shows that teenagers, included into ethnic groups with different ethnosocial status, are characterized by significantly different relationship to their ego.
Key words: self-treatment, identity, ethnic group, ethnosocial status, ethnicity, socialization, adolescence/teen-age.
А.В. Миронов, асп/ ЮГУ, г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ -ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНОСТАТУСНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП
Представлены результаты эмпирического исследования самоотношения подростков представителей разностатусных этнических групп. Выявлены особенности содержательных характеристик самоотношения и его структуры у подростков доминирующей этнической группы и этнических меньшинств. Показано, что подростки, включенные в этнические группы с разным этносоциальным статусом, характеризуются наличием значимо различающегося отношения к своему «Я».
Ключевые слова: самоотношение, самосознание, этническая группа, этносоциальный статус, этническая социализация, подростковый возраст.
Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения.
В отечественной психологии самоотношение принято рассматривать в качестве одного из видов отношений личности (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, А.Е. Ше-розия и др.), либо в качестве эмоционального компонента в структуре самосознания (В.В. Столин, С. Р. Пантилеев, И.И. Чеснокова, Е.Т. Соколова и др.) [1-8].
В.В. Столин определяет самоотношение как основной компонент самосознания, проявляющийся в сознательном когнитивном восприятии и оценке индивидом самого себя, как систему устойчивых мнений и чувств в адрес собственного «Я» [5].
На формирование самоотношения влияет большое количество факторов. И.И. Чеснокова выделяет две группы наиболее существенных из них. В первую группу включены собственные достижения в различных сферах деятельности, оценка этих достижений человеком и соотнесение своей оценки с оценкой общественной и значимых для человека людей. Во вторую группу будет входить отношение других людей к данному человеку как к личности [7]. В особенности отношение с родителями и значимыми взрослыми. Необходимо так же отметить, что факторы тесно взаимосвязаны между собой, и их достаточно сложно разграничить [8; 9; 10].
Система самоотношения является полифункциональной. Отношение к себе играет важную роль в формировании целостности личности и ее самосознания, в активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом, относясь к себе, субъект способен регулировать и контролировать свою деятельность. Саморегуляция подразумевает положительное, эмоционально устойчивое отношение в совместной деятельности и общении между индивидами.
От степени согласованности и уровня направленности системы самоотношения будет во многом зависеть успешность личностной и социальной адаптации в стремительно изменяющихся условиях жизнедеятельности человека, а так же возможность реализации личностью своего потенциала.
Самоотношение являясь структурным компонентом самосознания, подчиняется законам и правилам его формирования. Сама структура представляет собой совокупность устойчивых связей ее элементов, предполагает сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних изменениях, она строится внутри порождающей ее системы - той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность [11], в частности принадлежность к определенному этносу. Следовательно, на формирование самоотношения большое влияние будут оказывать особенности этнической социализации - освоение индивидом духовных ценностей и опыта только того этноса, к которому он принадлежит [12].
К сожалению, несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека гласит о равных достоинствах и правах человека вне зависимости от национальной принадлежности, в нашем обществе этнические различия носят статусный характер. Это относительно незаметно во многих ситуациях на уровне общения, но в определенных условиях может приобретать принципиальное значение, в частности оказывать влияние на формирование, как отдельных компонентов, так и самосознания личности в целом [13; 14].
Необходимо уточнить, что статус этнической группы в современных социальных науках определяется не только (и не столько) количественным составом этноса, сколько его положением (подчинение/доминирование), в иерархии общества. Группой этнического большинства принято считать сообщество людей, обладающих властью, влиянием и большей частью ресурсов относительно других групп. При таком определении группы меньшинств занимают подчиненное положение в социальной структуре общества.
Если принадлежность к этнически доминирующей группе, как правило, формирует ощущение своей значимости, уверенности и защищенности, то принадлежность к группе этнических меньшинств может сопровождаться негативным самосознанием и ненавистью к самим себе в результате интернализации негативных взглядов доминантного общества [15; 16].
Такая интернализация вредна для психологического здоровья, негативно влияет на формирование личности и на дальнейшее социальное и личностное самоопределение человека. Особую актуальность приобретают исследования само-отношения в подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит становление самосознания [7; 17], и именно от личности подрастающего поколения во многом зависит процветание народа, уровень достижения материальной и духовной культуры, будущее социально-демографическое состояние страны, нации.
