Научная статья на тему 'Исследование особенностей самоотношения подростков'

Исследование особенностей самоотношения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5137
698
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
САМОПОЗНАНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / ПОДРОСТОК / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / SELF-KNOWLEDGE / SELF-RELATION / TEENAGER / PSYCHOLOGICAL HEALTH / SUBJECTIVE WELLBEING / PSYCHODIAGNOSTIC TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева Инна Геннадиевна

В статье обосновано самоотношение как база формирования самооценки, рефлексии, уровня притязаний личности. Выдвинуто предположение, что самоотношение личности оказывает регулирующее влияние на деятельность и поведение подростка, его развитие, и будет проходить успешно при специально организованных психологических условиях. Для изучения особенностей самоотношения подростков использовался комплекс взаимодополняющих психодиагностических методик: методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева; методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования; методика Т. В. Дембо С. Я. Рубинштейн и др. Автором рассматриваются условия развития самоотношения подростков; выявляются связи показателей самоотношения и психологического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF FEATURES OF THE TEENAGERS'' SELF-RELATION

In article the author proved the self-relation as base of formation of a self-assessment, reflection, level of claims of the personality, made the assumption that the self-relation of the personality exerts the regulating impact on activity and behavior of the teenager, his development, and will successfully pass under specially organized psychological conditions. For studying of features of the self-relation of teenagers the author used the complex of complementary psychodiagnostic techniques: S. R. Pantileev's technique of research of the self-relation; technique of studying of a self-assessment by means of ranging procedure; T. V. Dembo's technique S. Ya. Rubenstein, etc. The author considered conditions of development of the self-relation of teenagers; communications of indicators of the self-relation and psychological wellbeing come to light.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей самоотношения подростков»



УДК 159.9.07 10.20310/1810-231Х-2016-15-2-87-93

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Андреева Инна Геннадиевна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-mail: inna20gig@rambler.ru

В статье обосновано самоотношение как база формирования самооценки, рефлексии, уровня притязаний личности. Выдвинуто предположение, что самоотношение личности оказывает регулирующее влияние на деятельность и поведение подростка, его развитие, и будет проходить успешно при специально организованных психологических условиях. Для изучения особенностей самоотношения подростков использовался комплекс взаимодополняющих психодиагностических методик: методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева; методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования; методика Т. В. Дембо -С. Я. Рубинштейн и др. Автором рассматриваются условия развития самоотношения подростков; выявляются связи показателей самоотношения и психологического благополучия.

Ключевые слова: самопознание, самоотношение, подросток, психологическое здоровье, субъективное благополучие, психодиагностические методики

В отечественной и зарубежной психологической литературе самоотношение понимается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой - создает главные предпосылки для формирования саморегуляции и саморазвития [1-3]. Самоотношение как компонент Я-концепции лежит в основе формирования самооценки, рефлексии, уровне притязаний, и определяется такими понятиями, как самоуважение, аутосимпатия, которые преломляются в положительное или отрицательное отношение к самому себе [4].

В формировании самоотношения критическим выступает подростковый возраст (И. С. Кон, В. С. Мухина, И. И. Чеснокова, Д. И. Фельдштейн и др.) [5: 6]. Особенности развития личности в этот период во многом определяют и последующий жизненный путь. В этом возрасте наиболее четко проступают все особенности психической сферы ребенка и проявляются результаты родительского воспитания. Как считают многие авторы, самоотношение является ведущим фактором психологического здоровья детей подросткового возраста [7].

Мы полагаем, что важнейшей детерми-нантой психологического здоровья является самоотношение личности, оказывающее регулирующее влияние на деятельность и поведе-

ние подростка и его развитие будет проходить успешно при специально организованных психологических условиях. В соответствии с задачами исследования в работе были использованы такие общепсихологические методы, как наблюдение, беседа, эксперимент. Для изучения особенностей самоотношения подростков использовался комплекс взаимодополняющих психодиагностических методик: методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантилеева; шкала субъективного благополучия; методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования.

При эмпирическом исследовании особенностей самоотношения детей подросткового возраста мы исходили из структуры изучаемого феномена. Изучая особенности самоотношения по шкалам МИС (С. Р. Пантилеев), мы выявили следующее. При факторизации матриц интеркорреляций значения шкал определяются три независимых фактора:

- самоуважение - в данный фактор вошли значения шкал: открытость (внутренняя честность), самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я (отражение самоотношения). Совокупность значений шкал выражает оценку собственного Я испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению;

- аутосимпатия - в данный фактор вошли: самоценность, самопринятие и самопривязанность. Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему Я;

- внутренняя неустроенность - данный фактор содержит шкалы, фиксирующие внут-

Особенности самоотношения

реннюю конфликтность, самообвинение, и связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения.

