Научная статья на тему 'Позитивное самоотношение как критерий толерантности старших школьников'

Позитивное самоотношение как критерий толерантности старших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
692
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / САМОПРИНЯТИЕ / АУТОСИМПАТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Масловец О. А.

Статья посвящена проблемам формирования терпимости во время обучения современных молодых людей. Автор исследует явление позитивного самоотношения, описывает результаты проведенного эксперимента, который был нацелен на улучшение самоотношения старших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Масловец О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позитивное самоотношение как критерий толерантности старших школьников»

Масловец О.А.

Позитивное самоотношение как критерий толерантности старших школьников

На протяжении долгой истории человечество пережило много катаклизмов, причинами которых являлась неспособность людей мириться с непохожими на них взглядами, образом жизни, менталитетом. В наши дни, когда мир становится целостным социумом, изменяется мера оценки «своих» и «чужих», проблема терпимого отношения к непохожим на нас людям становится все более актуальной. Если раньше непонятное и неприемлемое существовало где-то далеко, не затрагивало нас напрямую, то сегодня, благодаря современным коммуникационным технологиям, оно непосредственно вторгается в нашу жизнь, требует незамедлительной реакции. В таком тесном взаимодействии резко возрастает опасность отторжения, вражды, прямых столкновений. Отвести такую опасность могут только культура и навыки высокой толерантности.

В настоящее время проблема формирования толерантности у подрастающего поколения является одной из важнейших задач современного образования. Осуществление на практике официально декларируемых принципов мирного сосуществования возможно лишь при наличии у значительной массы людей соответствующих представлений, убеждений, поведенческих установок. Именно поэтому образованию отводится особая роль в утверждении толерантности в современном обществе.

Принимая во внимание тот факт, что для ранней юности наиболее значимыми моментами становления личности становится формирование личностной ценностной структуры и отношения к себе, а толерантность является одним из компонентов ценностной структуры личности, мы предполагаем, что одним из критериев эффективного формирования толерантности у старших школьников может стать положительное самоотношение.

«Человек - мера всех вещей», - отмечает К.Я. Вазина в своей работе, поэтому для построения отношений с миром ему, прежде всего, необходимо познать себя как «измерительный инструмент» [3, с. 43].

Именно проявлением отношения к самому себе называет нравственные характеристики поведения человека по отношению к другим людям Д.А. Белухин [2, с. 264].

«Мы терпимы к окружающим настолько, насколько мы терпимы к себе, -отмечает в своей работе М. Николс, - мы не можем терпеть в других то, что не выносим в себе» [6, с. 118]. Уважение к себе, находим мы у автора, принятие собственных эмоций рождает глубокое уважение достоинства другого человека и способность услышать и понять переживания другого.

Подобное мнение высказывают Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. Толерантность, отмечают авторы, по отношению к другим национальностям, культурам проявляется благодаря становлению толерантности к себе [9].

Незнание себя и своей культуры, полагает А.Г. Асмолов, также может служить источником интолерантности. Автор отмечает, что оценка тех или иных поступков через призму эталонов своей культуры или через выработанные мерки о нормах поведения в другой культуре приводит к неадекватному восприятию других людей [1, с. 300].

Г. Оллпорт выделял в качестве критериев толерантной личности знание самого себя, критичность к самому себе, знание своих достоинств и недостатков [7].

Толерантная личность, отмечает О. О. Кащенко, - это личность, понимающая себя и окружающих людей, но не отказывающаяся от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов [5, с. 37]. Мы согласны лишь с первой частью этого определения, т.к. только понимая себя, можно научиться понимать других людей. Но человек, неспособный отказаться от своих взглядов и идеалов, вовсе не является толерантным, это характеристики, наоборот, ригидной, негибкой личности.

Похожую точку зрения высказывает и В.В. Глебкин. Основная установка толерантного сознания, по его мнению, состоит в восприятии себя как принципиально незавершенного существа, для которого опыт взаимодействия с другими людьми является одним из определяющих моментов в осознании своей целостности. Эта идея автора существенно расширяет понимание феномена толерантности. Истоки интолерантности, согласно этой теории, состоят в собственной ограниченности личности [5].

Таким образом, в работах многих авторов прослеживается взаимосвязь между становлением положительного отношения личности к себе и опытом толерантного отношения к другим людям. Все это позволяет нам выделить в качестве одного из критериев сформированности толерантности позитивное самоотношение.