Таким образом, становится очевидной необходимость исследования особенностей самоотношения представителей разностатусных этнических групп, результаты которого позволят, во-первых, расширить научные знания о данном феномене, во-вторых, могут лечь в основу разработки программ по коррекции и гармонизации системы самоотношения личности.
Данные положения определили цель нашего исследования - изучение особенностей системы самоотношения личности представителей этнических групп имеющих разный этносоциальный статус в структуре общества.
Материал и методы исследования. Выборочная совокупность исследования составила 88 человек, для анализа результатов были выделены две группы. В первую группу вошли представители русской национальности, представляющие в нашем исследовании группу этнического большинства, во вторую представители коренных малочисленных народов Севера (КМНС) (ханты и манси), представляющие группу
этнического меньшинства. Национальность участников исследования определялась по их самоотчетам. Количество участников исследования в первой группе составило 48 человек, во второй 40 человек, что соответствует требованиям эмпирических этнопсихологических исследований при изучении феноменов связанных с личностью, количество опрашиваемых в таком случае должно быть не меньше 30-50 человек в каждой сравниваемой группе [18].
В нашем исследовании, мы объединяем народы ханты и манси, учитывая их схожие социокультурные, бытовые, экономические основы жизни, условия этнической социализации, а так же их групповой статус, занимаемый в обществе, не отрицая при этом этнической уникальности каждого народа. В пользу объединения так же выступили результаты сравнительного анализа по всем шкалам используемой методики, в результате которого не было выявлено ни одного статистически значимого отличия между данными этническими группами.
Исследование проводилось на территории Ханты-Мансийского автономного округа-ЮГРЫ в сельских поселениях Казым Белоярского района и Саранпауль Березовского района, городском поселении Приобье Октябрьского района в период с сентября 2009 по ноябрь 2010 года.
В качестве диагностического инструментария была использована «Методика исследования самоотношения» (МИС)
С. Р. Пантилеева . Разработка представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизированного самоотчета, направленный на исследование комплекса факторов отношения к себе. В качестве шкал выступают 9 факторов, которые наиболее существенно характеризуют самоотношение как чувство в адрес собственного «Я»: Закрытость-открытость, Самоуверенность, Саморуководство, Отраженное самоотношение, Самоценность, Самопринятие, Самопривязанность, Внутренняя конфликтность, Самообвинение.
В методике можно выделить три независимых и хорошо интерпретируемых вторичных фактора.
Первый фактор составляют шкалы внутренней честности, самоуверенности, саморуководства и отраженного самоотно-шения. В один фактор их объединяет то, что все эти шкалы выражают оценку собственного «Я» респондента по отношению к социально-нормативным критериям моральности, успеха, воли, целеустремленности, социального одобрения и т. п. Это дает основание интерпретировать данный фактор как самоуважение.
Во второй фактор входят три шкалы: самоценность, са-мопринятие и самопривязанность. Эти шкалы не связаны ни с социално-нормативными критериями, ни с теми или иными чертами личности и характера объекта. Они в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение к субъекта к своему «Я» и могут быть интерпретированы как шкалы аутосимпатии.
Третий фактор, содержащий шкалы внутренней конфликтности и самообвинения, связан с негативным самоот-ношением и получил название самоуничижения [19].
Обработка, анализ и интерпретация данных исследования проводилась с использованием методов математической статистики. Методы отбирались в соответствии с поставленной целью и, а так же учетом характеристики выборки и переменных. В результате в качестве методов были использованы: Параметрический критерий t-Стьюдента для независимых выборок для определения специфики различий средних значений двух генеральных совокупностей. Коэффициент корреляции r-Пирсона для изучения взаимосвязи переменных, измеренных на одной и той же выборке.
Все вычисления производились на персональном компьютере с помощью программного пакета «SPSS for Windows Version 12».
Результаты и их обсуждение. В результатах обеих исследуемых групп параметры самоотношения выражены на среднем, нормативном уровне, отсутствуют завышенные и заниженные показатели (рис. 1).
