Научная статья на тему 'Особенности самоотношения у подростков с задержкой психического развития'

Особенности самоотношения у подростков с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2634
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ С.Р. ПАНТИЛЕЕВА / S.R. PANTILEEV'S METHOD OF SELF-ATTITUDE RESEARCH / SELF-ATTITUDE / MENTAL RETARDATION / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Светлана Андреевна

В статье представлены результаты исследования особенностей самоотношения у подростков в возрасте 12-14 лет, имеющих задержку психического развития, проведенного с помощью методики исследования самоотношения С. Р. Пантилеева на базе школы интерната VII вида г. Тулы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article devotes to the results of self-attitude characteristics research in adolescents with a mental retardation at the age of 12-14 with the S.R. Pantileev's method of self-attitude research at the base of Tula boarding-school type VII.

Текст научной работы на тему «Особенности самоотношения у подростков с задержкой психического развития»

УДК 159.923.2

Лебедева С.А. (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) Тел.: (4782) 35-56-68, e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье представлены результаты исследования особенностей самоотношения у подростков в возрасте 12-14 лет, имеющих задержку психического развития, проведенного с помощью методики исследования самоотношения С.Р. Пантилеева на базе школы-интерната VII вида г. Тулы.

Ключевые слова: самоотношение, подростки, задержка психического развития, методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева.

К настоящему моменту проблема научного исследования самоотношения в психологии является традиционной. Проблема самоотношения является важнейшим теоретическим и прикладным вопросом психологии личности. Это обусловлено тем, что ни одно из проявлений человека как сознательного субъекта не обходится без включения в эти процессы его отношения к самому себе.

В современной психологии накоплен богатый эмпирический материал, указывающий на устойчивое влияние самоотношения личности на ее самовосприятие и восприятие других людей, на ее поведение. Вместе с тем, специфика этого влияния с учетом строения самоотношения практически не исследована. Кроме того, практически нет исследований самоотношения как сложного системного образования, обладающего специфическим строением и структурой.

В то же время в отечественной и зарубежной психологии описана не только сложная структура самоотношения, но и показано его значение в формировании активной жизненной позиции, направленности личности на самовыражение и самореализацию.

В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева [6], С.Л. Рубинштейна [11], А.Г. Спиркина [13], Е.В. Шороховой [19], И.С. Кона [5], И.И. Чесноковой [18], В .В Столина [14], С.Р. Пантилеева [8, 9] и др. Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н.И. Сарджвеладзе [12].

Проблема задержки психического развития (ЗПР) является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике, т. к. теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости. Количество учеников начальных классов, испытывающих стойкие затруднения в обучении, составляет, по данным различных исследований от 5 до 11 %. Эта цифра с каждым годом увеличивается.

Исследование особенностей самоотношения подростков с ЗПР и возможностей коррекционно-развивающей работы с ними, имеющей целью формирование адекватного самоотношения, является необходимым условием оказания помощи подростку с трудностями в развитии в преодолении сложностей личностного становления, а также мерой пропедевтики психологического неблагополучия и социальной дезадаптации подростков с ЗПР.

Специальных исследований по проблеме самоотношения у детей и подростков с ЗПР небольшое количество. Среди них исследования Н.Л. Белопольской [1], И.В. Сычевич [15, 16], Т.В. Гордеевой и Г.А. Мишиной [2], Н.А. Жулидовой [3], М.Н. Кропачевой [20], О.А. Талиповой [17] и др.

В тоже время, исследование возможностей формирования позитивного самоотношения у детей с ЗПР является актуальным, что связано с его направленностью на решение одной из фундаментальных проблем специальной психологии и коррекционной педагогики - раскрытие психологических условий оптимизации процесса социальной адаптации ребенка как активного субъекта, имеющего адекватные представления о себе и владеющего необходимыми навыками саморегуляции. Наиболее благоприятным периодом для такой работы является подростковый возраст. В связи с этим становится необходимым знание и исследование особенностей феномена самоотношения у подростков с ЗПР.

