Научная статья на тему 'Особенности самоотношения у подростков с различными статусами идентичности'

Особенности самоотношения у подростков с различными статусами идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1034
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДИФФУЗИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ / МОРАТОРИЙ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / THE SELF-ATTITUDE / CRISIS OF IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ярышева А. А.

В статье представлены результаты теоретического анализа и экспериментального исследования особенностей самоотношения у подростков с различными статусами идентичности. Подростки с несформированной идентичностью склонны к негативному самоотношению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SELF-ATTITUDE FEATURES OF THE TEENAGERS WITH VARIOUS IDENTITY STATUS

The article presents results of the theoretical analysis and the experimental research of self-attitude features among adolescents with various identity status. Adolescents with unformed identity are inclined to the negative self-attitude.

Текст научной работы на тему «Особенности самоотношения у подростков с различными статусами идентичности»

была использована компьютерная программа БРББ 11.5 стати-стически-математической обработки результатов тестирования на проверку корреляции по Спирмену. Корреляционный анализ подтвердил выдвинутую гипотезу.

Таким образом, личностные характеристики деприви-рованного подростка, такие, как низкая активность, неумение

общаться, формальность в общении, социальная незрелость, неумение брать на себя ответственность, слабо развитое чувство коллективизма - тесно связаны с эмоциональным неблагополучием, а именно высоким уровнем тревожности, страха, подавленности, низким уровнем энергии, неуверенности в себе, склонностью к аффективному поведению.

Библиографический список

1. Назарова, И.Б. Дети-сироты// Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация / под ред. Н.М. Римашевской. - М., 2002.

2. Герасименко, Ю.А. Развитие взглядов на эмоциональную депривацию в детском возрасте // Особенности эмоциональной сферы личности: Сборник научных трудов. - Шадринск, 2000.

Статья поступила в редакцию 10.02.10

УДК 159.9

А.А. Ярышева, соискательНГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СТАТУСАМИ ИДЕНТИЧНОСТИ

В статье представлены результаты теоретического анализа и экспериментального исследования особенностей самоотношения у подростков с различными статусами идентичности. Подростки с несформированной идентичностью склонны к негативному самоотношению.

Ключевые слова: самоотношение, идентичность, диффузия идентичности, мораторий, кризис идентичности.

Самоотношение личности - это отношение личности к собственному «Я». Особенности поведения, взаимодействия с другими людьми определяются самоотношением личности. При этом очень важен аспект самопринятия: положительное или отрицательное отношение к себе. В научной литературе существует множество понятий - элементов, которые составляют характеристику самоотношения личности. Сюда относят самоуважение, самооценку, симпатию и др., как позитивные составляющие; самообвинение, самоунижение, самонедоволь-ство и.т.д., как негативное отношение к себе. Столин В.В. определяет три аспекта положительного самоотношения: симпатия, уважение, близость [1].

Изучение самоотношений многими исследователями проходит в форме самоотчетов, самоописаний. Пантилеев С.Р. считает, что самоотчет, самоописание рассчитаны на другого человека и их характер зависит от тактики самоподачи, само-презентации. «Самоотчет являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем...» [2. с. 7]. Пантилеев С.Р. понимает самоотношение как выражение смысла «Я» для субъекта.

Изучать самоотношения, по мнению многих исследователей, нужно с точки зрения «группового семантического пространства» самоотношения. В таком пространстве, по мнению Петренко В.Ф., личностные смыслы, отношения, эмоции сливаются, и мы можем говорить об особенностях самоотношений в специфической группе [3]. Психолог Эт-кинд А.М. считает, что если исследователю «нужен инструмент проникновения в объективную реальность, личностные смыслы, систему отношений испытуемых, то вряд ли какие -либо иные свидетельства окажутся более полезными, чем самоотчеты» [4, с. 105-113].

Наиболее полными и значимыми, на наш взгляд, являются методики изучения самоотношений личности, разработанные Столиным В. В. и Пантилеевым С. Р. В основу этих исследований положено изучение самоотчета и факторный анализ структуры самоотношений. Это как бы «реконструкция пространства самоотношения» методами факторного анализа. Был использован универсальный список, перечень, который базировался на строгих процедурах построения статистически репрезентативного семантического словаря. В опроснике Столина - Пантилеева выделено восемь шкал:

• открытость - закрытость;

• самоуверенность;

• саморуководство;

• отраженное самоотношение;

• самоценность;

• самопринятие;

• внутренняя конфликтность;

• самообвинение.

Понятие самоотношение является составной частью идентичности личности. По Э.Эриксону «идентичность - это твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я», независимо от изменений «Я» и ситуации, способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития». Идентичность - это, прежде всего, показатель зрелой личности [5. с. 12].

Проблема самоотношения в связи с развитием идентичности особенно важна для подростков. При благоприятном протекании кризиса идентичности у человека в этот период наблюдается позитивное самоотношение, самопринятие себя. Он более благополучен в психологическом плане. При неблагоприятном течении кризиса формируется спутанная идентичность: молодой человек не понимает себя, ему свойственны мучительные сомнения относительно самого себя, своего места в группе, в обществе, неясностью жизненных перспектив. Самоотношение к себе характеризуется негативными установками.

Результаты изучения самоотношения как обобщенного чувства субъекта в адрес собственного «Я», т.е. оценочного измерения идентичности [6, с. 442], могут дать данные для описания степени сформированности идентичности у молодого человека.

Эмпирическую базу исследования составили данные серийного изучения молодых людей 2008-2009 года. Были обследованы выпускники 11 классов двух Новосибирских школ и студенты 1 курса НГПУ, возраст обследуемых 17-18 лет. Всего было обследовано 251 человек. Для обследования были использованы методики изучения самоотношений Столина

В.В., Пантилеева С.Р. и тест эго-идентичности (минимизированный вариант, авторы Г. и Э. Аминевы) [6, с. 463].