Исследования толерантности старших школьников в процессе изучения иностранного языка (китайского) проводились на базе МОУ СОШ №14 г. Благовещенска Амурской области. В констатирующем и формирующем эксперименте принимали участие учащиеся 10А и 11А классов с изучением китайского языка в количестве по 54 человек.

Для изучения самоотношения старшеклассников нами была использована методика изучения самоотношения С. Р. Пантилеева (МИС) [8].

Опросник основан на принципе стандартного самоотчета и позволяет определить выраженность отдельных аспектов самоотношения. Данная методика состоит из 57 утверждений и 9 шкал: 1- закрытость - открытость; 2 - самоуверенность; 3 -саморуководство; 4 - отраженное самоотношение; 5 - самоценность; 6 - самопринятие; 7 - самопривязанность; 8 - внутренняя конфликтность - 9 - самообвинение. Шкалы объединяются в факторы модальности: самоуважение, аутосимпатия, самоуничижение.

Шкалы объединяются в три значимых фактора (факторы второго порядка): самоуважение, аутосимлатия, самоуничижение.

На основе разработанной автором структуры самоотношения нами были выделены соответствующие показатели по критерию «положительное самоотношение» - самоуважение, аутосимпатия, самопонимание (отсутствие внутренней конфликтности).

Первый фактор (самоуважение) по содержанию определяется следующими шкалами: саморуководство, самоуверенность, закрытость, отраженное самоотношение. Самоуважение предполагает процесс оценки себя по сравнению с некоторыми социально значимыми критериями, нормами, эталонами, представлениями «о благополучном и эффективном индивиде», заложенными в идеальный образ "Я" субъекта.

Второй обобщенный фактор (аутосимпатия) составили такие шкалы как самопринятие, самопривязанность, самоценность. Данный фактор связан с самоотношением на основе эмоционального чувства привязанности и расположенности

к себе. Третий фактор (самоуничижение) составили такие шкалы как самообвинение и внутренняя конфликтность. Данный фактор отражает негативное отношение к себе.

Анализ результатов факторов второго порядка в констатирующем эксперименте позволяет характеризовать самоотношение как позитивное при средних и выше среднего значениях факторов самоуважения и аутосимпатия, а также как негативное и конфликтное при низких значениях самоуважения и аутосимпатии и высоких значениях фактора самоуничижения (Таблица 1).

Таблица 1

Количественные распределения параметров самоотношения в контрольной и экспериментальной группах, в %

Название фактора Уровень выраженности факторов в %

Низкий Средний Высокий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Саморуководство 28,57 19,23 39,28 34,60 32,14 46,15

Самоуверенность 35,71 38,46 17,85 19,23 42,85 42,30

Открытость 28,57 30,76 42,85 26,92 28,57 42,30

Отраженное 42,85 30,76 42,85 53,84 14,28 15,38

самоотношение

Самопривязанность 10,71 15,38 10,71 19,23 78,57 65,38

Самоценность 14,28 19,23 32,14 30,76 53,57 50

Самопринятие 14,28 38,46 39,28 30,76 46,42 30,76

Самообвинение 75 46 17,85 19,25 7,14 30,76

Самопонимание 53,57 53,84 32,14 15,38 14,28 30,76

КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа

Средние значения по фактору «саморуководство» имеют 39,28 % КГ и 34,60 % ЭГ испытуемых, высокие значения по данному фактору имеют 32,14% КГ и 46,15% ЭГ испытуемых, это указывает на то, что испытуемый считает самого себя источником активности. Ребята отчетливо переживают собственное «Я», как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение. Низкие значения по данному фактору имеют 28,57% КГ и 19,23% ЭГ испытуемых. Низкие значения данного фактора отражают представление испытуемого о том, что его личность, характер и деятельность не вызывают у других уважение, симпатию, одобрение и понимание.

Лишь 17,85% КГ и 19,23% ЭГ испытуемых имеют средний уровень "самоуверенности", это характеризует их как людей уверенных в себе с положительным самоотношением, 42,85% КГ и 42,30 % ЭГ испытуемых имеют высокие значения по данной шкале, что указывает на самоуверенность, высокое самоотношение, ощущение силы своего «Я». 35,71% КГ и 38,46% ЭГ испытуемых имеют низкие значение по фактору "самоуверенность", что указывает на веру испытуемого в подвластность его «Я» внешним обстоятельствам, неудовлетворенность своими возможностями, ощущение слабости.