В связи со всем вышесказанным, на базе ГОУ ТО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида» г. Тулы было проведено исследование, направленное на определение особенностей самоотношения у подростков с ЗПР. Однако, прежде чем приводить результаты исследования, следует рассмотреть теоретические подходы к рассмотрению самоотношения, легшие в его основу.

Единый подход к определению такого феномена, как отношение человека к себе, в современной психологии отсутствует, несмотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Одним из наиболее перспективных взглядов на данный феномен является рассмотрение самоотношения как непосредственной представленности в сознании личностного смысла «Я». Данная модель была предложена В.В. Столиным в русле концепции о личностном смысле «Я» [14].

Согласно этой модели, основой самоотношения является процесс, в котором собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации. Наиболее полно самоотношение описывается как специфическая активность субъекта в адрес своего «Я», состоящая в определенных внутренних действиях (и установках на эти действия), характеризующихся как эмоциональной спецификой, так и предметным содержанием самого действия. Например, самоуверенность (отбрасывание сомнений), самоинтерес (обращение взгляда на собственное «Я»), самообвинение и т. д. Более общим аспектом строения самоотношения, его макроструктурой являются эмоциональные компоненты - самоуважение,

аутосимпатия, близость-самоинтерес, образующие эмоциональное пространство, в котором разворачиваются соответствующие действия-установки. Наконец, наиболее общим образованием структуры является недифференцированное общее чувство «за» или «против» своего «Я», являющееся суммацией позитивных и негативных компонентов (В.В. Столин, 1983).

Согласно взглядам В.В. Столина [14], возможность существования интегрального и относительно постоянного отношения к себе заложена в самом строении самоотношения, которое как система обладает свойством аддитивности. Так, субъект с низким самоуважением может сохранять его постоянным, не стараться повышать его уровень, например, из страха неудачи, но одновременно повышать или поддерживать общее позитивное самоотношение либо выражением симпатии к себе, либо близости, либо ожиданием позитивного отношения от других. Т.е. в нормально функционирующей системе самоотношения уменьшение, например, симпатии к себе может быть скомпенсировано пропорциональным увеличением самоуважения так, чтобы интегральное отношение осталось на прежнем высоком уровне.

Итак, самоотношение в рамках подхода В.В. Столина понимается как формируемое в процессе соотнесения личностью собственных качеств с мотивами ее самореализации. В сознании субъекта самоотношение семантически оформляется (когнитивная составляющая) и переживается (эмоциональная составляющая). Когнитивная составляющая самоотношения в сознании выражается в субъективном наделении себя чертами, т.е. в самовосприятии, эмоциональная - в возникновении эмоций, чувств, направленных на самого себя. Субъект при этом относится к своему «Я» в зависимости от того, воспринимается ли оно как негативное, позитивное или конфликтное (противоречивое) условие достижения мотивов личности. Отсюда отношение человека к себе может быть позитивным («Я»-условие, способствующее самореализации), негативным («Я»-условие, препятствующее самореализации) или конфликтным («Я»-условие, в одно и то же время и способствующее и препятствующее самореализации) [1].

С.Р. Пантилеев [9] в качестве структурных компонентов самоотношения выделяет две совместно функционирующие подсистемы: «оценочную» и «эмоционально-ценностную». В качестве оценки самоотношение определяется как «самоуважение», «чувство компетентности», «чувство эффективности». В качестве эмоции самоотношение обозначается как «аутосимпатия», «чувство собственного достоинства», «самоценность», «самопринятие». Обе подсистемы находятся в отношении взаимного превращения.

Оценочная (оценочное самоотношение) и эмоционально-ценностная (эмоциональное самоотношение) подсистемы отношения к себе принципиально различны по своему содержанию. Смысл «Я» личности как субъекта тех или иных жизненных отношений обнаруживает свое выражение в этих подсистемах в различных «языках» - самооценках и эмоциональных отношениях. В основании формирования подсистем самоотношения лежат различные

психологические механизмы. Их модальности организуются в единую систему на основании разных принципов. Оценочное и эмоциональное самоотношение по-разному связаны с личностными характеристиками, занимают специфичное место в системе саморегуляции личности. Для сохранения их позитивного тона используются различные по своему содержанию механизмы психологической защиты.