Показатели третьего фактора могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респондента в психологической помощи.

Таблица 1

детей подросткового возраста

Группа Открытость самоуверенность саморуководство Зеркальное Я самоценность самопринятие самопривязанность Внутренняя конфликтность самообвинение

5,00 5,00 6,00 3,00 4,00 3,00 4,00 5,00 6,00

6,00 7,00 7,00 6,00 7,00 5,00 5,00 4,00 3,00

6,00 6,00 5,00 5,00 7,00 5,00 5,00 5,00 4,00

7,00 6,00 6,00 6,00 7,00 5,00 7,00 1,00 2,00

8,00 8,00 8,00 6,00 7,00 7,00 7,00 3,00 3,00

6,00 7,00 7,00 6,00 3,00 4,00 6,00 5,00 6,00

7,00 5,00 8,00 6,00 7,00 9,00 7,00 5,00 6,00

6,00 8,00 9,00 6,00 7,00 7,00 8,00 3,00 5,00

6,00 7,00 8,00 6,00 10,00 6,00 5,00 4,00 4,00

1 6,00 10,00 8,00 6,00 9,00 8,00 9,00 3,00 2,00

5,00 4,00 4,00 4,00 4,00 3,00 5,00 6,00 6,00

5,00 4,00 5,00 6,00 7,00 6,00 6,00 5,00 4,00

5,00 7,00 8,00 5,00 7,00 8,00 7,00 5,00 4,00

8,00 10,00 8,00 4,00 4,00 8,00 8,00 4,00 4,00

5,00 7,00 6,00 3,00 4,00 5,00 4,00 8,00 8,00

6,00 5,00 7,00 3,00 4,00 5,00 4,00 7,00 8,00

6,00 5,00 4,00 6,00 6,00 3,00 5,00 5,00 6,00

5,00 5,00 7,00 6,00 7,00 7,00 7,00 4,00 4,00

8,00 5,00 8,00 7,00 9,00 8,00 6,00 4,00 3,00

4,00 4,00 5,00 5,00 7,00 7,00 3,00 7,00 10,00

6,00 7,00 10,00 6,00 9,00 6,00 7,00 5,00 4,00

7,00 8,00 6,00 6,00 8,00 7,00 6,00 4,00 5,00

5,00 6,00 6,00 6,00 7,00 8,00 6,00 6,00 4,00

5,00 6,00 4,00 6,00 8,00 6,00 2,00 5,00 4,00

6,00 4,00 5,00 4,00 3,00 3,00 2,00 6,00 10,00

6,00 5,00 7,00 4,00 6,00 6,00 5,00 5,00 6,00

4,00 7,00 4,00 4,00 6,00 5,00 6,00 6,00 6,00

4,00 3,00 5,00 3,00 6,00 5,00 5,00 4,00 4,00

5,00 7,00 4,00 5,00 10,00 5,00 4,00 5,00 6,00

2 6,00 7,00 7,00 6,00 9,00 7,00 5,00 6,00 3,00

5,00 4,00 4,00 8,00 9,00 6,00 7,00 6,00 3,00

6,00 7,00 6,00 6,00 10,00 5,00 9,00 4,00 2,00

6,00 7,00 8,00 9,00 9,00 7,00 10,00 3,00 2,00

5,00 4,00 6,00 7,00 9,00 8,00 7,00 5,00 3,00

6,00 5,00 8,00 4,00 7,00 5,00 7,00 5,00 4,00

5,00 4,00 5,00 4,00 5,00 7,00 7,00 6,00 4,00

6,00 4,00 7,00 5,00 3,00 7,00 3,00 9,00 9,00

8,00 7,00 8,00 4,00 7,00 5,00 5,00 5,00 6,00

6,00 4,00 6,00 6,00 6,00 5,00 7,00 5,00 4,00

6,00 4,00 8,00 4,00 7,00 6,00 1,00 7,00 8,00

При анализе независимых факторов мы выявили уровни развития в каждой из групп.

Для определения категорий испытуемых мы выявили и проанализировали баллы, набранные подростками, находящиеся на границах нормы и отличные от нее. Таким образом, по двум группам испытуемых мы наблюдаем схожие результаты. Большая часть подростков показала результаты, входящие в диапазон «нормальных» (рис. 1 и 2). Однако, как в первой, так и во второй группах, примерно в

одинаковом количестве, есть дети с низким уровнем самоуважения и негативным эмоциональным отношением к себе, психологической неустойчивостью и дезадаптацией. Эти подростки не обладают эффективными способами саморегуляции и адекватной самооценкой, у них возможны проявления агрессии и аутоагрессии, зависимого и асоциального поведения. Эта группа детей нуждается в психологической помощи и коррекции самоотношения.