Параметры самоотношения Рис. 1. Параметры самоотношения подростков разных этнических групп
У подростков представителей КМНС самые высокие показатели наблюдаются по параметрам «саморуководство» и «самопривязанность». Саморуководство является одной из важных характеристик самоотношения связывающее чувство ответственности, готовности к активности и переживания «Я». Переживание своего собственного «Я» как внутреннего
стержня, интегрирующего и организующего личность, деятельность и общение зависит от таких качеств как уверенность, самостоятельность и воля. По мнению Крупника Е.П. саморуководство играет существенную роль в регуляции человеком своего поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми. Саморуководство побуждает этносы
прикладывать большие усилия для саморегуляции, способности противостоять судьбе и сложившимся обстоятельствам [20].
Высокие значения по шкале «самопривязанность» отражают нежелание представителей КМНС меняться на фоне общего положительного отношения к себе, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного «Я» (даже в лучшую сторону). Тенденции к сохранению такого образа является одним из защитных механизмов самосознания.
В группе русских подростков выделяются высокие значения показателя «самоценность», они достаточно высоко ценят свою личность и проявляют большой интерес к своему внутреннему миру. Так же достаточно высокие значения получили такие аспекты как «самоуверенность», «саморуководство» и «самопривязанность».
Необходимо заметить, что самые низкие показатели получены по шкале «самопринятие» это характерно не только для русских подростков, но и для подростков представителей КМНС. В основе данного аспекта самоотношения лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Аспект связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе. Таким образом, можно сделать вывод, что подростки относятся к себе с определенной долей критичности, видят свои недостатки и в связи с этим могут переживать чувство неудовлетворенности собой. Подобное отношение подростков к себе, может быть связано с их возрастными особенностями. Так, например Д.И. Фельдштейн отмечает, что критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается потребностью в общем положительном от-
ношении к себе как личности со стороны значимого для него окружения [21].
Результаты сравнения по аспектам самоотношения, показывают, что, в целом отношение к себе подростков КМНС не существенно отличается от самоотношения их русских сверстников. Достоверные различия обнаружены всего по двум шкалам «самоуверенность» ^= 2,786, Р < 0,01) и «самоценность» ^= 2,526, Р < 0,01), по остальным параметрам и обобщенным факторам значения схожи, либо различаются, но статистически незначимо, как например показатель «конфликтности».
Подростки представители этнического большинства обладают более высоким уровнем самоуверенности, которая характеризуется отношением к себе как уверенному, самостоятельному, волевому человеку. Для них характерна более высокая социальная приспособленность, социальная смелость и более низкий уровень внутренней напряженности. Так же у русских подростков выше интерес к своему внутреннему миру, значимость и ценность своего «Я».
Уже было отмечено что, параметры самоотношения выражены на среднем, нормативном уровне, отсутствуют завышенные и заниженные показатели во всех группах. Эти выводы были сделаны на основе расчетов среднего арифметического. Такой способ расчета усредняет значения по параметрам самоотношения и не позволяет определить его полюс (позитивный/негативный) для каждого участника исследования в отдельности. Поэтому для определения направленности системы отношения к себе каждого респондента было определено преобладание того или иного обобщенного фактора модальности в структуре самоотношения подростков представителей разностатусных этнических групп (рис. 2).
□ Самоуважение
□ Аутосимпатия
] Самоуничижение
КМНС Русские
Рис. 2. Ведущий фактор в структуре самоотношения подростков среди КМНС и русских
В группе русских подростков преобладают участники исследования с позитивным тоном самоотношения. Так доля респондентов с доминирующим фактором «самоуважение», который связан со стремлением к социально желательному образу «Я» составила 37,5%. Незначительно меньшее количество респондентов с доминированием фактора «аутосимпатия», он встречается у 33,3%. В данном факторе фиксируется содержание самоотношения на основе эмоционального чувства привязанности и расположенности к себе. В отличие от самоуважения он не связан со стремлением к социально желательному образу «Я», и даже, наоборот, за счет положительного эмоционального отношения к себе индивид может более честно и открыто к себе относится. Реже всего в данной группе встречаются участники исследования с доминированием фактора «самоуничижение» 29,2% от числа опрошенных.