Подсистемам самоотношения присуща своя, относительно независимая друг от друга, логика формирования.

Подсистемы самоотношения бимодальны по своему содержанию. Они состоят из противоположных по своему эмоциональному тону модальностей. При этом, по С.Р. Пантилееву, оценочная и эмоциональная составляющие с негативным эмоциональным тоном интегрированы в единый, относительно независимый фактор «самоуничижение».

Таким образом, исходя из общего разделения самоотношения на оценочную и эмоциональную подсистемы, его структуру можно описать как состоящую из трех компонентов: позитивного оценочного самоотношения (самоуважение), позитивного эмоционального самоотношения (аутосимпатия) и негативного самоотношения (самоуничижение). Все эти компоненты являются сложными по своему строению образованиями, включают в себя целый ряд различных по своему содержанию модальностей.

Итак, в исследовании приняли участие 7 подростков с ЗПР в возрасте от 12 до 14 лет, среди которых 4 мальчика и 3 девочки. Оно было осуществлено с помощью методики исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева [8], выбор которой обусловлен тем, что данная методика позволяет наиболее полно и с разных сторон оценить особенности самоотношения и может быть применима, начиная с подросткового возраста.

Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева позволяет сделать выводы об уровне развития и степени выраженности каждого из девяти компонентов самоотношения: саморуководства, самоуверенности, отраженного самоотношения, открытости, самопривязанности, самоценности, самопринятия, внутренней конфликтности и самообвинения.

Проведенный количественный анализ результатов по каждой из шкал самоотношения показал следующее.

Уровень выраженности открытости у 4 подростков (57 % от выборки), из которых 3 мальчика и 1 девочка, является средним. 2 подростка (29 % от выборки), из которых 1 мальчик и 1 девочка, имеют высокие показатели по шкале открытости. Только у одного из обследованных подростков (девочка), что составляет всего лишь 14 % от выборки, выявлены низкие значения по шкале открытости.

По шкале самоуверенности у 6 подростков, что составляет абсолютное большинство - 86 % от выборки (из них 3 девочки и 3 мальчика), выявлен средний уровень. Также по данной шкале у 1 из обследованных подростков (14 % от выборки; мальчик) - выявлены низкие показатели.

По шкале саморуководства высокий уровень имеют 2 подростка (29 % от выборки; девочки). У 4 подростков (57 % от выборки), из которых 3

мальчика и 1 девочка, выявлен средний уровень выраженности показателей саморуководства. Наконец, 1 подросток (14 % от выборки; мальчик) -продемонстрировал низкую выраженность саморуководства в структуре самоотношения.

По шкале отраженного самоотношения 1 подростком (14 % от выборки; мальчик) продемонстрированы высокие показатели. У остальных же испытуемых - 6 человек, что составляет 86 % от выборки, среди которых 3 мальчика и 3 девочки, - выявлен средний уровень отраженного самоотношения.

По шкале самоценности большинство подростков - 5 человек (71 % от выборки), из которых 3 мальчика и 2 девочки, - имеют средние показатели. У 2 подростков (29 % от выборки; 1 мальчик и 1 девочка) обнаружен высокий уровень самоценности.

По шкале самопринятия выявлен низкий уровень выраженности данного свойства у 1 подростка, что составляет 14 % от выборки (мальчик). У 2 подростков (29 % от выборки; девочки) обнаружен высокий уровень самопринятия. У остальных подростков (4 человека - 57 % от выборки, из которых 3 мальчика и 1 девочка) выявлен средний уровень самопринятия.

По шкале «Самопривязанность» 1 из испытуемых (14 % от выборки; мальчик) показал высокий уровень выраженности данного свойства. Остальные подростки (6 человек - 86 % от выборки; среди них 3 мальчика и 3 девочки) имеют средние значения показателя самопривязанности.

По шкале внутренней конфликтности у 100 % выборки (7 человек; 4 мальчика и 3 девочки) выявлен средний уровень выраженности данного свойства.