Самоуважение Аутосимпатия 0%

0% 10% 28% 50% 8%

62% И 42%

низкое среднее высокое ■ низкая ■ средняя ■ высокая

Внутренняя

неустроенность

15%

63%

22%

шзкая средняя высокая

Рис. 1. Анализ результатов по методике МИС (данные по I группе)

Самоуважение

0% 9%

29%

62%

низкое среднее высокое

Аутосимпатия

0%

низкая средняя высокая

13% Внутренняя

неустроенность

22%

0%

65%

низкая средняя высокая

Рис. 2. Анализ результатов по методике МИС (данные по II группе)

Следующим этапом нашей работы являлось изучение самооценки с помощью процедуры ранжирования. По результатам данной методики, мы провели сравнительный анализ (в процентном соотношении). Как видно из рисунка 3, уровень самооценки подростков при сравнении двух групп значительно разнится. Самооценка испытуемых второй группы почти в два раза ниже, чем в первой. Данное различие необходимо проверить с помощью процедур сравнительного анализа, является ли оно достоверным и статистически значимым. Но уже по результатам данной ме-

тодики мы можем предположить, что подростки второй группы менее уверены в себе, считают себя «на ступень» ниже своих сверстников. Дети с низкой самооценкой редко бывают лидерами в группе, они меньше проявляют социальную активность, часто замкнуты и одиноки. Однако самооценка в подростковом возрасте ситуативна, неустойчива и подвержена внешним воздействиям. Она может колебаться в зависимости от требований и условий ситуации. Поэтому мы будем анализировать результаты по данной методике в совокупности с другими.

Самооценка группы 1

■ низкая ■ средняя ■ высокая

Рис. 3. Анализ са

Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью. Понятие субъективного благополучия тесно связано с обыденным пониманием счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.

Мы полагаем, что феномен субъективного благополучия является одним из показателей психологического здоровья - субъективным отражением психологического здоровья. В нашем исследовании мы попытаемся выявить связь критериев самоотношения и психологического благополучия (табл. 2).

Мы выявили количественное соотношение субъективно благополучных и неблагополучных подростков в группах.

Из полученных данных (табл. 2, рис. 4.) мы выявили, что большая часть испытуемых вполне удовлетворены своей жизнью и эмоционально стабильны, однако отнюдь не всегда. Они не имеют серьезных проблем и эмоциональных переживаний, связанных с ними, но их ощущение счастья и благополучия зависит от ситуации и неустойчиво. Лишь малая часть подростков испытывает эмоциональный комфорт. Таким детям легче даются социальные контакты, они открыты и уверены в себе, не имеют затруднений при решении проблем, оптимистично настроены и уравновешены. Так же мы увидели значительную часть подростков (25 % и 20 %), испытывающих эмо-

Самооценка группы 2

низкая средняя высокая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20%

44%

36%

енки подростков

циональный дискомфорт. Они не способны адекватно смотреть на жизненные ситуации и справляться со стрессами, неустойчивы и де-задаптивны. Этим детям необходима помощь в развитии адаптивных способов поведения и решения проблем, повышение уверенности в себе и своих силах, их необходимо научить принимать и использовать помощь извне, так как зачастую такие подростки социально замкнуты и упрямы.

Подводя итог по всему первичному психодиагностическому исследованию, можно сказать, что у большинства подростков преобладает средний уровень самооотношения,

Таблица 2

Соотношение субъективно благополучных детей подросткового возраста

Группа 1 Группа 2

8,00 3,00

5,00 5,00

7,00 8,00

6,00 6,00

4,00 10,00

9,00 7,00

4,00 4,00

7,00 5,00

5,00 7,00

3,00 5,00

7,00 8,00

7,00 5,00

3,00 5,00

4,00 4,00

9,00 7,00

5,00 4,00

4,00 9,00

4,00 7,00

2,00 4,00

9,00 7,00

8,00 5,00

Рис. 4. Сравнение субъективного благополучия подростков

Субъективное благополучие группы 1

э мощюна льный ко мф орт ■ умеренное субъективное благополучие э моциона льный диско мф орт

Субъективное благополучие группы 2

э мощ юна льный ко мф орт ■ умеренное субъективное благополучие э моциона льный диско мф орт

который сочетает достаточно высокий уровень самоуважения и аутосимпатии, эмоциональный дискомфорт и низкую самооценку. Это еще раз подтверждает то, что самоотношение в подростковом возрасте динамично и ситуативно, оно пластично и поддается коррекции.