«Тест эго-идентичности» (минимизированный вариант) состоит из 16 утверждений, по оценкам которых выделяется 4 шкалы: диффузная идентичность, мораторий на достижение идентичности, предрешенная идентичность и достигнутая идентичность. Коэффициенты корреляции минимизированного варианта с полным: диффузия - 0,94; мораторий - 0,93; предрешенность - 0,93; достижение идентичности - 0,96 [6, с. 445].

Методика изучения самоотношения предполагает анализ ответов по 9 шкалам: осознанность «Я»; самоуважение и уверенность в себе; саморуководство и последовательность «Я»;

отраженное самоотношение; безусловное самопринятие; переживание ценности собственной личности, чувство привязанности к своему «Я»; непонимание себя; переживание конфликтности «Я»; чувство самообвинения. Эти шкалы в процессе анализа объединяют в три независимых фактора.

Первый фактор составили шкалы: внутренней честности, самоуверенности, саморуководства и отраженного самоотно-шения. Все эти шкалы выражают оценку собственного «Я» испытуемого по отношению к социально - нормативным критериям моральности, успеха, воли, целеустремленности, социального одобрения и т. д. Это дает основание интерпретировать данный фактор как самоуважение. Во второй фактор вошли три шкалы: самоценность, самопринятие и самопривя-занность. Они отражают эмоциональное отношение субъекта к своему «Я» и могут быть интерпретированы как шкалы аутосимпатии. Третий фактор, содержащий шкалы внутренней конфликтности и самообвинения, связан с негативным самоотношением и рассматривается как фактор самоуничижения.

Анализ эмпирических данных показал, что у испытуемых преобладает предрешенная идентичность (53,9%), кризис идентичности (диффузия и мораторий) переживают 24,6% (причем, в состоянии выбора находятся всего 7%) и уровень достигнутой идентичности показали 21,5%.

Диффузия идентичности характеризуется «отягощенно-стью отсутствием обязательств». Индивидуум с диффузией идентичности может переживать или не переживать кризис, но в любом случае здесь наблюдается минимум или даже отсутствие принятых ценностей или ролей, отсутствие заветной мечты. Предрешенность - состояние человека, уже утвердившегося в своих основных ориентациях. Однако, при этом отсутствуют признаки (или их очень мало) того, что они пережили кризис. Статус моратория на идентичность предполагает, что человек находится в данное время в ситуации кризиса (выбирает между альтернативами), и его предпочтения слишком слабы и неопределенны. Статус достигнутой идентичноБиблиографический список

сти относится к людям, пережившим период кризиса и сделавших определенный выбор в отношении профессиональных и идеологических целей и позиций [7, с. 241].

Результаты диагностики представлены в табл. 1. Значимость различий в результатах исследования само-отношения в группах подростков с предрешенной и достигнутой идентичностью и группах, находящихся в состоянии кризиса, была подтверждена с помощью использования критерия Фишера (Тэмп.=2,08)

Результаты нашего исследования могут интерпретироваться следующим образом: низкие значения факторов у подростков, переживающих кризис идентичности говорят о неудовлетворенности собой, своими возможностями, сомнениями в способности вызывать уважение, отсутствии тенденции искать причины поступков и результатов в себе самом. Высокие значения факторов самоотношения в группе подростков с предрешенной и достигнутой идентичностью наглядно демонстрируют отсутствие переживания кризиса, колебаний относительно выбора профессии, идеологии, анализа собственного «Я».

Таблица 1

Распределение значений факторов самоотношения у подростков с различными статусами идентичности ____________________

Предре- шенная идентич- ность Достиг- нутая иден- тичность морато- рий Диффузия идентичности

Фактор самоува- жения 18 2З 13 11

Фактор аутосим- патии 18 19 9,8 9,1

Фактор самоуни- чижения 12 12,7 б,1 7

1. Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дисс.. д-ра психологических наук. - М.,1985.

2. Пантилеев, С.Р. Методики исследования самоотношения. - М., 1993.

3. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном самосознании. - М.,1983.

4. Эткинд, А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.

5. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

6. Короленко Ц.П. Идентичность. Развитие. Перенасыщенность. Бегство / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева [и др.]. - Новосибирск, 2007.

7. Хьелл, Л., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб., 2007.

Статья поступила в редакцию 10.02.10

УДК 378: 371.1

Т. Г. Орлова, соискательНГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected] СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье анализируется социально-педагогическая деятельность, направленная на профилактику и коррекцию девиантного поведения у подростков, даются определения и обоснования отдельных составляющих процесса.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика девиантного поведения, социально-педагогическая деятельность.

Девиантное поведение, как социально-психологическое явление, возникающее в результате нарушения процесса социализации личности, приводит к нарушению ее целостности и функционирования, и проявляется в виде специфических способов самовыражения, либо в массовых формах человеческой деятельности, отклоняющихся от сложившихся в данном обществе социально-психологических, нравственных и других культурных норм и ценностей. Социально-педагогическая деятельность, направленная на социокультурное регулирование девиантного поведения, имеет следующую направленность:

1. Социально-педагогическая профилактика явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической, которая предшествует девиантному поведению), рассматри-

ваемая нами как система организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждений или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера в поведении детей и подростков.

2. Повышение уровня социальной адаптации детей и подростков, как психологического механизма развития личности, с помощью которого происходит активное приспособление индивида к определенным условиям, нормам, ценностям социальное среды.

3. Социально-педагогическая коррекция, целью которой является компенсация недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.