не могла долго «дуться», находиться одной.» [11, с. 241].

Для всех респондентов первой группы характерна общительность: «.всегда была в «гуще» событий.» [11, с. 241], «.была в центре внимания всегда и везде..» [11, с. 241], «.у меня было много друзей.» [11, с. 241].

Для второй группы респондентов характерен процесс оценки себя по сравнению с некоторыми социально значимыми критериями, нормами, эталонами - представлениями о благополучном и эффективном человеке, заложенными в него идеальный образ «Я». Наблюдается тенденция стремления респондента к соответствию социально-желательному образу: «.В детстве я была спокойным ребенком. Меня любили родители и воспитатели.» [11, с. 241]; «.В школе училась хорошо, и этим определялось отношение ко мне учителей.»

[11, с. 241]; «.Родителей я очень любила, особенно маму. Старалась сделать так, чтобы мама меня похвалила» [11, с. 241]; «.Больше всего я любила фантазировать, рассказывать то, чего со мной не было, но я говорила, что это правда и считала, что подруги мне верят.» [11, с. 241]. При анализе сочинений была замечена склонность этой группы респондентов к лидерству: «.Мы любили играть в семью, я всегда была мамой.» [11, с. 241]; «.Играла с младшими и старшими, часто в играх была заводила.»[11, 241]. И еще одна особенность: все сочинения респондентов этой группы начинаются с описания взаимоотношений со сверстниками, причем положительного описания и это также является показателем стремления к социально-желательному образу «Я».

Для третьей группы респондентов характерно «псевдосамораскрытие», что проявляется в выраженной открытости респондентов, нежелании скрывать о себе негативную информацию, в страдательной позиции «Я» как «объекта» и перекладывании ответственности за неудачи на других или внешние обстоятельства [13]. Это связано с защитными механизмами самоподдержания.

«. Запомнила случай, когда, на мой взгляд, обвинила и обидела девочку из-за того, что у нее мама воспитатель. (Сейчас понимаю, что из гордости и зависти).» [11, с. 242]; «.С ровесниками трудно находила общий язык. Неприязненно относилась к тем, кто критиковал мои поступки.» [11, с. 242]; «.Из-за любви к себе считала, что меня недооценивают, что я лучше.» [11, с. 242]; «.Родители хотели, чтобы я обязательно поступила в институт, а я все равно не поступила, потому что не хотела. Им не нравился парень, с которым я дружила.» [11, с. 242].

У респондентов четвертой группы ярко выраженных параметров заметно не было. В их сочинениях присутствовали фразы, характерные для 1, 2, 3 групп, но определенной линии самоотношения не прослеживается.

Таким образом, в результате проведенного исследования было выделено четыре группы респондентов качественно различных по вышеперечисленным параметрам и выявлена связь между особенностями самоотношения и своеобразием создания образа я в детстве.

На следующем этапе исследования была проведена интерпретация сочинений респондентов на тему «Мой ребенок».

Первая группа респондентов честно и открыто описывали качества и поступки своих детей. В построении образа своего ребенка не прослеживается стремление к социальножелательному его образу, респонденты принимают своих детей такими, «какие они есть», с их преимуществами и недостатками, адекватно их оценивают.

«.Посещает спортивную секцию, но с неохотой, это скорее мое желание, чтобы научился постоять за себя.» [12, с. 33]; «.Я надеюсь, что он будет доставлять больше радости, чем горести.» [12, с. 33]; «.Навязывать что-то или заставлять делать что-то так, а не иначе, я не буду. Человек должен сам выбирать свою дорогу.» [12, с.33].

В сочинениях второй группы респондентов прослеживается стремление в описании образа своего ребенка к соответствию его некоему социально значимому эталону, отмечены только их позитивные стороны.

«. Она добрая, энергичная. Думаю, что в классе является лидером.» [12, с. 33]; «.Стремится всегда быть первой во всем.» [12, с. 33]; «.Мне хочется, чтобы мои дети учились в лицее или какой-нибудь гимназии.» [12, с. 33]; «.Мой ребенок добрый, послушный всегда в хорошем настроении.» [12, с. 33].

Образу своего ребенка в сочинениях респондентов третьей группы присуща выраженная открытость, нежелание скрывать о нем негативную информацию и обвинение в этих негативных проявлениях себя, других и внешние обстоятельства.

«. Воспитатель у нее только один любимый, второго она терпеть не может, наверное, сам виноват.» [12, с. 33]; «.Так как у нас нет интимных отношений, она мне ничего не говорит. На мой взгляд, появилась очень большая проблема - от-

сутствие взаимопонимания.» [12, с. 33]; «.Со сверстниками проблем нет, только однажды проявился конфликт (дошло до родителей), что она обидела девочку публичным прочтением ее личного письма.» [12, с. 33].

В отличие от трех рассмотренных групп, в четвертой группе респондентов построение образа своего ребенка связано не только с психологическими характеристиками, но и с описанием биографии детей.

«.Мою дочь зовут Алина. Она родилась в год Обезьяны и сейчас ходит в шестой класс.» [12, с. 33]; «.Закончил школу в 2004 году, с хорошим аттестатом, сдал экзамены на «отлично» и поступил в политехнический институт.» [12, с. 33].

Таким образом, выявляется интересная зависимость, что образ себя в детстве и образ своего ребенка тождественны: делается акцент на одних и тех же качествах, начинается с одних и тех же характеристик, некоторые фразы полностью совпадают в образе себя в детстве и в образе своего ребенка.