Получив и проанализировав данные первичного исследования, мы провели статистический анализ на достоверность, значимость результатов и их взаимную обусловленность.

Для нахождения статистически значимых различий между группами, мы воспользовались:

а) обработкой данных с применением ^ критерия Стьюдента для двух независимых выборок, который выявляет статистически значимую разницу между средними значениями по шкалам;

б) непараметрическим критерием Манна-Уитни, который можно считать более чувствительным при нахождении различий в не-

больших выборках, благодаря ранжированию данных.

Для удобства отображения данных, мы ввели сокращенное обозначение шкал: О (отрицание), СУ (самоуверенность), СР (саморуководство), ЗЯ (зеркальное Я), СЦ (самоценность), СП (самопринятие), СПв (самопривязанность), К (внутренняя конфликтность), СОб (самообвинение), СО (самооценка), СБ (субъективное благополучие).

Таблица 3

Сравнение средних по ^критерию Стьюдента

шкала t Значимость (2-сторонняя)

О ,645 ,523

СУ 1,521 ,135

СР ,736 ,466

ЗЯ -,263 ,794

СЦ -,817 ,418

СП ,644 ,523

СПв ,607 ,547

К -,660 ,513

СОб ,164 ,871

СО 1,293 ,203

СБ -,532 ,597

Таблица 4

Сравнение выборок по критерию Манна-Уитни

О СУ СР ЗЯ СЦ СП СПв К СОб СО СБ

Статистика U Манна-Уитни 232,500 195,500 213,000 244,500 219,000 222,000 231,500 210,500 244,500 189,000 224,000

Асимпт. знч. (двухсторонняя) ,673 ,201 ,387 ,895 ,467 ,512 ,667 ,351 ,897 ,159 ,546

По результатам двух сравнительных анализов не было выявлено статистически значимых различий между группами, что говорит об однородности результатов исследования. В связи с этим, для выявления значимой связи субъективного благополучия с показателями самоотношения, мы ис-

По данным корреляционного анализа мы обнаружили наличие статистически значимой связи на уровне (р < 0,001) и (р < 0,005) между фактором субъективного благополучия и такими показателями самоотношения, как: самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение и самооценка (табл. 5).

Необходимо напомнить, что исходя из интерпретации данных по методике «Шкала субъективного благополучия», субъективное благополучие тем выше, чем ближе полученный результат приближается к 1. Поэтому, несмотря на то, что связь со шкалами самоценность, самопринятие, самопривязанность и самооценка - отрицательная, то есть обратная, уровень субъективного благополучия будет увеличиваться с увеличением показателей по выше упомянутым шкалам. И на-

пользовали всю совокупность полученных данных.

Для выявления наличия, а также направления и силы линейной связи между показателями самоотношения и субъективного благополучия мы воспользовались процедурой корреляционного анализа.

оборот, чем выше уровень субъективного благополучия, тем реже будут проявляться самообвинение и внутренние конфликты.

Исходя из данных, полученных с помощью корреляционного анализа, мы выявили следующие факторы, влияющие на уровень субъективного благополучия детей подросткового возраста, а значит на уровень психологического здоровья: самопринятие, самопривязанность, самооценка, самоценность, самообвинение и внутренняя конфликтность. Описание этих показателей в полном объеме представлен выше.

Эмпирический анализ полученных данных позволил нам выделить следующие психологические условия развития самоотношения как фактора психологического здоровья:

- усиление когнитивного аспекта самоотношения как фактора психологического здоровья детей подросткового возраста;

Таблица 5

Корреляционный анализ

О СУ СР ЗЯ СЦ СП СПв К СОб СО СБ

О Коэф. Кор. 1,000 ,309* ,542** ,116 -,029 ,031 ,226 -,475** -,186 ,300* -,197

Знч. (2-сторон) ,039 ,000 ,450 ,848 ,838 ,135 ,001 ,220 ,045 ,195

СУ Коэф. Кор. ,309* 1,000 ,433** ,221 ,334* ,194 ,317* -,418** -,242 ,364* -,245

Знч. (2-сторон) ,039 ,003 ,145 ,025 ,202 ,034 ,004 ,109 ,014 ,104

СР Коэф. Кор. ,542** ,433** 1,000 ,133 ,158 ,364* ,359* -,343* -,153 ,493** -,286

Знч. (2-сторон) ,000 ,003 ,385 ,299 ,014 ,016 ,021 ,316 ,001 ,057

ЗЯ Коэф. Кор. ,116 ,221 ,133 1,000 ,660** ,433** ,473** -,389** -,585** ,353* -,284