Наконец, по шкале «Самообвинение» абсолютное большинство испытуемых - 6 человек (86 % от выборки), из которых 3 мальчика и 3 девочки, - также продемонстрировали средний уровень выраженности данного свойства. 1 подросток (14 % от выборки; мальчик) имеет низкие показатели по данной шкале.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о степени выраженности структурных компонентов самоотношения.

Средний уровень (у 57 % от выборки) по шкале открытости свидетельствует о так называемом избирательном отношении к себе этих детей. При преодолении некоторых психологических защит актуализируются другие. Кроме того, это значит, что открытость с самими собой у данных подростков не является устойчивым образованием: относительно глубокая рефлексия в благоприятных ситуациях сменяется выраженным защитным поведением в ситуациях критических, которые актуализируют механизмы психологической защиты.

Высокие показатели по шкале открытости (у 29 % от выборки) свидетельствуют о выраженном защитном поведении личности практически в любых жизненных ситуациях. Это может говорить либо о недостаточном уровне развития навыков рефлексии, либо о сознательном нежелании раскрывать свои качества для себя самого, признавать наличие тех или иных

проблем или недостатков, что осуществляется за счет активной психологической защиты. Таким образом, эти подростки склонны избегать открытых отношений с самими собой, желая выглядеть лучше в своих глазах и в глазах окружающих.

Низкие значения по шкале открытости (у 14 % от выборки) указывают на внутреннюю честность, на достаточно развитую рефлексию, понимание себя, критичность, открытость по отношению к самому себе, готовность к осознанию себя в полной мере: как своих положительных, так и отрицательных сторон. Данный вариант является наиболее оптимальным для гармонично развивающейся личности.

Средние показатели по шкале самоуверенности (у 86 % от выборки) являются свидетельством переменной работоспособности и изменяющихся в зависимости от внешних условий ориентаций на успех или неуспех. Уверенность в себе также находится в прямой зависимости от того, насколько благоприятна ситуация вокруг. При неожиданном появлении трудностей уверенность может резко снижаться, а в замену - нарастают тревога и беспокойство. Таким образом, в неблагоприятных условиях личность теряется, вплоть до дезорганизации деятельности. Тем не менее, в привычной для себя обстановке ориентация на успех сохраняется на достаточно высоком уровне.

Низкие показатели по данной шкале (у 14 % от выборки) говорят о том, что подросток не уверен в своих возможностях, сомневается в своих способностях. Скорее всего, он не доверяет своим решениям, часто сомневается в способности преодолевать трудности и препятствия, достигать намеченные цели. С его стороны возможно избегание контактов с людьми. Вероятно глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность. Все это может провоцировать устойчивое неуважение к себе.

По шкале самоуверенности никто из обследованных подростков не продемонстрировал наиболее оптимальный вариант развития данного качества, когда человек демонстрирует устойчивую и выраженную уверенность в себе, ориентацию на успех, доволен собой, смел в общении и действиях, а проблемы и трудности не являются психотравмирующим фактором, снижающим жизненную активность личности.

Что касается шкалы саморуководства, высокий уровень выраженности данного компонента (у 29 % от выборки) самоотношения является благоприятным вариантом личностного развития. Это свидетельствует о рассматривании этими детьми себя как источника собственного развития, как регулятора своих достижений, успехов и неуспехов. Собственное «Я» ощущается как внутренний стержень, способный координировать и направлять активность в необходимое личности русло. Таким образом, эти подростки, скорее всего, считают, что они способны прогнозировать собственную деятельность, а также последствия своих поступков и контактов с окружающими людьми, переживают свою внутреннюю реальность как условие возможного сопротивления неблагоприятным факторам. Для них характерен личный контроль за происходящим в их жизни.

Средний уровень по данной шкале (у 57 % от выборки) является свидетельством того, что эти подростки в привычных условиях, в ситуации адаптированности к окружающему могут демонстрировать достаточно выраженную способность к личному контролю. Однако, когда ситуация является новой, а ее изменения - труднопрогнозируемыми, регуляционные способности «Я» ослабевают, усиливается тенденция к подчинению средовым воздействиям.