Для 42,85% КГ и 26,92% ЭГ испытуемых характерным является средний уровень по шкале «открытость», 28,57% КГ и 30,76% ЭГ имеет низкий уровень по этой шкале, что свидетельствует о критичности, глубоком осознании себя, внутренней честности и открытости, свойственной испытуемым, тогда как 28,57% КГ и 42,30% ЭГ испытуемых

имеют высокие значения по шкале «открытость», для данных испытуемых характерны комфортность, поверхностное проникновение в себя или выраженная мотивация социального одобрения.

У 42,85 % КГ и 53,84% ЭГ испытуемых отмечается средний уровень по фактору «отраженное самоотношение». Лишь для 14,28 % КГ и 15,38% ЭГ испытуемых характерен высокий уровень данного фактора, что отражает представление субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание и т.п. Важно подчеркнуть, что речь идет не о действительном отношении других людей, а о предвосхищаемом, отраженном отношении других людей, то есть о самоотношении самого субъекта. Низкий уровень по этому фактору имеют 42,85% КГ и 30,76% ЭГ, что свидетельствует о том, что испытуемые не питают иллюзий по поводу способности вызвать у других людей положительное отношение, уважение, одобрение.

Для 10,71 %КГ и 15,38% ЭГ испытуемых характерен низкий уровень по фактору "самопривязанность", что свидетельствует о желании изменений, неудовлетворенности собой, тяге к соответствию идеальным представлением о себе. Средний уровень «самопривязанности» имеют 10,71 % КГ и 19,23 % ЭГ испытуемых, т.е. не желают изменяться по отношению к наличному состоянию, отрицают возможность и желательность развития собственного «Я» (даже в лучшую сторону). У 78,57% КГ и 65,38% ЭГ испытуемых отмечаются высокие значения по фактору «самопривязанность» - это указывает на общий положительный фон отношения к себе, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному образу «Я».

Для 14,28 % КГ и 19,23% ЭГ старшеклассников характерны низкие значения по фактору «самоценность», что говорит о сомнении испытуемого в ценности собственной личности, недооценке своего духовного «Я», отстраненности и безразличия к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру, средний уровень по фактору «самоценность» имеют 32,14 % КГ и 30,76 % ЭГ испытуемых. Для 53,57% КГ и 50% ЭГ испытуемых характерен высокий уровень по фактору «самоценность», это указывает на ощущение ценности собственной личности и на предполагаемую ценность своего «Я» для других. Фактор отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства.

Для 14,28 % КГ и 38,46 % ЭГ испытуемых характерен низкий уровень «самопринятие», это указывает на слабое чувство симпатии к себе, на низкий уровень согласия со своими внутренними побуждениями. Средний уровень по фактору «самопринятие» имеют 39,28 % КГ и 30,76 % ЭГ испытуемых; высокий уровень по фактору «самопринятие» имеют 46,42 % КГ и 30,76% ЭГ испытуемых, что свидетельствует о чувстве симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Фактор связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе.

По фактору «самообвинение» данные распределились следующим образом: для 75% КГ и 46% ЭГ характерен низкий уровень; для 17,85 % КГ и 19,25 % ЭГ характерен средний уровень самообвинения, что свидетельствует об отсутствии отрицательных эмоций в адрес своего «Я» у испытуемых; высокий уровень самообвинения показали

7,14% КГ и 30,76% ЭГ испытуемых, что означает готовность поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные неудачи и в целом отрицательные эмоции в адрес своего «Я».

В результате статистической обработки данных по критерию Манна-Уитни значимых различий в контрольной и экспериментальной группах в начале формирующего эксперимента выявлено не было.

Обработав данные по фактору 8, отражающему глобальное самоотношение, учащиеся контрольной и экспериментальной групп были распределены по следующим типам самоотношения: позитивное самоотношение, самоотношение с тенденцией к позитивному, негативное самоотношение (рис 1).

70 60 50 40 30 20 10 0

Г? А О

□ контрольная группа

■ эксперименталь ная группа

позитивное самоотношение негативное самоотношение с тенденцией к самоотношение позитивному

Рис.1. Распределение учащихся контрольной и экспериментальной групп по типам самоотношения, в %

По результатам формирующего эксперимента нами были определены изменения по параметрам «позитивного самоотношения» в контрольной и экспериментальной группах (таблица 2).