Знч. (2-сторон) ,450 ,145 ,385 ,000 ,003 ,001 ,008 ,000 ,018 ,059

СЦ Коэф. Кор. -,029 ,334* ,158 ,660** 1,000 ,461 ,319* -,285 -,573** ,221 -,313*

Знч. (2-сторон) ,848 ,025 ,299 ,000 ,001 ,032 ,058 ,000 ,145 ,036

СП Коэф. Кор. ,031 ,194 ,364* ,433** ,461** 1,000 ,429** -,052 -,317* ,388** -,405**

Знч. (2-сторон) ,838 ,202 ,014 ,003 ,001 ,003 ,732 ,034 ,009 ,006

СПв Коэф. Кор. ,226 ,317* ,359* ,473** ,319* ,429** 1,000 -,514** -,660** ,508** -,525**

Знч. (2-сторон) ,135 ,034 ,016 ,001 ,032 ,003 ,000 ,000 ,000 ,000

К Коэф. Кор. -,475** -,418** -,343* -,389** -,285 -,052 -,514** 1,000 ,611** -,391** ,336*

Знч. (2-сторон) ,001 ,004 ,021 ,008 ,058 ,732 ,000 ,000 ,008 ,024

СОб Коэф. Кор. -,186 -,242 -,153 -,585** -,573** -,317* -,660** ,611** 1,000 -,365* ,443**

Знч. (2-сторон) ,220 ,109 ,316 ,000 ,000 ,034 ,000 ,000 ,014 ,002

СО Коэф. Кор. ,300* ,364* ,493** ,353* ,221 ,388** ,508** -,391** -,365* 1,000 -,545**

Знч. (2-сторон) ,045 ,014 ,001 ,018 ,145 ,009 ,000 ,008 ,014 ,000

СБ Коэф. Кор. -,197 -,245 -,286 -,284 -,313* -,405** -,525** ,336* ,443** -,545** 1,000

Знч. (2-сторон) ,195 ,104 ,057 ,059 ,036 ,006 ,000 ,024 ,002 ,000

инициирование эмоционально-ценностного самоотношения за счет диалогично-сти в общении и в моделируемых ситуациях;

- возрастание роли собственного опыта в регуляции деятельности и поведения в условиях образовательного процесса.

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.

2. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

4. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.

5. Кочеткова Т. Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук Хабаровск, 2007.

6. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989

7. Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. М., 2009.

References

1. Berns R. Razvitiye Ya-kontseptsii i vospitaniye [Development of the I-concept and education]. M.,1986.

2. Stolin V. V. Samosoznaniye lichnosti [Consciousness of the personality]. M., 1983.

3. Chesnokova I. I. Problema samosoznaniya v psikhologii [Consciousness problem in psychology]. M., 1977.

4. Pantileev S. R. Samootnosheniye kak emot-sional'no-otsenochnaya sistema [Self-relation as emotional and estimated system]. M., 1991.

5. Kochetkova T. N. Spetsifika vidov samoot-nosheniya lichnosti v zavisimosti ot vyrazhennosti emotsional'nykh i kognitivnykh komponentov [Specifics of types of the self-relation of the personality depending on expressiveness of emotional and cognitive components]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk Khabarovsk, 2007.

6. Fel'dshtejn D. I. Psikhologiya razvitiya lichnosti v ontogeneze [Psychology of the personality development in ontogenesis]. M., 1989.

7. Formirovaniye lichnosti starsheklassnika [Formation of the identity of the senior high school student] / pod red. I. V. Dubrovinoj. M., 2009.

* * *

RESEARCH OF FEATURES OF THE TEENAGERS' SELF-RELATION

Andreeva Inna Gennadievna

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: inna20gig@rambler.ru

In article the author proved the self-relation as base of formation of a self-assessment, reflection, level of claims of the personality, made the assumption that the self-relation of the personality exerts the regulating impact on activity and behavior of the teenager, his development, and will successfully pass under specially organized psychological conditions. For studying of features of the self-relation of teenagers the author used the complex of complementary psychodiagnostic techniques: S. R. Panti-leev's technique of research of the self-relation; technique of studying of a self-assessment by means of ranging procedure; T. V. Dembo's technique - S. Ya. Rubenstein, etc. The author considered conditions of development of the self-relation of teenagers; communications of indicators of the self-relation and psychological wellbeing come to light.

Key words: self-knowledge, self-relation, teenager, psychological health, subjective wellbeing, psychodiagnostic techniques

Об авторе:

Андреева Инна Геннадиевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

About the author:

Andreeva Inna Gennadievna, Candidate of Psychology, Associate Professor Social and Pedagogical Formation Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.