В группе подростков КМНС, напротив, у большинства респондентов доминирует фактор «самоуничижение» 47,5%, то есть почти у половины подростков представителей этнических меньшинств отмечается негативный эмоциональный тон самоотношения. Такой тип людей склонен к обвинению себя в
промахах, неудачах, собственных недостатках, для них характерно чрезмерное самокопание и рефлексия, наличие внутренних противоречий, сомнений, несогласия с собой. Эти чувства могут сопровождаться внутренней напряженностью и тревожностью, низкой самооценкой, фрустрированностью ведущих потребностей. «Аутосимпатия» и «самоуважение» в качестве ведущих факторов в системе самоотношения встречаются у 32,5% и 20% подростков КМНС соответственно.
С целью более подробного изучения структуры самоот-ношения был проведен корреляционный анализ показателей аспектов самоотношения в исследуемых выборках.
У подростков представителей КМНС число статистически значимых (от г=0,001 до от г=0,044) корреляционных связей между аспектами самоотношения равно 13, что составляет 36% от общего количества возможных взаимосвязей. Структура самоотношения схематично представлена на рис. 3, из которого отчетливо видны взаимосвязи между факторами «самоуважение» и «аутосимпатия», фактор «самоуничижение» довольно слабо вписывается в структуру взаимосвязей и занимает обособленную позицию.
Симпатия к себе у таких подростков достаточно сильно зависит от обобщенной самооценки, в особенности от отношения к себе как к уверенному, надежному и уважаемому человеку, ощущение силы собственного «Я», влияет на эмоциональный внутренний комфорт, вызывает чувство удовлетворенности собой и симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями. Слабая связь факторов задаю-
Самоуважение
щих положительный тон самоотношению, с фактором «самоуничижение», показывает, что рост аспектов самоуважения и аутосимпатии, не способствует смягчению негативизма по отношению к себе, возможно именно с особенностями строения структуры связано высокое количество подростков КМНС с негативным тоном самоотношения.
Avto симпатия
Самоуничижение
Рис. 3. Схема корреляционных взаимосвязей аспектов самоотношения в группе подростков представителей КМНС. Здесь и далее условные обозначения: 1 - «открытость»; 2 - «самоуверенность»; 3 - «саморуководство»; 4 - «зеркальное Я»; 5 - «самоценность»; 6 - самопринятие»; 7 - «самопривязанность»; 8 - «конфликтность»; 9 - «самообвинение». Прямые связи обозначены сплошной линией, обратные связи пунктирной.
Самоуважение
Avto симпатия
Самоуничижение
Рис. 4. Схема корреляционных взаимосвязей аспектов самоотношения в группе русских подростков
Снижение отрицательных эмоций в адрес своего «Я» в симпатию и уважение у других людей. Несмотря на то, что данной группе возможно лишь за счет представлений субъек- данный аспект связан с предвосхищаемым, отраженным отта о том, что его личность и деятельность способна вызвать ношением других людей, С. Р. Пантилеев отмечает о возмож-
8З
ной связи данного параметра самоотношения с реальными отношениями, демонстрируемыми другими людьми. Так, эмоционально-окрытый и приверженный групповым нормам субъект, не склонный к асоциальному поведению и хорошо контактирующий с другими, действительно вызывает положительное отношение окружающих, что и отражается в его самоотношении [6].
В группе подростков представителей этнического большинства число статистически значимых (от г=0,001 до от г=0,038) корреляционных связей между аспектами самоотношения равняется 17, что составляет 47,2% от общего количества возможных взаимосвязей. Структура самоотношения по сравнению со сверстниками из группы этнического меньшинства является более сложной (рис. 4).
Сильную выраженность в структуре имеет фактор «самоуважение», а компоненты «аутосимпатии» связаны между собой слабо. В отличие от предыдущей группы появляется взаимосвязь между компонентами входящими в факторы «аутосимпатия» и «самоуничижение». Таким образом, снижение негативного тона самоотношения происходит не только за счет позитивной глобальной самооценки, но и за счет положительной оценки своего «Я» по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира.
Выводы
1. В группе подростков представителей этнического большинства преобладают респонденты с позитивным тоном самоотношения, а в группе этнических меньшинств с негативным тоном.