При низком уроне саморуководства (у 14 % от выборки) наблюдается ослабление механизмов саморегуляции. В трудных ситуациях подросток, скорее всего, «плывет по течению», либо рассматривая это как единственно возможный вариант, либо воспроизводя такое поведение осознанно из-за недоверия к себе, восприятия себя как недостаточно компетентной личности, способной к решению возникающих жизненных вопросов и преодолению трудностей. Основным источником происходящего в данном случае признаются внешние обстоятельства, а сам подросток - зависящим от них. Возможны два варианта отношения к причинам происходящего, таящимся в самой личности: либо их отрицание, либо - вытеснение их в подсознание. При этом такое состояние сопровождается внутренним напряжением. Все это свидетельствует о неблагоприятном пути развития данного компонента самоотношения.

Высокие показатели по шкале отраженного самоотношения (у 14 % от выборки) соответствуют человеку, который воспринимает себя принятым окружающими людьми. Он чувствует, что его любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он ощущает в себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия с окружающими, легкость установления деловых и личных контактов. Таким образом, в соответствии с данными результатами, имеющий такие показатели подросток переживает свое социальное существование как благополучное. Однако, высокая выраженность такого свойства, как отраженное самоотношение, в данном случае может свидетельствовать о завышенных, идеализированных представлениях, а также ожиданиях подростка о том, как он выглядит в глазах окружающих. Причиной этого может служить как недостаточная социальная рефлексия, так и психологическая защита личности.

Средний уровень (у 86 % от выборки) по данной шкале говорит об избирательности восприятия отношения к себе других людей. А именно: подростки осознают, что одни качества их личности способны вызвать положительное отношение окружающих, в то время как другие -отрицательное отношение и непринятие. Такой уровень отраженного самоотношения свидетельствует о достаточно выраженной социальной рефлексии.

По итогам анализа результатов по шкале отраженного самоотношения ни у кого из испытуемых не обнаружено негативного представления о себе как субъекте социальных взаимоотношений.

Средний показатели по шкале самоценности (у 71 % от выборки) снова характеризуют избирательное и достаточно дифференцированное отношение к себе по поводу ценности собственного «Я». Другими словами, эти подростки способны высоко оценивать одни свои качества и признавать их уникальность и ценность, но склонны недооценивать ряд других качеств, что может провоцировать негативные личностные тенденции, среди которых ощущение малоценности, некомпетентности, личной несостоятельности.

Высокий уровень самоценности (у 29 % от выборки) значит, что подростки склонны высоко оценивать свой потенциал, воспринимать себя как неповторимую, уникальную и личность, что обеспечивает уверенность в себе.

Низкие показатели самоценности не обнаружены ни у одного из испытуемых, что говорит о положительных результатах, полученных по данной шкале.

Низкие показатели по шкале самопринятия (у 14 % от выборки) указывают на общий негативный фон восприятия себя, излишнюю самокритичность и отсутствие достаточно выраженной симпатии к себе, которая проявляется лишь эпизодически. Подросток, в связи с осознанием своих недостатков и слабостей и осознанной критикой в свой адрес, склонен воспринимать себя негативно, что может иметь проявление в самых разных формах: от описания себя в комическом свете до самоуничижения.

Высокий уровень самопринятия (у 29 % от выборки), напротив, характеризует тенденцию воспринимать себя позитивно во всей полноте личностных свойств и поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Эти подростки, скорее всего, ощущают симпатию к себе и ко всем качествам своей личности. Свои недостатки они могут считать продолжением достоинств. При этом неудачи и конфликтные ситуации не дают им основания для того, чтобы считать, себя плохим человеком.

Средний уровень самопринятия (у 57 % от выборки) свидетельствует о субъективной избирательности отношения к себе, характеризующей тенденцию принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки (как реальные, так и мнимые).