Таблица 2

Количественные распределения параметров самоотношения в контрольной и экспериментальной группах, в %

Название фактора Уровень выраженности факторов в %

Низкий Средний Высокий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Саморуководство 14,28 7,69 32,14 46,15 53,57 46,15

Самоуверенность 21,42 19,23 25,00 19,23 53,57 61,53

Открытость 32,14 23,07 35,71 19,23 32,14 57,69

Отраженное самоотношение 32,14 23,07 53,57 53,58 14,28 23,07

Самопривязанность 21,42 11,53 17,85 15,38 60,71 73,07

Самоценность 39,28 15,38 21,42 34,61 39,28 50

Самопринятие 32,14 19,23 42,85 38,46 25 42,30

Самообвинение 60,71 65,38 28,57 15,38 10,71 19,23

Самопонимание 39,28 23,07 17,85 23,07 42,85 53,84

Данные таблицы 2 свидетельствуют о положительной динамике по всем шкалам в экспериментальной группе. Для определения значимости различий применялся непараметрический критерий Манна-Уитни. Значимые различия в контрольной и экспериментальной группах были выявлены по следующим шкалам: фактор 8 -глобальное самоотношение (и=202, 0000 при р <0,003122); отраженное самоотношение (и= 249,5000 при ра"0,047457); самопринятие (и= 236,0000 при ра"0,027649); самообвинение (и= 245,0000 при р^'0,046553); самопривязанность (и= 244,0000 при pd"0,037763). Каждая из этих шкал входит в состав факторов второго порядка, обозначенных нами как показатели позитивного самоотношения, о чем было сказано выше.

Обработав данные по фактору 8, отражающему глобальное самоотношение, учащиеся контрольной и экспериментальной групп в результате формирующего эксперимента были распределены следующим образом по типам самоотношения (рис. 2):

120 100 80 60 40 20 0

96,15

Ь/,00 1

17,85 14,3

0 3,85

□ контрольная группа

■ экспериментальная группа

позитивное самоотношение с негативное самоотношение тенденцией к самоотношение позитивному

Рис.2. Распределение учащихся контрольной и экспериментальной групп по типам самоотношения, в %

Преобладание высоких и средних уровней по всем шкалам, кроме самообвинения, и низких уровней по шкале самообвинение говорит о преобладании в целом позитивного самоотношения старшеклассников экспериментальной группы к себе.

Человек с позитивным самоотношением осознает свое собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность, деятельность и общение с другими людьми, отражает отношение к себе как к надежному, уверенному в себе и самостоятельному человеку. Личность такого человека, его поведение способно вызвать уважение и понимание у других людей, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что и сам человек будет с таким же уважением и вниманием относиться к другим людям. Эмоциональное чувство привязанности к себе, признание духовной ценности своей личности характерное для людей с положительным самоотношением будет являться залогом такого же эмоционально-ценностного отношения к другим людям. Умение объективно анализировать ситуацию, прежде чем обвинить во всех промахах и неудачах себя, неразрывно связано с умением объективно оценивать все «плюсы» и «минусы» сложных ситуаций общения с другими людьми.

Существенные сдвиги могли произойти вследствие случайных факторов либо под влиянием целенаправленной педагогической деятельности. Если различие в уровнях показателей между учащимися экспериментальной и контрольной групп существенно, то в соответствии с и-критерием Манна-Уитни оно не может быть объяснено случайными причинами и является следствием специально организованной деятельности, заключающейся в обеспечении культуроведческой направленности обучения, способствующей приобщению учащихся старших классов к национальной и иноязычной культуре.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов.- М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.- 416 с.

2. Белухин Д. А. Личностно-ориетированная педагогика: Учебное пособие [Текст] / Д. А. Белухин.- М.: РАО МПСИ, 2005. - 439 с.

3. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека [Текст] / К.Я. Вазина. - М.: Изд-во: Мос. гос. ун -т печати, 2002. - 145 с.

4. Глебкин В. В. Мир в зеркале культуры: Учебно- методическое пособие [Текст] / В. В. Глебкин. - М.: Добросвет, 2000. - 225 с.

5. Кащенко О.О. Формирование толерантности подростков в учреждении дополнительного образования [Текст]: дис. ...канд. пед. наук (13.00.01) / О.О. Кащенко. - Магнитогорск: Маг. Гос. Ун-т, 2004. - 190 с.

6. Николс М. Как преодолеть непонимание и улучшить взаимоотношения [Текст] / М. Николс. - М.: ЭКСМО, 2003.- 315 с.

7. Оллпорт Г.В. Личность в психологии [Текст] / Г. Оллпорт .- М.: «Ювента», СПб.: «КСП+», (При участии психологического центра «Ленато»,СПб.),1998. - 345 с.

8. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система [Текст] / С. Р. Пантилеев // Спецкурс. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с.

9. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для детей и подростков. [Текст] / Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. - М.: 2000. -345 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.