2. Подростки, представляющие этнические группы с разным этносоциальным статусом в структуре общества, значимо различаются по параметру отношения к самому себе. Подростки представители этнического большинства обладают более высоким уровнем самоуверенности, чем их сверстники из группы этнических меньшинств. Они лучше адаптируются к изменяющимся социальным условиям и сильнее проявляют интерес к своему внутреннему миру.
3. Самоотношение подростков представителей разностатусных этнических групп обладает разной структурой. Структура самоотношения у представителей этнического большинства является более сложной. Снижение негативного тона самоотношения происходит за счет позитивной глобальной самооценки, и положительной оценки своего «Я» по внутренним интимным критериям духовности. У подростков представляющих группу этнического меньшинства симпатия к себе достаточно сильно зависит от обобщенной самооценки, рост аспектов самоуважения и аутосимпатии, не способствует смягчению негативизма по отношению к себе.
Библиографический список
1. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей. - Л.: Госиздат, 1924.
2. Мясищев, В.Н. Психология отношений. - М.: ИПП; - Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.
3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Прогресс, 1983.
4. Шерозия, А.Е. Психика, сознание, бессознательное. - Тбилиси. : Мецниереба, 1979.
5. Столин, В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983.
6. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: МГУ, 1991.
7. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977.
8. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: МГУ, 1989.
9. Айварова, Н.Г. Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (на примере марийского этноса): дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2001.
10. Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития. - Великий Новгород: НовГУ, 2008.
11. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2004.
12. Крысько, В.Г. Этническая психология. — М.: Академия, 2004.
13. Савва, М.В. Этнический статус в молодежной среде // Социологические исследования. - 1992. - № 7.
14. Дробижева, Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.
15. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.
16. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.
17. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.
18. Резников, Е.Н. Методические проблемы этнической психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2005.
19. Пантилеев, С. Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993.
20. Крупник, Е. П. Национальное самосознание. - М.: МПСИ, 2006.
21. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982.
Bibliography
1. Lazurskii, A.F. Classification of personalities. - L.: Gosizdat, 1924
2. Myasishev, V.N. Psychology of relations. - M.: IPP; - Voronezh: NPO MODEK, 1995
3. Leontiev, A.N. Activities. Consciousness. Personality. - M.: Progress, 1983
4. Sheroziya, A.E. Psyche, consciousness, unconscious. - Tbilisi: Metsniereba, 1979
5. Stolin, V.V. Pesonality self-consciousness. - M.: MGU, 1983.
6. Pantileyev, S.R. Self-attitude as an emotional-evaluative system. - M.: MGU, 1991
7. Chesnokova, I.I. The problem of self-consciousness in psychology. - M.: Nauka, 1977
8. Sokolova, E.T. Self-consciousness and self-evaluation of the personality with anomalies - M.: MGU, 1989.
9. Aivarova, N.G. Ethno-psychological features of the self-attitude of the teenagers brought up in the families (Mari ethnos): thesis for a Candidate’s Degree in Psychology. - Kazan, 2001
10. Arkhireyeva, T.V. Critical self-attitude of junior schoolchildren and factors of its development. - Velikii Novgorod: NovGU, 2008.
11. Mukhina, V.S. Age psychology: fenomenology of development, childhood, teens. - M.: Akademia, 2004.
12. Krys’ko, V.G. Ethnic psychology. - M.: Akademia, 2004.
13. Savva, M.V. Ethnic status in the youth milieu // Sociological research. - 1992. - №7
14. Drobizheva, L.M. Social problems of interethnic relationships in post-Soviet Russia. - M.: Center of Human Values, 2003.
15. Erikson, E. Identity: youth and crisis. - M.: Progress, 1996.
16. Soldatova, G.U. Psychology of interethnic tension. - M.: Smysl, 1998.
17. Bozhovitch, L.I. Personality development problems. - M.: Institute of practical psychology, Voronezh: NPO MODEK, 1997
18. Reznikov, E.N. Methodological problems of ethnic psychology. - M.: Psychology Institute of Russia’s Academy of Science, 2005.
19. Pantileyev, S.R. Methodology of self-attitude research. - M.: Smysl, 1993.
20. Krupnik, E.P. National self-awareness. - M.: MPSI, 2005
21. Feldshtein, D.I. Psychological basis of teenagers’ social useful activities. - M.: Pedagogy, 1982.
Статья поступила в редакцию 18.02.2011