Высокий уровень выраженности самопривязанности (у 14 % от выборки) является свидетельством его неготовности к каким-либо личностным изменениям. По мнению С.Р. Пантилеева [8], такие показатели по данной шкале отражают высокую ригидность «Я»-концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования. Помехой для самораскрытия может быть также высокий уровень личностной тревожности, предрасположенность воспринимать окружающий мир как угрожающий самооценке.

Средние значения по шкале самопривязанности (у 86 % от выборки) вновь указывают на избирательность самоотношения к качествам своей личности. Подростки стремятся к изменению лишь некоторых своих личностных свойств и качеств, при желании сохранить другие. В целом, это

является свидетельством устойчивой «Я-концепции», при этом допускающей в определенной степени изменения, способствующие лучшей адаптации во внешней среде.

Высокой готовности к личностным изменениям ни у кого из испытуемых обнаружено не было. С одной стороны, это является показателем недостаточной открытости новому опыту, с другой - показателем удовлетворенности собой.

Средний уровень по шкале внутренней конфликтности (у 100 % выборки) определяет зависимость определенных сомнений, противоречий, внутренних несогласий с самим собой, а также выраженности тенденций к самокопанию и саморефлексии от обстоятельств, степени адаптированности ко внешним условиям. Т. е. в привычных ситуациях у обследованных подростков наблюдается общий положительный фон отношения к себе, но, как только появляются те или иные неблагоприятные факторы, внутренняя конфликтность начинает стремительно расти, порождая многочисленные сомнения и неуверенность в своих силах.

Средний уровень по шкале самообвинения (у 86 % от выборки) указывает на сочетание как обвинения себя за те или иные проступки, так и выражения гнева, досады, обиды в адрес окружающих людей. Такой уровень выраженности самообвинения способствует сохранению устойчивой положительной «Я»-концепции в условиях достаточно развитой саморефлексии, однако не без использования некоторых механизмов психологической защиты.

Низкие показатели по данной шкале (у 14 % от выборки) обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Наблюдается активная психологическая защита «Я». Удовлетворенность собой достигается через перенос вины и ответственности на окружающих.

Ни у кого из испытуемых не обнаружено тенденции к принятию в конфликтных ситуациях всей ответственности на себя, к самообвинению самопорицанию, обусловленной негативным фоном самовосприятия и влекущей установление внутреннего напряжения.

Таковы результаты качественного анализа показателей выраженности компонентов самоотношения у исследуемой группы подростков.

Однако, методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева, дает также возможность определить структуру самоотношения личности: преобладание и степень выраженности факторов-модальностей самоотношения - самоуважения, аутосимпатии, самоуничижения. Для определения структуры самоотношения личности результаты, полученные по каждой из шкал самоотношения, были сгруппированы по трем факторам-модальностям: фактору самоуважения соответствуют шкалы саморуководства, самоуверенности, отраженного самоотношения и открытости; фактору аутосимпатии соответствуют шкалы самопривязанности, самоценности и самопринятия; фактору самоуничижения соответствуют шкалы внутренней конфликтности и самообвинения.

Результирующий уровень выраженности факторов-модальностей считался равным наиболее частотному значению выраженности компонентов самоотношения, входящих в его состав. В случаях равного количества различных значений выраженности компонентов самоотношения в составе одного фактора, уровень выраженности фактора-модальности приравнивался к большему значению. В случаях, когда в составе одного фактора присутствовали полярные уровни выраженности его компонентов (высокий и низкий), их результирующее значение считалось средним.

Исходя из данных, полученных в ходе количественно-качественного анализа результатов по каждой из шкал, взятой в отдельности, можно сделать некоторые выводы о структуре самоотношения подростков данной группы в целом.

Такой параметр самоотношения, как самоуважение, у большинства опрошенных подростков, а именно у 5 человек (71 % от выборки), из которых 3 мальчика и 2 девочки, имеет средние значения. У 2 подростков (29 % от выборки), из которых 1 мальчик и 1 девочка, уровень самоуважения высокий. Низкого уровня самоуважения не выявлено. Следовательно, у данной группы подростков уровень самоуважения в целом соответствует нормальным показателям. В то же время высокие показатели по данному параметру могут говорить как о действительном принятии себя как достойной уважения личности, так и о повышенном влиянии механизмов психологической защиты.