В результате исследования можно сделать выводы:

1. Структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека: установление межлично-

стных контактов, постановку и достижение целей, способы формирования стратегий поведения, разрешение кризисных ситуаций, профессиональное и личностное становление.

2. Существуют различные взгляды на строение самоот-ношения. Некоторые авторы считают симпатию основой самоотношения; другие определяют самоотношение как переживание собственной ценности, выражающееся в чувстве самоуважения; третьи выделяют в структуре самоотношения фиксированные наборы элементов, часто не совпадающие и трудно сопоставимые.

3. На выражение отношения к себе действует ряд ирре-левантных факторов: социальная желательность, самопрезен-тация, область самораскрытия и др.

4. В результате проведенного исследования было выделено четыре группы респондентов, и выделена связь между особенностями их самоотношения и своеобразием создания образа себя в детстве. Выявлено, что образ себя в детстве и образ своего ребенка тождественны. Это нам дает возможность выдвинуть новое предположение, что самоотношение матери оказывает влияние на формирование самоотношения и ее ребенка.

Библиографический список

1. Коваль, В.В. Методические проблемы исследования самоотношения [Текст] І В.В. Коваль ІІ Наука и образование: проблемы и перспективы: Труды 7-й региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся (15-16 апреля 2005 г.) І Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. - Бийск: РИО БПГУ им. В. М. Шукшина, 2005. - Ч.2.

2. Adams-Webbe, J. Personal construct theory: concept and applications. - Chichester, 1979.

3. Kenrick P., Stringfield P. Personality traits and the eye at the beholder: crossing com traditional philosophical boundaries in search to consistency in all of people ІІ Psychol. Rev. - 1982. - v. 89. - №. 2.

4. Столин, В.В. Самосознание личпости [Текст] І В.В. Столип. - М., 1983.

5. Столип, В.В. Позпапие себя и отношение к себе в структуре самосознание личпости [Текст]: дисс. ... д-ра психол. паук. І В.В. Столип. - М., 1985.

6. Гозмап, Л.Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] І Л.Я. Гозмап. - М., 1987.

7. Кондратьева, А. С. Семантическая структура межличностной оценки и самооценки у лиц с нормальным и повышенным артериальным давле-пием [Текст] І А.С. Кондратьева, А.Г. Шмелев. ІІ Психол. Журнал. - 1983. - т.4. - № 2.

8. Wylie, R.C. The Self-Concept. - Lincoln, 1974. - V. 2.

9. Панлелеев, С. Р. Самоотпошепие как эмоционально-оценочная система [Текст] І С.Р. Пантелеев. - М.: 1991.

10. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемаптику [Текст]: Исследование форм репрезентации в обыденном созпапии І В.Ф. Петренко. - М., 1983.

11. Коваль, В.В. Создание образа «Я в детстве» в зависимости от особенностей самоотношения [Текст] І В.В. Коваль ІІ Гуманизация образова-пия в контексте системного подхода: Материалы паучпо-практической конференции (15-16 апреля 2005) І Бийский пед. гос. уп-т им. В.М. Шукшина. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2005.

12. Коваль, В.В. Формирование «Образа Я в детстве» и «Образа моего ребепка» в зависимости от особенностей самоотпошепия [Текст] І В.В. Коваль ІІ Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: Материалы Всероссийской паучпо-практической конференции (май 2005). - Барнаул: НИЦ БГПУ, 2005.

13. Хораш, А.У. Личпость в общении [Текст] І А.У. Хораш. ІІ Общение и оптимизация совместной деятельности І под ред. Г.М. Андреевой, Я. Япоушека. - М., 1987.

Статья поступила в редакцию 1.05.09

УДК 376.6.

Е.А. Мельникова, аспирант БПГУ им. В.М. Шукшина, заместитель директора КГУСО, г. Бийск, E-mail: Kuys@List.ru

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ «ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Материал может быть интересен для педагогов, студентов, родителей, подростков, преподавателей ВУЗов, техникумов при формировании компетенций в области интеграции в образовательное и социальное пространство детей, затронутых ВИЧ. А также всем тем, кто общается с детьми и подростками. Содержит практические подходы для дальнейшего исследования проблемы формирования приверженности педагогов к работе с ВИЧ-инфицированными детьми.

Ключевые слова: интеграция, инклюзия, ВИЧ-инфекция, превентивный, готовность, образовательное пространство.

Мировая пандемия ВИЧ/СПИДа не оставила белых пятен в географии распространения неизлечимого заболевания. Скорость распространения ВИЧ-инфекции, по оценкам экспертов, на территории России выше среднемировых. В Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде приводятся следующие цифры: «Общая численность ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации, выявленных к сентябрю 2005 года, составляет более 330 тыс. человек, 14 тыс. из них - дети в возрасте до 14 лет» [1, с. 2].

В Алтайском крае прослеживается стойкая неблагоприятная ситуация по ВИЧ/СПИДу, вследствие чего резко возросло количество детей с перинатальным контактом по ВИЧ-инфекции, в декабре 2008 года таких детей в Алтайском крае было 637. Детей в возрасте до 17 лет с установленным диагнозом - 54, в основном это дети дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечается неуклонный рост молодежи в возрасте от 14 до 25 лет, вовлечённых в эпидемический процесс по ВИЧ/СПИДУ. В основных положениях Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде чётко обозначено:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.