Показатели аутосимпатии имеют средние значения уже у 86 % испытуемых от общей выборки: ее средний уровень отмечается у 6 подростков (из них 4 мальчика и 2 девочки). Такие показатели вполне могут быть присущи гармонично развивающей личности, однако при неблагоприятных обстоятельствах позитивный фон самоотношения, присущий подростку в условиях адаптированности и благополучия, может быть подвергнут изменениям в худшую сторону, что безусловно скажется на качестве жизнедеятельности. 1 подросток (девочка) - 14 % от выборки -продемонстрировал высокий уровень аутосимпатии, что говорит о безусловном принятии себя и положительном эмоциональном самоотношении в любых жизненных ситуациях, независимо от внешних условий и неблагоприятных факторов.

Наконец, уровень самоуничижения у 100 % опрошенных подростков (7 человек; 4 мальчика и 3 девочки) является средним, что характеризует достаточно высокую зависимость от факторов окружающего мира, в первую очередь - от неблагоприятных, в результате воздействия которых на личность получают развитие негативные тенденции в самовосприятии и самоотношении.

Таким образом, можно сделать вывод, что, не смотря на достаточно благоприятные, в целом, показатели по всем компонентам, у группы обследованных подростков с ЗПР отмечается одна ясно определяемая особенность самоотношения, проявляющаяся в четкой тенденции к зависимости от внешних факторов: новизны обстоятельств, степени прогнозируемости событий и результатов действий, уровня адаптированности к

окружающим условиям, степени благоприятности воздействия тех или иных факторов.

Таким образом, несмотря на достаточно благоприятные показатели самоотношения, есть четко отслеживаемая тенденция его зависимости от внешних факторов. Самоотношение принявших в исследовании подростков с ЗПР имеет неустойчивый характер. Самопринятие не является полным и безусловным. Уровень самоотношения даже при довольно позитивных, на первый взгляд, характеристиках в большинстве случаев не является следствием наиболее благоприятного варианта развития личности и, следовательно, не соответствует социальной норме. Все это позволяет сделать вывод о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы, которая помогла бы сформировать позитивное самоотношение у подростков с задержкой психического развития, тем самым создавая возможности успешной адаптации личности к неблагоприятным факторам социальной действительности.

Литература

1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: Когито-Центр, 2009. 192 с.

2. Гордеева Т.В., Мишина Г.А. Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у ребенка с задержкой психического развития // Дефектология. 2005. № 1. С. 47-51.

3. Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. № 4. С. 17-23.

4. Колышко А.М. Психология самоотношения. Гродно: Изд-во ГрГУ, 2004. 102 с.

5. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл : Академия, 2005. 352 с.

7. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. М.: Флинта : Наука, 2010. 392 с.

8. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.

9. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991. 100 с.

10. Психология самосознания / авт.-сост. Т.Г. Волкова. М.: Директ-Медиа, 2013. 296 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

12. Сарджвеладзе Н.И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: Мицниереба, 1974. С. 308-315.

13. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.

14. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.

15. Сычевич И.В. Исследование самооценки младших школьников с задержанным и нормальным развитием в разных условиях обучения // Дефектология. 2006. № 4. С. 69-78.

16. Сычевич И.В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения // Дефектология. 2008. № 3. С. 31-39.

17. Талипова О.А. Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.10. Нижний Новгород, 2007. 247 с.

18. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

19. Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М.: СОЦЭКГИЗ, 1961. 364 с.

20. Кропачева М.Н. Психологические особенности самоотношения у младших школьников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.10. Нижний Новгород, 2010. 25 с.

Lebedeva S.A.

THE ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION SELF-ACCEPTANCE

The article devotes to the results of self-attitude characteristics research in adolescents with a mental retardation at the age of 12-14 with the S.R. Pantileev's method of self-attitude research at the base of Tula boarding-school type VII.

Keywords: self-attitude, mental retardation, adolescents, S.R. Pantileev's method of self-attitude research.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.